Водометный движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов. Поворотное сопло водометного движителя соединено с корпусом спрямляющего аппарата посредством кольца с двумя парами пальцев, размещенных во взаимно перпендикулярных плоскостях кольца. Поворот сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью управляющей качалки, сфера которой размещена в отверстии уха управления поворотного сопла. Технический результат заключается в увеличении КПД водометного движителя, снижении расхода топлива и увеличении скорости хода судна. 3 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов.

Известен водометный движитель, сопло которого выполнено в виде пластин с отверстиями, способными поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет регулировать дифферент маломерного судна для обеспечения максимальной скорости при равной мощности двигателя [1].

Известен также водометный движитель, содержащий корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой, установленной на входе потока, смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, соединенные между собой и насаженные на гребной вал, рабочее колесо и обтекатель, расположенные внутри корпуса, заслонку заднего хода. Поворотное сопло может поворачиваться только вокруг вертикальной оси, что не позволяет эффективно использовать мощность двигателя в случае нерациональной загрузке судна по дифференту, когда энергия выбрасываемой воды используется на частичный подъем транцевой части судна, что ухудшает глиссирование или же выбрасывается вверх, не создавая тяги [2].

Целью настоящего изобретения является устранение указанного недостатка.

Указанная цель достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с защитной решеткой и смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, соединенные последовательно и насаженные на гребной вал, расположенные внутри корпуса рабочее колесо и обтекатель, заслонку заднего хода. Между корпусом спрямляющего аппарата и поворотным соплом размещено кольцо, имеющее 2 пары отверстий с запрессованными в них пальцами во взаимо перпендикулярных плоскостях. Одной парой пальцев кольцо соединено с корпусом спрямляющего аппарата, а другой - с поворотным соплом, что позволяет поворотному соплу поворачиваться вокруг пальцев как в горизонтальной плоскости (поворот судна вправо или влево), так и в вертикальной плоскости (изменение дифферента судна). Поворотное сопло имеет ухо, в отверстии которого размещен сферический конец управляющей качалки. При вращении качалки вокруг горизонтальной оси управляющего вала происходит поворот сопла и поворот судна вправо или влево, а при перемещении управляющего вала вдоль своей оси происходит поворот сопла вместе с кольцом в вертикальной плоскости, что обеспечивает регулировку дифферента судна в движении.

На фиг.1 представлен вид сбоку с разрезами на водомет, на фиг.2 дан вид А. На фиг.3 дано сечение Б-Б.

Водометный движитель имеет корпус водовода 1, спрямляющий аппарат 2, рабочее колесо 3, которые соединены между собой последовательно и насажены на гребной вал 4, правый конец которого опирается на подшипник, расположенный в конусе спрямляющего аппарата 5. Спрямляющий аппарат размещен внутри стационарного сопла 6, соединенного с корпусом водовода 1. К соплу 6 посредством пальцев 7 крепится кольцо 8, имеющее отверстия с установленными в них пальцами 9 для крепленая поворотного сопла 10, которое имеет ухо с отверстием. В отверстии уха сопла 10 размещен сферический конец качалки 11, насаженной в свою очередь на вал 12, с рычагом 13 управления поворотом сопла 10. Вал 12 размещен внутри вала 14 посредством кулачка 15, управляющим заслонкой 16 реверса. Вал 14 размещен в приливах корпуса 1. Кроме того вал 12 соединен с гайкой 17, закрепленной на кронштейне 18, сидящем на корпусе 1.

При работе водометного движителя вращением вала 12 вокруг своей оси на рычаг 13 поворачивается сферический конец качалки 11, поворачивая за ухо сопло 10, чем осуществляется поворот судна вправо или влево. Вращением гайки 16 вал смещается вперед или назад, смещая за собой сферический конец качалки 11, чем достигается поворот кольца 8 с соплом 10 в вертикальной плоскости, при этом происходит управление дифферентом судна.

Внедрение данного изобретения позволит увеличить КПД водометного движителя, что снизит расход топлива двигательной установки и увеличит скорость судна.

