Способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при автономной и алгоритмической компенсации его дрейфа

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа. При гирокомпасировании с применением гироскопического датчика угловой скорости при автономной и алгоритмической компенсации его дрейфа устанавливают гироскоп в первое исходное положение, при котором измерительная ось первого канала гироскопа совпадает с продольной осью объекта, измерительная ось второго канала гироскопа совпадает с направленной к правому борту осью объекта, а ось собственного вращения гироскопа направлена по оси объекта, находящейся в плоскости его симметрии, и снимают показания с гироскопа в этом положении, потом устанавливают гироскоп во второе положение путем разворота его корпуса вокруг измерительной оси первого канала на 180° и снимают показания с гироскопа во втором положении, после этого переводят гироскоп из второго положения в третье в результате его разворота вокруг оси собственного вращения на 180° и снимают показания с гироскопа в третьем положении, а затем вычисляют угол истинного курса объекта с помощью аналитического выражения, используя информацию: о напряжениях с эталонных сопротивлений гироскопа в трех положениях и его остаточном после автокомпенсации дрейфе, об углах наклона плоскости осей чувствительности гироскопа по тангажу и крену, об угловой скорости вращения Земли, ускорении силы тяжести и широте местоположения объекта. 5 ил.

 

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа.

Известны способы определения истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см., например, книгу Б.И.Назарова и Г.А.Хлебникова " Гиростабилизаторы ракет", М., 1975, стр.193-196 и патент RU 2098766 С1 по кл. G 01 С 21/14 от 10 декабря 1997 г.), согласно которым курсовое направление, горизонтально расположенной измерительной оси гироскопа на неподвижном основании, определяют аналитически с использованием показаний с гироскопа, полученных на разных азимутальных углах.

За прототип взят способ определения курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости (см. патент RU 2176708 по кл. G 01 С 21/12 от 10 декабря 2001 г.).

В этом способе определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости предварительно привязывают измерительные оси гироскопа к осям, связанным с объектом, применяют гироскоп в режиме обратной связи по току датчика момента, определяют сигналы с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости, проводят фазировку системы измерения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа, обеспечивающую отрицательное приращение сигналов с первого и второго каналов гироскопа при азимутальном повороте его корпуса против часовой стрелки на 90 градусов из положения, при котором измерительная ось Y первого канала направлена на север, а измерительная ось Х второго канала - на восток, определяют коэффициенты модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании в искомом курсовом положении объекта определяют углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, угол широты местоположения объекта, напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, а затем определяют значение истинного курса измерительной оси первого канала гироскопа по следующей формуле:

где

а=b1b2-1,

b1=-U11Кн11sinγsinυ-U12Кн12cosυ-ωг1ДУsinγsinυ+ωг1ДХcosυ+ Ωsinϕsinγ,

b2=U11Кн11cosγ+ωг1ДУcosγ- Ωsinϕcosγsinυ,

ωг1дх, ωг1ду - модель дрейфа гироскопа по осям X, Y,

ωг1дх0gsinγcosυ-ω1ygsinυ-ω1zgcosγcosυ+ω1x1x1zg2sin2γcos2υ+ω1x1z1xg2cos2γcos2υ-ω1x1x1x0,5g2cos2υsin2γ-ω1x1x1z0,5g2cos2υsin2γ-ω1x1y1z0,5g2sinγsin2υ-ω1x1y1x0,5g2cosγsin2υ,

ωг1ду1y01y1xgsinγcosυ-ω1y1ygsinυ-ω1y1zgcosγcosυ+ω1y1y1zg2sin2υ+ω1y1z1yg2cos2γcos2υ+ω1y1y1y0,5g2cosγsin2υ+ω1y1z1z0,5g2cosγsin2υ-ω1y1x1y0,5g2cos2υsin2γ-ω1y1x1z0,5g2sinγsin2υ,

ω01x, ω01y - коэффициенты модели дрейфа, не зависящие от ускорения,

ω1x1x, ω1x1y, ω1x1z, ω1y1x, ω1y1y, ω1y1z, ω1x1z - коэффициенты модели дрейфа, пропорциональные ускорению в первой степени,

ω1x1x1z, ω1x1z1x, ω1x1x1x, ω1x1z1z, ω1x1y1z, ω1x1y1x, ω1y1y1z, ω1y1z1y, ω1y1y1y, ω1y1z1z, ω1y1x1y, ω1y1x1z - коэффициенты модели дрейфа, пропорциональные ускорению во второй степени,

Ui1, Ui2 - напряжения с эталонных сопротивлений датчиков угловой скорости соответственно по первому и второму каналам,

КH11, КH12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,

υ, γ - углы наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

Ω - угловая скорость вращения Земли,

ϕ - широта местоположения объекта.

В известном способе производится аналитическая компенсация дрейфа гироскопа. Для этого дрейф гироскопа представляется в виде математической модели.

Составляющими этой модели являются:

- ω01x, ω01y - дрейф, не зависящий от ускорения,

- ω1x1xg1x, ω1y1yg1y - дрейф от разбаланса вдоль оси собственного вращения гироскопа Zг1,

- ω1x1yg1y, ω1y1xg1x - квадратурный дрейф,

- ω1x1zg1z, ω1y1zg1z - дрейф от ускорения вдоль оси собственного вращения гироскопа,

- ω1x1x1zg21x, ω1y1y1zg21y - дрейф от квадрата ускорения вдоль соответственно осей Хг1 и Yг1,

- ω1x1z1xg21z, ω1y1z1yg21z - дрейф от квадрата ускорения вдоль оси собственного вращения гироскопа,

- ω1x1x1xg1xg1x, ω1x1z1zg1z1x, ω1y1y1yg1yg1z, ω1y1z1zg1zg1y - дрейф от неравножесткости подвеса,

- ω1x1y1xg1yg1z, ω1y1x1yg1xg1z - дрейф от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1z, g1y и g1z,

- ω1x1y1zg1yg1x, ω1y1x1zg1xg1y - дрейф от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1y.

Для точной аналитической компенсации дрейфа необходимо точное знание коэффициентов модели дрейфа, которые определяются предварительно в результате калибровочных испытаний гироскопа. Однако эти коэффициенты являются нестабильными от запуска к запуску, а также изменяются в процессе временной наработки гироскопа. Наиболее сильно изменяются коэффициенты, обуславливающие:

- дрейф, не зависящий от ускорения,

- дрейф от разбаланса вдоль оси собственного вращения,

- квадратурный дрейф.

Имеется множество факторов, обуславливающих это изменение. Так, например, коэффициенты, вызывающие дрейф, не зависящий от ускорения, могут изменяться от изменения газодинамического момента вследствие изменения газовой среды прибора. Коэффициенты, обуславливающие дрейф от осевого разбаланса, могут изменяться от смещения центра масс ротора гироскопа вследствие температурной деформации сборки ротора гироскопа. Изменение коэффициентов квадратурного дрейфа может вызвать возникновение неперпендикулярности осей кручения торсионов к оси вала и несовпадение центров подвеса и масс. Изменение других коэффициентов модели дрейфа может быть обусловлено изменением коэффициентов податливости, характеризующих поступательное перемещение ротора гироскопа при приложении к нему в центре инерции сил вдоль осей подвеса, а также изменением параметров собственной вибрации гироскопа, обусловленной шарикоподшипниковой опорой, вследствие тепловых, силовых воздействий и временной наработки.

На фиг.3 показано типичное изменение составляющих дрейфа динамически настраиваемого гироскопа, вследствие изменения коэффициентов модели дрейфа в процессе временной наработки. Зависимостью 1 показан дрейф ω01x, ω01y, не зависящий от ускорения; зависимостями 2, 3 - дрейф ω1x1xg1x, ω1y1yg1y от разбаланса вдоль оси собственного вращения и ω1x1yg1y, ω1y1xg1x - квадратурный дрейф; зависимостью 4 - дрейф ω1x1zg1z, ω1y1zg1z от ускорения вдоль оси собственного вращения; зависимостями 5, 6 - дрейф ω1x1x1zg21x, ω1y1y1zg21y от квадрата ускорения вдоль соответственно осей Хг1 и Yг1, дрейф ω1x1z1xg21z1, ω1y1z1yg21z1 от квадрата ускорения вдоль оси собственного вращения; зависимостями 9, 10 - дрейф ω1x1y1xg1yg1z, ω1y1x1yg1zg1x от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1z, g1y и g1z, дрейф ω1x1y1zg1yg1x, ω1y1x1zg1xg1y от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1y, зависимостями 7, 8 - дрейф (ω1x1x1x1x1z1z). g1xg1z, (ω1y1y1y1y1z1z)g1z1g1y1 дрейф от неравножесткости подвеса.

На фиг.3 левая ось дрейфа относится к зависимостям 1, 2, 3, а правая - к остальным.

Погрешность гирокомпасирования, обусловленную изменением коэффициентов модели дрейфа, можно оценить с помощью следующего выражения:

где

Δb1, Δb2 - изменение величин b1, b2, подставленных в выражение (1), (2), вследствие неучтенного изменения дрейфа гироскопа.

Используя зависимости изменения составляющих дрейфа в процессе наработки гироскопа, показанных на фиг.3 с помощью выражения (2), проводился компьютерный расчет погрешностей гирокомпасирования при углах наклона υ=γ=30 град.

На фиг.4 показано изменение погрешностей гирокомпасирования на разных курсовых углах от изменения в процессе наработки коэффициентов модели дрейфа гироскопа при применении известного способа.

Зависимость 1 показывает погрешность в начальный момент, когда точно известны коэффициенты модели дрейфа, использующиеся при алгоритмической компенсации, зависимость 2 показывает погрешность гирокомпасирования после наработки 250 часов, а зависимость 3 - после наработки 500 часов.

Таким образом, проведенные числовые исследования показали, что при гирокомпасировании с применением известного способа изменение коэффициентов модели дрейфа приводят к существенным погрешностям гирокомпасирования.

Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, является повышение точности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости.

Технический результат достигается тем, что в известном способе определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости, включающем работу гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, предварительную фазировку сигналов с эталонных сопротивлений с направлением поворота корпуса гироскопа вокруг оси собственного вращения, а при гирокомпасировании определение углов наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, угла широты местоположения объекта, напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, дополнительно при гирокомпасировании устанавливают гироскоп в первое исходное положение, при котором измерительная ось Yг1 первого канала гироскопа совпадает с продольной осью объекта Хс, измерительная ось Хг1 второго канала гироскопа совпадает с направленной к правому борту объекта осью Zс, а ось собственного вращения Zг1 направлена по оси объекта Yс, находящейся в плоскости его симметрии, и снимают показания с гироскопа в этом положении, потом устанавливают гироскоп во второе положение путем разворота его корпуса вокруг измерительной оси Yг1 на 180 градусов и снимают показания с гироскопа во втором положении, после этого переводят гироскоп из второго положения в третье в результате его разворота вокруг оси собственного вращения Zг1 на 180 градусов и снимают показания с гироскопа в третьем положении, а затем находят угол истинного курса объекта по следующей формуле:

где

a1=-(U121-U122н12cosυ-(U111-U113н11sinγsinυ+Δωг1дх2cosυ-Δωг1ду3sinγsinυ+2 Ωsinϕsinγ,

a2=(U111-U113н11cosγ+Δωг1ду3cosγ-2 Ωsinϕsinυcosγ,

Δωг1дх2 - модель разности дрейфов в первом и втором положениях гироскопа по оси Хг1,

Δωг1ду3 - модель разности дрейфов в первом и третьем положениях гироскопа по оси Yг1,

Δωг1дх2=2(ω1x1x1gsinγcosυ-ω1x1z1gcosγcosυ+ω1x1y1x1g2cosγsinυcosυ-ω1x1y1z1g2sinγsinυcosυ),

Δωг1дх3=-2(ω1y1y1gsinυ+ω1y1z1gcosγcosυ+ω1y1x1y1g2sinγcosγcos2υ+

1y1x1z1g2sinγsinυcosυ);

ω1x1x1, ω1y1y1 - коэффициенты модели дрейфа гироскопа от разбаланса вдоль оси собственного вращения Zг1,

ω1x1z1, ω1y1z1 - коэффициенты модели дрейфа, пропорциональные ускорению вдоль оси собственного вращения,

ω1x1y1x1, ω1y1x1y1 - коэффициенты модели дрейфа от перекрестного влияния при действии ускорений по осям гироскопа Хг1 и Zг1, Yг1 и Zг1;

ω1x1y1z1, ω1y1x1z1 - коэффициенты модели дрейфа от перекрестного влияния при действии ускорения по осям Хг1 и Yг1,

U111, U121 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам в первом положении,

U112 и U122 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам во втором положении,

U113, U123 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам в третьем положении,

Кн11, Кн12 - коэффициенты крутизны гироскопа по напряжению соответственно по первому и второму каналам,

υ, γ - углы наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

Ω - угловая скорость вращения Земли,

ϕ - широта местоположения объекта,

g - ускорение силы тяжести.

