Устройство для проведения топографической съёмки местности

Изобретение относится к области геодезии, а именно к устройствам для проведения геодезической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением. Заявленное устройство содержит установленную на крыше автомобиля платформу. Над платформой автомобиля установлен, с возможностью подъемно-опускного перемещения, сетчатый пол для оператора. В отверстия пола свободно устанавливается штатив геодезического прибора. Устройство также содержит четыре вертикальные штанги, жесткую раму, четыре выдвижные лапы и пульт управления гидростанции. Технический результат: повышение функциональных возможностей устройства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к геодезии, а именно - к устройствам для проведения топографической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением.

Известен прибор для выполнения топографических съемок, состоящий из зрительной трубы и счетного механизма, который расположен на штативе [1].

При работе с прибором оператор встает на точку съемочного обоснования, определяет дирекционный угол на твердый пункт, затем выполняет съемку пикетов, причем каждый пикет характеризуется следующими данными: номер пикета, код, измеряемые величины: X. Y. Н.

Затем оператор с прибором переходит на последующие точки съемочного обоснования (теодолитного хода) и набирает необходимые пикеты для съемки местности. На конечной точке хода оператор вновь определяет дирекционный угол на твердое направление для контроля. Однако эта работа возможна в обычных условиях, где нет интенсивного движения, труднодоступных участков местности, скрытых за заборами.

В местах с интенсивным движением транспорта приходится выбирать такие позиции, чтобы не мешать движению, т.е. принимать меры безопасности (договариваться с ДПС и т.д.), обеспечивать максимально возможную видимость, т.е. сокращать количество точек стояния прибора, что ведет к увеличению затрат времени на производство работ.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для проведения топографической съемки местности, содержащее установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности [2].

Данное устройство обеспечивает безопасность работы оператора при съемке в городских условиях труднодоступных территорий (шоссе с интенсивным движением и т.п.), однако в городских условиях при отсутствии видимости, когда оператору необходимо подняться с прибором на платформу автомобиля, она будет при перемещении оператора колебаться и не обеспечит горизонтальность платформы и прибора при проведении съемок.

Основная задача изобретения: при проведении топографической съемки в городских условиях (на труднодоступных участках, скрытых за заборами): обеспечить подъем прибора с оператором при условии горизонтирования площадки и возможности перемещения оператора по площадке с исключением передачи колебаний от площадки к прибору.

Поставленная задача достигается тем, что в известном устройстве для проведения топографической съемки местности, содержащем установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности, новым является то, что оно снабжено установленным над платформой с возможностью подъемно-опускного перемещения относительно последней полом для оператора измерительного прибора, при этом в полу выполнены отверстия для свободного размещения основания измерительного прибора. Кроме того, пол может быть выполнен сетчатым, а также устройство может быть снабжено двумя парами выдвижных опор, установленных у передней и задней осей автомобиля.

Установка пола над платформой (которые размещены автономно) обеспечивает следующее: предотвращает колебание измерительного прибора при перемещении оператора, выполнение пола сетчатым или решетчатым обеспечивает свободное размещение основания штатива на платформе, а выдвижные опоры создают автомобилю жесткость и устойчивость.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показано размещение автомобиля на шоссе с интенсивным движением при топографической съемке местности;

на фиг.2 показан поперечный разрез автомобиля с площадкой;

на фиг.3 дан вид автомобиля в аксонометрии.

Устройство для проведения топографической съемки местности состоит: из установленной на крыше 1 автомобиля 2 платформы 3, на которой закреплено основание 4 для измерительного прибора 5.

Над платформой 3 с зазором 6 смонтирован пол 7, пол закреплен к платформе 3 по периметру таким образом, что подъемно-опускные перемещения от него не передаются на платформу 3. На платформе 3 выполнены основания 4 для размещения штатива 8 измерительного прибора 5. Пол 7 выполнен в данном случае сетчатым, для того чтобы штатив 8 свободно размещался в отверстия 9 сетки на платформе 3. Платформа 3 установлена на вертикальных штангах 10 в количестве четырех штук, соединенных с гидроцилиндрами 11, которые крепятся в свою очередь к жесткой раме 12 автомобиля 2. Рама установлена на передней 13 и задней 14 осях автомобиля 2.

На раме 12 автомобиля 2 у передней и задней осей 13, 14 закреплены выдвижные лапы 15 в количестве четырех штук, которые кинематически соединены с гидроцилиндрами 11. В автомобиле установлен круглый уровень 16, который дает возможность контролирования горизонтальности платформы 3. По краю платформы 3 крепятся поручни 17 для обеспечения безопасности оператора при проведении работ. В кабине автомобиля 2 установлен пульт управления 18 гидростанции 19, который связан с гидроцилиндрами 11.

Устройство для проведения топографической съемки местности работает следующим образом:

Автомобиль 2 со снаряжением выезжает на исследуемую местность (шоссе с интенсивным движением, труднодоступные участки местности, скрытые за забором, и т.д.). Производится рекогносцировка местности на наличие пунктов планово-высотного обоснования, затем автомобиль 2 устанавливают на точку 20 съемочного обоснования прокладываемого теодолитного хода 21 для передачи координат и высот от известных пунктов планово-высотного обоснования на точку 20 хода, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3.

Автомобиль 2 геодезический устанавливают таким образом над точкой 20, чтобы иметь максимальную видимость на пикетные точки 22, на которые в свою очередь устанавливают вешки 23 с отражателями 24.

Используя гидравлические подъемники 11, при помощи пульта управления 18 автомобиль 2 предварительно фиксируют и придают устойчивость при помощи выдвижных лап 15. Затем, используя подъемники, при помощи пульта управления 18 и встроенного круглого уровня 16 платформа 3 автомобиля 2 поднимается на необходимую высоту и горизонтируется, причем каждый подъемный гидроцилиндр 11 работает независимо, перемещая опоры, имеющие направления: переднее - поперечное, заднее - продольное.

После горизонтирования платформы 3 оператор с прибором 5 по лестнице поднимается на пол 7 платформы 3 и устанавливает штатив 8 прибора 5 через отверстие 9 в сетчатом полу 7 на основание 4 платформы 3. На штатив 8 устанавливают трегер с вставленным в него отражателем.

Затем с точки 20 съемочного обоснования, расположенной под прибором, оператор определяет координаты: Х Y и отметку Н. После определения координат и высоты точки 20, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3 (под прибором), в трегер вместо отражателя устанавливают электронный тахеометр, который окончательно нивелируют при необходимости и ориентируют по известному дирекционному углу на заднюю точку. На точке 20 съемочного обоснования ведут съемку пикетов 22, на которых расположены вешки 23 с отражателями 24. Для проведения топографической съемки местности используются встроенные геодезические программы, включающие получение, регистрацию данных о номере пикета 22, его коде и условии соединения с другими пикетами, если это необходимо. При выполнении топографической съемки местности оператор свободно перемещается по сетчатому полу 7, причем колебания от пола 7 к прибору 5 не передаются. С целью безопасности проведения работ при топографической съемке местности предусмотрены складывающиеся поручни 17, которые размещены по периметру платформы 3. После завершения работ оператор проводит контроль постоянства положения прибора 5 в начале и в конце работ.

Технико-экономический эффект состоит в том, что представленная технология производства топографических съемок любых труднодоступных территорий реально обеспечивает решение важных задач по автоматизации полевых измерений и их математической обработке для выполнения топографической съемки местности и позволяет:

- повысить уровень безопасности при проведении работ;

- сократить время проведения работ;

- увеличить производительность труда.

Источники информации

1. Геодезические сети специального назначения. Стр.49-66. Москва. "Картгеоцентр"-"Геодезиздат", 1999.

2. Патент США № 5421096, опубликованный 06.06.95 г., НКИ 33/290; МКИ G 01 C 15/00.

1. Устройство для проведения топографической съемки местности, содержащее установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности, отличающееся тем, что оно снабжено установленным над платформой с возможностью подъемно-опускного перемещения относительно последней полом для оператора измерительного прибора, в котором выполнены отверстия для свободного размещения основания измерительного прибора, четырьмя вертикальными штангами, соединенными с гидроцилиндрами, жесткой рамой, к которой крепятся гидроцилиндры, установленной на передней и задней осях автомобиля, четырьмя выдвижными лапами, кинематически соединенными с гидроцилиндрами и пультом управления гидростанции, связанным с гидроцилиндрами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пол выполнен сетчатым.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительной технике, в частности к устройствам для измерения макро- и микропрофилей мелиоративных, дорожных и других строительных объектов.

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды.

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области геодезии, в частности к способам создания геодезических сетей. .

Изобретение относится к области строительной геодезии и предназначается для производства разбивочных работ в промышленном и гражданском строительстве. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги.

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог.

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия.

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия.

Изобретение относится к геодезии и может быть использовано в процессе кадастрового учета земель со сложным рельефом

Изобретение относится к области строительной геодезии и предназначается для производства геодезических исполнительных съемок при возведениях высотных зданий

Изобретение относится к области создания на земной поверхности пунктов опорной межевой сети

Изобретение относится к области строительной геодезии и предназначается для производства геодезических работ в промышленном и гражданском строительстве

Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к устройствам для ориентации проходческих комплексов при строительстве криволинейных тоннелей, в том числе при строительстве криволинейных тоннелей методом продавливания
Наверх