Автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин с электрическим на переменном токе приводом вентилятора

Изобретение относится к области совершенствования систем регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин, например тяговых электрических машин тягового подвижного состава. Автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин с каналом для охлаждающего воздуха содержит вентилятор, датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха, микропроцессорный контроллер, содержащий управляющую программу с математической моделью системы охлаждения тяговой электрической машины как объекта регулирования температуры, позволяющей рассчитывать как средние, так и максимальные локальные значения неподвижных и вращающихся обмоток тяговой электрической машины. Вал вентилятора соединен с валами двух одинаковых асинхронных двигателей с фазными роторами, статорные обмотки которых подключены к источнику переменного тока, а роторные обмотки асинхронных двигателей соединены последовательно и подключены к выпрямителю. К выходу выпрямителя подключены полупроводниковый термоэлектрический охладитель и блок замыкания обмоток, подключенный в свою очередь к первому выходу микропроцессорного контроллера. Статор одного из асинхронных двигателей выполнен поворотным и соединен с приводом, подключенным ко второму выходу микропроцессорного контроллера. Ко входам микропроцессорного контроллера подключены датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха. Технический результат – повышение КПД электрического привода вентилятора и увеличение эффективности работы системы регулирования температуры. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области совершенствования систем регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин, например тяговых электрических машин тягового подвижного состава. Система регулирования содержит систему охлаждения тяговой электрической машины и автоматический регулятор температуры. Система охлаждения тяговой электрической машины является объектом регулирования температуры и содержит собственно тяговую электрическую машину и систему каналов для подвода к тяговой электрической машине охлаждающего воздуха. Автоматический регулятор температуры содержит датчик температуры (измерительное устройство), задающее, усилительно-преобразующее и исполнительно-регулирующее устройства. Исполнительно-регулирующее устройство содержит исполнительный механизм и регулирующий орган. В предлагаемой системе регулирования функции регулирующего органа автоматического регулятора температуры выполняет вентилятор, а его привод выполняет функции исполнительного механизма [1, 2, 3, 10]. В известных устройствах для регулирования температуры обмоток электрических машин, которые фактически являются автоматическими системами регулирования температуры, тип привода вентилятора указывается только в [5]. Известно, что свойства исполнительно-регулирующего устройства оказывают значительное влияние на устойчивость, показатели качества работы и в целом на технико-экономические показатели автоматической системы регулирования температуры. Гидродинамический привод вентилятора, примененный в [5], обладает существенными недостатками: он имеет малую монтажную гибкость из-за наличия валопровода между приводным двигателем и вентилятором; его КПД изменяется прямо пропорционально скорости вращения выходного вала (при заданной скорости вращения входного вала); этот вид привода обладает таким свойством как динамическая несимметричность, его статические и динамические параметры неоднозначны, что ухудшает динамические свойства системы регулирования.

Предлагаемая автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин свободна от перечисленных недостатков. Автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин, содержащая тяговую электрическую машину 1 с каналом охлаждения 2, отличается от известных систем регулирования температуры тем, что в ней применен электрический привод вентилятора на переменном токе (см. фиг. 1 - принципиальную схему автоматической системы регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин с электрическим на переменном токе приводом вентилятора), который содержит два одинаковых асинхронных двигателя 3 и 4 с фазными роторами, валы которых соединены между собой и с валом вентилятора 5. Статорные обмотки асинхронных двигателей подключены к источнику переменного напряжения, а роторные обмотки соединены последовательно и подключены к замыкателю обмоток 6, соединенному с выходом микропроцессорного контроллера 7, и к выпрямителю 8, к выходу которого подключен полупроводниковый термоэлектрический охладитель 9. Статор одного из асинхронных двигателей выполнен поворотным и связан с приводом 10, подключенным ко второму выходу микропроцессорного контроллера 7, ко входам которого подключены датчики скорости вращения вала вентилятора 11; температуры охлаждающего воздуха 12; скорости вращения вала электрической машины 13; падения напряжения на контролируемой обмотке 14, тока нагрузки тяговой электрической машины 15, напряжения на ее зажимах 16.

Микропроцессорный контроллер содержит управляющую программу с математической моделью системы охлаждения тяговой электрической машины как объекта регулирования температуры, позволяющей рассчитывать как средние, так и максимальные локальные значения неподвижных и вращающихся обмоток тяговой электрической машины по измеренным значениям тока и напряжения электрической машины, скорости вращения ее вала, температуры и подачи охлаждающего воздуха, а также измерять температуру одной или нескольких неподвижных обмоток тяговой электрической машины по измеренным значениям падения напряжения на этих обмотках и тока, протекающего через обмотки.

Предлагаемая система регулирования может содержать статический регулятор и работать только по отклонению регулируемой величины от заданного значения или комбинированный регулятор с компенсацией возмущающих воздействий по нагрузочному току, по мощности тяговой электрической машины, по температуре охлаждающего воздуха, а также иметь более сложный алгоритм работы регулятора - ПИ, ПИД, ПД.

Предлагаемая автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин работает следующим образом (на примере системы, содержащей регулятор, работающий только по отклонению регулируемой величины от заданного значения). При значении регулируемой температуры tp меньше минимального значения tp min выходной сигнал микропроцессорного контроллера 7, подаваемый на вход механизма поворота 10 статора асинхронного двигателя 4, имеет минимальное значение, при этом выходной сигнал поворотного статора αс также имеет минимальное значение αcmin. Статор асинхронного двигателя 4 занимает положение (т.е. имеет угол поворота β), при котором скорость вращения вала вентилятора ωв и его подача равны нулю. Это обусловлено тем, что при согласованном положении статоров асинхронных двигателей 3 и 4, когда αс=0 эл. градусов, ЭДС в роторных обмотках направлены встречно и Ер=Ep1р2=0. При этом ток в роторной цепи равен нулю и электропривод вентилятора имеет момент, равный нулю, и ωв=0.

При увеличении tp и достижении значения выше tp min увеличивается выходной сигнал микропроцессорного контроллера, подаваемый на вход механизма поворота 10 статора асинхронного двигателя 4, увеличиваются αс и β. При этом Ер1>0; в обмотках роторов асинхронных двигателей 3 и 4 ток будет больше нуля, электропривод вентилятора будет иметь момент больше нуля и ωв>0, увеличится подача вентилятора 5. Процесс увеличения сигналов tp, αс, β, Ep1 и ωв будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесный тепловой режим работы системы охлаждения тяговой электрической машины. При изменении β от 0 до 90° эл. один из асинхронных двигателей будет работать в генераторном (тормозном) режиме, а второй - в двигательном режиме. При дальнейшем увеличении β и выполнении условия 90° эл. <β<180° эл. оба асинхронных двигателя работают в двигательном режиме, развивая моменты. В предельном случае, когда β=180° эл., векторы ЭДС обмоток роторов совпадают и Ер=Ep1р2; асинхронные двигатели развивают одинаковые моменты, работая как два обычных асинхронных двигателя. При tp=tp min сигналы αс, β и ωв максимальны. При этом β достигает 180° эл., т.е. статор асинхронного двигателя 4 займет положение, при котором ωв mах будет из-за сопротивления полупроводникового термоэлектрического охладителя 9 на 6-10% меньше синхронной. Поэтому с целью защиты тяговой электрической машины от перегрева в экстремальных климатических условиях или при чрезмерном загрязнении воздушных фильтров для увеличения подачи вентилятора система снабжена устройством замыкания 6 роторных обмоток асинхронных двигателей, подключенным к микропроцессорному контроллеру 7.

При изменении ωв от 0 до ωв mах изменяется скольжение асинхронного двигателя от 1,0 до Smin. Мощность скольжения асинхронного двигателя зависит от скольжения и при вентиляторной нагрузке имеет максимальное значение 15% от номинальной мощности асинхронного двигателя при скольжении 0,25. В предлагаемой системе регулирования энергия скольжения асинхронного двигателя используется для охлаждения охлаждающего воздуха в системе охлаждения с помощью полупроводникового термоэлектрического охладителя 9. Полупроводниковый термоэлектрический охладитель дает возможность получения холода на основе использования в нем термоэлектрического явления Пельтье при отсутствии движущихся частей и холодильного агента; является универсальным; простым по конструкции, компактным, имеет высокую надежность и практически неограниченный срок службы.

Таким образом, в рассматриваемой системе охлаждение тяговой электрической машины осуществляется двумя путями: путем охлаждения тяговой электрической машины атмосферным воздухом, продуваемым с помощью вентилятора 5, и путем охлаждения самого охлаждающего воздуха с помощью полупроводникового термоэлектрического охладителя 9, использующего электрическую энергию скольжения асинхронного двигателя. Использование энергии скольжения асинхронного двигателя значительно повышает КПД такого электрического привода вентилятора и увеличивает эффективность работы системы регулирования температуры.

Источники информации

1. Луков Н.М. Автоматизация тепловозов, газотурбовозов и дизель-поездов. - М.: Машиностроение, 1988.

2. Луков Н.М. Основы автоматики и автоматизации тепловозов. - М.: Транспорт, 1989.

3. Луков Н.М. Автоматическое регулирование температуры двигателей. - М.: Машиностроение, 1995.

4. А.с. 544050 (СССР). Устройство для автоматического регулирования температуры электрической машины /Н.М.Луков и др. - Опубл. в БИ, 1978, №20.

5. А.с. 748683 (СССР). Устройство непрерывного контроля и автоматического регулирования температуры электрической машины /Н.М.Луков и др. - Опубл. в БИ, 1980, №26.

6. А.с. 15084040 (СССР). Тяговая электрическая машина постоянного тока /Н.М.Луков и др. - Опубл. в БИ, 1990, №29.

7. Патент РФ 2121209. Устройство для автоматического регулирования температуры электрической машины /А.С.Космодамианский и Н.М.Луков. - Опубл. в БИ, 1998, №30.

8. Патент РФ 2177669. Устройство для автоматического регулирования температуры обмоток электрической машины постоянного тока /А.С.Космодамианский, Н.М.Луков и др. - Опубл. в БИ, 1998, №30.

9. Патент РФ 2201028. Исполнительно-регулирующее устройство для автоматических систем регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин /А.С.Космодамианский, Н.М.Луков и др. - Опубл. в БИ №8, 2003.

10. Космодамианский А.С. Измерение и регулирование температуры обмоток тяговых электрических машин локомотивов. Монография. - М. - РГОТУПС, 2002. - 285 с.

Автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин с каналом для охлаждающего воздуха, содержащая вентилятор, датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха, микропроцессорный контроллер, содержащий управляющую программу с математической моделью системы охлаждения тяговой электрической машины как объекта регулирования температуры, позволяющей рассчитывать как средние, так и максимальные локальные значения неподвижных и вращающихся обмоток тяговой электрической машины, отличающаяся тем, что вал вентилятора соединен с валами двух одинаковых асинхронных двигателей с фазными роторами, статорные обмотки которых подключены к источнику переменного тока, а роторные обмотки соединены последовательно и подключены к выпрямителю, к выходу которого подключены полупроводниковый термоэлектрический охладитель и блок замыкания обмоток, подключенный к первому выходу микропроцессорного контроллера; статор одного из асинхронных двигателей выполнен поворотным и соединен с приводом, подключенным ко второму выходу микропроцессорного контроллера, а ко входам микропроцессорного контроллера подключены датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в приводах станочного, строительного, подъемно-транспортного, бытового и сельскохозяйственного оборудования на базе двигателей с высотами оси вращения 71112 мм и мощностью до 10 кВт.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям сердечников статоров электрических машин со средствами увеличения скорости теплообмена внутри каналов охлаждения сердечника.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов.

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин.

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин. .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам газового охлаждения электрической машины, преимущественно турбогенератора

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например в турбогенераторах с газовой системой охлаждения

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам газового охлаждения электрической машины, преимущественно турбогенератора, с замкнутым циклом вентиляции

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для регулирования мотор-вентиляторов в системе принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения индукторных генераторов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к закрытым электрическим машинам торцового исполнения с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам с газовым охлаждением, например турбогенераторам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для регулирования температуры теплоносителей (высоконагретой детали, воды, масла, наддувочного воздуха и др.) и в системах охлаждения силовых энергетических установок, обмоток тяговых электрических машин, тяговых трансформаторов, элементов тяговых полупроводниковых преобразователей

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением
Наверх