Способ стабилизации параметров зубьев колес, нарезаемых сборными регулируемыми долбяками

Изобретение относится к области технологии машиностроения, производству зуборезного инструмента и изготовлению зубчатых колес. Способ осуществляют долбяком, состоящим из корпуса с пазами и установленными в них режущими зубьями. При затуплении зубьев производят их переточку по передней поверхности. Для стабилизации параметров нарезаемых колес независимо от степени изношенности и сточенности долбяка обеспечивают постоянство диаметра вершин зубьев за счет их радиального выдвижения после переточек, причем пазы выполнены в торце корпуса долбяка радиальными с параллельными боковыми сторонами, а зубья прикреплены к дну паза винтами, расположенными в осевых пазах корпуса. При этом долбяк снабжен сепаратором, который контактирует наклонными к продольной оси поверхностями с ответными наклонными поверхностями зубьев, и гайкой-тягой, ввернутой в центральное отверстие долбяка и удерживающей сепаратор с помощью шайбы, прикрепленной к гайке-тяге винтами. Регулировку и выставление зубьев производят путем ослабления крепежных винтов, ввинчивания гайки-тяги в корпус долбяка, вызывающего радиальный развод зубьев, и затягивания крепежных винтов. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к к производству зуборезного инструмента и изготовлению зубчатых колес зубодолблением.

Известен традиционный способ стабилизации параметров нарезаемого колеса стандартными долбяками, заключающийся в том, что при эксплуатации по мере их износа и переточек необходимо вносить корректировку и изменять межосевое расстояние на зубодолбежном станке.

Степень сточенности стандартных долбяков не влияет на правильность нарезания зубьев колеса.

Однако это справедливо только в отношении профиля. При зубодолблении в большинстве случаев, если используется долбяк разной степени изношенности, будет получаться различная высота зуба колеса, равно как и различные переходная кривая и степень перекрытия обработкой активной части профиля зуба колеса.

Между тем, идентичность нарезаемых зубьев по высоте или по перекрытию обработкой активной части профиля в производстве зубчатых колес часто является необходимым условием, в особенности при нарезании зубьев под последующее шевингование, когда перекрытие обработкой рабочей высоты профиля зубьев колеса в любой момент эксплуатации инструмента является категорическим условием.

Обеспечить указанное перекрытие обработкой при любой степени сточенности долбяка, когда уменьшается не только диаметр окружности выступов, но и изменяются параметры станочного зацепления, стандартными долбяками, у которых задний угол при вершине принят постоянным и равным 6°, невозможно.

Известен способ стабилизации параметров нарезаемого колеса, при котором задний угол при вершине принимается не постоянным, а расчетным, определяемым таким образом, чтобы уменьшение наружного диаметра долбяка при каждой переточке происходило в соответствии с условием обеспечения постоянной высоты нарезаемых зубьев или постоянного перекрытия обработкой активной части профиля [1].

В этом способе задний угол рассматривается не только как элемент, обеспечивающий надлежащие условия резания, он определяет также стабильность формообразования зубьев колеса по высоте при различной степени сточенности.

Существенным недостатком способа является следующее. Конструкция долбяка, позволяющего нарезать колеса со стабильными размерами зубьев, отличается от стандартного тем, что задний угол по верху является расчетной величиной, зависящей от конкретных условий зацепления долбяка и колеса. Такой долбяк обеспечивает заданные условия лишь при заданных конкретных параметрах колеса, однако при изменении последних (чисел зубьев, толщины зубьев и др.) идентичность нарезаемых зубьев по высоте нарушается.

Задача изобретения - стабилизация параметров нарезаемых колес независимо от степени изношенности и сточенности долбяка, а также эффективность его эксплуатации и ресурса переточек

Поставленная задача решается посредством предлагаемого способа стабилизации параметров зубьев колес, нарезаемых долбяком, состоящим из корпуса с пазами с установленными в них режущими зубьями, при котором при затуплении зубьев производят их переточку по передней поверхности и обеспечение постоянство диаметра вершин зубьев за счет их радиального выдвижения после переточек, причем пазы выполнены в торце корпуса долбяка радиальными с параллельными боковыми сторонами, а зубья крепятся к дну паза винтами, расположенными в осевых пазах корпуса, при этом долбяк снабжен сепаратором, который контактирует наклонными к продольной оси поверхностями с ответными наклонными поверхностями зубьев, и гайкой-тягой, ввернутой в центральное отверстие долбяка и удерживающей сепаратор с помощью шайбы, прикрепленной к гайке-тяге винтами.

Кроме того, регулировку и выставления зубьев производят путем ослабления крепежных винтов, ввинчивания гайки-тяги в корпус долбяка, вызывающего радиальный развод зубьев, и затягивания крепежных винтов.

Предлагаемый способ стабилизации параметров зубьев нарезаемых колес сборным регулируемым долбяком поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен зуборезный долбяк, реализующий предлагаемый способ, общий вид; на фиг.2 - продольный разрез по зубу; на фиг.3. - продольный разрез по впадине; на фиг.4 - вид А сверху на фиг.2; на фиг.5 - вид Б снизу на фиг.2; на фиг.6 - общий вид корпуса, поз. 1; на фиг.7 - сепаратор, продольный разрез, поз.10; на фиг.8 - сепаратор, общий вид сверху, поз.10.

Предлагаемый способ стабилизации параметров зубьев нарезаемых зубчатых колес осуществляется сборным регулируемым долбяком (в отличие от известных, например [2] и [3]), обеспечивающим постоянство диаметра вершин зубьев инструмента за счет радиального выдвижения их после переточек.

Зуборезный долбяк, реализующий способ, состоит из корпуса 1, на торце которого выполнены радиальные с параллельными боковыми сторонами пазы 2 с установленными в них режущими зубьями, состоящими из вставок 3 и режущих пластин 4, соединенных винтами 5.

Вставки 3 имеют Г-образную форму в продольном сечении и закреплены на корпусе 1 винтами 6, расположенными в осевых пазах 7 корпуса 1, и прижимным кольцом 8 с помощью винтов 9.

Долбяк снабжен сепаратором 10, который контактирует наклонными к продольной оси поверхностями 11 с ответными поверхностями вставок 3.

Сепаратор 10 с гарантированным минимальным зазором расположен на гайке-тяге 12, ввернутой в центральное отверстие корпуса 1 долбяка, и удерживается на ней с помощью шайбы 13, прикрепленной к гайке-тяге 12 винтами 14. При ввинчивании гайки-тяги 12 в корпус 1 сепаратор 10, благодаря имеющимся зазорам, совершает лишь осевое перемещение и, взаимодействуя с зубьями по наклонным поверхностям, выдвигает их на заданную величину.

Сборка долбяка осуществляется в следующей последовательности.

В центральное резьбовое отверстие корпуса 1 завинчивается гайка-тяга 12 в сборе с сепаратором 10 и шайбой 13. Далее в радиальные пазы 2 вставляются зубья в сборе. Изготовление зубьев осуществляется в технологическом корпусе-приспособлении, аналогичном по конструкции корпусу самого долбяка. Во вставки 3 зубьев завинчиваются винты 6 и прижимная планка 8 прикручивается винтами 9.

Для регулировки зубьев долбяка, которая производится после каждой переточки, необходимо отпустить зажимные винты 6, 9 и 14, повернуть гайку-тягу 12, которая вместе с сепаратором 10 переместится в вертикальной плоскости относительно корпуса и вызовет перемещение зубьев долбяка вдоль опорной поверхности дна паза 2 корпуса 1 в радиальном направлении.

После установки требуемого диаметра вершин зубья долбяка необходимо затянуть зажимными винтами 6, 9 и 14.

В предлагаемом способе используется стабилизация параметров нарезаемых колес, при которой обеспечивается постоянство диаметра вершин зубьев инструмента за счет радиального перемещения их после переточек.

При этом в качестве постоянного диаметра, на который выставляются зубъя долбяка, принимается диаметр окружности вершин зубьев в исходном сечении.

Разработанный способ стабилизации параметров зубьев колес, нарезаемых сборными регулируемыми долбяками, и конструкция их позволяют:

1) увеличить ресурс переточек и добиться стабилизации параметров нарезаемых колес за счет восстановления диаметра окружности выступов долбяка после переточек;

2) сэкономить дорогостоящую быстрорежущую сталь за счет многократного использования долбяка, что для крупномодульных долбяков весьма существенно;

3) повысить эффективность эксплуатации и ремонтопригодность долбяков благодаря простоте конструкции и надежности закрепления зубьев.

Источники информации, принятые во внимание

1. Романов В.Ф. Расчеты зуборезных инструментов. - М.: Машиностроение, 1969. - С.28 - прототип.

2. А.с. СССР 1627348, МКИ В 23 F 21/10. Долбяк /В.И.Денисенко и Е.В.Грицкова. Заявка №4436366/08, заявл. 06.06.88, опубл. 15.02.91. Бюл. №6.

3. А.с. СССР 1268324, МКИ В 23 F 21/10. Зуборезный долбяк /П.Р.Родин, М.И.Олифиренко и В.В.Костенко. Заявка №3911478/25-08, заявл. 18.06.85, опубл. 07.11.86. Бюл. №41.

1. Способ стабилизации параметров зубьев колес, нарезаемых долбяком, состоящим из корпуса с пазами и установленными в них режущими зубьями, при котором при затуплении зубьев производят их переточку по передней поверхности, отличающийся тем, что обеспечивают постоянство диаметра вершин зубьев за счет их радиального выдвижения после переточек, причем пазы выполняют в торце корпуса долбяка радиальными с параллельными боковыми сторонами, а зубья прикрепляют к дну паза винтами, расположенными в осевых пазах корпуса, при этом используют долбяк, снабженный сепаратором, контактирующим наклонными к продольной оси поверхностями с ответными наклонными поверхностями зубьев, и гайкой-тягой, ввернутой в центральное отверстие долбяка и удерживающей сепаратор с помощью шайбы, прикрепленной к гайке-тяге винтами.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что регулировку и выставление зубьев производят путем ослабления крепежных винтов, ввинчивания гайки-тяги в корпус долбяка, вызывающего радиальный развод зубьев, и затягивания крепежных винтов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области передач с гибкой связью, изготовлению передач с внутренним зацеплением. .

Изобретение относится к области станкостроения, к станкам для обработки цилиндрических зубчатых колес. .

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано в зубодолбежном станке для некруглых колес. .

Изобретение относится к металлообработке и предназначено для нарезания зубчатых колес. .

Изобретение относится к области технологии машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых колес и зубообрабатывающего инструмента

Изобретение относится к области механообработки и может применяться при нарезании зубчатых колес внутреннего и наружного зацепления, в том числе с изменяющейся по длине толщиной зубьев

Изобретение относится к области механообработки и может применяться при нарезании зубчатых колес внутреннего и наружного зацепления, в том числе с изменяющейся по длине толщиной зубьев

Способ предназначен для обработки зуботочением зубчатого колеса. Две боковые поверхности зуба обрабатывают с использованием разных установок, но с использованием одного и того же инструмента, непрерывно за счет применения чередующегося подхода полузавершения. Свойством подхода полузавершения является то, что все левые боковые режущие кромки инструмента используют два раза, в то время как правые боковые режущие кромки используют только один раз. Один и тот же инструмент используют для изготовления зубьев зубчатого колеса, так что боковые режущие кромки, которые ранее подвергались более сильной нагрузке во время изготовления первой обрабатываемой детали, затем используют менее часто в следующих операциях. Это достигают за счет того, что другие боковые режущие кромки используют менее сильно или менее часто во время изготовления второй обрабатываемой детали. Технический результат: повышение стойкости инструмента. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Способ включает изготовление зубьев зубодолблением по методу обката с помощью инструмента, который обходит управляемую подъемным кулачком траекторию, на которой за движением вниз, служащим для изготовления боковой стороны зуба и проходящим в осевом направлении заготовки, следует движение выхода, проходящее по существу в радиальном направлении заготовки. При этом на движение выхода накладывается движение вниз так, что при выходе получается криволинейная траектория, что относительный передний угол инструмента (200) не уменьшается ниже минимального переднего, который соответствует переднему углу инструмента (200), уменьшенному на угол между продольной осью заготовки (100) и вектором направления движения инструмента. Достигается исключение канавок для выхода инструмента и повышается его износостойкость. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к способам точения зубьев. Способ предусматривает следующие операции, предшествующие непосредственному зуботочению: вращение инструмента для зуботочения вокруг первой оси вращения, сопряженное вращение обрабатываемого изделия вокруг второй оси вращения, осуществление движения радиальной подачи инструмента в направлении обрабатываемого изделия для его введения в контакт с изделием в первый раз и осуществление врезной подачи инструмента от момента первого контакта вниз до заданной глубины при движении радиального врезания в направлении обрабатываемого изделия, при этом по меньшей мере во время врезной подачи две оси вращения располагают под наклоном относительно друг друга. Изобретение направлено на повышение производительности процесса точения зубьев. 7 з.п. ф-лы, 18 ил., 3 табл.
Наверх