Ходовая часть гусеничного крана с переменной колеей

Изобретение относится к стреловым самоходным кранам на гусеничном ходу. Сущность изобретения заключается в том, что ходовая часть гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек содержит продольные балки гусеничных тележек, центральную раму с поперечными балками коробчатой конструкции, несущую опорно-поворотное устройство гусеничного крана. Поперечные балки центральной рамы выполнены раздвижными и состоят каждая из центральной части, скрепленной с рамой упомянутого опорно-поворотного устройства, и двух концевых частей, пропущенных через соответствующие продольные балки гусеничных тележек. Ходовая часть также содержит средства для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек, шарнирно закрепленные соответственно на концевых и центральных частях поперечных балок центральной рамы, и средства для фиксации гусеничных тележек в рабочих положениях. Концевые части поперечных балок центральной рамы жестко скреплены каждая с продольной балкой соответствующей гусеничной тележки и выполнены с возможностью частичного перекрытия центральной части соответствующей поперечной балки центральной рамы. Средства для раздвижения-сдвижения выполнены съемными, установлены снаружи поперечных балок центральной рамы и закреплены с помощью переустанавливаемых штырей, пропущенных через сквозные отверстия в вертикальных ребрах, установленных сверху на соответственно концевых и центральных частях поперечных балок центральной рамы. Центральные части поперечных балок центральной рамы имеют опорные поверхности для взаимодействия с переустанавливаемыми домкратами, устанавливаемыми на грунте, для вывешивания гусеничных тележек при их раздвижении-сдвижении. На обращенных наружу боковых стенках продольных балок гусеничных тележек выполнены элементы зацепления для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек посредством внешних средств, обеспечивающих возможность перемещения гусеничных тележек в заданном направлении. Техническим результатом является упрощение конструкции, обеспечивающей приспособляемость к гусеничным кранам с различными типами приводов исполнительных механизмов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к строительным стреловым самоходным кранам на гусеничном ходу и может быть использовано для ходовой части гусеничного крана с переменной колеей.

Известен кран МГК-25БР с индивидуальным электроприводом, смонтированный на специальном раздвижном ходовом устройстве с гусеничными тележками (Зайцев Л.В., Улитенко И.П. Строительные стреловые самоходные краны. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Машиностроение, 1984. - с.157-163). Кран может работать как от собственной дизель-электрической установки, так и от внешней сети трехфазного тока. Ходовая часть крана включает центральную раму, правую и левую гусеничные тележки, шарнирно соединенные с центральной рамой с помощью поворотных на вертикальных осях балок, и телескопические тяги с отверстиями для установки блокирующих пальцев. При этом каждая телескопическая тяга одним концом шарнирно закреплена на центральной раме, а другим - на поворотной балке. В транспортировочном положении телескопические тяги вдвинуты, а в их отверстия вставлены блокирующие пальцы. Поворотные балки располагаются вдоль гусеничных тележек, а сами тележки прижаты к центральной раме. При изменении ширины колеи гусеничные тележки раздвигаются последовательно.

К недостаткам известной ходовой части можно отнести то, что изменение ширины колеи гусеничных тележек производится с использованием ходового привода гусеничного крана, что усложняет операцию раздвижения-сдвижения гусеничных тележек.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является ходовая часть гусеничного крана по патенту US № 4431074 (В 62 D 55/10, 1984 г.). Известная ходовая часть имеет два варианта выполнения - с постоянной или переменной колеей гусеничных тележек. Ходовая часть содержит продольные балки гусеничных тележек, центральную раму с поперечными балками коробчатой конструкции, несущую опорно-поворотное устройство крана. В варианте выполнения с переменной колеей гусеничных тележек поперечные балки центральной рамы выполнены раздвижными и состоят каждая из центральной части, скрепленной с рамой опорно-поворотного устройства крана и двух выдвижных (концевых) частей, пропущенных через соответствующие гнезда, выполненные в продольных балках гусеничных тележек. Раздвижение поперечных балок осуществляется с помощью гидроцилиндров, установленных внутри поперечных балок центральной рамы и шарнирно закрепленных соответственно на центральных и выдвижных частях поперечных балок. Концы выдвижных частей поперечных балок удерживаются в гнездах продольных балок гусеничных тележек с помощью регулируемых клиновых колодок, располагающихся в верхней части каждой поперечной балки между внутренней поверхностью соответствующего гнезда и выдвижной частью поперечной балки. Кроме того, для фиксации выдвижных частей поперечных балок относительно соответствующих продольных балок предусмотрены штыри, располагающиеся в нижней части каждой поперечной балки. Для фиксации рабочих положений поперечных балок (т.е. рабочих положений гусеничных тележек) на центральных частях последних предусмотрены резьбовые элементы, свободные концы которых входят в соответствующие гнезда, выполненные на выдвижных частях поперечных балок. На центральных частях поперечных балок предусмотрены домкраты для вывешивания гусеничных тележек при их раздвижении. Концы продольных балок гусеничных тележек поддерживаются дополнительными горизонтальными подкосами (талрепами), шарнирно подсоединенными к центральным частям поперечных балок центральной рамы.

Однако гидравлический привод раздвижения-сдвижения гусеничных тележек предполагает наличие на гусеничном кране гидравлической системы, что ограничивает область применения известной ходовой части гусеничного крана (ее использование невозможно, например, для случая, когда кран выполнен дизель-электрическим). Кроме того, размещение исполнительных гидроцилиндров (т.е. привода раздвижения-сдвижения гусеничных тележек) внутри поперечных балок центральной рамы усложняет обслуживание ходовой части. В частности, при необходимости ремонта или замены исполнительных гидроцилиндров известная ходовая часть требует демонтажа гусеничных тележек.

Задачей, решаемой изобретением, является создание достаточно простой ходовой части гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек, обеспечивающей приспособляемость к гусеничным кранам с различными типами приводов исполнительных механизмов.

Указанная задача решается благодаря тому, что в ходовой части гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек, содержащей продольные балки гусеничных тележек, центральную раму с поперечными балками коробчатой конструкции, несущую опорно-поворотное устройство гусеничного крана, причем поперечные балки центральной рамы выполнены раздвижными и состоят каждая из центральной части, скрепленной с рамой упомянутого опорно-поворотного устройства и двух концевых частей, пропущенных через соответствующие продольные балки гусеничных тележек, средства для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек, шарнирно закрепленные соответственно на выдвижных и центральных частях поперечных балок центральной рамы, и средства для фиксации гусеничных тележек в рабочих положениях, согласно изобретению концевые части поперечных балок центральной рамы жестко скреплены каждая с продольной балкой соответствующей гусеничной тележки и выполнены с возможностью частичного перекрытия центральной части соответствующей поперечной балки центральной рамы. Средства для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек выполнены съемными, установлены снаружи поперечных балок центральной рамы и закреплены с помощью переустанавливаемых штырей, пропущенных через сквозные отверстия в вертикальных ребрах, установленных сверху на соответственно концевых и центральных частях поперечных балок центральной рамы. Центральные части поперечных балок центральной рамы имеют опорные поверхности для взаимодействия с переустанавливаемыми домкратами, устанавливаемыми на грунте для вывешивания гусеничных тележек при их раздвижении-сдвижении. При этом на обращенных наружу боковых стенках продольных балок гусеничных тележек выполнены элементы зацепления для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек посредством внешних средств, обеспечивающих возможность перемещения гусеничных тележек в заданном направлении.

Вместе с этим, средства раздвижения-сдвижения гусеничных тележек могут быть выполнены в виде талрепов.

Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно обеспечивает возможность использовать в качестве средств раздвижения-сдвижения гусеничных тележек различные типы приводов перемещения, что, в конечном счете, обеспечивает расширение области применения ходовой части. Вместе с этим, благодаря особенности компоновки ходовой части, упрощается обслуживание средств раздвижения-сдвижения гусеничных тележек. Кроме того, обеспечивается возможность использования для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек надлежащим образом оснащенных внешних средств, обеспечивающих возможность перемещения гусеничных тележек в заданном направлении, а также обеспечивается возможность использования для вывешивания гусеничных тележек домкратов, которые не обязательно являются принадлежностью собственно ходовой части (т.е. гусеничного крана), что расширяет эксплуатационные возможности ходовой части гусеничного крана.

На фиг.1 схематично показана ходовая часть гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек в сборе с опорно-поворотным устройством крана, общий вид; на фиг.2 -платформа ходовой части гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек при сдвинутом (транспортировочном) положении последних (стопорный болт для фиксации положения гусеничной тележки условно показан отдельно); на фиг.3 - то же, при раздвинутом положении гусеничных тележек, общий вид (продольная рама одной гусеничной тележки условно отсоединена от центральных частей поперечных балок центральной рамы, при этом съемные элементы, установленные на раме, показаны отдельно от последней); на фиг.4 - узел соединения центральной части поперечной балки центральной рамы ходовой части с продольной балкой гусеничной тележки; вид со стороны торца поперечной балки; на фиг.5 - устройство крепления клинового элемента, разрез по А-А на фиг.4, повернуто.

В варианте осуществления изобретения ходовая часть 1 гусеничного крана 2 с переменной колеей гусеничных тележек содержит гусеничные тележки 3 с продольными балками 4, центральную раму 5 с поперечными балками 6 коробчатой конструкции, несущую опорно-поворотное устройство 7 гусеничного крана. Продольные балки 4 совместно с центральной рамой 5 и поперечными балками 6 образуют платформу ходовой части. Поперечные балки 6 центральной рамы 5 ходовой части выполнены раздвижными и состоят каждая из центральной части "а", скрепленной с рамой 8 опорно-поворотного устройства 7 и двух концевых частей "b", пропущенных через соответствующие продольные балки 4 гусеничных тележек. Концевые части "b" поперечных балок 6 центральной рамы жестко скреплены каждая с продольной балкой 4 соответствующей гусеничной тележки 3 и выполнены с возможностью частичного перекрытия центральной части "а" соответствующей поперечной балки 6 центральной рамы 5 (по существу, центральная часть "а" раздвижной поперечной балки 4 "входит" в соответствующие концевые части "b" этой балки). Ходовая часть 1 гусеничного крана содержит съемные средства для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек 3 и средства для фиксации гусеничных тележек в рабочих положениях.

В варианте осуществления изобретения в качестве средств для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек 3 ходовая часть 1 содержит, например, исполнительные гидроцилиндры 9, сообщенные с гидравлической системой гусеничного крана 2 посредством быстроразъемных штуцеров (на чертеже не показано). В другом варианте исполнительные гидроцилиндры могут быть сообщены, например, с переносной насосной станцией (на чертеже не показано). Исполнительные гидроцилиндры 9 установлены снаружи поперечных балок 6 и шарнирно закреплены на этих балках с помощью переустанавливаемых штырей 10, 11, пропущенных через сквозные отверстия в соответствующих вертикальных ребрах 12, 13, установленных сверху на концевых "b" и центральных "а" частях поперечных балок 6.

В другом варианте выполнения (на чертеже не показано) съемные средства раздвижения-сдвижения гусеничных тележек 3 могут быть выполнены в виде талрепов, которые закрепляют на поперечных балках 6 таким же образом, как и исполнительные гидроцилиндры 9. В сравнении с вариантом, когда съемные средства раздвижения-сдвижения гусеничных тележек выполнены в виде исполнительных гидроцилиндров, вариант с талрепами является более простым. Такое конструктивное решение может быть использовано в случае, когда гидравлическая система не предусмотрена, например, когда гусеничный кран имеет дизель-электрический привод.

Вместе с этим, на обращенных наружу боковых стенках продольных балок 4 гусеничных тележек 3 выполнены элементы зацепления 14 для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек посредством внешних средств, обеспечивающих возможность перемещения гусеничных тележек в заданном направлении. В качестве подобных средств могут быть использованы, например, надлежащим образом оснащенные самоходные транспортные средства (в частности, бульдозер, трактор) или трособлочные устройства с лебедками.

Для вывешивания гусеничных тележек 3 при их раздвижении-сдвижении на центральных частях "а" поперечных балок 6 предусмотрены опорные поверхности (платики) для взаимодействия с переустанавливаемыми домкратами (на чертеже не показано), устанавливаемыми на грунте (основании) 15. Возможность вывешивания гусеничных тележек с помощью переустанавливаемых домкратов, которые не являются принадлежностью собственно ходовой части, позволяет снизить ее материалоемкость. Вместе с этим, это расширяет эксплуатационные возможности ходовой части.

С внешней стороны ходовой части 1 на боковых стенках центральных частей "а" поперечных балок 6 выполнены центрирующие направляющие элементы 16, взаимодействующие с ответными поверхностями концевых частей "b". В варианте осуществления изобретения центрирующие направляющие элементы выполнены, например, в виде металлических пластин. Аналогичные металлические пластины 17 имеются с нижней стороны центральной части каждой поперечной балки. Пластины 17 выполняют функцию опорных элементов центральной части "а" поперечной балки 6 и взаимодействуют с ответными поверхностями концевых частей "b" последней. Зазоры между центральной частью "а" и концевыми частями "b" каждой поперечной балки в вертикальном и горизонтальном направлениях "выбирают" посредством клиновых элементов соответственно 18, 19 и 20, которые закрепляют с помощью резьбовых соединений (например, посредством болтов с шайбами). Для обеспечения возможности установки клиновых элементов 19 предусмотрены "отжимные" болты 21.

Средства для фиксации гусеничных тележек в рабочих положениях включают стопорные болты 22 с гайками 23 и стяжки 24. Последние шарнирно закреплены снаружи поперечных балок 6 с помощью осей 25 и переустанавливаемых штырей 26, пропущенных через сквозные отверстия в стяжках 24 и кронштейнах 27, 28, установленных соответственно на концевых "b" и центральных "а" частях поперечных балок 6. В варианте осуществления изобретения переустанавливаемые штыри 26 также могут быть установлены в сквозных отверстиях, выполненных в элементах зацепления 14, и использованы совместно с последними для обеспечения раздвижения-сдвижения гусеничных тележек 3 посредством внешних средств.

Использование ходовой части гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек осуществляется следующим образом.

В исходном (сдвинутом) положении гусеничных тележек 3 центральные части "а" поперечных балок 6 фиксируют относительно концевых частей "b" последних посредством стопорных болтов 22 с гайками 23. Переустанавливаемые штыри 26 устанавливают в соответствующие отверстия элементов зацепления 14.

При необходимости увеличения ширины колеи гусеничных тележек раздвижение последних осуществляют, например, с помощью исполнительных гидроцилиндров 9. Для этого последовательно вывешивают гусеничные тележки с помощью переустанавливаемых домкратов, которые устанавливают на грунте (основании) 15 со стороны вывешиваемой гусеничной тележки под соответствующими опорными поверхностями, выполненными на центральных частях "а" поперечных балок 6. После вывешивания гусеничной тележки извлекают соответствующие стопорные болты 22 с гайками 23. В поршневые полости соответствующих исполнительных гидроцилиндров 9 подают рабочую жидкость. В результате происходит раздвижение поперечных балок 6 со стороны вывешенной гусеничной тележки.

Гусеничная тележка совместно с концевыми частями "а" поперечных балок 6, жестко скрепленными с продольной балкой 4, перемещается до упора соответствующих осей 25 в стенки сквозных продолговатых отверстий "с" в стяжках 24. Затем со стороны вывешенной гусеничной тележки посредством клиновых элементов 18-20 выбирают зазоры между центральной "а" и концевыми "b" частями каждой поперечной балки. Для установки клиновых элементов 19 при необходимости используют "отжимные" болты 21. Фиксируют клиновые элементы 18-20 посредством болтов с шайбами. В соответствующие сквозные отверстия, выполненные на кронштейнах 28, устанавливают переустанавливаемые штыри 26, которые до этого были скреплены с элементами зацепления 14, выполненными на вывешенной гусеничной тележке. В таком положении переустанавливаемые штыри 26 ограничивают перемещение стяжек 24 и, соответственно, продольной балки 4 гусеничной тележки в сторону центра ходовой части. После этого гусеничную тележку опускают посредством упомянутых домкратов. Домкраты переустанавливают на другую сторону центральной рамы 5 и аналогичным образом раздвигают поперечные балки 6 со стороны другой гусеничной тележки. Благодаря увеличению ширины колеи гусеничных тележек увеличивается устойчивость гусеничного крана, что обеспечивает возможность увеличения его грузоподъемности.

Уменьшение ширины колеи гусеничных тележек ходовой части крана осуществляется в обратной последовательности. Уменьшение ширины колеи обеспечивает возможность транспортировки гусеничного крана, например, автомобильным и железнодорожным транспортом, а также, при некотором ограничении его грузоподъемности, возможность эксплуатации гусеничного крана в условиях стесненных площадок.

Таким образом, благодаря особенности исполнения ходовой части гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек изобретение позволяет создать достаточно простую ходовую часть и обеспечивает возможность использовать качестве средств раздвижения-сдвижения гусеничных тележек различные типы приводов перемещения, что, в конечном счете, обеспечивает расширение области применения ходовой части. Вместе с этим, благодаря особенности компоновки ходовой части, изобретение позволяет упростить обслуживание средств раздвижения-сдвижения гусеничных тележек. Кроме того, благодаря возможности использования для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек надлежащим образом оснащенных внешних средств, обеспечивающих перемещение гусеничных тележек в заданном направлении, а также возможности использования для вывешивания гусеничных тележек домкратов, которые не обязательно являются принадлежностью собственно ходовой части (т.е. гусеничного крана), изобретение расширяет эксплуатационные возможности ходовой части гусеничного крана.

1. Ходовая часть гусеничного крана с переменной колеей гусеничных тележек, содержащая продольные балки гусеничных тележек, центральную раму с поперечными балками коробчатой конструкции, несущую опорно-поворотное устройство гусеничного крана, причем поперечные балки центральной рамы выполнены раздвижными и состоят каждая из центральной части, скрепленной с рамой упомянутого опорно-поворотного устройства, и двух концевых частей, пропущенных через соответствующие продольные балки гусеничных тележек, средства для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек, шарнирно закрепленные соответственно на концевых и центральных частях поперечных балок центральной рамы, и средства для фиксации гусеничных тележек в рабочих положениях, отличающаяся тем, что концевые части поперечных балок центральной рамы жестко скреплены каждая с продольной балкой соответствующей гусеничной тележки и выполнены с возможностью частичного перекрытия центральной части соответствующей поперечной балки центральной рамы, при этом средства для раздвижения-сдвижения выполнены съемными, установлены снаружи поперечных балок центральной рамы и закреплены с помощью переустанавливаемых штырей, пропущенных через сквозные отверстия в вертикальных ребрах, установленных сверху на соответственно концевых и центральных частях поперечных балок центральной рамы, причем центральные части поперечных балок центральной рамы имеют опорные поверхности для взаимодействия с переустанавливаемыми домкратами, устанавливаемыми на грунте для вывешивания гусеничных тележек при их раздвижении-сдвижении, при этом на обращенных наружу боковых стенках продольных балок гусеничных тележек выполнены элементы зацепления для раздвижения-сдвижения гусеничных тележек посредством внешних средств, обеспечивающих возможность перемещения гусеничных тележек в заданном направлении.

2. Ходовая часть по п.1, отличающаяся тем, что средства раздвижения-сдвижения гусеничных тележек выполнены в виде талрепов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Трактор // 1717460
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, преимущественно к тракторостроению. .

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, Б частности к гусеничным транспортным средствам повышенной проходимости Цель изобретения - упрощение изменения ширины колеи в полевых условиях .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному средству на гусеничном ходу с изменяемой колеей

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх