Вяжущее для дорожного покрытия
Владельцы патента RU 2266310:
Магдеева Самира Рашидовна (RU)
Мухутдинов Азат Васильевич (RU)
Кемалов Руслан Алимович (RU)
Плаксунов Тимур Касимович (RU)
Дияров Ирик Нурмухаметович (RU)
Мингазетдинов Расим Фавасимович (RU)
Кемалов Алим Фейзрахманович (RU)
Ганиева Тамилла Фатхиевна (RU)
Крылов Александр Николаевич (RU)
Ляпин Александр Юрьевич (RU)
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов. Достигается улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего. Вяжущее для дорожного покрытия содержит битум, каучук и растворитель-пластификатор, причем в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, при следующем содержании компонентов, мас.%: битум - 90,0-97,0, низкомолекулярные полиолефины - 1,0-4,0, отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - 2,0-6,0. 2 табл.
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции и герметичных швов.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, получаемое смешением 85-98% мас. битума, 15-2 мас.% разветвленного или линейного стирольного блок сополимера при 200-250°С в течение 15-40 минут (ЕР №0458386, кл. С 08 L 95/00, 1972). Вяжущее имеет достаточно высокую прочность, эластичность, однако его получение требует применения высоких температур и при этом не достигается полная однородность структуры вяжущего.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (патент Российской Федерации №2038360, кл. С 08 L 95/00, 1995), содержащее битум, блок сополимеры алкадиена и стирола и индустриальное масло при следующем количественном соотношении, мас.%:
Битум | 44,4-98,0 |
Блок сополимеры алкадиена | |
и стирола | 0,1-22,3 |
Масло индустриальное | 1,9-33,3 |
Причем до введения в битум сополимер смешивают при 80-160°С с индустриальным маслом, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при 110-160°С в битум.
Недостатком изобретения является низкая сцепляемость вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси. Кроме того, процесс получения вяжущего требует сравнительно высоких температур, что способствует выделению вредных веществ в окружающую среду и интенсифицирует процесс старения битумов. Кроме того, в качестве растворителя используют дорогостоящее товарное индустриальное масло.
Задачей изобретения является улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего.
Задача решается разработкой вяжущего для дорожного покрытия, содержащего битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающийся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15 при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум | 90,0-97,0 |
Низкомолекулярные полиолефины | 1,0-4,0 |
Отход производства тримеров и | |
тетрамеров пропилена | 2,0-6,0 |
Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 22245-90.
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - продукт АО «Нижнекамскнефтехим», выпускается по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляет собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15.
Низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000 получали термодеструкцией высокомолекулярного полиолефина эластомера каучука СКЭПТ - сополимера этилена с пропиленом и диеном. Термодеструкцию СКЭПТ осуществляли на лабораторной установке, снабженной устройством для загрузки и выгрузки каучука, поддержание вакуума и температуры - в заданных условиях. Условия проведения процесса деструкции меняли в зависимости от требуемой молекулярной массы получаемого полиолефина: температуру деструкции варьировали от 280°С до 380°С, остаточное давление - от 5 до 30 мм рт.ст., время контакта от 5 до 60 минут. У полученных образцов полиолефинов определяли молекулярную массу.
Приводим пример приготовления вяжущего.
Пример 1. 1 г низкомолекулярного полиолефина с молекулярной массой 5000 вводим при перемешивании в 4 г отхода производства тримеров и тетрамеров пропилена, нагретого до 70°С. Затем приготовленную смесь вводим в 95 г битума при интенсивном перемешивании и нагревании до 120°С.
Аналогично готовили вяжущие по примерам 2-7. Составы вяжущих по примерам 1-7 приведены в табл.1, а их характеристики - в табл.2. Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее превосходит известное вяжущее по показателю сцепляемости с поверхностью минерального материала, температуре хрупкости и показателям, характеризующим пластичность вяжущего: эластичности и растяжимости. При этом предлагаемое вяжущее сохраняет высокие значения остальных показателей, а процесс его приготовления протекает при более низких температурах (100°С против 160°С для известного способа), что значительно снижает миграцию вредных веществ в окружающую среду и замедляет процесс старения вяжущего.
Таблица 1 | |||||||||
№ образца | Состав % масс | ||||||||
Битум | Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена | Низкомолекулярный полиолефин с различными молекулярными весами | |||||||
500 | 800 | 1500 | 2000 | 2500 | 3500 | 5000 | |||
1 | 95 | 4 | - | - | - | - | - | - | 1 |
2 | 90 | 6 | - | - | - | - | - | 4 | - |
3 | 97 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | - |
4 | 93 | 5 | - | - | - | - | 2 | - | - |
5 | 96 | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - |
6 | 94 | 3 | - | 3 | - | - | - | - | - |
7 | 92 | 5 | - | - | - | 3 | - | - | - |
Таблица 2 | ||||||||
№№ образцов | ||||||||
Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 (прототип) |
Температура размягчения по КиШ, °С. | 48 | 50 | 49 | 47 | 49 | 50 | 48 | 56 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С. | -39 | -42 | -43 | -43 | -45 | -41 | -43 | (-17)-(-40)°С |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм: | ||||||||
при 25°С | 120 | 125 | 126 | 120 | 130 | 127 | 129 | 129 |
при 0°С | 70 | 75 | 74 | 80 | 77 | 76 | 77 | 77 |
Сцепление с мрамором или песком по ГОСТ 11508-74 | Соответствует образцу №1 | Соответствует образцу №2 | ||||||
Растяжимость, см: | ||||||||
при 25°С | 75 | 70 | 69 | 75 | 70 | 69 | 74 | 45 |
при 0°С | 65 | 66 | 64 | 62 | 65 | 64 | 62 | 42 |
Эластичность, см: | ||||||||
при 25°С | 92 | 90 | 93 | 93 | 93 | 92 | 92 | 85 |
при 0°С | 84 | 82 | 83 | 84 | 84 | 84 | 85 | 80 |
Вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающееся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена C15, при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум | 90,0-97,0 |
Низкомолекулярные полиолефины | 1,0-4,0 |
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена | 2,0-6,0 |