Система дистанционного управления двигателем с реверс-редукторной передачей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления двигателями внутреннего сгорания с реверс-редукторными передачами, установленными на транспортных объектах, например на судах. Изобретение позволяет повысить надежность и быстродействие системы управления двигателем с реверс-редукторной передачей в составе многодвигательной установки транспортного объекта, например судна. Система дистанционного управления двигателем с реверс-редукторной передачей, снабженным местным постом с рукоятками раздельного управления реверс-редукторной передачей и частотой вращения двигателя, содержит командные органы дистанционных постов управления, подключенные при помощи преобразователей к сервомеханизмам, кинематически связанным с рукоятками местного поста и снабженным концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов. Входные логические элементы И снабжены дополнительными блокировочными инверсными входами, подключенными к выходам элементов памяти других управляющих пар. Система в силовой части дополнительно снабжена дросселем, определяющим скорость отработки сервомеханизма изменения частоты вращения двигателя, и преобразователем, включенным в силовой канал параллельно дросселю и подключенным на дистанционных постах системы к дополнительному органу управления быстрым уменьшением частоты вращения двигателя. Система также снабжена датчиком частоты вращения двигателя с каналами сигнализации о работе двигателя и о частоте вращения двигателя, запрещающей отключение реверс-редукторной передачи от вала отбора мощности двигателя в положение "холостой ход", и блоком быстрого реверсирования двигателя, содержащим два канала управления: первый канал для реверсирования двигателя при частоте вращения, разрешающей отключение реверс-редукторной передачи, и второй канал для реверсирования двигателя при более высокой частоте вращения. Каждый канал содержит пару из последовательно соединенных входного элемента И, подключенного входами к концевым выключателям сервомеханизмов и к сигналам датчика частоты вращения, и элемента памяти, подключенного входом сброса к концевому выключателю передачи "назад". Выходом каждый элемент памяти подключен параллельно к выходу командного органа быстрого уменьшения частоты вращения и к двум парам из последовательно соединенных элемента И и элемента памяти. Первая пара составляет канал переключения передачи в положение "холостой ход", а вторая пара, в которой между выходом элемента И и входом записи элемента памяти дополнительно включен элемент задержки времени, составляет канал переключения передачи в положение "назад". Сигнал о переводе двигателя на "упор реверсирования" в первом канале подключен к входному элементу И второй пары до элемента задержки времени, а во втором канале, во второй паре после элемента задержки времени - к дополнительному элементу И, подключенному вторым входом к сигналу "холостой ход" и включенному между выходом элемента задержки времени и входом записи выходного элемента памяти, при этом в каждом канале управления выходной элемент памяти первой пары выходом подключен через элементы ИЛИ к преобразователям для подключения передачи на "холостой ход", а выходной элемент памяти второй пары подключен выходом через элементы ИЛИ к преобразователю для переключения передачи "назад". 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к системам управления двигателями внутреннего сгорания с реверс-редукторными передачами, установленными на транспортных объектах, например на судах.

Известна система дистанционного управления двигателем внутреннего сгорания с реверс-редукторной передачей, снабженным местным постом с рукоятками раздельного управления реверс-редукторной передачей и частотой вращения двигателя, содержащая командные органы дистанционного поста управления, подключенные при помощи преобразователей к сервомеханизмам, кинематически связанным с рукоятками местного поста и снабженным концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, описанная в книге Минеев Ю.И. и др. "Гидравлические системы и приводы судов на подводных крыльях", Л.: Судостроение, 1972, стр.123-129.

Недостатком известной системы является сложность управления при ее помощи многодвигательной судовой установкой и низкая надежность при управлении реверс-редукторными передачами нескольких двигателей одним оператором, в особенности при наличии нескольких дистанционных постов управления.

Известна также система дистанционного управления двигателем с реверс-редукторной передачей по а.с. 699218, снабженным местным постом с рукоятками раздельного управления реверс-редукторной передачей и частотой вращения двигателя, содержащая командные органы дистанционных постов управления, подключенные при помощи преобразователей к сервомеханизмам, кинематически связанным с рукоятками местного поста и снабженным концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, при этом командные органы связаны с преобразователями при помощи пар из последовательно соединенных логического элемента И и элемента памяти, число которых равно числу режимов переключения передачи и входы которых соединены с концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов. Система также снабжена дополнительными элементами памяти, имеющими входы сброса, подключенные к каждому командному органу, и связывающими входы и выходы элементов И попарно.

Недостатком известной системы является ее недостаточное быстродействие, невозможность изменения скорости управления частотой вращения двигателей установки в процессе отработки системы и невозможность быстрого одновременного реверсирования нескольких двигателей с исключением при этом ошибок оператора при переключении реверс-редукторных передач.

Цель изобретения - повышение надежности и быстродействия системы управления двигателем с реверс-редукторной передачей в составе многодвигательной установки транспортного объекта, например судна.

Для этого в системе дистанционного управления двигателем с реверс-редукторной передачей, снабженным местным постом с рукоятками раздельного управления реверс-редукторной передачей и частотой вращения двигателя, содержащей командные органы дистанционных постов управления, подключенные при помощи преобразователей к сервомеханизмам, кинематически связанным с рукоятками местного поста и снабженным концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, в которой командные органы связаны с преобразователями при помощи управляющих пар из последовательно соединенных логического элемента И и элемента памяти, число которых равно числу режимов переключения передачи и входы которых соединены с концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, входные логические элементы И снабжены дополнительными блокировочными инверсными входами, подключенными к выходам элементов памяти других управляющих пар, система в силовой части дополнительно снабжена дросселем, определяющим скорость отработки сервомеханизма изменения частоты вращения двигателя, и преобразователем, включенным в силовой канал параллельно дросселю и подключенным на дистанционных постах системы к дополнительному органу управления быстрым уменьшением частоты вращения двигателя, система также снабжена датчиком частоты вращения двигателя с каналами сигнализации о работе двигателя и о частоте вращения двигателя, запрещающей отключение реверс-редукторной передачи от вала отбора мощности двигателя в положение "холостой ход", и блоком быстрого реверсирования двигателя, содержащим два канала управления: первый канал для реверсирования двигателя при частоте вращения, разрешающей отключение реверс-редукторной передачи, и второй канал для реверсирования двигателя при более высокой частоте вращения, при этом каждый канал содержит пару из последовательно соединенных входного элемента И, подключенного входами к концевым выключателям сервомеханизмов и к сигналам датчика частоты вращения, и элемента памяти, подключенного входом сброса к концевому выключателю положения передачи "назад", а выходом каждый элемент памяти - параллельно к выходу командного органа быстрого уменьшения частоты вращения и к двум парам из последовательно соединенных элемента И и элемента памяти, причем первая пара составляет канал переключения передачи в положение "холостой ход", а вторая пара, в которой между выходом элемента И и входом записи элемента памяти дополнительно включен элемент задержки времени, составляет канал переключения передачи в положение "назад", при этом сигнал о переводе двигателя на "упор реверсирования" в первом канале подключен к входному элементу И второй пары до элемента задержки времени, а во втором канале, во второй паре после элемента задержки времени - к дополнительному элементу И, подключенному вторым входом к сигналу "холостой ход" и включенному между выходом элемента задержки времени и входом записи выходного элемента памяти, при этом в каждом канале управления выходной элемент памяти первой пары выходом подключен через элементы ИЛИ к преобразователям для переключения передачи на "холостой ход", а выходной элемент памяти второй пары подключен выходом через элементы ИЛИ к преобразователю для переключения передачи "назад".

В системе каналы сигнализации датчика частоты вращения и элементы задержки времени регулируемые.

На чертеже изображена функциональная схема системы.

На двигателе 1 с реверс-редукторной передачей 2 установлен местный пост 3 с рукоятками раздельного управления 4 реверс-редукторной передачей (имеет фиксированные положения XX - "холостой ход" - передача отключена - 4, В - "Вперед" - 4.1 и Н - "Назад" - 4.2) и 5 - частотой вращения двигателя (имеет фиксированные положения 5 - "упор реверсирования", 5.1 - "ноль подачи" и 5.2 - "максимальная подача").

Рукоятка 4 управления передачей кинематически связана с сервомеханизмом 6, а рукоятка 5 управления частотой вращения - с сервомеханизмом 7.

Сервомеханизм 6 снабжен кулачками 8, 9 и 10 и взамодействующими с ними соответственно концевыми выключателями 11, 12 и 13 его фиксированных положений.

Концевой выключатель 11 имеет выходной канал сигнализации 11.1, к которому подключен световой сигнал 11.2.

Концевой выключатель 12 имеет выходной канал сигнализации 12.1, к которому подключен световой сигнал 12.2.

Концевой выключатель 13.1 имеет выходной канал сигнализации 13.1, к которому подключен световой сигнал 13.2.

Сервомеханизм 7 снабжен кулачком 14 и взаимодействующим с ним концевым выключателем 15 его фиксированного положения "упор реверсирования".

Концевой выключатель 15 имеет выходной канал сигнализации 15.1, к которому подключен световой сигнал 15.2.

К двигателю подключен датчик частоты вращения 16, имеющий два выходных сигнальных канала:

- 16.1 - двигатель запущен и работает на упоре реверсирования или с более высокой частотой вращения, но разрешенной для переключения передачи в положение 4 - XX (нет сигнала 16.2);

- 16.2 - двигатель работает с частотой вращения, при которой переключение передачи в положение XX не разрешено (в этом случае сигналы 16.1 и 16.2 присутствуют одновременно).

Система содержит пульты дистанционного управления:

- 17, основной пульт управления (ОПУ), содержащий переключатель 18 постов управления с положениями 18.1 (управление с ОПУ) и 18.2 (управление с ВПУ), переключатель 19 управления изменением частоты вращения двигателя с нефиксированными положениями 19.1 (Б - "больше" - увеличение частоты вращения) и 19.2 (М - "меньше" - уменьшение частоты вращения) и с фиксированным средним положением, дискретные органы управления переключением реверс-редуктора 20 - Н, 21 - XX, 22 - В и дискретный орган 23 управления переводом рукоятки управления частотой вращения двигателя в положение 5 "упор реверсирования";

- 24, выносной пульт (ВПУ), содержащий переключатель 25 управления изменением частоты вращения двигателя, аналогичный переключателю 19 на ОПУ, с соответствующими положениями - средним фиксированным и двумя нефиксированными, 25.1 и 25.2, а также дискретные органы управления 26, 27, 28 и 29, соответствующие органам управления 20, 21, 22 и 23 на ОПУ. Входы органов управления на ОПУ и ВПУ подключены к источнику питания через переключатель 18, а выходы органов управления на ОПУ и ВПУ включены параллельно соответственно их назначению.

Выходы командных органов управления реверсированием подсоединены к управляющим парам из попарно соединенных элементов И и элеменов памяти по числу фиксированных положений сервомеханизма 6:

- органов 20 и 26 (Н) - ко входу элемента И 30, выход которого соединен с входом записи элемента памяти 31, выход которого обозначен 31.1;

- органов 21 и 27 (XX) - ко входу элемента И 32, выход которого соединен с входом записи элемента памяти 33, выход которого обозначен 33.1;

- органов 23 и 28 (В) - ко входу элемента И 34, выход которого соединен с входом записи элемента памяти 35, выход которого обозначен 35.1.

К другим входам И 30 подключены:

- к прямым входам каналы сигнализации 12.1 и 15.1;

- к инверсным входам выходы элементов памяти 33.1 и 35.1.

К входу сброса элемента памяти 31 подключен канал сигнализации 13.1.

К другим входам И 32 подключены:

- к одному прямому входу через ИЛИ 36 каналы сигнализации 11.1 и 13.1 и ко второму прямому входу канал сигнализации 15.1;

- к инверсным входам выходы элементов памяти 31.1 и 35.1.

К входу сброса элемента памяти 33 подключен канал сигнализации 12.1.

К другим входам И 34 подключены:

- к прямым входам каналы сигнализации 12.1 и 15.1;

- к инверсным входам выходы элементов памяти 31.1 и 33.1.

К входу сброса элемента памяти 35 подключен канал сигнализации 11.1.

Выход элемента памяти 31 подключен через ИЛИ 37 командным каналом 37.1 к преобразователю 38, переводящему сервомеханизм 6 и связанную с ним рукоятку двигателя в положение 4.2 (Н).

Выход элемента памяти 33 подключен через ИЛИ 39 и ИЛИ 37 командным каналом 37.1 к преобразователю 38 и одновременно через ИЛИ 39 и ИЛИ 40 командным каналом 40.1 к преобразователю 41. Одновременное включение преобразователей 38 и 41 переводит сервомеханизм 6 и связанную с ним рукоятку двигателя в положение 4 (XX).

Выход элемента памяти 35 подключен через ИЛИ 40 командным каналом 40.1 к преобразователю 41, переводящему сервомеханизм 6 и связанную с ним рукоятку двигателя в положение 4.1 (В).

Выходы командных органов 19 и 25 управления изменением частоты вращения двигателя подключены параллельно в своих нефиксированных положениях:

- 19.1 и 25.1 - к входам элементов И 42 и 43. К другим входам И 42 подключены: к прямому канал сигнализации 12.1, к инверсному канал сигнализации 15.1. Выход И 42 подключен к входу записи элемента памяти 44, выход которого через ИЛИ 45 подключен к преобразователю 46, к его органу управления 46.1 на увеличение подачи топлива в двигатель (Б) и через ИЛИ 47 - к преобразователю 48, подключенному в гидравлическом канале управления сервомеханизмом 7 параллельно с дросселем 49, встроенным в этот канал. При отсутствии сигнала управления на преобразователе 48 он закрыт и рабочая жидкость проходит через дроссель 49. При поступлении сигнала на преобразователь 48 он открыт и рабочая жидкость проходит через преобразователь 48 помимо дросселя 49.

К другим входам И 43 подключены каналы сигнализации 11.1 и 16.1. Выход И 43 подключен через ИЛИ 45 к органу управления 46.1 преобразователя 46.

- 19.2 и 25.2 - к входу элемента И 50 и через ИЛИ 51 к входу И 52.

К другому инверсному входу И 52 подключен канал сигнализации 15.1. Выход И 52 через ИЛИ 53 подключен к органу управления 46.2 (М) преобразователя 46 на уменьшение подачи топлива в двигатель.

К входам И 50 подключены также сигнальные каналы 12.1 и 15.1, а выход И 50 подключен к входу записи элемента памяти 54. Выход элемента 54 через ИЛИ 53 подключен к органу управления 46.2 преобразователя 46, а к входу сброса элемента 54 подключен сигнальный канал 16.1.

Выходы командных органов 23 и 29 управления быстрым уменьшением частоты вращения двигателя до положения рукоятки двигателя 5 "упор реверсирования" подключены через ИЛИ 55 к входам ИЛИ 47 и ИЛИ 51, далее к преобразователю 48 и через элемент памяти 52 и ИЛИ 53 - к преобразователю 46, к его органу управления 46.2.

Командные органы 20 и 26 (Н) подключены также к блоку 56 быстрого реверсирования двигателя, к входным элементам И 57 и 58 блока.

Элемент И 57 входит в канал формирования быстрого реверса работающего двигателя при нахождении сервомеханизма 7 в положении "упор реверсирования" или при частоте вращения до возникновения сигнала 16.2 (когда разрешено переключение передачи на XX).

К другим входам элемента И 57 подключены:

- к прямым входам сигнальные каналы 11.1 и 16.1;

- к инверсным входам сигнальный канал 16.2 и командные каналы 33.1, 35.1 и 65.1. Выход И 57 подключен к входу записи элемента памяти 59, к входу сброса которого подключен сигнальный канал 13.1. Выход элемента 59 подключен каналом 59.1 параллельно к входам элементов И 60 и 61 и к входу элемента ИЛИ 55.

К второму инверсному входу И 60 и к второму прямому входу И 61 подключен сигнальный канал 12.1, к третьему входу И 61 подключен сигнальный канал 15.1.

Выход И 60 подключен к входу записи элемента памяти 62, выходной командный сигнал 62.1 которого подключен к входу ИЛИ 39. К входу сброса элемента 62 подключен сигнальный канал 12.1.

И 60 и элемент 62 образуют канал управления переключением передачи в положение XX. Выход И 61 через элемент 63 задержки времени подключен к входу записи элемента памяти 64, выходной командный канал 64.1 которого подключен к ИЛИ 37. К входу сброса элемента памяти 64 подключен сигнальный канал 13.1.

И 61, элемент задержки времени 63 и элемент памяти 64 образуют канал управления передачи в положение Н.

Элемент И 58 входит в канал формирования быстрого реверса работающего двигателя при нахождении сервомеханизма в любом положении выше "упора реверсирования" при частоте вращения, запрещающей переключение передачи на XX (имеется сигнал 16.2 датчика частоты вращения двигателя).

К другим входам И 58 подключены сигнальные каналы 11.1 и 16.2.

Выход И 58 подключен к входу записи элемента памяти 65, к входу сброса которого подключен сигнальный канал 13.1

Выход элемента памяти 65 подключен каналом 65.1 параллельно к входам элементов И 66 и И 67 и к входу элемента ИЛИ 55. К другому инверсному входу И 66 подключен сигнальный канал 16.2.

Выход И 66 подключен к входу записи элемента памяти 68, к входу сброса которого подключен сигнальный канал 12.1.

Выходной командный канал 68.1 элемента 68 подключен к входу ИЛИ 39.

Элемент И 66 и элемент памяти 68 образуют канал переключения передачи в положение XX.

Выход И 67 через элемент 69 задержки времени и элемент И 70 подключен к входу записи элемента памяти 71, выходной командный сигнал 71.1 которого подключен к входу ИЛИ 37.

К другим входам И 70 подключены сигнальные каналы 12.1 и 15.1. К входу сброса элемента 71 подключен сигнальный канал 13.1. Элемент И 67, элемент задержки времени 69, элемент И 70 и элемент памяти 71 образуют канал управления переключением передачи в положение Н.

Система работает следующим образом

Например, двигатель находится в исходном положении, когда на местном посту рукоятка управления частотой вращения находится в положении 5 "упор реверсирования", а рукоятка управления передачей находится в положении 4 (XX).

В зависимости от положения переключателя 18 на ОПУ 17 управление осуществляется с ОПУ или ВПУ. Управление с обоих постов равнозначно, поэтому рассмотрим вариант управления с ОПУ.

Для переключения передачи в положение В надо нажать и отпустить командный орган 22.

При нажатии командного органа 22 (В) сигнал поступает на вход И 34. Если не происходит отработка команд Н или XX, на входе И 34 нет командных сигналов 31.1 и 33.1. По исходным условиям на входе И 34 есть сигналы 12.1 (XX) и 15.1 ("упор реверсирования"). Сигнал с выхода И 34 поступает на вход записи элемента памяти 35.

С выхода элемента 35 сигнал 35.1 поступает на вход И 30 и И 32, блокируя отработку команд XX и Н, и на вход ИЛИ 40.

С выхода ИЛИ 40 сигнал поступает на преобразователь 41 (В), который подает рабочую жидкость в правую полость сервомеханизма 6. Сервомеханизм 6 перемещает рукоятку управления переключением передачи 2 на местном посту 3 в положение 4.1 (В). Одновременно кулачок 8 замыкает концевой выключатель 11, подающий сигнал 11.1 на вход сброса элемента 35. Система приходит в исходное состояние. Для увеличения частоты вращения двигателя надо включить в положение 19.1 (Б) командный орган 19 и удерживать его в этом положении до достижения двигателем заданной частоты вращения.

Сигнал от органа 19 в его положении 19.1 поступает на вход И 43. Если на входе И 43 присутствуют сигналы 11.1 (передача включена в положение В) и 16.1 (двигатель работает), с выхода И 43 через ИЛИ 45 поступает командный сигнал на орган 46.1 преобразователя 46.

Преобразователь 46 подает рабочую жидкость через дроссель 49 в правую полость сервомеханизма 7, заставляя сервомеханизм 7 с заданной скоростью перемещать связанную с ним рукоятку 5 управления частотой вращения двигателя из положения "упор реверсирования" в сторону положения 5.2 ("максимальная подача"). После достижения заданной частоты вращения орган 19 необходимо отпустить и он автоматически возвращается в среднее фиксированное положение. Преобразователь 46 фиксирует сервомеханизм 7 в установленном положении при помощи встроенного в преобразователь гидрозамка.

Для уменьшения частоты вращения двигателя необходимо включить командный орган 19 в положение 19.2 (М) и удерживать его в этом положении до достижении двигателем заданной частоты вращения.

Сигнал от органа 19 в его положении 19.2 поступает через ИЛИ 51 на вход И 52. Если сервомеханизм 7 не находится в положении "упор реверсирования", на втором инверсном входе И 52 нет сигнала 15.1 от концевого выключателя 15 и на выходе И 52 появляется сигнал, поступающий через ИЛИ 53 на орган 46.2 преобразователя 46.

Преобразователь 46 подает рабочую жидкость в левую полость сервомеханизма 7, а из правой полости сервомеханизма рабочая жидкость поступает через дроссель 49 и преобразователь 46 на слив.

Сервомеханизм 7 с заданной скоростью перемещает связанную с ним рукоятку 5 управления частотой вращения двигателя на уменьшение подачи топлива.

После достижения заданной частоты вращения орган 19 необходимо отпустить, и он автоматически возвращается в среднее фиксированное положение. По приходе сервомеханизма 7 в положение "упор реверсирования" перемещение его прекращается.

При помощи органа 19 в положении 19.2 можно остановить двигатель, но выполнить эту операцию допускается только при нахождении передачи 2 в положении XX (рукоятка в положении 4).

Для этого необходимо нажать и отпустить орган 21 (XX).

Сигнал с выхода органа 21 поступает на вход И 32. Если на других прямых входах И 32 есть сигнал 15.1 о нахождении двигателя в положении "упор реверсирования" и через ИЛИ 56 сигнал 11.1 или 13.1 о нахождении передачи двигателя в положении В или Н, а на инверсных входах И 32 нет сигналов об отработке системы в положение В (31.1) или в положение Н (35.1), на выходе И 32 появляется сигнал, поступающий на вход записи элемента памяти 33.

С выхода элемента 33 сигнал 33.1 поступает на блокировку прохода команд на включение передачи в положение В или Н и через ИЛИ 39 - на вход ИЛИ 37 и 40.

С выхода ИЛИ 37 и 40 сигналы 37.1 и 40.1 поступают одновременно на преобразователи 38 и 41, при этом сервомеханизм 6 и связанная с ним рукоятка суппорта 3 переводится в положение 4 (XX).

При этом сигнал 12.1 поступает на вход сброса элемента памяти 33 и схема возвращается в исходное положение для выполнения следующей команды.

После этого при переводе органа 19 в положение 19.2 сигнал с выхода 19.2 поступает на вход И 50. На другие входы И 50 поступают сигналы 15.1 (двигатель на "упоре реверсирования") и 12.1 (передача в положении XX). При выполнении этих условий на выходе И 50 появляется сигнал, поступающий на вход записи элемента памяти 54, с выхода которого сигнал через ИЛИ 53 поступает на орган 46.2 (М) преобразователя 46, который с заданной скоростью переводит сервомеханизм 7 и связанную с ним рукоятку двигателя в положение 5.1 ("ноль подачи").

При остановке двигателя с инверсного входа сброса элемента памяти 54 снимается сигнал 16.1 и схема возвращается в исходное положение.

Для подготовки двигателя к пуску необходимо перевести его рукоятку управления подачей топлива в положение 5 ("упор реверсирования").

Для этого орган 19 необходимо перевести в положение 19.1 и отпустить.

Сигнал с выхода 19.1 поступает на вход И 42.

На другие входы И 42 поступают сигналы:

- на прямой вход - 12.1 (передача в положении XX);

- на инверсный вход - нет сигнала 15.1 (двигатель не в положении "упор реверса").

При соблюдении этих условий сигнал с выхода И 42 поступает на вход записи элемента памяти 44. С выхода элемента 44 сигнал через ИЛИ 45 поступает на орган 46.1 преобразователя 46 и через ИЛИ 47 - на преобразователь 48.

Сервомеханизм 7 с большой скоростью перемещает рукоятку управления частотой вращения в положение 5. При этом сигнал 15.1 поступает на вход сброса элемента памяти 44 и схема приходит в исходное положение.

Для переключения передачи из положения XX в положение Н необходимо нажать и отпустить орган 20. Сигнал с выхода органа 20 поступает на вход И 30.

Если на других прямых входах И 30 есть сигналы 12.1 (XX) и 15.1 ("упор реверса", а на инверсных входах ИЗО нет сигналов 35.1 и 33.1 о выполнении команд В и XX, с выхода И 30 сигнал поступает на вход записи элемента памяти 31, а с его выхода через ИЛИ 37 сигнал 37.1 поступает на преобразователь 38, заставляющий сервомеханизм 6 перевести рукоятку передачи двигателя в положение 4.2 (Н).

На вход сброса элемента 31 поступает сигнал 13.1. Схема приходит в исходное положение.

Для быстрого уменьшения частоты вращения двигателя необходимо нажать и удерживать орган 23. Сигнал с выхода 23 поступает на вход ИЛИ 55, а с его выхода на входы ИЛИ 47 и 51. С выхода ИЛИ 47 сигнал поступает на преобразователь 48, обеспечивающий большую скорость перемещения сервомеханизма 7. С выхода ИЛИ 51 сигнал поступает на вход элемента И 52, с выхода которого через ИЛИ 53 сигнал поступает на орган 46.2 (М) преобразователя 46, включающего при этом сервомеханизм 7 на уменьшение подачи топлива.

Быстрая отработка производится до появления на инверсном входе элемента И 52 сигнала 15.1 ("упор реверсирования").

При необходимости быстрого переключения передачи 2 из положения В в положение Н (быстрое реверсирование работающего двигателя) к органу 20 (Н) подключается блок быстрого реверсирования 56.

При нажатии и отпускании органа 20, если реверс-редукторная передача включена в положение В (рукоятка управления передачей находится в положении 4.1), а частота вращения двигателя определяется нахождением рукоятки в любом положении от 5.2 ("максимальная подача") до 5 ("упор реверсирования"), сигнал от органа 20 поступает на входы И 57 и И 58.

Если двигатель работает в положении В и с частотой вращения, разрешенной для отключения передачи в положение XX (на входах И 57 присутствуют сигналы 11.1, 16.1 и нет сигнала 16.2), а также не происходит отработка команд на переключение передачи в положение XX (33.1) и в положение В (35.1), появляется сигнал на выходе И 57, поступающий на вход записи элемента памяти 59.

С выхода элемента памяти 59 сигнал 59.1 поступает на вход элементов И 60 и 61 и ИЛИ 55.

С выхода ИЛИ 55 сигнал поступает на быстрое уменьшение частоты вращения двигателя до "упора реверсирования" (появление сигнала 15.1), как это было описано ранее, если двигатель работал на частоте вращения выше "упора реверсирования".

Так как передача еще находится в положении В, на втором инверсном входе И 60 и на прямом входе И. 61 нет сигнала 12.1 (XX).

С выхода И 60 сигнал поступает на вход записи элемента памяти 62, с выхода которого сигнал 62.1 через ИЛИ 39 и ИЛИ 37 и 40 поступает на преобразователи 38 и 41, переводящие сервомеханизм 7 в положение XX (появляется сигнал 12.1).

Сигнал 12.1 поступает на вход сброса элемента памяти 62 и на вход И 61.

Если на входе И 61 присутствует также сигнал 15.1, на выходе И 61 появляется сигнал, поступающий через первый элемент 63 задержки времени на вход записи элемента памяти 64.

Задержка времени после включения передачи на XX необходима для выравнивания частоты вращения двигателя, которая скачкообразно увеличивается при отключении передачи в положении XX от вала отбора мощности двигателя.

При постепенном переключении передачи оператором (В-ХХ-Н - описана выше) выдержка времени на XX при включении передачи в положение Н возлагается на оператора.

С выхода элемента 64 сигнал 64.1 поступает через ИЛИ 37 (сигнал 37.1) на преобразователь 38, переводящий сервомеханизм 6 в положение Н (сигнал 13.1). Сигнал 13.1 поступает на вход сброса элементов памяти 59 и 64, прекращая отработку системы.

Если двигатель работает в положении выше определенного сигналом 16.2, то есть нет разрешения на отключение передачи в положение XX, вход И 57 блокирован наличием сигнала 16.2, и с выхода И 58 сигнал поступает на вход записи элемента памяти 65.

С выхода элемента 65 сигнал поступает на инверсный вход И 57, блокируя его при дальнейшей отработке сигнала, и на входы И 66 и 67, а также на вход ИЛИ 55 схемы быстрого уменьшения частоты вращения двигателя.

После уменьшения частоты вращения двигателя до снятия сигнала 16.2 появляются сигналы на выходе И 66 и И 67.

С выхода И 66 сигнал поступает на вход записи элемента памяти 68, с выхода которого сигнал 68.1 поступает через ИЛИ 39 и ИЛИ 37 и 40 (сигналы 37.1 и 40.1) на преобразователи 38 и 41, переводящие сервомеханизм 7 в положение XX. Сигнал с выхода элемента памяти 68 снимается при поступлении на его вход сброса сигнала 12.1 (XX).

С выхода И 67 сигнал поступает на второй элемент 69 задержки времени на входе.

Задержка времени необходима для того, чтобы объект, на котором установлен двигатель, например судно, погасил свою инерцию, чтобы при включении передачи в положение Н двигатель не заглох от приложенного к его валу отбора мощности противомомента от объекта и для обеспечения эффективного торможения объекта за счет работы двигателя через передачу, включенную на торможение объекта.

С выхода элемента 69 сигнал через И 70 поступает на вход записи элемента памяти 71.

На другие входы И 70 поступают сигналы 12.1 (XX) и 15.1 ("упор реверса").

С выхода элемента 71 (сигнал 71.1) сигнал поступает через ИЛИ 37 (сигнал 37.1) на преобразователь 38, переводящий сервомеханизм 7 в положение Н (сигнал 13.1).

Сигнал 13.1 поступает на вход сброса элементов 65 и 71.

Отработка команды заканчивается.

Таким образом, применение предложенной системы позволит повысить надежность и быстродействие системы при управлении двигателем и исключить ошибки оператора при быстром реверсировании многодвигательной установки транспортного объекта.

1. Система дистанционного управления двигателем с реверс-редукторной передачей, снабженным местным постом с рукоятками раздельного управления реверс-редукторной передачей и частотой вращения двигателя, содержащая командные органы дистанционных постов управления, подключенные при помощи преобразователей к сервомеханизмам, кинематически связанным с рукоятками местного поста и снабженным концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, при этом командные органы связаны с преобразователями при помощи управляющих пар из последовательно соединенных логического элемента И и элемента памяти, число которых равно числу режимов переключения передачи и входы которых соединены с концевыми выключателями фиксированных положений сервомеханизмов, отличающаяся тем, что входные логические элементы И снабжены дополнительными блокировочными инверсными входами, подключенными к выходам элементов памяти других управляющих пар, система в силовой части дополнительно снабжена дросселем, определяющим скорость отработки сервомеханизма изменения частоты вращения двигателя, и преобразователем, включенным в силовой канал параллельно дросселю и подключенным на дистанционных постах системы к дополнительному органу управления быстрым уменьшением частоты вращения двигателя, система также снабжена датчиком частоты вращения двигателя с каналами сигнализации о работе двигателя и о частоте вращения двигателя, запрещающей отключение реверс-редукторной передачи от вала отбора мощности двигателя в положение "холостой ход", и блоком быстрого реверсирования двигателя, содержащим два канала управления: первый канал для реверсирования двигателя при частоте вращения, разрешающей отключение реверс-редукторной передачи, и второй канал для реверсирования двигателя при более высокой частоте вращения, при этом каждый канал содержит пару из последовательно соединенных входного элемента И, подключенного входами к концевым выключателям сервомеханизмов и к сигналам датчика частоты вращения, и элемента памяти, подключенного входом сброса к концевому выключателю передачи "назад", а выходом каждый элемент памяти подключен параллельно к выходу командного органа быстрого уменьшения частоты вращения и к двум парам из последовательно соединенных элемента И и элемента памяти, причем первая пара составляет канал переключения передачи в положение "холостой ход", а вторая пара, в которой между выходом элемента И и входом записи элемента памяти дополнительно включен элемент задержки времени, составляет канал переключения передачи в положение "назад", при этом сигнал о переводе двигателя на "упор реверсирования" в первом канале подключен к входному элементу И второй пары до элемента задержки времени, а во втором канале, во второй паре - после элемента задержки времени, к дополнительному элементу И, подключенному вторым входом к сигналу "холостой ход" и включенному между выходом элемента задержки времени и входом записи выходного элемента памяти, при этом в каждом канале управления выходной элемент памяти первой пары выходом подключен через элементы ИЛИ к преобразователям для подключения передачи на "холостой ход", а выходной элемент памяти второй пары подключен выходом через элементы ИЛИ к преобразователю для переключения передачи "назад".

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что каналы сигнализации датчика частоты вращения и элементы задержки времени регулируемые.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в блоке управления двигателем для обнаружения нелегитимного изменения данных в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) блока управления двигателем.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам управления двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам регулирования двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в качестве устройства, изменяющего угол опережения подачи топлива или фаз газораспределения.

Изобретение относится к системам регулирования двигателя с наддувом. .

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам топливопитания дизельных двигателей. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству гидромеханических регуляторов частоты вращения двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к системам регулирования топливоподачи дизелей и может быть использовано в двигате- лестроении. .

Изобретение относится к области регулирования и управления двигателями внутреннего сгорания, в частности, содержащие средства управления с электрическим приводом

Изобретение относится к способу оптимизации работы теплового двигателя, управляемого электронной или цифровой системой, использующей, по меньшей мере, один параметр, или один закон, или одну таблицу для впрыска, сгорания или дополнительной обработки

Изобретение относится к способу управления топливным насосом с общим направляющим распределителем

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для коррекции параметра Pi горения двигателя внутреннего сгорания во время холодного запуска. Техническим результатом является ограничение загрязняющих выбросов во время холодного запуска двигателя автотранспортного средства. В способе, в устройстве, носителе и транспортном средстве коррекции параметра горения значение параметра Pi устанавливают (104) путем интерполяции между двумя заранее определенными значениями PiREF1 и PiREF2 в зависимости от значения со режима двигателя и от температуры охлаждающей жидкости двигателя, при этом значения PiREF1 и PiREF2 являются оптимальными для снижения загрязняющих выбросов, когда в двигатель подают контрольное топливо, соответственно высокой летучести и низкой летучести. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Настоящее изобретение обеспечивает систему для управления выбросами оксидов азота, основанную на вычислении ошибки, заданной разностью между первым измеренным значением, полученным с датчика (7) оксидов азота, и вторым значением, оцененным из оценки оксидов азота. Упомянутый датчик (7) может использоваться в контуре адаптации, где система управления рециркуляцией выхлопного газа без обратной связи или с обратной связью настроена таким образом, что ожидаемые выбросы оксидов азота от контроллера рециркуляции выхлопного газа соответствуют им же, измеренным с помощью датчика оксидов азота при установившихся условиях работы. Повышение точности и скорости адаптации выбросов оксидов азота является техническим результатом заявленного изобретения. 3.н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх