Вяжущее для дорожного покрытия

Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов. Достигается улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего. Вяжущее для дорожного покрытия содержит битум, каучук и растворитель-пластификатор, причем в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, при следующем содержании компонентов, мас.%: битум - 90,0-97,0, низкомолекулярные полиолефины - 1,0-4,0, отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - 2,0-6,0. 2 табл.

 

Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции и герметичных швов.

Известно вяжущее для дорожных покрытий, получаемое смешением 85-98% мас. битума, 15-2 мас.% разветвленного или линейного стирольного блок сополимера при 200-250°С в течение 15-40 минут (ЕР №0458386, кл. С 08 L 95/00, 1972). Вяжущее имеет достаточно высокую прочность, эластичность, однако его получение требует применения высоких температур и при этом не достигается полная однородность структуры вяжущего.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (патент Российской Федерации №2038360, кл. С 08 L 95/00, 1995), содержащее битум, блок сополимеры алкадиена и стирола и индустриальное масло при следующем количественном соотношении, мас.%:

Битум 44,4-98,0
Блок сополимеры алкадиена
и стирола 0,1-22,3
Масло индустриальное 1,9-33,3

Причем до введения в битум сополимер смешивают при 80-160°С с индустриальным маслом, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при 110-160°С в битум.

Недостатком изобретения является низкая сцепляемость вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси. Кроме того, процесс получения вяжущего требует сравнительно высоких температур, что способствует выделению вредных веществ в окружающую среду и интенсифицирует процесс старения битумов. Кроме того, в качестве растворителя используют дорогостоящее товарное индустриальное масло.

Задачей изобретения является улучшение сцепляемости вяжущего с поверхностью минерального материала асфальтобетонной смеси, снижение температуры хрупкости, улучшение показателей эластичности и растяжимости вяжущего, снижение температуры процесса его получения при сохранении высоких значений остальных физико-механических свойств вяжущего.

Задача решается разработкой вяжущего для дорожного покрытия, содержащего битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающийся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15 при следующем содержании компонентов, мас.%:

Битум 90,0-97,0
Низкомолекулярные полиолефины 1,0-4,0
Отход производства тримеров и
тетрамеров пропилена 2,0-6,0

Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 22245-90.

Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - продукт АО «Нижнекамскнефтехим», выпускается по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляет собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15.

Низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000 получали термодеструкцией высокомолекулярного полиолефина эластомера каучука СКЭПТ - сополимера этилена с пропиленом и диеном. Термодеструкцию СКЭПТ осуществляли на лабораторной установке, снабженной устройством для загрузки и выгрузки каучука, поддержание вакуума и температуры - в заданных условиях. Условия проведения процесса деструкции меняли в зависимости от требуемой молекулярной массы получаемого полиолефина: температуру деструкции варьировали от 280°С до 380°С, остаточное давление - от 5 до 30 мм рт.ст., время контакта от 5 до 60 минут. У полученных образцов полиолефинов определяли молекулярную массу.

Приводим пример приготовления вяжущего.

Пример 1. 1 г низкомолекулярного полиолефина с молекулярной массой 5000 вводим при перемешивании в 4 г отхода производства тримеров и тетрамеров пропилена, нагретого до 70°С. Затем приготовленную смесь вводим в 95 г битума при интенсивном перемешивании и нагревании до 120°С.

Аналогично готовили вяжущие по примерам 2-7. Составы вяжущих по примерам 1-7 приведены в табл.1, а их характеристики - в табл.2. Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее превосходит известное вяжущее по показателю сцепляемости с поверхностью минерального материала, температуре хрупкости и показателям, характеризующим пластичность вяжущего: эластичности и растяжимости. При этом предлагаемое вяжущее сохраняет высокие значения остальных показателей, а процесс его приготовления протекает при более низких температурах (100°С против 160°С для известного способа), что значительно снижает миграцию вредных веществ в окружающую среду и замедляет процесс старения вяжущего.

Таблица 1
№ образцаСостав % масс
БитумОтход производства тримеров и тетрамеров пропиленаНизкомолекулярный полиолефин с различными молекулярными весами
50080015002000250035005000
1954------1
2906-----4-
39721------
4935----2--
5962--2----
6943-3-----
7925---3---

Таблица 2
№№ образцов
Показатели12345678 (прототип)
Температура размягчения по КиШ, °С.4850494749504856
Температура хрупкости по Фраасу, °С.-39-42-43-43-45-41-43(-17)-(-40)°С
Глубина проникания иглы, 0,1 мм:
при 25°С120125126120130127129129
при 0°С7075748077767777
Сцепление с мрамором или песком по ГОСТ 11508-74

Соответствует образцу №1
Соответствует образцу №2
Растяжимость, см:
при 25°С7570697570697445
при 0°С6566646265646242
Эластичность, см:
при 25°С9290939393929285
при 0°С8482838484848580

Вяжущее для дорожного покрытия, содержащее битум, каучук и растворитель-пластификатор, отличающееся тем, что в качестве каучука оно содержит низкомолекулярные полиолефины с молекулярной массой 500-5000, а в качестве растворителя-пластификатора - отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена C15, при следующем содержании компонентов, мас.%:

Битум90,0-97,0
Низкомолекулярные полиолефины1,0-4,0
Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена2,0-6,0



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области промышленного производства битумных материалов на основе нефтяного сырья и полимеров для дорожного строительства, гидроизоляции, герметизации, защиты металлических конструкций и трубопроводов от коррозии, производства рулонных кровельных материалов.
Изобретение относится к технологии производства строительных материалов и может быть использовано в качестве гидроизоляционных и кровельных мастик. .
Изобретение относится к материалам, изменяющим физико-химические и механические свойства компонентов покрытий дорог, мостов и аэродромов. .

Изобретение относится к области приготовления битумных эмульсий и может быть использовано при устройстве безрулонных кровель и гидроизоляционной защиты, в дорожном строительстве в качестве вяжущего для органо-минеральных смесей, холодных асфальтобетонов.
Изобретение относится к получению полиуретаново-битумной композиции, используемой в качестве герметиков, покрытий для гидроизоляционной и противокоррозионной защиты различных поверхностей (бетон, металл и т.п.).

Изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности к технологиям по переработке нефтепродуктов для этой цели.
Изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности, к технологиям по переработке нефтепродуктов в дорожный битум, и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, а особенно в дорожно-строительных организациях для оперативного управления качеством асфальтобетонных смесей.

Изобретение относится к области промышленного получения модифицированных битумных композиций для дорожного, промышленно-гражданского строительства, производства гидроизоляционных и кровельных материалов, герметиков и мастик с улучшенными техническими характеристиками.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд

Изобретение относится к области получения герметизирующих композиций на основе битума нефтяного дорожного и полимера, используемых для гидроизоляции в дорожном строительстве
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве
Изобретение относится к промышленному строительству и может быть использовано для приклеивания рулонных материалов и гидроизоляции строительных конструкций
Изобретение относится к области производства эмульгированных связующих, используемых при дорожном строительстве и ремонте для пропитки щебеночных и гравийных оснований, восстановления верхнего защитного слоя автодорог, обеспыливания грунтовых, щебеночных, асфальтированных дорог и аэродромов, при ямочном ремонте автодорог и закреплении откосов насыпей и водоотводных канав

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве
Наверх