Судовой комплекс и опускаемый подводный аппарат

Судовой комплекс выполнен сборно-разборным и включает в себя сборно-разборный катамаран с боковыми надувными секционными поплавками, установленную над ними переносную рубку и размещенный в пространстве между поплавками обитаемый подводный аппарат, который подвешен к катамарану посредством смонтированной на нем тросово-лебедочной системы, управляемой с подводного аппарата. В составе комплекса предусмотрена монтируемая над поплавками и наклоняемая посредством надувного мата аппарель-рама с встроенными катками, обеспечивающими боковой спуск на берег или спуск на воду в съемном днище-корыте упомянутой рубки, могущей служить наземным или плавучим домом. Опускаемый подводный аппарат содержит платформу с установленными по краям со стороны поплавков съемными колесами, образующими вместе с платформой трейлер для наземной транспортировки рубки. Платформа состоит из набора продольных протяженных элементов, соединенных поперечными трубами и/или стержнями с возможностью варьирования их количества перед погружением аппарата для обеспечения необходимой его балластировки. Вдоль боковых сторон платформы расположены кресла с прозрачными колпаками, нижние кромки которых находятся в районе пояса пассажиров. Такое выполнение комплекса обеспечивает расширение его функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик наряду с обеспечением высокой надежности и безопасного пользования. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение (группа изобретений) относится к судостроению, конкретно к судам, удовлетворяющим потребностям надводного и подводного туризма, а также обеспечению исследований водной среды и дна до глубин около 50 м.

Известен судовой комплекс, включающий судно-носитель и установленную на нем с возможностью отделения плавучую рубку, спускоподъемное оборудование, движительные устройства, средства энергоснабжения и жизнеобеспечения: см. патент RU 2170690 С1, МПК В 63 В 35/42, приоритет от 25.05.2000 - аналог изобретения. Функциональные возможности этого известного судового комплекса весьма ограничены: он может использоваться в основном для выполнения очистных и спускоподъемных работ на акватории.

Известен судовой комплекс, включающий катамаран с боковыми поплавками и установленной сверху рубкой, подвешенный в пространстве между поплавками обитаемый подводный аппарат, спускоподъемное оборудование, движительно-рулевые устройства, средства энергоснабжения и жизнеобеспечения: см. патент RU 2026233 С1, МПК В 63 В 35/76, приоритет от 07.05.1991 - аналог изобретения. В этом известном судовом комплексе, предназначенном в основном для подводного туризма, обитаемый подводный аппарат подвешен к катамарану посредством поворотных штанг, управляемых от гидравлических механизмов. Такая подвеска предопределяет конструктивную сложность, громоздкость и дороговизну известного судового комплекса. Весьма крупные габариты этого комплекса ограничивают также его эксплуатационные возможности. Кроме того, обитателям подводного аппарата отведена роль пассивных участников экспедиции, поскольку управление спуском - подъемом и движением подводного аппарата осуществляется с надводного катамарана.

Известен судовой комплекс, включающий катамаран с боковыми поплавками, установленную над ними рубку, размещенный в пространстве между ними обитаемый подводный аппарат, который подвешен к катамарану посредством смонтированной на нем тросово-лебедочной системы, управляемой с подводного аппарата; движительно-рулевые устройства; средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и связи: см. авторское свидетельство SU 1801865 А1, МПК В 63 В 35/73, приоритет от 02.11.1990 - прототип изобретения. Устройство этого судового комплекса, предназначенного для прибрежного морского туризма, не предусматривает возможность сборки - разборки комплекса на отдельные структурные части и детали при эксплуатации, что ограничивает функциональные возможности комплекса и не позволяет транспортировать его автомобильным транспортом. Эти недостатки известного судового комплекса усугубляются его большими габаритами; комплекс и его составные части сложны и дороги в изготовлении, а также в эксплуатации.

Известен опускаемый подводный аппарат, включающий платформу, снабженную узлами для крепления системы подвеса аппарата к судну-носителю; средства управления системой подвеса; прикрепленное к платформе кресло для пассажира с воздушным колоколом в виде перемещаемого прозрачного колпака; систему снабжения дыхательной средой с бортовым баллоном; движители: см. патентную заявку Франции 2583707, МПК В 63 С 11/44, приоритет от 24.06.1985 - аналог изобретения. Этот известный опускаемый подводный аппарат отличается простотой устройства ввиду того, что он рассчитан на размещение одного пассажира с использованием его физической силы для привода находящейся на самом аппарате лебедки-ворота и движительно-рулевых устройств мускульного типа (обычные весла). Однако эта простота аппарата-аналога достигнута в ущерб безопасности пользования им. Очевидно также, что функциональные возможности указанного опускаемого подводного аппарата (в частности, глубина погружения) весьма ограничены.

Известен опускаемый подводный аппарат, включающий погружаемую с судна-носителя кабину для пассажиров типа водолазного колокола, узлы для крепления системы подвеса аппарата к судну-носителю, систему снабжения дыхательной средой с бортовым баллоном, балластные средства, электроприводные движители для горизонтальных хода и разворота аппарата, средства управления системой подвеса и движителями: см. патент США 3800722, НКИ 114/16R, приоритет от 28.09.1971 - аналог изобретения. Этот известный опускаемый подводный аппарат имеет сложную и тяжелую конструкцию, дорог в изготовлении. Аппарат рассчитан на опытных пользователей, которыми являются водолазы-профессионалы, и не удовлетворяет потребностям надводного и подводного туризма.

Известен опускаемый подводный аппарат, включающий платформу, снабженную узлами для крепления системы подвеса аппарата к судну-носителю; прикрепленные к платформе кресла для пассажиров с водолазным колоколом для них в виде перемещаемого прозрачного колпака; систему снабжения дыхательной средой с бортовым баллоном и со средствами подключения к источнику, размещенному на судне-носителе; пульт управления системой подвеса и совместным движением аппарата и судна-носителя; балластный груз; средства аудио- и видеосвязи с судном-носителем: см. патент США №4276851, НКИ 114/313, приоритет от 10.08.1979 - прототип изобретения. В конструкции этого известного опускаемого подводного аппарата предусмотрена скрепленная с платформой вертикальная телескопическая стойка, перемещаемая в роликовых опорных элементах тросом судовой лебедки. Таким образом, предельная глубина погружения аппарата лимитирована длиной стойки и составляет всего несколько метров, что ограничивает функциональные возможности аппарата. Их ограничивает также трудность выхода пассажиров из аппарата под водой для автономного плавания ввиду неудобного колпака, который мешает выходу; к тому же нижняя кромка этого колпака не достигает груди взрослого пассажира, что создает угрозу жизни. Перечисленные серьезные недостатки известного опускаемого подводного аппарата усугубляется его весьма сложной и дорогостоящей конструкцией. Она предусматривает подсоединение аппарата к судну-носителю в производственных условиях предприятия-изготовителя, что также осложняет эксплуатацию известного опускаемого подводного аппарата и ограничивает возможности его транспортировки.

Изобретение решает техническую задачу комплексного усовершенствования судового комплекса и опускаемого подводного аппарата: расширения их функциональных возможностей, улучшения эксплуатационных характеристик, снижения стоимости изготовления, наряду с обеспечением высокой надежности и безопасного пользования.

Поставленная техническая задача решается тем, что судовой комплекс, включающий катамаран с боковыми поплавками, установленную над ними рубку, размещенный в пространстве между ними обитаемый подводный аппарат, который подвешен к катамарану посредством смонтированной на нем тросово-лебедочной системы, управляемой с подводного аппарата; движительно-рулевые устройства; средства энергоснабжения. жизнеобеспечения и связи, согласно изобретению выполнен сборно-разборным с возможностью разделения на переносную рубку, служащую наземным или плавучим домом, обитаемый подводный аппарат и переносной катамаран, причем последний также имеет сборно-разборную конструкцию, включающую надувные секционные поплавки; в составе комплекса предусмотрена монтируемая над поплавками и наклоняемая посредством надувного мата аппарель-рама с встроенными катками, которые служат опорой для рубки и обеспечивают ее боковой спуск на берег или спуск на воду в съемном днище-корыте с возможностью швартовки рубки к катамарану; в его носу и корме по сторонам аппарель-рамы над поплавками закреплены с возможностью снятия рундуки, служащие дополнительными, силовыми связями при соединении поплавков в катамаран; подводный аппарат содержит платформу с установленными по краям со стороны поплавков съемными колесами, образующими вместе с платформой трейлер для наземной транспортировки рубки. В частных случаях изобретения:

- поплавки состоят из отдельных мешков, заключенных в гибком складном кожухе внутри сборного металлического каркаса;

- в целях удобства обзора в конструкцию рубки вмонтированы прозрачные поверхности, выполненные предпочтительно из акриловой пластмассы;

- в целях наблюдения подводного мира изнутри спущенной на воду рубки днище-корыто снабжено прозрачными вставками-иллюминаторами, которым соответствуют прозрачные поверхности, предусмотренные в полу рубки;

- днище-корыто снабжено надувными бортами;

- средства жизнеобеспечения включают размещенные на катамаране компрессор и подсоединенный к нему с возможностью разматывания шланг для подачи воздуха в подводный аппарат.

Поставленная техническая задача решается также тем, что в опускаемом подводном аппарате, включающем платформу, снабженную узлами для крепления системы подвеса аппарата к судну-носителю; прикрепленные к платформе кресла для пассажиров с водолазным колоколом для них в виде перемещаемого прозрачного колпака; систему снабжения дыхательной средой с бортовым баллоном и со средствами подключения к источнику, размещенному на судне-носителе; пульт управления системой подвеса и совместным движением аппарата и судна-носителя; балластный груз; средства аудио- и видеосвязи с судном-носителем, согласно изобретению предусмотрены средства энергоснабжения и электроприводные движители для обеспечения горизонтальных хода и разворота аппарата; он выполнен с возможностью крепления к платформе съемных транспортировочных колес и подсоединения автотранспортного средства; платформа состоит из набора продольных протяженных элементов, соединенных поперечными трубами и/или стержнями с возможностью варьирования их количества перед погружением аппарата для обеспечения необходимой его балластировки; кресла с колпаками расположены вдоль боковых сторон платформы, причем нижние кромки колпаков находятся в районе пояса пассажиров, а на платформе предусмотрено место для сопровождающего водолаза; в системе снабжения дыхательной средой предусмотрены смонтированные внутри колпаков загубники для пассажиров. В частных случаях изобретения:

- движители включают носовой подруливающий гребной винт, смонтированный с возможностью поворота, и два симметрично расположенных кормовых винта, которые устроены и смонтированы с возможностью работы в режимах переднего или заднего хода и враздрай;

- над креслами смонтированы индивидуальные колпаки;

- над несколькими креслами смонтирован общий колпак;

- колпак выполнен с возможностью откидывания вдоль платформы;

- колпак выполнен с возможностью откидывания поперек платформы;

- колпак выполнен сдвижным;

- колпак выполнен с возможностью быстрого съема - установки;

- кресло выполнено с возможностью опускания и/или откидывания сиденья для удобства подводного выхода пассажиров из аппарата и возвращения в него.

От осуществления изобретения ожидается технический результат, совпадающий с существом решаемой задачи.

Изобретение иллюстрируется при помощи фиг.1-10:

- фиг.1 представляет общий вид судового комплекса в одном из рабочих положений;

- фиг.2 представляет часть общего вида судового комплекса согласно фиг.1 в большем масштабе;

- фиг.3 представляет устройство днища-корыта (фиг.1, поз.13);

- фиг.4 представляет судовой комплекс в транспортном положении;

- фиг.5 представляет в большем масштабе место А на фиг.2;

- фиг.6 представляет судовой комплекс в конфигурации плавучего дома на поплавках;

- фиг.7 представляет общий вид опускаемого подводного аппарата (фиг.1, поз.3);

- фиг.8 представляет другую конструкцию кабин для пассажиров в опускаемом подводном аппарате;

- фиг.9 представляет частично систему снабжения дыхательной средой для опускаемого подводного аппарата;

- фиг.10 представляет одну из возможных конструкций для платформы опускаемого подводного аппарата (фиг.7, поз.20).

В целях наглядности относительный масштаб для отдельных элементов на фигурах не соблюден.

Из представленных иллюстраций видно, что предлагаемый судовой комплекс выполнен сборно-разборным. Согласно фиг.1 и фиг.2 в его состав входят три отделяемых друг от друга основных структурных элемента: рубка 1, катамаран 2 и обитаемый подводный аппарат 3 (показан в надводном и подводном положениях).

Катамаран, в свою очередь, выполнен сборно-разборным, с надувными секционными боковыми поплавками 4 и 5; предпочтительная конструкция включает отдельные мешки, которые вложены в гибкий складной кожух, помещенный внутри сборного металлического каркаса (обычно составленного из титановых труб). Поплавки соединены между собой ферменными, стержневыми или другими поперечными связями. С носа и с кормы над поплавками установлены участки решетчатой палубы 6а и 6б, а также закреплены рундуки 7а и 7б. Они служат дополнительными силовыми элементами для соединения поплавков, а при наземной транспортировке судового комплекса рундуки находятся в рубке (см. ниже).

На фиг.1 отделяемая рубка 1 показана в положении на плаву, будучи соединена с катамараном 2 посредством трапа 8 и расчалок 9. В предпочтительном варианте конструкция рубки содержит - в целях удобства обзора - прозрачные (из акриловой или другой пластмассы) поверхности 10, 11 и 12, вмонтированные спереди (со стороны двери), сзади и в потолке рубки соответственно. Чтобы исключить проникновение воды в рубку, она помещена в водонепроницаемое днище-корыто 13, предпочтительно с надувными бортами для обеспечения дополнительной плавучести. Показанное отдельно на фиг.3, днище-корыто снабжено вверху по периметру петлями 14 для продевания удерживающего троса, которым охватывается рубка. В низ днища-корыта могут вклеиваться прозрачные вставки-иллюминаторы 15 (например, из акрилового материала), которым соответствуют прозрачные поверхности в полу рубки; это позволяет наблюдать подводный мир изнутри плавучего дома. Конструкция днища-корыта вместе с применяемыми материалами позволяют складывать или сворачивать днище-корыто для удобства транспортировки.

На фиг.1 и фиг.2 видно, что обитаемый подводный аппарат 3 размещен в пространстве между поплавками катамарана, будучи подвешен к нему посредством тросово-лебедочной системы. Она включает смонтированные на катамаране электрические лебедки 16-19 с тросами 16а-19а, которые крепятся к концам платформы 20, предусмотренной в конструкции подводного аппарата. По краям платформы со стороны поплавков установлены прозрачные кабины 21 и 22 с креслами 23 для пассажиров. Рядом с кабинами на платформе смонтированы съемные колеса 24. Они могут выполняться на уровне известных технических решений; в конкретной конструкции с каждой стороны платформы смонтирована пара колес на общей для них треугольной раме с втулкой вверху, которая посажена на соответствующую ей ось на платформе. Благодаря колесам платформа служит трейлером для наземной транспортировки судового комплекса автомобилем.

В этом случае, как показано на фиг.4, к платформе 20 подсоединено дышло 25 для подцепки автомобилем, и на платформе установлена рубка 1. По размерам в плане она соизмерима с подводным аппаратом и в полу имеет закрытые коробами 26 проемы, в которые входят возвышающиеся над платформой 20 кабины. В помещении рубки находятся части сборно-разборной конструкции катамарана и другие конструктивные элементы судового комплекса, а также помещено различное оборудование и снаряжение. Для удобства укладки всех этих предметов предусмотрена пара вышеупомянутых переносных рундуков 7а и 7б длиной каждый с поперечный размер катамарана.

После доставки трейлера на место рубка 1 снимается на руках (четырьмя человеками) с платформы 20, и после надлежащего освобождения внутреннего пространства рубка может служить жилым домом. При желании его можно сделать плавучим, как показано на фиг.1. Здесь вынесенные из рубки рундуки закреплены над поплавками спереди и с кормы собранного катамарана. При этом сверху поплавков смонтирована аппарель-рама 27 сборно-разборной конструкции в виде двух перпендикулярных поплавкам стоек с перекладиной, прикрепленной посредством винтов 28: см. фиг.5. В стойки встроены катки 29, которые служат опорой для рубки. Аппарель-рама крепится свободными концами стоек к поплавку 4 посредством шарнирных узлов 30а и 30б. С противоположной им стороны аппарель-рама опирается углами на пяты 31а и 31б, смонтированные на поплавке 5. В зазоре между ним и перекладиной аппарель-рамы размещен надувной мат 32, который первоначально (как изображено) находится в сложенном состоянии.

При наполнении мата может быть осуществлен боковой спуск рубки на берег или (как показано на фиг.1) спуск на воду со швартовкой к катамарану. Размещенный на его корме подвесной мотор 33 обеспечивает движение плавучего дома. Наличие аппарель-рамы позволяет легко установить рубку на поплавки и осуществить плавучий дом в конфигурации соответственно фиг.6; растяжки 34 крепят рубку к катамарану.

В обоих вариантах использования рубки в качестве плавучего дома обитаемый подводный аппарат 3 размещен в пространстве между поплавками 4, 5 и образует вместе с катамараном надводно-подводное судно. В надводном положении прозрачные кабины 21 и 22 возвышаются над поплавками с тем, чтобы предоставить пассажирам возможность обзора. При погружении прозрачные кабины обеспечивают также необходимую защиту пассажиров.

Судовой комплекс оборудован средствами энергоснабжения и жизнеобеспечения. Как показано на фиг.1 и фиг.2, помимо электроприводной тросово-лебедочной системы, на катамаране может быть размещен (приводимый от бензомотора или электроаккумулятора) компрессор 35, подсоединенный к намотанному на барабан 36 шлангу 37. По этому разматываемому шлангу осуществляется подача воздуха для дыхания обитателей подводного аппарата. В целях их общения с персоналом катамарана и рубки в составе судового комплекса предусмотрены надлежащие средства аудио- и видеосвязи. В частности, на катамаране может монтироваться поворотная телекамера с управлением ею с подводного аппарата. Он относится к классу опускаемых аппаратов и может иметь разнообразную конструкцию.

На фиг.7 показан общий вид опускаемого подводного аппарата, который может использоваться как в составе описанного судового комплекса, так и в других надводно-подводных плавучих средствах. Согласно вышеизложенному описанию опускаемый подводный аппарат включает погружаемую с судна платформу 20 с расположенными вдоль боковых сторон креслами 23, которые окружены прозрачными кабинами 21 и 22. Они представляют собой открытые снизу колпаки, выполненные, например, из акрилового или другого прочного пластика. Платформа образована набором продольных и поперечных протяженных элементов: посредством труб 41, 42. Кресла прикреплены к боковым продольным средней трубой 38 и боковыми трубами 39 и 40, которые соединены трубам посредством ферм 43 с осями 44, в которых смонтированы с возможностью поворота упомянутые колпаки. При их откидывании кверху (см. штриховое изображение) пассажиры могут удобно садиться в кресла с платформы. Для удобства пассажиров также предусмотрены подножки 45 на фермах напротив сидений.

В конкретном исполнении подводный аппарат, показанный на фиг.7, рассчитан на четырех пассажиров, для размещения которых предусмотрены два ряда кресел с совмещенными спинками. Над каждым из этих рядов смонтирован общий колпак, откидываемый вдоль аппарата (поскольку вышеупомянутая ось 44 ориентирована поперек). На фиг.8 показана конструкция аппарата, в которой над креслами смонтированы индивидуальные колпаки 21а и 21б, откидываемые поперек аппарата. Края опущенных колпаков находятся в районе пояса пассажиров. При погружении подводного аппарата колпаки позволяют визуально наблюдать окружающую среду и обеспечивают защиту туловища пассажиров. При необходимости могут быть защищены и ноги.

Предусмотрено нахождение пассажиров в креслах под водой без дыхательных масок, поскольку колпаки удерживают воздух по принципу водолазного колокола. Чтобы продлить время пребывания под водой, предусмотрена возможность подачи в колпаки воздуха по шлангу от внешнего источника: например, от описанной выше судовой системы снабжения с питающим шлангом 37 (который на фиг.7 не показан, чтобы не загромождать изображение). Его свободный конец, как показано на фиг.9, подсоединен к размещенному на платформе 20 клапанному блоку 46, от которого к колпакам подведены воздушные шланги 47 и 48. В конкретном исполнении они проложены по трубчатым элементам платформы и прикреплены к ним. Эта система снабжения воздухом от судна-носителя, не показанная на фиг.7, дополнена здесь резервной системой, которая включает размещенный на платформе баллон 49 с дыхательной средой, соединенный со смонтированными внутри колпаков загубниками 50 для пассажиров (показан один из них). Резервная система дыхания предусмотрена на случай нештатной ситуации. На фиг.7 и фиг.9 показаны лишь некоторые примерные элементы системы снабжения подводного аппарата дыхательной средой: необходимую разводку шлангов с управляющей арматурой и соединениями внутри отдельных подсистем и между ними можно выполнить на уровне известных технических решений.

Из фиг.1 и фиг.7 видно, что на концах платформы 20 предусмотрены кольца 51, посредством которых опускаемый подводный аппарат прикреплен к системе подвеса к судну-носителю. Эта система (содержащая предпочтительно судовые лебедки с тросами) удерживает аппарат на воде и под водой. Для обеспечения горизонтальных хода и разворотов аппарата на платформе смонтированы питаемые электрическим током бортовые движители. Показанный на фиг.7 лучший вариант осуществления изобретения предусматривает горизонтально смонтированные под платформой носовой подруливающий гребной винт 52 и симметрично расположенные кормовые винты 53, 54. Носовой агрегат установлен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси, а кормовые агрегаты устроены и смонтированы так, что могут работать в режимах переднего или заднего хода и враздрай (то есть создавая движущие усилия в противоположных направлениях). Предусмотрена возможность питания движителей опускаемого подводного аппарата как от судовой системы энергоснабжения, так и от бортовых средств, а именно от размещенной на платформе электрической батареи (не показана). От нее питаются также необходимые для аппарата средства освещения (прожекторы) и сигнальные огни.

Платформа 20 служит рабочей площадкой для профессионального водолаза, и здесь для него может монтироваться скамейка 55. Водолазу отводится роль инструктора, сопровождающего пассажиров и обеспечивающего их безопасность. Водолаз является одновременно оператором: он следит за работой оборудования подводного аппарата, управляет его глубиной погружения и горизонтальными перемещениями; этим целям служит находящийся на платформе пульт 56. Вместо этого стационарного пульта или наряду с ним может предусматриваться также пульт, удерживаемый в руке.

Опускаемый подводный аппарат оборудован (не показанными) средствами аудио- и видеосвязи. С их помощью пассажиры могут общаться между собой и с сопровождающим водолазом, а он общается также с персоналом судна-носителя. От упомянутого пульта 56 может управляться размещенная на судне-носителе поворотная телекамера, подсоединенная к смонтированному на платформе 20 телемонитору. Это позволяет согласовать движение надводного судна-носителя с перемещениями опускаемого подводного аппарата; в предпочтительном варианте предусмотрено, что надводное судно буксируется подводным аппаратом. На его платформе может монтироваться также телекамера для передачи подводного изображения на борт судна-носителя.

Очевидно, что для осуществления описанных функций управления и связи в составе опускаемого подводного аппарата предусмотрена кабельная сеть с соответствующими подсоединениями к кабельной сети судна-носителя. Эта сеть может быть выполнена на уровне известных технических решений и включать электрические и волоконно-оптические линии.

В погруженном положении опускаемого подводного аппарата пассажиры имеют возможность покидать кресла для самостоятельного плавания, а для облегчения выхода наружу (и возвращения пассажиров в аппарат) кресла могут выполняться с возможностью опускания и/или откидывания сидений. (Это особенно легко сделать в случае упомянутых выше кресел с совмещенными спинками). Пловцы могут пользоваться автономными аквалангами и масками, подсоединенными посредством шлангов к бортовой емкости с дыхательной смесью.

Конструкция опускаемого подводного аппарата предусматривает наличие в нем балластного груза, величину которого можно легко менять в соответствии с конкретной загрузкой аппарата. Роль балластного груза выполняют поперечные силовые элементы в платформе 20, количество которых может варьироваться перед погружением аппарата. Вариант конструкции такой платформы представлен на фиг.10. Здесь продольные трубы снабжены штуцерами 57, в которые вставлены поперечные трубы, снабженные кольцевыми проточками 58. В них вложены разрезные кольца 59, удерживаемые накидными гайками 60. При этом средняя продольная труба 38 имеет штуцеры с двух сторон, а боковая продольная труба 39 (а равно и труба 40) - с одной стороны; с противоположной стороны выполнены отверстия 61. Через них можно при необходимости вынуть и вставить любую поперечную трубу, не разбирая всю конструкцию платформы.

Опускаемый подводный аппарат может транспортироваться за автомобилем: для этого предусмотрены крепящиеся к платформе 20 со стороны кресел съемные колеса 24, о которых шла речь при описании судового комплекса. Платформа с колесами может служить также трейлером для транспортировки частей или всего судна-носителя. При подвеске к нему опускаемого подводного аппарата колеса могут сниматься либо оставаться на месте.

Приведенное описание судового комплекса и опускаемого подводного аппарата дает представление об их функционировании. К этому заметим, что входящий в состав судового комплекса катамаран является переносным. Катамаран собирают на берегу, затем заносят на мелководье, опускают на предварительно заведенный туда подводный аппарат и присоединяют его к катамарану. Аналогичным образом может осуществляться и сборка опускаемого подводного аппарата с другим судном-носителем.

Представленное на фиг.1-10 устройство судового комплекса и опускаемого подводного аппарата не исчерпывает существа изобретения; например:

- рубка может выполняться преимущественно как из пластика, так и древесины, может иметь разные формы и содержать боковые окна;

- прямоугольная (или близкая к таковой) форма в плане является для платформы подводного аппарата предпочтительной, но не обязательной;

- упомянутая платформа набирается не исключительно из труб: вместо них могут применяться стержни или силовые элементы другой формы;

- колпаки в подводном аппарате могут выполняться сдвижными, а также с возможностью быстрого съема - установки;

- кресла вместе с колпаками и рамой 43 могут выполняться как самостоятельные сборочные узлы, с возможностью отстыковки от платформы, и в этом случае их можно транспортировать на ней, равно как и транспортировать разобранный подводный аппарат на борту надводных судов;

- узлы для крепления подводного аппарата к системе подвеса могут иметь разнообразную конструкцию и т.д.

Вышеизложенное описание подтверждает технический результат, ожидаемый от осуществления изобретения: предлагаемые судовой комплекс и опускаемый подводный аппарат имеют весьма широкие функциональные возможности, удобны в эксплуатации, недороги в изготовлении, отличаются высокой надежностью и безопасностью пользования.

1. Судовой комплекс, включающий катамаран с боковыми поплавками, установленную над ними рубку, размещенный в пространстве между ними обитаемый подводный аппарат, который подвешен к катамарану посредством смонтированной на нем тросово-лебедочной системы, управляемой с подводного аппарата; движительно-рулевые устройства; средства энергоснабжения, жизнеобеспечения и связи, отличающийся тем, что он выполнен сборно-разборным с возможностью разделения на переносную рубку, служащую наземным или плавучим домом, обитаемый подводный аппарат и переносной катамаран, причем последний также имеет сборно-разборную конструкцию, включающую надувные секционные поплавки; в составе комплекса предусмотрена монтируемая над поплавками и наклоняемая посредством надувного мата аппарель-рама с встроенными катками, которые служат опорой для рубки и обеспечивают ее боковой спуск на берег или спуск на воду в съемном днище-корыте с возможностью швартовки рубки к катамарану; в его носу и корме по сторонам аппарель-рамы над поплавками закреплены с возможностью снятия рундуки, служащие дополнительными силовыми связями при соединении поплавков в катамаран; подводный аппарат содержит платформу с установленными по краям со стороны поплавков съемными колесами, образующими вместе с платформой трейлер для наземной транспортировки рубки.

2. Судовой комплекс по п.1, отличающийся тем, что поплавки состоят из отдельных мешков, заключенных в гибком складном кожухе внутри сборного металлического каркаса.

3. Судовой комплекс по п.1, отличающийся тем, что средства жизнеобеспечения включают размещенные на катамаране компрессор и подсоединенный к нему с возможностью разматывания шланг для подачи воздуха в подводный аппарат.

4. Судовой комплекс по п.1, отличающийся тем, что в целях удобства обзора в конструкцию рубки вмонтированы прозрачные поверхности, выполненные предпочтительно из акриловой пластмассы.

5. Судовой комплекс по п.4, отличающийся тем, что в целях наблюдения подводного мира изнутри спущенной на воду рубки днище-корыто снабжено прозрачными вставками-иллюминаторами, которым соответствуют прозрачные поверхности, предусмотренные в полу рубки.

6. Судовой комплекс по п.1 или 5, отличающийся тем, что днище-корыто снабжено надувными бортами.

7. Опускаемый подводный аппарат, включающий платформу, снабженную узлами для крепления системы подвеса аппарата к судну-носителю; прикрепленные к платформе кресла для пассажиров с водолазным колоколом для них в виде перемещаемого прозрачного колпака; систему снабжения дыхательной средой с бортовым баллоном и со средствами подключения к источнику, размещенному на судне-носителе; пульт управления системой подвеса и совместным движением аппарата и судна-носителя; балластный груз; средства аудио- и видеосвязи с судном-носителем, отличающийся тем, что в нем предусмотрены средства энергоснабжения и электроприводные движители для обеспечения горизонтальных хода и разворота аппарата; он выполнен с возможностью крепления к платформе съемных транспортировочных колес и подсоединения автотранспортного средства; платформа состоит из набора продольных протяженных элементов, соединенных поперечными трубами и/или стержнями с возможностью варьирования их количества перед погружением аппарата для обеспечения необходимой его балластировки; кресла с колпаками расположены вдоль боковых сторон платформы, причем нижние кромки колпаков находятся в районе пояса пассажиров, а на платформе предусмотрено место для сопровождающего водолаза; в системе снабжения дыхательной средой предусмотрены смонтированные внутри колпаков загубники для пассажиров.

8. Опускаемый подводный аппарат по п.7, отличающийся тем, что движители включают носовой подруливающий гребной винт, смонтированный с возможностью поворота, и два симметрично расположенных кормовых винта, которые устроены и смонтированы с возможностью работы в режимах переднего или заднего хода и враздрай.

9. Опускаемый подводный аппарат по п.7, отличающийся тем, что кресло выполнено с возможностью опускания и/или откидывания сиденья для удобства подводного выхода пассажиров из аппарата и возвращения в него.

10. Опускаемый подводный аппарат по п.7, отличающийся тем, что над креслами смонтированы индивидуальные колпаки.

11. Опускаемый подводный аппарат по п.7, отличающийся тем, что над несколькими креслами смонтирован общий колпак.

12. Опускаемый подводный аппарат по п.10 или 11, отличающийся тем, что колпак выполнен с возможностью откидывания вдоль платформы.

13. Опускаемый подводный аппарат по п.10 или 11, отличающийся тем, что колпак выполнен с возможностью откидывания поперек платформы.

14. Опускаемый подводный аппарат по п.10 или 11, отличающийся тем, что колпак выполнен сдвижным.

15. Опускаемый подводный аппарат по п.10 или 11, отличающийся тем, что колпак выполнен с возможностью быстрого съема - установки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения экипажей, аварийных подводных лодок (ПЛ) в подводном положении с использованием спасательного подводного аппарата (СПА).

Изобретение относится к ледокольным работам. .
Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения с помощью подводного судна, оказывающего гидродинамическое воздействие на лед при всплытии в сплошном льду.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спасения экипажа подводных судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным аппаратам, и может быть эффективно использовано при аварийно-спасательных работах на подводных лодках.

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным аппаратам, и может быть эффективно использовано при аварийно-спасательных работах на подводных лодках.

Изобретение относится к морской технике, в частности к устройствам стабилизации глубины плавания дрейфующих приборов, используемых в научных, промышленных и военных целях.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА). .

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА). .

Изобретение относится к малогабаритным плавучим транспортным средствам для отдыха на воде. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции экскурсионных комплексов для морских прогулок. .

Изобретение относится к малому судостроению и касается создания надувных многокорпусных судов, преимущественно спортивных и прогулочных парусных катамаранов. .

Доска "юл" // 2139221
Изобретение относится к спортивному судостроению и может быть использовано в качестве плавучего средства для развлечения, туризма и спорта на воде. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно - к устройству корпуса подводных лодок. .

Изобретение относится к судостроению и касается корпусов судов, в частности может быть использовано на маломерных гребных судах для охотников, рыболовов и туристов.

Изобретение относится к судостроению, к плавстредствам для водного спорта. .

Изобретение относится к плавсредствам, использующим для движения энергию волнения водной поверхности, и касается плавучих платформ, поднятых на стойках над поверхностью воды.

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам для развлечения и спорта
Наверх