Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода. Механизм включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета. Технический результат - улучшение эксплуатационных характеристик катапультного кресла. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата.

Известно катапультное кресло К-36ДМ сер.2 (см. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-ООРЭ, Издание ОАО «НПП Звезда», 1976 г.), содержащее кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм включения, обеспечивающий ручное (летчиком) и автоматическое (только при катапультировании) включение системы. Такое кресло позволяет обеспечить снабжение кислородом летчика в процессе катапультирования и при отказе в процессе полета бортового кислородного оборудования летательного аппарата.

В качестве аварийного источника кислорода может использоваться баллон со сжатым кислородом или твердотельный генератор кислорода.

Недостатком такого кресла является наличие механизма, обеспечивающего только ручное включение кислородной системы летчика в процессе полета, что в определенных аварийных ситуациях, например боевое повреждение бортового кислородного оборудования самолета и ранение летчика, внезапный отказ в сложных условиях пилотирования и т.п., может не обеспечить своевременное ее включение и восстановление снабжения кислородом и приведет к тяжелым последствиям для здоровья летчика или катастрофе.

Целью данного изобретения является исключение указанного недостатка, т.е. улучшение эксплуатационных характеристик катапультного кресла.

Цель достигается тем, что в предлагаемом катапультном кресле аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода, а механизм его включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.

Предлагаемое катапультное кресло изображено на чертеже. Генератор кислорода 1 представляет собой баллон с размещенным внутри него специальным зарядом, в котором после начального инициирования, возникает самоподдерживающаяся химическая реакция с выделением большого количества кислорода. Для обеспечения запуска (инициирования заряда) в генераторе предусмотрен капсюль ударного типа, срабатывающий при его наколе бойком пружинного затвора после выдергивания предохранительной чеки.

Механизм включения кислородной системы состоит из фала 7, один конец которого зафиксирован на части стреляющего механизма остающейся в кабине самолета при катапультировании, качалки 2 и передаточного механизма 8, соединенного гибкой связью с предохранительной чекой генератора кислорода. В состав механизма включения входят также рукоятка ручного включения системы 9 и пиротолкатель 3 с электропиропатроном 10, электрически связанным кабелем 4 с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.

Работа механизма включения кислородной системы происходит следующим образом:

- при катапультировании происходит натяжение фала 7, вызывающего поворот качалки 2 и через передаточный механизм 8 выдергивание предохранительной чеки генератора кислорода;

- при ручном включении летчиком производится вытягивание рукоятки ручного включения 9 и через передаточный механизм 8 выдергивание предохранительной чеки генератора кислорода;

- при отказе бортового кислородного оборудования самолета система автоматики бортового кислородного оборудования самолета вырабатывает электрическую команду, передаваемую по кабелю 4 на электропиропатрон 10, образующиеся при его срабатывании газы приводят в движение поршень пиротолкателя 3, который поворачивает качалку 2 и через передаточный механизм 8 выдергивает предохранительную чеку генератора кислорода.

После выдергивания чеки происходит запуск генератора кислорода и осуществляется подача кислорода по шлангу 5 в кислородное оборудование летчика через объединенный разьем коммуникаций 6.

Катапультное кресло, содержащее кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения, отличающееся тем, что аварийный источник кислорода представляет собой, например, твердотельный генератор кислорода, а указанный механизм включения содержит передаточный механизм для выдергивания предохранительной чеки генератора кислорода, связанный с рукояткой ручного включения, а через качалку - с фалом и с пиротолкателем с электропиропатроном, электрически связанным с системой автоматики бортового кислородного оборудования самолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к созданию катапультных устройств для систем аварийного спасения летчика, оснащенных ракетными двигателями твердого топлива.

Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета. .

Изобретение относится к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. .

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам

Изобретение относится к кислородным системам самолетов и катапультируемых кресел

Изобретение относится к области создания систем аварийного спасения, применяемых на летательных аппаратах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного спасения члена экипажа самолета, а также к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к аварийному покиданию, и может найти применение при катапультировании летного состава на больших высотах из летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены симметрично расположенные тормозные поверхности, изготовленные из текстильных материалов, крепящиеся к конструкции катапультного кресла с помощью жестких рычагов. Технический результат заключается в улучшенном торможении катапультного кресла. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение двигателя осуществляется электрической командой датчика в зависимости от текущей высоты, массы летчика в снаряжении и вертикальной скорости снижения летчика на парашюте. Система снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования устанавливается на нижнюю поверхность крышки сиденья катапультного кресла и состоит из четырехсоплового порохового двигателя с минимально возможным временем работы и оптимальным направлением действия тяги и датчика, измеряющего текущую высоту и вертикальную скорость снижения и выдающего команду на срабатывание двигателя в зависимости от этих параметров и от массы летчика в снаряжении. Информацию о массе летчика датчик получает от системы автоматики кресла в момент катапультирования. Достигается уменьшение скорости приземления летчика после катапультирования. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора. Пневмоцилинд содержит дроссель и предохранительный клапан. Способ катапультирования заключается в последовательной работе сначала дросселя, потом предохранительного клапана для обеспечения расчетного значения энергии сжатого газа. Достигается снижение габаритов и массы пневмопривода. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх