Устройство защиты транспортного средства от угона и краж

Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для реализации при предотвращении несанкционированного использования или хищения транспортных средств. В состав устройство входят спутники навигационной системы «Навстар», аппаратура транспортного средства, ретранслятор с приемопередающей антенной и аппаратура диспетчерского пункта. Бортовой комплекс транспортного средства содержит приемную антенну, приемопередающую антенну, приемник GPS-сигналов, радиостанцию, блок сопряжения, микропроцессор, датчики дополнительной информации, приемопередающий блок, исполнительный блок и пульт оперативной связи. Система охранной сигнализации содержит приемную антенну, приемник кодовых сообщений, два перемножителя, узкополосный фильтр, фильтр нижних частот, датчик доступа, блок управления, генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, усилитель мощности и передающую антенну. Пульт управления доступом содержит клавиатуру, блок памяти, формирователь кода, генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, усилитель мощности и передающую антенну. Стационарное оборудование диспетчерского пункта содержит приемную антенну, приемопередающую антенну, приемник GPS-сигналов, радиостанцию, блок сопряжения, персональную ЭВМ, устройство документации и дисплей. Устройство осуществляет непрерывный контроль за состоянием подвижного транспортного средства и находящегося на нем груза и передачу оперативных сообщений в нештатных ситуациях с принятием экстренных мер при отклонении транспортного средства от маршрута, срабатывании сигнализации грузов или сообщениях водителя. За счет обеспечения сохранности грузов при транспортировке достигается расширение функциональных возможностей устройства. 4 ил.

 

Предлагаемое устройство относится к транспортной технике и может быть использовано для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств и перевозимых грузов.

Известные системы и устройства для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств основаны:

- на использовании средств звуковой сигнализации (авт.свид. СССР №1634557; патенты РФ №2011575, 2033354, 2040416 и другие);

на использовании кодового устройства и радиоканала, по которому передается тревожная информация (патент РФ №2021927 и другие);

на захвате угонщика с помощью транспортной пневмосистемы (патент РФ №2050294 и другие);

на использовании сложных сигналов, передаваемых по радиоканалу, и пеленгации угнанного транспортного средства фазовым методом (патенты РФ №2006394, 2033353, 2042548, 2061321, 2061322, 2061323, 2185298 и другие).

Из известных систем и устройств наиболее близким к предлагаемому является «Устройство защиты транспортного средства от угона и краж» (патент РФ №2185298, В 60 R 25/04, 2000), которое и выбрано в качестве прототипа.

Принцип защиты транспортного средства, находящегося в движении и статическом состоянии, по известному устройству основан на том факте, что при несанкционированном включении зажигания, а также при открывании дверей, капота и багажника с целью хищения отдельных элементов включается радиоканал, по которому осуществляется передача на диспетчерский пункт тревожного фазоманипулированного сигнала. Устройство обеспечивает повышенные эффективность и надежность защиты транспортного средства.

Однако указанное устройство не обеспечивает контроля за транспортировкой грузов, перевозимых транспортным средством. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых транспортными средствами, является важной задачей. На сегодняшний день потери, связанные с хищениями на транспорте, исчисляются огромными цифрами. Контейнерные перевозки помимо защиты груза от атмосферных и механических воздействий позволяют в некоторой степени снизить вероятность хищений благодаря достаточно мощным запорным механизмам. Вместе с тем, статистика говорит о том, что хищения из контейнеров происходят как при санкционированных, так и несанкционированных вскрытиях. При санкционированных вскрытиях участие в хищениях могут принимать непосредственные участники транспортировки и контроля за грузами: грузчики, водители, экспедиторы, охранники, сотрудники таможни и т.д..

Несанкционированные вскрытия могут происходить на всех этапах транспортировки: при погрузке, во время движения, в местах стоянок, при проведении досмотров и т.п. В этих условиях задача полного исключения хищений становится неразрешимой, однако введение системы контроля, обеспечивающей информирование центра управления перевозками о всех фактах вскрытия контейнеров с указанием времени, места, идентификационных параметров вскрытия (санкционированное или нет, пароль вскрывающего и т.п.) позволяет при расследованиях определить круг лиц, причастных к санкционированным вскрытиям, а также оперативно выявить факт несанкционированного вскрытия и принять соответствующие меры. Вместе с тем, снабжение каждого контейнера сложной и дорогостоящей системой контроля доступа и мощной системой связи с центром управления перевозками представляется нецелесообразным. Более рациональным представляется использование возможностей существующей на транспортных средствах системы наблюдения за их движением.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения сохранности грузов при транспортировке за счет непрерывного контроля за состоянием подвижного транспортного средства и находящегося на нем груза и передачи оперативных сообщений в нештатных ситуациях с обеспечением возможности принятия экстренных мер при отклонении транспортного средства от маршрута, срабатывании сигнализации грузов или сообщений водителя.

Поставленная задача решается тем, что устройство защиты транспортного средства от угона и краж, содержащее спутники навигационной системы «Навстар», бортовой комплекс, установленный на транспортном средстве и содержащий последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов, блок сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию соединен с приемопередающей антенной, а также микропроцессор и датчики дополнительной информации, подключенные к блоку сопряжения, последовательно подключенные к приемопередающей антенне, приемопередающий блок и исполнительный блок, при этом приемопередающий блок содержит последовательно включенные генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с первым входом генератора модулирующего кода, усилитель мощности, антенный переключатель, вход-выход которого соединен с приемопередающей антенной, усилитель высокой частоты, фазовый детектор, второй вход которого соединен с вторым выходом генератора высокой частоты, коррелятор, второй вход которого соединен с вторым выходом генератора модулирующего кода, и пороговый блок, исполнительный блок содержит последовательно подключенные к выходу порогового блока ключ, второй вход которого через ключ зажигания соединен с плюсовой шиной аккумуляторной батареи, минусовая шина которой подключена к корпусу транспортного средства, обмотку первого реле, первый замыкающий контакт выключателя и корпус транспортного средства, к плюсовой шине аккумуляторной батареи подключены последовательно соединенные обмотка второго реле, второй замыкающий контакт выключателя, параллельно соединенные кнопочные выключатели дверей, стекол, багажника, капота и маятниковый выключатель и корпус транспортного средства, последовательно соединенные параллельно включенные замыкающие третий контакт первого реле и второй контакт второго реле, звуковой сигнализатор и корпус транспортного средства, последовательно соединенные параллельно включенные замыкающие первые контакты первого и второго реле и приемопередающий блок, обеспечивая его напряжением питания, через размыкающий второй контакт первого реле катушки зажигания, через замыкающий четвертый контакт первого реле электронный замок, между параллельно соединенными замыкающими третьим контактом первого реле и вторым контактом второго реле и корпусом транспортного средства параллельно включены сигнальные лампы, ретранслятор с приемопередающей антенной, установленный в центральной части города, и стационарную аппаратуру, установленную на диспетчерском пункте с известными координатами, полученными в результате прецизионной геодезической съемки, и состоящую из последовательно включенных приемной антенны, приемника GPS -сигналов, блока сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию соединен с приемопередающей антенной, и персональной ЭВМ, соединенной с устройством документации и дисплеем, снабжено пультом управления доступом, пультом оперативной связи и системой охранной сигнализации, установленной на транспортном средстве, причем пульт управления доступом содержит последовательно включенные клавиатуру, формирователь кода, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающую антенну, система охранной сигнализации содержит последовательно включенные приемную антенну, усилитель высокой частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом фильтра нижних частот, узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, фильтр нижних частот, блок управления, второй вход которого соединен с выходом датчиком доступа, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающую антенну, пульт оперативной связи связан с устройством сопряжения бортового комплекса.

Структурная схема устройства защиты транспортного средства от угона и краж представлена на фиг.1. Структурная схема приемопередающего блока 10 и исполнительного блока 11 изображена на фиг.2. Временные диаграммы, поясняющие принцип работы устройства, показаны на фиг.3 и 4.

Устройство защиты транспортного средства от угона и краж содержит спутники 1·j (j=1, 2,..., 24) навигационной системы «Навстар», транспортное средство 2, ретранслятор 13 с приемопередающей антенной 12, установленный в центральной части города, диспетчерский пункт 14 с известными координатами, полученными в результате прецизионной геодезической съемки, пульт 48 управления доступом и систему 56 охранной сигнализации, установленную на транспортном средстве 2.

Бортовой комплекс, установленный на транспортном средстве 2, содержит последовательно включенные приемную антенну 3, приемник 5 GPS-сигналов, устройство 7 сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию 6 соединен с приемопередающей антенной 4, и микропроцессор 8, и пульт 71 оперативной связи, а также датчики 9 дополнительной информации, подключенные к устройству 7 сопряжения, приемопередающий блок 10, связанный с приемопередающей антенной 4, к выходу которого подключен исполнительный блок 11, и систему 56 охранной сигнализации, содержащую последовательно включенные приемную антенну 57, усилитель 59 высокой частоты, первый перемножитель 60, второй вход которого соединен с выходом фильтра 63 нижних частот, узкополосный фильтр 62, второй перемножитель 61, второй вход которого соединен с выходом усилителя 59 высокой частоты, фильтр 63 нижних частот, блок 65 управления, второй вход которого соединен с выходом датчика 64 доступа, фазовый манипулятор 68, второй вход которого соединен с выходом генератора 67 высокой частоты, усилитель 69 мощности и передающую антенну 70. Усилитель 59 высокой частоты, перемножители 60 и 61, узкополосный фильтр 62 и фильтр 63 нижних частот образуют приемник 58 кодовых сообщений. Генератор 64 высокой частоты, фазовый манипулятор 68 и усилитель 69 мощности образуют передатчик 66.

Пульт 48 управления доступом содержит последовательно включенные клавиатуру 49, формирователь 51 кода, второй вход которого соединен с выходом блока 50 памяти, фазовый манипулятор 53, второй вход которого соединен с выходом генератора 52 высокой частоты, усилитель 54 мощности и передающую антенну 55.

Стационарная аппаратура, установленная на диспетчерском пункте 14, содержит последовательно включенные приемную антенну 15, приемник 17 GPS-сигналов, устройство 19 сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию 18 соединен с приемопередающей антенной 16, персональную ЭВМ 20, соединенную с устройством 21 документации и дисплеем 22.

Приемопередающий блок 10 содержит последовательно включенные генератор 23 высокой частоты, фазовый манипулятор 25, второй вход которого соединен с первым выходом генератора 24 модулирующего кода, усилитель 26 мощности, антенный переключатель 27, вход-выход которого соединен с приемопередающей антенной 4, усилитель 28 высокой частоты, фазовый детектор 29, второй вход которого соединен со вторым выходом генератора 24 модулирующего кода, коррелятор 30 и пороговый блок 31.

Исполнительный блок 11 содержит последовательно подключенные к выходу порогового блока 31 ключ 34, второй вход которого через ключ 33 зажигания соединен с плюсовой шиной аккумуляторной батареи 32, минусовая шина которой соединена с массой транспортного средства, первое реле 35, выключатель 36 и масса транспортного средства. К плюсовой шине аккумуляторной батареи 32 последовательно подключены второе реле 37, выключатель 36, параллельно включенные кнопочные выключатели дверей 39, стекол 40, багажника 41, капота 42 и маятниковый выключатель 43 и масса транспортного средства. К плюсовой шине аккумуляторной батареи 32 через замыкающие контакты 35.3 и 37.2 первого 35 и второго 37 реле подключены звуковой сигнализатор 38 и параллельно включенные сигнальные лампы 44-47, выходы которых подключены к корпусу транспортного средства. Плюсовая шина аккумуляторной батареи 32 через замыкающие первые контакты 35.1 и 37.1 первого 35 и второго 37 реле подключена к приемопередающему блоку 10, через четвертый замыкающий контакт 37.4 второго реле 37 подключена к электронному замку, который блокирует двери транспортного средства, через второй размыкающий контакт 35.2 первого реле к катушке зажигания.

Устройство защиты транспортного средства от угона и краж работает следующим образом.

На транспортное средство 2 устанавливают контейнеры, которые снабжают системой 56 охранной сигнализации. По окончании погрузки контейнер закрывают, а оператор посредством клавиатуры 49 на пульте 48 управления доступом вводит свой код оператора, который поступает на первый вход формирователя 51 кода, второй вход которого соединен с выходом блока 52 памяти, Формирователь 51 кода представляет собой регистр, часть разрядов которого (код оператора) заполняется с клавиатуры 49, часть разрядов (код, разрешающий отключение и включение охранной сигнализации) заложены в пульт (в блок 52 памяти) и оператор его не знает. Сформированный код M2(t) (фиг.4,а), содержащий информацию о коде оператора и коде, разрешающем включение системы 56 охранной сигнализации, с выхода формирователя 51 кода поступает на первый вход фазового манипулятора 53, на второй вход которого подается высокочастотное колебание с выхода генератора 52 высокой частоты (фиг.4,6)

U3(t)=ν3·Cos(ω3t+ϕ3), 0≤t≤Т3,

На выходе фазового манипулятора 53 образуется ФМН-сигнал (фиг.4,в)

U4(t)=ν3·Cos[ω3t+ϕк3(t)+ϕ3], 0≤t≤Т3,

где ϕк3(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M2(t), который после усиления в усилителе 54 мощности посредством передающей антенны 55 излучается в эфир, принимается приемной антенной 57 и через усилитель 59 высокой частоты поступает на первые входы перемножителей 60 и 61. На второй вход перемножителя 61 подается опорное напряжение (фиг.4,г)

U0(t)=ν0·Cos(ω3t+ϕ3), 0≤t≤Т3.

На выходе перемножителя 61 образуется результирующее напряжение

UΣ(t)=νΣ·Cosϕк3(t)+νΣ·Cos[2ω3t+ϕк3(t)+2ϕ3],

где νΣ=1/2K·ν3·ν0,

К - коэффициент передачи перемножителя.

Аналог модулирующего кода M2(t) (фиг.4,д)

Uн2(t)=νΣ·Cosϕк3(t),

выделяется фильтром 63 нижних частот и подается на второй вход перемножителя 60, на выходе которого образуется гармоническое напряжение (фиг.4,г)

U0(t)=ν4·Cos(ω3t+ϕ3)+ν4·Cos[ω3t+2ϕк3(t)+ϕ3]=2ν4·Cos(ω3t+ϕ3)=ν0·Cos(ω3t+ϕ3),

где ν4=1/2K·ν3·νΣ; ν0=2ν4.

Данное напряжение выделяется узкополосным фильтром 62 и подается на второй вход перемножителя 61. Следовательно, перемножители 60 и 61, узкополосный фильтр 62 и фильтр 63 нижних частот образуют универсальный демодулятор ФМН-сигнала. При этом опорное напряжение, необходимое для синхронного детектирования, выделяется непосредственно из самого принимаемого ФМН-сигнала U4(t). Предлагаемый демодулятор ФМН сигнала свободен от явления «обратной работы», присущей всем известным демодуляторам.

Аналог модулирующего кода Uн2(t) (фиг.4,д) поступает с выхода фильтра 63 нижних частот в блок 65 управления, который запоминает и сравнивает код оператора и код, разрешающий включение системы 56 охранной сигнализации. При их совпадении блок 65 управления вырабатывает сигнал на включение охранной сигнализации (не показано на чертеже).

К второму входу блока 65 управления подключен датчик 64 доступа, который предназначен для сигнализации о любых попытках вскрытия контейнера. Датчик 64 доступа, например, представляет собой контактную группу, установленную на дверях контейнера и связанную с блоком 65 управления.

Следовательно, приемник 58 кодовых сообщений предназначен для приема кодовых посылок, отправляемых с пульта 48 управления доступом лицом, включающим или выключающим охранную сигнализацию контейнера при санкционированном доступе к нему.

В блок 50 памяти заносят информацию, содержащую код, соответствующий включению, и код, соответствующий отключению охранной сигнализации.

Блок 65 управления представляет собой средство для контроля вскрытия контейнера и запоминания информации, содержащий код, разрешающий включение охранной сигнализации, и код оператора.

Запомненный код Uн2(t) (фиг.4,д) поступает на первый вход фазового манипулятора 68, на второй вход которого подается высокочастотное колебание с выхода генератора 67 высокой частоты (фиг.4,е)

U5(t)=ν5·Cos(ω5t+ϕ5), 0≤t≤T5.

На выходе фазового манипулятора 68 образуется ФМН - сигнал (фиг.4,ж)

U6(t)=ν5·Cos(ω5t+ϕк5(t)+ϕ5), 0≤t≤T5,

который после усиления в усилителе 69 мощности излучается в эфир с помощью передающей антенны 70, принимается антенной 3 и через приемник 5 и устройство 7 сопряжения поступает на пульт 71 оперативной связи, который содержит индикатор включения бортовой аппаратуры транспортного средства 2, кнопку вызова диспетчера на речевую связь, кнопку сигнала прекращения речевой связи с диспетчером, кнопки оперативных сообщений водителя, например, «Авария», «Вызов медицинской помощи», «Нападение» и т.д., текстовой индикатор сообщения из диспетчерского пункта, индикаторы состояния охранной сигнализации соответствующих контейнеров.

На пульте 71 оперативной связи водителя в этом случае загорается индикатор, оповещающий о включении охранной сигнализации и нормальном состоянии контейнера. Аналогичные действия производятся со всеми контейнерами.

Бортовая аппаратура транспортного средства формирует сигнал, содержащий информацию о коде контейнера и транспортного средства, код оператора и информацию о включении охранной сигнализации. Посредством радиостанции 6 сигнал передается на диспетчерский пункт 14, где он улавливается антенной 16 и через радиостанцию 18, устройство 19 сопряжения и персональную ЭВМ 20 поступает на устройство 21 документации и дисплей 22, где фиксируются время закрытия контейнера, код контейнера, код оператора, производящего закрытие, номер транспортного средства и т.п..

Транспортное средство отправляется на маршрут, причем график его движения и предполагаемые координаты во времени определены и известны на диспетчерском пункте 14. На маршруте движения транспортного средства блок 65 управления формирует сигнал, содержащий информацию о штатном состоянии системы 56 охранной сигнализаций, который периодически посредством передатчика 66 передается на приемник 5, а затем через устройство 7 сопряжения поступает на пульт 71 оперативной связи.

Следовательно, наличие контейнера непрерывно отслеживается водителем на пульте 71 оперативной связи.

На транспортном средстве посредством приемника 5 с приемной антенной 3 определяются его текущие координаты. Для этого используются сигналы навигационной системы «Навстар». В состав данной системы входят космический сегмент, состоящий из 24 КА, сеть наземных станций наблюдения за их работой и пользовательский сегмент (навигационные приемники). Все спутники 1·j (j=1, 2,..., 24) являются автономными и излучают фазоманипулированные (ФМН) сигналы

Uc(t)=νc·Cos[ωct+ϕк(t)+ϕс], 0≤t≤Tc,

где ϕк(t)={0,π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t) (код С/А) длиной 1023 символа.

Приемники 5 и 17 GPS-сигналов последовательно захватывают и обрабатывают ФМН-сигналы каждого спутника из выбранного созвездия.

Микропроцессор 8, входящий в состав бортового комплекса транспортного средства, выполняет две функции: обслуживает приемник 5 GPS-сигнала и производит навигационные расчеты.

Для определения двух координат места (широты и долготы) и времени необходимы измерения от трех спутников. Информация от четвертого «лишнего» спутника может оказаться необходимой во время различных маневров транспортного средства, когда возможно заменение сигналов одного или более спутников.

Для повышения точности определения местонахождения транспортного средства используется метод дифференциальных поправок, который основан на применении известного в радионавигации принципа дифференциальных навигационных измерений. Дифференциальный режим позволяет установить координаты наблюдаемого транспортного средства с точностью до 5 м в динамической навигационной обстановке и до 2 м - в стационарных условиях.

Обмен информацией между диспетчерским пунктом 14 и контролируемым транспортным средством 2 осуществляется по радиоканалу и/или через ретранслятор 13, установленный в центральной части города.

В случае отсутствия периодического сигнала от системы 56 охранной сигнализации или другой нештатной ситуации водитель на пульте 71 оперативной связи нажимает соответствующую кнопку. С пульта 71 оперативной связи информация о нештатной ситуации поступает на вход устройства 7 сопряжения, где эта информация дополняется к информации о коде транспортного средства, о текущих координатах транспортного средства в сигнале, который с выхода устройства 7 сопряжения подается на вход радиостанции 6, излучается в эфир и принимается радиостанцией 18. Из принятого сигнала выделяется информация, которую анализируют и принимают решение об оперативной помощи.

При возникновении нештатной ситуации, например, при отклонениях текущих координат транспортного средства от заданных за допустимые значения или при получении соответствующего сигнального сообщения от пульта 71 оперативной связи или системы 56 охранной сигнализации, отображаются на электронной карте дисплея 22 текущие и заданные координаты этого подвижного транспортного средства. При наличии сигнального сообщения отображается также смысловое содержание и время передачи сигнального сообщения, номер транспортного средства, а также подробную карту местности. На основе анализа полученной информации диспетчер принимает решение, направленное на оказание оперативной помощи водителю и обеспечение сохранности транспортируемого контейнера.

