Редуктор поворотный угольного комбайна

Изобретение относится к угольной промышленности, а именно к редукторам поворотным, на выходном валу которых установлены шнеки для отбойки и погрузки угля на лавный конвейер. Редуктор содержит корпус 1, входной 2 и выходной валы, ведущую 3 и ведомые шестерни 14, 20, закрепленные на осях и установленные в расточках корпуса. Промежуточная шестерня 9 с постоянным числом зубьев расположена в один ряд между ведущей 3 и ведомой 14 шестернями и установлена в расточке корпуса на оси 12. Ось 12 имеет возможность смещения в пределах эксцентриситета «е» влево или вправо относительно расточки корпуса. На верхнем торце ось имеет фланец с отверстиями для штифта и болтового соединения. Технический результат - получение различных частот вращения выходного вала поворотного редуктора. 4 ил.

 

Изобретение относится к угольной промышленности, а именно к редукторам поворотным, на выходном валу которых установлены шнеки для отбойки и погрузки угля на лавный конвейер.

Известны двухступенчатые редукторы, включающие корпусы, входной и выходной валы, ведущие и ведомые шестерни, закрепленные на осях и установленные в расточках корпуса. Кудрявцев В.Н. Детали машин. Ленинград "Машиностроительное Ленинградское отделение", 1981 год - с.311 - прототип.

В известных редукторах в одном и том же корпусе подбором зубчатых пар (колесо, шестерня) в широком диапазоне возможно осуществлять различные передаточные отношения. Естественно, что при этом отдельные варианты, оправданные массовостью производства деталей, не могут быть оптимальными по массе, габаритам, распределению нагрузок по ширине зубчатых венцов и между опорами и т.д. В связи с этим рекомендации, относящиеся к редукторам общего назначения, далеко не всегда приемлемы. Это относится к редукторам поворотным угольного комбайна, к габаритам и массе которых предъявляются особые требования. В прототипе расположенные во втором ряду сменные зубчатые пары увеличивают корпус редуктора по ширине. Такое решение невозможно применить в поворотных редукторах угольного комбайна, так как к ним предъявляются жесткие требования по размерам и в первую очередь по ширине в связи с ограниченными габаритами горных машин (крепь, конвейер, комбайн).

Технический результат заключается в получении различных частот вращения выходного вала поворотного редуктора угольного комбайна.

Указанный результат достигается тем, что редуктор поворотный угольного комбайна, включающий корпус, входной и выходной валы, ведущую и ведомые шестерни, закрепленные на осях и установленные в расточках корпуса, снабжают промежуточной шестерней с постоянным числом зубьев, которую располагают в один ряд между ведущей и ведомой шестернями и устанавливают в расточке корпуса на оси, причем ось выполнена эксцентрично с возможностью смещения в пределах эксцентриситета "е" влево или вправо относительно расточки в корпусе, на верхнем торце ось имеет фланец с отверстиями для штифта и болтового соединения.

Отличительными признаками предлагаемого редуктора поворотного от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, являются наличие промежуточной шестерни с постоянным числом зубьев, расположенной в один ряд между ведущей и ведомой шестернями, выполнение оси промежуточной шестерни эксцентрично с возможностью смещения в пределах эксцентриситета "е" и с фланцем с отверстиями для установки штифта и болтового соединения.

Благодаря наличию этих признаков происходит вариация частот вращения выходного вала поворотного редуктора. Так расположение эксцентрика оси промежуточной шестерни слева относительно расточки в корпусе позволяет установить ведущую шестерню с меньшим числом зубьев и установить ведомую шестерню с большим числом зубьев и тем самым увеличить общее передаточное число редуктора поворотного, т.е. уменьшить частоту вращения выходного вала.

Расположение эксцентрика оси промежуточной шестерни справа относительно расточки в корпусе позволяет установить ведущую шестерню с большим числом зубьев и установить ведомую шестерню с меньшим числом зубьев и тем самым уменьшить общее передаточное число редуктора поворотного, т.е. увеличить частоту вращения выходного вала.

Это дает возможность устанавливать на редукторе исполнительные органы (шнеки) различного диаметра. При максимальных оборотах вращения выходного вала (частот вращения) на него устанавливается шнек меньшего диаметра с целью получения оптимальной линейной скорости на резцах и обеспечения качественной отбойки, погрузки угля на лавный конвейер и в общем повышения его сортности.

При минимальных оборотах вращения выходного вала на него устанавливается и закрепляется шнек большого диаметра для получения оптимальной линейной скорости на резцах с целью обеспечения качественной отбойки, отгрузки угля на лавный конвейер и повышения его сортности.

Наличие фланца с отверстиями позволяет с помощью штифта и двух болтов надежно закрепить эксцентриковую ось в корпусе от поворота ее моментом, возникающим при вращении ведущей и ведомой шестерней.

Предлагаемый редуктор поворотный угольного комбайна иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4.

На фиг 1 изображена часть поворотного редуктора угольного комбайна; на фиг.2 - узел А фиг.1, где показано расположение эксцентрика оси промежуточной шестерни слева в расточке корпуса; на фиг.3 - узел Б фиг.1, расположение эксцентрика оси промежуточной шестерни справа в расточке корпуса; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.3, фланец оси со штифтом и болтовым соединением.

На фиг.1 изображена часть поворотного редуктора угольного комбайна, состоящая из корпуса 1, входного вала 2 и выходного вала (не показан). На входе редуктора 1 установлена ведущая шестерня 3 с подшипниками 4 и 5, установленными в расточках корпуса и закрытыми крышкой 6 с уплотнением 7 болтами 8. Промежуточная шестерня 9 с постоянным числом зубьев через подшипники 10 и втулку 11 устанавливается на ось 12, которая в свою очередь хвостовиком входит во втулку 13.

На фиг.1 дано среднее положение, т.е. ось 12 без эксцентрика, относительно расточки корпуса.

Ведущая шестерня 3 через промежуточную шестерню 9 связана с ведомой шестерней 14, установленной на подшипниках 15 и закрытой сверху крышкой 16 с уплотнениями 17 и закрепленной болтами 18. Ведомая шестерня 14 посредством шлицевого торсионного вала 19 через блок колес (не показаны) соединяется с шестерней 20, которая в свою очередь соединена с колесом 21, установленным через подшипники 22 на ось 23.

Кинематическая связь трансмиссии между шестернями продолжена до выходного вала поворотного редуктора (не показано).

При установке в корпусе 1 оси 12 с эксцентриком "е" (эксцентрик слева, фиг.2) промежуточная шестерня 9 с постоянным числом зубьев приблизится к ведущей шестерни 3 и удалится от ведомой шестерни 14. Это позволяет на ведущей шестерне уменьшить число зубьев, а на ведомой наоборот - их увеличить и в итоге увеличить общее передаточное отношение всего редуктора поворотного.

При установке в корпусе 1 оси 12 с эксцентриком "е"(эксцентрик справа, фиг.3) промежуточная шестерня 9 с постоянным числом зубьев удаляется от ведущей шестерни 3 и приближается к ведомой шестерни 14. Это позволяет на ведущей шестерне увеличить число зубьев, а на ведомой наоборот - их уменьшить и в итоге уменьшить общее передаточное отношение всего редуктора поворотного.

На фиг.4 дан фланец 24 оси 12 с эксцентриком, в котором установлен штифт 25 и крепеж 26, предотвращающий проворот эксцентриковой оси от момента, возникающего при вращении ведущей и ведомой шестерен.

Редуктор поворотный работает следующим образом. При включении электродвигателя 27 крутящий момент от ведущей шестерни 3, промежуточной шестерни 9, ведомой шестерни 14 и далее по всей трансмиссии передается на выходной вал, обеспечивая разную частоту его вращения посредством установки оси 12 с эксцентриком "е" слева или справа относительно расточки в корпусе.

Наличие различных частот вращения выходного вала поворотного редуктора позволяет устанавливать на нем исполнительные органы (шнеки) необходимого диаметра.

При максимальных оборотах выходного вала (эксцентрик справа, фиг.3) на него устанавливается и закрепляется исполнительный орган (шнек) меньшего диаметра, с целью получения оптимальной линейной скорости на резцах, что позволяет обеспечить качественный режим отбойки и погрузки угля на лавный конвейер и в общем повысить его сортность.

При минимальных оборотах выходного вала (эксцентрик слева, фиг.2) на него устанавливается и закрепляется исполнительный орган (шнек) большого диаметра для получения оптимальной скорости на резцах, что позволяет обеспечить качественный режим отбойки и погрузки угля на лавный конвейер и в общем повысить его сортность.

Предложенное решение позволит при одних и тех же корпусах поворотных редукторов (расточек под оси шестерен) и расположении ведущей, промежуточной и ведомой шестерен в одном ряду обеспечить широкую вариацию частот вращения выходного вала, а следовательно, иметь возможность применять на выходном валу требуемые по диаметру исполнительные органы (шнеки).

Редуктор поворотный угольного комбайна, включающий корпус, входной и выходной валы, ведущую и ведомые шестерни, закрепленные на осях и установленные в расточках корпуса, отличающийся тем, что редуктор поворотный снабжен промежуточной шестерней с постоянным числом зубьев, которая расположена в один ряд между ведущей и ведомой шестернями и установлена в расточке корпуса на оси, причем ось выполнена эксцентрично с возможностью смещения в пределах эксцентриситета е влево или вправо относительно расточки в корпусе, а с верхнего торца ось снабжена фланцем с отверстиями для штифта и болтового соединения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач. .

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. .

Изобретение относится к способу переоборудования распределительного редуктора для нескольких ведомых элементов, присоединенных к общей трансмиссии через промежуточные зубчатые колеса, в подшипниковых корпусах (7) которых размещены их аксиально демонтируемые оси. Отдельные ведомые элементы отсоединяются от общей трансмиссии и присоединяются к отдельным приводам. Для этого ось, по меньшей мере, одного промежуточного зубчатого колеса в кинематической связи между соответствующим ведомым элементом и общей трансмиссией заменяется исполнительной осью (8), установленной в подшипниковых крышках (11) через эксцентричные торцевые цапфы (10) преимущественно эксцентрично. При повороте исполнительной оси (8) вокруг торцевых цапф (10) соответствующее промежуточное зубчатое колесо поворачивается заодно с ней и выходит из зацепления с соседними зубчатыми колесами. Изобретение направлено на создание простых условий переоборудования распределительного редуктора. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх