Рычаг переключения передач силового агрегата транспортного средства

Изобретение относится к автомобильной промышленности, к устройствам для управления силовыми агрегатами транспортных средств. Рычаг переключения передач силового агрегата транспортного средства установлен в сферическом подшипнике, закрепленном на кронштейне. Между сферическим подшипником и стержнем рычага установлена разъемная втулка, состоящая из верхней и нижней полувтулок. Нижняя полувтулка является дистанционной с осевым размером, обеспечивающим необходимое плечо на нижнем конце рычага. На сопрягаемых торцах полувтулок выполнены элементы, фиксирующие их от проворота относительно друг друга. На полувтулках выполнены фиксирующие элементы в виде буртов для беззазорного осевого соединения со сферическим подшипником и канавки для установки пылезащитных манжет. Стык полувтулок размещен внутри сферического подшипника. Конструкция рычага переключения передач обеспечивает улучшение условий эксплуатации и ремонта устройства. 6 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к автомобильной промышленности, к устройствам для управления силовыми агрегатами транспортных средств.

Известен узел рычага переключения передач [1], содержащий рукоятку рычага, установленную в подшипнике, закрепленном на крышке коробки передач. Рычаг снабжен защитным чехлом. Устройство содержит элемент блокировки заднего хода в виде электромагнита и систему деблокирования.

Данная конструкция имеет ограниченное применение, т.к. содержит элементы с электроприводом, что затрудняет ее использование в механических узлах управления переключением передач.

Известен также рычаг переключения передач [2], применяемый на силовом агрегате автомобиля МАЗ. Рычаг установлен в сферическом подшипнике, закрепленном на кронштейне, установленном в кабине. В соединении рычага с корпусом подшипника применяется сварка, имеется дополнительная ось, расположенная горизонтально.

Недостатки данного устройства обусловлены конструкцией. При эксплуатации рычага происходит износ, и появляются зазоры в трущихся парах подшипника. Ремонт узла затруднен из-за сложностей, возникающих при разборке и сборке.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в улучшении условий эксплуатации и повышении удобств при ремонте.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Рычаг переключения передач силового агрегата транспортного средства установлен в сферическом подшипнике, закрепленном на кронштейне.

Новое заключается в том, что между сферическим подшипником и стержнем рычага установлена разъемная втулка, состоящая из верхней и нижней полувтулок. Нижняя полувтулка является дистанционной с осевым размером, обеспечивающим необходимое плечо на нижнем конце рычага. На сопрягаемых торцах полувтулок выполнены элементы, фиксирующие их от проворота относительно друг друга. На полувтулках выполнены фиксирующие элементы в виде буртов для беззазорного осевого соединения со сферическим подшипником. На полувтулках также выполнены канавки для установки пылезащитных манжет. Стык полувтулок размещен внутри сферического подшипника. Элементы, фиксирующие полувтулки от проворота, выполнены в виде ступенчатого разъема.

На чертежах показано заявляемое изобретение.

На фиг.1 - общий вид, рычаг переключения передач в сборе. На фиг.2 и 3 - верхняя и нижняя полувтулки.

Рычаг переключения передач 1 закреплен на кронштейне 2. На стержне рычага установлена разъемная втулка, состоящая из двух полувтулок - верхней 3 и нижней 4. Полувтулки размещены в отверстии шаровой опоры 5 сферического подшипника. Шаровая опора находится в обойме 6. Верхняя полувтулка упирается в бурт 7 на стержне рычага. На полувтулках выполнены бурты 8 и 9, а также кольцевые канавки 10 и 11 для установки пылезащитных манжет 12. Сферический подшипник закрыт защитным чехлом 13. На сопрягаемых торцах полувтулок 3 и 4 выполнены ступенчатые элементы 14 и 15, образующие ступенчатый разъем. Нижний конец рычага соединен с вилкой 16. Детали, установленные на стержне рычага, закреплены гайкой 17 со стопорной шайбой.

Установку и закрепление рычага 1 на кронштейне 2 осуществляют следующим образом. С помощью болтов на кронштейне 2 закрепляют сферический подшипник, состоящий из шаровой опоры 5 и обоймы 6. Нижний конец рычага с установленной на нем верхней полувтулкой 3 вставляют в отверстие шаровой опоры 5. Затем на рычаг надевается нижняя полувтулка 4. Конец рычага соединяется с вилкой 16, после чего установленные на рычаге детали фиксируются гайкой 17. Нижняя полувтулка 4 играет роль дистанционного элемента, т.е. осевой размер полувтулки соответствует необходимой длине нижнего плеча рычага. Длина плеча выбирается в зависимости от требуемого усилия, прилагаемого при переключении передач к верхнему концу рычага. Полувтулки 3 и 4 обеспечивают надежную фиксацию рычага в шаровой опоре 5. Верхним торцом полувтулка 3 упирается в бурт 10 на рычаге. Между сопрягаемыми торцами полувтулок 3 и 4 имеется гарантированный зазор. При затяжке соединения гайкой 17 бурты 8 и 9 плотно поджимаются к шаровой опоре 5, таким образом, рычаг надежно фиксируется в сферическом подшипнике. Ступенчатый разъем между полувтулками получен за счет ступенчатых элементов 14 и 15. Такая форма разъема препятствует провороту полувтулок относительно друг друга. В канавки 10 и 11 устанавливаются пылезащитные манжеты 12, которые вместе с защитным чехлом 13 предохраняют сферический подшипник от попадания загрязнений. Стык полувтулок размещен внутри шаровой опоры 5, в защищенной зоне.

Рассмотренная конструкция крепления рычага переключения передач в сферическом подшипнике имеет очевидные преимущества перед известными. За счет упрощения операций сборки и разборки повышаются удобства при техническом обслуживании и ремонте устройства. В таблице приведены сравнительные данные о количестве деталей в прототипе и заявленном устройстве.

НаименованийШт.
Оригинальные деталиМАЗ1631
КОРА1017
Стандартный крепежМАЗ21
КОРА11

Источники информации

1. Патент РФ на полезную модель №40616, опубл. 20.09.2004.

2. Редактор А.П.Китаевич. Автомобили МАЗ. Каталог деталей и сборочных единиц. СПБ, изд-во "Геза Ком", 1997, с.20-21 - прототип.

1. Рычаг переключения передач силового агрегата транспортного средства, установленный в сферическом подшипнике, закрепленном на кронштейне, отличающийся тем, что между сферическим подшипником и стержнем рычага установлена разъемная втулка, состоящая из верхней и нижней полувтулок.

2. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что нижняя полувтулка является дистанционной с осевым размером, обеспечивающим необходимое плечо на нижнем конце рычага.

3. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что на сопрягаемых торцах полувтулок выполнены элементы, фиксирующие их от проворота относительно друг друга.

4. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что на полувтулках выполнены фиксирующие элементы в виде буртов для беззазорного осевого соединения со сферическим подшипником.

5. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что на полувтулках выполнены канавки для установки пылезащитных манжет.

6. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что стык полувтулок размещен внутри сферического подшипника.

7. Рычаг переключения передач по п.3, отличающийся тем, что элементы, фиксирующие полувтулки от проворота, выполнены в виде ступенчатого разъема.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в транспортных средствах, на шасси которых установлены ходоуменьшители. .

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач, и может быть использовано в конструкции механизма выбора передач с устройством блокировки включения задней передачи.

Изобретение относится к строительным машинам типа одноковшовых экскаваторов. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и в частности к системам управления строительно-дорожных машин с гидрообъемным приводом. .

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства. .

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода. .

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в индустрии развлечений для создания транспортного средства с новыми потребительскими свойствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для переключения передач многоступенчатых редукторов с задним дополнительным редуктором, в частности коробок передач автомобилей и автобусов

Изобретение относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами

Изобретение относится к транспортному машиностроению для дистанционного управления механизмами переключения передач в коробке передач

Изобретение относится к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности для переключения передач в коробке передач транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, к системам управления транспортными средствами

Изобретение относится к переключающему устройству для коробки передач автомобиля. Переключающее устройство включает рукоятку (1) переключения, на которой блокирующий элемент (11) блокирует движение рукоятки (1) переключения из положения, соответствующего передачи переднего хода, в положение, соответствующее передачи заднего хода. Блокирующий элемент (11) может перемещаться на рукоятке (1) переключения во второй степени свободы между нормальным положением, в котором возможно движение в первой степени свободы между положением высвобождения и положением блокировки, и положением регулирования, в котором он беззазорно фиксирует рукоятку (1) переключения. Достигается упрощение конструкции устройства. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способу управления переключением передач в трансмиссии транспортного средства. Трансмиссия является ступенчатой трансмиссией с двумя задними передачами. Гидравлическая система управления переключением передач трансмиссии содержит источник жидкости под давлением, множество муфт сцепления и распределитель для управления муфтами сцепления. При реверсировании транспортного средства гидравлическая система включает распределитель таким образом, что комплект муфт сцепления, соединенных с высшей из двух задних передач, переключает с нейтральной на заднюю высшую передачу. Настоящее изобретение также относится к гидравлической рабочей системе и инженерно-строительной технике, в которой она установлена. Достигается упрощение конструкции устройства. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.
Наверх