Способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте

Изобретение относится к области электротехники, в частности к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта. Техническим результатом изобретения является защита от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора. Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, перед проведением ремонта в лючке внутреннего корпуса компрессора установки размещают токопроводящий стержень до контакта его сферического наконечника с деталями ротора компрессора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержень соединяют с заземленным элементом статора установки. В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение ("прогар") подшипников качения в месте электрического контакта. Токопроводящий стержень может быть покрыт слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта.

Известны способы проведения восстановительного ремонта, которые предполагают разборку газотурбинной установки и осуществление сварочных работ на деталях статора для устранения трещин с использованием традиционных способов электрозащиты при проведении сварочных работ и поэтому не требуют дополнительной электрозащиты для предотвращения повреждения элементов конструкции [1].

Недостатком известных способов является необходимость предварительной разборки ремонтируемой установки, а следовательно, высокая стоимость и продолжительность ремонта.

Наиболее близким по достигаемому результату является способ электрозащиты, используемый при ремонте установок без их разборки, предусматривающий присоединение заземляющих проводников к заземляющему контуру и к заземляемым конструкциям с помощью сварки, а к корпусам - сваркой или болтовым соединением [2].

Однако известный способ не учитывает конструктивные особенности современных газотурбинных установок.

В современных газотурбинных установках со свободной силовой турбиной ротор газогенератора связан со статором, а также с ротором свободной силовой турбины и с полезной нагрузкой только газодинамически, а электрический контакт ротора газогенератора со статором осуществляется только по телам качения подшипников через масляную пленку, что может привести к пробою этой пленки электрическим разрядом и образованию дефектов на телах качения и беговых дорожках подшипников и, соответственно, к поломке подшипников и разрушению газотурбинной установки.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в защите от разрушения установки путем исключения повреждения подшипников качения за счет выравнивания электрического потенциала ротора и статора.

Сущность изобретения заключается в том, при осуществлении способа электрозащиты газотурбинной установки при проведении ее ремонта методом заварки дефектов, согласно изобретению, в газотурбинной установке, включающей размещенные на раме силовую свободную турбину, с вала которой снимают полезную мощность и на выходе которой установлено выходное устройство с улиткой, и газогенератор, содержащий входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, а также ротор, установленный в статоре с помощью подшипников качения, перед проведением ремонта в резьбовой втулке внутреннего корпуса компрессора с помощью резьбового соединения размещают токопроводящий стержень между лопатками направляющего аппарата через проточную часть компрессора до контакта сферического наконечника стержня с деталью ротора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержня соединяют с заземляющим элементом статора установки или рамой.

В процессе заварки дефектов, например, на улитке токопроводящий стержень, упирающийся своим сферическим наконечником в детали ротора, например во втулку ротора компрессора, и соединенный клеммой и токопроводящим элементом с заземленным статором или рамой, обеспечивает выравнивание электрических потенциалов ротора и статора газогенератора, исключая повреждение (“прогар”) подшипников качения в месте электрического контакта.

В качестве резьбовой втулки может быть использован лючок для осмотра проточной части компрессора.

Кроме того, с целью дополнительного повышения надежности контакта втулки с токопроводящим стержнем последний покрывают слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением, например медью.

На практике доказано, что при восстановительном ремонте сваркой с токопроводящим стержнем в проточной части компрессора с использованием предлагаемого способа повреждение подшипников отсутствует.

На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинной установки заявляемой конструкции. На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинная установка 1 состоит из газогенератора 2 и силовой свободной турбины 3, с вала 4 которой снимается полезная мощность. На выходе из турбины 3 установлено выходное устройство 5 с улиткой 6. Газогенератор 2 и силовая турбина 3 размещены на раме 7.

Газогенератор 2 включает входное устройство 8, компрессор 9, камеру сгорания 10 и турбину компрессора 11. Ротор 12 газогенератора 2 установлен в статоре 13 с помощью подшипников качения 14, 15 и 16.

В резьбовой втулке 17 на внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 установлен токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26. Стержень 20 покрыт слоем меди.

Цилиндрический участок 27 стержня 20 между резьбой 19 и сферическим наконечником 24 может быть выполнен упругим, что обеспечивает его упругую деформацию при закручивании стержня 20 с помощью хвостовика под ключ 28.

Надежность электрического контакта обеспечена также за счет деформации упругих элементов (не показаны) упруго-демпферной опоры 29 подшипника качения 14 газогенератора 2.

Стержень 20 соединен клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

Перед проведением процесса сварки для устранения трещин на улитке 6 или раме 7 установку 1 не разбирают.

На внутреннем корпусе 18 компрессора 9 с помощью резьбы 19 устанавливают токопроводящий стержень 20 между лопатками 21 направляющего аппарата 22 через проточную часть 23 компрессора 9 до контакта сферического наконечника 24 стержня 20 с конусной втулкой 25 ротора 26.

В процессе сварки электрический контакт ротора 26 со статором 13 осуществляется не по телам качения подшипников качения 14, 15 и 16 через масляную пленку и не приводит к пробою этой пленки электрическим разрядом, а по токопроводящему стержню 20. Стержень 20, соединенный клеммой 30 и токопроводящим элементом 31 с заземленным статором 13 или рамой 7, выравнивает электрические потенциалы ротора 12 и статора 13 газогенератора 2, исключая повреждения подшипников качения 14, 15 и 16.

Источники информации:

1. Ремонт летательных аппаратов. Под общей редакцией д.т.н., профессора Н.Г.Голего, Москва, “Транспорт”, 1977, стр. 188.

2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Москва, “Энергоиздат”, 1989, стр. 234.

1. Способ электрозащиты газотурбинной установки при ремонте методом заварки дефектов, отличающийся тем, что в газотурбинной установке, включающей размещенные на раме силовую свободную турбину, с вала которой снимают полезную мощность и на выходе которой установлено выходное устройство с улиткой, и газогенератор, содержащий входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, а также ротор, установленный в статоре с помощью подшипников качения, перед проведением ремонта в резьбовой втулке внутреннего корпуса компрессора с помощью резьбового соединения размещают токопроводящий стержень между лопатками направляющего аппарата через проточную часть компрессора до контакта сферического наконечника стержня с деталью ротора, а с помощью клеммы и токопроводящего элемента стержня соединяют с заземляющим элементом статора установки или рамой.

2. Способ электрозащиты по п.1, отличающийся тем, что токопроводящий стержень покрыт слоем мягкого металлического материала с низким удельным электрическим сопротивлением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений статического электричества, особенно в местах, где имеется опасность образования взрывной смеси воздуха с горючими парами и газами.

Изобретение относится к области физики статического электричества и может быть использовано, например, как средство, обеспечивающее надежную электрическую связь между состоящими из разнородных материалов подвижными узлами емкостей с целью их защиты от статического электричества.

Изобретение относится к средним для отвода на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например, транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) при их сливе - наливе.

Изобретение относится к комплекту деталей и способу для использования в устройстве коррозионной защиты с подачей тока для удлиненной подложки, а также в электрическом заземлении объектов.

Изобретение относится к электротехнике, но преимущественно к системам защиты объектов от прямого поражения линейными, четочными и шаровыми молниями. .

Изобретение относится к технологии защиты подземных кабельных линий от перенапряжений, индуцированных разрядом молнии в условиях многолетней мерзлоты. .

Изобретение относится к технике защиты промышленных сооружений от поражения молнией и может быть использовано при разработке молниеотводов. .

Изобретение относится к технике защиты промышленных сооружений от поражения молнией и может быть использовано при разработке молниеотводов. .

Изобретение относится к теплотехнике и касается технологии конструирования покрытий, используемых для удержания расплавленного материала в пределах оболочки газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может применяться в качестве силовой установки газотурбовоза, т.е локомотива, созданного на базе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике и к железнодорожному транспорту и может применяться для выработки электроэнергии газоперекачивающих станций и в качестве силовой установки газотурбовоза

Изобретение относится к штативам для систем обнаружений возгораний

Изобретение относится к энергетике. Комплекс специальной автоматики взрывозащиты газотурбинной установки, обеспечивающий безопасность эксплуатации горячего газотурбинного двигателя, позволяющий при инциденте с несанкционированным отключением продувки воздухом отсека газотурбиной установки с минимальными затратами предотвратить контакт взрывоопасной смеси, которая может высвободиться, с поверхностью горячих компонентов корпуса газотурбинного двигателя, у которых максимальная температура может превышать температуру самовоспламенения используемых в технологическом процессе горючих веществ, до их охлаждения до безопасных температур. Изобретение позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию невзрывозащищенных горячих газотурбинных двигателей. 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

Описан корпус осевого компрессора двигателя летательного аппарата, противостоящий титановому пожару. Выполняют комбинированный корпус, в котором несущую конструкцию для неподвижных лопаток выполняют в виде моноблочной детали из титана или титанового сплава, и в качестве средств тепловой защиты она содержит по меньшей мере один элемент, образующий экран из жаростойкого сплава, невоспламеняемого от горящего титана. Экран неподвижно соединен с моноблочной деталью при помощи средств крепления, которые расположены вместе с экраном таким образом, чтобы вместе образовать внутреннюю стенку, ограничивающую наружный контур канала воздушного потока компрессора. Достигается меньшая масса корпуса при высокой защите от титанового пожара. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке газоперекачивающих агрегатов. Блок силовой газоперекачивающего агрегата, содержащий газотурбинную установку (ГТУ), расположенную в герметичном отсеке, соединенном с воздухозаборным трактом, снабженным вентилятором, и с воздуховодом отвода горячего воздуха, отличающийся тем, что блок силовой дополнительно снабжен воздуховодом отбора подогретого воздуха, сообщающим герметичный отсек с воздухозаборным трактом перед вентилятором. Технический результат заключается в повышение надежности работы ГТУ при больших отрицательных температурах атмосферного воздуха, за счет подогрева воздуха с учетом предельно допустимой концентрации взрывоопасных газов (смеси - защитный газ и защитный газ с взрывоопасными газами, истекающими из ГТУ). 1 ил.

Изобретение относится к технике борьбы с вредными проявлениями статического электричества и может быть использовано при разработке устройств для отвода электростатических зарядов с помощью заземляющих соединений для радиоэлектронной промышленности
Наверх