Роликовый конический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и может быть использовано в высокоскоростных узлах, например шпинделях, коробках передач, трансмиссиях. Роликовый конический подшипник содержит наружное кольцо с дорожкой качения, конические ролики, внутреннее кольцо с упорным бортом. Ролики расположены в два ряда, а внутреннее кольцо выполнено с двумя дорожками качения, расположенными таким образом, что их образующие параллельны. Поверхность перехода между ними служит опорной поверхностью для торцов одного ряда роликов. Технический результат - повышение быстроходности подшипника при повышенной осевой грузоподъемности и долговечности. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и может быть использовано в высокоскоростных узлах, например шпинделях, коробках передач, трансмиссиях.

Известен роликовый конический однорядный подшипник по патенту Российской Федерации №2143617, опубл. 1999 г. /1/. Подшипник состоит из наружного кольца с дорожкой качения, внутреннего кольца с дорожкой качения и упорным бортом, одного ряда конических роликов, размещенных в сепараторе.

Недостатком подшипника является его невысокая грузоподъемность, в том числе осевая грузоподъемность.

В качестве прототипа выбран роликовый конический однорядный подшипник широкой или особоширокой серии из Каталога продукции Европейской подшипниковой корпорации. М., ВПК, 2001, стр.150-151, например тип 7612. /2/. Подшипник содержит наружное кольцо с дорожкой качения, один ряд конических роликов, внутреннее кольцо с дорожкой качения и упорным бортом, взаимодействующим опорной поверхностью с торцами роликов. Длина ролика в 2,5-3 раза превышает его диаметр.

Такие подшипники обладают высокой грузоподъемностью, при этом осевая грузоподъемность достаточно высока и составляет 0,65-0,70 от радиальной. Недостатком подшипника является то, что при увеличенной осевой грузоподъемности увеличивается сила взаимодействия торца ролика с опорной поверхностью упорного борта внутреннего кольца, и за счет увеличения трения скольжения между ними и большого тепловыделения ограничивается быстроходность подшипника. Кроме того, ролик, из-за его большой длины, в процессе работы может перекашиваться, увеличивая силу взаимодействия с упорным бортом, что может привести к разрушению поверхности торца ролика и опорной поверхности борта.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание конструкции роликового конического подшипника, обладающего повышенной быстроходностью при повышенной осевой грузоподъемности и повышенной долговечностью.

Поставленная задача решается тем, что в роликовом коническом подшипнике, содержащем наружное кольцо с дорожкой качения, конические ролики, внутреннее кольцо с упорным бортом, согласно изобретению ролики расположены в два ряда, а внутреннее кольцо выполнено с двумя дорожками качения, расположенными таким образом, что их образующие параллельны, а поверхность перехода между ними служит опорной поверхностью для торцов одного ряда роликов.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен роликовый конический подшипник в осевом разрезе.

На фиг.2 изображена схема распределения сил в подшипнике и силовые треугольники нагрузки на каждый ряд роликов.

Роликовый конический подшипник содержит наружное кольцо 1 с конической дорожкой качения 2, внутреннее кольцо 3 с двумя коническими дорожками качения 4, 5 и упорным бортом 6, два ряда одинаковых конических роликов 7, 8. Ролики 8 своими торцами 9 контактируют с опорной поверхностью 10 упорного борта 6. Образующие 11, 12 дорожек качения 4, 5, соответственно, внутреннего кольца 3 параллельны между собой. Ролики 7 своими торцами 13 опираются на поверхность 14 перехода между дорожками качения 4, 5 внутреннего кольца 3. Образующая 15 дорожки качения 2 наружного кольца 1 наклонена к оси O-O подшипника под углом β, а к образующим 11, 12 дорожек качения 4, 5, соответственно, внутреннего кольца 3 под углом ϕ. Угол ϕ является утлом конусов роликов 7, 8.

Подшипник работает следующим образом. При приложении к узлу внешней нагрузки Q она распределяется между двумя рядами роликов 7, 8 приблизительно одинаково по Q/2 на каждый из них (см. фиг.2). При этом на каждый ряд роликов 7, 8 действуют усилия: на ролики 8 со стороны наружного кольца 1 действует сила P1, направленная перпендикулярно дорожке качения 2; со стороны внутреннего кольца 3 действует сила P2, направленная перпендикулярно дорожке качения 5; со стороны опорной поверхности 10 упорного борта 6 действует сила Рб, направленная вдоль дорожки качения 5 внутреннего кольца 3. На ролики 7 со стороны наружного кольца 1 действует сила P1', направленная перпендикулярно дорожке качения 2, со стороны внутреннего кольца 3 - сила Р2', направленная перпендикулярно дорожке качения 4, со стороны опорной поверхности 14 - сила Рб', направленная вдоль дорожки качения 4. Ролики 7, 8 будут находиться в равновесии, если силы P1, Р2, Рб и P1',P2',Pб', соответственно, образуют замкнутые силовые треугольники. На фиг.2 силы Р123б, действующие на ролик 8, условно представлены силовым треугольником АВС. В треугольнике АВС: AB=P1, CA=P2, ВС=Рб, угол при вершине А равен ϕ.

Из теоремы синусов известно, что

Подставляя значения ВС и АВ, получим:

Поскольку

Для однорядного подшипника на ряд роликов действует полная сила Q, при этом

Сравнивая зависимости (3) и (4), видим, что со стороны опорной поверхности 10 упорного борта 6 на торец 11 ролика 8 действует усилие в два раза меньшее, чем в случае однорядного подшипника.

Снижение усилия Рб, действующего на торцы 11 роликов 8 со стороны опорной поверхности 10 упорного борта 6, и распределение его также на торцы 13 роликов 7 со стороны опорной поверхности 14 перехода между дорожками качения 4, 5 внутреннего кольца 3 в виде усилия Рб', позволяет снизить трение скольжения в упорной паре, снизить тепловыделение, и, в результате, повысить быстроходность подшипника. При этом осевая грузоподъемность подшипника соответствует осевой грузоподъемности роликового конического однорядного подшипника широкой или особоширокой серии. Кроме того, вместо одного ряда длинных роликов (в прототипе) подшипник содержит два ряда коротких роликов, которые в процессе работы не будут перекашиваться и приводить к дополнительным усилиям со стороны борта 6 и, как следствие, к разрушениям поверхности 9 ролика 8 и опорной поверхности 10 борта 6.

Источники информации

1. Патент РФ №2143617,опубл. 1999 г.

2. Каталог продукции Европейской подшипниковой корпорации. М., ВПК, 2001, стр.150-151.

Роликовый конический подшипник, содержащий наружное кольцо с дорожкой качения, конические ролики, внутреннее кольцо с упорным бортом, отличающийся тем, что ролики расположены в два ряда, а внутреннее кольцо выполнено с двумя дорожками качения, расположенными таким образом, что их образующие параллельны, а поверхность перехода между ними служит опорной поверхностью для торцов одного ряда роликов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников для ступичных узлов переднеприводных автомобилей. .

Изобретение относится к герметизированному подшипнику качения, в частности четырехрядному коническому роликоподшипнику для установки опорных и рабочих валков в прокатных клетях

Изобретение относится к подшипниковым узлам для установки на шейки, оканчивающиеся галтелями, в частности к кольцевой прокладке совместно с кольцевым фиксатором, соединенным с кольцевой прокладкой

Изобретение относится к коническому роликоподшипнику, в частности к усовершенствованным сепаратору и внутреннему кольцу для такого конического роликоподшипника, используемому в железнодорожном вагоне

Изобретение относится к антифрикционным подшипникам, в частности к подшипникам с коническими роликами

Изобретение относится к подшипникам цапф осей, а более конкретно к усовершенствованному разделителю подшипникового узла, применяемому в конструкции, используемой в железнодорожных товарных вагонах

Изобретение в общем имеет отношение к антифрикционным подшипникам, а более конкретно в соответствии с одним конструктивным вариантом к коническим роликоподшипникам. Узел подшипника содержит наружное кольцо (31) подшипника, внутреннее кольцо (40) подшипника, множество роликов (44), внутренний кожух (56) уплотнения, внешний кожух (54) уплотнения, опорное кольцо (22) и клейкую прокладку (90). Наружное кольцо (31) имеет дорожку качения, обращенную радиально внутрь. Внутреннее кольцо (40) закреплено на цапфе (12) вала. Множество роликов (44) захвачены между дорожкой качения наружного кольца (31) и внутренним кольцом (40). Внутренний кожух (56) уплотнения прикреплен к внутреннему кольцу (40). Внешний кожух (54) уплотнения прикреплен к наружному кольцу (31) и имеет герметичный корпус, идущий к внутреннему кожуху (56) уплотнения. Опорное кольцо (22) прикреплено к галтели (18) цапфы (12) и упирается во внутреннее кольцо (40). Опорное кольцо (22) содержит кольцевую бобышку (23), выступающую в осевом направлении наружу, причем бобышка упирается во внутреннее кольцо (40). Опорное кольцо (22) и внутреннее кольцо (40) образуют зазор радиально снаружи от бобышки (22) с клейкой прокладкой (90), введенной в зазор. Клейкая прокладка (90) расположена между опорным кольцом (22) и внутренним кольцом (40). Клейкая прокладка (90) прикрепляет опорное кольцо (22) к внутреннему кольцу (40). Также предложен способ напрессовки узла подшипника и опорного кольца на вал. Технический результат: за счет введения клейкой прокладки облегчается прессовая посадка узла подшипника и опорного кольца в виде единого блока на цапфу вала в одной операции, при этом компрессионный предварительный натяг комплекта подшипника поддерживается на узле подшипника вне зависимости от любого ухудшения характеристик прокладки. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к валику или поворотному кулаку в сборе и, следовательно, подшипниковому узлу, а более конкретно, но не исключительно, в тех областях применения, где встречаются двунаправленные ударные осевые нагрузки и радиальные нагрузки, а также к поддерживающим роликам конвейера, которые содержат ступицу в сборе. Торцевая ступица (31) в сборе для поддерживающих роликов (33) конвейера содержит торцевую ступицу (31), имеющую корпус, приспособленный приниматься в конец полой трубчатой оболочки (32) поддерживающих роликов (33). Корпус ступицы (31) имеет кольцеобразный желоб (35) на своей внешней поверхности, который приспособлен принимать радиально деформированный или сжатый конец оболочки (32) для соединения оболочки (32) со ступицей (31). Торцевая ступица (31) в сборе также содержит несквозной паз (37) в указанном основном корпусе ступицы (31) и валик (30) в сборе для поддержки указанной ступицы (31). Валик (30) в сборе содержит основной корпус и подшипниковый узел (10), расположенный в пазе (37). Узел (10) содержит первый и второй разнесенные подшипники, каждый из которых содержит внутреннюю дорожку качения, образованную в или на основном корпусе, и противоположную внешнюю дорожку качения, и наборы вращающихся или ролико-подшипниковых элементов, установленных между соответствующими внутренней и внешней дорожками качения. Узел (10) приспособлен оказывать сопротивление как радиальным нагрузкам, так и осевым нагрузкам в противоположных направлениях. Технический результат: предоставление поддерживающих роликов конвейера в сборе, которые содержат ступицу в сборе и валик в сборе, и которые имеют уменьшенный вес по сравнению с обычными поддерживающими роликами конвейера, но которые не ухудшают прочность и износостойкость обычных поддерживающих роликов. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 36 ил.

Изобретение относится к блоку подшипника колеса с двумя зеркально расположенными конусными роликоподшипниками (02) с соответственно внутренним кольцом (04) и наружным кольцом (03). Соединение внутренних колец (04) изготовлено с помощью соединительного средства. Блок подшипника колеса содержит наружное прокладочное кольцо (07) и внутреннее прокладочное кольцо (08), которые в осевом направлении расположены между наружными кольцами (03), соответственно между внутренними кольцами (04). Внутреннее прокладочное кольцо (08) выполнено в виде соединительного средства. Наружное прокладочное кольцо (07) на своих торцевых поверхностях имеет профиль прокладочного кольца, который соответственно вступает в контакт с дополнительно сформированным профилем наружного кольца на торцевой стороне наружных колец в соединительном шве (12). Технический результат: создание блока подшипника колеса, который просто монтируется и имеет очень высокий срок службы. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к коническому роликовому подшипнику с наружным кольцом (17, 27), с внутренним кольцом (24, 42) и с коническими роликами (13, 23), которые введены в обойму (41, 51) и которые могут кататься по внутренней дорожке качения наружного кольца (17, 27) и по внешней дорожке качения внутреннего кольца (24, 42). Для фиксации относительного осевого положения внутреннего кольца (24, 42) по отношению к другому кольцу (17, 27) предусмотрен распорный элемент (20). Обойма (41, 51) или внутреннее кольцо (24, 42) предназначена для удерживания распорного элемента (2, 20) во время монтажа конического роликового подшипника. Наружное кольцо (17, 27) расположено в транспортном кольце (50). Технический результат: обеспечение более простого монтажа конического роликового подшипника, в соответствии с которым компоненты, которые должны постоянно находиться в коническом роликовом подшипнике, выполняют также функции, обеспечивающие невозможность выпадения при изготовлении и, таким образом, отпадает необходимость в обычных этапах монтажа и в применении вспомогательных элементов. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к двухрядным коническим роликовым упорным подшипникам. Двухрядный конический роликовый упорный подшипник (10) содержит нижнюю пластину (11), имеющую внутреннюю и внешнюю конические дорожки (12, 13) качения; верхнюю пластину (14), имеющую плоскую дорожку (15) качения, соответствующие ряды внутренних и внешних роликов (16, 17), в которых наибольший диаметр внутренних роликов (16) не меньше, чем наибольший диаметр внешних роликов (17). Ролики (16, 17) представляют собой конические ролики с внешним концом каждого ролика с большим диаметром, чем его внутренний конец. Когда подшипник полностью собран, вершины роликов (16, 17) направлены в одну и ту же точку (A) на оси (X) подшипника (10), причем несущая нагрузочная способность подшипника максимизирована в соответствии с уравнением:, которое задает соотношения диаметров между роликами (16, 17) и в котором Di=EE′ является диаметром ролика (16) на большом конце роликов (16), D0=DD′ является диаметром ролика (17) на большом конце роликов (17), α - половина конусного угла для роликов (17), а β - половина конусного угла для роликов (16). Технический результат: увеличение нагрузочной способности подшипника без сопутствующего увеличения его размеров. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх