Гидрообъемная трансмиссия с управляемой фрикционной муфтой привода насосной станции

Изобретение относится к машиностроению и касается гидрообъемной трансмиссии машины. Гидрообъемная трансмиссия с управляемой фрикционной муфтой привода насосной станции содержит насосную станцию с герметичным гидробаком, состоящую из насоса высокого давления и подпиточного насоса, и гидромоторы для привода колес. Гидромоторы сообщены с насосной станцией магистральными гидролиниями, образующими циркуляционный гидравлический контур. В перепускных гидролиниях, соединенных с магистральными гидролиниями, расположены разгрузочные клапаны, содержащие запорный элемент. В сточной гидролинии расположен пилотный клапан, управляемый датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе. Фрикционная муфта имеет пневмогидравлический привод для ее размыкания, включаемый клапаном подачи сжатого воздуха, управляемым датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса. Технический результат - повышение надежности гидрообъемной трансмиссии машины путем ее мониторинга и своевременного принятия мер в аварийной ситуации. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Техническое решение относится к машиностроению. Оно касается гидрообъемной трансмиссии машины.

Известны различные гидрообъемные трансмиссии машин, содержащие фрикционную муфту для привода насосной станции от теплового двигателя, дающую возможность при необходимости отсоединить насосную станцию. Они представлены в опубликованной в Великобритании заявке №1533902, МПК F 16 H 39/46, в описаниях изобретений к патентам, выданным в США, №3859790, МПК F 16 H 39/46, в ФРГ №3409566, МПК F 16 H 61/40. Причем гидрообъемная трансмиссия, состоящая из насоса и гидромотора, может быть снабжена устройством для определения аномального ее состояния (поданная в Японии заявка №2-20848, МПК F 15 B 20/00). Известны другие гидрообъемные трансмиссии, в которых используются различные предохранительные и противоаварийные средства, например, для уменьшения нагрузки на двигатель при его пуске на машине, используемой в строительстве (опубликованная во Франции заявка №2562612, МПК F 15 B 20/00, международная заявка №80/02865, МПК F 15 B 20/00, F 16 H 39/46). Известен гидрообъемный привод навесного оборудования мусороуборочной машины, содержащий насос, имеющий привод от вала отбора мощности через центробежную муфту с электрическими средствами управления, подключенными к источнику электрического тока электрической цепью, в которой расположены переключатели, управляемые датчиками, контролирующими работу этого привода (выданный в США патент №3812676, МПК 39/46).

В качестве прототипа принята представленная в выданном в ФРГ патенте №3200329, МПК F 16 H 39/44 гидрообъемная трансмиссия машины с управляемой фрикционной муфтой для привода насосной станции, замыкаемой при подключении гидромотора к насосу, однако без учета технического состояния трансмиссии, что понижает ее надежность. При этом частое замыкание фрикционной муфты, производимое при каждом подключении гидромотора к насосу, приводит к быстрому износу муфты.

Задача - повышение надежности гидрообъемной трансмиссии машины путем ее мониторинга и своевременного принятия мер в аварийной ситуации для предотвращения ее разрушения.

Решение этой задачи обеспечено тем, что гидрообъемная трансмиссия содержит насосную станцию с герметичным гидробаком, имеющую привод от двигателя фрикционной муфтой и состоящую из насоса высокого давления и подпиточного насоса, гидромоторы для привода машины, сообщенные с насосной станцией магистральными гидролиниями, образующими гидравлический контур, разгрузочные клапаны, расположенные в соединенных с магистральными гидролиниями перепускных гидролиниях и содержащие запорный элемент, с одной стороны которого расположена гидролиния, сообщенная с одной из магистральных гидролиний, а с другой стороны расположена гидролиния, сообщенная через дроссель с той же магистральной гидролинией и через обратный клапан соединенная со сточной гидролинией, в которой расположен пилотный клапан, управляемый посредством электрических средств датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе машины, фрикционная муфта имеет пневмогидравлический привод для ее размыкания, включаемый клапаном подачи сжатого воздуха, управляемым посредством электрических средств датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса.

Вследствие наличия в гидрообъемной трансмиссии, характеризуемой приведенной совокупностью признаков, разгрузочных клапанов, расположенных в перепускных гидролиниях, соединенных с магистральными гидролиниями гидравлического контура, и содержащих запорный элемент, с одной стороны которого расположена гидролиния, сообщенная с одной из магистральных гидролиний, а с другой стороны расположена гидролиния, сообщенная через дроссель с той же магистральной гидролинией и соединенная через обратный клапан со сточной гидролинией, в которой расположен пилотный клапан, управляемый датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе, а фрикционная муфта, расположенная между двигателем и насосной станцией, имеет пневмогидравлический привод для ее размыкания, включаемый клапаном подачи сжатого воздуха, управляемым датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса, обеспечено непрерывное слежение за состоянием гидрообъемной трансмиссии, при этом по сигналам указанных датчиков своевременно принимаются меры по прекращению ее работы в тяговом режиме в случае возникновения аварийной ситуации.

В электрической цепи управления пилотным клапаном могут быть последовательно расположены выключатели, управляемые датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе, а в электрической цепи управления клапаном подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты последовательно могут быть расположены выключатели, управляемые датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса.

В электрической цепи управления пилотным клапаном параллельно могут быть расположены выключатели, управляемые датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе, а в электрической цепи управления клапаном подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты параллельно могут быть расположены выключатели, управляемые датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса, и кнопочный выключатель управления стартером пуска двигателя. При этом последовательно с выключателем управления стартером в электрической цепи управления упомянутым клапаном подачи сжатого воздуха расположен выключатель, управляемый датчиком давления сжатого воздуха в пневматической системе. При наличии в электрической цепи управления клапаном подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты последовательно с выключателем управления стартером выключателя, управляемого датчиком давления сжатого воздуха в пневматической системе, автоматически прекращается привод фрикционной муфты и происходит ее размыкание для предотвращения ее повреждения при недостаточном давлении воздуха в пневматической системе.

На фиг.1 изображена схема гидрообъемной трансмиссии со средствами управления ее клапанами.

На фиг.2 показано другое управление клапанами трансмиссии.

Гидрообъемная трансмиссия содержит насосную станцию, состоящую из регулируемого реверсивного насоса 1 высокого давления и подпиточного насоса 2 (фигура 1). Насосы 1 и 2 имеют привод от теплового двигателя 3 через фрикционную муфту 4. Фрикционная муфта 4, служащая для связи ведущего вала 5 насосной станции с валом 6 двигателя 3, состоит из расположенных в ее корпусе фрикционного диска 7 и нажимного диска 8, подпружиненного размещенными в корпусе муфты пружинами 9 сжатия. Пружины 9 предназначены для прижатия нажимного диска 8 к фрикционному диску 7, то есть для смыкания дисков фрикционной муфты при ее замыкании для передачи ею поворотного момента. Фрикционная муфта 4 имеет пневмогидравлический привод, содержащий двуплечий рычаг 10, имеющий опору на корпусе трансмиссии и предназначенный для отвода нажимного диска 8 от фрикционного диска 7 при их размыкании. Для поворота рычага 10 механизм управления фрикционной муфтой 4 снабжен гидроцилиндром 11, содержащим поршень со штоком, взаимодействующим с рычагом 10. Гидроцилиндр 11 гидролинией 12 сообщен с жидкостной полостью сосуда 13, над которой расположена воздушная полость. В гидролинии 12 расположен дроссель 14, служащий для обеспечения постепенного опорожнения гидроцилиндра 11 при перетекании жидкости из него в сосуд 13 во время смыкания дисков фрикционной муфты 4. Параллельно дросселю 14 расположен обратный клапан 15, служащий для быстрого впуска жидкости в гидроцилиндр 11 из сосуда 13 при размыкании дисков фрикционной муфты. Для сообщения воздушной полости сосуда 13 с источником 16 сжатого воздуха, а именно с пневматической системой машины, имеется двухпозиционный клапан 17 с электрическим приводом и пружинным возвратом, направляющий при его включении сжатый воздух по пневмопроводу 18 в сосуд 13 и сообщающий при его выключении сосуд 13 с атмосферой.

Гидрообъемная трансмиссия снабжена гидромоторами 19 и 20 для раздельного привода колес машины. Гидромоторы соединены с насосом 1 магистральными гидролиниями 21, 22, образующими замкнутый циркуляционный гидравлический контур, подключенный к насосу 2. Всасывающая полость подпиточного насоса 2 всасывающей гидролинией 23, в которой расположены фильтр и двухпозиционный клапан 24 с ручным управлением, сообщена с герметичным гидробаком 25, в котором находится рабочая жидкость. Полость нагнетания насоса 2 сообщена с гидравлическим контуром через питающую (нагнетательную) гидролинию 26 и обратные клапаны 27, 28. Для ограничения величины давления в магистральных гидролиниях 21, 22 в гидрообъемной трансмиссии имеются предохранительные клапаны 29, 30. На выходе питающей гидролинии 26 расположен трехпозиционный золотниковый перекидной клапан 31, управляемый давлением в магистральных гидролиниях 21, 22. Для слива избытка рабочей жидкости, подаваемой подпиточным насосом 2, и поддержания при этом постоянного давления подпитки рабочей жидкостью полости всасывания насоса 1 в гидрообъемной трансмиссии имеется напорный клапан 32, расположенный последовательно с перекидным клапаном 31. Для контроля давления рабочей жидкости в питающей гидролинии на участке между перекидным и напорным клапанами имеется датчик 33 давления. Последовательно с напорным клапаном 32 в сливной гидролинии 34 расположены полости охлаждения, имеющиеся в корпусах насоса 1 высокого давления и гидромоторов 19, 20, и теплообменник 35, предназначенный для охлаждения рабочей жидкости во время работы трансмиссии. Для интенсивного охлаждения рабочей жидкости теплообменником 35 при высокой ее температуре имеется вентилятор с приводом от электродвигателя. В сливной гидролинии 34 расположен обратный клапан 36, предназначенный для предотвращения выхода сжатого воздуха из гидробака при стоянке машины.

Гидробак 25 снабжен устройством наполнения его воздушной полости, расположенной над рабочей жидкостью, сжатым воздухом из имеющейся в машине пневматической системы, содержащей компрессор с ресиверами и средства очистки и осушения воздуха (не показаны). Устройство наполнения воздушной полости гидробака сжатым воздухом содержит запорный кран 37 с ручным управлением, соединяющий и разъединяющий воздушную полость гидробака 25 с источником 16 сжатого воздуха, то есть с пневматической системой машины. Последовательно с краном 37 расположены обратный клапан 38 и регулятор 39 давления сжатого воздуха в гидробаке. Для выпуска из воздушной полости гидробака избытка сжатого воздуха для поддержания оптимальной величины его давления упомянутое устройство снабжено предохранительным клапаном 40. Кроме того, это устройство, обеспечивающее наддув сжатого воздуха в гидробак из пневматической системы машины по пневмопроводу 41, снабжено вакуумным клапаном 42 с ручным управлением, содержащим подпружиненный запорный элемент, перемещаемый давлением наружного, то есть атмосферного воздуха в случае образования в гидробаке вакуума либо вручную принудительно для выпуска из воздушной полости гидробака сжатого воздуха при его техническом обслуживании или замене.

Двухпозиционный клапан 17, служащий для поочередного сообщения сосуда 13 с источником 16 сжатого воздуха и с атмосферой, имеет электрические средства управления. В электрической цепи 43 управления клапаном 17 расположен контакт выключателя 44, управляемого датчиком положения запорного элемента 45 клапана 24, находящийся в замкнутом состоянии при открытой всасывающей гидролинии 23. Последовательно с выключателем 44 расположены нормально разомкнутый контакт выключателя 46, управляемого датчиком 47 давления сжатого воздуха в воздушной полости гидробака 25, нормально разомкнутый контакт выключателя 48, управляемого датчиком 49 минимального допустимого предельного уровня рабочей жидкости в гидробаке, нормально замкнутый контакт выключателя 50, управляемого посредством электромагнитного реле датчиком 51 максимальной предельной температуры рабочей жидкости в гидробаке 25, выключатель 52 с ручным управлением и электромагнитное реле 53, нормально замкнутый контакт 54 которого расположен между источником электрического тока и электрическими средствами привода клапана 17. Расположенный в электрической цепи 43 кнопочный выключатель 52, управляемый вручную кнопкой, служит для принудительного размыкания фрикционной муфты 4 для отключения привода насосной станции перед пуском двигателя 3 для снижения затрат энергии на привод стартера при наличии нормального давления сжатого воздуха в пневматической системе машины.

Магистральные гидролинии 21, 22 соединены между собой перепускными гидролиниями 55, 56, в которых расположены разгрузочные клапаны 57, 58. Каждый разгрузочный клапан содержит корпус с подпружиненным цилиндрическим запорным элементом. С одной стороны запорного элемента клапана 57 расположена гидролиния, сообщенная с магистральной гидролинией 21, а с другой его стороны расположена гидролиния 59, сообщенная через дроссель 60 с той же магистральной гидролинией 21 и через обратный клапан 61 соединенная со сточной гидролинией 62. В сточной гидролинии 62 расположен двухпозиционный пилотный клапан 63, имеющий электрический привод с пружинным возвратом. С одной стороны запорного элемента клапана 58 расположена гидролиния, сообщенная с магистральной гидролинией 22, а с противоположной его стороны расположена гидролиния 64, сообщенная через дроссель 65 с магистральной гидролинией 22 и через обратный клапан 66 соединенная со сточной гидролинией 62, в которой расположен упомянутый пилотный клапан 63. В электрической цепи 67 управления пилотным клапаном 63 последовательно расположены нормально разомкнутый контакт выключателя 68, управляемого датчиком 69 давления сжатого воздуха, поступающего из пневматической системы машины, нормально разомкнутый контакт выключателя 70, управляемого датчиком 33 давления рабочей жидкости в питающей гидролинии 26, выключатель 71 с ручным управлением и реле 72, у которого нормально замкнутый контакт 73 расположен в электрической цепи, соединяющей электрические средства привода клапана 63 с источником электрического тока.

Электрические средства управления клапанами 17 и 63, а также электрические цепи 43, 67 подключены к источнику электрического тока через главный выключатель, который на фигуре 1 не показан.

После наполнения гидробака 25 рабочей жидкостью до нужного уровня, производимого насосом с автономным электрическим приводом, по сигналу датчика 49 замыкается контакт выключателя 48, расположенный в электрической цепи 43. При нормальной температуре рабочей жидкости в гидробаке и расположении запорного элемента клапана 24 в положении, при котором подпиточный насос 2 сообщается с гидробаком, контакты выключателей 44 и 50 замкнуты.

Краном 37 сообщают воздушную полость гидробака 25 с источником 16 сжатого воздуха, то есть с пневматической системой машины. Из ресиверов пневматической системы сжатый воздух проходит в гидробак по пневмопроводу 41 через обратный клапан 38 и регулятор 39 давления, понижающий давление поступающего воздуха до нужной величины. В гидробаке 25 устанавливается повышенное по сравнению с атмосферным давление воздуха и по сигналу датчика 47 происходит замыкание контакта выключателя 46. Кроме того, при поступлении из пневматической системы машины сжатого воздуха под нужным давлением по сигналу датчика 69 происходит замыкание контакта 68, расположенного в электрической цепи 67 управления пилотным клапаном 63.

При замкнутых контактах выключателей 44, 46, 48, 50, 52 по электрической цепи 43 проходит электрический ток, под действием которого реле 53 размыкает контакт 54, отключая электрические средства привода клапана 17 от источника электрического тока. При отключении клапан 17 сообщает сосуд 13 по пневмопроводу 18 с атмосферой. Когда сосуд 13 сообщен с атмосферой и значит отсутствует избыточное давление в гидроцилиндре 11, фрикционная муфта 4 находится в замкнутом состоянии, при котором нажимной диск 8 пружинами 9 прижат к фрикционному диску 7, расположенному между корпусом муфты и нажимным диском.

Для размыкания фрикционной муфты 4 перед пуском двигателя 3 для уменьшения затрат энергии на его пуск размыкают вручную контакт выключателя 52, прерывая электрический ток через реле 53. Происходит замыкание контакта 54, который соединяет электрические средства привода клапана 17 с источником электрического тока. При подаче электрического тока к клапану 17 он по пневмопроводу 18 сообщает сосуд 13 с источником сжатого воздуха. Под действием сжатого воздуха жидкость из сосуда 13 через открывающийся обратный клапан 15 по гидролинии 12 поступает в гидроцилиндр 11, который, поворачивая рычаг 10, отводит нажимной диск 8 от фрикционного диска 7, размыкая фрикционную муфту 4. После пуска двигателя замыкают вручную контакт выключателя 52, пуская электрический ток по цепи 43 через реле 53, которое размыкает контакт 54, отключая клапан 17 от источника электрического тока. При отключении клапан 17 сообщает сосуд 13 с атмосферой и тогда поршень гидроцилиндра 11 под действием рычага 10, поворачиваемого пружинами 9, постепенно через дроссель 14 вытесняет жидкость из гидроцилиндра в сосуд 13, обеспечивая плавное замыкание дисков фрикционной муфты 4 для передачи ею поворотного момента от двигателя к насосной станции для привода насоса 1 высокого давления и подпиточного насоса 2. Насос 2 через открытую всасывающую гидролинию 23 забирает рабочую жидкость из гидробака 25 и нагнетает ее в питающую гидролинию 26, из которой она через клапаны 27, 28 поступает в магистральные гидролинии 21, 22 под нужным давлением, устанавливаемым напорным клапаном 32. При этом по сигналу датчика 33 давления в питающей гидролинии 26 происходит замыкание контакта выключателя 70. При замыкании контакта выключателя 70 по электрической цепи 67 проходит электрический ток, под действием которого реле 72 размыкает контакт 73, отключая электрические средства привода клапана 63 от источника электрического тока. При отключении клапан 63 разобщает сточную гидролинию 62 со сливной гидролинией 34. В этом случае разгрузочные клапаны 57 и 58 разобщают магистральные гидролинии 21, 22 для обеспечения возможности подачи рабочей жидкости по одной из них насосом 1 под высоким давлением к гидромоторам 19,20 для привода машины.

При движении машины передним ходом насос 1 подает жидкость под высоким давлением к гидромоторам 19, 20 по магистральной гидролинии 21. От гидромоторов рабочая жидкость по магистральной гидролинии 22 под низким давлением возвращается к насосу 1. При этом подпиточным насосом 2 по гидролинии 26 через обратный клапан 28 происходит подпитка магистральной гидролинии 22 рабочей жидкостью под необходимым давлением для предотвращения кавитации. Если, например, из-за износа подпиточного насоса 2 давление в питающей гидролинии 26 становится недостаточным, то по сигналу датчика 33, отслеживающего давление в гидролинии 26, происходит размыкание контакта выключателя 70. Реле 72 обесточивается и контакт 73 замыкается, соединяя электрические средства привода пилотного клапана 63 с источником электрического тока. При замыкании контакта 73 пилотный клапан сообщает сточную гидролинию 62 со сливной гидролинией 34, после чего давление в гидролинии 62, а также в гидролинии 59, сообщающейся со сточной гидролинией через обратный клапан 61, уменьшается до малой величины. Тогда разгрузочный клапан 57 под действием давления в гидролинии 21 соединяет эту гидролинию 21 через перепускную гидролинию 55 с гидролинией 22. Давление в гидролинии 21 понижается и уравнивается с давлением в гидролинии 22, после чего гидромоторы перестают создавать поворотный момент. Происходит остановка машины, что сигнализирует о необходимости принятия мер по восстановлению работоспособности гидрообъемной трансмиссии.

Если из-за возможных утечек рабочей жидкости ее уровень в гидробаке 25 понизится до критически низкого уровня, то по сигналу датчика 49 происходит размыкание электрической цепи 43 выключателем 48. Если избыточное давление в воздушной полости гидробака 25 получается меньше нужной величины, то по сигналу датчика 49 размыкается контакт выключателя 46. Если температура рабочей жидкости в гидробаке при работе гидрообъемной трансмиссии превысила допустимую величину, то по сигналу датчика 51 размыкается контакт выключателя 50. При размыкании электрической цепи 43 любым из упомянутых выключателей и соответственно прекращении поступления электрического тока к реле 53 происходит замыкание контакта 54, подключающего электрические средства привода клапана 17 к источнику электрического тока. Тогда клапан 17 сообщает сосуд 13 с источником сжатого воздуха и жидкость из этого сосуда под давлением через клапан 15 быстро поступает в гидроцилиндр 11, который размыкает фрикционную муфту 4, отключающую привод насосной станции при аварийном состоянии гидрообъемной трансмиссии.

Если давление сжатого воздуха в пневматической системе в случае возникновения в ней неисправности понизится до малой величины, недостаточной для размыкания фрикционной муфты 4 при такой необходимости, то по сигналу датчика 69 происходит размыкание контакта выключателя 68 и прекращение электрического тока по цепи 67 через реле 72. Контакт 73 реле 72 замыкается, подавая электрический ток к средствам привода пилотного клапана 63. При срабатывании клапан 63 сообщает гидролинию 59 через сточную гидролинию 62 со сливной гидролинией, клапан 57 открывается и сообщает гидролинию 21 высокого давления через перепускную гидролинию 55 с гидролинией 22 низкого давления. При сообщении гидролиний 21, 22 между собой в них устанавливается одинаковое давление, гидромоторы перестают создавать поворотный момент и после возникновения такой аварийной ситуации происходит прекращение движения машины.

В представленной на фигуре 2 схеме управления клапанами гидрообъемной трансмиссии клапан 17 подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты 4 подключен к источнику электрического тока электрической цепью 74, в параллельных участках которой расположены выключатель 75 с нормально замкнутым контактом, размыкаемым датчиком 47 давления воздуха в воздушной полости гидробака 25, нормально разомкнутый контакт 76 реле 77, подключенного к датчику 51 температуры рабочей жидкости в гидробаке, выключатель 78 с нормально замкнутым контактом, размыкаемым датчиком 49 уровня рабочей жидкости в гидробаке, выключатель 79 с нормально разомкнутым контактом, управляемый датчиком положения запорного элемента клапана 24, расположенного во всасывающей гидролинии 23, выключатель 80 с ручным управлением. Кроме того, в одном из параллельных участков электрической цепи 74 последовательно расположены кнопочный выключатель 81 управления стартером 82 пуска двигателя 3 и выключатель 83 с нормально разомкнутым контактом, замыкаемым датчиком 69 давления сжатого воздуха в пневматической системе машины. Пилотный клапан 63 подключен к источнику электрического тока электрической цепью 84, в параллельных участках которой расположены выключатель 85 с нормально замкнутым контактом, размыкаемым датчиком 47 давления воздуха в воздушной полости гидробака 25, нормально разомкнутый контакт 86 реле 87, подключенного к датчику 51 температуры рабочей жидкости в гидробаке, выключатель 88 с нормально замкнутым контактом, размыкаемым датчиком 33 давления рабочей жидкости в питающей гидролинии 26, выключатель 89 с нормально замкнутым контактом, размыкаемым датчиком 69 давления сжатого воздуха в пневматической системе, и выключатель 90 с ручным управлением. Обе электрические цепи 74, 84 подключены к источнику электрического тока через главный выключатель 91 с ручным управлением.

Нормально замкнутые контакты выключателей 75, 85, управляемых датчиком 47 давления, размыкаются после того, как давление в воздушной полости гидробака 25 достигнет нужной величины, исключающей поступление в гидробак неочищенного наружного воздуха. Нормально разомкнутые контакты 76, 86 реле 77, 87, подключенных к датчику 51 температуры, замыкаются в случае, если температура рабочей жидкости в гидробаке 25 превысит допустимую величину. Нормально замкнутый контакт выключателя 80, управляемого датчиком 49 уровня рабочей жидкости в гидробаке, размыкается датчиком 49 после того, как уровень рабочей жидкости при заправке ею гидробака автономным насосом с электрическим приводом достигнет нужной высоты. Нормально замкнутый контакт выключателя 88, управляемого датчиком 33 давления, размыкается этим датчиком при создании насосом 2 давления требуемой величины в питающей гидролинии 26. Нормально разомкнутый контакт выключателя 83 замыкается, а нормально замкнутый контакт выключателя 89 размыкается датчиком 69 при наличии в пневматической системе нужного давления сжатого воздуха, достаточного для надежного размыкания фрикционной муфты 4 при возникшей необходимости.

Контакт выключателя 79 замыкается при перестановке запорного элемента 45 клапана 24 в положение, при котором, например, для замены фильтра перекрывается всасывающая гидролиния 23.

При пуске двигателя 3 стартером 82 при замкнутом контакте 83, то есть при нормальном давлении сжатого воздуха в пневматической системе, электрический ток проходит по цепи 74 к клапану 17, который открывает проход сжатого воздуха по пневмопроводу 18 в сосуд 13 пневмогидравлического привода фрикционной муфты 4, обеспечивая ее размыкание. Происходит отключение привода насосной станции, в результате чего уменьшаются затраты энергии стартером на пуск двигателя. В случае если давление воздуха в пневматической системе по какой-либо причине имеет малую величину, недостаточную для надежного размыкания фрикционной муфты, то контакт выключателя 83 размыкается, исключая прохождение электрического тока к клапану 17 при замыкании выключателя 81, что предотвращает возможное буксование дисков фрикционной муфты.

При работе гидрообъемной трансмиссии в нормальном режиме, когда уровень и температура рабочей жидкости в гидробаке 25, давление воздуха в пневматической системе и в воздушной полости гидробака находятся в допустимых пределах, а клапан 24 сообщает насос 2 гидролинией 23 с гидробаком и при этом давление рабочей жидкости в питающей гидролинии 26, создаваемое насосом 2, достаточное для подпитки насоса 1, все выключатели кроме выключателя 83 разомкнуты и тогда электрический ток к электрическим средствам привода клапанов 17 и 63 не поступает. При отсутствии электрического тока в цепи 74 клапан 17 сообщает сосуд 13 пневмогидравлического привода фрикционной муфты 4, а именно ее нажимного диска, с атмосферой, вследствие чего фрикционная муфта 4 находится в замкнутом состоянии, передавая поворотный момент для привода насосной станции. При отсутствии электрического тока в цепи 84 пилотный клапан 63 запирает сточную гидролинию 62 и тогда разгрузочные клапаны 55, 56 вследствие выравнивания давления по разные стороны их запорных элементов разобщают между собой гидролинии 21, 22, по одной из которых рабочая жидкость под высоким давлением поступает от насоса 1 к гидромоторам 19, 20 для привода машины.

Таким образом, в созданной гидрообъемной трансмиссии с управляемой посредством датчиков, определяющих ее состояние, фрикционной муфтой привода насосной станции обеспечены четкий контроль за ее функционированием и надежное управление фрикционной муфтой с помощью пневмогидравлического привода. По сигналам датчиков, отслеживающих техническое состояние трансмиссии, обеспечено своевременно прекращение ее работы в тяговом режиме при возникновении аварийной ситуации путем отключения привода насосной станции или приведения трансмиссии в нейтральное состояние с помощью разгрузочных клапанов, управляемых пилотным клапаном, действующим по команде, выдаваемой упомянутыми датчиками.

1. Гидрообъемная трансмиссия с управляемой фрикционной муфтой привода насосной станции, содержащая насосную станцию с герметичным гидробаком, состоящую из насоса высокого давления и подпиточного насоса, гидромоторы для привода колес, сообщенные с насосной станцией магистральными гидролиниями, образующими циркуляционный гидравлический контур, разгрузочные клапаны, расположенные в соединенных с магистральными гидролиниями перепускных гидролиниях и содержащие запорный элемент, с одной стороны которого расположена гидролиния, сообщенная с одной из магистральных гидролиний, а с другой стороны расположена гидролиния, сообщенная через дроссель с той же магистральной гидролинией и через обратный клапан соединенная со сточной гидролинией, в которой расположен пилотный клапан, управляемый датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе, фрикционная муфта имеет пневмогидравлический привод для ее размыкания, включаемый клапаном подачи сжатого воздуха, управляемым датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в воздушной полости гидробака и датчиком положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса.

2. Гидрообъемная трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что в электрической цепи управления пилотным клапаном последовательно расположены выключатели, управляемые датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе, а в электрической цепи управления клапаном подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты последовательно расположены выключатели, управляемые датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, датчиком давления воздуха в его воздушной полости и датчиком положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса.

3. Гидрообъемная трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что в электрической цепи управления пилотным клапаном параллельно расположены выключатели, управляемые датчиками давления рабочей жидкости в питающей гидролинии и давления сжатого воздуха в пневматической системе и в воздушной полости гидробака, а в электрической цепи управления клапаном подачи сжатого воздуха для пневмогидравлического привода фрикционной муфты параллельно расположены выключатели, управляемые датчиками температуры и уровня рабочей жидкости в гидробаке, давления воздуха в воздушной полости гидробака, положения запорного элемента перекрывающего клапана, расположенного во всасывающей гидролинии подпиточного насоса, и кнопочный выключатель управления стартером пуска двигателя.

4. Гидрообъемная трансмиссия по п.3, отличающаяся тем, что последовательно с выключателем управления стартером в электрической цепи управления упомянутым клапаном подачи сжатого воздуха расположен выключатель, управляемый датчиком давления сжатого воздуха в пневматической системе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах для повышения их КПД, улучшения топливной экономичности и снижения вредных выбросов в атмосферу.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в управлении насосами и гидромоторами гидрообъемной трансмиссии колесной машины. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в передаточных механизмах для гидравлических транспортных средств, работающих на масле.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в гидро- и пневмосистемах, работающих с несколькими потребителями. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач транспортного средства. .

Изобретение относится к гидростатической передаче с замкнутым гидравлическим циркуляционным контуром. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин. .

Изобретение относится к гидроприводостроению и может быть использовано в гидравлических приводах мобильных сельскохозяйственных , строительных и дорожных машин. .

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики и может быть использовано в гидроприводах, содержащих объемно-замкнутые насос и гидромотор, например, в гидрообъемных передачах механизмов поворота гусеничных машин.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в гидросистемах мобильных машин. .

Изобретение относится к гидрообъемным передачам для привода движителей транспортных средств, рабочего оборудования различных устройств и механизмов, предпочтительно к приводу генераторов железнодорожных вагонов.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автомобилям с объемным гидроприводом. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для применения на транспортных средствах, в частности гусеничных машинах. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе трансмиссии транспортных средств, преимущественно гусеничных машин. .

Изобретение относится к области гидромашиностроения, более конкретно - к регулируемым гидравлическим передачам объемного типа, устанавливаемым в механизмах поворота трансмиссии гусеничных машин.

Изобретение относится к системам передачи энергии от двигателя. .

Изобретение относится к области гидромашиностроения. .

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач, используемой в автоматических трансмиссиях и предназначенной для транспортных средств.
Наверх