Беззазорная планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам. Беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса 1, 2, одно из которых неподвижно, водило 3 с сателлитами. Сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга. Первая часть сателлита 4 смонтирована на ступице второй части сателлита 5. Обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики 6. Возможность взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки 7, размещенной на ступице второй части сателлита 5. Технический результат - снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже за счет упрощения конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в планетарной передаче. 1 ил.

 

Изобретение относится к конструктивным элементам передач для сообщения вращательного движения, а именно к зубчатым планетарным передачам.

Известна планетарная прецессионная передача с выборкой зазора, содержащая корпус, размещенные в нем входной и выходной валы, два конических колеса, одно из которых связано с выходным валом, связанное с входным валом водило и установленный на нем сателлит для взаимодействия с коническими колесами, диафрагму, посредством которой второе коническое колесо связано с корпусом, кулачковую муфту, размещенную между последними, и упругий элемент, связывающий кулачковую муфту с корпусом, а с целью повышения надежности за счет предохранения от поломки при значительном превышении передаваемого крутящего момента высота h2 кулачков муфты выбрана в пределах h2=(1,05-1,3) высоты h1 зубьев сопряженных колес. (См. авторское свидетельство № 1786323 5 F 16 H 35/10, F 16 H 1/32 бюл. № 1, 1993 г.).

Признаки совпадающие: содержит входной и выходной валы, два колеса, водило и установленный на нем сателлит.

Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, сложность монтажа, недостаточная надежность.

Известен беззазорный двухступенчатый редуктор с соосными входным и выходным валами и разветвленными силовыми цепями, содержащий разрезные цилиндрические зубчатые колеса, имеющие возможность относительного разворота, закрепленные на валах при помощи конических втулок, при этом в каждой силовой цепи промежуточный вал редуктора в средней части установлен на одной самоустанавливающейся опоре, в устройство редуктора в осевом направлении введены дополнительные понижающие ступени, аналогичные первым двум. (См. авторское свидетельство № 99113690/28 7 F 16 H 1/00, 3/00, бюл. №12, 1 ч., 2001).

Признаки совпадающие: содержит два находящихся в зацеплении зубчатых колеса, содержит разрезные цилиндрические зубчатые колеса, имеющие возможность относительного разворота.

Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, недостаточная надежность при значительных нагрузках и высоких скоростях.

Известна беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами, при этом сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный поворот, причем опорой каждой части сателлита в осевом направлении служат упругие компенсаторы, а дополнительные связи выполнены в виде направляющих штифтов или дополнительные связи выполнены в виде шлицев, при этом упругие компенсаторы выполнены в виде пружин, или в качестве упругих компенсаторов используются прокладки из упругого материала. (См. авторское свидетельство № 2101588 6 F 16 H 57/12, бюл. № 1, 2 ч., 1998).

Признаки совпадающие: содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с установленными на них сателлитами, сателлиты выполнены разрезными.

Причины, препятствующие поставленной задаче: конструктивная сложность, недостаточная надежность при значительных нагрузках.

В качестве наиболее близкого аналога принята известная беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита с возможностью взаимного разворота. WO 03056141 A1 (HIMURA MASATO.JP), 10.07.2003.

Признаки совпадающие: содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита с возможностью взаимного разворота.

Причины, препятствующие поставленной задаче, - недостаточная надежность при значительных нагрузках.

Задачей настоящего изобретения является снижение трудоемкости при изготовлении и монтаже за счет упрощения конструкции, повышение эксплуатационных возможностей и надежности при устранении зазоров в планетарной передаче.

Технический результат заключается в том, что беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики, а возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки, размещенной на ступице второй части сателлита. Что позволяет конструктивно просто устранить, практически полностью зазоры в планетарных передачах различного типа и повысить их эксплуатационные характеристики.

Предлагаемая беззазорная планетарная передача поясняется чертежом, где изображено: центральные колеса 1, 2, водило 3 с сателлитами, выполненными разрезными - первая часть сателлита 4 и вторая часть сателлита 5, сопрягаемыми винтовыми канавками, в которых размещены шарики 6, и дополнительно введенной гайки 7.

Беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса 1, 2, одно из которых неподвижно, водило 3 с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита 4 смонтирована на ступице второй части сателлита 5, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики 6, а возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки 7, размещенной на ступице второй части сателлита 5.

При монтаже передачи каждый сателлит в собранном виде, как показано на чертеже монтируется с возможностью вращения на соответствующее водило в обычном порядке, от осевого смещения фиксируется, например, наружным эксцентричным кольцом.

Затем с помощью динамометрического ключа затягивается гайка с требуемым усилием, при этом за счет разворота второй части сателлита при ее перемещении по шарикам винтовой канавки происходит разворот одной части сателлита относительно другой. Таким образом выбирается зазор в зацеплении с центральными зубчатыми колесами. От самоотвинчивания гайки установлена стопорная шайба.

Данная конструкция беззазорной планетарной передачи обеспечивает управление относительным смещением частей сателлита и позволяет задать требуемое усилие распора. В процессе приработки износ происходит в основном за счет пружинения резьбового соединения, в последующем износ значительно уменьшается, при этом снижаются и остаются постоянными усилия распора зубьев, что позволяет конструктивно просто устранить практически полностью зазоры в планетарных передачах различного типа, для передач с внутренним зацеплением и для передач с внешним зацеплением и эффективность использования повышается при увеличении количества сателлитов. Тогда как в известных беззазорных передачах зубья работают с постоянным распором, который обеспечивается упругим элементом, это влечет повышенный их износ, что в свою очередь ведет к снижению эксплуатационных возможностей и надежности передачи в целом.

Дополнительно предложенная конструкция беззазорной планетарной передачи позволяет легко производить, в случае необходимости, выборочно подналадку нужных сателлитов. Это особенно важно для планетарных передач с большим количеством сателлитов, в частности для тяжелонагруженных планетарных передач.

Беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с сателлитами, сателлиты выполнены разрезными с возможностью ограниченного их взаимного поворота относительно друг друга, при этом первая часть сателлита смонтирована на ступице второй части сателлита, обе части сателлита связаны друг с другом посредством сопрягаемых винтовых канавок, в которых размещены шарики, отличающаяся тем, что возможность их взаимного разворота осуществляется при воздействии в осевом направлении дополнительно введенной гайки, размещенной на ступице второй части сателлита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к планетарным передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам. .

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленных роботах. .

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх