Четырехканальная система электроснабжения с резервированием

Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов. Техническим результатом предполагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету. Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала. Таким образом проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов.

Известна четырехканальная специальная СЭС самолета А, обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любых двух каналов генерирования ("Инструкция по технической эксплуатации самолета А").

Наиболее близкой по назначению является аналогичная четырехканальная специальная СЭС самолета АИ ("Инструкция по технической эксплуатации самолета АИ"), обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любого одного канала генерирования. При нормальной работе два канала загружены нагрузкой, близкой к номинальной, а два других - близкой к 50% номинальной мощности, собственно, за счет чего и обеспечивается резерв мощности.

При отказе любого одного канала генерирования нагрузка генераторов, загруженных на 50%, объединяется и получает питание от одного генератора, при этом второй генератор используется в качестве резервного. Для проведения наземной отработки и предполетной подготовки требуется четыре аэродромных источника электроэнергии.

К недостаткам такой системы следует отнести усложнение эксплуатации самолетов-носителей мощных радиотехнических комплексов за счет существенного увеличения числа средств наземного обслуживания. Если учесть, что помимо этого требуется подстыковка аэродромного источника электроэнергии для обслуживания самолетного оборудования, получающего питание от основной СЭС, агрегатов для кондиционирования, а также специального оборудования, проведение предполетной подготовки таких самолетов выливается в серьезную проблему. К недостатку следует отнести также и необходимость принятия мер по обеспечению электромагнитной совместимости для двух вариантов распределения нагрузки по шинам генераторов.

С другой стороны, при отработках радиотехнических комплексов с включением на минимальную мощность такого количества аэродромных источников не требуется и желателен вариант, когда есть возможность обеспечить отработку комплекса от одного аэродромного источника. В рассмотренной СЭС для обеспечения такого варианта потребуется существенное усложнение схемы.

Задачей предлагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету.

Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 представлена структурная схема СЭС;

на фиг.2 - копия ближайшего аналога.

СЭС содержит три основных генератора 1, 2, 3, резервный генератор 4, шины 5, 6, 7, разъемы 8, 9, 10 для подключения внешнего (аэродромного) источника, линейные контакторы 11, 12, 13, 14 и контакторы 15, 16, 17, 18 для подключения внешнего источника.

При нормальной работе СЭС включены линейные контакторы 11, 12, 13 и шины 5, 6, 7 получают питание от основных генераторов 1, 2, 3. В случае отказа любого из основных генераторов его линейный контактор отключается и шины обесточиваются. Подключение резервного генератора 4 на шины отказавшего генератора осуществляется после включения линейного контактора 14 через последовательно включенные размыкающие контакты линейного контактора отказавшего генератора и соответствующего контактора для подключения внешнего источника.

При отработке радиотехнического комплекса с включением его на полную мощность используются все три аэродромных источника. Подключение их на шины основных генераторов осуществляется через разъемы 8, 9, 10 с помощью контакторов 15, 16, 17. При отработке комплекса с включением его на минимальную мощность достаточно подключить аэродромный источник только к разъему 10 и включить контактор 18, при этом напряжение от аэродромного источника поступает одновременно на шины всех основных генераторов по линии резервного питания через размыкающий контакт линейного контактора 14 и последовательно включенные размыкающие контакты соответствующих контакторов (17-13, 16-12 и 15-11).

Перегрузка резервного генератора в случае отказа еще одного генератора может быть предотвращена либо за счет автоматического отключения резервного генератора контактором 14, либо за счет принудительного включения контактора для подключения внешнего источника во втором отказавшем канале.

Проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов.

Четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, отличающаяся тем, что система выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам распределения электропитания, и может быть использована, преимущественно, в корабельных автоматизированных системах с централизованным управлением распределения питания в различное корабельным оборудованием, в частности корабельное оружие.

Изобретение относится к области электротехники, а точнее к агрегатам резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, преимущественно работающей от нестабильных источников электропитания, мощность которых может меняться в широких пределах (ветро-, гидро-, фото- и т.п.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании систем электропитания летательных аппаратов. .

Изобретение относится к устройствам электропитания с резервированием основного силового преобразователя посредством аккумуляторной батареи, которая работает в режиме заряд-разряд, и может использоваться для питания аппаратуры вычислительной техники подвижных объектов.

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для подключения ответственных потребителей к резервной электростанции. .

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться в установках гарантированного питания. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в различных областях народного хозяйства как самостоятельное устройство, генерирующее электрическую энергию.

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для предотвращения автоматического включения резерва (АВР) при коротком замыкании на шинах двухтрансформаторной подстанции.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в устройствах для обеспечения бесперебойного электропитания ответственных потребителей с непрерывным технологическим циклом.

Изобретение относится к устройствам для заряда аккумуляторных батарей от сети через преобразователи и может быть использовано для заряда накопителей энергии в различных устройствах автоматики и вычислительной техники.

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для подключения потребителей к резервной электростанции

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям постоянного напряжения с гальванической развязкой цепей и может быть использовано для бесперебойного (гарантированного) электропитания ответственных потребителей различных (подвижных и стационарных) объектов промышленного и военного назначения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в агрегатах бесперебойного питания, используемых, в частности, в ветроэнергетике

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроснабжению при аварийных режимах потребителей, не допускающих кратковременного снижения напряжения, например, металлургических предприятий

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроснабжению при аварийных режимах потребителей, не допускающих кратковременного снижения напряжения, например, металлургических предприятий

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроснабжению при аварийных режимах потребителей, не допускающих кратковременного снижения напряжения, например, металлургических предприятий

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для предотвращения срабатывания выключателя автоматического включения резерва (АВР) на короткое замыкание на шинах основного источника питания и на близкое короткое замыкание в отходящей линии при отказе ее выключателя

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для предотвращения срабатывания выключателя автоматического включения резерва (АВР) на короткое замыкание в отходящей линии при отказе ее выключателя

Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для предотвращения срабатывания автоматического повторного включения (АПВ) вводного выключателя на короткое замыкание на шинах двухтрансформаторной подстанции

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам противоаварийной автоматики систем электроснабжения промышленных предприятий, и может быть использовано для быстродействующего автоматического включения резерва (БАВР)
Наверх