Органоминеральная смесь для дорожного строительства

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технический результат: повышение прочности материала, снижение его стоимости и утилизация отходов производств нефтедобывающей промышленности и процессов водоумягчения ТЭЦ. Органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, содержит твердый нефтешлам следующего состава, % масс: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка или дробленые пески или смеси дробленых песков с природными песками крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента - шлам водоумягчения следующего химического состава, % масс: SiO2 - 5,44, TiO2 - 0,07, Al2O3 - 1,48, Fe2O3 - 5,73, MnO - 0,08, CaO - 42,5, MgO - 4,29, Na2O - 0,11, K2O - 0,21, P2O5 - 0,16, SO3 - 0,27, ппп - 39,6, при следующем соотношении компонентов, масс.ч: указанный минеральный материал - 100; твердый нефтешлам указанного состава - 12-20; шлам водоумягчения указанного состава - 10-18. 1 табл.

 

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований автомобильных дорог и аэродромов.

Известен состав грунтовой смеси для устройства оснований дорожных одежд, включающий, % масс:

глинистый грунт100
сырая маловязкая нефть5-8
известь3-5

[Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов Б.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1975, с.23-25].

Материал известного состава недостаточно прочен. Кроме того, использование нефти в дорожном строительстве нецелесообразно.

Прототипом изобретения является грунтобетонная смесь, включающая компоненты, масс.ч:

грунт100
известь4-5
нефтешлам2-4
вода8-16

Грунт является минеральным материалом. Нефтешлам в известном составе представляет собой эмульсию отходов переработки нефти. Он содержит 15-25% воды, 3-6% соединений, близких по составу к нефти, 20-30% сложных по составу органических соединений, 15-25% минеральных веществ, 6-10% механических примесей [авторское свидетельство СССР №607870, М. кл. Е 01 С 7/36, Е 02 Д 3/12].

Грунтобетонная смесь известного состава имеет недостаточно высокую прочность при сжатии.

Изобретение направлено на повышение прочности материала, снижение его стоимости и утилизация отходов производств нефтедобывающей промышленности и процессов водоумягчения ТЭЦ.

Результат достигается тем, что органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, содержит твердый нефтешлам следующего состава, % масс.: асфальтены 1.5-4.0; смолы 4.0-7.0; непредельные углеводороды 6.0-10.0; парафины 20.0-50.0; механические примеси 40.0-60.0; вода 2.0-10.0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка или дробленые пески или смеси дробленых песков с природными песками крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента - шлам водоумягчения следующего химического состава, % масс.: SiO2 - 5.44; TiO2 - 0.07; Al2O3 - 1,48; Fe2O3 - 5.73; MnO - 0.08; CaO - 42.5; MgO - 4.29; Na2O - 0.11; K2O -0.21; Р2О5 - 0,16; SO3 - 0.27; ппп - 39.6, при следующем соотношении компонентов, масс.ч: указанный минеральный материал - 100; твердый нефтешлам указанного состава - 12-20; шлам водоумягчения указанного состава - 10-18.

Твердые нефтешламы - многотоннажные отходы нефтедобывающей промышленности.

Шламы водоумягчения, характеризующиеся вязкопластичной консистенцией, являются отходами процессов водоумягчения ТЭЦ.

Органоминеральную смесь для дорожного строительства готовят по следующей технологии. Разогретую до температуры 90-100°С смесь минерального материала и высушенного шлама водоумягчения перемешивают с разжиженным при температуре 85-95°С нефтешламом до однородного состояния. Для приготовления смесей пригодно смесительное оборудование асфальтобетонных заводов. Готовая смесь не снижает своих

качеств в течение продолжительного времени и может быть заготовлена впрок. Процесс уплотнения смеси практически не зависит от ее температуры, а достаточная плотность и прочность материала достигается при уплотняющей нагрузке 15 МПа.

Испытания проводили по ГОСТ 30491-97. Результаты испытаний образцов заявляемой смеси с отсевами дробления в качестве минерального материала приведены в таблице для образцов смесей 7-ми суточного твердения с последующим 2-х ступенчатым водонасыщением.

Применение заявляемых органоминеральных смесей в дорожном и аэродромном строительстве позволит высвободить значительные площади, занятые шламами в населенных пунктах и за их пределами. А замена извести шламами водоумягчения, содержащими около 50% CaO+MgO, обеспечит снижение стоимости смеси.

Таблица
Состав компонентов смеси, масс.ч.Прочность при сжатии водонасыщенных образцов, МПаВодонасыщение, масс.%
Минеральный материалТвердый нефтешламШлам водоумягчения
Отсевы дробления малопрочного известняка - 10012101,91,5
122,41,2
142,01,3
162,011,2
181,71,4
14102,11,1
122,61,1
143,10,9
163,01,2
182,61,3
16102,71,1
122,91,0
143,20,8
163,40,6
182,81,0
18103,30,8
123,60,5
144,10,5
162,70,6
182,30,9
20102,40,7
123,30,6
142,60,80
162,10,9
181,91,1
Грунтобетонная смесь

грунт - 100
Нефтешлам 2-4Известь

4-5
1,81,8

Органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, отличающаяся тем, что она содержит твердый нефтешлам следующего состава, мас.%: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка, или дробленые пески, или смеси дробленых песков с природными песками с крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента - шлам водоумягчения следующего химического состава, мас.%: SiO2 - 5,44, TiO2 - 0,07, Al2O3 - 1,48, Fe2O3 - 5,73, MnO - 0,08, CaO - 42,5, MgO - 4,29, Na2O - 0,11, K2O - 0,21, P2O5 - 0,16, SO3 - 0,27, ппп - 39,6, при следующем соотношении компонентов, мас.ч:

Указанный минеральный материал 100

Твердый нефтешлам указанного состава 12-20

Шлам водоумягчения указанного состава 10-18



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве основания автомобильных дорог и аэродромов. .

Изобретение относится к составам композиционных материалов для строительства и может быть использовано для устройства дорожных оснований и покрытий, приготовления растворов и бетонов.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог и аэродромов. .

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к составам для устройства основания автомобильных дорог. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при капитальном строительстве, устройстве дорожных оснований и покрытий, а также при рекультивации земельных участков нефтедобывающих районов.

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к составам для обеспыливания, гидрофобизации и укрепления грунтовых дорог различного назначения, кюветов и откосов, также к способам упрочнения, обеспыливания и гидрофобизации грунта.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции оснований дорог, аэродромов, фундаментов зданий и сооружений, создании противофильтрационных экранов и буронабивных свай.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, ядер плотин, оснований свалок городского мусора и промышленных отходов, при тампонаже карстовых и других пустот и т.п.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, свалок городского мусора и промышленных отходов, тампонаже карстовых и других пустот, ядер плотин и т.п.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований автомобильных и железных дорог, площадок различного назначения, дорожек в парках и садах
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства нижних слоев основания дорожных одежд и верхних слоев земляного полотна
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве, ремонте и реконструкции дорожного полотна, линейных транспортных сооружений, оснований и фундаментов искусственных сооружений, насыпей автомобильных дорог, откосов каналов, при создании насыпных грунтовых сооружений и других аналогичных целей

Изобретение относится к новому цементу, который может заменять традиционный цемент в строительстве, при закладке шахт, устройстве шахтных крепей и дорожных оснований, укреплении грунтов

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для укрепления глинистых грунтов при возведении оснований дорожных одежд, а так же при строительстве дорожных одежд низшего типа из глинистых грунтов
Изобретение относится к области строительства и предназначено, например, для изготовления оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, оснований промышленных и муниципальных свалок, площадок различного назначения, ядер плотин, фундаментов зданий и сооружений, а также строительных материалов типа безобжигового кирпича и блоков
Изобретение относится к способу получения состава для химического закрепления почв и грунтов и может быть использовано в сельском хозяйстве для борьбы с водной и ветровой эрозией, а также при строительстве дорог и других земляных сооружений
Изобретение относится к составам для химического закрепления почв и грунтов и может быть использовано в сельском хозяйстве для борьбы с водной и ветровой эрозией, а также при строительстве дорог и других земляных сооружений
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства водо- и морозозащитных слоев дорожных одежд и земляного полотна. Композиция для укрепления грунтов включает негашеную известь, шлаковую муку, твердый нефтешлам следующего состава, % масса: асфальто-смолистые вещества 5-13, парафины 18-40, углеводороды 4-6, механические примеси 35-60, вода 2-12 при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: пылевато-глинистый грунт - 100, твердый нефтешлам указанного состава - 10÷23, негашеная известь - 5÷9, шлаковая мука - 3÷7, вода - 12÷24. Технический результат - повышение прочности, водо- и морозостойкости пылевато-глинистых грунтов, снижение стоимости дорожного строительства, утилизация отходов производств нефтедобывающей промышленности и отходов при плавке чугуна (доменных шлаков). 1 табл.
Наверх