Кольцо привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к насосам и компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов. Изобретение служит для ликвидации возможности выпадения втулок из отверстий кольца привода без привлечения дополнительных деталей или средств. В кольце привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя с выполненными в нем радиальными отверстиями и установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к насосам и компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов.

Известно кольцо привода статора компрессора газотурбинного двигателя (далее ГТД) с выполненными в нем радиальными отверстиями и с установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками, при этом кольцо привода на внутренней поверхности снабжено двумя кольцевыми буртиками, в отверстиях которых установлены Z-образные стопоры втулок, расположенные напротив их заплечиков [1].

Недостатком данной конструкции является необходимость установки Z-образных стопоров втулок для фиксации положения антифрикционных втулок в кольце привода и, как следствие этому, необходимость выполнения в кольце привода отверстий, в которые вставляются эти Z-образные стопоры.

Задача изобретения состоит в ликвидации возможности выпадения втулок из отверстий кольца привода без привлечения дополнительных деталей или средств, что позволит увеличить надежность фиксации втулок, упростить конструкцию и индивидуальный ремонт каждого узла крепления лопатки в процессе эксплуатации, а также уменьшить вес узла.

Для достижения указанной задачи в кольце привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя с выполненными в нем радиальными отверстиями и установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25.

В качестве ответной поверхности для буртика втулки может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода.

Кроме того, отверстие может быть выполнено ступенчатым, а торец ступени радиального отверстия большего диаметра выбран в качестве ответной поверхности для буртика.

Новым в предложенном изобретении является то, что каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, в качестве которой может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25. В качестве ответной поверхности для буртика втулки может быть выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода. Радиальное отверстие может быть выполнено ступенчатым, при этом в качестве ответной поверхности для буртика выбирается торец ступени радиального отверстия большего диаметра.

Снабдив антифрикционную втулку буртиком, расположенным с противоположной от заплечика стороны, мы достигаем надежную фиксацию втулки в отверстии кольца привода. При этом не требуется установки каких-либо дополнительных деталей крепления втулки, а следовательно, и выполнения дополнительных технологических операций. Изготовление антифрикционной втулки из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25, позволяет запрессовывать втулку в отверстие кольца привода, имеющее меньший диаметр по сравнению с диаметром буртика втулки.

Таким образом, можно утверждать, что изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг.1 показан продольный разрез статора компрессора ГТД,

на фиг.2 показан элемент крепления антифрикционной втулки в кольце привода,

на фиг.3 показан элемент крепления антифрикционной втулки в кольце привода в случае выполнения радиального отверстия ступенчатым (согласно п.3 формулы).

Кольцо привода 1 поворотных лопаток 2 содержит радиальные отверстия 3 с установленными в них до упора антифрикционными втулками 4 с заплечиками 5, при этом каждая втулка 4 с противоположной от заплечика 5 стороны снабжена буртиком 6, упирающимся в ответную поверхность 7 кольца привода.

В случае выполнения радиального отверстия ступенчатым буртик 6 упирается в торец 8 ступени отверстия большего диаметра 9.

При сборке антифрикционная втулка 4 запрессовывается в радиальное отверстие 3, при этом конец втулки в районе буртика 6 сжимается при прохождении радиального отверстия 3, а затем за счет памяти формы материала антифрикционной втулки 4 принимает первоначальную форму. В процессе эксплуатации кольцо привода 1 через антифрикционные втулки 4 передает движение поворотным лопаткам 2 статора, устанавливая их на тот или иной угол.

Из описания конструкции видно, что в предлагаемом кольце привода поворотных лопаток статора компрессора ГТД используются элементы, широко применяемые в промышленности, из чего следует вывод о соответствии изобретения критерию "промышленная применимость".

Источник информации

1. Патент РФ №2219378, МКИ 7 F 04 D 29/56, опубл. 20.12.2003 г.

1. Кольцо привода поворотных лопаток статора осевого компрессора газотурбинного двигателя с выполненными в нем радиальными отверстиями и установленными в них до упора антифрикционными втулками с заплечиками, отличающееся тем, что каждая антифрикционная втулка с противоположной от заплечика стороны снабжена буртиком, упирающимся в ответную поверхность кольца привода, при этом втулка выполнена из материала с памятью формы, например из фторопласта Ф4Гр25.

2. Кольцо привода по п.1, отличающееся тем, что в качестве ответной поверхности для буртика выбрана внутренняя или наружная поверхность кольца привода.

3. Кольцо по п.1, отличающееся тем, что радиальное отверстие выполнено ступенчатым, при этом торец ступени радиального отверстия большего диаметра выбран в качестве ответной поверхности для буртика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторным аппаратам воздушного охлаждения переменной производительности, обеспечиваемой изменением угла наклона лопастей рабочего колеса осевого вентилятора при его остановке.

Изобретение относится к технике, обеспечивающей постоянство рабочей температуры двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области машиностроения, например, к электрическим машинам и может быть использовано во вращающихся машинах, использующих осевые вентиляторы для перемещения газа.

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в установках главного проветривания шахт и метрополитенов и обеспечивает уменьшение габаритов, снижение стоимости и повышение надежности осевых вентиляторов за счет повышения ремонтопригодности рабочего колеса.

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в установках главного проветривания шахт и метрополитенов и обеспечивает снижение стоимости и повышение экономичности за счет применения одного типа корпусов и двух взаимозаменяемых комплектов лопаток рабочего колеса для работы соответственно на нагнетание и всасывание.

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в шахтных вентиляторных установках для снижения стоимости, повышения надежности и экономичности за счет повышения ремонтопригодности и оснащения вентилятора механизмом поворота лопаток рабочего колеса на ходу.

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов. .

Изобретение относится к области вентиляторостроения, а именно к механизмам поворота лопаток. .

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и направлено на повышение надежности осевых вентиляторов с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к конструкции регулируемых направляющих аппаратов компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к осевому вентилятору, содержащему рабочее колесо и регулируемые лопатки, с признаками ограничительной части п.1 формулы и к способу монтажа лопаток

Изобретение относится к механизму управления углом установки (угловое положение) лопатки неподвижного лопаточного аппарата статора в турбореактивном двигателе, который может быть отрегулирован раздельно для упомянутых лопаток двух соседних ступеней, управляемых одним общим приводным средством

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов с механизмами поворота лопаток и направлено на повышение точности и надежности обеспечения заданных, в т.ч

Изобретение относится к многоступенчатому компрессору для турбомашины, в частности для авиационного турбовинтового или турбореактивного двигателя, содержащему корпус с двойной стенкой, в котором внутренняя стенка выполнена из бандажей, окружающих соответствующие кольцевые ряды подвижных лопаток и кольцевые ряды спрямляющих лопаток статора, причем упомянутые бандажи присоединены к наружной стенке корпуса с помощью независимых средств для прикрепления, применение которых позволяет выполнять регулировку радиальных зазоров между наружными концами подвижных лопаток и бандажами внутренней стенки корпуса, независимо одной ступени сжатия от другой

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и обеспечивает при своей работе надежность и упрощение конструкции рабочего колеса осевого вентилятора путем снижения массивности и снижения центробежных и инерционных нагрузок, действующих на вал вращения рабочего колеса осевого вентилятора и его опорные подшипниковые узлы

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к механизму поворота лопаток вентилятора, и обеспечивает при своем использовании бесконтактность передачи усилия со статора на вращающуюся часть через воздушный зазор между статорами и роторами

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к авиационному двигателестроению, и может быть использовано в поворотных устройствах крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора
Наверх