Схема гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при бесплатформенной установке на объекте представлена на фиг.1.

При анализе этой схемы рассмотрим несколько систем координат.

Система координат ХдYдZд является географической: ось Хд направлена на север, ось Yд - вертикально вверх, ось Zд - на восток. С объектом свяжем систему координат ХсYс. Т.е. начало этой системы помещено в центр масс объекта, оси Хс и Yс расположены в вертикальной плоскости симметрии объекта, при этом ось Хс направлена вдоль оси корпуса объекта, а ось Yс - по перпендикуляру к оси Хс, лежащему в вертикальной плоскости симметрии объекта, ось Zс перпендикулярна плоскости симметрии объекта и образует правую систему координат. Систему координат Хг1Yг1Zг1 свяжем с гироскопом: оси Хг1 и Yг1 расположены в измерительной плоскости гироскопа, при этом ось Хг1 направлена по измерительной оси второго канала, а ось Yг1 - по измерительной оси первого канала гироскопа, ось Zг1 направлена вдоль оси собственного вращения гироскопа. Гироскоп работает в режиме обратной связи по токам датчиков момента и является двухканальным датчиком угловой скорости. Первый канал гироскопа содержит датчик угла 1, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Yг1, усилитель 2, эталонное сопротивление 3, датчик момента 4, создающий момент вокруг оси Хг1. Второй капал содержит датчик угла 5, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Хг1, усилитель 6, эталонное сопротивление 7, датчик момента 8, создающий момент вокруг оси Yг1. Показания гироскопа в виде напряжений U11 и U12, снимаемые с эталонных сопротивлении по первому и второму каналам, подаются в вычислитель 9.

В вычислитель также подается от других источников информация об углах наклона по тангажу υ и крену γ, о широте местонахождения объекта ϕ и значения об угловой скорости вращения Земли Ω и об ускорении силы тяжести g.

На фиг.2 показано расположение систем координат, связанных с объектом и гироскопом при гирокомпасировании.

Определим показания гироскопа в исходном положении 1, показанном на фиг.2. В положении 1 установим гироскоп таким образом, чтобы его измерительная ось Yг1 первого канала гироскопа совпадала с продольной осью объекта Хс, измерительная ось Хг1 второго канала гироскопа совпадала с направленной к правому борту объекта осью Zс, а ось собственного вращения Zг1 была направлена по оси объекта Yс, находящейся в плоскости его симметрии.

В установившемся режиме для изодромной обратной связи напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости в первом положении можно представить в следующем виде:

где

ωг1x1=cosψcosϕ sinγsinυ+sinψ Ωcosϕ cosγ- Ωsinϕsinγcosυ,

ωг1y1=cosψ Ωcosϕ cosυ+ Ωsinϕsinυ,

Мх11, My11 - вредные моменты, действующие по осям гироскопа Хг1, Yг1 в первом положении,

Мх111x011x1y1g1y11x1x1g1x11x1z1g1z11x1y1z1g21y11x1z1y1g21z11x1y1y1g1y1g1z11x1z1z1g1z1g1y11x1x1y1g1x1a1z11x1x1z1g1x1g1y1,

My111y011y1x1g1x11y1y1g1y11y1z1g1z11y1x1z1g21x11y1z1x1g21z11y1x1x1g1x1g1z11y1z1z1g1z1g1x11y1y1x1g1y1g1z11y1y1z1g1y1g1x1,

g1x1=gsinγcosυ,

g1y1=-gsinυ,

g1z1=-gcosγcosυ.

Определим показания гироскопа в положении 2, показанном на фиг.2. Во второе положение гироскоп переводится из первого положения путем разворота его корпуса вокруг измерительной оси Yг1 на 180 градусов.

Во втором положении показания гироскопа можно представить в следующем виде:

где

ωг1x2=-ωг1x1,

ωг1y2г1y1.

Мх12, Му12 - вредные моменты, действующие по осям гироскопа Хг2, Yг2 в положении 2,

Мх121x021x1y2g1y21x1x2g1x21x1z2g1z21x1y1z2g21y21x1z1yzg21z21x1y1y2g1y2g1z21x1z1z2g1z2g1y21x1y2g1x2g1z21x1x1y2g1x2g1y2,

Му121y021y1x2g1x21y1y2g1y21y1z2g1z2+M1y1x1z2g1x21y1z1x2g21z21y1x1x2g1x2g1z21y1z1z2g1z2g1x21y1y1x2g1y2g1z2+M1y1y1z2g1y2g1x2,

g1x2=-g1x1,

g1y2=g1y1,

g1z2=-g1z1.

Определим показания гироскопа в положении 3, показанном на фиг.2. В третье положение гироскоп переводится из второго положения в результате его разворота вокруг оси собственного вращения Zг1 на 180 градусов.

В третьем положении показания гироскопа можно представить в следующем виде:

где

ωг1x3г1x1,

ωг1у3=-ωг1у1,

Мх13, Му13 - вредные моменты, действующие по осям гироскопа XГ1, YГ1 в положении 3,

Мх131x031x1y3g1y31x1x3g1x31x1z3g1z31x1y1z3g21y31x1z1y3g21z31x1y1y3g1y3g1z31x1z1z3g1z3g1y31x1y3g1x3g1z31x1x1y3g1x3g1y3,

Му131y031y1x3g1x31y1y3g1y31y1z3g1z3+M1y1x1z3g1x31y1z1x3g21z31y1x1x3g1x3g1z31y1z1z3g1z3g1x31y1y1x3g1y3g1z3+M1y1y1z3g1y3g1x3,

g1x3=g1x1,

g1y3=-g1y1,

g1z3=-g1z1.

На практике изменение моментных коэффициентов при переводе в разные положения незначительно и ими можно пренебречь. Тогда, положим, что во всех положениях моментные коэффициенты сохраняют свои значения, которые они имели в первом положении.

Вычтем из показаний гироскопа по первому каналу в первом положении показания этого канала в третьем положении. Также вычтем из показаний по второму каналу в первом положении показания этого канала во втором положении. Тогда в соответствии с выражениями (4), (5), (6) получим

где

Мх11-Мх13=2(М1y1g1y11x1z1g1z11x1x1y1g1x1g1z11x1x1z1g1x1g1z1),

Му11-Му13=2(М1y1y1g1x11y1z1g1z11y1y1x1g1y1g1z11x1y1z1g1y1g1x1),

ωг1y1г1y3=2ωг1y1,

ωг1x1г1x2=2ωг1x1,

Учитывая, что ωУ=МхН1-1, ωx=-МУН-1, уравнения (7) можно представить в следующем виде:

где

Δωг1ду3=2(ω1y1y1g1y11y1z1g1z11y1x1y1g1x1g1z11y1x1z1g1x1g1y1),

Δωг1дх2=2(ω1x1x1g1x11x1z1g1z11x1y1x1g1y1g1x11x1y1z1g1y1g1x1).

С учетом (4) уравнение (8) представим в виде

где

а11=2 Ωcosϕ·cosυ,

а12=0,

b11=(U111-U113)Кн11+Δωг1ду3-2 Ωsinϕsinυ,

а21=2 Ωcosϕsinγsinυ,

а22=2 Ωcosϕcosγ,

b22=-(U121-U122)Кн12+Δωг1ду3+2 Ωsinϕsinγcosυ.

Решая уравнение (9), определяем sinψ и cosψ и искомый азимутальный угол ψ в следующем виде:

При использовании функции тангенса квадрант, в котором расположен азимутальный угол ψ, может быть вычислен по соотношению знаков числителя и знаменателя выражения (10). Зная квадрант, формулу для вычисления угла истинного курса можно представить в виде

где

а1=-(U121-U122)Кн12cosυ-(U111-U113)Кн11sinγsinυ+Δωг1дх2cosυ-Δωг1ду3sinγsinυ+2 Ωsinϕsinγ,

а2=-(U111-U113)Кн11cosγ+Δωг1ду3cosγ-2 Ωsinϕsinυcosγ.

Из полученного соотношения (10) для определения азимутального угла видно, что в его состав входят модели дрейфа по первому каналу Δωг1ду3 и второму каналу Δωг1дх2, определяемые соотношениями (8). Из соотношений (8) видно, что в предлагаемом способе дрейф гироскопа по первому и второму каналам имеет следующие составляющие:

- дрейф от осевого разбаланса,

- дрейф, пропорциональный ускорению вдоль оси собственного вращения,

- дрейф от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1z, g1y и g1z,

- дрейф от перекрестного влияния при действии ускорений g1x и g1y.

В результате предлагаемого способа гирокомпасирования с использованием показаний гироскопа в его трех пространственных положениях удалось автономно скомпенсировать пять составляющих дрейфа, три из которых являются основоопределяющими составляющими дрейфа. Этими составляющими являются дрейф, не зависящий от ускорения, квадратурный дрейф, дрейф от неравножесткости подвеса. Оставшиеся не скомпенсированные автономным способом четыре составляющие дрейфа в предлагаемом способе компенсируются алгоритмически с использованием полученного соотношения (8).

Таким образом, предлагаемый способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при автономной и алгоритмической компенсации его дрейфа имеет следующие отличия от известного способа:

- при операции гирокомпасирования вводятся два новых действия, связанных с изменением пространственной ориентации гироскопа относительно объекта путем перевода гироскопа из исходного положения в положение 2 в результате его разворота вокруг измерительной оси первого канала Yг1 и перевода гироскопа из положения 2 в положение 3 путем разворота гироскопа вокруг оси собственного вращения,

- при операции гирокомпасирования получено новое состояние по дрейфу гироскопа, связанное с автономной компенсацией значительной части составляющих его дрейфа в том числе дрейфа, не зависящего от ускорения, квадратурного дрейфа, дрейфа от неравножесткости,

- определение истинного курсового угла производится по новой аналитической зависимости, в которой введены новые разности показаний гироскопа в первом и втором положениях, первом и третьем положениях, используется новая модель дрейфа для алгоритмической компенсации, оставшейся после автономной компенсации составляющих дрейфа.

На фиг.1 представлена схема гирокомпрасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при бесплатформенной установке на объекте.

На фиг.2 показано расположение систем координат, связанных с объектом и гироскопом при гирокомпасировании.

На фиг.3 представлено типичное изменение составляющих дрейфа динамически настраиваемого гироскопа вследствие изменения коэффициентов модели дрейфа в процессе временной наработки.

На фиг.4 показано изменение погрешности гирокомпасирования на разных курсовых углах от изменения в процессе наработки коэффициентов модели дрейфа гироскопа при применении известного способа.

На фиг.5 представлено изменение погрешности гирокомпасирования на разных курсовых углах от изменения в процессе наработки коэффициентов модели дрейфа гироскопа при применении предлагаемого способа.

Проводились теоретические исследования точности гирокомпасирования с применением предлагаемого способа. Выполнялись численные исследования с использованием предложенного аналитического выражения (11). При расчетах погрешностей гирокомпасирования использовалось выражение (2), где вместо величин (b1+Δb1) и (b2+Δb2) брались величины (а1+Δа1) и (а2+Δа2), где Δа1 и Δа2 являются изменением значений а1 и а2 вследствие неучтенного изменения дрейфа гироскопа, возникающего в процессе временной наработки.

Используя зависимости изменения составляющих дрейфа в процессе наработки гироскопа, показанных на фиг.3, проводился компьютерный расчет погрешностей гирокомпасирования при углах наклона υ=γ=30 град.

На фиг.5 показано изменение погрешностей гирокомпасирования на разных курсовых углах от изменения в процессе наработки коэффициентов модели оставшегося после автокомпенсации дрейфа гироскопа при применении предлагаемого способа. Зависимость 1 показывает погрешность в начальный момент. Зависимости 2 и 3 показывают погрешность гирокомпасирования соответственно после наработки 250 часов и 500 часов.

Из сравнения зависимостей, представленных на фиг.4 и фиг.5, видно, что при применении предлагаемого способа погрешность гирокомпасирования, обусловленная изменением в процессе временной наработки коэффициентов модели дрейфа гироскопа, значительно меньше в предлагаемом способе, чем в известном.

Таким образом, использование предлагаемого способа позволяет существенно повысить точность гирокомпасирования при наличии временной или от запуска к запуску нестабильности дрейфа гироскопа.

Повышение точности гирокомпасирования расширяет область применения аналитических гирокомпасов с применением датчика угловой скорости, например появляется возможность их использования в геодезии, строительстве, авиации при начальной выставке по курсу бесплатформенных курсовертикалей и инерциальных систем.

Способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при автономной и алгоритмической компенсации его дрейфа, включающий предварительную привязку измерительных осей гироскопа к осям, связанным с объектом, работу гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, предварительную фазировку сигналов с эталонных сопротивлений с направлением поворота корпуса гироскопа вокруг оси собственного вращения, а при гирокомпасировании определение углов наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, угла широты местоположения объекта, напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, отличающийся тем, что при гирокомпасировании устанавливают гироскоп в первое исходное положение, при котором измерительная ось Уr1 первого канала гироскопа совпадает с продольной осью объекта Хс, измерительная ось Xr1 второго канала гироскопа совпадает с направленной к правому борту объекта осью Zc, а ось собственного вращения гироскопа Zr1 направлена по оси объекта Ус, находящейся в плоскости его симметрии, и снимают показания с гироскопа в этом положении, потом устанавливают гироскоп во второе положение путем разворота его корпуса вокруг измерительной оси Уr1 на 180° и снимают показания с гироскопа во втором положении, после этого переводят гироскоп из второго положения в третье в результате его разворота вокруг оси собственного вращения Zr1 на 180° и снимают показания с гироскопа в третьем положении, а затем находят угол истинного курса объекта по следующей формуле:

где

α1=-(U121-U122н12cosυ-(U111-U113н11sinγsinυ+Δωг1дх2cosυ-Δωг1ду3sinγsinυ+2 Ωsinϕsinγ,

α2=(U111-U113н11cosγ+Δωг1ду3cosγ-2 Ωsinϕsinυcosγ,

Δωг1дх2 - модель разности дрейфов в первом и втором положениях гироскопа по оси Хг1,

Δωг1ду3 - модель разности дрейфов в первом и третьем положениях гироскопа по оси Уг1,

Δωг1дх2=2(ω1x1x1gsinγcosυ-ω1x1z1gcosγcosυ+ω1x1y1x1g2cosγsinυcosυ-ω1x1y1z1g2sinγsinυcosυ),

Δωг1дх3=-2(ω1y1y1gsinυ+ω1y1z1gcosγcosυ+ω1y1x1y1g2sinγcosγcos2υ+

1y1x1z1g2sinγsinυcosυ);

ω1x1x1, ω1y1y1 - коэффициенты модели дрейфа гироскопа от разбаланса вдоль оси собственного вращения Zг1,

ω1x1z1, ω1y1Z1 - коэффициенты модели дрейфа, пропорциональные ускорению вдоль оси собственного вращения,

ω1x1y1x1, ω1y1x1y1 - коэффициенты модели дрейфа от перекрестного влияния при действии ускорений по осям гироскопа Хг1 и Zг1, Уг1 и Zг1;

ω1x1y1z1, ω1y1x1z1 - коэффициенты модели дрейфа от перекрестного влияния при действии ускорения по осям Хг1 и Уг1,

U111, U121 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам в первом положении,

U112, U122 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам во втором положении,

U113, U123 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам в третьем положении,

Кн11, Кн12 - коэффициенты крутизны гироскопа по напряжению соответственно по первому и второму каналам,

υ, γ - углы наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

Ω - угловая скорость вращения Земли,

ϕ - широта местоположения объекта,

g - ускорение силы тяжести.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам ориентации и навигации объектов, подвижных в тех или иных средах, в частности внутритрубных инспектирующих снарядов магистральных трубопроводов.

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в приборном оборудовании летательного аппарата для упрощения восприятия и переработки информации.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при определении глубины эхолокацией. .

Изобретение относится к области навигационного приборостроения с использованием магнитного поля Земли и предназначено для построения приборов измерения магнитного курса и углов наклона подвижных объектов.

Изобретение относится к области гироскопических систем ориентации преимущественно кораблей, предназначено для выработки с высокой точностью углов ориентации площадки корабля с учетом деформации корпуса корабля в месте расположения потребителя углов ориентации и имеющего центральный гироазимутгоризонт (ГАГ).

Изобретение относится к гироскопической технике, а более конкретно к двухосным гироскопическим стабилизаторам оптической линии визирования, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления линией визирования.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике коррекции позиционной погрешности в навигационных системах

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств (ТС), в частности к навигационным приборам для определения местоположения ТС, использующим технику структурирования или форматирования данных с географической карты

Изобретение относится к технике приборостроения, а именно к навигационным приборам для определения основных навигационных параметров позиционирования воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем управления

Изобретение относится к способам подводной навигации и может быть использовано для определения местоположения подводных объектов

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к системам навигации с гиростабилизированными инерциальными платформами
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах пространственной ориентации подвижных объектов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при навигационных измерениях вертикали места космического аппарата (КА)
Наверх