Пантографный токосъемник для электрического подвижного состава

Изобретение относится к электротранспорту, в частности к конструкциям узла скользящего токосъема электрического подвижного состава (ЭПС) постоянного и переменного тока (двойного питания). Токосъемник содержит два полоза с токосъемными контактными вставками и третий полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, расположенные на рамах, соединенных подвижными рычагами с помощью шарниров с основанием, которое установлено на изоляторах на крыше ЭПС. Дополнительно имеется четвертый полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, соединенной с помощью шарниров с основанием. Полозы с токосъемными контактными вставками расположены на рамах, установленных между рамами с полозами с нетокопроводящими смазывающими контактными вставками. Последние подпружинены к контактному проводу и соединены с помощью подвижных рычагов и шарниров с электромагнитом, жестко закрепленным на основании. Изобретение позволяет уменьшить износ контактного провода и элементов пантографного токосъемника при использовании его на постоянном и переменном токе. 1 ил.

 

Изобретение относится к электротранспорту, в частности к конструкциям узла скользящего токосъема электрического подвижного состава (ЭПС) постоянного и переменного тока (двойного питания).

Известен токосъемник, устанавливаемый на крыше электровоза или моторного вагона, который состоит из основания, изоляторов, через которые он опирается на крышу кузова электровоза или моторного вагона, нижние рычаги, прикрепленные шарнирами к основанию, соединены шарнирами с верхними рычагами, на которых закреплены один или два полоза, содержащих медные или графитовые накладки, которые образуют с контактным проводом скользящий контакт; подъем токоприемника в рабочее положение осуществляется пружиной. (Кисляков В.А., Плакс А.В., Пупынин В.Н., и др. Электрические железные дороги. М.: Транспорт, 1993, с.70).

Основным недостатком данного токосъемника является повышенный износ контактных вставок и контактного провода.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является пантографный токосъемник для электрического подвижного состава (RU №23418, В 60 L 5/24, бюл. №17, 20.06.2002), содержащий подвижные рычаги, соединенные с помощью шарниров с неподвижным основанием, на которых установлены два полоза с токосъемными угольными контактными вставками и третий дополнительный полоз, закрепленный на амортизаторах между токосъемными полозами, в который установлена нетокопроводящая смазывающая вставка, выполненная из композитного материала на основе дисульфида молибдена.

Основным недостатком прототипа является невозможность его использования на постоянном токе.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение износа контактного провода и элементов пантографного токосъемника при использовании его на постоянном и переменном токе.

Технический результат достигается тем, что пантографный токосъемник для электрического подвижного состава, содержащий два полоза с токосъемными контактными вставками, третий полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, расположенные на рамах, соединенных подвижными рычагами с помощью шарниров с основанием, которое установлено на изоляторах на крыше электроподвижного состава, дополнительно содержит четвертый полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, соединенной с помощью шарниров с основанием, причем полозы с токосъемными контактными вставками расположены на рамах, установленных между рамами с полозами с нетокопроводящими смазывающими контактными вставками, которые подпружинены к контактному проводу и соединены с помощью подвижных рычагов и шарниров с электромагнитом, жестко закрепленным на основании.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается:

1) наличием дополнительного полоза для размещения нетокопроводящей смазывающей контактной вставки;

2) наличием узла, обеспечивающего подъем и опускание двух полозов.

Предложенное устройство поясняется чертежом.

На чертеже показан общий вид пантографного токосъемника для электрического подвижного состава.

На чертеже изображен токосъемник, где 1 - основание, опирающееся через изоляторы 2 на крышу электровоза или моторного вагона 3, нижние рычаги 4 через шарниры 5, закрепленные на основании 1, соединены шарнирами 6 с верхними рычагами 7, к которым упруго прикреплены два полоза 8 с токосъемными контактными вставками 9. На шарнирах 6 также закреплены дополнительные рычаги 10 с упруго закрепленными на них полозами 11, содержащими нетокопроводящие смазывающие контактные вставки 12. Дополнительные рычаги 10 подпружинены пружиной 13, которая обеспечивает касание нетокопроводящими смазывающими контактными вставками 12 контактного провода 14. Узел, обеспечивающий подъем и опускание полозов 11 с нетокопроводящими смазывающими контактными вставками 12, состоит из электромагнита 15, якорь которого 16 механически связан с полозами 11 при помощи рычагов 17 и шарниров 18. Поднятие пантографного токосъемника в рабочее положение осуществляется при помощи пружины 19. Токосъемные контактные вставки 9 могут быть выполнены, например, из графита или медно-графитовой композиции, а нетокопроводящие смазывающие контактные вставки 12 могут быть изготовлены, например, из композиции на основе дисульфида молибдена.

Работа пантографного токосъемника происходит следующим образом.

При движении электрического подвижного состава по участку с переменным током, пантографный токосъемник при помощи пружины 19 приводится в рабочее положение, полозы 8 при помощи токосъемных контактных вставок 9 контактируют с проводом 14, тем самым осуществляется токосъем. Нетокопроводящие смазывающие контактные вставки 12 при помощи пружины 13 также контактируют с проводом 14, создавая специальное покрытие, уменьшающее износ контактных вставок 9 и провода 14. При выходе на участок с постоянным током машинист подает электрический ток в обмотку электромагнита 15, якорь 16, преодолевая усилие пружин 13, притягивает полозы 11 с нетокопроводящими смазывающими контактными вставками 12, тем самым отрывая их от контактного провода 14, поскольку покрытие из дисульфида молибдена в условиях одностороннего протекания тока становится неэффективным.

Как можно заметить, заявляемое изобретение позволяет уменьшить износ трущихся частей токосъемника и контактного провода при эксплуатации электровоза на участках переменного и постоянного тока и повысить эффект от использования смазки на основе дисульфида молибдена.

Пантографный токосъемник для электрического подвижного состава, содержащий два полоза с токосъемными контактными вставками, третий полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, расположенные на рамах, соединенных подвижными рычагами с помощью шарниров с основанием, которое установлено на изоляторах на крыше электроподвижного состава, отличающийся тем, что дополнительно содержит четвертый полоз с нетокопроводящей смазывающей контактной вставкой, соединенной с помощью шарниров с основанием, причем полозы с токосъемными контактными вставками расположены на рамах, установленных между рамами с полозами с нетокопроводящими смазывающими контактными вставками, которые подпружинены к контактному проводу и соединены с помощью подвижных рычагов и шарниров с электромагнитом, жестко закрепленным на основании.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению электроконтактных материалов. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам наземного электротранспорта. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токосъемным устройствам для наземного электроподвижного транспорта. .

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним узлам токоприемников электротранспорта. .

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним контактным узлам токоприемников электроподвижного состава. .

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам наземного электротранспорта

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к электротранспорту и направлено на усовершенствование узла скользящего токосъема электрического подвижного состава постоянного тока

Изобретение относится к области фотосъемки токоприемника, смонтированного на кузове транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожной телемеханики. Устройство для мониторинга состояния железнодорожной линии питания содержит камеру для мониторинга параметров, обозначающих рабочие возможности линии питания. Причем дополнительно введен отражающий элемент, имеющий структуру и расположенный на головке пантографа, а камера установлена на транспортном средстве для регистрации положения структуры относительно вертикального направления. Достигается возможность мониторинга состояния линии питания во время работы токоприемника пантографа. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх