Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге



Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге
Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге
Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге
Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге
C09K3/18 - для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды (обработка измельченных материалов с целью свободного их стекания вообще, например путем придания им гидрофобных свойств B01J 2/30); для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания (вещества, добавляемые в жидкости, для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла илиполучения тепла или холода иначе, чем путем их сжигания, например в жидкости для радиаторов C09K 5/00)

Владельцы патента RU 2260027:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный лесотехнический университет (RU)

Изобретение относится к автомобильно-дорожной отрасли, для устройства противогололедного слоя на дорожном покрытии. Способ включает нанесение вещества на асфальтобетонную смесь. В качестве вещества используется кремнеорганический модификатор, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0,3-0,5 кг. Причем после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси. Способ позволяет упростить технологический процесс при изготовлении противогололедного слоя на дорожном покрытии, не обладающим коррозионным воздействием на металлы и работающего при температуре окружающего воздуха до -20°С. 1 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к автомобильно-дорожной отрасли, для устройства противогололедного слоя на дорожном покрытии.

Известен способ приготовления композиции для устройства верхнего слоя дорожного покрытия с противогололедным эффектом, включающий изготовление асфальтобетонного покрытия на асфальтобетонном заводе путем смешения компонентов с добавкой алкилалкенсиликоната щелочного металла и хлористых солей. Асфальтобетонное покрытие изготовленное по данному способу предотвращает повторное льдообразование при переходе температур через 0°С путем таяния льда и снижает коррозийное действие на металлы (патент №2053971, МПК С 04 В 26/26) - прототип.

Недостатком этого способа является усложнение технологического процесса и высокая стоимость, так как антигололедная добавка изготавливается на специализированном предприятии и затем транспортируется на асфальтобетонный завод, где перемешивается со всем объемом асфальтобетонной смеси и после этого транспортируется в район строительства дороги. Кроме того, композиция работает в узком диапазоне температур, при этом наблюдается коррозионное воздействие на металлы и вредное действие солей на окружающую среду.

Техническая задача заявляемого изобретения - упрощение технологического процесса при изготовлении противогололедного слоя на дорожном покрытии, не обладающим коррозионным воздействием на металлы и работающего при температуре окружающего воздуха до - 20°С.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, включающем нанесение вещества на асфальтобетонную смесь, в качестве вещества используется кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг и который характеризуется структурной формулой

где n=3-30 - число звеньев

R - органический радикал (в частности алкил, фенил, алкен)

после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси.

Использование различных модификаторов в асфальтобетонной смеси для получения анигололедных покрытий в технике широко известно. Известен способ получения противогололедного препарата на основе смеси хлоридов металлов с последующим ее измельчением, причем предварительно смесь хлоридов перед измельчением проплавляют при температуре 680-800°С до достижения однородного состава и охлаждают, а в качестве смеси хлоридов металлов используют отходы магниевого производства (патент №2172331, МПК С 09 К 3/18).

Известен способ приготовления композиции для устройства верхнего слоя дорожного покрытия. Способ осуществляется путем смешения минеральных компонентов черного органического вяжущего и антигололедной добавки. В качестве антигололедной добавки применяют порошкообразную водорастворимую смесь алкил-алкенсиликоната щелочного металла и хлоридов щелочных металлов (патент №2053971, МПК С 04 В 26/26).

Однако такие составы асфальтобетонных смесей получают путем прямого смешения компонентов на асфальтобетонных завода и после этого весь объем смеси используется при строительстве дороги. Смеси оказывают коррозионное воздействие на металлы и пагубное воздействие солей на придорожную полосу.

В заявляемом техническом решении модификатор наносится на уложенное на дорожное полотно асфальтобетонное покрытие с температурой 80-100°С и расходом 0.3-0.5 кг/м2, до того как производится укатка катком, при этом происходит химическая прививка, сопровождающаяся образованием химических поперечных связей в структуре полимера, что упрочняет покрытие. Модификатор заполняет все поры и микротрещины. После прокатки катком у покрытия появляется новое свойство, а именно появляется более прочный слой глубиной 1-1.5 см, который вытесняет появление центров кристаллизации льда из покрытия на поверхность асфальто-бетонного покрытия. Для отрыва образовавшегося льда на поверхности покрытия достаточно усилий, которые возникают между шиной и покрытием при движении транспортного средства.

Патентно-информационные исследования не выявили совокупность признаков, которая обеспечивает достигаемый результат, поэтому заявляемое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

С целью ускорения химической реакции в модификатор, перед его внесением в асфальтобетонную смесь, дополнительно вводят катализатор (органические и неорганические кислоты), инициирующий реакцию полимеризации.

Антикоррозионный эффект обеспечивается отсутствием соли в составе модификатора.

В Таблице 1 приведен состав используемой асфальтобетонной смеси (в строке прототип указан противогололедный компонент, входящий в его состав смеси); в Таблице 2 показаны свойства полученного антигололедного слоя асфальтобетона в сравнении с прототипом; в Таблице 3 приведены результаты экспериментов по сцеплению (адгезии) льда с полученным антигололедным асфальтобетонным слоем в сравнении с прототипом, при расходе реагента 0,5 кг/м2 и температуре воздуха от -7°С до -10°С.

Из таблицы 2 следует, что физико-механические свойства полученного противогололедного слоя лучше, чем у необработанного модификатором асфальтобетонного покрытия и прототипа. Заявляемый способ образования противогололедного слоя дорожного покрытия снижает сцепление льда с асфальтобетонным покрытием в 7-8 раз, а прототип в 3-4 раза.

Пример 1.

В качестве органического радикала R используем алкил (-СН3), число n принимаем равным 30.

В обрабатываемую ячейку, представляющую собой металлическое кольцо диаметром 140 мм и высотой 70 мм (см.чертеж), вносим асфальтобетонную смесь Тип Б, II марки (по ГОСТ 9128-97) нагретую до 100°С. Сверху наносят модификатор в виде раствора с концентрацией основного вещества 30%. Количество модификатора (по основному веществу) составляет 0,5 кг/м2. Затем формуют образец асфальтобетонного покрытия под нагрузкой 400 кг/см2.

На чертеже представлена установка для определения адгезии льда с образцом асфальтобетонного покрытия: 1 - корпус установки, 2 - кольцо с асфальтобетоном, кольцо со льдом, 4 - динамометр, 5 - червячная передача, 6 - зажим, 7 - лед, 8 - образец асфальтобетонного покрытия, 9 - технический вазелин.

После остывания, сверху на пробу было установлено кольцо диаметром 120 мм и высотой 30 мм, смазанное снизу техническим вазелином для герметичности, в которое была помещена вода. Вода была заморожена при температуре на установке для определения адгезии льда с асфальтобетонным покрытием (см.чертеж), было измерено сдвиговое усилие, необходимое для отрыва льда от образца поверхности асфальта.

По сравнению с холостой пробой (без модификатора) сдвиговое усилие уменьшилось соответственно с 0.95 кг/см2 до 0, 11 кг/ см2.

Пример 2.

В качестве органического радикала R используем алкен (-СН=СН2)

Число n принимаем равным 14.

В обрабатываемую ячейку (аналогично примеру 1) вносится образец асфальтобетонной смеси, нагретой до 90°С. Сверху наносится модификатор в количестве 0,4 кг/м2.

Условия замораживания и получения льда, как в примере 1.

Температура заморозки -10°С.

Сдвиговая нагрузка, необходимая для отрыва льда от образца асфальтобетонного покрытия, по сравнению с холостой пробой снизилась от 0.95 кг/см2 до 0,15 кг/см2.

Пример 3.

В качестве органического радикала R используем фенил (Ph).

Число n принимаем равным 3.

В обрабатываемую ячейку (аналогично примеру 1) вносится образец асфальтобетонной смеси, нагретой до 80°С. Сверху наносится модификатор в количестве 0,3 кг/м.

Условия замораживания и получения льда, как в примере 1.

Температура заморозки -10°С.

Сдвиговая нагрузка, необходимая для отрыва льда от образца асфальтобетонного покрытия, по сравнению с холостой пробой снизилась от 0,95 кг/см2 до 0,18 кг/см2.

При проведении испытаний с уменьшением расхода реагента (<0,3 кг/м2) и снижением температуры (<80°С ), увеличивается сцепление льда с асфальтобетоном, что существенно снижает эффективность антигололедных свойств.

При проведении испытаний с увеличением расхода реагента (>0,5 кг/м2) сцепление льда с асфальтобетоном изменяется незначительно.

Способ осуществляется следующим образом.

На подготовленную дорожную одежду сначала укладывается асфальтобетонная смесь, затем на асфальтобетонную смесь наносится кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг., после этого производится укатка асфальтобетонной смеси катком.

Таблица 1
СоставЩебень, мас.%Песок, мас.%Минеральный порошок, мас.%Противогололедный компонент, мас.%Битум, мас.%
Асфальтобетон тип В, марка II385210-6
Прототип4048757

Пояснение к Таблице 1.

В соответствии со СниП 3.06.03-85 битум не входит основной состав асфальтобетонной смеси, поэтому в Таблице 1 суммарное содержание всех компонентов больше 100%.

Таблица 2
ПоказательГОСТ 9128-97Составы
Асфальтобетон без модификатораАсфальтобетон с модификатором 0,5 кг/м2Асфальтобетон с модификатором 0.3 кг/м2прототип
Прочность при 20°С2,0-2,23,84.964,882,5
Коэффициент водостойкости0.75-0.850.870.960.960.91
Водонасыщение1.5-4.03.51.361.441.6

Способ образования противогололедного слоя на автомобильной дороге, включающий нанесение вещества на асфальтобетонную смесь, отличающийся тем, что в качестве вещества используется кремнеорганический модификатор в виде эмульсии или суспензии, расход которого на 1 м2 площади предварительно уложенной на дорожное полотно асфальтобетонной смеси с температурой 80-100°С составляет не менее 0.3-0.5 кг, который характеризуется структурной формулой

где n=3-30 - число звеньев

R - органический радикал (в частности алкил, фенил, алкен),

после нанесения модификатора производится укатка асфальтобетонной смеси.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к веществам для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; предотвращения обледенения, в частности к антигололедным реагентам.
Изобретение относится к химической промышленности, в частности к препаратам, применяемым для предотвращения и удаления снежно-ледяных образований на дорогах. .

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.

Изобретение относится к химической промышленности, а именно к разработке антигололедных составов, предназначенных для удаления снежно-ледяных образований с дорожных покрытий при зимней обработке автомобильных и городских дорог и тротуаров.

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.

Изобретение относится к составам противообледенительных жидкостей для удаления ледяных отложений (иней, изморозь, снег, лед) с поверхности летательных аппаратов, а также предотвращения повторного наземного обледенения самолетов на этапе их подготовки к взлету.

Изобретение относится к созданию противообледенительной жидкости (ПОЖ) для удаления ледяных отложений и предотвращения обледенения поверхности, используется для защиты самолетов или других видов техники от обледенения во время их стоянки на земле.

Изобретение относится к технологии применения профилактических антипримерзающих средств, к подготовке углеродистых материалов к транспортировке и может быть использовано для снижения смерзаемости нефтяного кокса.
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам активированных минеральных порошков для асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для устройства покрытий дорог и тротуаров, строительных площадок, полов промышленных объектов, гидроизоляции.

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства конструктивных слоев дорожных одежд нежесткого типа, также для укрепления грунта дорожных насыпей, при прокладке трубопроводов.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а точнее касается вяжущего материала, и может быть использовано в дорожном строительстве, а также, например, в строительстве кровель, гидроизоляции и в качестве герметизирующего материала.

Изобретение относится к технологии строительных материалов, например материалов, используемых при строительстве дорог (дорожные одежды, ремонт дорог). .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве дорожных асфальтобетонных покрытий и оснований. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов
Наверх