Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив

Изобретение относится к анализу качества авиационных керосинов и дизельных топлив, а именно к экспрессному определению кинематической вязкости путем измерения плотности топлив при температуре 20°С. По зависимости v201·ρ4202, где константы для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3 к1=23,1, к2=16,77, а для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3 - к1=200, к2=161,83, или путем измерения плотности топлив в интервале температур от минус 10°С до плюс 30°С в г/см3 с последующим определением кинематической вязкости при 20°С по трехшкальной номограмме (плотность - температура - вязкость). Технический результат: значительное сокращение продолжительности анализа топлив, обеспечение портативности аналитического оборудования. 2 ил, 3 табл.

 

Изобретение относится к способам исследования текучих сред, преимущественно к измерению кинематической вязкости, и может быть использовано при контроле качества авиационных керосинов и дизельных топлив в лабораторных условиях на местах производства и применения горючих.

Известен способ определения кинематической вязкости жидких нефтепродуктов по измерению времени истечения определенного объема горючего под воздействием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр по эмпирической формуле следующей зависимости

v=C·t,

где v - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

С - калибровочная постоянная вискозиметра, мм22;

t - среднее арифметическое значение времени истечения, с;

(ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. стандартов, 2001, 19 с.).

Этот способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.

Недостатком известного способа является значительная продолжительность измерения (40 мин), необходимость определения калибровочной постоянной вискозиметра и периодической ее проверки, применение дорогостоящего жидкостного термостата с измерением температуры ±0,02°С и установление поправки температуры на выступающий столбик ртути. Эти недостатки исключают возможность применения способа во внелабораторных полевых условиях для экспрессного анализа.

Технический результат изобретения - сокращение времени определения кинематической вязкости с одновременным снижением себестоимости способа.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив путем регистрации информационного показателя и последующего расчета кинематической вязкости при 20°С, согласно изобретению в качестве информационного показателя используют величину плотности топлив при 20°С (ρ420) в г/см3, а кинематическую вязкость при 20°С (v20) определяют по следующей зависимости:

ν201·ρ4202,

где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;

к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;

ρ420 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.

Фиг.1. Зависимость кинематической вязкости авиационных керосинов и

дизельных топлив от плотности.

Фиг.2. Номограмма для экспрессного определения кинематической

вязкости топлив.

Техническая сущность предлагаемого экспрессного способа определения кинематической вязкости топлив заключается в том, что используют эмпирическую формулу, отражающую впервые установленную одноступенчатую зависимость кинематической вязкости от плотности (фиг.1). Выявлены переводные коэффициенты к1 и к2 для определения вязкости топлив с плотностью (0,780≤ρ420≥0,842 г/см3).

Когда плотность горючих определяется в полевых внелабораторных условиях в интервале температур окружающей среды от минус 10°С до плюс 30°С, ее значения не переводятся в величину при 20°С согласно ГОСТ 3900, а определяется сразу кинематическая вязкость горючих при 20°С по впервые разработанной номограмме, приведенной на фиг.2.

Таким образом, вместо измерения скорости истечения горючего через капиллярный стеклянный вискозиметр определяют плотность горючего с последующим переводом ее в единицы кинематической вязкости.

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. Определение кинематической вязкости топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.

Отбирают пробу топлива 500 см3. Определяют ареометром плотность (ρ420) топлива ТС-1 при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,785 г/см3. Поскольку величина плотности топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ меньше 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=23,1·ρ420-16,77 и получают величину 1,46 мм2/с.

Пример 2. Определение кинематической вязкости (v20) летнего дизельного топлива марки Л-02-62 Куйбышевского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.

В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности (ρ420) топлива при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,830 г/см3. Поскольку величина плотности дизельного топлива Л-02-62 более 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=200·ρ420-161,83 и получают величину 3,90 мм2/с.

Пример 3. Определение кинематической вязкости (v20) топлива РТ производства Волгоградского НПЗ по плотности и номограмме. В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности топлива при температуре окружающей среды минус 5°С и получают величину 0,806 г/см3. На номограмме наносят две точки: одну на температурной шкале, соответствующую температуре минус 5°С, другую, соответствующую плотности 0,806 г/см3, - на шкале плотности. Эти точки соединяют прямой линией, которую продолжают до пересечения со шкалой вязкости, по которой определяют вязкость топлива, равную 1,40 мм2/с.

Заявляемый способ прошел проверку в процессе испытаний в сравнении со стандартным способом на образцах авиакеросинов и дизельных топлив производства основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны за последние 5 лет. Результаты испытаний стандартным и заявленным экспресс-способом определения кинематической вязкости авиакеросинов производства различных НПЗ приведены в табл.1. Из полученных данных следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 5,3%, свидетельствующие о надежности заявляемого способа.

Результаты испытаний стандартного и заявляемого экспресс-способа определения кинематической вязкости дизельных топлив производства различных НПЗ приведены в табл.2, из которой следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 4,0%. Полученные результаты проверки показали, что заявляемый способ дает возможность получить надежные данные при определении кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.

Для оценки возможности использования экспресс-способа в различных лабораториях контроля качества ГСМ были проведены межлабораторные испытания в семи лабораториях различных ведомств на шести образцах топлив для реактивных и дизельных двигателей. Результаты этих испытаний в сравнении с данными по ГОСТ 33-2000 представлены в табл.3, из которой следует, что расхождения между данными различных лабораторий при определении кинематической вязкости предлагаемым экспрессным способом составили в среднем 2,6%.

Проведенные испытания показали, что разработанный экспрессный способ позволяет надежно определять кинематическую вязкость авиационных керосинов и дизельных топлив различного происхождения в современных контрольных лабораториях ГСМ на местах производства и применения горючих.

Технико-экономическая оценка предлагаемого экспрессного способа по сравнению со стандартным способом показала, что разработанный способ позволяет сократить продолжительность анализа горючих в 40 раз, стоимость анализа в 20 раз, уменьшить применение дорогостоящей аппаратуры более чем на 10 тыс. руб.

Источники информации

1. ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. Стандартов, 2001, 19 с.

2. ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы испытания плотности. М.: Изд. Стандартов, 1986, 36 с.

Таблица 1
Результаты сравнительных определений кинематической вязкости АВК стандартным и заявляемым способами производства различных нефтеперерабатывающих заводов
ПлотностьКинематическая вязкость, мм2
Марка топливаНаименование НПЗГод анализапри 20°С, г/см3

ГОСТ 3900
ГОСТ 33Заявленный способРасхождения
мм2% отн.
ТС-1Московский19980,7821,281,210,075,5
ТС-1Московский20020,7871,481,400,085,4
РТМозырский19980,7801,311,260,053,8
Т-1Краснодарский.19950,8061,922,020,105,0
РТВолгоградский19950,7861,401,360,042,9
ТС-1Волгоградский19950,7891,421,460,042,9
ТС-1Киришский19950,7821,291,210,075,4
ТС-1Омский19950,7891,381,460,085,5
ТС-1Ачинский19950,7891,341,460,128,2
РТНовокуйбышевский19950,7811,251,200,054,0
Т-6Ангарский19950,8242,903,200,309,4
РТАнгарский19950,7901,441,500,064,2
РТСызранский19950,7811,321,200,129,1
ТС-1Горьковский19940,7831,341,260,086,0
ТС-1Орский19950,7831,241,260,021,6
ТС-1Новоуфимский19950,7831,391,260,139,4
ТС-1Хабаровский19950,7951,561,660,106,0
ТС-1Рязанский20010,7851,351,320,032,2
Всего 18 образцовВсего 15 НПЗСреднее0,075,3

Таблица 2
Результаты определения кинематической вязкости дизельных топлив стандартным и заявляемым способом производства различных нефтеперерабатывающих заводов
ПлотностьКинематическая вязкость, мм2
Марка топливаНаименование НПЗГод анализапри 20°С, г/см3

ГОСТ 3900
ГОСТ 33Заявленный способРасхождения
мм2% отн.
3-0,5 (-35)Московский19980,8012,101,900,209,5
Л-0,2-62Московский20010,8365,515,300,213,8
Л-0,5-62Волгоградский19950,8375,105,500,407,2
Л-0,2-62Киришский19940,8314,534,500,030,7
3-0,2 (-35)Омский19950,8112,192,210,020,9
3-0,5 (-35)Ачинский19950,8192,492,4900
Л-0,2-62Куйбышевский19950,8303,804,200,409,5
3-0,2 (-35)Новокуйбышевск.19950,7991,831,840,010,5
ДЭК-ЛНовополоцкий19980,8405,315,800,498,4
Л-0,5-40Ангарский19950,8122,202,240,041,8
Л-0,2-62Горьковский19940,8355,265,100,163,0
Л-0,2-62Орский19980,8314,504,5000
3-0,5(-35)Уфимский19950,7971,821,780,042,2
3-0,5(-45)Новоуфимский19950,8001,801,860,063,2
Л-0,5-62Хабаровский19950,8426,336,600,274,1
Л-0,2-62Сызранский19940,8314,264,500,245,3
Л-0,2-62Ярославский19940,8314,814,500,316,4
Л-0,2-40Краснодарский19940,8385,765,600,162,8
ДЭК-ЛРязанский19940,8344,725,000,285,6
Л-0,2-62Рязанский19940,8314,724,500,224,7
Всего 20 образцовВсего 18 НПЗСреднее0,184,0

Таблица 3
Результаты межлабораторных испытаний стандартного и заявляемого способов определения кинематической вязкости в топливах для реактивных и дизельных двигателей
Марка топливаНомер определенияКинематическая вязкость, мм2Расхождение
ГОСТ 33-2000Экспресс-метод (номера лабораторий)
1213213312571,76977963539мм2% отн.
Л-0,2-6214,78; 4,904,754,814,755,254,804,305,000,193,9
24,84; 4,85; 4,804,804,804,805,204,824,284,800,153,1
Л-0,5-6214,74; 4,904,754,824,755,204,814,475,000,163,3
24,85; 4,804,804,804,805,254,804,25-0,183,7
З-0,2 (-35)12,392,412,402,422,402,432,402,460,020,1
22,472,402,422,402,502,402,352,450,072,8
Т-612,252,252,262,272,292,312,282,340,031,5
22,312,302,252,232,302,202,252,300,052,5
ТС-111,441,461,451,471,451,481,451,500,022,0
21,451,381,401,431,401,431,401,450,064,3
РТ11,451,461.451,471,451,481,401,460,011,0
21,401,441,421.421,451,431,441,410,033,0
Среднее0,082,6

Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив, включающий регистрацию информативного показателя и последующий расчет величины кинематической вязкости, отличающийся тем, что в качестве информативного показателя используют величину плотности анализируемого продукта при 20°С, а кинематическую вязкость при 20°С рассчитывают по следующей зависимости:

ν201·ρ4202,

где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;

к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;

ρ420 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области исследования или анализа материалов, в частности, нефти или других вязких маслянистых жидкостей, путем определения их химических или физических свойств.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к способам и устройствам для анализа состава сырой нефти в технологическом процессе ее добычи, сбора, подготовки и транспортировки.

Изобретение относится к способам анализа продуктов переработки мазута на групповой углеводородный состав и определению потенциального содержания рафинатов, депарафинированных масел в тяжелых дистиллятных фракциях, а также определению потенциального содержания в рафинате депарафинированного масла расчетным путем.

Изобретение относится к исследованиям эксплуатационных свойств нефтепродуктов, а именно к определению содержания ингибиторов окисления в трансформаторных маслах (ТМ) и может быть использовано для определения сроков замены или обновления масел.

Изобретение относится к методам аналитического контроля и может найти применение в нефте- и газоперерабатывающей промышленности для определения количественного содержания сероводорода в мазуте.

Изобретение относится к технике измерения вязкости, а более конкретно к устройству погружных датчиков камертонного типа, предназначенных для использования в исследовательских лабораториях, в медицине, для контроля технологических жидкостей.

Изобретение относится к области экспериментальных способов определения силы гидродинамического сопротивления обтекаемого тела, возникающего при его разгоне в вязкой жидкости, и может найти применение для исследования сопротивления маловязких жидкостей, типа вода, керосин, ацетон.

Изобретение относится к области исследования свойств жидких сред в лабораторных и производственных условиях, а точнее к технике измерения условной вязкости с помощью капиллярных вискозиметров.

Изобретение относится к диагностике жидких сред, а также к автомобильной диагностической технике и может быть использовано как предприятиями, так и водителями автомобилей для диагностики в процессе эксплуатации автомобиля.

Изобретение относится к области техники для экструдирования биополимеров и предназначено для исследования поведения экструдата в компрессионных затворах и полостях утечек одношнековых прессов.

Изобретение относится к устройствам измерения вязкости жидкости, в частности для экспресс-оценки качества моторного масла
Наверх