Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам для развлечения и спорта. Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл, включающий корпус, водометный движитель, реверсивно-рулевое устройство и устройство управления его движением, связанное с двигателем и с реверсивно-рулевым устройством, места сидения водителя и пассажира, размещенные по обе стороны от диаметральной плоскости корпуса катера-гидроцикла, побортно, на уровне, близком к ватерлинии. Устройство управления движением катера-гидроцикла расположено между сиденьями и выполнено преимущественно в виде рычага-джойстика, кинематически соединенного с рулем и с системой управления, кинематически связывающей управление двигателем и реверсивным устройством. Система управления выполнена таким образом, что при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "вперед" реверсивное устройство переводится в режим "передний ход", а обороты двигателя при этом возрастают пропорционально перемещению рычага-джойстика, а при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "назад" реверсивное устройство переводится соответственно в режим "задний ход" и обороты двигателя при этом возрастают также пропорционально наклону рычага-джойстика, а связь рычага-джойстика с рулем такова, что при его наклоне в одну сторону - в ту же сторону поворачивается катер-гидроцикл и, соответственно, наоборот. Технический результат заключается в повышении мореходных качеств катера-гидроцикла, улучшении его остойчивости при резких маневрах и обеспечении возможности осуществления резкого динамического торможения путем использования режима реверса. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и касается вопросов создания плавучих средств для развлечения и спорта, в частности катеров-гидроциклов. Катер-гидроцикл предназначен для кратковременных прогулок,

Известен двухместный гидроцикл, содержащий корпус, водометный движитель с рабочим колесом (импеллером), реверсивно-рулевое устройство (РРУ) в виде поворотной заслонки заднего хода и руля, функцию которого выполняет поворотное сопло движителя, устройство управления движением гидроцикла, связанное с двигателем и с РРУ, места сидений водителя и пассажира, расположенные друг за другом. Причем место водителя приподнято над местом пассажира - прототип (см. Гидроцикл модели Sea doo GTX RFI фирмы "Bombardier", Internet: http://www.magilan.ru).

Однако устройство обладает рядом недостатков.

Высоко расположенный центр тяжести всего гидроцикла вместе с людьми приводит при резких маневрах гидроцикла к большому опрокидывающему моменту, т.е. непосредственно влияет на его устойчивость.

Поскольку водитель и пассажир располагаются на гидроцикле один за другим, то при движении они не могут передавать управление им друг другу. Более того, такая передача управления возможна только на берегу или через воду с остановкой движения.

В гидроцикле нет возможности осуществить эффект динамического торможения, что часто бывает необходимым при его резких маневрах. Даже если бы это было возможным осуществить, то высокий центр тяжести вместе с сидящими людьми неизбежно привел бы к сбрасыванию их с гидроцикла в направлении поступательного движения.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение мореходных качеств устройства за счет улучшения его устойчивости при резких маневрах и обеспечение возможности осуществления резкого динамического торможения путем использования режима реверса.

Технический результат от использования предлагаемого предложения достигается тем, что в малогабаритном скоростном двухместном катере-гидроцикле, включающем корпус, водометный движитель, реверсивно-рулевое устройство в виде поворотной заслонки заднего хода и руля - поворотного сопла, устройство управления его движением, связанное с двигателем и с реверсивно-рулевым устройством, места сидения водителя и пассажира размещены по обе стороны от диаметральной плоскости (ДП) корпуса катера-гидроцикла, побортно, и имеют максимально возможное низкое расположение по отношению к ватерлинии катера-гидроцикла. Устройство управления его движением расположено между упомянутыми сиденьями и выполнено преимущественно в виде рычага-джойстика, кинематически соединенного с рулем и с системой управления, кинематически связывающей управление двигателем и реверсивным устройством. Упомянутая система управления выполнена таким образом, что при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "вперед" реверсивное устройство переводится в режим "передний ход", а обороты двигателя при этом возрастают пропорционально перемещению рычага-джойстика, а при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "назад" реверсивное устройство переводится соответственно в режим "задний ход" и обороты двигателя при этом возрастают также пропорционально наклону рычага-джойстика. Причем связь рычага-джойстика с рулем такова, что при его наклоне в одну сторону - в ту же сторону поворачивается катер-гидроцикл и, соответственно, наоборот.

При этом на корпусе катера-гидроцикла в районе сидений водителя и пассажира оборудованы борта безопасности.

Размещение мест сидения водителя и пассажира побортно, по обе стороны от ДП корпуса катера-гидроцикла на уровне, близком к ватерлинии, позволяет понизить центр тяжести устройства, максимально приблизив его к ватерлинии, что приводит к большой уверенности при движении находящихся на катере-гидроцикле людей и их безопасности при маневрах.

Расположение устройства управления движителем катера-гидроцикла между сиденьями водителя и пассажира дает возможность осуществлять управление движением как одним, так и другим человеком порознь, а также водитель может расположиться для управления движением как правой рукой, так и левой (человек-левша).

Выполнение устройства управления движением в виде преимущественно рычага-джойстика, кинематически связанного одновременно с рулем и с системой управления двигателем и реверсивным устройством, обеспечивает доступность активного и динамического управления катером-гидроциклом любому, даже не подготовленному человеку.

Выполнение системы управления реверсивным устройством и двигателем, когда при переводе реверсивного устройства в положение режима "передний ход" или "задний ход" обороты двигателя увеличиваются, позволяет осуществлять резкие маневры при движении катера-гидроцикла и использовать принцип динамического торможения, обеспечивающего существенное повышение эффективности торможения, не дожидаясь остановки движения катера-гидроцикла.

Благодаря выводу на рычаг-джойстик всех органов управления через кинематическую связь с рулем, с двигателем и с реверсивным устройством обеспечиваются все упомянутые маневры и движения катера-гидроцикла.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

- на фиг.1 представлен вид сбоку катера-гидроцикла;

- на фиг.2 - его вид сверху.

Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл имеет корпус 1, внутри которого размещены побортно по разным сторонам от диаметральной плоскости 2 сиденья 3 водителя и пассажира, водометный движитель 4, двигатель 5, РРУ 6, рычаг-джойстик 7 управления движением катера-гидроцикла.

Водометный движитель 4 включает водозаборник 8 и поворотное сопло 9. РРУ состоит из поворотной заслонки заднего хода 10 и руля, функцию которого выполняет поворотное сопло 9 водометного движителя 4. Заслонка заднего хода 10 имеет возможность поворота вокруг своей горизонтальной оси 11.

Рычаг-джойстик 7 управления движением расположен между сиденьями 3 водителя и пассажира, кинематически связан с рулем 9 и через систему управления двигателем и реверсивным устройством (не показано) с последними и имеет возможность наклона вдоль и поперек ДП катера-гидроцикла.

Устройство работает следующим образом.

Человек, управляющий катером-гидроциклом, для начала движения вперед наклоняет рычаг-джойстик в положение "вперед", при этом, используя кинематические связи системы управления, реверсивное устройство водометного движителя приводится в положение переднего хода, а двигатель начинает набирать обороты пропорционально наклону рычага-джойстика. Для осуществления движения катера-гидроцикла назад рычаг-джойстик наклоняют в положение "назад", при этом реверсивное устройство приводится соответственно в положение заднего хода, и двигатель начинает набирать обороты также пропорционально наклону рычага-джойстика.

При любом положении рычага-джойстика в направлении движения катера-гидроцикла вперед или назад осуществляют управление маневрированием им. При наклоне рычага-джойстика вправо или влево катер-гидроцикл осуществляет маневр соответственно вправо или влево, вне зависимости от направления движения вперед или назад. Так как управляющий рычаг-джойстик расположен между водителем и пассажиром и является единственным средством управления катером-гидроциклом, то любой из них может взять управление на себя в процессе движения, без риска возникновения опасной ситуации на воде.

При высокой скорости движения можно осуществлять самые резкие маневры катера-гидроцикла, и при этом благодаря компоновке и положению его центра тяжести максимально низко к ватерлинии будет сохраняться его устойчивость и обеспечиваться безопасность опрокидывания людей.

Для осуществления резкого маневра катера-гидроцикла с использованием принципа гидродинамического торможения рычаг-джойстик резко переводят до упора из положения "движения вперед" в положение "движение назад". При этом за короткий промежуток времени происходят сброс оборотов двигателя, перекладка реверсивного устройства в положение "задний ход", после чего увеличиваются обороты двигателя. Реверсивное устройство начинает работать в режиме реверса, однако катер-гидроцикл еще сохраняет свое поступательное движение вперед, и именно в этот момент на движителе создается максимальная тяга заднего хода. В следующий же момент катер-гидроцикл резко сбрасывает скорость и переходит в водоизмещающий режим движения (максимально погружается в воду) и, вследствие возрастания при этом сопротивления его корпуса, торможение еще более усиливается. Благодаря этому эффективность торможения возрастает многократно. После достижения катером-гидроциклом нулевой скорости рычаг-джойстик переводится в нейтральное положение и катер-гидроцикл останавливается.

Нижнее расположение центра тяжести комплекса с людьми позволяет осуществлять такое торможение без риска для жизни людей.

Для движения задним ходом рычаг-джойстик переводят в положение "задний ход" и катер-гидроцикл после остановки начинает движение в этом направлении.

1. Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл, включающий корпус, водометный движитель, реверсивно-рулевое устройство в виде поворотной заслонки заднего хода и руля-поворотного сопла, устройство управления его движением, связанное с двигателем и с реверсивно-рулевым устройством, отличающийся тем, что места сидения водителя и пассажира размещены по обе стороны от диаметральной плоскости корпуса катера-гидроцикла побортно, на уровне, близком к ватерлинии, для максимального приближения Ц.Т. катера-гидроцикла к его ватерлинии, а устройство управления его движением расположено между упомянутыми сиденьями и выполнено преимущественно в виде рычага-джойстика, кинематически соединенного с рулем и с системой управления, кинематически связывающей управление двигателем и реверсивным устройством, которая выполнена таким образом, что при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "вперед" реверсивное устройство переводится в режим "передний ход", а обороты двигателя при этом возрастают пропорционально перемещению рычага-джойстика, а при наклоне рычага-джойстика от нейтрального положения в положение "назад" реверсивное устройство переводится соответственно в режим "задний ход" и обороты двигателя при этом возрастают также пропорционально наклону рычага-джойстика, а связь рычага-джойстика с рулем такова, что при его наклоне в одну сторону - в ту же сторону поворачивается катер-гидроцикл и, соответственно, наоборот.

2. Малогабаритный скоростной двухместный катер-гидроцикл по п.1, отличающийся тем, что на его корпусе в районе сидений водителя и пассажира оборудованы борта безопасности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к малогабаритным плавучим транспортным средствам для отдыха на воде. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции экскурсионных комплексов для морских прогулок. .

Изобретение относится к малому судостроению и касается создания надувных многокорпусных судов, преимущественно спортивных и прогулочных парусных катамаранов. .

Доска "юл" // 2139221
Изобретение относится к спортивному судостроению и может быть использовано в качестве плавучего средства для развлечения, туризма и спорта на воде. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно - к устройству корпуса подводных лодок. .

Изобретение относится к судостроению и касается корпусов судов, в частности может быть использовано на маломерных гребных судах для охотников, рыболовов и туристов.

Изобретение относится к судостроению, к плавстредствам для водного спорта. .

Изобретение относится к маломерным быстроходным суднам, которые могут использоваться для спорта, отдыха, спасения и перевозки грузов малого тоннажа

Изобретение относится к области плавучих средств для развлечений

Изобретение относится к малогабаритным плавучим транспортным средствам индивидуального пользования и может быть применено для отдыха на воде, туризма, спортивных состязаний, преодоления водных преград и в качестве тренажера

Причал // 2356778
Изобретение относится к области сборно-разборных плавучих причалов прилегающей акватории и прибрежных сооружений

Изобретение относится к строительству мобильных домов на воде

Изобретение относится к устройствам для создания аэродинамической подъемной силы над статической подъемной плоскостью и может быть использовано как плавающее, летающее транспортное средство в воздушной среде, для организации спасения людей с высотных зданий, как лифт, строительный кран, а также для создания дополнительной подъемной силы при взлете других транспортных средств
Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при постройке парусно-моторных судов для перевозки пассажиров по морям и озерам

Изобретение относится к водному и дорожному транспорту

Изобретение относится к плавательным средствам для водного спорта

Изобретение относится к области судостроения
Наверх