Исполнительный механизм рулевого привода

Изобретение относится к рулевым приводам аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов. Имеется корпус, который закреплен в общем блоке рулевых приводов. Вал электродвигателя соединен с конической шестерней первой ступени трехступенчатого редуктора. Третья ступень редуктора выполнена в виде волновой передачи, содержащей волнообразователь, гибкое колесо, волновую муфту, соединенную с корпусом, и жесткое колесо. Последнее представляет собой составную часть выходного вала, связанного с валом датчика положения. Предусмотрено опорное устройство выходного вала. Отличие исполнительного механизма заключается в том, что вторая ступень трехступенчатого редуктора выполнена в виде волновой передачи и расположена соосно с волновой передачей третьей ступени, коническим колесом первой ступени и датчиком положения. При этом датчик положения расположен внутри второй и третьей ступеней трехступенчатого редуктора, а вал датчика положения жестко соединен с выходным валом. Данный исполнительный механизм характеризуется повышенным кпд, улучшенными массогабаритными показателями и увеличенной точностью канала обратной связи за счет непосредственного соединения датчика положения рулевой поверхности с выходным валом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области рулевых приводов аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов и может быть использовано при создании новых и модернизации существующих летательных аппаратов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является исполнительный механизм рулевого привода, содержащий корпус, закрепленный в общем блоке рулевых приводов, электродвигатель, волновую передачу, содержащую волнообразователь, гибкое колесо, волновую муфту, жесткое колесо, являющееся составной частью выходного вала, датчик положения, опорное устройство выходного вала (Патент РФ N 2102282 - прототип).

Недостатком прототипа является большая масса и габариты, нежесткая связь выходного вала с датчиком положения, низкий коэффициент полезного действия.

Целью предлагаемого изобретения является уменьшение массогабаритных показателей, увеличение точности канала обратной связи за счет непосредственного соединения датчика положения рулевой поверхности с выходным валом, повышение кпд.

Цель достигается за счет того, что в исполнительном механизме рулевого привода содержащем корпус, который закреплен в общем блоке рулевых приводов, электродвигатель, вал которого соединен с конической шестерней первой ступени трехступенчатого редуктора, третья ступень которого выполнена в виде волновой передачи, содержащей волнообразователь, гибкое колесо, волновую муфту, соединенную с корпусом, и жесткое колесо, которое представляет собой составную часть выходного вала, связанного с валом датчика положения, опорное устройство выходного вала, вторая ступень трехступенчатого редуктора выполнена волновой и расположена соосно с волновой передачей третьей ступени, коническим колесом первой ступени и датчиком положения, который расположен внутри второй и третьей ступеней трехступенчатого редуктора, а вал датчика положения жестко соединен с выходным валом, при этом в волновых передачах второй и третьей ступени волновые муфты выполнены в виде колец-сепараторов с продольными лунками, расположенными равномерно по окружности по наружной цилиндрической поверхности у второй ступени трехступенчатого редуктора и по внутренней цилиндрической поверхности у третьей ступени, при этом к кольцу-сепаратору второй ступени жестко крепится корпус датчика положения, гибкие колеса волновых передач выполнены в виде шариков, расположенных в продольных лунках колец-сепараторов, волнообразователь волновой передачи второй ступени жестко соединен с коническим колесом первой ступени и выполнен в виде кольца, имеющего на пересечении внутренней цилиндрической и обращенной к выходному валу торцевой поверхностей замкнутую косую канавку, жесткое колесо второй ступени и волнообразователь третьей ступени выполнены в виде одного кольца, у которого на пересечении внутренней цилиндрической и обращенной к коническому колесу торцевой поверхностей выполнены профилированные выемки в форме эпициклоиды, а на пересечении наружной цилиндрической и обращенной к выходному валу торцевой поверхностей выполнена замкнутая косая канавка, жесткое колесо третьей ступени выполнено в виде диска, являющегося частью выходного вала, причем на пересечении цилиндрической и обращенной к второй ступени торцевой поверхностей диска выполнены профилированные выемки в форме эпициклоиды, опорное устройство выходного вала состоит из шариков третьей ступени редуктора и двух бронзовых колец, закрепленных на кольцах-сепараторах и имеющих профилированный выступ, контактирующий у одного кольца с наружной торцевой поверхностью волнообразователя первой ступени, у второго с наружной торцевой поверхностью диска выходного вала.

На фиг.1 представлен продольный разрез рулевого привода.

На фиг.2 представлен поперечный разрез А-А третьей ступени редуктора.

На фиг.3 представлен поперечный разрез Б-Б второй ступени редуктора.

Исполнительный механизм рулевого привода состоит из корпуса, выходного вала 1, электродвигателя 2, датчика положения 3 и трехступенчатого редуктора.

На валу электродвигателя 2 закреплена коническая шестерня 4 первой ступени редуктора, находящаяся в зацеплении с коническим зубчатым колесом 5, неподвижно закрепленным на волнообразователе 6 волновой передачи второй ступени. Колеса конической пары 4 и 5 выполнены с разным числом зубьев.

Волновая передача второй ступени редуктора выполнена по одноволновой схеме, состоит из волнообразователя 6, волновой муфты, выполненной в виде кольца-сепаратора 7, гибкого колеса, выполненного в виде цепочки тел качения (шариков) 8, и жесткого колеса 9 второй ступени редуктора.

Волнообразователь 6, кольцо-сепаратор 7 и жесткое колесо 9 второй ступени редуктора представляют собой стальные кольца, причем у волнообразователя 6 на пересечении внутренней цилиндрической и обращенной к жесткому колесу 9 торцевой поверхностей имеется замкнутая косая канавка, а жесткое колесо 9 на пересечении обращенной к волнообразователю 6 торцевой и внутренней цилиндрической поверхностей имеет профилированные выемки в форме эпициклоиды с числом периодов, равным передаточному числу второй ступени редуктора. Внутренний диаметр волнообразователя 6 совпадает с внутренним диаметром жесткого колеса 9. Кольцо-сепаратор 7 на внешней цилиндрической поверхности имеет канавки в количестве, равном числу шариков 8. Количество шариков 8 на единицу меньше передаточного числа второй ступени.

Волновая передача третьей ступени редуктора выполнена по одноволновой схеме, состоит из волнообразователя, которым является жесткое колесо 9 второй ступени, волновой муфты, выполненной в виде кольца-сепаратора 10, гибкого колеса, выполненного в виде цепочки тел качения (шариков) 11, и жесткого колеса, которым является диск выходного вала 1.

Жесткое колесо 9 второй ступени редуктора является также волнообразователем третьей ступени редуктора, для чего на пересечении внешней цилиндрической и обращенной к выходному валу 1 торцевой поверхностей имеет замкнутую косую канавку. Диаметр диска выходного вала 1 совпадает с внешним диаметром жесткого колеса 9. На пересечении цилиндрической и обращенной к редуктору торцевой поверхностей диска выходного вала 1 выполнены профилированные выемки в форме эпициклоиды с числом периодов, равным передаточному числу третьей ступени редуктора, что позволяет диску выходного вала 1 являться жестким колесом третьей ступени редуктора. Кольцо-сепаратор 10 выполнен в виде кольца и имеет на внутренней цилиндрической поверхности канавки в количестве, равном числу шариков 11. Количество шариков 11 на единицу меньше передаточного числа третьей ступени.

Корпус привода состоит из крышки 12, сопряженной центрирующими поверхностями с кольцом-сепаратором 10 третьей ступени и с кольцом-сепаратором 7 второй ступени редуктора и крепящейся к ним винтами. Таким образом, кольца-сепараторы 7 второй и 10 третьей ступеней редуктора являются неподвижными частями рулевого привода, кроме того, кольцо-сепаратор 10 является частью корпуса, а к кольцу-сепаратору 7 крепится корпус датчика положения 3. Вал датчика 3 положения рулевой поверхности соединен непосредственно с выходным валом 1.

Перпендикулярно к оси крышки 12 на угольнике 13 крепится электродвигатель 2. Для замыкания размерных цепей выходного вала 1 и волнообразователя 6 к кольцам-сепараторам соответственно третьей и второй ступеней редуктора закреплены соответственно удерживающие бронзовые кольца 14 и 15, имеющие профилированный выступ, контактирующий у кольца 15 с наружной торцевой поверхностью волнообразователя первой ступени, у кольца 14 с наружной торцевой поверхностью диска выходного вала 1.

Зубчатое колесо 5 конической пары, волнообразователь 6, жесткое колесо 9 второй ступени, выходной вал 1 и датчик положения 3 расположены соосно. Кроме того, кольцо-сепаратор 10 и шарики 11 третьей ступени редуктора вместе с бронзовыми кольцами 14 и 15 выполняет функцию опорного устройства выходного вала 1.

Рулевой привод работает следующим образом.

При подаче управляющего сигнала на электрический двигатель 2 его вал начинает вращаться и передает крутящий момент через коническую пару 4-5 на волнообразователь 6 волновой передачи второй ступени редуктора, угловая скорость которого меньше угловой скорости вала электродвигателя 2 в величину, равную передаточному числу первой ступени редуктора. Волнообразователь 6 передает движение на шарики 8. Шарики 8 перемещаются вдоль лунок кольца-сепаратора 7 и контактируют с профилированными выемками жесткого колеса 9 так, что половина шариков 8 всегда находится в зацеплении с жестким колесом 9 и передают на него вращение. Угловая скорость жесткого колеса 9 меньше угловой скорости волнообразователя 6 в величину, равную передаточному числу второй ступени редуктора. Жесткое колесо 9, вращаясь, воздействует замкнутой косой канавкой на шарики 11, заставляет их перемещаться вдоль лунок кольца-сепаратора 10. Шарики 11, перемещаясь, воздействуют на профилированные выемки диска выходного вала 1, передавая ему вращение. Угловая скорость выходного вала 1 меньше угловой скорости жесткого колеса 9 в величину, равную передаточному числу третьей ступени редуктора. Выходной вал 1 поворачивается и передает вращение на датчик положения 3, который выдает сигнал, пропорциональный углу поворота выходного вала 1.

По сравнению с прототипом предлагаемое изобретение имеет меньшие массу и габариты за счет выполнения второй ступени в виде волновой передачи и соосного расположения зубчатого колеса первой ступени редуктора, второй и третьей ступеней редуктора и датчика положения и использования меньшего числа колес и подшипников, увеличенную точность канала обратной связи за счет применения жесткой связи датчика положения с рулевой поверхностью и больший кпд за счет замены трения скольжения в зубчатом зацеплении волновой передачи прототипа на трение качения.

1. Исполнительный механизм рулевого привода, содержащий корпус, который закреплен в общем блоке рулевых приводов, электродвигатель, вал которого соединен с конической шестерней первой ступени трехступенчатого редуктора, третья ступень которого выполнена в виде волновой передачи, содержащей волнообразователь, гибкое колесо, волновую муфту, соединенную с корпусом, и жесткое колесо, которое представляет собой составную часть выходного вала, связанного с валом датчика положения, опорное устройство выходного вала, отличающийся тем, что вторая ступень трехступенчатого редуктора выполнена в виде волновой передачи и расположена соосно с волновой передачей третьей ступени, коническим колесом первой ступени и датчиком положения, который расположен внутри второй и третьей ступеней трехступенчатого редуктора, при этом вал датчика положения жестко соединен с выходным валом.

2. Исполнительный механизм рулевого привода по п.1, отличающийся тем, что в волновых передачах второй и третьей ступеней волновые муфты выполнены в виде колец-сепараторов с продольными лунками, расположенными равномерно по окружности по наружной цилиндрической поверхности кольца-сепаратора второй ступени трехступенчатого редуктора и по внутренней цилиндрической поверхности кольца-сепаратора третьей ступени, при этом к кольцу-сепаратору второй ступени жестко прикреплен корпус датчика положения, гибкие колеса волновых передач выполнены в виде шариков, расположенных в продольных лунках колец-сепараторов, волнообразователь волновой передачи второй ступени жестко соединен с коническим колесом первой ступени и выполнен в виде кольца, имеющего на пересечении внутренней цилиндрической и обращенной к выходному валу торцевой поверхностей замкнутую косую канавку, жесткое колесо второй ступени и волнообразователь третьей ступени выполнены в виде одного кольца, у которого на пересечении внутренней цилиндрической и обращенной к коническому колесу торцевой поверхностей выполнены профилированные выемки в форме эпициклоиды, при этом на пересечении наружной цилиндрической и обращенной к выходному валу торцевой поверхностей выполнена замкнутая косая канавка, жесткое колесо третьей ступени выполнено в виде диска, являющегося частью выходного вала, причем на пересечении цилиндрической и обращенной к второй ступени торцевой поверхностей диска выполнены профилированные выемки в форме эпициклоиды, опорное устройство выходного вала состоит из шариков третьей ступени редуктора и двух бронзовых колец, закрепленных на кольцах-сепараторах и имеющих профилированный выступ, контактирующий у одного бронзового кольца с наружной торцевой поверхностью волнообразователя первой ступени, а у второго бронзового кольца - с наружной торцевой поверхностью диска выходного вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при создании пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, преимущественно для малоразмерных самолетов.

Изобретение относится к авиационной технике, к системам транспортной механизации крыла самолета. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в проводках управления самолетом. .

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления самолетом, предназначенным для непосредственного управления боковой силой. .

Изобретение относится к области авиационной техники, и может быть использовано в приводах отклоняемых поверхностей крыльев летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к способу контроля эффективности работы электромеханического привода роторно-линейного типа

Изобретение относится к космической, ракетной и морской технике и касается раскрытия и автоматической установки в рабочее положение несущей управляющей плоскости летательного аппарата (ЛА). Привод несущей управляющей плоскости ЛА содержит неподвижно установленный корпус, силовой цилиндр, поршень со штоком, кинематически связанный с управляющей плоскостью. Силовой цилиндр установлен в корпусе на подшипниках с возможностью вращения относительно своей продольной оси. Надпоршневая полость камеры силового цилиндра выполнена в виде газовой герметичной и негерметичной полостей, а герметичная полость под поршнем заполнена жидкостью. В негерметичной газовой полости кинематическая связь штока поршня с управляющей плоскостью выполнена в виде качалки, рычага и соединяющих их осей. Оси качалки и рычага установлены на корпусе силового цилиндра. Рычаг жестко соединен с управляющей плоскостью. Отверстие в качалке для установки оси крепления качалки со штоком поршня выполнено в виде прорези. Достигается уменьшение массы и габаритов привода несущей управляющей плоскости ЛА при выполнении им продольного и вращательного движений. 2 ил.

Группа изобретений относится к устройствам управления системой механизации крыла и касается переключателей, корпусов, рычагов и гашеток. Переключатель основного управления механизацией крыла самолета включает связанные между собой командный и задающий блоки управления. Командный блок содержит двуплечий рычаг, который снабжен рукояткой с гашеткой. Рычаг выполнен с ломаной конфигурацией соединения плеч и установлен в силовом корпусе командного блока на шарнире с центром поворотов в точке пересечения центральных продольных осей плеч рычага. Плечи рычага соединены между собой под углом 120-150° в плоскости поворотов. Соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги, связывающей свободный конец нижнего плеча рычага со свободным концом качалки через два шарнира вращения. Гашетка содержит корпус, состоящий из двух частей, верхняя из которых выполнена уширенной, конгруэнтно вставляемой в гнездо в рукоятке рычага. Силовой корпус командного блока выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы с клинообразно сужающимися к нижней части боковыми гранями и оснащен двумя криволинейными пластинами. Достигается повышение надежности, улучшение управления, а также повышение безопасности управления при снижении габаритов и веса конструкций. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья которых объединены общим валом (1), соединенным с двигателем (13) через промежуточный редуктор (11). В качестве механической передачи выходных редукторов (10) использован набор параллельно соединенных волновых передач с телами качения (6), многорядного волнообразователя, сепараторов (5) и жестких колес (7). Жесткие колеса (7) выполнены в виде составных частей подвижных цилиндров, являющихся выходными звеньями выходных редукторов. Промежуточный редуктор (11) выполнен в виде волновой передачи с телами качения (20), жесткого колеса (21), которое является составной частью неподвижного цилиндра, а выходным звеном является сепаратор (19), соединенный с общим валом (1). Изобретение позволяет улучшить массогабаритные показатели, повысить КПД и надежность всей системы. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации. Система повышения управляемости для летательного аппарата с переставным стабилизатором (2) включает средства (16) передачи движения отклонения, которые для каждого положения стабилизатора (2) по углу его установки устанавливают элемент (8) механизации стабилизатора в определенное положение по углу отклонения. Средства (18, 20, 23) передачи движения отклонения состоят из передаточного механизма, включенного между элементом (8) механизации стабилизатора и конструкцией летательного аппарата (1). Изобретение направлено на уменьшение размера стабилизатора. 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводах подвижных аэродинамических поверхностей самолета, в частности предкрылков, закрылков, элеронов. Электромеханический линейный привод состоит из корпуса, расположенного внутри него электродвигателя с ротором, соединенным через волновой редуктор с винтом винтового или шарико-винтового механизма. Внутри корпуса с возможностью поступательного движения размещен толкатель, а также стопор. Упомянутый ротор соединен с датчиком его углового положения. Волновой редуктор является одноступенчатым и имеет размещенный на валу ротора волнообразователь, состоящий из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами с установленными на них подшипниками и рабочими кольцами. В сепараторе, который соединен с корпусом и охватывает волнообразователь, размещены тела вращения, взаимодействующие с рабочими кольцами. Жесткое колесо с внутренней волновой поверхностью охватывает сепаратор и имеет установленный соосно с ротором электродвигателя вал, соединенный с винтом непосредственно или через одну или несколько промежуточных ступеней. Технический результат - уменьшение габаритов и повышение КПД привода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области управления летательным аппаратом (ЛА) и касается системы основного управления ЛА. Система управления полетом содержит рулевые поверхности и связанные с ними силовые приводы для управления летными функциями крена, рыскания, тангажа и аэродинамического торможения ЛА. Все силовые приводы являются электромеханическими. При этом часть рулевых поверхностей, связанных с электромеханическими силовыми приводами, представляет собой разделенные рулевые поверхности, каждая из которых состоит из независимых поверхностей. Достигается надежность, прочность, простота системы управления полетом. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям рулевых приводов летательных аппаратов. Устройство (13) для обнаружения повреждения основного тракта в исполнительном органе управления полетом содержит датчик (15) положения, соединенный с винтом (2) для измерения информации, представляющей его угловое положение, и систему (17) отсоединения, выполненную с возможностью отсоединять датчик (15) положения от винта (2) в случае перемещения тяги (3) относительно винта (2) при повреждении основного тракта (1). Основной тракт (1) имеет полый вращающийся винт (2), вторичный тракт (10), имеющий воспринимающую усилие аварийную тягу (3), проходящую через винт. Исполнительный орган (12) для управления полетом содержит основной тракт (1), вторичный тракт (10), имеющий воспринимающую усилие аварийную тягу (3), проходящую через винт (2), и устройство (13) для обнаружения повреждения основного тракта. Вторичный тракт (10) выполнен с возможностью принятия на себя усилия, оказываемого основным трактом (1), в случае его повреждения. Достигается повышение надежности, снижение зазоров между деталями исполнительного органа. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к установочному устройству (1) для позиционирования конструктивного элемента, например, горизонтального оперения. Установочное устройство (1) содержит, по меньшей мере, два пути (2, 3) нагружения, при этом пути (2, 3) нагружения образованы посредством группы деталей, передающих нагрузку. При этом второй путь (3) нагружения содержит зазор (50, 51) для принятия удлинения, по меньшей мере, одной детали первого пути (2) нагружения. Кроме того, установочное устройство (1) содержит фиксирующий блок (4) со средством (40) фиксации. Средство (40) фиксации входит в зазор (50, 51), если деталь первого пути (2) нагружения повреждена. Достигается повышение надежности. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к авиационной технике. Закрылок сегментный амортизаторный состоит из нескольких плоских крыловидных сегментов, прикрепленных к задней части крыла летательного аппарата шарнирными и амортизаторными соединениями. Сегменты присоединены независимо друг от друга к задней части крыла коленчатыми шарнирными соединениями и амортизаторами, расположенными внутри крыла, с адресно настроенной амортизационной жесткостью, соединенными с плоскими крыловидными сегментами подвижными штоками, либо иным соединением, позволяющим обеспечивать подвижное, подпружиненное состояние крыловидных сегментов в процессе их колебательной работы. Изобретение направлено на стабилизацию давления на крыле. 6 ил.
Наверх