Способ работы фрикционной муфты и муфта фрикционная кощеева е.и.

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к фрикционным муфтам. Муфта фрикционная содержит ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидного кресла-коляски. В месте приложения переменной нагрузки, приводящей фрикционные диски в сцепление, установлены клиновые толкатели, сидящие соосно и подвижно относительно друг друга, с возможностью взаимодействия с клиновыми рычажками, имеющими кинематическую связь с гравитационными элементами, выполненными с возможностью осуществления вращательно-качательного движения. Способ работы фрикционной муфты осуществляется путем включения, рабочего хода и выключения сцепления фрикционных дисков переменной нагрузкой. Включение, рабочий ход и выключение сцепления фрикционных дисков производится воздействием на них переменной нагрузкой, возникающей при вращательно-качательном движении гравитационных элементов в пределах определенного угла. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей муфты. 2 н. и 2 з.п.ф., 7 ил.

 

Изобретение относится к соединительным муфтам, в частности к муфтам фрикционным, и способам их работы.

Известен способ работы фрикционной муфты с использованием сил трения на приводных и ведомых сцепных дисках путем применения осевых нагрузок.

Известный способ имеет недостаточный объем функций по передаче кинематических и силовых связей.

Наиболее близким по совокупности признаков является способ работы фрикционной муфты путем включения, рабочего хода и выключения сцепления фрикционных дисков прямой осевой силой (см. книгу - справочник "Муфты", авторы: В.С.Поляков, И.Д.Барбаш, стр.142, 1973 г.).

Известны муфты фрикционные, наиболее близкие по совокупности признаков к заявляемому устройству, содержащие ведущую и ведомую полумуфты с фрикционными дисками сцепления, рычажную систему привода вращения (см. SU 619711, F 16 D 3/16, 1970г., автор Варшавский И.Л.).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа и устройства, относится то, что в известном способе и устройстве ограничены функциональные возможности, т.к. в специфических условиях эксплуатации муфты, например, ручного привода колеса инвалидного кресла-коляски, приходится применять сложные устройства включения и выключения сцепления фрикционных дисков, а также исполнения реверса вращения (задний и передний ход движения кресла-коляски).

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задачей изобретения является создание способа и устройства без применения каких-либо специальных устройств управления режимами работы фрикционной муфты.

Технический результат - расширение функциональных возможностей рассматриваемых способа и устройства.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается за счет того, что в известном способе работы фрикционной муфты путем включения, рабочего хода и выключения сцепления фрикционных дисков переменной нагрузкой, включение, рабочий ход и выключение сцепления фрикционных дисков производится воздействием на них переменной нагрузки, возникающей при вращательно-качательном движении гравитационных элементов в пределах определенного угла.

Технический результат достигается также за счет того, что в муфте фрикционной, содержащей ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидного кресла-коляски, в месте приложения переменной нагрузки, приводящей фрикционные диски в сцепление, установлены клиновые толкатели, сидящие соосно и подвижно относительно друг друга, с возможностью взаимодействия с клиновыми рычажками, имеющими кинематическую связь с гравитационными элементами, выполненными с возможностью осуществления вращательно-качательного движения, а клиновые толкатели взаимодействуют с приводными сцепными секторами, выполненными с возможностью скольжения на осях 9, а рычажная система передачи момента вращения муфты выполнена совместно с подлокотником кресла-коляски.

При использовании отличительных признаков описываемых изобретений не выявлено каких - либо аналогичных известных решений.

На чертежах представлено:

фиг.1 - чертеж главного вида устройства муфты фрикционной, установленной на инвалидном кресле-коляске; фиг.2 - вид по ″А" главного вида; фиг.3 - сечение муфты по "А-А"; фиг.4 - сечение муфты по "С-С"; фиг.5 - сечение муфты по "D-D"; фиг.6 - вид рычажной связи муфты по ″F″; фиг.7 - кинематическая схема воздействия гравитационного элемента на конические толкатели при движении кресла-коляски вперед.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления группы изобретений с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.

Предлагается способ работы фрикционной муфты, когда включение, рабочий ход и выключение сцепления фрикционных дисков производится воздействием на них переменной нагрузки, возникающей при вращательно-качательном движении гравитационных элементов в пределах определенного угла.

Заявленная муфта 1 устанавливается совместно с приводным колесом 2 инвалидного кресла-коляски 3, при этом все режимы работы муфты 1, необходимые для перемещения кресла-коляски 3, выполняются рычагом-подлокотником 4, подвижно установленным через муфту 1 на оси колеса 2, муфта 1 состоит из приводной части, жестко связанной с корпусом 5, сидящим на оси 6 колеса 2, через подшипник скольжения 7, корпус 5 жестко связан с рычагом-подлокотником 4 (см. фиг.3 и 4), сцепные сектора 8 скользят вдоль осей 9, которые жестко крепятся на корпусе 5, клиновые толкатели 10 и 11 соосно и подвижно относительно друг друга устанавливаются на осях 10а, жестко закрепленных кронштейнами 11а на корпусе 5, при этом плоскость толкателя 11 упирается в поверхность наружного сцепного сектора 8 (см. фиг.5), хомуты 12 создают жесткость сцепления, другая, ведомая часть муфты 1, состоит из сцепных фрикционных дисков 13, подвижно сидящих на шпильках 14 пакетным набором между сцепными секторами 8, шпильки 14 ввинчены в ступицу колеса 2, клиновые рычажки 15 и 16, взаимодействуя с клиновыми толкателями 10 и 11, вращаются на осях 17 и 18 соответственно, оси 17 и 18, вращаясь в опорах 19 и 20, несут на себе, с противоположной стороны, промежуточные рычажки 21 и 22, осуществляющие кинематическую связь, через оси 23 и 24, передаточные звенья 25 и 26, блок-рычаги 27 м 28, на которых установлены гравитационные элементы 29 и 30 с возможностью регулировки плеча блок-рычагов 27 и 28, кронштейн 31 жестко сидит на раме кресла-коляски 3 и несет на себе демпферные подушки 32 и 33 (см. фиг.6).

Работа по перемещению инвалидного кресла-коляски 3 осуществляется рукой человека приводящего в движение рычаг-подлокотник 4 из нейтрального положения вперед и назад, в зависимости от выбора направления пути следования инвалидного кресла-коляски, при этом возвращение рычага-подлокотника 4 в нейтральное положение является холостым ходом. Начальный момент движения рычага-подлокотника 4 из нейтрального положения сопряжен с началом взаимодействия конических поверхностей клиновых толкателей 10 и 11 фрикционной муфты 1 с коническими плоскостями клинового рычажка 15, клиновой рычажок 15 жестко связан цепью звеньев с гравитационным элементом 29, при этом в связи с описываемыми обстоятельствами происходит отрыв гравитационного элемента 29 от демпферной подушки 32, включение сцепления фрикционных дисков 13 со сцепными секторами 8 через посредство влияния крутящего момента, возникшего на рычаге 27, на клиновой рычажок 15, при этом приходит во вращение колесо 2 и необходимое перемещение кресла-коляски 3. В завершении вращения гравитационного элемента 29 в верхней точке, сцепление дисков 13 автоматически отключается из-за отсутствия крутящего момента на рычаге 27.

Возврат гравитационного элемента 29 в начальное положение протекает под воздействием его собственного веса после перемещения рычага-подлокотника 4 в нейтральное положение.

Далее циклы работы повторяются, как в движении вперед, так и назад, только при движении назад в работе участвуют клиновой рычажок 16 и гравитационный элемент 30, сидящий на блок-рычаге 28.

В связи с вышеизложенным описанием предлагаемой муфты 1 и способом ее работы можно утверждать, что они значительно упрощают использование такого многофункционального и нужного механизма.

1. Способ работы фрикционной муфты путем включения, рабочего хода и выключения сцепления фрикционных дисков переменной нагрузкой, отличающийся тем, что включение, рабочий ход и выключение сцепления фрикционных дисков производится воздействием на них переменной нагрузкой, возникающей при вращательно-качательном движении гравитационных элементов в пределах определенного угла.

2. Муфта фрикционная, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с дисками сцепления, рычажную систему передачи момента вращения муфты, установленной на оси приводного колеса инвалидного кресла-коляски, отличающаяся тем, что в месте приложения переменной нагрузки, приводящей фрикционные диски в сцепление, установлены клиновые толкатели, сидящие соосно и подвижно относительно друг друга, с возможностью взаимодействия с клиновыми рычажками, имеющими кинематическую связь с гравитационными элементами, выполненными с возможностью осуществления вращательно-качательного движения.

3. Муфта по п.2, отличающаяся тем, что клиновые толкатели взаимодействуют с приводными сцепными секторами, выполненными с возможностью скольжения на осях 9.

4. Муфта по п.2, отличающаяся тем, что рычажная система передачи момента вращения муфты выполнена совместно с подлокотником кресла-коляски.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к вездеходному дистанционно управляемому транспортному средству. .

Муфта // 2019747

Шарнир // 2002134

Изобретение относится к прокатному оборудованию, в частности к устройствам для передачи крутящего момента между несоосными валами. .

Изобретение относится к устройствам приводов вращения, размещаемых в скважине, в частности, для соединения ротора винтовой героторной гидромашины с валом шпинделя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин для передачи вращающих моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены со значительным угловым смещением, а круговые частоты ведущего и ведомого звеньев механизма должны совпадать

Изобретение относится к муфтам

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к сепаратору с множеством отверстий под тела качения, используемому в шарнирах автотранспортных средствах

Изобретение относится к шарниру равных угловых скоростей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к карданным валам

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, а именно к приводным валам

Изобретение относится к шарниру равных угловых скоростей
Наверх