При несанкционированном воздействии на охраняемое транспортное средство 2, которое выражается, например, в открывании дверей, багажника, капота, съема стекол, в буксировке транспортного средства и груза, а также продвижении его своим ходом, к аккумуляторной батарее 32 подключаются обмотки первого 35 и второго 37 реле. При этом кнопочные выключатели дверей 39, или стекол 40, или багажника 41, или капота 42, или маятникового выключателя 43 замыкаются. Это может произойти только в том случае, если будет замкнут выключатель 36, который находится в потайном месте, известном только водителю транспортного средства. Последний, покидая салон транспортного средства, замыкает выключатель 36 и тем самым ставит транспортное средство под охрану. При выходе из салона транспортного средства водитель открывает дверь и включает звуковой сигнализатор 38 и сигнальные (габаритные) лампы 44-47, убеждаясь в том, что устройство охраны работоспособно.

Следовательно, при несанкционированном воздействии на транспортное средство срабатывает реле 37, замыкаются контакты 37.1 и 37.2. При этом включается звуковой сигнализатор 38 и сигнальные (габаритные) лампы 44-47, что привлекает внимание работников правоохранительных органов и окружающих.

Одновременно напряжение питания подается на приемопередающий блок 10. При этом включается высокочастотный генератор 23, который вырабатывает высокочастотное колебание (фиг.3,а)

U1(t)=ν1·Cos(ω1t+ϕ1), 0≤t≤T1,

которое поступает на первый вход фазового манипулятора 25, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t) (фиг.3,б), содержащий сведения о марке, номере, цвете транспортного средства, его местонахождении и сведения о владельце (водителе) транспортного средства. На выходе фазового манипулятора 25 формируется фазоманипулированный (ФМН) сигнал (фиг.3,в)

U2(t)=νl·Cos[ω1t+ϕкl·(t)+ϕ1], 0≤t≤T1,

который через усилитель 26 мощности, антенный переключатель 27 и антенну 4 излучается в пространство.

Данный сигнал непосредственно или через ретранслятор 13 принимается на диспетчерском пункте 14, демодулируется, декодируется и фиксируется в электронном журнале или на электронной карте, где отображается местоположение угнанного транспортного средства и его передвижение. На диспетчерском пункте 14 формируется сигнал управления, аналогичный сигналу тревоги, т.е. имеющий ту же несущую частоту ω1 и тот же модулирующий код M1(t).

Следовательно, сигнал тревоги переизлучается на диспетчерском пункте 14 с помощью радиостанции 18 и антенны 16. Указанный сигнал с выхода антенны 4 через антенный переключатель 27 и усилитель 28 высокой частоты поступает на первый вход фазового детектора 29, на второй вход которого со второго выхода генератора 23 высокой частоты подается колебание U1(t) в качестве опорного напряжения. На выходе фазового детектора 29 образуется низкочастотное напряжение (фиг.3,г)

uн1(t)=νн1·Cosϕк1(t), 0≤t≤T1,

где νн1=1/2K1·ν12,

K1 - коэффициент передачи фазового детектора, пропорциональное модулирующему коду M1(t) (фиг.3,б). Это напряжение поступает на первый вход коррелятора 30, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t) со второго выхода генератора 24 модулирующего кода. Так как между напряжением Uн1(t) и модулирующим кодом M1(t) существует сильная корреляционная связь, то на выходе коррелятора 30 образуется напряжение, которое превышает пороговое напряжение νпор в пороговом блоке 31. Пороговый уровень νпор в пороговом блоке 31 выбирается таким, чтобы его могло превысить только максимальное выходное напряжение коррелятора 30. При превышении порогового уровня νпор в пороговом блоке 31 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий вход ключа 34 и открывает его. В исходном состоянии ключ 34 всегда закрыт. При этом напряжение питания через открытый ключ 34, замкнутый ключ 33 зажигания и замкнутые контакты 36.1 выключателя 36 поступает на обмотку реле 35. Последнее срабатывает. Данное состояние соответствует случаю, когда злоумышленник пытается угнать транспортное средство. При срабатывании реле 35 замыкаются контакты 35.1, дублируя подачу напряжения питания на приемопередающий блок 10, размыкаются контакты 35.2, выключая двигатель, замыкаются контакты 35.3, включая звуковой сигнализатор 38 и сигнальные (габаритные) лампы 44-47, замыкаются контакты 35.4, включая электронный замок, который блокирует двери транспортного средства. Это обстоятельство не позволяет быстро покинуть злоумышленнику салон угоняемого транспортного средства.

Сигнал тревоги, излучаемый диспетчерским пунктом 14 и транспортным средством 2, одновременно принимается группами захвата (подвижные средства, посты и отдельные работники милиции и ГИБДД), которые, используя световую и звуковую сигнализацию, предпринимают различные меры по задержанию злоумышленников и угнанного транспортного средства.

Указанные действия обеспечивают повышение эффективности защиты транспортного средства от угона и краж. Это достигается применением тревожного фазоманипулированного сигнала, несущего информацию о самом факте несанкционированного воздействия на транспортное средство, о номере, марке, цвете угоняемого транспортного средства и его местонахождении, и сигнала управления, который обеспечивает выключение двигателя, включение звуковой и световой сигнализации, а также блокировку дверей. Причем включенная звуковая и световая сигнализации являются признаками обнаружения угнанного транспортного средства, а выключенный двигатель и заблокированные двери обеспечивают задержание транспортного средства и злоумышленников.

Таким образом, предлагаемое устройство защиты транспортного средства от угона и краж по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение надежности и оперативности контроля за движением транспортного средства и находящегося на нем груза, а также за счет сокращения времени оказания помощи водителю при возникновении различных нештатных ситуаций.

Существенными отличиями заявляемого устройства по сравнению с известными аналогами являются:

1. Непрерывный (периодический) контроль за наличием контейнеров на транспортном средстве с индикацией состояния как на самом транспортном средстве, так и на диспетчерском пункте, что исключает возможность хищения контейнеров с транспортного средства

2. Непрерывный контроль за состоянием охранной сигнализации контейнера, оперативным сообщением в бортовую аппаратуру транспортного средства и на диспетчерский пункт о всех фактах вскрытия контейнеров, что позволяет водителю немедленно получать информацию о состоянии груза, а на диспетчерском пункте немедленно иметь сведения о всех фактах вскрытия контейнеров с указанием операторов, производивших включение и выключение сигнализации.

3. Оперативное информирование диспетчера о времени и месте вскрытия контейнеров, что позволяет при необходимости оперативно вмешиваться сотрудникам правоохранительных органов.

4. Сохранение информации о всех фактах вскрытия контейнеров на маршруте движения транспортного средства позволяет при пропажах груза определить круг лиц, подозреваемых в хищениях.

5. Использование секретных паролей контейнера и оператора при санкционированных операциях с грузами повышает их сохранность за счет оперативного обнаружения лиц, пытающихся вскрыть контейнер, но владеющих лишь одним паролем.

6. Перодическое и оперативное (при несанкционированных вскрытиях контейнеров) включение сигнализации позволяет решить проблему с энергоснабжением контейнеров при длительных перевозках.

7. Информация от охранной сигнализации контейнеров незначительно загружает тракт передачи информации между бортовой аппаратурой транспортного средства и диспетчерским пунктом (только в нештатных ситуациях), что позволяет использовать диспетчерский пункт для контроля за многими транспортными средствами с большим количеством контейнеров.

Предлагаемое устройство обеспечивает защиту не только легковых транспортных средств от угона и краж, но и транспортных средств с грузами. Это обстоятельство расширяет функциональные возможности устройства защиты транспортного средства от угона и краж.

Устройство защиты транспортного средства от угона и краж, содержащее спутники навигационной системы «Навстар», бортовой комплекс, установленный на транспортном средстве и содержащий последовательно включенные приемную антенну, приемник GPS-сигналов, блок сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию соединен с приемопередающей антенной, а также микропроцессор и датчики дополнительной информации, подключенные к блоку сопряжения, последовательно подключенные к приемопередающей антенне приемопередающий блок и исполнительный блок, при этом приемопередающий блок содержит последовательно включенные генератор высокой частоты, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с первым выходом генератора модулирующего кода, усилитель мощности, антенный переключатель, вход-выход которого соединен с приемопередающей антенной, усилитель высокой частоты, фазовый детектор, второй вход которого соединен со вторым выходом генератора высокой частоты, коррелятор, второй вход которого соединен со вторым выходом генератора модулирующего кода, и пороговый блок, исполнительный блок содержит ключ, первое и второе реле и выключатель, при этом к выходу порогового блока приемопередающего блока последовательно подключены ключ, второй вход которого через ключ зажигания соединен с плюсовой шиной аккумуляторной батареи, минусовая шина которой подключена к корпусу транспортного средства, обмотка первого реле, первый замыкающий контакт выключателя и корпус транспортного средства, к плюсовой шине аккумуляторной батареи подключены последовательно соединенные обмотка второго реле, второй замыкающий контакт выключателя, параллельно соединенные кнопочные выключатели дверей, стекол, багажника, капота и маятниковый выключатель, и корпус транспортного средства, последовательно соединенные параллельно включенные замыкающие третий контакт первого реле и второй контакт второго реле, звуковой сигнализатор и корпус транспортного средства, последовательно соединенные параллельно включенные замыкающие первые контакты первого и второго реле и приемопередающий блок с возможностью обеспечения последнего напряжением питания, через размыкающий второй контакт первого реле - катушка зажигания, через замыкающий четвертый контакт первого реле - электронный замок, между параллельно соединенными замыкающими третьим контактом первого реле и вторым контактом второго реле и корпусом транспортного средства параллельно включены сигнальные лампы, ретранслятор с приемопередающей антенной, установленный в центральной части города, и стационарную аппаратуру, установленную на диспетчерском пункте с известными координатами, полученными в результате прецизионной геодезической съемки, и состоящую из последовательно включенных приемной антенны, приемника GPS-сигналов, блока сопряжения, вход-выход которого через радиостанцию соединен с приемопередающей антенной, и персональной ЭВМ, соединенной с устройством документации и дисплеем, отличающееся тем, что оно снабжено пультом управления доступом, пультом оперативной связи и системой охранной сигнализации, установленной на транспортном средстве, причем пульт управления доступом содержит последовательно включенные клавиатуру, формирователь кода, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающую антенну, система охранной сигнализации содержит последовательно включенные приемную антенну, усилитель высокой частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом фильтра нижних частот, узкополосный фильтр, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом усилителя высокой частоты, фильтр нижних частот, блок управления, второй вход которого соединен с выходом датчика доступа, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающую антенну, пульт оперативной связи связан с блоком сопряжения бортового комплекса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для использования при предотвращении несанкционированного использования или хищения транспортных средств.

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования путем блокирования тяги двигателя ТС. .
Изобретение относится к радиоэлектронной технике защиты транспортного средства от несанкционированного использования. .

Изобретение относится к системам централизованной радиоохраны транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного использования и хищения транспортных средств. .

Изобретение относится к радиопоисковым технологиям, используемым для борьбы с угонами транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к комплексным системам безопасности, обеспечивающим охрану и защиту транспортных средств (ТС) от угона, кражи и других видов несанкционированного использования, а также определение текущего местоположения ТС и сервисные функции.

Изобретение относится к техническим средствам охраны, защиты и обеспечения комплексной безопасности объектов, в частности транспортных средств (ТС). .

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования

Изобретение относится к техническим средствам мониторинга и контроля состояния транспортных средств (ТС), предупреждения возникновения нештатных и аварийных ситуаций, противодействия несанкционированному и противоправному использованию ТС, в том числе угону и краже ТС

Изобретение относится к системам охранной сигнализации и мониторинга транспортных средств (ТС) и может быть использовано для поиска и обнаружения ТС, а также для определения местоположения и сопровождения угнанных ТС

Изобретение относится к автоматизированным средствам защиты транспортных средств

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля потока автотранспортных средств на дорогах во время их движения и предназначено для автоматической идентификации транспортных средств и выработки алгоритма действий в отношении их дальнейшей эксплуатации

Изобретение относится к охранным системам, обеспечивающим поиск, обнаружение, определение текущего местоположения и перехват угнанных транспортных средств (ТС) с помощью ТС быстрого реагирования

Изобретение относится к электронному оборудованию транспортных средств, а именно к устройствам для предотвращения угона транспортных средств

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного использования

Изобретение относится к системам охранной ситгнализации и касается систем контроля, навигации и мониторинга подвижных объектов

Изобретение относится к технике централизованной охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости
Наверх