Узел крепления лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству несущих винтов вертолетов. Узел крепления лопасти несущего винта вертолета включает шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, торсионную ленту и вкладыш. В случае разрушения опорного фланца вкладыша в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша. Между торцом вкладыша и второй опорной поверхностью установлена прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала. Технический результат - создание устройства, позволяющего предотвратить последствия при разрушении вкладыша. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству несущих винтов вертолетов. Она может быть использована также в других воздушных винтах изменяемого шага, в конструкции роторов ветродвигателей и винтовентиляторов, а также в других областях техники, где необходима гибкая (торсионная) связь между двумя конструктивными элементами, например - в шасси различных видов транспорта или в муфтах специального назначения.

Известен узел крепления лопасти несущего винта вертолета, включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, соединенных между собой торсионной лентой, воспринимающей центробежные нагрузки. Торсионная лента зафиксирована одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей - посредством пальца, установленного во вкладыше, находящемся в полости цапфы (патент США №3942910 фирмы «Текстрон», кл. 416/141, 1976). Отсутствие опорного фланца у вкладыша сильно усложняет и соответственно удорожает конструкцию узла крепления лопасти, вместе с тем снижая его надежность.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемой конструкции (прототипом) является узел крепления лопасти несущего винта по патенту Германии №3838782 (кл. В 64 С 27/48, 1990) фирмы «Мессершмитт-Бёлков-Блом», включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса и присоединенный к цапфе стакан комля лопасти. Упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой. Последняя зафиксирована одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей - посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы. Практика эксплуатации конструкции, содержащей подобный узел крепления лопасти, на вертолете Ми-26 показала ее ненадежность: наблюдались случаи отрыва одной из лопастей несущего винта вертолета по причине разрушения вкладыша - лопасть отрывалась вместе с торсионной лентой и разрушенным вкладышем, что в полете приводило к катастрофическим последствиям.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в разработке более надежного узла крепления лопасти несущего винта вертолета, т.е. конструкции, лишенной недостатков известных аналогов в части ее сложности, высокой стоимости и ненадежности, путем создания простого устройства, позволяющего предотвратить катастрофические последствия при разрушении вкладыша.

Указанная техническая задача решается тем, что в узле крепления лопасти несущего винта вертолета, включающем осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, и присоединенный к одному из этих конструктивных элементов стакан комля лопасти, где упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой, зафиксированной одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей - посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы, на случай разрушения опорного фланца вкладыша предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша. При этом между торцом вкладыша и упомянутой второй опорной поверхностью установлена кольцевая прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.

На фиг.1 показано продольное сечение заявляемого устройства; на фиг.2 - сечение по А-А фигуры 1; на фиг.3 - сечение по Б-Б фигуры 2 в увеличенном масштабе; на фиг.4 - узел вкладыша в увеличенном масштабе.

Узел крепления лопасти несущего винта вертолета (фиг.1, 2, 3) включает осевой шарнир 1, состоящий из цапфы 2 и корпуса 3, и стакан 4 комля 5 лопасти 6, присоединенный к корпусу 3 болтами 7. Цапфа 2 снабжена двумя проушинами 2а для сочленения ее с не показанным на чертежах пальцем вертикального шарнира. Упомянутые цапфа и корпус, взаимодействуя друг с другом через подшипники качения 8 и 8а, соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой 9. Последняя зафиксирована правой своей петлей в корпусе 3 посредством пальца 10, а левой петлей - посредством пальца 11 во вкладыше 12, установленном в полости цапфы 2. При этом торсионная лента взаимодействует с пальцами 10 и 11 через коуши 13 и 13а, с помощью которых и образуются ее петли. Вкладыш 12 снабжен опорным фланцем 14, контактирующим с соответствующей ему кольцевой опорной поверхностью цапфы 2, и зафиксирован от проворота штифтом 15.

В соответствии с технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, на случай разрушения опорного фланца 14 вкладыша 12 в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы 2 и выполненный в виде второй опорной поверхности 16 (фиг.4), взаимодействующей с правой торцевой поверхностью вкладыша 12. При этом, как это хорошо видно на фиг.4, между торцом вкладыша 12 и упомянутой второй опорной поверхностью 16 установлена кольцевая прокладка 17 трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.

Заявляемый узел крепления лопасти несущего винта вертолета функционирует следующим образом.

В процессе вращения несущего винта вокруг его оси центробежное усилие, возникающее на лопасти 6, воспринимается цапфой 2, на которую оно передается последовательно через палец 10, торсионную ленту 9, палец 11 и фланец 14 вкладыша 12. При этом торсионная лента 9, являясь гибким элементом связи, не препятствует повороту корпуса 3 осевого шарнира относительно цапфы 2 в заданных пределах. Такой поворот корпуса 3, передаваемый от механизма поворота лопасти, не показанного на чертежах, возможен благодаря наличию подшипников качения 8 и 8а. Через стакан 4 он передается лопасти 6 несущего винта, изменяя угол ее наклона и тем самым подъемную силу несущего винта в пределах от 0 до заданного максимального значения, необходимого для подъема вертолета в воздух.

В практике эксплуатации вертолетов Ми-26 наблюдались случаи отрыва одной из лопастей несущего винта вертолета по причине разрушения фланца 14 вкладыша 12, что в полете приводило к катастрофическим последствиям. Лопасть отрывалась вместе с корпусом 3, торсионной лентой 9 и вкладышем 12, лишенным фланца 14. Для предотвращения таких последствий в прелагаемой конструкции узла крепления лопасти предусмотрен уловитель вкладыша 12, описанный выше и действующий следующим образом. При разрушении фланца 14 вкладыш 12 своим правым торцом упирается во вторую опорную поверхность 16, сминая медную трубчатую прокладку 17, смягчающую удар. Тем самым предотвращается отрыв лопасти, а соответствующий прибор в кабине летчика сигнализирует о случившейся поломке. При получении такого сигнала летчик обязан немедленно совершить посадку вертолета.

Предлагаемая конструкция узла крепления лопасти несущего винта вертолета прошла стендовые испытания и показала свою высокую эффективность.

Источники информации

1. DE 3838782 С1, 01.02.1990.

2. US 3885887, 27.05.1975.

3. US 3942910, 09.03.1976.

4. Руководство по технической эксплуатации Ми-26. - М., 1988; стр.4/5, рис.2.

1. Узел крепления лопасти несущего винта вертолета, включающий осевой шарнир, состоящий из цапфы и корпуса, и присоединенный к одному их этих конструктивных элементов стакан комля лопасти, причем упомянутые цапфа и корпус осевого шарнира соединены между собой воспринимающей центробежные нагрузки торсионной лентой, зафиксированной одной своей петлей посредством пальца, установленного в упомянутом корпусе, а второй петлей - посредством пальца, установленного в зафиксированном от проворота вкладыше, находящемся в полости цапфы и имеющем опорный фланец, контактирующий с соответствующей ему опорной поверхностью упомянутой цапфы, отличающийся тем, что на случай разрушения опорного фланца вкладыша в конструкции предусмотрен уловитель вкладыша, установленный в полости цапфы и выполненный в виде второй опорной поверхности для торцевой поверхности вкладыша.

2. Узел крепления лопасти по п.1, отличающийся тем, что между торцом вкладыша и упомянутой второй опорной поверхностью установлена прокладка трубчатого профиля из мягкого вязкого материала, например меди.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в любом виде техники, где применяются управляемые аэродинамические поверхности. .

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройству бесшарнирных несущих и рулевых винтов вертолетов. .

Изобретение относится к авиации и касается конструирования вертолетных винтов. .

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки несущего винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом. .

Изобретение относится к области вертолетостроения, в частности к несущим винтам винтокрылых летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструкции торсиона втулки несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиационной и космической технике, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки и, конкретно, к системе несущих винтов авиационно-космической системы (АКС)

Изобретение относится к воздушным винтам с изменяемым шагом лопастей

Изобретение относится к вертолетостроению

Изобретение относится к авиации, в частности к конструкции воздушных винтов

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям хвостовых винтов вертолетов. Заключенный в обтекатель винт (10) для винтокрылого летательного аппарата содержит вращающийся узел, расположенный в канале для осуществления вращения вокруг оси (АХ1). Этот вращающийся узел (15) содержит множество лопастей (20), каждая из которых закреплена на втулке (16), при этом каждая лопасть (20) соответствует закону крутки, определяющему угол крутки, заключенный между нулем градусов включительно и 5 градусами включительно. Каждая лопасть (20) содержит по размаху первую зону (21), затем вторую зону (22), имеющую прямую стреловидность. Вторая зона содержит вторую заднюю кромку (30′′), расположенную ниже по потоку относительно первой задней кромки (30′) первой зоны (21). Каждая первая зона (21) содержит комель (24), соединенный с втулкой (16) при помощи устройства (40) крепления, содержащего подшипник (45) качения и конусный слоистый упор (50). Достигается возможность повышения прочности и большей линейности при работе винта. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх