Устройство для аварийной остановки грузовых автомобилей

Изобретение относится к области транспорта, в частности к тормозным устройствам для аварийной остановки грузовых автомобилей. Устройство включает тормозной клин и систему его подвески, размещенные под днищем кузова вблизи колес автомобиля. Система подвески содержит пару рабочих барабанов с намотанными на них гибкими тросами, закрепленными в вершине клина, тормозной барабан с тормозной колодкой и ручную лебедку с рабочей и приводной шестернями, размещенные на общем валу. Тормозная колодка прижата к поверхности тормозного барабана при помощи пружины и соединена с якорем электромагнита, подключенного к электрическому аккумулятору через аварийный выключатель. Техническим результатом является повышение безопасности эксплуатации автомобилей, а также снижение износа тормозов. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области эксплуатации грузовых автомобилей, преимущественно большегрузных карьерных автосамосвалов, работающих при значительных дорожных уклонах.

Известны тормозные системы большегрузных карьерных автосамосвалов, в которых используют дисковые или барабанные рабочие тормоза с тормозными колодками. Для режима аварийного торможения применяют усиление по сравнению с рабочим тормозного момента [1, 2].

Недостатками известных систем являются большой тормозной путь, сложность конструкции и ускоренный износ тормозных колодок. Так, на испытаниях самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 т на горизонтальном участке карьера при скорости движения 30 км/ч аварийный тормозной путь составил 24 м. При езде под уклон тормозной путь увеличивается [1].

В качестве прототипа принимаем приспособление против отката колесного транспортного средства [3]. Это устройство содержит подкладной башмак, соединенный шарнирным устройством с кронштейном рамы, при этом шарнирное устройство выполнено в виде шарнирного четырехзвенного механизма и кулисы, один конец которой шарнирно соединен с кронштейном рамы, а другой шарнирно связан с кронштейном на мосту транспортного средства. Звено шарнирного четырехзвенного механизма, расположенное напротив звена с подкладным башмаком, через упругий элемент связано с кулисой.

Известное устройство применяют после остановки автомобиля для предотвращения его отката, и оно не может быть использовано для аварийной остановки движущегося автомобиля в силу своих конструктивных особенностей.

Технический результат, который может быть достигнут при осуществлении изобретения, - повышение безопасности эксплуатации автомобилей путем уменьшения тормозного пути, особенно при работе на крутых уклонах, а также снижение износа рабочих тормозов, обычно используемых и в режиме аварийного торможения.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве, включающем тормозной клин и систему его подвески, последняя содержит пару рабочих барабанов с намотанными на них гибкими тросами, закрепленными в вершине клина, тормозной барабан с тормозной колодкой и ручную лебедку с рабочей и приводной шестернями, размещенные на общем валу, при этом тормозная колодка прижата к поверхности тормозного барабана при помощи пружины и соединена с якорем электромагнита, подключенного к электрическому аккумулятору через аварийный выключатель.

Приводная шестерня лебедки установлена с возможностью осевого перемещения.

Горизонтальная плоскость тормозного клина снабжена ребрами.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема устройства, вид сбоку, а на фиг.2 - вид спереди.

Устройство содержит тормозной клин 1, размещенный под днищем кузова автомобиля (не показано) вблизи колес 2, и систему его подвески, размещенную там же. Система подвески включает пару рабочих барабанов 3 с намотанными на них гибкими тросами 4, закрепленными в вершине тормозного клина 1, тормозной барабан 5 с тормозной колодкой 6 и ручную лебедку с рабочей 7 и приводной 8 шестернями, размещенные на общем валу 9. Тормозная колодка 6 прижата к поверхности тормозного барабана 5 пружиной 10 и соединена с якорем 11 электромагнита 12. Электромагнит 12 подключен к электрическому аккумулятору 13 через аварийный выключатель 14. Приводная шестерня 8 установлена с возможностью осевого перемещения. На горизонтальной плоскости тормозного клина 7 выполнены ребра или шипы 15.

При работе автомобиля в штатном режиме тросы 4 намотаны на барабаны 3, тормозной клин 1 находится в верхнем положении, а вал 9 зафиксирован тормозным барабаном 5. Приводная шестерня 8 выведена из зацепления с рабочей шестерней 7.

В нештатной ситуации (опасное препятствие, отказ рабочих тормозов и др.) водитель автомобиля включает аварийный выключатель 14, электромагнит 12 втягивает якорь 11 и сжимает пружину 10, отводя тормозную колодку 6 от поверхности тормозного барабана 5. Под действием собственного веса тормозной клин 7 падает на дорогу под колеса 2 автомобиля, сматывая тросы 4 с барабанов 3. Колеса автомобиля 2 наезжают на тормозной клин 1, и автомобиль останавливается.

Возможность расцепления шестерен 7 и 8 ручной лебедки позволяет снизить сопротивление вращению вала 9 и тем самым повысить быстродействие устройства.

Наличие ребер (шипов) 15 на горизонтальной плоскости клина 7 повышает сцепление последнего с дорогой.

После устранения нештатной ситуации водитель съезжает с тормозного клина 1, вводит в зацепление шестерни 7 и 8 лебедки и, наматывая тросы 4 на рабочие барабаны 3, поднимает тормозной клин 1 в верхнее положение, а затем выключает выключатель 14.

Пружина 10 прижимает тормозную колодку 6 к поверхности тормозного барабана 5 и фиксирует вал 9. Система возвращается в исходное состояние.

Предлагаемое устройство может использоваться как стояночный тормоз при длительной остановке автомобиля на уклоне.

Источники информации

1. Казарец А.Н., Кулешов А.А. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией. - М.: Недра, 1988, с.138-145.

2. Добрых Л.И. Новый карьерный автосамосвал. - Горный журнал, 1992, №6, с.38-41.

3. Авт. свид. СССР №698811, В 60 Т 1/14, заявлено 08.12.75, опубликовано 25.11.79, бюллетень №43 (прототип).

1. Устройство для аварийной остановки грузовых автомобилей, включающее тормозной клин и систему его подвески, размещенные под днищем кузова вблизи колес автомобиля, отличающееся тем, что система подвески содержит пару рабочих барабанов с намотанными на них гибкими тросами, закрепленными в вершине клина, тормозной барабан с тормозной колодкой и ручную лебедку с рабочей и приводной шестернями, размещенные на общем валу, при этом тормозная колодка прижата к поверхности тормозного барабана при помощи пружины и соединена с якорем электромагнита, подключенного к электрическому аккумулятору через аварийный выключатель.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приводная шестерня лебедки установлена с возможностью осевого перемещения.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что горизонтальная плоскость тормозного клина снабжена ребрами или шипами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может быть использовано при эксплуатации автомобильного транспорта в сложных климатических и погодных условиях на рельефной местности.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для быстрого гашения скорости, повышения эффективности торможения транспортного средства в аварийной ситуации и повышения общей безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в колесных безрельсовых транспортных средствах при аварийном торможении.

Изобретение относится к способам аварийного торможения транспортного средства, преимущественно автомобиля, в которых органы торможения действуют непосредственно на дорогу.

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к тормозным системам буксировочных вагонеток подвижного состава канатно-рельсовой дороги. .

Изобретение относится к устройствам повышения сцепления колес при торможении и может быть использовано при возникновении аварийной ситуации или плохом состоянии транспортной магистрали, например, при гололеде или мокрой транспортной магистрали.
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к способу и устройству для отвода энергии встречного удара, в частности объектов, не имеющих прочной связи с землей, например автомобильного транспорта, навесных сооружений, ворот, дорожных ограждений

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств в качестве экстренного и дополнительного тормозного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам аварийного торможения транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тормозным устройствам автомобиля
Изобретение относится к самолетостроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противоскатным устройствам тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой. Противоскатное устройство содержит тормозные элементы, привод тормозных элементов и блок управления приводом. Тормозные элементы выполнены в виде шипов и имеют форму конуса. Тормозные элементы жестко закреплены на несущей поверхности в шахматном порядке. Несущая поверхность жестко соединена со стержнем, который шарнирно связан с продольной тягой, жестко соединенной с навесной системой. Достигается улучшение стопорящего эффекта по предотвращению самопроизвольного скатывания. 4 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для отвода от автомобиля энергии встречного удара содержит установленную в передней части автомобиля ударную поверхность, шарнирно соединенную с металлическими продольными упорами. Упоры снабжены по концам элементами для их сцепления с дорожным полотном и связаны с механизмом опускания упоров на дорожное полотно при воздействии ударной силы. Элементы для сцепления упоров с дорожным полотном представляют собой тормозные башмаки с шипами в нижних, контактирующих с полотном плоских поверхностях. Механизм опускания упоров на дорожное полотно при воздействии ударной силы выполнен в виде винтовых цилиндрических пружин. Пружины прикреплены своими торцами к верхним поверхностям башмаков и днищу кузова автомобиля вблизи его заднего моста и заневолены в сжатом состоянии упорами. Упоры закреплены в своей средней части на днище кузова фиксаторами из хрупкого материала, разрушаемого при заданной силе встречного удара. Достигается улучшение отвода энергии встречного удара при столкновении автомобиля. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным системам экстренного торможения транспортных средств. Система экстренного торможения содержит устройство натяжения ремней безопасности, устройство автоматического управления акселератором, механизм автоматического управления тормозными дисками с накладками, датчики слежения, радиолокационная система выявления критических ситуаций, потенциальной опасности и распознавания препятствий на пути движения транспортного средства и ревун-клаксон. Система экстренного торможения содержит тормозной якорь, имеющий подобие культиваторной лапы, нижняя часть которого с тыльной стороны оснащена пилообразной нарезкой для лучшего сцепления рабочей части тормозного якоря с дорожным покрытием в первоначальный момент их контактирования и экстренного торможения транспортного средства в аварийных ситуациях. Система экстренного торможения оснащена исполнительным механизмом для автоматического включения тормозного якоря. Достигается повышение безопасности дорожного движения. 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для предотвращения аварий транспортных средств. Транспортное средство содержит приспособление для экстренного определения тормозного пути, систему экстренного автоторможения, приспособление для дистанционного отслеживания траектории его перемещения, приспособление для оперативной мобильной связи с центральным компьютерным диспетчерским пунктом. Приспособление для мобильной связи с диспетчерским пунктом служит для передачи на его компьютер данных о координатах перемещения транспортного средства, состоянии пути его перемещения для расчета его тормозного пути в случае осуществления экстренного торможения, а также для приема с центрального диспетчерского пункта сигнала о возможности столкновения с другим транспортным средством, а также приема команды на экстренное связывание транспортного средства с путем его перемещения при помощи аварийной системы автоторможения в случае, если рассчитанный его тормозной путь оказался большим, чем расстояние от другого транспортного средства, с которым возможно столкновение. Достигается повышение оперативности торможения транспортного средства.
Наверх