Накапливающая информационно-измерительная система силовой установки летательного аппарата

Изобретение касается систем автоматического контроля и регистрации параметров различных объектов, а именно систем информационно-измерительных и накапливающих информацию о техническом состоянии параметров газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы, области применения, повышение эксплуатационных характеристик силовой установки и коэффициента использования оборудования в системе, а также обеспечение надежной эксплуатации силовой установки по техническому состоянию. С этой целью в систему, которая содержит два блока формирователей, два блока нормализаторов, два блока контроля датчиков, два коммутатора, два аналого-цифровых преобразователя, два блока регистрации параметров, два операционных блока, блок контроля, дополнительно введены первый блок контроля частоты, первый блок эталонной частоты, первый блок эталонов, первый коммутатор частоты, первый коммутатор эталонов, первый блок гальванической развязки, первый коммутатор одиночных сигналов, первый коммутатор бортового напряжения, третий операционный блок, второй блок контроля частоты, второй блок эталонной частоты, второй коммутатор частоты, второй блок эталонов, второй коммутатор эталонов, второй блок гальванической развязки, второй коммутатор одиночных сигналов, второй коммутатор бортового напряжения и четвертый операционный блок. Система позволяет обеспечить: проведение контроля функционирования каналов системы в автономном режиме без подключения наземной проверочной аппаратуры; контроль и регистрацию информации от датчиков-сигнализаторов газотурбинных двигателей и систем, которые обеспечивают их работу; высокую надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров в результате проведения контроля функционирования. 1 ил.

 

Изобретение касается систем автоматического контроля и регистрации параметров различных объектов, а именно систем информационно - измерительных и накапливающих информацию о техническом состоянии параметров газотурбинных двигателей летательных аппаратов.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту по отношению к заявляемому техническому решению является известная "Система контроля и регистрации параметров силовой установки летательного аппарата" (см. патент Украины на изобретение №54605, кл. F 02 C 9/28, G 06 F 15/16), которая имеет первый блок нормализаторов, соединенный с первым блоком контроля датчиков, первый коммутатор через первый аналого-цифровой преобразователь соединен с первым операционным блоком, вход-выход которого соединен с блоком контроля (блок вычислителя, блок формирования и преобразования кода, блок формирования команд, блок отображения сообщений), кроме того, первый блок регистрации параметров входом-выходом соединен с первым операционным блоком, выход которого соединен со вторым входом первого коммутатора, первый блок формирователей по входу соединен с первым блоком контроля датчиков, второй блок нормализаторов непосредственно соединен со вторым блоком контроля датчиков, второй коммутатор через второй аналого-цифровой преобразователь соединен со вторым операционным блоком, вход-выход которого соединен с блоком контроля (блок вычислителя, блок формирования и преобразования кода, блок набора команд, блок отображения сообщений), кроме того, второй блок регистрации параметров входом-выходом соединен со вторым операционным блоком, выход которого соединен со вторым входом второго коммутатора, второй блок формирователей по входу соединен со вторым блоком контроля датчиков.

Указанная система имеет следующие недостатки:

- ограниченные функциональные возможности и область применения в связи с отсутствием контроля и регистрации информации от датчиков-сигнализаторов газотурбинных двигателей и систем, которые обеспечивают их работу. Современные газотурбинные двигатели и системы, которые обеспечивают их работу, оборудованы вмонтированными малогабаритными датчиками-сигнализаторами, которые выдают команды (сигналы) заданного уровня, например плюс 27 вольт, при достижении предельных значений параметров газотурбинных двигателей и их систем;

- недостаточная надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров вследствие отсутствия контроля функционирования.

Предполагаемое изобретение направлено на создание системы, которая должна обеспечить как контроль и накопление информации аналоговых и частотных параметров, так и параметров силовой установки летательного аппарата, которые контролируются датчиками-сигнализаторами. Кроме того, система должна иметь такую структуру, которая обеспечит контроль функционирования.

В случае усовершенствования системы расширяются ее функциональные возможности, область применения, повышаются эксплуатационные характеристики силовой установки летательного аппарата, коэффициент использования оборудования, сокращается простой авиационной техники и обеспечивается эксплуатация силовой установки по техническому состоянию.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы, области применения, повышение эксплуатационных характеристик силовой установки и коэффициента использования оборудования в системе, а также обеспечение надежной эксплуатации силовой установки по техническому состоянию.

Поставленная цель достигается тем, что в известную систему, которая имеет первый блок нормализаторов, соединенный с первым блоком контроля датчиков, первый коммутатор через первый аналого-цифровой преобразователь соединен с первым операционным блоком, вход которого соединен с блоком контроля, кроме того, первый блок регистрации параметров входом-выходом соединен с первым операционным блоком, выход которого соединен с первым входом первого коммутатора, первый блок формирователей по входу соединен с первым блоком контроля датчиков и первым входом системы, а вход первого блока нормализаторов соединен со вторым входом системы, второй блок нормализаторов соединен со вторым блоком контроля датчиков, второй коммутатор через второй аналого-цифровой преобразователь соединен со вторым операционным блоком, вход которого соединен с блоком контроля, кроме того, второй блок регистрации параметров входом-выходом соединен со вторым операционным блоком, выход которого соединен с первым входом второго коммутатора, оставшиеся входы блока контроля соединены с первым и вторым операционными блокоми, второй блок формирователей по входу соединен со вторым блоком контроля датчиков и третьим входом системы, а вход второго блока нормализаторов соединен с четвертым входом системы, ДОПОЛНИТЕЛЬНО введены первый блок контроля частоты, первый блок эталонной частоты, первый блок эталонов, первый коммутатор частоты, первый коммутатор эталонов, первый коммутатор одиночных сигналов, первый блок гальванической развязки, третий операционный блок, первый коммутатор бортового напряжения, второй блок контроля частоты, второй блок эталонной частоты, второй коммутатор частоты, второй блок эталонов, второй коммутатор эталонов, второй коммутатор одиночных сигналов, второй блок гальванической развязки, четвертый операционный блок и второй коммутатор бортового напряжения, первый выход первого блока формирователей через первый блок контроля частоты соединен с первым операционным блоком и первым коммутатором частоты, первый блок эталонной частоты через первый коммутатор частоты соединен с первым операционным блоком, первый коммутатор эталонов по входу соединен с первым блоком эталонов, первым блоком нормализаторов, первым блоком контроля датчиков, а его выход соединен с первым коммутатором, второй выход первого блока контроля датчиков соединен с первым операционным блоком, а третий выход первого блока контроля датчиков соединен с первым блоком контроля частоты и первым коммутатором частоты, последний вход первого коммутатора частоты соединен с выходом первого блока формирователей, первый коммутатор одиночных сигналов через первый блок гальванической развязки соединен с третьим операционным блоком, первый выход которого через первый коммутатор бортового напряжения соединен с первым коммутатором одиночных сигналов, второй вход которого соединен с выходом третьего операционного блока, вход-выход первого операционного блока соединен с выходом-входом третьего операционного блока, последний вход первого коммутатора одиночных сигналов соединен с пятым входом системы, а последний вход первого коммутатора бортового напряжения соединен с шестым входом системы, первый выход второго блока формирователей через второй блок контроля частоты соединен со вторым операционным блоком и вторым коммутатором частоты, второй блок эталонной частоты через второй коммутатор частоты соединен со вторым операционным блоком, второй коммутатор эталонов по входу соединен со вторым блоком эталонов, вторым блоком нормализаторов, вторым блоком контроля датчиков, а его выход соединен со вторым коммутатором, второй выход второго блока контроля датчиков соединен со вторым операционным блоком, а третий выход второго блока контроля датчиков соединен со вторым блоком контроля частоты и вторым коммутатором частоты, последний вход второго коммутатора частоты соединен с выходом второго блока формирователей, второй коммутатор одиночных сигналов через второй блок гальванической развязки соединен с четвертым операционным блоком, первый выход которого через второй коммутатор бортового напряжения соединен со вторым коммутатором одиночных сигналов, второй вход которого соединен с выходом четвертого операционного блока, вход-выход второго операционного блока соединен с выходом-входом четвертого операционного блока, последний вход второго коммутатора одиночных сигналов соединен с седьмым входом системы, а последний вход второго коммутатора бортового напряжения соединен с восьмым входом системы, кроме того, первый блок контроля датчиков соединен с выходом первого операционного блока, а второй блок контроля датчиков соединен с выходом второго операционного блока.

Введение в систему дополнительных признаков, а именно:

первого блока контроля частоты, первого блока эталонной частоты, первого блока эталонов, первого коммутатора частоты, первого коммутатора эталонов, первого блока гальванической развязки, первого коммутатора одиночных сигналов, первого коммутатора бортового напряжения, третьего операционного блока, второго блока контроля частоты, второго блока эталонной частоты, второго коммутатора частоты, второго блока эталонов, второго коммутатора эталонов, второго блока гальванической развязки, второго коммутатора одиночных сигналов, второго коммутатора бортового напряжения и четвертого операционного блока позволит обеспечить:

- контроль и регистрацию информации от датчиков-сигнализаторов газотурбинных двигателей и систем, которые обеспечивают их работу;

- высокую надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров в результате проведения контроля функционирования.

Как видно из вышеупомянутого, заявленное техническое решение имеет существенные признаки, которые позволяют расширить функциональные возможности, область применения, повысить эксплуатационные характеристики силовой установки летательного аппарата, коэффициент использования оборудования и обеспечить эксплуатацию силовой установки по техническому состоянию.

Принцип работы системы объясняется чертежом на котором представлена структурная схема системы.

Система содержит первый блок 1 нормализаторов, первый коммутатор 2, первый аналого-цифровой преобразователь 3, первый операционный блок 4, блок 5 контроля, первый блок 6 формирователей, первый блок 7 контроля датчиков, первый блок 8 регистрации параметров, первый блок 9 контроля частоты, первый блок 10 эталонной частоты, первый коммутатор 11 частоты, второй блок 12 нормализаторов, второй коммутатор 13, второй аналого-цифровой преобразователь 14, второй операционный блок 15, второй блок 16 формирователей, второй блок 17 контроля датчиков, второй блок 18 регистрации параметров, первый блок 19 эталонов, первый коммутатор 20 эталонов, первый коммутатор 21 одиночных сигналов, первый блок 22 гальванической развязки, третий операционный блок 23, первый коммутатор 24 бортового напряжения, второй блок 25 контроля частоты, второй блок 26 эталонной частоты, второй коммутатор 27 частоты, второй блок 28 эталонов, второй коммутатор 29 эталонов, второй коммутатор 30 одиночных сигналов, второй блок 31 гальванической развязки, четвертый операционный блок 32, второй коммутатор 33 бортового напряжения.

Блок 5 контроля содержит вычислитель 34, блок 35 формирования и преобразования кода и блок 36 отображения сообщений и набора команд.

Блок 1 нормализаторов непосредственно и через блок 7 контроля датчиков соединен с коммутатором 20 эталонов, последний вход которого соединен с блоком 19 эталонов, выход коммутатора 20 эталонов через коммутатор 2 и аналого-цифровой преобразователь 3 соединен с операционным блоком 4, вход которого соединен с выходом блока 5 контроля, а его вход соединен с выходом операционного блока 4, блок 6 формирователей через блок 9 контроля частоты соединен с операционным блоком 4 и коммутатором 11 частоты, последние входы которого соединены с блоком 10 эталонной частоты, блоком 6 формирователей и выходом блока 7 контроля датчиков, выход которого соединен с операционным блоком 4, последний вход которого соединен с выходом коммутатора 11 частоты, вход-выход блока 8 регистрации параметров соединен с выходом-входом операционного блока 4, соединенные между собою входы блока 6 формирователей и блока 7 контроля датчиков подключены к первому входу системы, вход блока 1 нормализаторов подключен ко второму входу системы, выходы операционного блока 4 соединены с коммутатором 2 и блоком 7 контроля датчиков, коммутатор 21 одиночных сигналов через блок 22 гальванической развязки соединен с операционным блоком 23, выход которого через коммутатор 24 бортового напряжения соединен с коммутатором 21 одиночных сигналов, последние входы которого соединены с операционным блоком 23 и с пятым входом системы, последний вход-выход операционного блока 4 соединен с выходом-входом операционного блока 23, а последний вход коммутатора 24 бортового напряжения соединен с шестым входом системы, блок 12 нормализаторов непосредственно и через блок 17 контроля датчиков соединен с коммутатором 29 эталонов, последний вход которого соединен с блоком 28 эталонов, выход коммутатора 28 эталонов через коммутатор 13 и аналого-цифровой преобразователь 14 соединен с операционным блоком 15, вход которого соединен с выходом блока 5 контроля, а его вход соединен с выходом операционного блока 15, блок 16 формирователей через блок 25 контроля частоты соединен с операционным блоком 15 и коммутатором 27 частоты, последние входы которого соединены с блоком 26 эталонной частоты, блоком 16 формирователей и выходом блока 17 контроля датчиков, выход которого соединен с операционным блоком 15, последний вход которого соединен с выходом коммутатора 27 частоты, вход-выход блока 18 регистрации параметров соединен с выходом-входом операционного блока 15, соединенные между собою входы блока 16 формирователей и блока 17 контроля датчиков подключены к третьему входу системы, вход блока 12 нормализаторов подключен к четвертому входу системы, выходы операционного блока 15 соединены с коммутатором 13 и блоком 17 контроля датчиков, коммутатор 30 одиночных сигналов через блок 31 гальванической развязки соединен с операционным блоком 32, выход которого через коммутатор 33 бортового напряжения соединен с коммутатором 30 одиночных сигналов, последние входы которого соединены с операционным блоком 32 и с седьмым входом системы, последний вход-выход операционного блока 15 соединен с выходом-входом операционного блока 32, а последний вход коммутатора 33 бортового напряжения соединен с восьмым входом системы.

Операционные блоки 4 и 15 могут быть реализованы на стандартных многофункциональных процессорах, которые могут использовать как внутреннюю, так и внешнюю память (на чертеже не показано), которые также имеют, кроме вычислительных функций, функцию измерения временных интервалов, а также функцию приема и выдачу кодовых и одиночных сигналов. Кроме стандартного многофункционального процессора, в состав операционных блоков также могут входить стандартные однокристальные процессоры, на которые возлагается задача управления процессом преобразования аналого-цифровым преобразователем 3(14) постоянного напряжения из выхода блока 1(12) нормализаторов и выдачи сигналов при контроле функционирования каналов.

Операционные блоки 23 и 32 могут быть реализованы на стандартных однокристальных процессорах, которые обеспечивают работу тракта по приему сигналов от датчиков-сигнализаторов, по контролю его функционирования и выдачи, например, последовательного однополярного (разнополярного) кода к операционному блоку 4(15).

Блоки 8 и 18 регистрации параметров могут быть реализованы на стандартных микросхемах флэш-памяти.

Блоки 7 и 17 контроля датчиков могут быть реализованы используя как техническое решение по авт. свид. СССР №1339459, кл. G 01 R 31/02 (для контроля частотных датчиков), так и компараторы в интегральном исполнении (для контроля аналоговых датчиков).

Коммутаторы 11 и 27 частоты, коммутаторы 20 и 29 эталонов могут быть реализованы на стандартных переключающих коммутаторах в интегральном исполнении.

Блоки 9 и 25 контроля частоты могут быть реализованы на стандартных одновибраторах в интегральном исполнении.

Блоки 10 и 26 эталонной частоты могут быть реализованы на стандартных генераторах частоты с прямоугольной формой выходного сигнала.

Коммутаторы 21 и 30 одиночных сигналов, коммутаторы 24 и 33 бортового напряжения могут быть реализованы на стандартных коммутаторах повышенного уровня напряжения в интегральном исполнении.

Блоки 22 и 31 гальванической развязки могут быть реализованы на стандартных элементах опторазвязки в интегральном исполнении.

Система работает следующим образом.

При включении напряжения питания операционные блоки 4, 15, 23, 32 и блок 5 устанавливаются в начальное состояние и с интервалом времени, которое превышает переходные процессы в системе, операционные блоки 4 и 15, выдают сигналы, обеспечивающие проведение независимого автоматического контроля функционирования измерительных каналов каждого газотурбинного двигателя. Операционные блоки 23 и 32 работают в автономном режиме по контролю функционирования каналов контроля одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов каждого газотурбинного двигателя.

Далее работу системы в режиме самоконтроля рассмотрим в следующей последовательности.

Первым рассмотрим функционирование в режиме проведения самоконтроля измерительного канала операционного блока 4 первого газотурбинного двигателя.

Из выхода 4-1 операционного блока 4 на вход блока 7 контроля датчиков поступает сигнал, который независимо от состояния цепей аналоговых и частотных датчиков устанавливает его в режим имитации нарушения входных цепей, при этом на его выходе получим сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы коммутатора 20 эталонов, коммутатора 11 частоты и операционного блока 4.

При поступлении сигналов в виде логической "1" из выхода блока 7 контроля датчиков на вход коммутатора 20 эталонов, последний отключает вход коммутатора 2 от выходов блока 1 нормализаторов и подключает выходы блока 19 эталонов на входы коммутатора 2. При этом эталонные сигналы через коммутатор 20 поступают на коммутатор 2 и, следовательно, на его входах устанавливаются контрольные значения постоянного напряжения. Из выхода 4-2 операционного блока 4 на вход коммутатора 2 поступают сигналы, например, в виде двоичного кода параллельного или последовательного, которые обеспечивают поочередное подключение контрольных значений напряжения из выхода коммутатора 20 через коммутатор 2 к аналого-цифровому преобразователю 3, в котором постоянное контрольное напряжение преобразуется в двоичный контрольный код. После каждого подключения контрольного напряжения, а соответственно и после каждого его преобразования преобразователем 3 с интервалом времени, превышающим переходные процессы в коммутаторе 2 и аналого-цифровом преобразователе 3, операционный блок 4 записывает в свою память значения контрольного кода (при отсутствии в аналоговом измерительном тракте отказов). После преобразования контрольных сигналов из выхода коммутатора 20 и записи контрольных кодов в память операционного блока 4 снимается сигнал из выхода 4-2 блока 4 и обеспечивается запись операционным блоком 4, в свою память, сигналов в виде логической "1" из выхода блока 7 контроля входных цепей по каналу аналоговых датчиков.

При поступлении сигналов в виде логической "1" из выхода блока 7 контроля датчиков на вход коммутатора 11 частоты последний отключает входы операционного блока 4 от выходов блока 6 формирователей и подключает выход блока 10 эталонной частоты ко входам операционного блока 4. При этом эталонные частоты из выхода блока 10 поступают на вход операционного блока 4. Количество входов операционного блока 4 отвечает количеству контролируемых частотных параметров первого газотурбинного двигателя. Операционный блок 4 последовательно или параллельно, при наличии в его процессоре многоканальных преобразователей частота (интервал) - код, обеспечивает преобразование эталонных частот, поступающих из выхода блока 10 через коммутатор 11 частоты в контрольный двоичный код. После каждого подключения контрольной частоты, при последовательном преобразовании, а соответственно и после каждого ее преобразования, операционный блок 4 записывает в свою память значения контрольного кода. После преобразования операционным блоком 4 эталонных частот и записи контрольных кодов в свою память обеспечивается запись блоком 4, в свою память, сигналов в виде логической "1" из входа блока 7 контроля датчиков по каналам частотных датчиков. После завершения записи сигналов из выхода блока 7 операционный блок 4 снимает сигнал из выхода 4-1, что обеспечивает переход блока 7 в режим контроля цепей аналоговых и частотных датчиков. При наличии на выходе блока 7, а соответственно и на входе коммутатора 20, сигналов в виде логического уровня "0", после снятия сигнала из выхода 4-1 блока 4, коммутатор 20 отключает блок 19 эталонов и подключает блок 1 нормализаторов к коммутатору 2. Кроме того, наличие на выходе блока 7, а соответственно и на входе коммутатора 11 частоты, сигналов в виде логического уровня "0", после снятия сигнала из выхода 4-1 блока 4 коммутатор 11 отключает блок 10 эталонной частоты и подключает блок 6 формирователей ко входам операционного блока 4.

В связи с тем, что контроль проводится перед запуском первого газотурбинного двигателя, сигналы от частотных датчиков не поступают, тогда на выходе формирователей блока 6 импульсы отсутствуют, а соответственно не поступают в блок 9 контроля частоты и коммутатор 11 частоты. Отсутствие импульсов на входе блока 9 приводит к появлению на его выходе сигнала логического уровня "1", который свидетельствует об отсутствии частотных сигналов от датчиков оборотов. Сигналы в виде логического уровня "1" из выхода блока 9 поступают в блок 4 для регистрации в его память. Кроме того, сигналы логического уровня "1" из выхода блока 9 также поступают на вход коммутатора 11 частоты, который обеспечивает подключение эталонных частот блока 10 к входам операционного блока 4.

Далее цикл преобразования эталонных частот, поступающих из выхода коммутатора 11 частоты, в двоичный код и записью его в память операционного блока 4 осуществляется за описанным выше алгоритмом. Затем операционный блок 4 начинает анализировать ранее записанную в памяти контрольную информацию и, если она отвечает заданным контрольным параметрам, операционный блок 4 выдает сигнал исправности, если она не отвечает заданным контрольным параметрам, тогда операционный блок 4 выдает сигнал неисправности. Наличие сигнала неисправности требует ремонта системы по измерительному каналу первого газотурбинного двигателя.

Кроме того, операционный блок 4 выдает сигнал контроля до операционного блока 23, который, в свою очередь, запускает программу самоконтроля тракта приема одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 6) первого газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 23 выдает сигнал на коммутатор 24 бортового напряжения для подключения бортового напряжения к коммутатору 21 одиночных сигналов. Затем операционный блок 23 выдает на коммутатор 21 сигналы, которые обеспечивают коммутацию бортового напряжения по всем каналам коммутатора 21. Сигналы бортового напряжения, например плюс 27 вольт, поступают на блок 22 гальванической развязки. Блок 22 предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-измерительной системы силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 22 бортового напряжения на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 23. Блок 23 анализирует принятую информацию в виде логической "1". Если на всех его входах присутствуют сигналы в виде логической "1", то сигнал отказа блок 23 на операционный блока 4 не выдает. Если хоть один сигнал логической "1", из выхода блока 22, отсутствует на входе операционного блока 23, т.е. на входе блока 23 присутствует сигнал логического уровня "0", тогда операционный блок 23 выдает сигнал неисправности на операционный блок 4. Наличие сигнала неисправности требует ремонта системы по каналу контроля одиночных сигналов первого газотурбинного двигателя. Затем операционный блок 23 снимает сигнал на входе коммутатора 24 бортового напряжения, который приводит к снятию бортового напряжения на входе коммутатора 21 одиночных сигналов. После снятия сигнала из коммутатора 24 операционный блок 23 переходит в режим контроля одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов первого газотурбинного двигателя.

Далее рассмотрим функционирование в режиме проведения самоконтроля измерительного канала операционного блока 15 второго газотурбинного двигателя.

Из выхода 15-1 операционного блока 15 на вход блока 17 контроля датчиков поступает сигнал, который независимо от состояния цепей аналоговых и частотных датчиков устанавливает его в режим, имитирующий нарушение входных цепей, при этом на его выходе получим сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают в входы коммутатора 29 эталонов, коммутатора 27 частоты и операционного блока 15.

При поступлении сигналов в виде логической "1" из выхода блока 17 контроля датчиков на вход коммутатора 29 эталонов последний отключает вход коммутатора 13 от выходов блока 12 нормализаторов и подключает выходы блока 28 эталонов на входы коммутатора 13. При этом эталонные сигналы через коммутатор 29 поступают на коммутатор 13 и, следовательно, на его входах устанавливаются контрольные значения постоянного напряжения. Из выхода 15-2 операционного блока 15 на вход коммутатора 13 поступают сигналы, например, в виде двоичного кода параллельного или последовательного, которые обеспечивают поочередное подключение контрольных значений напряжения из выхода коммутатора 29 через коммутатор 13 к аналого-цифровому преобразователю 14, в котором постоянное контрольное напряжение преобразуется в двоичный контрольный код. После каждого подключения контрольного напряжения, а соответственно и после каждого его преобразования преобразователем 14 с интервалом времени, превышающим переходные процессы в коммутаторе 13, и аналого-цифровом преобразователе 14 операционный блок 15 записывает в свою память значения контрольного кода (при отсутствии в аналоговом измерительном тракте отказов). После преобразования контрольных сигналов из выхода коммутатора 29 и записи контрольных кодов в память операционного блока 15 снимается сигнал из выхода 15-2 блока 15 и обеспечивается запись операционным блоком 15, в свою память, сигналов в виде логической "1" из входа блока 17 контроля входных цепей по каналу аналоговых датчиков.

При поступлении сигналов в виде логической "1" из выхода блока 17 контроля датчиков на вход коммутатора 27 частоты последний отключает входы операционного блока 15 от выходов блока 16 формирователей и подключает выход блока 26 эталонной частоты ко входам операционного блока 15. При этом эталонные частоты из выхода блока 26 поступают на вход операционного блока 15. Количество входов операционного блока 15 отвечает количеству контролируемых частотных параметров второго газотурбинного двигателя. Операционный блок 15 последовательно или параллельно, при наличии в его процессоре многоканальных преобразователей частота (интервал) - код, обеспечивает преобразование эталонных частот, поступающих из выхода блока 26 через коммутатор 27 частоты в контрольный двоичный код. После каждого подключения контрольной частоты, при последовательном преобразовании, а соответственно и после каждого ее преобразования, операционный блок 15 записывает в свою память значения контрольного кода. После преобразования операционным блоком 4 эталонных частот и записи контрольных кодов в свою память обеспечивается запись блоком 15, в свою память, сигналов в виде логической "1" из входа блока 17 контроля датчиков по каналам частотных датчиков. После завершения записи сигналов из выхода блока 17 операционный блок 15 снимает сигнал из выхода 15-1, что приводит к переводу блока 17 в режим контроля цепей аналоговых и частотных датчиков. При наличии на выходе блока 17, а соответственно и на входе коммутатора 29, сигналов в виде логического уровня "0", после снятия сигнала из выхода 15-1 блока 15, коммутатор 29 отключает блок 28 эталонов и подключает блок 12 нормализаторов к коммутатору 13. Кроме того, наличие на выходе блока 17, а соответственно и на входе коммутатора 27 частоты, сигналов в виде логического уровня "0", после снятия сигнала из выхода 15-1 блока 15, коммутатор 27 отключает блок 26 эталонной частоты и подключает блок 16 формирователей ко входам операционного блока 15.

В связи с тем, что контроль проводится перед запуском второго газотурбинного двигателя, сигналы от частотных датчиков не поступают, тогда на выходе формирователей блока 16 импульсы отсутствуют, а соответственно не поступают в блок 25 контроля частоты и коммутатор 27 частоты. Отсутствие импульсов на входе блока 25 приводит к появлению на его выходе сигнала логического уровня "1", что свидетельствует об отсутствии частотных сигналов от датчиков оборотов. Сигналы в виде логического уровня "1" из выхода блока 25 поступают в блок 15 для регистрации в его памяти. Кроме того, сигналы логического уровня "1" из выхода блока 25 также поступают в вход коммутатора 27 частоты, которые обеспечивают подключение эталонных частот блока 26 ко входам операционного блока 15.

Далее цикл преобразования эталонных частот, поступающих из выхода коммутатора 27 частоты, в двоичный код и записью его в память операционного блока 15 осуществляется за описанным выше алгоритмом. Затем операционный блок 15 начинает анализировать ранее записанную в памяти контрольную информацию и, если она отвечает заданным контрольным параметрам, операционный блок 15 выдает сигнал исправности, если она не отвечает заданным контрольным параметрам, тогда операционный блок 15 выдает сигнал неисправности. Наличие сигнала неисправности требует ремонта системы по измерительному каналу второго газотурбинного двигателя.

Кроме того, операционный блок 15 выдает сигнал контроля к операционному блока 32, который, в свою очередь, запускает программу самоконтроля тракта приема одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 8) второго газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 32 выдает сигнал на коммутатор 33 бортового напряжения для подключения бортового напряжения к коммутатору 30 одиночных сигналов. Затем операционный блок 32 выдает на коммутатор 30 сигналы, которые обеспечивают коммутацию бортового напряжения по всем каналам коммутатора 30. Сигналы бортового напряжения, например, плюс 27 вольт поступают на блок 31 гальванической развязки. Блок 31 предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-измерительной системы силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 31 бортового напряжения на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 32. Блок 32 анализирует принятую информацию в виде логической "1". Если на всех его входах присутствуют сигналы в виде логической "1", то сигнал отказа блок 32 на операционный блок 15 не выдает. Если хоть один сигнал логической "1", из выхода блока 31, отсутствует на входе операционного блока 32, т.е. на входе блока 32 присутствует сигнал логического уровня "0", тогда операционный блок 32 выдает сигнал неисправности на операционный блок 15. Наличие сигнала неисправности требует ремонта системы по каналу контроля одиночных сигналов второго газотурбинного двигателя. Затем операционный блок 32 снимает сигнал из коммутатора 33 бортового напряжения, который приводит к снятию бортового напряжения на входе коммутатора 30 одиночных сигналов. После снятия сигнала из коммутатора 33 операционный блок 32 переходит в режим контроля одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов второго газотурбинного двигателя.

После прокрутки и дальнейшего запуска первого газотурбинного двигателя силовой установки летательного аппарата сигналы от аналоговых датчиков (вход 2) поступают в блок 1 нормализаторов, где преобразуются в заданный уровень постоянного напряжения удобный как для аналого-цифрового преобразования в преобразователе 3, так и для использования блоком 7 контроля датчиков. Каналы блока 7 контроля аналоговых датчиков, настраиваются на уровень напряжения ниже, чем уровень напряжения, который соответствует, например, нулевому уровню давления в магистралях воздушных, топливных и масляных двигателя. Каналы блока 7 контроля аналоговых датчиков подключаются ко входным цепям через блок 1 нормализаторов и при нарушении входных цепей или отказе соответствующего нормализатора блока 1 выдают сигналы до операционного блока 4 для обеспечения регистрации в блоке 8, до коммутатора 20 эталонов для обеспечения преобразования эталонного напряжения из выхода блока 19 с целью контроля функционирования измерительного канала аналоговых датчиков первого газотурбинного двигателя.

От частотных датчиков (вход 1) переменный сигнал, пропорциональный частоте вращения турбин двигателя, поступает в блок 6 формирователей, который формирует, например, однополярные прямоугольные импульсы, которые через коммутатор 11 частоты поступают в операционный блок 4. Цепи частотных датчиков подсоединены к блоку 7 контроля датчиков.

Каналы блока 7 контроля частотных датчиков при нарушении входных цепей выдают сигналы на операционный блок 4 для обеспечения регистрации и на коммутатор 11 частоты для обеспечения подачи эталонной частоты из выхода блока 10 к операционному блока 4 с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков. Кроме того, при коротком замыкании во входных цепях частотных датчиков или отказе соответствующего канала блока 6 формирователей соответствующие каналы блока 9 выдают сигналы на операционный блок 4 для обеспечения регистрации и на коммутатор 11 частоты для обеспечения подачи эталонной частоты из выхода блока 10 на операционный блок 4 с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков.

Регистрация текущих значений параметров первого газотурбинного двигателя от его запуска до останова, состояние цепей датчиков, а также сигналов (команд), которые поступают от датчиков-сигнализаторов, осуществляется в следующем порядке.

Операционный блок 4 из выхода 4-2 выдает сигналы, например, в виде двоичного кода к коммутатору 2 для поочередного подключения сигналов из выхода блока 1 нормализаторов, значения которых характеризуют физическое состояние параметров первого газотурбинного двигателя. Затем сигналы из выхода блока 1 через коммутаторы 20 и 2 поступают на аналого-цифровой преобразователь 3, где преобразуются в двоичный код.

С интервалом времени, который определяется быстродействием аналого-цифрового преобразователя 3, после поступления на его вход сигнала из выхода коммутатора 2, операционный блок 4 записывает в свою память, например, последовательный двоичный код из выхода аналого-цифрового преобразователя 3.

После преобразования всех аналоговых сигналов из выхода блока 1 и записи результатов преобразования в память блока 4 последний прекращает выдачу сигналов на коммутатор 2 и начинает анализировать сигналы частотных датчиков.

При отсутствии отказов в цепях частотных датчиков первого газотурбинного двигателя на вход операционного блока 4 поступают последовательности прямоугольных импульсов от блока 6 формирователей, периоды которых пропорциональны числу оборотов турбин двигателя.

Операционный блок 4 последовательно или параллельно при наличии в его процессоре многоканальных преобразователей частота (интервал) - код обеспечивает преобразование последовательности прямоугольных импульсов, поступающих из выхода блока 6 формирователей в двоичный код, величина которого пропорциональна оборотам, например, турбин низкого и высокого давления двигателя.

После каждого подключения входной частоты при последовательном преобразовании, а следовательно, после каждого ее преобразования операционный блок 4 записывает в свою память значения двоичного кода, величина которого пропорциональна оборотам турбин двигателя. После преобразования операционным блоком 4 частот от датчиков и записи измеренного кода в свою память обеспечивается запись блоком 4, в свою память, сигналов из выхода блока 7 контроля датчиков при наличии отказов в их цепях.

Одновременно с измерением параметров от аналоговых и частотных датчиков первого газотурбинного двигателя операционным блоком 4 операционный блок 23 автономно проводит контроль наличия сигналов по каналу приема одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 5) первого газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 23 выдает на коммутатор 21 сигналы, которые обеспечивают коммутацию сигналов напряжением плюс 27 вольт по всем каналам коммутатора 21 от датчиков-сигнализаторов. Сигналы плюс 27 вольт поступают на блок 22 гальванической развязки. Блок 22 предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-измерительной системы силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 22 сигналов от датчиков-сигнализаторов на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 23. Нормализованные сигналы из выхода блока 22 принимает операционный блок 23 и на своем выходе формирует последовательный адресный код, который поступает на вход операционного блока 4. После принятия информации, которая характеризует состояние параметров первого газотурбинного двигателя и которая контролируется датчиками-сигнализаторами, от операционного блока 23 операционный блок 4 принятую информацию записывает в свою память.

Затем операционным блоком 4 из записанной в его памяти информации формируется кадр, который им же переписывается в соответствующие адреса блока 8 регистрации параметров. Блоком 4 кадр может формироваться из нескольких циклов измерения параметров, например секундный кадр. Одновременно с регистрацией параметров о техническом состоянии параметров первого газотурбинного двигателя в блоке 8 операционный блок 4, непрерывно выдает до блока 5 контроля информацию о техническом состоянии газотурбинного двигателя, например, в виде последовательного разнополярного адресного кода.

Режим перезаписи кадра информации из блока 4 в блок 8, выдача непрерывно в блок 5 контроля информации в техническом состоянии газотурбинного двигателя в виде последовательного разнополярного адресного кода и последующего цикла измерения параметров может выполняться как последовательно, так и одновременно в зависимости от соотношения времени измерения параметров с формированием кадра и времени перезаписи кадра из блока 4 в блок 8 регистрации параметров и выдачу последовательного разнополярного адресного кода до блока 5 контроля о техническом состоянии первого газотурбинного двигателя для представления оператору.

Этим и завершается цикл записи в блок 8 информации о техническом состоянии параметров первого газотурбинного двигателя, после чего операционный блок 4 выдает сигналы до коммутатора 2, при последовательном режиме записи кадра и измерения параметров и цикл регистрации сигналов, характеризующих физическое состояние параметров первого газотурбинного двигателя, состояние цепей датчиков, одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов повторяется согласно указанному выше алгоритму.

После прокрутки и дальнейшем запуске второго газотурбинного двигателя силовой установки летательного аппарата сигналы от аналоговых датчиков (вход 4) поступают в блок 12 нормализаторов, где преобразуются в заданный уровень постоянного напряжения, удобный как для аналого-цифрового преобразования в преобразователе 14, так и для использования блоком 17 контроля датчиков. Каналы блока 17 контроля аналоговых датчиков настраиваются на уровень напряжения ниже, чем уровень напряжения, который соответствует, например, нулевому уровню давления в магистралях воздушных, топливных и масляных двигателя. Каналы блока 17 контроля аналоговых датчиков подключаются ко входным цепям через блок 12 нормализаторов и при нарушении входных цепей или отказе соответствующего нормализатора блока 12 выдают сигналы до операционного блока 15 для обеспечения регистрации в блоке 18, до коммутатора 29 эталонов для обеспечения преобразования эталонного напряжения из выхода блока 28 с целью контроля функционирования измерительного канала аналоговых датчиков второго газотурбинного двигателя.

От частотных датчиков (вход 3) переменный сигнал, пропорциональный частоте вращения турбин двигателя, поступает в блок 16 формирователей, который формирует, например, однополярные прямоугольные импульсы, которые через коммутатор 27 частоты поступают в операционный блок 15. Цепи частотных датчиков подключаются к блоку 17 контроля датчиков.

Каналы блока 17 контроля частотных датчиков при нарушении входных цепей выдают сигналы до операционного блока 15 для обеспечения регистрации и до коммутатора 27 частоты для обеспечения подачи эталонной частоты из выхода блока 26 к операционному блоку 15 с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков. Кроме того, при коротком замыкании во входных цепях частотных датчиков или отказе соответствующего канала блока 16 формирователей соответствующие каналы блока 25 выдают сигналы до операционного блока 15 для обеспечения регистрации и до коммутатора 27 частоты для обеспечения подачи эталонной частоты из выхода блока 25 до операционного блока 15 с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков.

Регистрация текущих значений параметров второго газотурбинного двигателя от его запуска до останова, состояние цепей датчиков, а также сигналов (команд), которые поступают от датчиков-сигнализаторов, осуществляется в следующем порядке.

Операционный блок 15 из выхода 15-2 выдает сигналы, например, в виде двоичного кода до коммутатора 13 для поочередного подключения сигналов из выхода блока 12 нормализаторов, значения которых характеризуют физическое состояние параметров второго газотурбинного двигателя. Затем сигналы из выхода блока 12 через коммутаторы 29 и 13 поступают в аналого-цифровой преобразователь 14, где преобразуются в двоичный код.

С интервалом времени, которым определяется быстродействие аналого-цифрового преобразователя 14, после поступления на его вход сигнала из выхода коммутатора 13, операционный блок 15 записывает в свою память, например, последовательный двоичный код из выхода аналого-цифрового преобразователя 14.

После преобразования всех аналоговых сигналов из выхода блока 12 и записи результатов преобразования в память блока 15 последний прекращает выдачу сигналов в коммутатор 13 и начинает анализировать сигналы частотных датчиков.

При отсутствии отказов в цепях частотных датчиков второго газотурбинного двигателя на вход операционного блока 15 присутствуют последовательности прямоугольных импульсов от блока 16 формирователей, периоды которых пропорциональны числу оборотов турбин двигателя.

Операционный блок 15 последовательно или параллельно при наличии в его процессоре многоканальных преобразователей частота (интервал) - код обеспечивает преобразование последовательности прямоугольных импульсов, поступающих из выхода блока 16 формирователей в двоичный код, величина которого пропорциональна оборотам, например, турбин низкого и высокого давления газотурбинного двигателя.

После каждого подключения входной частоты при последовательном преобразовании, а соответственно после каждого ее преобразования операционный блок 15 записывает в свою память значения двоичного кода, величина которого пропорциональна оборотам турбин двигателя. После преобразования операционным блоком 15 частот от датчиков и записи измеренного кода в свою память обеспечивается запись блоком 15 в свою память сигналов из выхода блока 17 контроля датчиков при наличии отказов в их цепях.

Одновременно с измерением параметров от аналоговых и частотных датчиков второго газотурбинного двигателя операционным блоком 15 операционный блок 32 автономно проводит контроль наличия сигналов по каналу приема одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 7) второго газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 32 выдает на коммутатор 30 сигналы, которые обеспечивают коммутацию сигналов напряжением плюс 27 вольт по все каналам коммутатора 30 от датчиков-сигнализаторов. Сигналы плюс 27 вольт поступают на блок 31 гальванической развязки. Блок 31 предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-измерительной системы силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 31 сигналов от датчиков-сигнализаторов на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 32. Нормализованные сигналы из выхода блока 31 поступают на операционный блок 32, который на своем выходе формирует последовательный адресный код и который поступает на вход операционного блока 15. После принятия информации, которая характеризует состояние параметров второго газотурбинного двигателя и которая контролируется датчиками-сигнализаторами, от операционного блока 32 операционный блок 15 принятую информацию записывает в свою память.

Затем операционным блоком 15, из записанной в его памяти информации, формируется кадр, который им же переписывается в соответствующие адреса блока 18 регистрации параметров. Блоком 15 кадр может формироваться из нескольких циклов измерения параметров, например секундный кадр. Вместе с регистрацией параметров о техническом состоянии второго газотурбинного двигателя в блоке 18, операционный блок 15 непрерывно выдает до блока 5 контроля информацию в техническом состоянии второго газотурбинного двигателя, например в виде последовательного разнополярного адресного кода.

Режим перезаписи кадра информации из блока 15 в блок 18, выдача непрерывно в блок 5 контроля информации о техническом состоянии параметров второго газотурбинного двигателя в виде последовательного разнополярного адресного кода и последующего цикла измерения параметров может выполняться как последовательно, так и одновременно в зависимости от соотношения времени измерения параметров с формированием кадра и времени перезаписи кадра из блока 15 в блок 18 регистрации параметров и выдачу последовательного разнополярного адресного кода до блока 5 контроля о техническом состоянии газотурбинного двигателя для представления оператору.

Этим и завершается цикл записи в блок 18 информации о техническом состоянии параметров второго газотурбинного двигателя, после чего операционный блок 15 выдает сигналы до коммутатора 13, при последовательном режиме записи кадра и измерения параметров и цикл регистрации сигналов, характеризующих физическое состояние параметров второго газотурбинного двигателя, состояние цепей датчиков, одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов повторяется согласно указанному выше алгоритму.

При полете летательного аппарата вычислитель 34 блока 5 контроля принимает информацию о пространственном положении летательного аппарата, его скорости, высоте, положении ручки управления двигателем правым (левым), физическом состоянии параметров газотурбинных двигателей из операционных блоков 4 и 15, анализирует ее и через блок 35 формирования и преобразования кода выдает на блок 36 отображения сообщений и набора команд для отображения информации в кабине летательного аппарата.

Блоки 8 и 18 регистрации параметров являются эксплуатационными накопителями информации, которая характеризует физическое состояние газотурбинных двигателей и пространственное положение летательного аппарата, его скорости, высоте, положении ручки управления двигателем правым (левым). Продолжительность накопления может быть, например, 75 часов.

При завершении времени накопления информации к системе подключается считывающая аппаратура, которая поочередно на входы операционных блоков 4 и 15 по линиям связи (на чертеже не показано) выдает информацию, например, в виде двоичного кода, под действием которого блоки 4 и 15 переходят в режим считывания накопленной информации блоками 8 и 18. В этом режиме операционные блоки 4 и 15 выдают на блоки 8 и 18 соответственно адресные кодовые значения для обеспечения последовательного считывания двоичного кода (накопленной информации) через операционные блоки 4 и 15 в наземную аппаратуру.

Считанная информация направляется в центр дешифровки полетных данных, где анализируется состояние параметров газотурбинных двигателей, в том числе, цепей датчиков и состояние самой накапливающей информационно-измерительной системы и определяется или необходимость проведения разнообразных профилактических (ремонтных) мероприятий или дальнейшая эксплуатация газотурбинных двигателей и самой системы.

При неработающих двигателях, например, на этапе производства летательного аппарата или после его капитального ремонта, а также при проведении регламентных работ, поиска отказов в цепях датчиков или проверке работоспособности самой накапливающей информационно-измерительной системы силовой установки летательного аппарата на блоке 36 блока 5 оператором набираются команды, которые через блок 35 поступают на вычислитель 34. Под действием команд блока 36 вычислитель 34 блока 5 выдает команды к операционным блокам 4 и 15, которые, в свою очередь, выдают команды к операционным блокам 23 и 32 для проведения самоконтроля измерительных и контролирующих каналов первого и второго газотурбинного двигателя.

Контроль функционирования измерительных и контролирующих каналов на протяжении работы первого и второго газотурбинного двигателя может проводится автоматически в зависимости от программы заданной операционным блокам 4, 15 и 23, 32.

Предложенное техническое решение за счет усовершенствования системы обеспечивает:

- проведение контроля функционирования каналов системы в автономном режиме без подключения наземной контролирующей аппаратуры;

- контроль и регистрацию информации от датчиков-сигнализаторов газотурбинных двигателей и систем, которые обеспечивают их работу;

- высокую надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров вследствие проведения контроля функционирования.

Как видно из вышеупомянутого, заявленное техническое решение позволяет расширить функциональные возможности, область применения, повысить эксплуатационные характеристики силовой установки летательного аппарата, коэффициент использования оборудования и обеспечить эксплуатацию силовой установки по техническому состоянию.

Накапливающая информационно-измерительная система силовой установки летательного аппарата, которая имеет первый блок нормализаторов, соединенный с первым блоком контроля датчиков, первый коммутатор через первый аналого-цифровой преобразователь соединен с первым операционным блоком, вход которого соединен с блоком контроля, кроме того, первый блок регистрации параметров входом-выходом соединен с первым операционным блоком, выход которого соединен с первым входом первого коммутатора, первый блок формирователей по входу соединен с первым блоком контроля датчиков и первым входом системы, а вход первого блока нормализаторов соединен со вторым входом системы, второй блок нормализаторов соединен со вторым блоком контроля датчиков, второй коммутатор через второй аналого-цифровой преобразователь соединен со вторым операционным блоком, вход которого соединен с блоком контроля, кроме того, второй блок регистрации параметров входом-выходом соединен со вторым операционным блоком, выход которого соединен с первым входом второго коммутатора, последние входы блока контроля соединены с первым и вторым операционным блоком, второй блок формирователей по входу соединен со вторым блоком контроля датчиков и третьим входом системы, а вход второго блока нормализаторов соединен с четвертым входом системы, отличающаяся тем, что в систему дополнительно введены первый блок контроля частоты, первый блок эталонной частоты, первый блок эталонов, первый коммутатор частоты, первый коммутатор эталонов, первый коммутатор одиночных сигналов, первый блок гальванической развязки, третий операционный блок, первый коммутатор бортового напряжения, второй блок контроля частоты, второй блок эталонной частоты, второй коммутатор частоты, второй блок эталонов, второй коммутатор эталонов, второй коммутатор одиночных сигналов, второй блок гальванической развязки, четвертый операционный блок и второй коммутатор бортового напряжения, первый выход первого блока формирователей через первый блок контроля частоты соединен с первым операционным блоком и первым коммутатором частоты, первый блок эталонной частоты через первый коммутатор частоты соединен с первым операционным блоком, первый коммутатор эталонов по входу соединен с первым блоком эталонов, первым блоком нормализаторов, первым блоком контроля датчиков, а выход первого коммутатора эталонов соединен с первым коммутатором, второй выход первого блока контроля датчиков соединен с первым операционным блоком, а третий выход первого блока контроля датчиков соединен с первым коммутатором частоты, последний вход первого коммутатора частоты соединен с выходом первого блока формирователей, первый коммутатор одиночных сигналов через первый блок гальванической развязки соединен с третьим операционным блоком, первый выход которого через первый коммутатор бортового напряжения соединен с первым коммутатором одиночных сигналов, второй вход которого соединен с выходом третьего операционного блока, вход-выход первого операционного блока соединен с выходом-входом третьего операционного блока, последний вход первого коммутатора одиночных сигналов соединен с пятым входом системы, а последний вход первого коммутатора бортового напряжения соединен с шестым входом системы, первый выход второго блока формирователей через второй блок контроля частоты соединен со вторым операционным блоком и вторым коммутатором частоты, второй блок эталонной частоты через второй коммутатор частоты соединен со вторым операционным блоком, второй коммутатор эталонов по входу соединен со вторым блоком эталонов, первым блоком нормализаторов, вторым блоком контроля датчиков, а выход второго коммутатора эталонов соединен со вторым коммутатором, второй выход второго блока контроля датчиков соединен со вторым операционным блоком, а третий выход второго блока контроля датчиков соединен со вторым коммутатором частоты, последний вход второго коммутатора частоты соединен с выходом второго блока формирователей, второй коммутатор одиночных сигналов через второй блок гальванической развязки соединен с четвертым операционным блоком, первый выход которого через второй коммутатор бортового напряжения соединен со вторым коммутатором одиночных сигналов, второй вход которого соединен с выходом четвертого операционного блока, вход-выход второго операционного блока соединен с выходом-входом четвертого операционного блока, последний вход второго коммутатора одиночных сигналов соединен с седьмым входом системы, а последний вход второго коммутатора бортового напряжения соединен с восьмым входом системы, кроме того, первый блок контроля датчиков соединен с выходом первого операционного блока, а второй блок контроля датчиков соединен с выходом второго операционного блока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов.

Изобретение относится к системам управления силовыми установками и может быть использована для регулирования работы установок со свободной турбиной, например, нагнетателей, гребных винтов, винтов вертолетов и т.д.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ)

Изобретение относится к области газотурбинного машиностроения для наземных энергетических установок

Изобретение относится к системам автоматического регулирования газотурбинных двигателей и позволяет повысить надежность работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета

Изобретение относится к системам управления турбогенераторными одновальными установками, используемыми для производства тепловой и электрической энергии, а именно турбогенераторными одновальными установками с тиристорным преобразователем частоты (ТПЧ)

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД)
Наверх