Пароводяной ракетный двигатель

Изобретение относится к производству ракетных двигателей. В пароводяном ракетном двигателе, использующем в качестве энергоносителя и рабочего вещества перегретую воду, которая нагревается встроенными в конструкцию ракетного двигателя или наружными нагревателями до глубоко закритических температур, и состоящем из водяной камеры и сопловой головки, в водяной камере установлен расширительный канал, соединенный с сопловой головкой с устройством управления тягой, которая расположена в головной части двигателя, а сопла за критическим сечением обладают закритическими параметрами с неизоэнтропическим режимом истечения. Изобретение позволяет снизить стоимость, повысить технологичность изготовления и обеспечить удобство применения. 1 ил.

 

Изобретение относится к производству ракетных двигателей и может быть использовано при создании ракет для доставки полезной нагрузки на небольшие высоты и в качестве стартовых ускорителей для аэрокосмических систем.

Известны ракетные двигатели, использующие в качестве энергоносителя и рабочего вещества воду.

Наиболее близким аналогом заявленному изобретению по технической сути и назначению является пароводяной ракетный двигатель, представленный в заявке №96101208/06 от 24.01.1996 г. на патент РФ на изобретение "Способ создания реактивной тяги ракетного двигателя и пароводяной ракетный двигатель". Данный двигатель состоит из заполняемой перегретой водой камеры, сообщенной с соплом, расположенным в донной части. Вода подается в сопловую часть под действием давления подушки насыщенного пара над открытой поверхностью воды в верхней части камеры. С целью уменьшения потерь импульса жидкие капли в пароводяном рабочем теле диспергируют перед соплом механическим устройством на входе в сопло или сепарируют с помощью центробежного завихрителя или сетки.

Недостатком данного двигателя являются низкая эффективность, обусловленная низкой удельной энергоемкостью перегретой воды при нормальном атмосферном давлении, не позволяющая достигнуть высоких значений тяги и импульса, необходимых для применения двигателя на реальных ракетах с полезной нагрузкой. Дополнительные механические устройства, сепараторы или сетки на входе в сопло снижают КПД и тягу двигателя. Конструкция двигателя не предусматривает компоновку ракеты с обратным стартом.

Целью заявленного изобретения является повышение эффективности пароводяного ракетного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что воду в пароводяном ракетном двигателе, состоящем из водяной камеры с расширительным каналом и сопловой головки с устройством управления тягой в головной части, нагревают до глубоко закритических температур встроенными в водяную камеру нагревателями или с помощью наружных источников теплового или электромагнитного излучения сквозь тепло- или радиопрозрачные части стенок камеры, а сопло или сопла за критическим сечением обладают закритическими параметрами.

Схема варианта конструкции пароводяного ракетного двигателя с нагреваемой наружными источниками тепловой энергии водой в водяной камере представлена на чертеже. На схеме обозначены: стенка 1 водяной камеры с перегретой водой; стенка 2 расширительного канала; местоположение устройства управления тягой 3; местоположение сопла 4 обратного старта; местоположение элементов интерфейса 5 на ускорителе. Варианты конструкций встроенных в водяную камеру нагревателей могут быть различными в зависимости как от назначения и конструкции ракеты, так и различных внешних условий.

Работает данный ракетный двигатель следующим образом:

При закрытом устройстве 3 управления тягой в сопловой головке воду в заполненной водяной камере 1 нагревают до закритических температур наружным излучением сквозь стенки или встроенными в водяную камеру нагревателями, например электрическими, или дымогарными каналами с горячими газами от внешнего источника. При этом возрастает удельная теплоемкость и энтальпия воды и падает ее вязкость. При достижении стартовой температуры открывают устройство 3 управления тягой, и пароводяная смесь движется по расширительному каналу 2 с донной части камеры в сопловую головку. Расширительный канал располагают по длине водяной камеры и придают такие длину и конусность, чтобы при входе пароводяной смеси в сопловую головку доля жидкокапельной фракции в массе смеси была минимальной. Такому режиму истечения смеси способствуют то, что испарение капель воды с закритической температурой происходит без затраты энергии, и то, что при падении давления по мере продвижения массы смеси по расширяющемуся каналу в ней выделяется избыточная теплота, соответствующая уменьшению энтальпии. Конкретные значения параметров расширительного канала определяются конструктивными особенностями ракеты, стартовой температурой воды и режимом ускорения ракеты. Сопловая головка с устройства управления тягой 3 направляет поток пара соответственно направлению тяги ракеты и имеет такие параметры сечений, что пар после критического сечения сопла или сопел истекает в глубоко закритическом режиме и уже вблизи критического сечения сопла происходит лавинообразная конденсация и кристаллизация влаги вследствие адиабатического охлаждения. Это приводит к падению давления в закритическом объеме сопла и приближает режим работы двигателя к режиму работы в пустоте, а термодинамический режим истечения пара на закритическом участке сопла становится неизоэнтропическим.

Режим обратного старта позволяет снизить требования к центровке ракетной системы и избавляет от необходимости применения аэродинамических стабилизаторов. Во время подъема ускорителя возможно уменьшить скорость охлаждения воды в водяной камере с помощью дистанционного подогрева ее сквозь радиопрозрачные стенки водяной камеры энергией от излучателей, расположенных на стартовой площадке и по трассе движения ракеты.

Таким образом, использование глубоко закритического перегрева воды, закритического режима истечения рабочего тела и установка сопел в головной части пароводяного ракетного двигателя с расширительным каналом в водяной камере позволяют улучшить тяговые характеристики пароводяной ракеты и использовать преимущества обратного старта.

Возможно применение в пароводяных ракетных ускорителях и иных, в частности искусственных, жидкостей или водных растворов с иными, чем у чистой воды, молекулярным весом и теплофизическими свойствами, позволяющими добиться неизоэнтропического истечения пара с большим удельным импульсом, чем для чистой воды.

Давления в водяной камере, соответствующие режимам старта и подъема таких ракет с коммерчески оправданной полезной нагрузкой, достижимы при температурах воды от 800-900 К. При таких температурах для изготовления элементов корпуса, сопловой головки и механизмов управления тягой ускорителя многоразового использования пригодны различные относительно дешевые природные и искусственные материалы. Изготовление элементов конструкции ускорителя можно осуществлять на гражданских предприятиях наземной промышленности и широко применять коммерческие детали.

Изготовление ракет с пароводяными двигателями с неизоэнтропическим истечением рабочего вещества, подготовка к старту и старт окажутся многократно проще, дешевле и безопасней, чем при использовании существующих ракет с термохимическими ракетными двигателями. Особенно эффективно применение пароводяных ракет в качестве экологически безупречных мощных стартовых ускорителей для тяжелых аэрокосмических систем.

Пароводяной ракетный двигатель, использующий в качестве энергоносителя и рабочего вещества перегретую воду, которая нагревается встроенными в конструкцию ракетного двигателя или наружными нагревателями до глубоко закритических температур, и состоящий из водяной камеры и сопловой головки, отличающийся тем, что в водяной камере установлен расширительный канал, соединенный с сопловой головкой с устройством управления тягой, которая расположена в головной части двигателя, а сопла за критическим сечением обладают закритическими параметрами с неизоэнтропическим режимом истечения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных твердотопливных двигателей, управляемых с помощью газовых рулей по командам системы управления ракеты.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе).

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и может быть использовано для управления ракетами и реактивными снарядами.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании разгонной двигательной установки (РДУ), обеспечивающей управляемый разгон летательного аппарата (ЛА) воздушного базирования, маршевым двигателем которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), до скорости, обеспечивающей надежный запуск ПВРД.

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и предназначено для управления ракетами и реактивными снарядами

Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности к реактивным двигателям летательных аппаратов с управляемыми соплами, обеспечивающими отклонение газовой струи с целями управления направлением движения летательных аппаратов путем создания управляемого вектора тяги и/или изменения эффективного критического сечения сопла при изменении режимов полета для повышения тяги

Изобретение относится к области ракетостроения

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД)

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в ракетных комплексах на базе ракет-носителей несимметричного пакетного типа с жидкостными ракетными двигателями

Изобретение относится к области ракетостроения, а именно к способам повышения тяги ракетного двигателя, и может быть использовано для увеличения тяги ракетных и авиационных двигателей. Способ увеличения тяги сверхзвукового сопла ракетного двигателя включает вдув внешней среды во внутреннюю полость сопла через систему отверстий и взаимодействие его с рабочим телом. Вдув внешней среды во внутреннюю полость сопла осуществляют в режиме перерасширения при давлении ра<рн, а выдув рабочего тела из внутренней полости сопла вовне в донную область в режиме недорасширения при давлении ра>рн через концевую часть сопла, выполненную из высокотемпературного газопроницаемого материала с открытой пористостью. В качестве высокопористого проницаемого ячеистого материала используют углерод-углеродный композиционный материал, либо керамический композиционный материал, либо жаропрочный металлический сплав, либо волокнистый и канально-трубчатый материал. Изобретение позволяет повысить средний по траектории полета удельный импульс ракетного двигателя, а также обеспечить равномерность вдува и выдува рабочего тела и регулирование высотных характеристик ракетного сопла в режиме перерасширения при давлении ра<рн и недорасширения при давлении ра>рн. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к узлам качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и может быть использовано для установки геометрической оси камеры, качающейся в одной плоскости, в заданном положении, с высокой точностью. В узле качания между внутренней обоймой подшипника и цапфой установлена дополнительная резьбовая втулка с буртом для упора подшипника, контактирующая с ответной резьбой цапфы, в траверсах, в местах установки болтов, выполнены отверстия в виде овальных пазов, между основаниями рамы и траверсами установлены регулировочные прокладки из стального листа, между траверсами и головками болтов установлены двойные опорные стальные шайбы увеличенной толщины с отверстиями под болты, между резьбовой втулкой и цапфой установлен штифт. Изобретение обеспечивает высокую точность установки геометрической оси и оси качания камеры на двигателе относительно общей оси двигателя и его привалочной плоскости, повышение надежности крепления траверс к основаниям рамы и исключение проворота резьбовой втулки относительно цапфы. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к жидкостным ракетным двигателям с управляемым вектором тяги. Жидкостной ракетный двигатель с управляемым вектором тяги, содержащий камеру с возможностью качания в цапфах в главных плоскостях стабилизации, магистрали подвода компонентов на периферии двигателя вдоль его оси, турбонасосный агрегат с центробежными основными насосами высокого давления и подкачивающие агрегаты, выходы насосов которых выполнены в виде спиральных отводов с коническими патрубками и соединены у последних с входами основных насосов по периферии камеры двумя парами двух взаимно перпендикулярных последовательных гибких трубопроводов в виде сильфонов, параллельных главным плоскостям стабилизации и соединенных криволинейными патрубками, согласно изобретению подкачивающие центробежные насосы установлены своими входами соосно магистралям подвода компонентов, а коническими патрубками выходов вдоль продольных осей симметрии первых по направлению к насосам высокого давления и ближайшим сильфонам гибких трубопроводов, причем подкачивающий насос одного компонента выполнен с возможностью вращения ротора в противоположном направлении от направления вращения ротора подкачивающего насоса другого компонента. Изобретение обеспечивает уменьшение радиальных габаритов жидкостного ракетного двигателя, уплотнение компоновки двигателя и за счет этого уменьшение массы двигателя. 6 ил.
Наверх