Прибор для контроля углов установки колес автомобиля

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств, а именно к оборудованию для измерения углов установки колес автомобиля. Прибор для контроля углов установки колес автомобиля содержит рабочий орган и измерительный элемент. Рабочий орган может вращаться относительно своей оси, а измерительный элемент, закрепленный на рабочем органе, - контактировать с контрольными точками диагностируемых поверхностей и перемещаться вдоль рабочего органа. Рабочий орган выполнен из одинаковых симметричных элементов и установлен на скобе, которая связана с центровочными конусами. Крепление прибора осуществляется с помощью центровочных конусов, взаимодействующих с центровочными отверстиями полуосей или ступиц колес автомобиля. Для крепления к колесам автомобиля, не имеющим центровочных отверстий, прибор может быть снабжен переходными элементами с центральными конусными отверстиями, предназначенными для установки на дисках колес автомобиля. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей прибора и увеличении точности контроля углов развала и схождения колес автомобиля. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования ходовой части автомобиля, т.е. углов установки колес автомобиля.

Известен прибор для контроля углов установки колес автомобиля, содержащий скобу с измерительными элементами, предназначенными для взаимодействия с контрольными точками диагностируемых поверхностей, а именно с контрольными точками передних колес автомобиля. Измерительные элементы выполнены в виде контактных наконечников с цепочками. Скоба выполнена телескопической из четырех труб: подвижной с измерительной шкалой, наружной, промежуточной и неподвижной, причем измерительные элементы закреплены на подвижной и неподвижной трубах. Между подвижной и неподвижной трубами расположен упругий элемент, распирающий трубы и удерживающий скобу между шинами автомобиля. Для проверки схождения колес автомобиль устанавливается на осмотровую канаву или эстакаду в положение для движения по прямой, контактные наконечники упираются в средние части шин на высоте, равной длине цепочек, и нулевое деление шкалы подводится к стрелке наружной трубы. Автомобиль перекатывается так, чтобы трубы скобы оказались за осью передних колес на высоте, равной длине цепочек, и по показателям измерительной шкалы определяется схождение колес (см. книгу Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1989, с.488).

Основными недостатками указанного прибора для контроля углов установки колес автомобиля являются узкие функциональные возможности, потому что осуществляется проверка лишь схождения, а также низкая достоверность контроля вследствие того, что измерение схождения производится в плоскости, не совпадающей с горизонтальной плоскостью симметрии колеса, и приводит к ошибке (см. книгу Илларионова В.А. Стабилизация управляемых колес автомобиля. - М.: Транспорт, 1966, - с.126).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является прибор для контроля углов установки колес автомобиля, содержащий рабочий орган, имеющий возможность вращения относительно своей оси, измерительный элемент, закрепленный на рабочем органе с возможностью контактирования с контрольными точками диагностируемых поверхностей и перемещения вдоль рабочего органа. Для определения углов установки колес измерительным элементом измеряются расстояния между контрольными точками диагностируемых поверхностей левого и правого колес в различном сочетании точек. Производятся замеры этих расстояний до и после перекатывания автомобиля на половину оборота колеса. Величины углов установки колес рассчитываются по четырем измеренным расстояниям. После перекатывания автомобиля необходимо производить изменение длины рабочего органа прибора. Для обеспечения определенного положения контрольных точек предусматривается крепление на колесах автомобиля плоскостных элементов с углублениями, соответствующими контрольным точкам (см. патент РФ RU 2061948, кл. G 01 М 17/06, опубл. 10.06.1996.).

Основными недостатками прибора для контроля углов установки автомобиля являются низкая производительность из-за необходимости измерять расстояния между четырьмя точками, перекатывать автомобиль, изменять длину рабочего органа, устанавливать и снимать на колесах плоскостные элементы, низкая точность определения углов установки из-за косвенного характера измерения - каждый угол определяется по четырем измерениям расстояний, каждое из которых вносит погрешность.

Предлагаемым изобретением решаются задачи повышения производительности и увеличения точности измерения прибора путем упрощения конструкции, устранения необходимости в перекатывании автомобиля, изменения длины рабочего органа, измерения непосредственно линейного отклонения колеса относительно оси моста.

Для достижения этого технического результата в приборе для контроля углов установки колес автомобиля, содержащем рабочий орган, имеющий возможность вращения относительно оси, измерительный элемент, закрепленный на рабочем органе с возможностью контактирования с контрольными точками диагностируемых поверхностей и перемещения вдоль рабочего органа, рабочий орган выполнен из одинаковых симметричных элементов и установлен на скобе, которая связана с центровочными конусами, взаимодействующими с центровочными отверстиями полуосей или ступиц колес автомобиля.

Для установки на дисках колес автомобилей, не имеющих центровочных отверстий, в приборе предусмотрены переходные элементы с центральными конусными отверстиями.

Обеспечение контроля углов установки колес автомобиля объясняется креплением заявляемого прибора на колесах посредством центровочных конусов, взаимодействующих с центровочными отверстиями полуосей передних колес или ступиц задних колес и связанных с рабочим органом, установленным на скобе и соединенным с измерительным элементом.

Расположение контрольных точек на пересечении осей симметрии колес с окружностью посадочного диаметра позволяет точно определить расстояние между этими точками, которое равно диаметру диска колеса автомобиля. Это расстояние необходимо для перевода значений углов развала и схождения из линейных размеров в угловые единицы измерения.

Предлагаемое изобретение, прибор для контроля углов установки колес автомобиля, поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен его общий вид, а на фиг.2 - вид сбоку колеса автомобиля с указанием расположения контрольных точек.

Прибор для контроля углов установки колес автомобиля содержит скобу 1, связанную с центровочными конусами 2, взаимодействующими с центровочными отверстиями полуосей передних колес автомобиля или ступиц задних колес автомобиля. Для дисков колес, не имеющих центровочных отверстий, предусмотрены переходные элементы 3 с центральными конусными отверстиями. Рабочий орган 4, выполненный из одинаковых симметричных элементов, имеющих возможность вращения относительно собственных осей, установлен на скобе 1. На краях рабочего органа 4 установлен измерительный элемент 5, выполненный из одинаковых симметричных элементов, с возможностью контактирования с контрольными точками диагностируемых поверхностей колес 6 и с возможностью перемещения вдоль рабочего органа 4 посредством фиксатора 7 (см. фиг.1).

Контрольные точки А и В колеса 6 расположены противоположно друг другу на пересечении горизонтальной оси симметрии 8 колеса 6 с окружностью определенного диаметра, например посадочного, точки С и D - аналогично, на пересечении вертикальной оси симметрии 9 колеса 6 (см. фиг.2).

Прибор для контроля углов установки колес работает следующим образом.

Прибор закрепляется на полуосях или ступицах колес, с помощью центровочных конусов 2 при затягивании конусов 2 до упора в центровочные отверстия полуосей или ступиц колес. При закреплении прибора на дисках колес центровочные конусы 2 закрепляются в центральных конусных отверстиях переходных элементов 3. После этого рабочий орган 4 с измерительным элементом 5 подводится к контрольной точке А, в этой точке фиксируется показание измерительного элемента 5, затем рабочий орган 4 с измерительным элементом 5 поворачивается на 180° в контрольную точку В, в которой также фиксируется показание измерительного элемента 5. По разнице замеров в точках А и В определяется схождение колес автомобиля в линейных единицах. Перевод в угловые единицы измерения схождения колес производится по следующей формуле:

sinε=Δ/D,

где ε - угол схождения;

D - посадочный диаметр колеса автомобиля;

Δ - разница замеров в точках А и В;

(см. книгу Юрченко А.Н. Ходовая часть автомобиля. - Харьков: Высшая школа, 1983, - c.47).

Для определения угла развала α осуществляется поворот рабочего органа 4 с измерительным элементом 5 на угол 90°. Измерения производятся в контрольных точках С и D по аналогии с вышеописанным измерением.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет повысить производительность и увеличить точность прибора путем обеспечения контроля углов схождения и развала колес автомобиля, повысить производительность и увеличить точность прибора за счет крепления прибора на колесах посредством центровочных конусов.

1. Прибор для контроля углов установки колес автомобиля, содержащий рабочий орган, имеющий возможность вращения относительно своей оси, измерительный элемент, закрепленный на рабочем органе с возможностью контактирования с контрольными точками диагностируемых поверхностей и перемещения вдоль рабочего органа, отличающийся тем, что рабочий орган выполнен из одинаковых симметричных элементов и установлен на скобе, которая связана с центровочными конусами, взаимодействующими с центровочными отверстиями полуосей или ступиц колес автомобиля.

2. Прибор по п.1, отличающийся тем, что он снабжен переходными элементами с центральными конусными отверстиями, предназначенными для установки на дисках колес автомобиля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля параметров транспортных средств, преимущественно используемых в процессе автовождения. .

Изобретение относится к устройствам для испытания управляемых колес при реальной динамике движения, а именно для измерения угловых перемещений оси колеса относительно продольной оси автомобиля.

Изобретение относится к способам технической диагностики рулевого управления транспортных средств и может найти применение при их эксплуатации. .

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния транспортных средств. .

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине углового люфта рулевого колеса. .

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта. .

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике по регулировке углов установки управляемых колес транспортного средства, и может быть использовано на автосборочных и авторемонтных заводах для регулировки углов установки как передних, так и задних колес автомобиля.

Изобретение относится к измерительной технике, используемой при диагностике автотранспортных средств. .

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля люфтов передней и задней подвесок автомобиля. .

Изобретение относится к области измерительной техники, точнее - к приборам для измерения двугранного угла. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения угла конуса иглы распылителя дизельной топливной аппаратуры. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам контроля соосности поверхностей вращаемых цилиндрических деталей, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при монтажных работах для контроля соосности машин, соединяемых в агрегат. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .

Изобретение относится к способам технической диагностики рулевого управления транспортных средств и может найти применение при их эксплуатации. .

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния транспортных средств. .

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения параметров шпоночных пазов на валах. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и основано на использовании свойства кинематической пары поворотных клиньев изменять угол между плоскостями по гармоническому закону.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия
Наверх