Источники информации

1. А.С. CССP 312791, кл. В 63 Н 11/02.

2. А.С. СССР 2104211, кл. В 63 Н 11/10.

Водометный движитель, содержащий корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой, установленной на входе потока, и смотровым лючком, спрямляющий аппарат, поворотное сопло и заслонку заднего хода, соединенные между собой и насаженные на гребной вал, обтекатель и рабочее колесо, расположенные внутри корпуса, а также соосно расположенные валы управления поворотным соплом и заслонкой с закрепленными на них тягами и качалками, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД водометного движителя, корпус спрямляющего аппарата соединен с поворотным соплом посредством кольца с двумя парами пальцев, запресованных в отверстия во взаимно перпендикулярных плоскостях кольца, а в отверстии уха управления поворотного сопла размещена сфера управляющей качалки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается разработки водометных движителей с реверсивно-рулевым комплексом (ВДРК). .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для реверса судна. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на плавсредствах, преимущественно маломерных, и для работы на мелководье, в качестве полноповоротного главного движителя или средства активного управления.

Изобретение относится к судостроению, а именно, к водометным движителям. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для устранения сопротивления движению судна подводных выпусков отработанной забортной воды.

Изобретение относится к судостроению, а именно к реверсивно-рулевым устройствам (РРУ) водометных движителей (ВД). .

Изобретение относится к водному транспорту, а именно к полноповоротным водометным движителям плавсредств. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования водометных движителей речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов с засоренным фарватером

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для изменения направления (реверсирования) хода судна преимущественно двумя водометными движителями

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реверсивно-рулевым устройствам

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, закрепленных за соплом, и реверсивную заслонку, навешенную поворотно на горизонтальной оси за соплом. Реверсивная заслонка выполнена с вертикальными боковыми стенками и задней стенкой в виде цилиндрической поверхности, эквидистантной кормовым кромкам рулей, которые выполнены по дуге окружности. В верхней части задней стенки реверсивной заслонки установлен ограничитель поворота. В кормовой части боковых стенок выполнены окна, снабженные наружными патрубками с направляющими пластинами. На выходном сечении реверсивной заслонки установлен дефлектор в виде пластины, смонтированный с помощью плоских стоек. Достигается упрощение конструкции и формирование оптимальных направлений потока воды, истекающего из реверсивной заслонки при реверсе и повороте судна. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, закрепленных за соплом, и реверсивную заслонку, навешенную поворотно на горизонтальной оси за соплом. Реверсивная заслонка выполнена с вертикальными боковыми стенками и задней стенкой в виде цилиндрической поверхности, эквидистантной кормовым кромкам рулей, которые выполнены по дуге окружности. В верхней части задней стенки реверсивной заслонки установлен ограничитель поворота. В кормовой части боковых стенок выполнены окна, снабженные наружными патрубками с направляющими пластинами. На выходном сечении реверсивной заслонки установлен дефлектор в виде пластины, смонтированный с помощью плоских стоек. Достигается упрощение конструкции и формирование оптимальных направлений потока воды, истекающего из реверсивной заслонки при реверсе и повороте судна. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, которые расположены за соплом. Рули установлены по боковым краям обечайки сопла и снабжены закрылками. В нижних торцах рулей и закрылок имеются наклонные гидродинамические шайбы со стороны диаметральной плоскости водометного движителя. На нижней части сопла установлен козырек в виде продолжения сопла в корму. Рули закреплены в верхней части с помощью баллеров к коробчатой раме, которая выполняет роль верхнего свода реверсивно-рулевого устройства. В нижней части рули закреплены к соплу с помощью обухов. Рули с закрылками могут отклоняться от системы управления синхронно влево и вправо или в противоположные стороны. Коробчатая рама закреплена на верхней части сопла с помощью книц, которые являются носовой стенкой реверсивно-рулевого устройства. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы реверсивно-рулевого устройства, повышение эффективности и удобства управления судном. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх