Система дистанционного обучения

Изобретение относится к средствам обучения, в частности к системе дистанционного обучения, используемой в информационно-маркетинговом центре. Техническим результатом является повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных контрольного теста обучаемых по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим заданным параметрам контрольного теста. Технический результат достигается тем, что система содержит пять регистров, блок селекции базового адреса теста обучения, блок проверки окончания заданий теста, блок определения корректности ответа обучаемого, блок формирования сигналов считывания теста, блок оценки ответов обучаемого, блок селекции базового адреса контрольного теста, блок селекции адреса временного периода, сумматор, блок сравнения, блок подсчета числа сделок. 10 ил.

 

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе дистанционного обучения, используемой в информационно-маркетинговом центре для обучения участников электронных торгов, проводимых информационно-маркетинговыми центрами.

Одной из основных функций информационно-маркетингового центра является организация электронных торгов, основа проведения которых заключается в создании равных конкурентных условий для всех участников - предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (поставщиков), а также гласность, единство требований и объективность оценки.

Информационно-маркетинговый центр организует проведение торгов по предложению заказчиков, осуществляющих, например, государственные закупки на конкурсной основе.

Заказчик проводит предварительный квалификационный отбор претендентов для выявления участников торгов (конкурса), соответствующих предъявляемым требованиям и выразивших согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.

Претенденты сообщают в конкурсную комиссию ИМЦ (заказчику) следующую информацию о себе:

- наименование,

- адрес,

- телефон,

- дату, место и орган регистрации,

- организационно-правовую форму,

- уставной капитал,

- число работников,

- банковские реквизиты,

- сведения о платежеспособности предприятия,

- заверенные копии учредительных документов,

- лицензии на определенные виды деятельности,

- заверенную региональной налоговой инспекцией копию последнего балансового отчета.

ИМЦ вместе с Заказчиком выполняет следующие функции:

а) подготавливает документы для объявления торгов (конкурса), осуществляет публикацию их в системе и рассылку приглашений (для закрытого конкурса);

б) производит сбор заявок на участие в конкурсе;

г) проводит ознакомление претендентов с конкурсной документацией и дает необходимые разъяснения;

д) обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных заявок;

е) осуществляет процедуру торгов (конкурса) и ее оформление;

ж) осуществляет оценку заявок и принимает решение о выигравшей заявке;

з) определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов (конкурса).

Конкурсная документация содержит следующую информацию:

а) инструкции по подготовке заявок на участие в торгах (конкурсе);

б) критерии и порядок оценки квалификации претендента;

в) характер и необходимые технические и качественные характеристики закупаемой продукции, желательные или необходимые сроки поставки продукции;

г) способ расчета или выражение цены контракта, в том числе указание на то, включает ли цена помимо стоимости самой продукции расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

д) порядок и срок представления заявок на участие в торгах (конкурсе);

е) срок действия заявок на участие в торгах (конкурсе);

ж) дату и время закрытия заявок на участие в торгах (конкурсе);

з) разъяснения права на обжалование незаконных действий или решений заказчика либо используемых им процедур.

Основные критерии, учитываемые при определении выигравшей заявки:

а) цена за единицу продукции, включая транспортные расходы на доставку;

б) качество поставляемой продукции;

в) объемы и сроки поставки.

ИМЦ вместе с Заказчиком извещает участников о результате проведенных торгов. При этом ИМЦ направляет официальное извещение выигравшему участнику торгов.

Вместе с тем, для успешного проведения электронных торгов необходимо выполнение еще одного немаловажного требования - все пользователи ИМЦ должны быть обучены не только правилам проведения электронных торгов, но и умению использовать все предоставляемые информационные возможности ИМЦ для успешного выполнения электронных торговых операций.

На решение этой задачи и направлено создание системы дистанционного обучения ИМЦ, позволяющей обучаемым пользователям работать не только с обучающими тестами, но и вести практическую работу с реальными данными, хранящимися в базе данных ИМЦ.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит вычислительный блок, соединенный с блоками ввода функциональных признаков и логической обработки, выходы которых подключены к блоку памяти, блок отображения, подключенный к вычислительному блоку и к блоку принятия решений [1].

Существенный недостаток данного технического решения состоит в его ограниченных функциональных возможностях, обусловленных тем, что описание входных ситуаций при обучении и контроле качества знаний возможно лишь в пространстве ограниченного числа признаков, что приводит к низкой эффективности его использования.

Известна и другая система, содержащая блоки приема данных обучаемого, выходы которых соединены с блоком памяти и с блоком обработки данных, блок селекции временных интервалов, выходы которого направлены к блоку оценки ответов обучаемых, к блоку памяти и к блоку обработки данных, выходы которого соединены с одними входами блока коммутации каналов выдачи данных, другие входы которого соединены с блоком селекции временных интервалов, а выходы являются выходами системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что при запуске контрольного теста обучаемого поиск запрашиваемых данных ведется по всему объему базы данных ИМЦ, что приводит к необоснованной потере времени и невозможности реализации режима обучения пользователей ИМЦ в реальном масштабе времени.

Цель изобретения - повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных контрольного теста обучаемых пользователей ИМЦ по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим заданным параметрам контрольного теста.

Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую первый регистр, информационный и синхронизирующий входы которого являются первыми информационным и синхронизирующим входами системы соответственно, второй регистр, информационный и синхронизирующий входы которого являются вторыми информационным и синхронизирующим входами системы соответственно, третий регистр, информационный и синхронизирующий входы которого являются третьими информационным и синхронизирующим входами системы соответственно, блок определения корректности ответа обучаемого, один информационный вход которого соединен с выходом второго регистра, другой информационный вход подключен к выходу третьего регистра, синхронизирующий вход соединен со вторым синхронизирующим входом системы, а информационный выход является первым информационным выходом системы, четвертый регистр, информационный и синхронизирующий входы которого являются четвертыми информационным и синхронизирующим входами системы соответственно, блок оценки знаний обучаемого, первый и второй счетные входы которого соединены с первым и вторым счетными выходами блока определения корректности ответа обучаемого соответственно, а информационные выходы являются вторым и третьим информационными выходами системы, пятый регистр, информационный и синхронизирующий входы которого являются пятыми информационным и синхронизирующим входами системы соответственно, и блок формирования сигналов считывания заданий теста, информационный выход которого является адресным выходом системы, а синхронизирующий выход является первым синхронизирующим выходом системы, подключенным к установочному входу блока определения корректности ответа обучаемого, введены блок селекции базового адреса теста обучения, информационный вход которого соединен с выходом первого регистра, синхронизирующий вход подключен к первому синхронизирующему входу системы, один информационный выход соединен с первым информационным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, первый синхронизирующий вход которого подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса теста обучения, блок проверки окончания заданий теста, информационный вход которого соединен с другим информационным выходов блока селекции базового адреса теста обучения, первый синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса теста обучения, второй синхронизирующий вход соединен с первым синхронизирующим выходом блока определения корректности ответа обучаемого, а счетный вход соединен с первым синхронизирующим выходом системы, при этом один выход блока проверки окончания заданий теста подключен к первому счетному входу блока формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход является сигнальным выходом системы, блок селекции базового адреса контрольного теста, информационный вход которого соединен с первым информационным выходом четвертого регистра, а синхронизирующий вход подключен к четвертому синхронизирующему входу системы, блок селекции адреса временного периода, информационный вход которого соединен со вторым информационным выходом четвертого регистра, синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса контрольного теста, а синхронизирующий выход соединен со вторым синхронизирующим входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, второй счетный вход которого подключен ко второму синхронизирующему выходу блока определения корректности ответа обучаемого, блок сравнения, один информационный вход которого соединен с выходом пятого регистра, другой информационный вход является шестым информационным входом системы, а синхронизирующий вход подключен к пятому синхронизирующему входу системы, блок подсчета числа найденных сделок, информационный вход которого соединен с одним информационным выходом блока селекции базового адреса контрольного теста, а синхронизирующие входы подключены к соответствующим выходам блока сравнения, при этом информационный выход блока подсчета числа найденных сделок является четвертым информационным выходом системы, один синхронизирующий выход является вторым синхронизирующим выходом системы, а другой соединен с третьим счетным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, и сумматор, один информационный вход которого подключен к второму информационному выходу блока селекции базового адреса контрольного теста, другой информационный вход соединен с информационным выходом блока селекции адреса временного периода, синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока селекции адреса временного периода, а выход сумматора соединен со вторым информационным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока селекции базового адреса теста обучения, на фиг.3 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока проверки окончания заданий теста, на фиг.4 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока проверки корректности ответа обучаемого, на фиг.5 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока формирования сигналов считывания теста, на фиг.6 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока селекции базового адреса контрольного теста, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации блока селекции адреса временного периода, на фиг.8 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока сравнения, на фиг.9 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока подсчета числа сделок, на фиг.10 приведен пример конкретной конструктивной реализации блока оценки знаний обучаемого.

Система (фиг.1) содержит первый 1, второй 2, третий 3, четвертый 4 и пятый 5 регистры, блок 6 селекции базового адреса теста обучения, блок 7 проверки окончания заданий теста, блок 8 определения корректности ответа обучаемого, блок 9 формирования сигналов считывания теста, блок 10 оценки ответов обучаемого, блок 11 селекции базового адреса контрольного теста, блок 12 селекции адреса временного периода, сумматор 13, блок 14 сравнения, блок 15 подсчета числа сделок.

На фиг.1 показаны первый 21, второй 22, третий 23, четвертый 24, пятый 25 и шестой 26 информационные входы системы, первый 27, второй 28, третий 29, четвертый 30 и пятый 31 синхронизирующие входы системы, а также адресный 32 выход системы, первый 33, второй 34, третий 35 и четвертый 36 информационные выходы системы, первый 38 и второй 39 синхронизирующие выходы, и сигнальный 40 выход системы.

Блок 6 селекции базового адреса теста обучения (фиг.2) содержит блок памяти 41, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, дешифратор 42, элементы 43-45 И, элементы 46, 47 задержки. На чертеже показаны синхронизирующий 49 и информационный 50 входы, а также первый 51 и второй 52 информационные и синхронизирующий 53 выходы.

Блок 7 проверки окончания заданий теста (фиг.3) содержит компаратор 55, регистр 56 и счетчик 57. На чертеже показаны информационный 58, первый 59 и второй 60 синхронизирующие входы счетный 61 вход, а также первый 62 и второй 63 выходы.

Блок 8 определения корректности ответов обучаемого (фиг.4) содержит компаратор 66, триггер 67, элементы 68, 69 И, элементы 70 И группы и элемент 71 задержки. На чертеже также показаны первый 72 и второй 73 информационные входы, синхронизирующий 74 и установочный 75 входы.

Блок 9 формирования сигналов считывания теста (фиг.5) содержит счетчик 81, триггер 82, группы 113-114 элементов И, элементы 115-116 И, элементы 83, 84 И групп, элементы 85 ИЛИ группы, элементы 86-88 ИЛИ и элементы 89, 90 задержки. На чертеже показаны первый 91 и второй 92 информационные входы, первый 93 и второй 94 синхронизирующие входы, первый 95, второй 96 и третий 97 счетные входы, а также синхронизирующий 98 и информационный 99 выходы.

Блок 11 селекции базового адреса контрольного теста (фиг.6) содержит блок памяти 101, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, регистры 102, 103, дешифратор 104, элементы 105-107 И, элементы 108-110 задержки. На чертеже показаны информационный 111 и синхронизирующий 112 входы, первый 113 и второй 114 информационные и синхронизирующий 115, выходы.

Блок 12 селекции адреса временного периода (фиг.7) содержит блок памяти 121, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, регистр 122, дешифратор 123, элементы 124-126 И, элементы 127, 128 задержки. На чертеже также показаны синхронизирующий 129 и информационный 130 входы, информационный 131 и синхронизирующий 132 выходы.

Блок 14 сравнения (фиг.8) содержит компаратор 141 и элемент 142 задержки. На чертеже показаны первый 143 и второй 144 информационные и синхронизирующий 145 входы, а также выходы 146, 147 блока.

Блок 15 подсчета числа сделок (фиг.9) содержит компаратор 151, счетчики 152, 153, элемент 154 ИЛИ, элемент 155 задержки. На чертеже показаны информационный 156 и первый 157 и второй 158 синхронизирующие входы, а также первый 159 и второй 160 синхронизирующие и информационный 161 выходы блока.

Блок 10 оценки ответов обучаемого (фиг.10) содержит счетчики 139 и 140. На чертеже также показаны первый 137 и второй 138 счетные входы, а также первый 34 и второй 35 информационные выходы блока.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

В основу системы дистанционного обучения положены задания для самоконтроля и контроля, реализуемые в этих двух различных режимах работы. Методология построения тестов (т.е. серии тестовых заданий) для самоконтроля и контроля усвоения знаний обучаемых в какой-либо предметной области в целом сходная. Однако есть и различия. Так, прямое и единственное назначение контрольных тестов - это проверка усвоения знаний по изучаемой дисциплине, в то время как задания для самоконтроля включают в себя и элементы обучения, ибо в этом случае при проведении контроля сообщаются правильные ответы [3].

Исходя из этого, требования к корректности составления контрольных тестов более жесткие, поскольку исследуемый уровень знаний должен быть адекватно отражен некоторыми количественными показателями. Для того чтобы подготовленные тесты действительно позволяли оценить степень усвоения учебного материала, они должны быть составлены в соответствии с определенными требованиями классической теории тестирования [4].

Удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого пользователя ИМЦ состоит из терминала, имеющего экран для воспроизведения тестовых заданий, примеры которых приведены в упомянутом источнике [3], и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением тестовых заданий в системе дистанционного обучения осуществляется с сервера (на чертеже не показан).

Система работает следующим образом.

В процессе проведения дистанционного обучения пользователей ИМЦ на информационный вход 21 системы поступает код идентификатора обучаемого пользователя, который с информационного входа 21 системы заносится в регистр 1 синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 27 системы.

С выхода регистра 1 код идентификатора обучаемого поступает на информационный вход 50 блока 6, откуда он подается на вход дешифратора 42, расшифровывающего код идентификатора и выдающего на один из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 43-45 И.

Для определенности допустим, что высоким потенциалом с первого выхода дешифратора 42 будет открыт элемент 44 И. Синхронизирующий импульс с входа 27 системы через вход 49 блока 6 задерживается элементом 46 на время срабатывания дешифратора 42 и поступает через элемент 44 И на вход фиксированной ячейки ПЗУ 41.

В фиксированной ячейке этого блока памяти хранится кодовое сообщение, структура которого в первых К1 - разрядах хранит начальный адрес первого тестового задания, а во вторых К2 - разрядах хранит общее количество заданий в данном тесте.

Начальный адрес первого тестового заданияОбщее количество заданий в данном тесте
K1 - разрядовК2 - разрядов

Содержимое K1 - разрядов фиксированной ячейки ПЗУ 41 считывается на выход 51 блока 6, а содержимое К2 - разрядов фиксированной ячейки ПЗУ 41 считывается на выход 52 блока 6.

С выхода 51 блока 6 код начального адреса первого тестового задания через вход 91 блока 9 подается на входы элементов 84 И, открытых по второму входу высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 82, находящегося в исходном состоянии. Код начального адреса первого тестового задания проходит через элементы 84 И группы и элементы 85 ИЛИ группы на информационный вход счетчика 81.

Параллельно с этим процессом синхронизирующий импульс с выхода элемента 46 задержки блока 6, задержанный элементом 47 на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 41, с выхода 53 блока 6 поступает на синхронизирующий вход 93 блока 9 и далее поступает на установочный вход триггера 82, подтверждая или устанавливая его в исходное состояние. Кроме того, этот же импульс проходит через элемент 86 ИЛИ, задерживается элементом 89 на время срабатывания триггера 82 и далее поступает на синхронизирующий вход счетчика 81, записывая в него код начального адреса первого тестового задания, которое должно быть предъявлено обучаемому.

Одновременно с этим, этот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 89 походит через элемент 87 ИЛИ, задерживается элементом 90 на время занесения кода начального адреса в счетчик 81 и далее с выхода 98 выдается на выход 38 системы, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера системы дистанционного обучения.

С приходом этого импульса сервер переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 99 счетчика 81, выдаваемого на адресный выход 32 системы и выдачи кода первого задания теста обучения на удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого пользователя, а кода правильного ответа через вход 23 - на информационный вход регистра 3, куда он заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 29 системы.

Структура кодограммы, хранящейся в ячейке с начальным адресом первого задания обучающего теста, имеет следующий вид:

КОДКОД
Первое задание теста обученияПравильный ответ на задание теста обучения

Параллельно с процессом выдачи первого задания теста обучаемому, код общего количества заданий в тесте обучения с выхода 52 блока 6 поступает через вход 58 блока 7 на информационный вход регистра 56 блока 7, в который и заносится синхронизирующим импульсом с выхода 53 блока 6 через вход 59 блока 7.

Кроме того, с выхода 98 блока 9 импульс считывания задания теста обучения через вход 61 блока 7 поступает на счетный вход счетчика 57, фиксируя в счетчике 57 факт выдачи первого задания теста обучаемому пользователя.

Коды с выходов регистра 56 и счетчика 57 подаются на информационные входы компаратора 55, который сравнивает входные коды по сигналу, поступающему на вход 60 блока 7 с выхода 77 блока 8.

После получения первого задания теста обучения на своем автоматизированном рабочем месте обучаемый пользователь обдумывает его и формирует и отправляет ответ, код которого поступает через вход 22 системы на информационный вход регистра 2, куда и заносится синхронизирующим импульсом с входа 28 системы.

Код ответа, сформированного обучаемым, с выхода регистра 2 через вход 73 блока 8 поступает на один информационный вход компаратора 66, на другой информационный вход которого подается код правильного ответа на данное задание теста с выхода регистра 3 через вход 72 блока 8, который также поступает на одни входы элементов 70 И группы.

Синхронизирующий импульс с входа 28 системы через вход 74 блока 8 задерживается элементом 71 на время занесения кода ответа обучаемого в регистр 2, и далее поступает на синхронизирующий вход компаратора 66, который сравнивает код ответа обучаемого и код правильного ответа. Если коды ответов совпали, то на выходе 170 компаратора 66 формируется импульс, который, во-первых, с выхода 80 блока 8 через вход 138 блока 10 поступает на счетный вход счетчика 140, подсчитывающего число правильных ответов на задания обучающего теста.

Во-вторых, этот же импульс проходит через элемент 69 И, открытый по второму входу высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 67, находящегося в исходном состоянии, на выход 77 блока 8 и далее через вход 60 блока 7 на синхронизирующий вход компаратора 55, сравнивающего число заданий в тесте обучения регистра 56 с числом заданий уже предъявленных обучаемому в счетчике 57.

Учитывая, что к этому моменту времени обучаемому предъявлено только первое задание, показания регистра 56 будут намного больше показаний счетчика 57, и на выходе 172 компаратора 55 формируется сигнал. Этот сигнал, через выход 62 блока 7 и вход 95 блока 9, проходит через элемент 88 ИЛИ на счетный вход счетчика 81, формируя адрес считывания очередного задания теста, который выдается на выход 99 блока 9 и далее на адресный выход 32 системы.

Кроме того, этот же импульс проходит через элемент 87 ИЛИ на вход элемента 90, где задерживается на время срабатывания счетчика 81, и далее через выход 98 блока 9 выдается на выход 38 системы, откуда вновь поступает на вход первого канала прерывания сервера. С приходом этого импульса, сервер вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого очередной ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 99 счетчика 81, выдаваемого на адресный выход 32 системы и выдачи кода следующего задания теста обучения на удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого пользователя, а кода правильного ответа через вход 23 на информационный вход регистра 3, куда он заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 29 системы.

Если же коды ответов, находящихся в регистрах 2 и 3, не совпали, т.е. обучаемый неправильно ответил на предъявленное ему задание, то сигнал появится на выходе 171 компаратора, который, во-первых, через выход 79 блока 8 и вход 137 блока 10 сразу же поступает на счетный вход счетчика 139, фиксирующего число неправильных ответов на задания теста обучения.

Во-вторых, этот же импульс поступает на вторые входы элементов 70 И группы и переписывает код правильного ответа с выхода регистра 3 через элементы 70 И группы на выход 76 блока 8 и далее через выход 33 системы на автоматизированное рабочее место обучаемого.

В-третьих, этот же импульс поступает на единичный вход триггера 67 и устанавливает его в единичное состояние, при котором триггер 67 открывает по одному входу элемент 68 И, подготавливая цепь прохождения импульса с выхода 170 компаратора через элемент 68 И на выход 78 блока 8.

Получив код правильного ответа, обучаемый вновь повторяет ввод в регистр 2 теперь уже кода правильного ответа, который заносится в регистр 2 синхронизирующим импульсом с входа 28 системы.

Синхронизирующий импульс с входа 28 системы через вход 74 блока 8 задерживается элементом 71 на время занесения кода ответа обучаемого в регистр 2 и далее поступает на синхронизирующий вход компаратора 66, который сравнивает код ответа обучаемого и код правильного ответа. Поскольку в данном случае коды ответов обязательно совпадут, то на выходе 170 компаратора 66 формируется импульс, который, во-первых, с выхода 80 блока 8 через вход 138 блока 10 поступает на счетный вход счетчика 140, подсчитывающего число правильных ответов на задания обучающего теста.

Во-вторых, этот же импульс проходит через элемент 68 И, открытый по второму входу высоким потенциалом с прямого выхода триггера 67, находящегося в единичном состоянии, на выход 78 блока 8 и далее через вход 96 блока 9 и через элемент 88 ИЛИ на счетный вход счетчика 81, подготавливая адрес считывания очередного задания теста обучения.

Кроме того, этот же импульс с выхода элемента 88 ИЛИ проходит через элемент 87 ИЛИ на вход элемента 90, где задерживается на время срабатывания счетчика 81, и далее через выход 98 блока 9 выдается на выход 38 системы, откуда вновь поступает на вход первого канала прерывания сервера. С приходом этого импульса сервер вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого очередной ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 99 счетчика 81, выдаваемого на адресный выход 32 системы и выдачи кода следующего задания теста обучения на удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого пользователя, а кода правильного ответа через вход 23 на информационный вход регистра 3, куда он заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 29 системы.

Описанный процесс обучения пользователя ИМЦ будет продолжаться до тех пор, пока компаратор 55 блока 7 не зафиксирует равенство кодов в регистре 56 и счетчике 57, путем выдачи сигнала на выход 173 компаратора 55 и далее через выход 63 блока 7 на выход 40 системы.

По этому сигналу, поступающему на вход второго канала прерывания сервера, сервер переходит на подпрограмму опроса показаний счетчиков 139 и 140 блока 10 с выходов 34 и 35 системы соответственно, и определения степени готовности обучаемого к выполнению контрольного теста.

Если число неправильных ответов превышает заданный порог, то описанная процедура обучения вновь повторяется до тех пор, пока число неправильных ответов сократится до требуемого уровня, что будет свидетельствовать о готовности обучаемого к выполнению контрольного теста.

В отличие от известных систем описываемая система дистанционного обучения ИМЦ реализует проверку степени подготовленности пользователей к работе ИМЦ на реальной базе данных, сформированной в результате проведения многочисленных электронных торгов за длительный временной период.

Контрольный тест предполагает проведение конкретных маркетинговых исследований рынка электронных торгов каждым из обучаемых по различным вопросам. В качестве примера контрольного теста, используемого для проверки готовности обучаемого к реальной работе, рассмотрим тест, в процессе работы по которому обучаемый должен дать ответ на вопрос: по какому товару из заданной группы заключаются сделки с наибольшим объемом торгов.

Для решения этой задачи на своем автоматизированном рабочем месте обучаемый должен сформулировать соответствующий запрос, кодограмма которого имеет следующую структуру:

КОД ТОВАРАКОД ГОДА проведения маркетингового исследованияКОД ЗАДАННОГО ОБЪЕМА СДЕЛОК
Вводится цифровое значениеВводится цифровое значениеВводится цифровое значение

При этом код выбранного товара и цифровое значение кода года с информационного входа 24 системы поступают на информационный вход регистра 4, а код заданного объема сделок с информационного входа 26 системы поступает на вход 143 блока сравнения 14.

Поступление кодограммы запроса с АРМа обучаемого сопровождается синхронизирующим импульсом, поступающим на вход 30 системы и далее на синхронизирующий вход регистра 4, занося в него цифровое значение года и код выбранного товара. Код цифрового значения кода с первого выхода регистра 4 поступает на вход 130 блока 12, а код товара со второго выхода регистра 4 на вход 111 блока 11.

Кроме того, тот же синхронизирующий импульс с входа 30 системы поступает на вход 112 блока 11, и далее задерживается элементом 108 на время занесения кода в регистр 4 и время срабатывания дешифратора 104, и поступает на опрос состояния элементов 105-107 ИЛИ.

Дешифратор 104 расшифровывает код товара, выдавая на один их своих выходов высокий потенциал и открывая тем самым один из элементов 104-107 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только один из элементов 105-107 И, то, пройдя соответствующий элемент И, синхроимпульс поступает на вход считывания фиксированной ячейки памяти постоянного запоминающего устройства 101, где хранится базовый адрес раздела памяти сервера (на чертеже не показан), начиная с которого в данном разделе памяти хранятся все записи о сделках с выбранном товаром.

Структура считываемого кода из фиксированной ячейки памяти ПЗУ 101 имеет следующий вид:

Коды базового адреса и общего числа записей сделок с выходов ПЗУ 101 поступают на информационные входы регистров 102 и 103 соответственно, куда и заносятся синхронизирующим импульсом с выхода элемента 109, задерживающего синхронизирующий импульс на время считывания кодов из ПЗУ.

Код базового адреса раздела памяти сервера базы данных с выхода 113 блока 11 выдается на вход 135 сумматора 13, а код общего числа записей сделок с выхода 114 выдается как на информационный вход 156 блока 15.

Синхронизирующий импульс с выхода 115 блока 11 поступает на синхронизирующий вход 129 блока 12, на информационный вход 130 которого подан код года с выхода регистра 4, поступающий на вход дешифратора 123.

Дешифратор 123 расшифровывает код признака года, выдавая на один из входов элементов 124-126 высокий потенциал. В результате этого синхронизирующий импульс с входа 129 блока 12, во-первых, проходит соответствующий элемент И, открытый дешифратором 123, на вход считывания фиксированной ячейки памяти ПЗУ 121 и считывает опорный адрес года в регистр 122, куда он и заносится синхронизирующим импульсом с входа 129, задержанным элементом 127 на время считывания кода из ПЗУ 121.

С выхода 131 блока 12 опорный адрес считывания года поступает на информационный вход 134 сумматора 13, на другой вход которого подан адрес заданного товара с выхода 113 блока 11. Параллельно с этим, синхронизирующий импульс с выхода элемента 127 блока 12 задерживается элементом 128 на время срабатывания регистра 122 и с выхода 132 поступает как на синхронизирующий вход сумматора 13, так и на синхронизирующий вход 94 блока 9.

По синхронизирующему импульсу сумматор 13 формирует результирующий адрес считывания данных контрольного теста из базы данных сервера, который с выхода 136 сумматора 13 через вход 92 блока 9 поступает на входы элементов 83 И группы.

Одновременно с этим импульс с входа 94 блока 9 сразу же поступает на единичный вход триггера 82 и устанавливает его в единичное состояние, при котором элементы 83 И группы будут открыты. Кроме того, этот же импульс с входа 94 проходит элемент 86 ИЛИ, задерживается элементом 89 на время срабатывания триггера 82, и, во-первых, поступает на синхронизирующий вход счетчика 81, занося в него результирующий код адреса считывания с входа 92 через элементы 83 И группы и элементы 85 ИЛИ группы.

Во-вторых, тот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 89 задержки проходит элемент 87 ИЛИ и после задержки элементом 90 на время занесения кода адреса в счетчик 81 проходит на выход 98 блока 9 и далее на выход 32 системы, откуда поступает на вход первого канала прерывания сервера базы данных.

С приходом этого сигнала сервер переходит на подпрограмму считывания содержимого базы данных по адресу, сформированному на выходе 32 системы и записи, во-первых, считанных показаний базы данных в приемный регистр автоматизированного рабочего места обучаемого (на чертеже не показан), и, во-вторых, записи величины объема первой сделки по данному товару с входа 25 в регистр 5 по синхронизирующему сигналу сервера, поступающему с входа 31 на синхронизирующий вход регистра 5.

С выхода регистра 5 считанная величина объема первой сделки поступает на вход 144 блока 14, на другой вход 144 которого с входа 26 поступает установленная обучаемым пороговая величина сделки, установленная в контрольном тесте. По синхронизирующему импульсу с входа 31, поступающему на вход 145 блока 14 и задержанному элементом 142 на время занесения кода в регистр 5, компаратор 141 сравнивает входные коды.

Если величина объема сделки, зафиксированная в регистре 5, будет меньше пороговой величины, установленной обучаемым, то на выходе 146 блока 14 формируется импульс, поступающий на вход 157 блока 15 и далее через элемент 154 ИЛИ прямо на синхронизирующий вход компаратора 151, на один информационный вход которого с входа 156 поступает код количества сделок в считываемом году с выхода 114 блока 11, а на другой вход код показаний счетчика 152, фиксирующего число считанных записей сделок из памяти базы данных сервера.

Учитывая, что к настоящему времени счетчик 152 находился в исходном состоянии, то его показания были равны нулю, и при сравнении входных кодов компаратор 151 вырабатывает сигнал меньше, который с выхода 159 поступает на вход 97 блока 9 и далее через элемент 88 ИЛИ подается на счетный вход счетчика 111, увеличивая адрес считывания на единицу. Кроме того, тот же импульс проходит элемент 87 ИЛИ, задерживается элементом 90 на время срабатывания счетчика 111 и далее через выход 38 системы поступает на вход первого канала прерывания сервера базы данных.

С приходом этого сигнала сервер вновь переходит на подпрограмму считывания содержимого базы данных по адресу, сформированному на выходе 32 системы и записи, во-первых, считанных показаний следующей кодограммы базы данных в приемный регистр автоматизированного рабочего места эксперта (на чертеже не показан), и, во-вторых, записи величины объема сделки с входа 25 в регистр 5 по синхронизирующему сигналу сервера, поступающему с входа 31 на синхронизирующий вход регистра 5.

Если же величина считанного объема сделки превысит пороговый уровень, установленный обучаемым, то блок 14 формирует импульс на выходе 147, с которого импульс поступает на вход 158 блока 15 и далее подается как на счетный вход счетчика 153, фиксирующего число сделок, объем которых превысил пороговый уровень, так и через элемент 154 ИЛИ на синхронизирующий вход компаратора 151, сравнивающего число записей сделок, содержащихся в текущем году, с числом считанных записей.

Описанный процесс считывания записей сделок из базы данных сервера будет продолжаться до тех пор, пока компаратор 151 блока 15 не зафиксирует равенство кодов на своих входах выдачей сигнала на выход 160 блока и далее на выход 39 системы, свидетельствующего о том, что выборка сделок, превышающих заданный уровень, завершена, а число подобных сделок зафиксировано в счетчике 153 блока 16.

Синхронизирующий сигнал с выхода 39 системы поступает на вход третьего канала прерывания, по которому сервер переходит на программу сравнения полученного ответа на вопрос контрольного теста и правильным ответом на контрольный тест и сообщения результатов контрольного тестирования обучаемому.

Если результат, полученный обучаемым по выполнению задачи контрольного теста, оказывается правильным, то обучаемому сообщается об успешном завершении обучения.

Если же выполнение контрольного теста на реальной базе данных ИМЦ дает неправильный результат, то процедура обучения повторяется, начиная с предъявления обучающего теста.

Таким образом, введение новых узлов и блоков и новых конструктивных связей позволило существенно повысить быстродействие системы путем исключения поиска данных маркетинговых исследований по всей базе данных электронных торгов.

Источники информации

1. Патент США № 0505651, М. кл. G 06 F 13/40, 13/38, 1992.

2. Патент США № 5129083, М. кл. G 06 F 12/00, 15/40, 1992 (прототип).

3. Романов А.Н. и др. Технология дистанционного обучения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН-ЛТД, 1994.

Система дистанционного обучения, содержащая первый регистр, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кода идентификатора обучаемого с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя, а синхронизирующий вход первого регистра является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кода идентификатора обучаемого с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя в первый регистр, второй регистр, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема ответов обучаемого с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя, а синхронизированный вход второго регистра является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения ответа обучаемого с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя во второй регистр, третий регистр, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема кода правильного ответа из базы данных сервера, а синхронизированный вход третьего регистра является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кода правильного ответа из базы данных сервера в третий регистр, блок определения корректности ответа обучаемого, один информационный вход которого соединен с выходом второго регистра, другой информационный вход подключен к выходу третьего регистра, первый синхронизирующий вход соединен со вторым синхронизирующим входом системы, а информационный выход является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи правильного ответа на удаленное автоматизированное рабочее место пользователя, четвертый регистр, информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема кода товара и временного периода с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя, а синхронизирующий вход четвертого регистра является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кода товара и временного периода с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя в четвертый регистр, блок оценки знаний обучаемого, первый и второй счетные входы которого соединены с первым и вторым счетными выходами блока определения корректности ответа обучаемого соответственно, а информационные выходы блока определения корректности ответа обучаемого, предназначенные для выдачи оценок ответов обучаемого на информационные входы сервера базы данных, являются вторым и третьим информационными выходами системы, пятый регистр, информационный вход которого является пятым информационным входом системы, предназначенным для приема кода величины торговой сделки из базы данных сервера, а синхронизированный вход пятого регистра является пятым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кода величины торговой сделки из базы данных сервера в пятый регистр, и блок формирования сигналов считывания заданий теста, информационный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи кода адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на управляющий вход считывания сервера базы данных, и подключенным к установочному входу блока определения корректности ответа обучаемого, отличающаяся тем, что она содержит блок селекции базового адреса теста обучения, информационный вход которого соединен с выходом первого регистра, синхронизирующий вход подключен к первому синхронизирующему входу системы, один информационный выход соединен с первым информационным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, первый синхронизирующий вход которого подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса теста обучения, блок проверки окончания заданий теста, информационный вход которого соединен с другим информационным выходом блока селекции базового адреса теста обучения, первый синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса теста обучения, второй синхронизирующий вход соединен с первым синхронизирующим выходом блока определения корректности ответа обучаемого, а счетный вход соединен с первым синхронизирующим выходом системы, при этом один выход блока проверки окончания заданий теста подключен к первому счетному входу блока формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход является сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи кода правильного ответа на удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого, блок селекции базового адреса контрольного теста, информационный вход которого соединен с первым информационным выходом четвертого регистра, а синхронизирующий вход подключен к четвертому синхронизирующему входу системы, блок селекции адреса временного периода, информационный вход которого соединен со вторым информационным выходом четвертого регистра, синхронизирующий вход подключен к синхронизирующему выходу блока селекции базового адреса контрольного теста, а синхронизирующий выход соединен со вторым синхронизирующим входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, второй счетный вход которого подключен ко второму синхронизирующему выходу блока определения корректности ответа обучаемого, блок сравнения, один информационный вход которого соединен с выходом пятого регистра, другой информационный вход является шестым информационным входом системы, предназначенным для приема исходных данных обучаемого с удаленного автоматизированного рабочего места пользователя, а синхронизирующий вход подключен к пятому синхронизирующему входу системы, блок подсчета числа найденных сделок, информационный вход которого соединен с одним информационным выходом блока селекции базового адреса контрольного теста, а синхронизирующие входы подключены к соответствующим выходам блока сравнения, при этом информационный выход блока подсчета числа найденных сделок является четвертым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи данных на удаленное автоматизированное рабочее место обучаемого, один синхронизирующий выход блока подсчета числа найденных сделок является вторым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов запуска программы сервера базы данных по сравнению ответов обучаемого с их эталонными значениями, а другой синхронизирующий выход соединен с третьим счетным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста, и сумматор, один информационный вход которого подключен к второму информационному выходу блока селекции базового адреса контрольного теста, другой информационный вход соединен с информационным выходом блока селекции адреса временного периода, синхронизирующий вход сумматора подключен к синхронизирующему выходу блока селекции адреса временного периода, а выход сумматора соединен со вторым информационным входом блока формирования сигналов считывания заданий теста.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе дистанционного обучения. .

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.).

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий.
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и производственного персонала технологических процессов планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Изобретение относится к системе и способу производства учебного материала для учеников. .
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов.
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов.

Изобретение относится к системам для поиска, распределения и использования учебных материалов. .
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов. .

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и контроля знаний. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе дистанционного обучения, используемой для обучения студентов

Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей в условиях, когда обучающийся и обучающий лишены возможности прямого контакта

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к системе образования и обучения

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе
Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для оценки качества экспертных систем
Наверх