Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины

Рабочее колесо (РК) предназначено для использования в радиально-осевых гидротурбинах, устанавливаемых на гидроэлектростанциях или используемых в качестве гидропривода. Устройство содержит размещенные между ободьями лопасти (Л), имеющие цилиндрические поверхности с образующей, возрастающей к оси гидротурбины и параллельной ей. Форма Л РК образована углом наклона скелетной линии профиля Л, переходящим от изменяющегося по линейной зависимости на большей частя профиля Л к неизменному на остальной части, а также выбором параметров РК из следующих соотношений: изменение β по линейной зависимости от β1 до β2 на большей части профиля Л соответственно на расстоянии от D1 до 1,01 D2, β=const=β2 на остальной части от 1,01 D2 до D2, диапазон возрастания образующей поверхностей Л - от (0,08-0,20)D1 при входе жидкости на РК до (0,15-0,30)D1 при выходе с него, D2/D1=(0,6-0,73), где D1 - наружный диаметр РК, D2 - внутренний диаметр РК, D2/D1 - относительный диаметр РК, β - угол наклона скелетной линии профиля Л, β1 - угол наклона входного элемента скелетной линии профиля Л к окружному направлению, β2 - угол наклона выходного элемента скелетной линии профиля Л. Конструкция РК обеспечивает расширение диапазона использования турбины. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к гидротурбинам и может быть использовано применительно к гидроэлектростанциям или в качестве гидропривода различных потребителей энергии.

Известны радиально-осевые насос-турбины, геометрические параметры которых позволяют повысить единичную мощность путем увеличения пропускной способности, при этом КПД остается неизменным (Патент РФ №1258138, F 03 В 3/02, 1985 г.).

Известно также рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины, содержащее размещенные между ободьями лопасти (Авт. свидетельство СССР №450027, F 03 В 3/02, 1972 г.). В данном изобретении для повышении КПД и упрощения технологии изготовления колеса лопасти выполнены в виде цилиндров с образующей, возрастающей к оси турбины и параллельной ей.

Известное техническое решение является наиболее близким к предлагаемому по техническому результату. Однако оно позволяет получить указанные преимущества только в тех случаях, когда приведенное число оборотов гидротурбины лежит в пределах n'I=60÷65 об/мин, а приведенный расход рабочей жидкости Q'I=(0,23÷0,3 м3/с.

Предлагаемое изобретение является дальнейшим усовершенствованием данного технического решения и позволяет расширить диапазон использования рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины до n'I=50÷75 об/мин и Q'I=0,13÷0,5 м3/с.

Для достижения указанного технического результата форма лопастей рабочего колеса образована углом наклона скелетной линии профиля лопасти, переходящим от изменяющегося по линейной зависимости на большей части профиля лопасти к неизменному - на остальной части, а также выбором следующих параметров рабочего колеса:

изменение β по линейной зависимости от β1 до β2, на большей части профиля лопасти соответственно на расстоянии "а-в" от D1 до 1.01 D2,

β=const=β2 на остальной части "в-с" от 1,01 D2 до D2,

диапазон возрастания образующей поверхностей лопастей - от (0,08÷0,20)D1 при входе жидкости на рабочее колесо до (0,15÷0,30)D1 при выходе с него,

D2/D1=(0,60-0,73),

где D1 - наружный диаметр рабочего колеса,

D2 - внутренний диаметр рабочего колеса,

D2/D1 - относительный диаметр рабочего колеса,

β - угол наклона скелетной линии профиля лопасти,

β1 - угол наклона входного элемента скелетной линии профиля лопасти к окружному направлению,

β2 - угол наклона выходного элемента скелетной линии профиля лопасти.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показана схема рабочего колеса в меридиональной проекции, на фиг.2 - вид по "А" фиг.1.

В пространстве, ограниченном ободьями 1 и 2 колеса, размещены лопасти 3, имеющие цилиндрические поверхности с образующей, параллельной оси O-O гидротурбины. Линия 4 является скелетной линией профиля лопасти. Высота лопасти "в" возрастает от в=в0 до в=в2 при уменьшении диаметра расположения элемента лопасти от D1 до D2.

Предлагаемое колесо не уступает обычным радиально-осевым колесам и прототипу с быстроходностью nS=80÷175 по величине площади вращения, ограниченной выходными кромками лопастей.

Экспериментальные исследования гидротурбин с предлагаемым рабочим колесом проводились на крупномасштабных моделях диаметром D1=800 мм и 400 мм. Исследования гидротурбин РО 400/2701÷2705, РО 310/2715÷2722 и РО 230/2711 позволили определить влияние параметров β1, β2, D2/D1, в0/D1 и в2/D1 на гидравлические качества гидротурбин и определить диапазон изменения параметров, обеспечивающий эффективность применения предлагаемого рабочего колеса.

Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины, содержащее размещенные между ободьями лопасти, имеющие цилиндрические поверхности с образующей, возрастающей к оси гидротурбины и параллельной ей, отличающееся тем, что форма лопастей рабочего колеса образована углом наклона скелетной линии профиля лопасти, переходящим от изменяющегося по линейной зависимости на большей части профиля лопасти к неизменному на остальной части, а также выбором параметров рабочего колеса из следующих соотношений: изменение β по линейной зависимости от β1 до β2 на большей части профиля лопасти соответственно на расстоянии от D1 до 1,01 D2, β=const=β2 на остальной части от 1,01 D2 до D2, диапазон возрастания образующей поверхностей лопастей от (0,08÷0,20)D1 при входе жидкости на рабочее колесо до (0,15÷0,30)D1 при выходе с него, D2/D1=(0,6÷0,73), где D1 - наружный диаметр рабочего колеса, D2 - внутренний диаметр рабочего колеса, D2/D1 - относительный диаметр рабочего колеса, β - угол наклона скелетной линии профиля лопасти, β1 - угол наклона входного элемента скелетной линии профиля лопасти к окружному направлению, β2 - угол наклона выходного элемента скелетной линии профиля лопасти.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности способу восстановления работоспособности гидроагрегата, и может быть использовано при ремонтно-восстановительных работах на гидроэлектростанциях (ГЭС), при выполнении работ по реконструкции гидроагрегата, а также при замене гидротурбинной установки на вертикальных гидроагрегатах с зонтичным или подвесным исполнением генератора и с гидротурбиной поворотно-лопастного или радиально-осевого типа.

Турбина // 2263814
Изобретение относится к турбиностроению. .

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для превращения энергии водяного потока реки в электрическую, а именно к рабочему колесу гидротурбины, применяемому в гидроэлектростанциях.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидромашинам, работающим в турбинном режиме. .

Изобретение относится к гидро- и ветроэнергетике, в частности, к устройствам для отбора энергии текучей среды для последующего преобразования ее, например, в электроэнергию.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при проектировании гидротурбин. .

Изобретение относится к области гидромашиностроения. .

Изобретение относится к области гидромашиностроения и позволяет повысить надежность рабочего колеса гидромашины. .

Изобретение относится к гидротурбиностроению и строительной части ГЭС

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, конкретно гидротурбостроения, в частности к устройству лопаточного аппарата рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины (типа Френсис)

Изобретение относится к рабочим колесам для турбины Френсиса

Изобретение относится к области гидротурбостроения и может быть использовано при разработке рабочих колес радиально-осевых гидротурбин

Изобретение относится к конструкции радиально-осевых гидравлических машин, предназначенных преимущественно для работы на высоких напорах

Изобретение относится к непосредственно соединенной тихоходной малой гидротурбине диагонального типа, применяемой в гидродинамической энергосберегающей охлаждающей башне, которая содержит спиральный корпус 1 для впуска воды, посадочное кольцо 2, оборудованное одним рядом направляющих лопаток, расположенных по кругу, рабочее колесо 12, прямую сужающуюся водовыпускную трубу 9 и боковой водовыпускной короб 10

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х5. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной стороны, радиальной периферической поверхностью 52 вала и, с другой стороны, внутренней радиальной поверхностью 102 неподвижного относительно оси органа 101. Подшипник расположен между двумя краями 121, 122, образующими при штатной работе подшипника 100 зоны удаления водяной пленки, образованной в подшипнике. В неподвижном органе 101 выполнена по меньшей мере одна полость 130, которая открывается на его внутреннюю радиальную поверхность 102 вблизи первого края 121 подшипника, из двух краев 121, 122. Неподвижный орган содержит средства 131, 132, 133 для обеспечения жидкостного сообщения полости с объемами, размещенными снаружи подшипника 100 вблизи второго края 122 подшипника из двух краев 121, 122. Полость 130 и средства 131, 132, 123 для обеспечения сообщения выполнены с возможностью удаления частей потока, образующего водяную пленку, в случае, когда удаление пленки на уровне первого края невозможно. Изобретение направлено на обеспечение надежной работы подшипника гидравлической машины. 2 н. и 12 з. п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к рабочему колесу типа колеса Фрэнсиса для гидравлической машины, через которое должен проходить принудительный поток воды. Рабочее колесо типа колеса Фрэнсиса для гидравлической машины содержит венец (1) с симметрией вращения вокруг оси вращения (Z) колеса, потолок (12) и множество изогнутых лопаток (21), неподвижно соединенных с венцом (1) и с потолком (12), каждая из которых имеет периферическую кромку (212). Кромка (212) по меньшей мере одной из лопаток (21) является изогнутой и ее вогнутость обращена наружу колеса. Расстояние, измеренное между любой точкой кромки (212) и прямой, проходящей, с одной стороны, через первую точку сопряжения между кромкой (212) и венцом (1) и, с другой стороны, через вторую точку сопряжения между кромкой (212) и потолком (12), является максимальным на уровне промежуточной точки кромки (212). Радиус промежуточной точки является строго меньшим радиуса первой точки сопряжения и радиуса второй точки сопряжения. Изобретение направлено на разработку рабочего колеса, геометрия которого позволяет стабилизировать скорость вращения колеса во время переходных фаз запуска при относительно малых высотах падения. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 10 ил.

Группа изобретений относится к способу модернизации для преобразования гидравлической энергии в электрическую энергию или механическую энергию и наоборот и такой модернизированной установке. Турбонасос содержит рабочее колесо, подвижное вокруг оси, предварительный распределитель (204), содержащий статорные лопатки, образующие между каждой парой из двух смежных статорных лопаток первый водопроводный канал (C1), и распределитель (206'), содержащий направляющие лопатки, расположенные ниже по потоку от статорных лопаток в направлении потока воды, подаваемого в турбонасос, работающий в турбинном режиме. Направляющие лопатки образуют между каждой парой из двух смежных направляющих лопаток второй водопроводный канал (C2). Способ включает в себя этапы, на которых уменьшают высоту первых водопроводных каналов (C1), измеренную параллельно оси вращения рабочего колеса, и уменьшают высоту вторых водопроводных каналов (C2), измеренную параллельно оси вращения рабочего колеса. Группа изобретений направлена на обеспечение усиления конструкции. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх