Струйный акселерометр с цифровым выходом

Изобретение относится к классу струйных акселерометров, которые могут входить в состав комбинированной системы управления летательных аппаратов. Акселерометр содержит маятник с инерционной массой и два последовательно соединенных струйных усилителя дифференциального типа с двумя выходными каналами, при этом первый выходной канал второго усилителя соединен с первым сильфоном со стороны его неподвижной части, а его подвижная часть жестко соединена с подвижной частью первой кулисы, которая включена в разрыв гибкого канала обратной связи первого генератора частоты, его второй выход соединен с внешней средой, а первый выход того же генератора подключен к первому входу цифрового струйного вычислителя, второй выходной канал второго усилителя соединен с вторым сильфоном со стороны его неподвижной части, а его подвижная часть жестко соединена с подвижной частью второй кулисы, которая включена в разрыв гибкого канала обратной связи второго генератора частоты, при этом его второй выход соединен с внешней средой, а первый выход того же генератора подключен к второму входу цифрового струйного вычислителя, питание двух струйных усилителей и двух генераторов частоты осуществляется от единого источника газового питания. Техническим результатом является получение цифрового выходного сигнала. 2 ил.

 

Изобретение относится к классу струйных акселерометров (СА), которые могут входить в состав комбинированных систем управления (КСУ) летательных аппаратов (ЛА), содержащих, наряду с электронными каналами управления, резервный канал неэлектрической природы, обеспечивающий сохранение на время сбоя и восстановления электронного канала или полного его отказа, вызванных действием естественных и организованных дестабилизирующих факторов, работоспособности и непрерывности управления вследствие инвариантности резервного канала к указанным воздействиям.

Разработано множество различных вариантов схем построения пневматических акселерометров с инерционными массами [1].

Наиболее предпочтительной с точки зрения обеспечения требуемого диапазона измерений и точностных характеристик является схема построения маятникового компенсационного газоструйного акселерометра с инерционной массой (см. фиг.1). Работа данного акселерометра состоит в следующем. При действии кажущегося ускорения вдоль положительного направления оси чувствительности акселерометра маятник (1) за счет силы инерции отклоняется от своего нулевого положения влево. При этом за счет усиления дроссельного эффекта (повышения сопротивления газовому потоку при приближении маятника к входному отверстию) в левом плече первого струйного усилителя дифференциального типа (2) создается повышенное давление, а за счет снижения дроссельного эффекта (понижения сопротивления потоку при удалении маятника от входного отверстия) в правом плече этого же усилителя давление понижается. Повышение и снижение давления в левом и правом плечах усилителя (2) соответственно приводит к тому, что питающий поток (с давлением Рп) усилителя (2) разделяется на две части, основная из которых направляется в правое плечо второго струйного усилителя дифференциального типа (3), а остальная меньшая - в его левое плечо. Повышение давление в правом плече усилителя (3) приводит к отклонению основной части питающего потока (с давлением Рп) этого усилителя к левому выходу акселерометра. При этом создаваемое повышенное давление p1 в канале обратной связи (5) формирует силу, противодействующую силе инерции, действующей на маятник (1). В правом выходе СА формируется пониженное давление р2. Разность давлений на выходах акселерометра (1', 2') δp=p1-p2 является аналоговым сигналом, пропорциональным действующему кажущемуся ускорению [2].

При такой схеме построения СА исключается влияние давления питания на маятниковость СА и существует возможность использования для подвеса инерционной массы технологий, применяемых в существующих высокоточных электромеханических акселерометрах.

Однако для широкого использования данных СА в составе КСУ ЛА, построенных на основе цифровых вычислителей (бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ) и цифровом струйном вычислителе (ЦСВ)), требуется его усовершенствовать с целью получения цифрового выходного сигнала, что не реализовано в существующих СА данного типа [2].

Для этого предлагается ввести в его схему два преобразователя "давление-частота", построенных на основе струйных генераторов частоты.

Выходным сигналом такого цифрового СА является разность частот генераторов, пропорциональная действующему ускорению (фиг.2).

Преобразование аналогового сигнала δр в цифровую форму осуществляется следующим образом. Газовый поток с давлением p1, поступающий в сильфон (7), приводит к изменению (в рассматриваемом случае к увеличению) его линейного размера на величину Δl. Так как основание сильфона жестко связано с корпусом акселерометра, а подвижная часть - с кулисой (9) с помощью жесткого крепления (20), то происходит изменение (уменьшение) длины гибкого канала обратной связи (12) генератора частоты (11) на величину Δl, что приводит к увеличению частоты f1 на выходах (16, 18) этого генератора согласно формуле

,

где с - скорость звука в газе, l0 - начальная суммарная длина двух каналов обратной связи (12, 14) генератора частоты (10). Симметричный канал обратной связи (14) того же генератора имеет постоянную длину.

Аналогичные процессы происходят во втором выходном канале СА с той лишь разницей, что давление р2 ниже начального значения, линейный размер сильфона (6), жестко связанного с корпусом акселерометра и с кулисой (8) с помощью крепления (21), уменьшается, длина гибкого канала обратной связи (13) генератора частоты (10) увеличивается, соответственно частота на его выходах (17, 19) уменьшается и равняется

Второй канал обратной связи (15) этого генератора также имеет постоянную длину.

Для обеспечения требуемых динамических характеристик сильфона (скорости сжатия и растяжения) в его конструкцию введены подпружиненная пластина (22) и дроссельные отверстия (23).

При изменении направления действия кажущегося ускорения в противоположную сторону по отношению к рассмотренному случаю процессы в каналах СА имеют симметричную к рассмотренному процессу картину.

На основе разности полученных частот f1 и f2, поступающих на входы ЦСВ (1", 2"), в вычислителе формируется значение кажущейся скорости, действующей вдоль оси чувствительности СА.

Источники информации

1. Залманзон Л.А. Аэрогидродинамические методы измерения входящих параметров автоматизированных систем. - М.: Наука, 1973.

2. Bauer P. Uniaxial accelerometer controlled fluidic amplifier. Патент США №3543782 от 21.05.1965, опубликован 01.12.1970.

Струйный акселерометр, содержащий маятник с инерционной массой, два последовательно соединенных струйных усилителя дифференциального типа с двумя выходными каналами, отличающийся тем, что в него введены два преобразователя "давление-частота", выполненные в виде струйных генераторов частоты, первый выходной канал второго усилителя соединен с первым сильфоном со стороны его неподвижной части, а его подвижная часть жестко соединена с подвижной частью первой кулисы, которая включена в разрыв гибкого канала обратной связи первого генератора частоты, при этом его второй выход соединен с внешней средой, а первый выход того же генератора подключен к первому входу цифрового струйного вычислителя, второй выходной канал второго усилителя соединен со вторым сильфоном со стороны его неподвижной части, а его подвижная часть жестко соединена с подвижной частью второй кулисы, которая включена в разрыв гибкого канала обратной связи второго генератора частоты, при этом его второй выход соединен с внешней средой, а первый выход того же генератора подключен к второму входу цифрового струйного вычислителя, питание двух струйных усилителей и двух генераторов частоты осуществляется от единого источника газового питания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ускорения и угла наклона. .

Изобретение относится к инерциальным приборам и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов.

Изобретение относится к горной автоматике, а более конкретно к способам и устройствам для автоматического контроля скорости воздуха в проходческих и добычных участках шахт, на откаточных и вентиляционных штреках для обеспечения нормальных условий труда шахтеров.

Изобретение относится к приборам для измерения ускорения (акселерометрам). .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации в летательных и подводных аппаратах

Изобретение относится к измерению и контролю линейных и угловых ускорений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в ортопедии для контроля положения позвоночника в трехмерном пространстве

Изобретение относится к способам и устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении их ускорения и скорости

Изобретение относится к устройствам, использующимся при навигации летательных аппаратов, при измерении ускорения и скорости

Изобретение относится к техническим измерениям, а именно к измерениям величины ускорения силы инерции при относительном сдвиге слоев в сыпучем теле

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано при проведении сейсморазведочных работ. Заявлен складной маятник, содержащий основание (F), контрольный груз (РМ), математический маятник (SP), перевернутый маятник (IP). Причем математический маятник и перевернутый маятник соединены на одном из своих концов с контрольным грузом (PM), а на другом конце - с основанием (F) посредством четырех соответствующих соединительных устройств (G). При этом контрольный груз не соединен с основанием (F) и выполнен с возможностью колебания. Каждое соединительное устройство (G), относящееся к маятнику (PS), содержит одно или более соединений в состоянии растяжения. Каждое из соединительных устройств (G), относящееся к перевернутому маятнику (IP), содержит одно или более соединений в состоянии сжатия. Изобретение также относится к сейсмическому датчику, в котором применен складной маятник согласно изобретению. Технический результат - повышение функциональных возможностей устройства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения линейных ускорений и может быть использовано для одновременного измерения ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей. Сущность: акселерометр содержит инерционную массу (1), которая закреплена во внутренней раме (2) с помощью торсионов (3- 6). Торсионы (3-6) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний инерционной массы (1) вдоль оси Х. На инерционной массе (1) закреплены подвижные электроды (7, 8) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. На внутренней раме (2) закреплены подвижные электроды (9, 10) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Внутренняя рама (2) закреплена во внешней раме (11) с помощью торсионов (12-15). Торсионы (12-15) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внутренней рамы (2) вдоль оси Y. Внешняя рама (11) закреплена в корпусе (16) с помощью торсионов (17-20). Торсионы (17-20) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внешней рамы (11) вдоль оси Z. На внешней раме (11) закреплены подвижные электроды (21, 22) датчика перемещения. Корпус (16) закреплен на подложке (23), на которой закреплены неподвижные электроды (24, 25) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (24, 25) образуют конденсаторы с подвижными электродами (7, 8) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения инерционной массы (1) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (26, 27) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (26, 27) образуют конденсаторы с подвижными электродами (9, 10) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внутренней рамы (2) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (28, 29) датчика перемещения. Неподвижные электроды (28, 29) образуют конденсаторы с подвижными электродами (21, 22) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внешней рамы (11) относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения расположены с зазором относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения, неподвижные электроды (24-29) датчиков перемещения, корпус (16) выполнены из полупроводникового материала, например, из монокристаллического кремния. Подложка (23) может быть изготовлена из диэлектрика, например, из боросиликатного стекла. Технический результат: возможность проведения одновременных измерений ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей X, Y, Z. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и микросистемной техники. Сущность изобретения заключается в том, что в устройство дополнительно введены четыре дополнительных неподвижных электрода, выполненные с гребенчатыми структурами из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на полупроводниковой подложке, четыре подвижных электрода, выполненные в виде пластин с перфорацией и гребенчатыми структурами из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно полупроводниковой подложки, так что они образуют туннельные контакты с дополнительными неподвижными электродами в плоскости их пластин, вторую и третью дополнительные инерционные массы, выполненные в виде пластин с перфорацией из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно полупроводниковой подложки, так что они образуют туннельные контакты с неподвижными электродами в плоскости их пластин, двенадцать дополнительных упругих балок, выполненные из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно полупроводниковой подложки, два торсиона, выполненные из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно полупроводниковой подложки, две дополнительные опоры, выполненные из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на полупроводниковой подложке. Технический результат - возможность измерения величин линейного ускорения вдоль осей X и Y, расположенных взаимно перпендикулярно в плоскости подложки, и оси Z, направленной перпендикулярно плоскости подложки. 2 ил.
Наверх