Газовый руль ракетного двигателя

Газовый руль ракетного двигателя содержит перо, тарель с цилиндрическим выступом, вал, хвостовик которого с помощью кольцевой выточки через посредство разжимного кольца насажен на выступ тарели, и элементы фиксации полученного соединения. Тарель и перо выполнены из отдельных деталей, связанных между собой шлицевым соединением. Паз соединения выполнен в тарели вдоль ее диаметра, пересекает выступ и имеет ступенчатый профиль, более широкая часть которого находится в области выполненного на пере по профилю паза выступа. Изобретение позволит уменьшить объем механических работ, сократить технологический цикл и снизить расходы на изготовление газового руля. 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе).

Особенностями условий работы газового руля в проточной части сопла являются:

- тепловое и эрозионное воздействие на перо и тарель сверхзвукового высокотемпературного газового потока с содержанием в нем конденсированной фазы продуктов сгорания топлива;

- наличие механических нагрузок на перо и тарель от воздействия сверхзвукового газового потока.

Известен газовый руль по патенту США №3251555, в котором перо скреплено с элементами вала с помощью винтов, что при указанных условиях работы снижает надежность работы руля и, кроме того, усложняет конструкцию.

Известен газовый руль, установленный в закритической части сопла, содержащий перо, тарель, вал с хвостовиком. Хвостовик вала имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом на тарели. Тарель и перо выполнены из одной заготовки. (См. книгу “Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе” под общей редакцией Л.Н.Лаврова. -М.: Машиностроение, 1993, стр.145).

Известен газовый руль ракетного двигателя, выбранный за прототип, содержащий перо, тарель, вал с хвостовиком, который кольцевой выточкой охватывает цилиндрический выступ тарели через разжимное кольцо, входящее в кольцевую проточку на выступе тарели. В этой конструкции тарель и перо также выполнены из одной заготовки (патент России №2213244, F 02 K 9/80, 2001).

Недостатком конструкции является сложность изготовления руля, обусловленная большим объемом механических (станочных) операций, большой расход дорогостоящего материала.

Технической задачей данного изобретения является устранение отмеченного недостатка.

Технический результат достигается тем, что в газовом руле ракетного двигателя, содержащем перо, тарель с цилиндрическим выступом, вал, хвостовик которого с помощью кольцевой выточки через посредство разжимного кольца насажен на выступ тарели, элементы фиксации полученного соединения, тарель и перо выполнены из отдельных деталей, связанных между собой шлицевым соединением, причем паз соединения выполнен в тарели вдоль ее диаметра, пересекает выступ и имеет ступенчатый профиль, более широкая часть которого находится в области выступа, а выступ выполнен на пере по профилю паза.

На фиг.1, 2 изображена конструкция газового руля.

Газовый руль содержит:

- тарель 1 с цилиндрическим выступом 2, кольцевой проточкой 3, ступенчатым пазом 4 и торцом 5 в пазу;

- перо 6 со ступенчатым выступом 7, кольцевой проточкой 8;

- вал 9 с цилиндрическим хвостовиком 10, кольцевой выточкой 11;

- разжимное кольцо 12 с внутренним кольцевым выступом 13;

- штифты 14, 15.

Сборка газового руля производится с применением герметизирующих составов (заполнение зазоров) в последовательности:

- перо 6 ступенчатым выступом 7 вводят в ступенчатый паз 4 до упора в торец 5;

- на цилиндрический выступ 2 и ступенчатый выступ 7 устанавливают разжимное кольцо 12 с заходом внутреннего кольцевого выступа 13 в кольцевую проточку 3;

- производят одновременное сверление отверстия перпендикулярного оси пера в разжимном кольце 12, цилиндрическом выступе 2, ступенчатом выступе 7 и устанавливают штифт 14;

- хвостовик 10 устанавливают с помощью резьбового соединения на разжимное кольцо 12;

- производят одновременное сверление отверстий в хвостовике 10, в разжимном кольце 12, в цилиндрическом выступе 2, в ступенчатом выступе 7 и устанавливают штифт 15.

При работе газового руля в сверхзвуковом потоке на пере возникают усилия, которые передаются на вал через узлы соединения его с тарелью и хвостовиком вала.

Преимущества предлагаемого газового руля по сравнению с прототипом:

- изготовление тарели и пера из отдельных деталей сокращает технологический цикл изготовления газового руля, уменьшает объем механических (станочных) работ;

- разрезка заготовки, используемой для изготовления газового руля, на отдельные пластины позволяет вместо одного руля изготовить 2 руля, что существенно снижает расходы на его изготовление.

Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель с цилиндрическим выступом, вал, хвостовик которого с помощью кольцевой выточки через посредство разжимного кольца насажен на выступ тарели, элементы фиксации полученного соединения, отличающийся тем, что тарель и перо выполнены из отдельных деталей, связанных между собой шлицевым соединением, причем паз соединения выполнен в тарели вдоль ее диаметра, пересекает выступ и имеет ступенчатый профиль, более широкая часть которого находится в области выступа, а выступ выполнен на пере по профилю паза.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и может быть использовано для управления ракетами и реактивными снарядами.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании разгонной двигательной установки (РДУ), обеспечивающей управляемый разгон летательного аппарата (ЛА) воздушного базирования, маршевым двигателем которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), до скорости, обеспечивающей надежный запуск ПВРД.

Изобретение относится к реактивной технике, в частности для создания тяги в двигательных установках. .

Изобретение относится к двухрежимным ракетным двигателям и может быть использовано с целью изменения площади эффективного проходного сечения сопла на стартовом и маршевом участках полета ракеты.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей с твердым топливом с командным регулированием величины тяги в полете в широких пределах.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных твердотопливных двигателей, управляемых с помощью газовых рулей по командам системы управления ракеты

Изобретение относится к производству ракетных двигателей

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и предназначено для управления ракетами и реактивными снарядами

Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности к реактивным двигателям летательных аппаратов с управляемыми соплами, обеспечивающими отклонение газовой струи с целями управления направлением движения летательных аппаратов путем создания управляемого вектора тяги и/или изменения эффективного критического сечения сопла при изменении режимов полета для повышения тяги

Изобретение относится к области ракетостроения

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД)

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в ракетных комплексах на базе ракет-носителей несимметричного пакетного типа с жидкостными ракетными двигателями
Наверх