Жировой солидол и источник высших жирных кислот для его получения

Использование: в области смазочных материалов. Сущность: жировой солидол имеет следующий состав, вес %: гидроокись кальция 2,0-3,0, вода 0,3-2,5, продукты отгонки при дезодорации растительного масла дистилляцией 9,0-18,0, нефтяное масло - остальное. Продукты отгонки дезодорации растительного масла дистилляцией применяют в качестве источника высших жирных кислот при получении жирового солидола. Технический результат - получение смазки, которая может быть использована в узлах трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25°С до плюс 65°С с использованием нового растительного сырья. 2 н. п. ф-лы.

 

Изобретение относится к пластическим смазкам на нефтяной основе, содержащим в качестве загустителей гидратированные кальциевые соли высших жирных кислот, т.е. солидолам, а именно жировым солидолам (использующим в качестве источника жирных кислот природные жиры различного происхождения) с использованием растительных масел /Ю.Л.Ищук. Технология пластических смазок. Киев, 1986 г., с.12-47/. Изобретение может быть использовано в узлах трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25°С до плюс 65°С.

Известны жировые солидолы на основе нефтяных масел, содержащие в качестве источника высших жирных кислот рапсовое масло, касторовое масло, хлопковое масло, подсолнечное масло /Ю.Л.Ищук. Технология пластических смазок. Киев, Наукова Думка, 1986 г., с.40/. Смазки обладают хорошими смазочными свойствами.

Наиболее близкой по выполнению является смазка состава, мас.%: индустриальное масло ГОСТ 20799-88 - 80; масло хлопковое - 13,1; саломас - 4,1; гидрат окиси кальция - 2,2; вода - 0,6 /Пластические смазки общего назначения (справочное пособие), под редакцией Ю.Л.Ищук, Киев, 1981 г., с.32/. Смазка имеет высокие смазочные характеристики, удовлетворяющие ГОСТу 1033-79 "Смазка, солидол жировой".

Задачей изобретения является расширение арсенала пластических смазок, относящихся к жировым солидолам с использованием растительных масел, а также расширение сырьевой базы для получения таких смазок.

Техническим результатом является разработка пластической смазки, относящейся к жировым солидолам с использованием растительных масел и удовлетворяющей по физико-химическим свойствам требованиям ГОСТа 1033-79 и которая может быть использована в узлах трения скольжения и качения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25°С до плюс 50°С.

Технический результат достигается пластической смазкой состава, вес.%:

гидроокись кальция- 2,0-3,0
вода- 0,3-2,5
продукты отгонки при дезодорации
растительного масла дистилляцией- 9,0-18,0
нефтяное масло- остальное

Техническим результатом является также разработка нового сырья для получения жирового солидола.

Технический результат достигается применением в качестве источника жирных кислот (источника омыляемого компонента загустителя) продуктов отгонки при дезодорации растительного масла дистилляцией (перегонкой в токе водяного пара).

Отличительным признаком группы изобретений является использование в качестве источника жирных кислот при производстве жирового солидола, продуктов отгонки при дезодорации (этапа рафинирования растительного масла для удаления вкусовых и ароматических веществ, в т.ч. высших жировых кислот) дистилляцией /Б.Н.Тютюнников и др. Технология переработки жиров, М., 1970 г., с.28, 98, 99, 102/.

Изобретение удовлетворяет критерию изобретательского уровня, т.к. не известно использование в качестве источника жирных кислот для получения загустителя при производстве жировых солидолов из растительных масел продуктов отгонки при дезодорации последних перегонкой в токе водяного пара как этапа очистки растительного масла.

Известно использование в качестве источника жирных кислот, растительных масел в чистом виде и в виде продуктов их переработки: саломасов - продуктов гидрогенизации масел; соапстоков - продуктов щелочной рафинации; фузов - продуктов отстаивания, центрифугирования и фильтрации; гудронов - кубовых остатков дистилляции саломасов и фузов; шламов /Н.К.Маньковская. Химия и технология жирового сырья для пластических смазок. М., 1976 г., с.37-40/. Среди используемых продуктов переработки в литературе не встречаются продукты отгонки при дезодорации растительного масла перегонкой в токе водяного пара. Кроме того, следует учитывать, что свойства пластических смазок существенно зависят в том числе от анионной части загустителей, способов получения смазок, присутствия посторонних примесей, воды и других факторов /Ю.Л.Ищук, Технология пластических смазок. Киев, 1986 г., с.62/. Поэтому отработка количественного содержания компонентов не может рассматриваться как простой "подбор условий".

Способ получения смазки состоит в первоначальном получении концентрата смазки растворением растительного масла в части расчетного количества дисперсионной среды (нефтяного масла) с дозированием в смесь водного раствора гидроокиси кальция. Из образующегося концентрата удаляют воду при 100-115°С и затем добавляют оставшееся количество дисперсионной среды.

Ниже приведен пример осуществления изобретения.

Пример 1.

1.1. Получение продуктов отгонки (верхнего погона) дезодорации.

Исходное, прошедшее этапы физической и химической рафинации, отбеленное, вымороженное подсолнечное масло подвергают дезодорации в токе водяного пара при t=240-260°С и р=3 мм рт.ст. в соответствии с технологическим регламентом рафинации ЗАО "ЮгАгроПродукт". Продукты отгонки (верхний погон) отвечают требованиям технических условий "Кислоты жирные натуральные для промышленной переработки" ТУ 9145-004-55514306-2003 по жирнокислотному составу и физико-химическим показателям.

Физико-химические показатели:

кислотное число, мг кон/г 145,0 (ГОСТ 29039-91 п.2.11)

массовая доля неомыляемых

веществ, % 18 (ГОСТ 5479-64)

массовая доля сырого жира

(эфирорастворимых веществ), % 100 (ТУ 9145-004-55514306-2003 п.6.2)

массовая доля содержания

влаги и летучих веществ, % 5 (ГОСТ 11812-66)

Жирнокислотный состав, определяемый газожидкостной хроматографией, % вес.

С16:0 пальмитиновая4,1
C18:0 стеариновая3,1
C18:1 олеиновая32,0
C18:2 линолевая60,0
С20:2 арахиновая0,8

1.2. Получение солидола

В варочный аппарат загружают 33 г (1/3 общего количества) масла И-20 (ГОСТ 20799-75), 17,2 г верхнего погона дезодорации, полученного по п.1.1., 2,4 г гидроокиси кальция (ТУ 6-18-75-75) с 10 мл Н2О. Смесь нагревают при перемешивании до t=90-95°С. После окончания омыления воду испаряют из реакционной смеси, нагревая ее до t=115°С. Образующуюся мыльную основу обрабатывают холодным маслом И-20 в количестве 47 г с последующим охлаждением и гомогенизацией. Выделяют 100 г смазки.

1.3. Анализ полученной смазки

В соответствии с требованиями ГОСТ 1033-79 "Смазка, солидол жировой" полученная смазка имеет следующие физико-химические показатели:

Наименование показателяНормаМетод испытания
1. Внешний видОднородная мазь без комков светло-желтого цветаПо п.4.2. ГОСТ 1033-79
2. Температура каплепадения, °С78По ГОСТ 6793-74
3. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, %0,2По ГОСТ 6707-76
4. Содержание свободных органических кислотОтсутствиеПо ГОСТ 6707-76
5. Массовая доля воды, %0,4По ГОСТ 2477-65
6. Массовая доля кальциевых мыл жирных кислот, входящих в состав естественных жиров, %12,0По ГОСТ 5211-85

Таким образом, смазка соответствует требованиям ГОСТа по физико-химическим показателям.

1. Жировой солидол состава, вес %:

Гидроокись кальция 2,0-3,0
Вода 0,3-2,5
Продукты отгонки при дезодорации
растительного масла дистилляцией 9,0-18,0
Нефтяное масло Остальное

2. Применение в качестве источника высших жирных кислот при получении жирового солидола продуктов отгонки дезодорации растительного масла дистилляцией.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к нефтехимической отрасли, в частности к производству смазок. .

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения качения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 200°С.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах трения машин и тяжелогруженых механизмов, открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор, а также шахтного оборудования.

Изобретение относится к области создания противоизносных рельсовых смазок и может быть использовано на железнодорожном и трамвайном транспортах, рельсовых погрузочных механизмах, рельсовых аттракционах и т.д.
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов.

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам, которые используются для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных материалов, работающих при температуре 60-70°С, в частности в основных узлах трения автомобилей, ступеницах колес, рулевом управлении.

Изобретение относится к области создания смазочных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей, гребней колес локомотивов и подвижного состава
Изобретение относится к нефтехимической отрасли, в частности к производству смазок
Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазкам и может использоваться в качестве металлоплакирующего смазочного материала для снижения износа пар трения колесо-рельс, тяговых редукторов локомотивов и других тяжелонагруженных механизмов, используемых на железнодорожном транспорте
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения вооружения и военной технике (ВВТ) в условиях высокой влажности, контакта с морской водой и солевого тумана
Изобретение относится к области разработки пластичных смазок для редукторов и подшипников качения, работающих при температуре от -60°С до +120°С
Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для основных узлов трения скольжения автомобилей
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным, в частности, для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения

Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др
Наверх