Автосамосвал

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как карьерный автосамосвал повышенной грузоподъемности. Автосамосвал содержит кузов 4 с днищем и боковыми бортами с козырьками 5, который имеет возможность опрокидывания для разгрузки вперед и назад, и шасси, на котором укреплена кабина для управления. Кабина для управления размещена под кузовом и выполнена в виде двух соединенных переходным туннелем рабочих мест 9 и 10 на противоположных сторонах шасси, совпадающих с направлениями разгрузки. Оба рабочих места могут быть размещены под днищем кузова или под козырьком одного из боковых бортов кузова. Возможен также вариант, при котором одно из рабочих мест кабины размещено под козырьком правого, а второе рабочее место - под козырьком левого бокового борта кузова. Изобретение повышает экономичность и надежность. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как элемент карьерного автосамосвала повышенной грузоподъемности.

Уже известны автосамосвалы повышенной грузоподъемности, например автосамосвалы семейства “БелАЗ”, в том числе и “БелАЗ-75501” грузоподъемностью 280 тонн (журнал “Автомобильный транспорт” №1 за 1993г.), содержащие установленную на шасси с ведущими передними и задними мостами одинаковой грузоподъемности переднюю кабину. Кузов этого автосамосвала нависает своим днищем над задним мостом и разгружается только путем опрокидывания назад.

Однако из-за невозможности движения обратным ходом по дорогам карьера и опрокидывания кузова в направлении следования происходят большие потери времени (до 30-50% при подъезде с тупиковым разворотом) на маневры перед пунктом погрузки и разгрузки, большой износ автосамосвала.

Известна также конструкция автосамосвала, содержащая кузов с днищем и боковыми бортами с козырьками, который имеет возможность опрокидывания для разгрузки вперед и назад, и шасси, на котором укреплена кабина для управления. Такой автосамосвал описан в патенте США №4141591 от 27.02.1979. Кабина этого самосвала выполнена подвижной и при каждом опрокидывании кузова перемещается в сторону, противоположную направлению разгрузки. Перемещение кабины согласно патенту осуществляется либо путем шарнирного крепления ее к одному из плеч рычага, ось которого находится в средней части рамы, либо путем установки кабины на рельсы, проложенные вдоль шасси. Такая конструкция снижает экономичность самосвала (из-за необходимости энергетических затрат на частые перемещения кабины) и его надежность (из-за введения дополнительных механизмов перемещения кабины и механизмов сопряжения органов управления и приборов контроля с исполнительными механизмами и датчиками).

Целью настоящего изобретения является создание автосамосвала, кузов которого может опрокидываться вперед и назад, повышенной экономичности и надежности.

Указанная цель достигается тем, что в известном автосамосвале, содержащем кузов с днищем и боковыми бортами с козырьками, который имеет возможность опрокидывания для разгрузки вперед и назад, и шасси, на котором укреплена кабина для управления, причем кабина для управления размещена под кузовом и выполнена в виде двух соединенных переходным туннелем рабочих мест на противоположных сторонах шасси, совпадающих с направлениями разгрузки.

При этом оба рабочих места могут быть размещены под днищем кузова или под козырьком одного из боковых бортов кузова. Возможен также вариант, при котором одно из рабочих мест кабины размещено под козырьком правого, а второе рабочее место - под козырьком левого бокового борта кузова.

Такая конструкция автосамосвала полностью исключает энергетические затраты на перемещение кабины, повышает его надежность за счет исключения подвижных и трущихся частей механизмов перемещения кабины и механизмов сопряжения органов управления с исполнительными механизмами, а затраты материалов на дополнительную кабину и переходной туннель не превышают затрат материалов на механизмы перемещения кабины.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид автосамосвала, рабочие места и переходный туннель, кабины которого размещены под днищем кузова; на фиг.2 - вид сверху на шасси, показывающий взаимное расположение рабочих мест кабины под днищем кузова; на фиг.3 - общий вид автосамосвала с рабочими местами и переходным туннелем кабины под козырьком бокового борта; на фиг.4 - общий вид автосамосвала с кабиной, рабочие места которой размещены под козырьками правого и левого борта с переходным туннелем, проходящим под днищем; на фиг.5 - вид сверху на шасси того же варианта исполнения.

Как показано на фиг.1, шасси самосвала содержит раму 1, на которой с помощью управляемых гидравликой передних шарниров с цапфами 2 и задних шарниров с цапфами 3 закреплен кузов 4. Каждый боковой борт кузова 4 снабжен козырьком 5. На раме 1 (фиг.2), под днищем кузова 4, с помощью вертикальных осей 6 закреплены два передних моста 7 и два аналогичных задних моста 8. Для возможности перемещения вперед и назад по карьеру и разгрузки кузова по направлению движения (по стрелке А) у автосамосвала кабина установлена под днищем кузова 4. Кабина содержит переднее рабочее место 9 и заднее рабочее место 10, соединенные переходным туннелем 11. Жесткий каркас 12 отсека с электроагрегатом 13 размещен на шасси автосамосвала под рамой 1 между парами мостов 7 и 8. Туннель 11 размещен вдоль шасси автосамосвала между двумя расположенными рядом ведущими передними мостами 7 и задними мостами 8, изгибаясь средней частью вбок для обеспечения прохода водителя мимо отсека электроагрегата 13. В средней части туннеля 11 предусмотрены две дверцы 14 - одна общая дверца в кабину самосвала, а вторая в электроагрегатный отсек. Между стенкой отсека и электроагрегатом 13 также предусмотрен проход шириной Б для обеспечения легкого доступа к электроагрегату 13 при его обслуживании и текущем ремонте.

На каркасе 12 с помощью шарниров 15 закреплены опорные плиты 16 для взаимодействия с грунтом. Для опрокидывания кузова 4 вперед, при любом направлении движения, используют одни и те же гидроцилиндры разгрузки 17, закрепленные шаром корпуса на опорной плите 16, а шаром штока - на козырьке 5 бокового борта кузова 4. При этом в исходном положении центры верхних и нижних шаров расположены в поперечной плоскости автосамосвала, проходящей через центральную часть кузова 4.

При расположении обоих рабочих мест 9 и 10 кабины под козырьком 5 одного из боковых бортов кузова 4 (фиг.3) туннель 11 размещается вдоль этого же борта. В середине туннеля 11 между рабочими местами 9 и 10 в пол вмонтирован люк с лестницей (не показан), ведущий в электроагрегатный отсек с дверцей кабины. При таком исполнении автосамосвала для обеспечения безопасного вождения в состав каждого рабочего места введен телевизионный монитор, подключенный к видеокамере, расположенной на противоположной стороне шасси (не показаны).

При размещении рабочего места 9 кабины под козырьком 5 правого, а рабочего места 10 - под козырьком 5 левого бокового борта кузова 4 (фиг.4 и 5) средняя часть туннеля 11 формируется за счет прохода между электроагрегатом 13 и боковой стенкой его отсека, а помещения рабочих мест 9 и 10 сообщаются с отсеком электроагрегата 13 с помощью винтовых лестниц. Расположение рабочих мест кабины под одним или под обоими козырьками боковых бортов наиболее целесообразно для автосамосвалов, имеющих только один передний и один задний мост.

Как показано на фиг.1 и 2, через дверцу 14 водитель входит в кабину и по пандусу туннеля 11 поднимается, например, к рабочему месту 9 самосвала. Находясь на рабочем месте 9, водитель освобождает управляемые гидравликой разъемные опоры задних цапф 3 и включает в работу гидроцилиндры разгрузки 17. Сначала они на шарнирах 15 опускают на грунт опорные плиты 16, а затем с их помощью осуществляют подъем кузова 4, воздействуя штоками гидроцилиндров 17 на козырьки 5 боковых бортов и поворачивая кузов 4 на передних цапфах 2 относительно установленных на раме 1 разъемных опор, управляемых гидравликой. Благодаря этому подъему кузов 4 опрокидывается через передние мосты 7, установленные на вертикальных осях 6, и саморазгружается.

После разгрузки водитель из рабочего места 9 спускается по пандусу переходного туннеля 11 мимо отсека электроагрегата 13 и, поднимаясь по пандусу туннеля 11, занимает рабочее место 10. Перейдя на рабочее место 10 кабины самосвала и не разворачивая его, водитель осуществляет движение в обратном направлении для загрузки машины. Перед экскаватором, даже если подъезд к нему является только тупиком, водитель не разворачивает автосамосвал. Во время погрузки он снова переходит из рабочего места 10 кабины на рабочее место 9 и, после окончания загрузки, обеспечивает движение автосамосвала к пункту разгрузки.

В случае надобности автосамосвал может осуществлять заднюю разгрузку. Находясь на рабочем месте 10, водитель освобождает управляемые гидравликой разъемные опоры передних цапф 2 и включает в работу гидроцилиндры разгрузки 17. При этом кузов 4 поворачивается на задних цапфах 3 относительно установленных на раме 1 разъемных опор, управляемых гидравликой, и кузов 4 опрокидывается через задние мосты 8.

Работа водителя в автосамосвалах, показанных на фиг.3, 4 и 5, аналогична. Различия состоят в том, что в автосамосвале, изображенном на фиг.3, водителю приходится попадать в кабину из электроагрегатного отсека, пользуясь лестницей и люком в начале и конце смены, а в автосамосвале, изображенном на фиг.4 и 5, приходится пользоваться винтовыми лестницами электроагрегатного отсека при каждой смене рабочих мест кабины.

Таким образом, автосамосвал осуществляет челночные рейсы от пункта погрузки до пункта разгрузки, не делая перед ними разворота, что резко сокращает трату времени на маневры и износ самих машин. При каждом изменении направления движения и разгрузки водитель не покидает кабину, что обеспечивает ему безопасность и комфорт.

1. Автосамосвал, содержащий кузов с днищем и боковыми бортами с козырьками, который имеет возможность опрокидывания для разгрузки вперед и назад, и шасси, на котором укреплена кабина для управления, отличающийся тем, что кабина для управления размещена под кузовом и выполнена в виде двух соединенных переходным туннелем рабочих мест на противоположных сторонах шасси, совпадающих с направлениями разгрузки.

2. Автосамосвал по п.1, отличающийся тем, что оба рабочих места кабины размещены под днищем кузова.

3. Автосамосвал по п.1, отличающийся тем, что оба рабочих места кабины размещены под козырьком одного из боковых бортов кузова.

4. Автосамосвал по п.1, отличающийся тем, что одно из рабочих мест кабины размещено под козырьком правого, а второе рабочее место — под козырьком левого бокового борта кузова.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки кабины на раме транспортного средства. .

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям тягачей. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в кабинах сельскохозяйственных тракторных средств, работающих в условиях с жарким климатом и агрегатируемых навесными и прицепными сельскохозяйственными машинами, рабочие органы которых излучают шум высоких уровней.

Погрузчик // 2037445

Автопоезд // 2245803
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к большегрузным автопоездам. .

Изобретение относится к транспортной технике. .

Изобретение относится к устройствам для разгрузки безрельсовых транспортных средств и может быть использовано при разгрузке штучных грузов, сельскохозяйственной продукции, фуража, различных материалов и др.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к кузовам автомобилей-самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, работающих преимущественно при транспортировании пород с высокими абразивными породами средних и крупных фракций.

Автопоезд // 2245803
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к большегрузным автопоездам. .

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как карьерный автосамосвал повышенной грузоподъемности

Наверх