Автоматизированная система обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок. Техническим результатом является повышение быстродействия системы путем локализации адресов записей документальных данных граждан в базе данных системы по идентификаторам их фамилии, имени и отчества. Технический результат достигается тем, что система содержит блок идентификации входных данных, блок выборки данных, блок формирования адресов записей базы данных, блок селекции контрольных данных, два блока приема электронного образа билета, блок селекции опорных адресов базы данных рейсов, блок контроля свободных мест воздушного судна, блок идентификации документальных данных, блок идентификации опорных адресов базы данных рейсов, блок приема записей базы данных сервера, блок идентификации личности пассажира и блок выдачи данных и сигналов управления. 14 ил.

 

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к автоматизированной системе обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок.

Современная ситуация, связанная с увеличением опасностей техногенного характера, а также террористических проявлений, выдвигает дополнительные требования по обеспечению безопасности эксплуатации средств пассажирского транспорта и безопасности обеспечения пассажирских перевозок.

Ключевым моментом в обеспечении безопасности пассажирских перевозок являются системы продажи билетов, регистрации рейсов и контроля посадки. Модернизация и/или внедрение подсистем контроля в данные системы позволит принимать оперативные решения при угрозе, а также накапливать и использовать информацию о лицах, представляющих угрозу, в центральных хранилищах территориальных информационных систем.

Перспективным направлением решения задач развития инфраструктуры пассажирского транспорта и обеспечения безопасности перевозок является совершенствование систем продажи билетов и систем регистрации рейсов в части повышения удобства их приобретения населением, а также в части обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

Автоматизированная система обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок предназначена для реализации функций повышения безопасности пассажирских авиаперевозок путем применения комплексной технологии защиты как продажи билетов, так и регистрации пассажиров.

Целью создания и развития системы является обеспечение качественного и безопасного обслуживания пассажирских авиаперевозок путем предотвращения попадания на рейсы авиакомпаний пассажиров, представляющих потенциальную опасность для общества.

Автоматизированная система обеспечения безопасности предназначена для выполнения следующих основных функций:

- регистрации и ведения баз документальных данных о законопослушных пассажирах, пользующихся услугами данной авиакомпании;

- регистрации и ведения базы документальных данных о гражданах, отнесенных к группе риска и представляющих потенциальную опасность для общества;

- выявления и пресечения возможных попыток граждан, отнесенных к группе риска, к проникновению на борт воздушных судов авиакомпании, используя для этой цели все легальные возможности, которые существовали до настоящего времени.

Архитектура системы поясняется структурной схемой, приведенной на фиг.13, где показано, что для выполнения возложенных на нее функций автоматизированная система обеспечения защиты пассажирских авиаперевозок использует средства оперативного анализа и поддержки принятия решений, содержащие:

- средства сканирования и распознавания образов документов граждан, предъявляемых для идентификации личности при покупке билета, регистрации и посадке в транспортные средства;

- средства ведения базы данных предъявляемых электронных документов граждан,

- средства ведения базы данных граждан, отнесенных к группе риска,

- средства ведения хранилища данных о пассажирах, пользовавшихся услугами авиакомпании.

С помощью перечисленных средств автоматизированная система обеспечения защиты пассажирских авиаперевозок должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- автоматизированный ввод персональных данных пассажира. Обработке должны подвергаться документы, удостоверяющие личность пассажира, к которым относятся российский паспорт, заграничный паспорт, военный билет, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля;

- при регистрации рейса: сканирование в один проход документа, удостоверяющего личность пассажира, и значимого листа пассажирского билета;

- автоматическое распознавание форм документа и пассажирского билета;

- разделение и сохранение образов документа и билета в хранилище данных;

- автоматический анализ и идентификация типа документа;

- автоматическое распознавание формы документа;

- автоматическое выделение реквизитов документа (для российского паспорта это - серия и номер паспорта, дата рождения, фамилия и имя полностью, пол, дата и место рождения);

- автоматическое выделение фотографии на документе;

- автоматическое распознавание формы пассажирского билета и выделение реквизитов: город вылета, номер рейса, дата вылета, посадочное место, ФИО и прочие паспортные данные, вписанные в билет - при условии стандартизации форм билетов и наличия стенда образов;

- автоматизированную верификация реквизитов и перекрестный контроль: сравнение соответствующих реквизитов документа и билета между собой и с исходными образами;

- совмещенное отображение на дисплее отсканированного образа и регистрационной карточки с полями ввода и редактирования, заполненными найденными реквизитами с возможностью ручной коррекцией значений реквизитов по изображению;

- возможность «прикрепления» к данным о пассажире фрагментов цифрового видео- или фотонаблюдения в момент регистрации у стойки;

- сохранение всех полученных данных, в том числе изображений, в локальной базе данных;

- размещения данных в системе внутреннего электронного документооборота и архива,

- маршрутизации документов о пассажире на АРМы службы безопасности организации, осуществляющей регистрацию рейсов, контроль посадки или продажу билетов;

- маршрутизацию документов о пассажире на АРМы прочих служб;

- возможность «прикрепления» к данным о пассажире фрагментов цифрового видео- или фотонаблюдения в момент посадки (у трапа);

- размещения данных в сопряженной системе продаж билетов или системе регистрации рейсов;

- формирование и выдачу запросов в территориальную информационную систему для получения справочной информации и данных по лицам, представляющим угрозу безопасности пассажирских перевозок;

- защиту хранимой и передаваемой информации;

- формирование сводных отчетов по комплектации рейсов, списков пассажиров для экипажей и других отчетных материалов.

Укрупненная блок-схема системы и ее состав приведены на фиг.14.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит блоки приема и хранения данных, соединенные с блоками управления и обработки данных, блоки поиска и селекции, подключенные к блокам хранения данных и отображения, синхронизирующие входы которых соединены с выходами блока управления [1].

Существенный недостаток данной системы состоит в невозможности решения задачи обновления данных, хранимых в памяти в виде соответствующих документов одновременно с решением задачи выдачи содержания этих документов пользователям в реальном масштабе времени.

Известна и другая система, содержащая блоки обработки данных, информационные входы которых соединены с блоками приема данных и управления, а выходы подключены к первой группе блоков памяти, центральный процессор, входы которого соединены с выходами блоков памяти первой группы и блоков обработки данных, а выходы соединены с входами блоков памяти второй группы и блоков отображения данных [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что выполнение процедуры контроля личностей граждан, приобретающих билеты, реализуется через поиск документальных данных этих граждан по всей базе данных и их последующей обработке центральным процессором, что при больших объемах продаж билетов неизбежно приведет к большим затратам времени.

Цель изобретения - повышение быстродействия системы путем локализации адресов записей документальных данных граждан, отнесенных к потенциальным террористам, в базе данных системы по идентификаторам их фамилии, имени и отчества.

Поставленная цель достигается тем, что в известную систему, содержащую блок идентификации входных данных, информационный и синхронизирующий входы которого являются первыми информационным и синхронизирующими входами системы, первый информационный выход соединен с первым информационным входом блока выдачи данных и сигналов управления, второй информационный выход подключен к информационному входу блока формирования адресов записей базы данных, синхронизирующий выход соединен с первым синхронизирующим входом блока формирования адресов записей базы данных и с первым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, первый адресный вход которого подключен к информационному выходу блока формирования адресов записей базы данных, блок выборки данных, информационный вход которого соединен с третьим информационным выходом блока идентификации входных данных, один синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока идентификации входных данных, а установочный вход соединен с установочным выходом блока формирования адресов записей базы данных, при этом один выход блока выборки данных соединен со счетным входом блока формирования адресов записей базы данных и со вторым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, другой выход блока выборки данных является первым сигнальным выходом системы и подключен к первому установочному входу блока формирования адресов записей базы данных, установочный выход которого соединен с установочным входом блока идентификации входных данных, блок селекции контрольных данных, один информационный и синхронизирующий входы которого являются вторыми информационным и синхронизирующими входами системы, а другой информационный вход соединен с первым информационным выходом блока идентификации входных данных, при этом один выход блока селекции контрольных данных подключен ко второму синхронизирующему входу блока выборки данных, а другой выход соединен с третьим синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, адресный выход которого является адресным выходом системы, первый, второй и третий информационные выходы являются первым, вторым и третьим информационными выходами системы соответственно, первый и второй синхронизирующие выходы которого являются первым и вторым синхронизирующими выходами системы, первый блок приема электронного образа билета, информационный и синхронизирующий входы которого являются третьими информационным и синхронизирующим входами системы, управляющий вход является управляющим входом системы, первый информационный выход соединен со вторым информационным входом блока выдачи данных и сигналов управления, первый и второй управляющие входы которого подключены к первому и второму управляющим выходам первого блока приема электронного образа билета, второй блок приема электронного образа билета, информационный и синхронизирующий входы которого являются четвертыми информационным и синхронизирующим входами системы, блок приема данных базы данных сервера, информационный и синхронизирующий входы которого являются пятыми информационным и синхронизирующими входами системы, отличающаяся тем, что система содержит блок селекции опорных адресов базы данных рейсов, информационные входы которого соединены со вторым и третьим информационными выходами первого блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход подключен к первому синхронизирующему выходу первого блока приема электронного образа билета, блок контроля свободных мест воздушного судна, информационные входы которого подключены к информационным выходам блока селекции опорных адресов базы данных рейсов соответственно, один синхронизирующий вход соединен с синхронизирующим выходом блока селекции опорных адресов базы данных рейсов, а другой синхронизирующий вход подключен ко второму синхронизирующему выходу первого блока приема электронного образа билета, при этом информационный выход блока контроля свободных мест воздушного судна соединен со вторым адресным входом блока выдачи данных и сигналов управления, синхронизирующий выход подключен к четвертому синхронизирующему входу блока выдачи данных и сигналов управления, установочный выход соединен с установочным входом первого блока приема электронного образа билета и с первым установочным входом блока выдачи данных и сигналов управления, второй и третий сигнальные выходы которого являются вторым и третьим сигнальными выходами системы, блок идентификации документальных данных, информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами второго блока приема электронного образа билета соответственно, а синхронизирующие входы подключены к четвертому и пятому синхронизирующим входам системы соответственно, при этом первый и второй управляющие выходы блока идентификации документальных данных соединены с третьим и четвертым управляющими входами блока, а сигнальный выход подключен к первому сигнальному входу блока выдачи данных и сигналов управления, блок идентификации базового адреса рейса, один информационный вход которого соединен с первым выходом второго блока приема билета, другой информационный вход подключен к третьему выходу второго блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход соединен с синхронизирующим выходом блока идентификации документальных данных, при этом информационный выход блока идентификации базового адреса рейса подключен к третьему адресному входу блока выдачи данных и сигналов управления, а синхронизирующий выход соединен с пятым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, и блок идентификации личности пассажира, один информационный вход которого подключен к выходу блока приема записей базы данных сервера, другой информационный вход соединен с четвертым выходом второго блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход подключен к пятому синхронизирующему входу системы, при этом один выход блока идентификации личности пассажира соединен со вторым сигнальным входом блока выдачи данных и сигналов управления, а другой выход является управляющим выходом системы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 - структурная схема блока идентификации входных, на фиг.3 - структурная схема блока выборки данных, на фиг.4 - структурная схема блока формирования адресов базы данных, на фиг.5 - структурная схема блока селекции контрольных данных, на фиг.6 - структурная схема первого блока приема электронного образа билета, на фиг.7 - структурная схема блока селекции опорных адресов базы данных рейсов, на фиг.8 - структурная схема блока контроля свободных мест воздушного судна, на фиг.10 - структурная схема блока идентификации опорных адресов базы данных рейсов, на фиг.11 - структурная схема блока идентификации личности пассажира, на фиг.12 - структурная схема блока выдачи данных и сигналов управления.

Система (фиг.1) содержит блок 1 идентификации входных данных, блок 2 выборки данных, блок 3 формирования адресов записей базы данных, блок 4 селекции контрольных данных, первый 5 блок приема электронного образа билета, блок 6 селекции опорных адресов базы данных рейсов, блок 7 контроля свободных мест воздушного судна, второй 8 блок приема электронного образа билета, блок идентификации документальных данных, блок 10 идентификации опорных адресов базы данных рейсов, блок 11 приема записей базы данных сервера, блок 12 идентификации личности пассажира и блок 13 выдачи данных и сигналов управления.

На фиг.1 также показаны первый 19 сигнальный выход системы, первый 20, второй 21, третий 22, четвертый 23 и пятый 24 информационные входы системы, первый 25, второй 26, третий 27 синхронизирующие входы системы, управляющий 28 вход системы, четвертый 29 и пятый 30 синхронизирующие входы системы, а также адресный 31 выход системы, первый 32, второй 33 и третий 34 информационные входы системы, первый 35 и второй 36 синхронизирующие выходы системы, второй 37 и третий 38 сигнальные выходы системы и управляющий 39 выход системы.

Блок 1 (фиг.2) идентификации входных данных содержит постоянное запоминающее устройство 40, регистр 41, дешифратор 42, элементы 43 - 45 И, элементы 46, 47 задержки. На чертеже показаны информационный 20, синхронизирующий 25 и установочный 48 входы, а также информационные 49-51 и синхронизирующий 52 выходы.

Блок 2 (фиг.3) выборки данных содержит регистр 54, счетчик 55, компаратор 56 и элемент 57 задержки. На чертеже показаны информационный вход 58, синхронизирующий вход 59, счетный вход 60 и установочный вход 61, а также первый 62 и второй 63 выходы.

Блок 3 (фиг.4) формирования адресов записей базы данных содержит счетчик 65 и элемент 66 ИЛИ. На чертеже показаны информационный 67, синхронизирующий 68, счетный 69 и установочные 70, 71 входы, а также информационный 72 и синхронизирующий 73 выходы.

Блок 4 селекции контрольных данных (фиг.5) содержит регистр 75, компаратор 76 и элемент 77 задержки. На чертеже показаны информационные 18, 21 и синхронизирующий 26 входы, а также первый 78 и второй 79 выходы.

Первый блок 5 (фиг.6) приема электронного образа билета содержит регистры 80-82, триггеры 83-85, элементы 86, 87 И, группы элементов 88, 89 И, элемент 90 задержки. На чертеже показаны информационный 22, синхронизирующий 27, управляющий 28 и установочный 91 входы, а также первый 92, второй 93 и третий 94 информационные выходы, первый 95 и второй 96 синхронизирующие выходы, первый 97 и второй 98 управляющие выходы.

Блок 6 (фиг.7) идентификации опорных адресов базы данных рейсов содержит блок 100 памяти, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, дешифратор 101, первый 102, второй 103 и третий 104 элементы И и элемент 105 задержки. На чертеже показаны информационные 106, 107 и синхронизирующий 38 входы, а также информационные 109, 110 и синхронизирующий 111 выходы.

Блок 7 (фиг.8) контроля свободных мест воздушного судна содержит регистры 115, 116, счетчик 117, компаратор 118, сумматор 119, элемент 120 ИЛИ и элементы 121, 122 задержки. На чертеже показаны информационные 125 и 126, синхронизирующие 127 и 128 входы, а также информационный 129, синхронизирующий 130 и установочный 131 выходы.

Второй блок 8 (фиг.1) приема электронного образа билета выполнен в виде регистра, имеющего информационный 23 и синхронизирующий 29 входы, а также информационные 133-135 выходы.

Блок 9 (фиг.9) идентификации документальных данных содержит компаратор 140, триггер 141 и элемент 142 задержки. На чертеже показаны информационные 143, 144, синхронизирующий 145 и установочный 146 входы, а также синхронизирующий 147, управляющие 148, 149 и сигнальный 171 выходы.

Блок 10 (фиг.10) идентификации базового адреса рейса содержит блок 150 памяти, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, дешифратор 151, сумматор 152, элементы 153-155 И, первый 156 и второй 157 элементы задержки. На чертеже показаны информационные 158, 159 и синхронизирующий 160 входы, а также информационный 161 и синхронизирующий 162 выходы.

Блок 11 (фиг.1) приема записей базы данных сервера выполнен в виде регистра, имеющего информационный 24 и синхронизирующий 30 входы, а также информационный 163 выход.

Блок 12 (фиг.11) идентификации личности пассажира содержит компаратор 164 и элемент 165 задержки. На чертеже показаны информационные 166-167 и синхронизирующий 168 входы, сигнальный 169 и управляющий 170 выходы.

Блок 13 (фиг.12) выдачи данных и сигналов управления содержит регистр 180, группы 181-186 элементов ИЛИ, группу 188 элементов ИЛИ, элементы 190-192 И, элементы 195-197 ИЛИ, элемент 198 задержки.

На чертеже показаны адресные 200-202 входы блока, информационные 204-205 входы блока, синхронизирующие 206-210 входы блока, первый 211 и второй 212 управляющие входы, установочный 213 вход, третий 214 и четвертый 215 управляющие входы, сигнальные 216 и 217 входы блока, а также адресный выход 31, первый 32, второй 33 и третий 34 информационные выходы, первый 35 и второй 36 синхронизирующие выходы и сигнальные 37 и 38 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Система работает следующим образом.

При обращении клиента к услугам авиакомпании система обеспечения безопасности требует от клиента предъявить документ, удостоверяющий личность клиента и обязательно имеющий фотографическую карточку.

Документ, удостоверяющий личность покупателя, сканируется блоком сканирования (на чертеже не показан) и в виде электронного образа документа поступает на информационный вход 20 системы.

Кодограмма электронного образа документа на входе 20 системы представлена в виде следующей структуры:

КОДКОДКОДКОД
Кодовая
комбинация,Фамилия,Атрибуты записей,Изображение
образованнаяИмя,содержащихся вличности
начальнымиОтчествопредъявленномклиента
буквами Фамилии,клиентадокументе
Имени,
Отчества клиента

Данная кодограмма с входа 20 системы поступает на информационный вход регистра 41 блока 1, куда заносится синхронизирующим импульсом с входа 25 системы.

С одного выхода регистра 41 кодовая комбинация, образованная начальными буквами фамилии, имени и отчества покупателя, поступает на вход дешифратора 42.

Дешифратор 42 расшифровывает кодовую комбинацию и подготавливает цепь прохождения сигнала с входа 25, открывая один из элементов 43-45 И. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 45 И.

Параллельно с этим синхронизирующий импульс с входа 25 системы задерживается элементом 46 на время занесения кодограммы в регистр 1 и срабатывания дешифратора 42, и далее опрашивает состояния элементов 43-45 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 45 И, то пройдя этот элемент И, синхроимпульс поступает на вход считывания фиксированной ячейки памяти постоянного запоминающего устройства 40, где хранится код опорного адреса контрольной базы данных потенциальных террористов и количество записей граждан, имеющих такую же кодовую комбинацию начальных букв фамилии, имени, отчества.

Структура кодограммы, хранимой в фиксированной ячейке памяти ПЗУ, имеет следующий вид:

КОДКОД
Опорный адрес базы данных риска, в которой хранятся записи данных потенциальных террористов, представляющих общественную опасность, имеющих такую же кодовую комбинацию начальных букв фамилии, Имени, Отчества, как и у клиентаКоличество записей с указанной кодовой комбинацией начальных букв Фамилии, Имени, Отчества.

Код опорного адреса контрольной базы данных из блока памяти 40 считывается на выход 50 и далее поступает через вход 67 блока 3 на информационный вход счетчика 65, а код количества записей считывается на выход 51 и далее поступает через вход 58 блока 2 на информационный вход регистра 54.

Параллельно с описанным процессом тот же импульс считывания с выхода элемента 46 блока 1 задерживается элементом задержки 47 на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 40 и затем с выхода 52 поступает на синхронизирующий вход 68 счетчика 65 блока 3 и на синхронизирующий вход 59 регистра 54 блока 2, фиксируя в них соответствующие считанные коды. Код адреса с выхода 72 блока 3 выдается на вход 200 блока 13, где проходят элементы 182 И группы, открытые по другому входу высоким потенциалом с входа 215, элементы 188 ИЛИ группы, и выдается на адресный 31 выход системы.

Одновременно с занесением кода опорного адреса базы данных риска в счетчик 65 синхронизирующий импульс с входа 68 блока 3 поступает на вход 207 блока 13, где проходит элемент 195 ИЛИ, задерживается элементом 197 на время занесения кода адреса в счетчик 65 и далее через элемент 196 ИЛИ выдается через выход 35 системы на вход первого канала прерывания сервера базы данных.

По этому сигналу сервер переходит на подпрограмму считывания содержимого ячейки контрольной базы данных по указанному на выходе 31 адресу, выдачи первой записи контрольной базы данных на информационный вход 21 системы и занесения ее в блок 4 синхронизирующим импульсом, поступающим с сервера на вход 26.

Кодограмма первой записи контрольной базы данных на входе 21 системы имеет следующую структуру

КОДКОДКОД
Фамилия,Атрибуты записи,Изображение
Имя,характеризующиеличности
Отчестводокументальныегражданина,
гражданина,признаки гражданина,отнесенного к
отнесенного котнесенного к группегруппе
группе террористовтеррористовтеррористов

Коды фамилии, имени и отчества клиента, обратившегося к услугам авиакомпании, с выхода 49 блока 1 поступают на информационный вход 18 блока 4, а код фамилии, имени и отчества гражданина, отнесенного к группе риска, поступает с входа 21 системы на другой информационный вход блока 4.

Параллельно с этим процессом синхронизирующий импульс с входа 26 поступает на синхронизирующий вход блока 4, где задерживается элементом 77 на время занесения кода в регистр 75 блока 4, и далее поступает на синхронизирующий вход компаратора 76.

По этому синхроимпульсу компаратор 76 сравнивает входные коды и если атрибуты личности, находящиеся в регистре 75, не совпадают с атрибутами личности регистра 1, то на выходе 78 блока 4 появляется сигнал, который поступает на вход 60 блока 2, где, во-первых, проходит на счетный вход счетчика 55, который подсчитывает число просмотренных записей контрольной базы данных.

Во-вторых, этот же импульс задерживается элементом 57 на время срабатывания счетчика 55 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 56, на один информационный вход которого с выхода регистра 54 подан код числа записей в контрольной базе данных, а на другой информационный вход - код числа просмотренных записей.

Если число просмотренных записей, зарегистрированное счетчиком 55, меньше числа записей контрольной базы данных, то на выходе 62 блока 2 появляется импульс. Данный импульс через вход 69 блока 3 проходит на счетный вход счетчика 65, увеличивая на единицу опорный адрес контрольной базы данных, который с выхода 72 блока 3 поступает на вход 200 блока 13, где проходит элементы 182 И группы, элементы 188 ИЛИ группы, и снова выдается на адресный выход 31 системы.

Кроме того, этот же импульс поступает на вход 208 блока 13, где проходит элемент 195 ИЛИ, задерживается элементом 197 на время срабатывания счетчика 65, проходит элемент 196 ИЛИ и вновь выдается через выход 35 системы на вход первого канала прерывания сервера базы данных.

По этому сигналу сервер вновь переходит на подпрограмму считывания содержимого ячейки базы данных по вновь сформированному адресу, выдачи его на информационный вход 21 системы и занесения содержимого очередной ячейки базы данных в блок 4 синхронизирующим импульсом, поступающим с сервера на вход 26.

Описанный процесс считывания атрибутов потенциальных террористов из ячеек контрольной базы данных и сравнения их содержимого с атрибутами обслуживаемого клиента будет продолжаться до тех пор, пока не будут просмотрены все записи в контрольной базе данных. Этот факт будет зафиксирован компаратором 56 блока 2 выдачей сигнала на выход 63.

С выхода 63 блока 2 сигнал, во-первых, сразу выдается на сигнальный выход 19 системы и далее на автоматизированное рабочее место кассира в качестве сигнала разрешения оформления и продажи билета данному клиенту.

Во-вторых, этот же сигнал поступает на вход 70 блока 3, где проходит элемент 66 ИЛИ, и далее поступает как на установочный вход счетчика 65, сбрасывая его в исходное состояние, так и через выход 73 поступает на установочные входы блоков 1 и 2.

Если же блок 4 зафиксирует факт равенства входных кодов, что будет свидетельствовать о том, что клиент относится к группе террористов, то на выходе 79 блока 4 появляется сигнал, который, во-первых, поступает на вход 209 блока 13, где поступает на одни входы элементов 184 И группы, на другие входы которых с входа 204 поданы атрибуты клиента, находящегося в кассе.

С поступлением сигнала на вход 209, на выход 33 системы и далее на табло «ВНИМАНИЕ! ПАССАЖИР ГРУППЫ РИСКА» кассира и службы безопасности будут выданы все атрибуты данного пассажира.

Этот сигнал блокирует АРМ кассира по обслуживанию данного клиента.

Кроме того, сигнал с выхода 79 блока 4 поступает на вход 71 блока 3, где проходит элемент 66 ИЛИ, и далее поступает как на установочный вход счетчика 65, сбрасывая его в исходное состояние, так и через выход 73 поступает на установочные входы блоков 1 и 2.

Получив разрешение на оформление билета покупателю, кассир на своем автоматизированном рабочем месте (АРМе) добавляет к документальным данным пассажира, поступившим с выхода блока сканирования и распознавания, номер и дату рейса пассажирского транспорта, а также место пассажира на воздушном судне, и после присвоения сформированному билету идентификационного штрих-кода выдает его на печать.

Структура итоговой кодограммы на выходе АРМа кассира будет иметь следующий вид:

КОДКОДКОД
ДатаНомерДата рейса
рейсарейсаНомер рейса
Место пассажира
ВСЕ АТРИБУТЫ личности пассажира, включая
фамилию, имя, отчество, и паспортные данные,
включая графический образ пассажира
Штрих - код

По сигналу выдачи билета на печать указанная кодограмма с выхода АРМа кассира поступает на информационный вход 22 системы, откуда код даты рейса через открытые высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 83 элементы 88 И группы поступает на вход регистра 81 блока 5, код номера рейса через открытые высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 83 элементы 89 И группы поступает на вход регистра 82 блока 5, а коды остальной части кодограммы непосредственно поступают на вход соответствующих разрядов регистра 80 блока 5.

Синхронизирующим сигналом с входа 27 системы, поступающим с выхода АРМа кассира на синхронизирующий вход регистра 80 блока 5 непосредственно, а на синхронизирующие входы регистров 81, 82 через элемент 87 И, также открытый высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 83, кодограмма заносится в соответствующие регистры 80-82.

С выходов 93, 94 регистров 81, 82 блока 7 коды даты и номера рейса поступают на входы 106, 108 блока 6, откуда они поступают на входы 106, 107 дешифратора 101.

Дешифратор 101 расшифровывает кодовую комбинацию и подготавливает цепь прохождения сигнала с входа 108, открывая один из элементов 102-104 И. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 102 И.

Параллельно с этим синхронизирующий импульс с выхода элемента 87 И задерживается элементом 90 на время занесения кодограммы в регистры 80-82 и срабатывания дешифратора 101 и далее опрашивает состояния элементов 102-104 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 102 И, то пройдя этот элемент И, синхроимпульс поступает на вход считывания фиксированной ячейки памяти постоянного запоминающего устройства 100, где хранится код опорного адреса базы данных указанного рейса и числа и количество пассажирских мест на данный рейс.

Структура кодограммы, хранимой в фиксированной ячейке памяти ПЗУ, имеет следующий вид:

КОДКОД
Опорный адрес базы данных рейса с заданнымКоличество пассажирских
номером и временем отправлениямест на данном рейсе

Код опорного адреса базы данных рейса с заданным номером и датой отправления из блока памяти 100 считывается на выход 109 и далее поступает через вход 125 блока 7 на информационный вход регистра 115, а код количества пассажирских мест считывается на выход 110 и далее поступает через вход 126 блока 7 на информационный вход регистра 116.

Параллельно с описанным процессом тот же импульс считывания с выхода 95 элемента 90 задержки блока 5, задерживающего импульс на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 100, поступает на синхронизирующий вход 127 блока 7 и далее на синхронизирующие входы регистров 115 и 116, фиксируя в них соответствующие считанные коды.

Код адреса с выхода регистра 116 выдается на вход сумматора 119, на другой вход которого подключен выход счетчика 117, а код числа мест с выхода регистра 115 поступает на один вход компаратора 118, на другой вход которого также подключен выход счетчика 117.

После записи кодов в регистры 115, 116 синхронизирующий импульс с входа 127 блока 7 задерживается элементом 121 на время занесения кодов в указанные регистры, проходит элемент 120 ИЛИ и поступает на синхронизирующий вход компаратора 118, сравнивающего код заданного числа мест в регистре 115 с кодом числа проданных мест, который фиксируется счетчиком 117.

Учитывая, что в данном случае счетчик 117 еще пустой (оформляется первое проданное пассажирское место), то на втором выходе компаратора 118 формируется импульс, который сразу же поступает на синхронизирующий вход сумматора 119.

По этому сигналу сумматор 119 суммирует показания опорного адреса с показаниями счетчика 117, которые в данном случае равны нулю, и выдает сформированный адрес на выход 129.

С выхода 129 блока 7 адрес записи поступает на вход 201 блока 13, где проходит через элементы 183 И группы, также открытые по второму входу высоким потенциалом с входа 215 системы, элементы 188 ИЛИ группы, и далее выдается на адресный выход 31 системы.

Одновременно с этим тот же импульс со второго выхода компаратора 118 задерживается элементом 122 на время выдачи кода адреса и с выхода 130 поступает на вход 210 блока 13, где проходит через элемент 191 И, открытый по второму входу высоким потенциалом с входа 212, на выход 36 системы в качестве сигнала управления записью.

Этот сигнал поступает на вход второго канала прерывания сервера базы данных, по которому сервер переходит на подпрограмму записи содержимого регистра 80 блока 5, поступающего на вход 205 блока 13, где содержимое регистра проходит через элементы 185 И группы, также открытые высоким потенциалом с входа 212, на выход системы 33, в базу данных по адресу, сформированному на выходе 31 системы.

Кроме того, импульс с выхода элемента 122 задержки блока 7 поступает на счетный вход счетчика 117, фиксируя первое проданное пассажирское место.

Следует иметь ввиду, что синхронизирующий импульс с выхода элемента 90 блока 5 также поступает на прямые входы триггеров 83, 84, устанавливая их в единичное состояние, при котором триггер 83 закроет элемент 87 И, и элементы 88, 89 И группы, а триггер 84 откроет элемент 86 И по одному входу.

В результате этого, при поступлении очередной кодограммы на вход 22, она будет занесена только в регистр 80, а синхронизирующий импульс с выхода элемента 86 И через выход 96 блока 5 и вход 128 блока 7 сразу же поступает на вход элемента 120 ИЛИ.

Процесс приема кодограмм оформленных и проданных клиентам электронных пассажирских билетов и запись их в базу данных указанного рейса и времени отправления продолжается описанным выше образом до тех пор, пока компаратор 118 не зафиксирует равенство кодов регистра 115 и счетчика 117 выдачей сигнала на свой первый выход.

Этот сигнал, во-первых поступает на установочные входы регистров 115, 116, счетчика 117 и сумматора 119, а, во-вторых, с выхода 131 он поступает на вход 213 блока 13, где проходит элемент 192 И, открытый по второму входу высоким потенциалом с входа 212, и выдается на выход 37 системы в качестве сигнала окончания продажи мест и готовности к выдаче списка пассажиров в службу регистрации и посадки.

С этой целью в блок 8 заносятся номер и дата рейса, коды которых с выхода 132 блока 8 поступают на вход 159 блока 10 и на вход 143 блока 9.

С входа 159 блока 10 коды даты и номера рейса поступают на вход дешифратора 151, который расшифровывает входную кодовую комбинацию и подготавливает цепь прохождения сигнала с входа 160, открывая один из элементов 153-155 И. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 155 И.

Та же кодовая комбинация с выхода 132 блока 8 поступает на вход 143 блока 9 и далее поступает на один вход компаратора 140, на другой вход 144 которого поступает кодовая комбинация даты и номера рейса, считанная с билета, предъявленного пассажиром при регистрации.

При предъявлении билета на регистрацию его показатели автоматически считываются считывающим устройством (на чертеже не показано) на информационный вход 23 блока 8, выполненного в виде регистра, куда они заносятся синхронизирующим импульсом с входа 29 системы.

Структура считываемой кодограммы показателей билета имеет следующий вид:

КОДКОДКОД
Дата и номерНомер местаАтрибуты документальных
рейсаданных пассажира

По синхронизирующему импульсу с входа 29 системы, поступающему на синхронизирующий вход 145 блока 9, где он задерживается элементом 142 на время занесения кода в блок 8, и далее поступает на синхронизирующий вход компаратора 140, последний сравнивает входные коды, и если дата и номер рейса, указанные в билете пассажира, совпадают с датой и номером рейса регистрации, то на выходе 147 компаратора 140 появляется сигнал, который, во-первых, поступает на единичный вход триггера 141 и устанавливает его в единичное состояние, при котором высокий разрешающий потенциал будет выдан на выход 148.

С этого выхода высокий потенциал поступает на вход 214 блока 13, где открывает по одному входу элементы 181 И группы.

Во-вторых, сигнал с выхода 147 блока 9 поступает на вход 160 блока 10, где он проходит на опрос состояния элементов 153-155 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 155 И, то пройдя этот элемент И, синхроимпульс поступает на вход считывания фиксированной ячейки памяти постоянного запоминающего устройства 150, где хранится код опорного адреса базы данных рейса, и считывает его на один вход сумматора 152, на другой информационный вход которого с выхода 134 блока 8 через вход 158 выдается код места пассажира.

Синхронизирующий импульс с входа 160 блока 10 задерживается элементом 156 на время считывания данных из ПЗУ 150 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 152, который к базовому адресу данного рейса прибавляет номер места пассажира, формируя тем самым адрес считывания данных пассажира из базы данных рейса, который через выход 161 выдается на вход 202 блока 13 и далее поступает на информационный вход регистра 180 блока 13, куда и заносится синхронизирующим импульсом с выхода 162 блока 10, поступающим через вход 206 блока 13.

Одновременно с этим тот же синхронизирующий импульс с входа 206 блока 13 проходит элемент 195 ИЛИ, дополнительно задерживается элементом 198 на время срабатывания регистра 180, проходит элемент 196 ИЛИ и с выхода 35 системы выдается на вход первого канала прерывания сервера базы данных.

По этому сигналу сервер базы данных переходит на подпрограмму считывания данных пассажира из базы данных по адресу, установленному на адресном выходе 31 системы, и выдачи их на информационный вход 24 блока 11, куда они заносятся синхронизирующим импульсом с входа 30 системы.

Структура кодограммы считывания данных пассажира имеет следующий вид:

КОДКОД
Атрибуты документальных данныхФотография пассажира
пассажира

С выхода 163 блока 11 атрибуты документальных данных пассажира поступают на вход 167 блока 12, откуда они подаются на один информационный вход компаратора 164, на другой информационный 166 вход которого с выхода 135 блока 8 поступают атрибуты документальных данных пассажира, указанные в билете.

По синхронизирующему импульсу с входа 30 системы, поступающему на синхронизирующий вход 168 блока 12, где он задерживается элементом 165 на время занесения кода записи в блок 11, компаратор 164 сравнивает атрибуты документальных данных билета и записи базы данных.

Если атрибуты документальных данных билета и атрибуты записи базы данных будут одинаковы, то компаратор 164 на выходе 170 формирует управляющий сигнал, разрешающий проход пассажира на посадку, который через выход 39 системы выдается на АРМ посадки пассажиров.

Если же блок 12 выявит несовпадение документальных данных клиента, купившего билет, и лица, предъявившего его при регистрации, то сигнал блокирования этого пассажира будет выдан с выхода 169 блока 12 на вход 216 блока 13 и далее через элемент 197 ИЛИ на выход 38 системы и далее на АРМ посадки пассажиров.

Если же блок 9 выявит несовпадение номера и даты рейса, указанного в предъявленном билете, с номером и датой рейса, зафиксированных в записи при продаже билета, то с выхода 171 блока 9 будет также выдан сигнал блокирования пассажира, который поступает на вход 217 блока 13 и через элемент 197 ИЛИ будет выдан на выход 38 системы и далее на АРМ посадки пассажиров.

Таким образом, введение новых узлов и блоков позволило существенно повысить быстродействие системы путем локализации адресов записей документальных данных граждан в базе данных системы по идентификаторам их фамилии, имени и отчества.

Источники информации

1. Патент США №5136708, М.кл. G 06 F 15/16, 1992.

2. Патент США №5129083, М.кл. G 06 F 12/00, 15/40, 1992 (прототип).

Автоматизированная система обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок, содержащая блок идентификации входных данных, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема электронных образов документов с блока сканирования, синхронизирующий вход блока идентификации входных данных является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения электронного образа документов в блок идентификации входных данных, первый информационный выход блока идентификации входных данных соединен с первым информационным входом блока выдачи данных и сигналов управления, второй информационный выход блока идентификации входных данных подключен к информационному входу блока формирования адресов записей базы данных, синхронизирующий выход блока идентификации входных данных соединен с первым синхронизирующим входом блока формирования адресов записей базы данных и с первым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, первый адресный вход которого подключен к информационному выходу блока формирования адресов записей базы данных, блок выборки данных, информационный вход которого соединен с третьим информационным выходом блока идентификации входных данных, один синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока идентификации входных данных, а установочный вход соединен с установочным выходом блока формирования адресов записей базы данных, при этом один выход блока выборки данных соединен со счетным входом блока формирования адресов записей базы данных и со вторым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, другой выход блока выборки данных является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи разрешения на автоматизированное рабочее место кассира для оформления билета пассажиру, и подключен к первому установочному входу блока формирования адресов записей базы данных, установочный выход которого соединен с установочным входом блока идентификации входных данных, блок селекции контрольных данных, один информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема контрольных записей базы данных сервера, другой информационный вход блока селекции контрольных данных соединен с первым информационным выходом блока идентификации входных данных, а синхронизирующий вход блока селекции контрольных данных является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения контрольных записей базы данных сервера в блок селекции контрольных данных, при этом один выход блока селекции контрольных данных подключен ко второму синхронизирующему входу блока выборки данных, а другой выход соединен с третьим синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, адресный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адресов записи и считывания данных на адресный вход сервера базы данных, первый информационный выход блока выдачи данных и сигналов управления является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи данных пассажира на информационный вход сервера базы данных, второй информационный выход блока выдачи данных и сигналов управления является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи данных пассажира на автоматизированное рабочее место кассира, третий информационный выход блока выдачи данных и сигналов управления является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи данных пассажира на автоматизированное рабочее место службы безопасности аэропорта, первый синхронизирующий выход блока выдачи данных и сигналов управления является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на управляющий вход считывания сервера базы данных, второй синхронизирующий выход блока выдачи данных и сигналов управления является вторым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов записи на управляющий вход записи сервера базы данных, первый блок приема электронного образа билета, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема электронного образа документа с автоматизированного рабочего места кассира, синхронизирующий вход первого блока приема электронного образа билета является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения электронного образа билета с автоматизированного рабочего места кассира в первый блок приема электронного образа билета, а управляющий вход первого блока приема электронного образа билета является управляющим входом системы, предназначенным для приема сигнала блокировки работы системы с автоматизированного рабочего места службы безопасности аэропорта, при этом первый информационный выход первого блока приема электронного образа билета соединен со вторым информационным входом блока выдачи данных и сигналов управления, первый и второй управляющие входы которого подключены к первому и второму управляющим выходам первого блока приема электронного образа билета, второй блок приема электронного образа билета, информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема электронного образа билета со считывающего устройства, а синхронизирующий вход второго блока приема электронного образа билета является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения электронного образа билета со считывающего устройства во второй блок приема электронного образа билета, блок приема данных базы данных сервера, информационный вход которого является пятым информационным входом системы, предназначенным для приема данных билета из базы данных сервера, а синхронизирующий вход блока приема данных базы данных сервера является пятым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения данных билета из базы данных сервера в блок приема данных базы данных сервера, отличающаяся тем, что система содержит блок селекции опорных адресов базы данных рейсов, информационные входы которого соединены со вторым и третьим информационными выходами первого блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход подключен к первому синхронизирующему выходу первого блока приема электронного образа билета, блок контроля свободных мест воздушного судна, информационные входы которого подключены к информационным выходам блока селекции опорных адресов базы данных рейсов соответственно, один синхронизирующий вход соединен с синхронизирующим выходом блока селекции опорных адресов базы данных рейсов, а другой синхронизирующий вход подключен ко второму синхронизирующему выходу первого блока приема электронного образа билета, при этом информационный выход блока контроля свободных мест воздушного судна соединен со вторым адресным входом блока выдачи данных и сигналов управления, синхронизирующий выход подключен к четвертому синхронизирующему входу блока выдачи данных и сигналов управления, установочный выход соединен с установочным входом первого блока приема электронного образа билета и с первым установочным входом блока выдачи данных и сигналов управления, второй сигнальный выход которого является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала окончания цикла работы системы на автоматизированное рабочее место администратора системы, а третий сигнальный выход блока выдачи данных и сигналов управления является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала блокировки на автоматизированное рабочее место посадки пассажиров в аэропорту, блок идентификации документальных данных, информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами второго блока приема электронного образа билета соответственно, а синхронизирующие входы подключены к четвертому и пятому синхронизирующим входам системы соответственно, при этом первый и второй управляющие выходы блока идентификации документальных данных соединены с третьим и четвертым управляющими входами блока, а сигнальный выход подключен к первому сигнальному входу блока выдачи данных и сигналов управления, блок идентификации базового адреса рейса, один информационный вход которого соединен с первым выходом второго блока приема электронного образа билета, другой информационный вход подключен к третьему выходу второго блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход соединен с синхронизирующим выходом блока идентификации документальных данных, при этом информационный выход блока идентификации базового адреса рейса подключен к третьему адресному входу блока выдачи данных и сигналов управления, а синхронизирующий выход соединен с пятым синхронизирующим входом блока выдачи данных и сигналов управления, и блок идентификации личности пассажира, один информационный вход которого подключен к выходу блока приема записей базы данных сервера, другой информационный вход соединен с четвертым выходом второго блока приема электронного образа билета, а синхронизирующий вход подключен к пятому синхронизирующему входу системы, при этом один выход блока идентификации личности пассажира соединен со вторым сигнальным входом блока выдачи данных и сигналов управления, а другой выход является управляющим выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала разрешения на автоматизированное рабочее место посадки пассажиров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике обеспечения личной безопасности граждан и предназначено для оповещения окружающих людей и специализированных служб о необходимости оказания человеку экстренной помощи в чрезвычайной ситуации (бандитское нападение, сердечный приступ и т.п.).

Изобретение относится к способу и средствам обеспечения безопасности людей в подземных горных выработках, оборудованных секциями крепи очистных забоев. .

Изобретение относится к контролю и сигнализации и может быть использовано в схемах аварийной сигнализации шахтных подъемных установок и в других механизмах, имеющих предохранительный тормоз.

Изобретение относится к технике сигнализации в горной автоматике, а именно к объектам контроля жизнеобеспечения и безопасности горных работ. .

Изобретение относится к сигнализации и может быть использовано для контроля посадки и высадки пассажиров на железнодорожном транспорте. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе управления расчетом полетных заданий аэрокомпании. .

Изобретение относится к области автоматизированных систем контроля, учета, подготовки решений в части эксплуатации и развития дорожной сети. .
Изобретение относится к способам определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях. .

Изобретение относится к информационно-управляющим системам и предназначено для сбора и обработки информации, решения боевых задач и выработки управляющих команд для систем вооружения и технических средств, в частности для корабельного оружия.

Изобретение относится к информационно-управляющим системам и предназначено для сбора и обработки информации, решения боевых задач и выработки управляющих команд для систем вооружения и технических средств, в частности для корабельного оружия.
Изобретение относится к способу реализации дополнительного полезного эффекта при покупке потребительского товара. .

Изобретение относится к способу и системе, предназначенным для контроля деятельности в контролируемой среде. .

Изобретение относится к области моделирования экономических процессов и может быть использовано для реализации имитационных моделей различных звеньев экономики в виде дискретной системы, в которой рыночный механизм представлен посредством взаимодействия параметров, задаваемых в автоматизированном режиме в виде детерминированных или стохастических величин, и управления через контуры обратной связи.

Изобретение относится к области компьютерных технологий. .

Изобретение относится к устройствам получения, обработки и выдачи на дисплей контролируемых данных в процессе движения велосипеда. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе обеспечения безопасности пассажирских авиаперевозок

Наверх