Шасси широкофюзеляжного самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам и устройствам приземления, пробега и разбега тяжелых, широкофюзеляжных самолетов. Шасси самолета содержит тележку в отсеке фюзеляжа, амортизационные стойки, колеса, механизмы изоляции выступающих под фюзеляж частей колес от воздушного потока. Колеса установлены на спаренные амортизационные стойки, жестко смонтированные на раме тележки. Механизмы изоляции включают в себя передние и задние барабаны с лентой и тросами, смонтированные в передней и задней частях тележки, выполняющие функции наматывания и разматывания ленты и тросов при подготовке самолета к приземлению и в полете. Лента перед пробегом и разбегом самолета намотана на передний барабан. Тросы как продолжение ленты размотаны и проходят под фюзеляжем между колесами правого и левого бортов фюзеляжа, а концы их натянуты на задний барабан. В полете лента посредством переднего барабана с приводом выпущена под фюзеляж до уровня нижней поверхности протекторов колес, а тросы намотаны на задний барабан. Выдвижные боковые створки выпущены до поверхности ленты, натянутой между барабанами. Колеса перед выравниванием самолета на приземление раскручиваются роликами раскручивающегося механизма, расположенного выше осей вращения колес шасси, для ослабления трения протекторов о поверхность приземления. Технический результат – создание простого, надежного, долговечного шасси с положительным аэродинамическим качеством. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам и устройствам приземления, пробега и разбега тяжелых, широкофюзеляжных самолетов.

Органы и устройства шасси, служащие для приземления, пробега и разбега самолета, особенно убирающиеся в полете, состоят, как правило, из колесной системы, амортизационных стоек, складывающихся подкосов, тележки и сложной системы управления ими и контроля за качеством их функционирования. Шасси сложное, трудоемкое в изготовлении и эксплуатации изделие, часто создающее аварийные ситуации при приземлении самолета.

Известны самолеты с неубирающимися шасси, снабженные различными обтекателями. Например, есть авторское свидетельство на изобретение под названием “Обтекатель сигарообразной формы” (а.с. SU №201079 А1, МПК В 64 с, кл. 62 в 41/01, бюл. №17 за 1967 год, стр. 162).

Названный аналог для полного закрытия стоек и колес неубирающегося шасси самолета содержит “наружную и внутреннюю створки, шарнирно подвешанные на его неподвижной части...”

Такие обтекатели не отвечают современным требованиям самолетостроения, не могут использоваться в тяжелых, широкофюзеляжных самолетах.

Целью изобретения под названием “Шасси широкофюзеляжного самолета” является создание простого, надежного, долговечного шасси с положительным аэродинамическим качеством.

Указанные задачи решаются следующим образом.

Колеса шасси устанавливаются на спаренные амортизационные стойки, жестко смонтированные на раме тележки шасси в отсеке фюзеляжа с осями вращения колес выше днища фюзеляжа, позволяющие расположить верхние части колес в отсеке фюзеляжа. Выступающие вниз, под днище фюзеляжа части колес от встречного воздушного потока в полете укрываются в нише под перематываемой лентой и выдвижными вниз до соприкосновения с лентой боковыми створками. Лента проходит по нижней поверхности протекторов колес. Для передвижения ленты и тросов, являющихся продолжением ленты, в отсеке фюзеляжа, в передней и задней частях тележки шасси оборудованы барабаны с приводами. Лента перед пробегом и разбегом самолета намотана на передний барабан, а тросы проходят под фюзеляжем между колесами правого и левого бортов, а концы их натянуты на задний барабан. В полете лента посредством переднего барабана выпускается под фюзеляж до уровня нижней поверхности протекторов колес, а тросы наматываются на задний барабан, протянув ленту по нижним поверхностям колес.

Боковые створки выполнены выпускающимися до поверхности ленты, протянутой от переднего барабана до заднего барабана, шириной от одной боковой створки до другой. Упомянутые боковые створки убираются в каналы на боку фюзеляжа при выравнивании самолета на приземление.

Механизмы изоляции выступающих частей колес под днище фюзеляжа при протянутой ленте и выпущенных боковых створках имеют обтекаемую форму и не ухудшают аэродинамические качества фюзеляжа, а некоторое уплотнение воздушного потока в передней и разряжение в задней частях ленты компенсируются отсутствием подкосов, фиксаторов, поршней шасси. Кроме того, воздушный поток служит для прижатия ленты к нижней поверхности протекторов колес.

Для ослабления трения протекторов колес о поверхность приземления в отсеке фюзеляжа выше осей вращения колес шасси устанавливается механизм раскручивания колес, вращающиеся ролики которого при необходимости прижимаются к протекторам колес и раскручивают их перед пробегом самолета при приземлении.

На фиг.1 изображены общий вид шасси самолета и расположение ленты, барабанов, роликов в отсеке в т.ч. фюзеляж самолета 1, амортизационные стойки 2, колеса 3, передний барабан 4а, задний барабан 4б, лента 5, днище фюзеляжа 8, ролики 10, борт фюзеляжа 9, рама тележки “Т”.

На фиг.2 - поперечный разрез фюзеляжа 1, амортизационные стойки 2, колеса 3, лента 5, боковые створки 6, тросы 7, днище фюзеляжа 8, борт фюзеляжа 9, рама тележки “Т”.

На фиг.3 - положение ленты 5, барабанов 4а, 4б, колеса 3, днище фюзеляжа 8.

Фиг.4 - положение тросов 7, барабанов 4а и 46, колеса 3, днище фюзеляжа 8.

Работа шасси широкофюзеляжного самолета.

На стоянке, перед разбегом и рулением на взлет и выравнивание самолета на приземление лента 5 намотана на передний барабан 4а, тросы 7 размотаны с заднего барабана 4б и проходят под фюзеляжем 1, между колесами 3 правого и левого бортов. Передний барабан 4а и задний барабан 4б получают соответствующее вращательное движение от приводов, управляемых из кабины пилота, происходит наматывание или разматывание ленты 5 и тросов 7. Приводы могут отключаться от электрических конеческих выключателей.

Лента 5 и бортовые створки 6 работают синхронно, в полете создают обтекаемое положение, для чего лента 5, разматываясь барабанами 4а, 4б проходит по поверхности протекторов колеса, а боковые створки 6 выпускаются до поверхности ленты 1, а тросы 7 наматываются на задний барабан 46.

Ролики 10 механизма раскручивания колес 3 перед приземлением самолета получают вращательное движение, прижимаются к поверхности протектора колес, передают им вращательное движение по ходу пробега.

Данное изобретение рекомендуется использовать при модернизации и создании тяжелых, дальномагистральных самолетов с широким фюзеляжем, как ИЛ-96-300, АНТ-124-100, Боинги и т.д.

1. Шасси широкофюзеляжного самолета, содержащее тележку в отсеке фюзеляжа, амортизационные стойки, колеса, механизмы изоляции выступающих под фюзеляж частей колес от воздушного потока, отличающееся тем, что колеса установлены на спаренные амортизационные стойки, жестко смонтированные на раме тележки, указанные механизмы изоляции включают в себя передние и задние барабаны с лентой и тросами, смонтированные в передней и задней частях тележки соответственно, выполняющие функции наматывания и разматывания ленты и тросов при подготовке самолета к приземлению и в полете, причем лента перед пробегом и разбегом самолета намотана на передний барабан, тросы как продолжение ленты размотаны и проходят под фюзеляжем между колесами правого и левого бортов фюзеляжа, а концы их натянуты на задний барабан, в полете лента посредством переднего барабана с приводом выпущена под фюзеляж до уровня нижней поверхности протекторов колес, а тросы намотаны на задний барабан, выдвижные боковые створки выпущены до поверхности ленты, натянутой между барабанами.

2. Шасси по п. 1, отличающееся тем, что колеса перед выравниванием самолета на приземление раскручиваются роликами раскручивающегося механизма, расположенного выше осей вращения колес шасси, для ослабления трения протекторов о поверхность приземления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано на различных типах летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для раскрутки колес шасси летательных аппаратов перед посадкой. .
Изобретение относится к авиации и космонавтике, касаясь конструирования взлетно-посадочных устройств для самолетов и космических кораблей. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройству колес шасси, способных в предпосадочном полете эффективно использовать скоростной напор среды для предварительной раскрутки, и может быть использовано на различных типах самолетов, в том числе с высокими посадочными скоростями.

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для раскрутки колес шасси. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к шасси летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области шасси летательных аппаратов, а именно к гидравлическим исполнительным механизмам для манипулирования шасси летательного аппарата, в частности к двухрежимному устройству установки балки тележки шасси.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колесам транспортных средств, и предназначено для использования преимущественно на объектах авиационной техники.

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам самолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетнопосадочним устройствам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструирования взлетно-посадочных устройств на воздушной подушке, преимущественно для легких самолетов, способных плавать на поверхности воды и пользоваться для взлета и посадки водной поверхностью, твердыми взлетно-посадочными полосами, аэродромами, поверхностями, покрытыми снегом или льдом, болотистой местностью и т.п.
Наверх