Устройство спасения экипажа подводного судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов. Устройство содержит всплывающие камеры, установленные по меньшей мере у нескольких отсеков подводного судна, расположенные между его прочным и легким корпусами и снабженные входными люками. Для перехода экипажа из отсека подводного судна в каждую всплывающую камеру выполнены шлюзы, расположенные между каждой камерой и прочным корпусом подводного судна. Люки для выхода экипажа из отсека подводного судна в каждый шлюз выполнены в прочном корпусе. Каждый шлюз содержит устройство отсоединения шлюза вместе с всплывающей камерой от прочного корпуса подводного судна. Достигается повышение надежности спасательного устройства подводного судна, обеспечивающего эвакуацию оставшейся в живых части экипажа при разрушении части подводного судна. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, точнее к спасательному оборудованию личного состава подводных судов.

Известны применяемые системы спасения экипажа подводного судна, которые состоят из одной всплываемой капсулы, расположенной в ее средней части.

Известны также предложения по совершенствованию такой системы, например патент РФ №2149123, опубл. 20.05.00, МПК B 63 G 8/40 Устройство для осуществления эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки. Устройство содержит камеру для эвакуации экипажа в виде цилиндрической капсулы с системами жизнеобеспечения и управления, камера установлена в пусковой шахте, между днищем шахты и капсулы размещено энергетическое устройство катапультирования капсулы.

Известен также патент РФ №2210520, опубл. 20.08.03, МПК B 63 G 8/00 Подводное судно". Подводное судно включает по крайней мере один прочный корпус с коридором, выполненным с возможностью соединения с каждым из прилегающих к нему отсеков посредством люков. Коридор секционирован. Наличие коридора обеспечивает эвакуации экипажа в кратчайшие сроки.

Как видно из приведенных примеров задача спасения экипажа подводного судна, в частности подводной лодки, остается актуальной. Известные по патентным и научно-техническим источникам устройства спасения экипажа не могут обеспечить спасение членов экипажа из каждого отсека подводного судна, как показали известные катастрофы подводных лодок. Необходимо наличие спасательной, всплывающей камеры у каждого или, по крайней мере, у большинства отсеков подводного судна.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности спасательного оборудования подводного судна, обеспечивающего эвакуацию оставшейся в живых части экипажа даже при разрушении части подводного судна.

Поставленная задача решается тем, что устройство спасения экипажа подводного судна содержит всплывающие камеры с входными люками, установленные по меньшей мере у нескольких отсеков подводного судна и расположенные между его прочным и легким корпусом. Устройство также содержит шлюзы для перехода экипажа из отсека подводного судна в каждую всплывающую камеру, расположенные между каждой камерой и прочным корпусом подводного судна, люки для выхода экипажа из отсека подводного судна в каждый шлюз, выполненные в прочном корпусе. Каждый шлюз содержит устройство отсоединения шлюза вместе с всплывающей камерой от прочного корпуса подводного судна.

Устройство спасения экипажа подводного судна, в частности подводной лодки, отличается от известных тем, что содержит не одну всплывающую камеру а несколько, в идеале столько камер, сколько имеется отсеков у подводного судна, рассредоточение камер по длине подводного судна позволяет спасти всех живых членов экипажа из каждого уцелевшего отсека подводной лодки. Однако, ввиду того, что несколько всплывающих камер занимают больше места на подводном судне, чем одна, потребовалась новая схема их размещения, между прочным и легким корпусом подводной лодки. При этом решается несколько задач, первая - спасение членов экипажа из каждого отсека лодки в всплывающую камеру, установленную у отсека. Второе, сохранение эксплутационных качеств подводного судна, так как всплывающие камеры устанавливаются между прочным и легким корпусом подводного судна, что позволяет не только сохранить условия обтекания, но и простыми техническими средствами обеспечить прочность и надежность как всплывающей камеры, так и шлюза и прочного корпуса с выходным люком. Кроме того, можно решить задачу модернизации уже известных, находящихся в эксплуатации, подводных судов под данное устройство спасения экипажа.

Каждая всплывающая камера может быть выполнена цилиндрической со сферическими донышками по торцам, снабжена двумя люками, входным и выходным, и расположена в диаметральной плоскости подводного судна. Цилиндрические камеры, расположенные вдоль прочного корпуса, занимают сравнительно мало места, при этом обеспечивается необходимая прочность всплывающей камеры, равная прочности корпуса подводного судна.

Всплывающая камера в передней и задней части может быть соединена с прочным корпусом захватами, выполненными с возможностью разъединения из всплывающей камеры.

Всплывающая камера содержит системы жизнеобеспечения и управления, в частности, отделением всплывающей камеры от прочного корпуса.

Всплывающие камеры расположены в нишах, которые закрыты настилами, продолжающими обводы легкого корпуса подводного судна, при этом настилы закреплены на корпусе всплывающей камеры для того, чтобы обеспечить обтекание подводного судна.

Каждый упомянутый шлюз имеет цилиндрическую форму, жестко и герметично присоединен к всплывающей камере. Шлюз жестко и герметично соединен с фундаментом, закрепленным на прочном корпусе подводного судна через устройство отсоединения. Такое выполнение шлюза позволяет экипажу отсека переходить в всплывающую камеру в "сухом" виде, так как прочность и герметичность шлюза обеспечивается также как прочность всплывающей камеры.

Устройство отсоединения может быть выполнено трубчатым и содержит взрывчатое вещество для разрушения устройства отсоединения по команде устройства управления из всплывающей камеры.

Работа устройства поясняется чертежами.

На Фиг.1 приведен общий вид расположения устройства спасения экипажа на подводном судне.

На Фиг.2 приведено поперечное сечение подводного судна и всплывающей камеры.

На фиг.3 показан вид всплывающей камеры с захватами.

На Фиг.4 приведен чертеж фундамента для шлюза на корпусе подводного судна.

На Фиг.5 приведен чертеж захвата для дополнительного крепления всплывающей камеры

Устройство спасения экипажа подводного судна 1 (Фиг.1 и 2), содержит всплывающие камеры 2 для спасения экипажа, установленные у отсеков 3 подводного судна 1 и расположенные между прочным корпусом 4 и легким корпусом 5 в диаметральной плоскости подводного судна 1. К всплывающей камере 2 прикреплены шлюзы 6 для перехода экипажа из отсека 3 подводного судна 1 в каждую всплывающую камеру 2. Люки 7 для выхода экипажа из отсека 3 подводного судна 1 в каждый шлюз 6 выполнены в прочном корпусе 4. Каждый шлюз 6 содержит устройство 9 отсоединения шлюза 6 вместе с всплывающей камерой 2 от прочного корпуса 4 подводного судна 1. Всплывающая камера 2 (Фиг.3) выполнена цилиндрической с сферическими донышками по торцам и содержит входной люк 8 и выходной люк 10. Диаметр всплывающей камеры 2 может быть около двух метров, длина восемь-десять метров. Конструкция камеры 2 должна выдерживать давление воды на предельной глубине погружения подводного судна. Внутри всплывающей камеры оборудованы места для экипажа, которые могут быть снабжены привязными ремнями. В камере хранится неприкосновенный запас, обеспечивающий жизнедеятельность экипажа, системы связи и т.д. На поверхности корпуса всплывающей камеры 2 выполняются приспособления для ее буксировки.

Всплывающие камеры 2 (Фиг.2 и 3) расположены в нишах 12, которые закрыты настилами 13, продолжающими обводы легкого корпуса 5 подводного судна 1, при этом настилы 13 закреплены на корпусе всплывающей камеры 2 и предпочтительно выполнены из легких сплавов. Всплывающая камера 2 в передней и задней частях может быть соединена с прочным корпусом 4 захватами 11, выполненными с возможностью разъединения из всплывающей камеры 2. Захваты 11 (Фиг.5) содержат шток 17, при вращении которого с помощью розмаха 16 возможно отсоединение захвата от прочного корпуса 4 подводного судна 1.

Каждая всплывающая камера 2 содержит системы жизнеобеспечения и управления (не показаны).

Шлюз 6 имеет цилиндрическую форму, жестко и герметично присоединен к всплывающей камере 2 под входным люком 8, например с помощью сварки, и соединен с фундаментом 14, выполненным на прочном корпусе 4 подводного судна 1 через устройство отсоединения 9 (Фиг.2 и 4). Устройство отсоединения 9 может быть выполнено в виде трубы 15, внутрь которой закладывается шнуровой заряд для ее разрушения по команде из устройства управления (не показано) всплывающей камеры 2. Высота и диаметр шлюза допускает размещение двух человек, открывающего люк и страхующего. Конструкция люка 7 для выхода экипажа из подводного судна 1 в шлюз 6 аналогична люку для выхода экипажа в рубку подводного судна. Фундамент 14 обеспечивает прочность корпуса 4 подводного судна 1.

Устройство спасения экипажа работает следующим образом, В случае необходимости из каждого отсека 3 отдраивается соответствующий люк 7 в корпусе 4 подводного судна 1. Экипаж отсека 3 поочередно переходит в шлюзовую камеру 6, отдраивает люк 8 и размещается внутри всплывающей камеры 2. Если есть дополнительные захваты 11, они отдаются изнутри всплывающей камеры 2. Затем приводится в действие устройство отсоединения 9, например взрывается заряд, находящийся в трубе 15. Всплывающая камера вместе с шлюзом 6 и настилом 13 всплывает на поверхность за счет положительной плавучести всплывающей камеры 2. Экипаж на поверхности может выйти из камеры через люк 10.

1. Устройство спасения экипажа подводного судна, включающее всплывающие камеры для спасения экипажа, установленные по меньшей мере у нескольких отсеков подводного судна, расположенные между его прочным и легким корпусами и снабженные входными люками, шлюзы для перехода экипажа из отсека подводного судна в каждую всплывающую камеру, расположенные между каждой камерой и прочным корпусом подводного судна, люки для выхода экипажа из отсека подводного судна в каждый шлюз, выполненные в прочном корпусе, при этом каждый шлюз содержит устройство отсоединения шлюза с всплывающей камерой от прочного корпуса подводного судна.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая всплывающая камера выполнена цилиндрической с сферическими донышками по торцам.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая всплывающая камера снабжена выходным люком.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что всплывающие камеры расположены в диаметральной плоскости подводного судна.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что всплывающая камера в передней и задней части соединена с прочным корпусом захватами, выполненными с возможностью разъединения из всплывающей камеры.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что всплывающая камера содержит системы жизнеобеспечения и управления.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что всплывающие камеры расположены в нишах, которые закрыты настилами, продолжающими обводы легкого корпуса подводного судна, при этом настилы закреплены на корпусе всплывающей камеры.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый упомянутый шлюз имеет цилиндрическую форму, жестко и герметично присоединен к всплывающей камере.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый упомянутый шлюз жестко и герметично соединен с фундаментом, закрепленным на прочном корпусе подводного судна через устройство отсоединения.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что упомянутое устройство отсоединения выполнено трубчатым и содержит взрывчатое вещество для разрушения устройства отсоединения по команде устройства управления из всплывающей камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к средствам аварийного спасения экипажей подводных лодок. .

Изобретение относится к судостроению, преимущественно атомному подводному. .

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к плавательно-летающим спасательным средствам для подводников. .

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях.

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции подводных судов. .

Изобретение относится к подводному аварийно-спасательному оборудованию и предназначено для использования в аварийно-спасательных комплексах в составе: серийная подводная лодка-носитель, имеющая в штатном составе камеру спасательную всплывающую, и подводный спасательный аппарат.

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок. .

Изобретение относится к подводной морской технике и может быть использовано при создании подводных плавсредств, предназначенных для работы в районах, где может иметь место устойчивый ледяной покров (Арктические, Антарктические и др.

Изобретение относится к судостроению, в частности к морской подводной технике, эксплуатируемой в напряженной ледовой обстановке. .

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) и может быть использовано в качестве камеры спасательной всплывающей (КСВ), а также в составе аварийно-спасательного комплекса в качестве декомпрессионного устройства

Изобретение относится к области подводного судостроения и к области боевых средств подводного базирования

Изобретение относится к судостроению и касается технологии спасения личного состава подводных лодок в аварийных ситуациях

Изобретение относится к области эвакуации экипажа с подводной станции

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов недр арктического шельфа

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках

Изобретение относится к средствам спасения людей из затонувших подводных лодок и надводных судов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к аварийно-спасательному оборудованию подводных лодок
Наверх