Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин. В качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм, из материала с низкой адгезией. Технический результат состоит в повышении точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией. 3 ил., 1 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ определения шероховатости дорожного покрытия методом "песчаного пятна", включающим засыпку контролируемой площади определенным объемом природного песка, измерение площади контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90].

Однако недостатками известного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля параметров шероховатости ввиду того, что используемый в качестве заполняющего материала природный песок имеет неоднородную структуру, различную геометрическую форму и размеры частиц, а также высокую способность к адгезии (прилипанию), что способствует уменьшению плотности заполнения впадин контролируемой поверхности.

Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающемся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, при этом в качестве заполняющего материала используются стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.

Используемые в качестве заполняющего материала стандартные стеклянные микрошарики имеют строго заданную сферическую форму с идеально гладкой поверхностью и изготовленные из материала, практически сводящем к нулю адгезию, что позволяет с большей точностью осуществлять контроль поверхности дорожного покрытия, что и обеспечивает новый технический результат заявляемого изобретения.

Способ контроля шероховатости осуществляется с помощью устройства, представленного на фиг. 1, 2, 3.

Способ осуществляется следующим образом.

На контролируемую поверхность устанавливают рамку 1, выполненную в виде прямоугольника и закрепленную на регулируемых опорах 2. Внутрь рамки 1 засыпают 250 см3 стандартных стеклянных микрошариков диаметром 0,01 мм и разравнивают рейкой 3, закрепленной на рамке с возможностью перемещения ее в горизонтальной плоскости, вровень до появления первого выступа. С помощью масштабных линеек 4, размещенных на внешних горизонтальных плоскостях рамки, определяют площадь контролируемой поверхности. Затем по известной методике определяют среднюю глубину впадин:

где Нср - средняя глубина впадин;

Vn - объем песка;

Sз - площадь контролируемой поверхности.

Пример конкретного исполнения

На трех участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости. В качестве заполняющего материала использовали стандартные стеклянные микрошарики диаметром 0,01 и 0,05 мм, объемом 250 см3. Для сравнения с прототипом в качестве заполняющего материала использовали природный песок. Результаты испытаний приведены в таблице.

Таблица

мм
ПримерыПрототип (песок)Hcp."Микрошарики"
Участкиd=0,01Пер.d=0,05Нср.
I13,243,073,183,133,223,09
22,873,073,02
33,113,153,04
II16,456,136,256,195,976,17
26,16,136,29.
35,846,196,25
III14,854,584,514,454,794,59
24,274,354,4
34,644,484,58

Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее точные результаты определения средней глубины впадин дорожного покрытия показали испытания при использовании в качестве заполняющего материала микрошариков с диаметром 0,01 мм, что в сравнении с использованием природного песка по прототипу позволяет повысить точность контроля определения шероховатости на 8%.

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, отличающийся тем, что в качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автодорожному строительству, а именно к испытаниям несущей способности, прочности дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к области дорожно-строительной техники и может быть использовано для измерения профиля и оценки качества состояния дорожного полотна. .

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса на сооружаемых и эксплуатируемых дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием, а также аэродромов и может быть использовано при расследовании ДТП.

Изобретение относится к устройствам для определения физико-механических характеристик дорожных одежд и позволяет повысить эффективность испытаний, точность измерений и расширить информативность полученных результатов.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при оценке эксплуатационного состояния дорожных покрытий. .

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, а также аэродромов и может быть использовано при расследовании ДТП.

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами с твердым покрытием. .

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, а также аэродромов и может быть использовано при расследовании ДТП.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для оценки сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, а также аэродромов.

Изобретение относится к устройствам для измерения профиля дорожного покрытия с помощью пневматических средств и предназначено для установки на раме безрессорного прицепа транспортного средства при дорожных испытаниях.

Изобретение относится к области световых измерений и может быть использовано при измерении яркости покрытий проезжей части автомобильных дорог и улиц

Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, а именно к устройствам для контроля состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области проектирования автомобильных дорог, а именно к установкам для вариантного исследования прочности дорожных одежд и грунтовых оснований на дорожном стенде

Изобретение относится к приборам для определения плотности грунтов во время работы грунтоуплотняющего устройства

Изобретение относится к строительству, эксплуатации, содержанию и ремонту дорог, дорожных покрытий, аэродромов, а именно к устройствам для контроля состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к прибору, позволяющему оценивать коэффициент сцепления колеса транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано как способ постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс

Изобретение относится к устройствам и системам для проведения микронивелирования и оценки ровности поверхности аэродромных покрытий
Наверх