Способ транспортировки наливных грузов (варианты)

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов, в том числе танкерами. Способ транспортировки наливных грузов включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки по суше, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, загрузку груза в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза. При этом используют танкер, борта которого на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте верхней междубортной платформой, размещенной в верхней трети высоты двойного борта. Внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с соответствующими продольными переборками грузовых танков. Кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства. Технический результат, обеспечиваемый при реализации изобретения, состоит в повышении экономичности транспортировки наливных грузов. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, в том числе танкерами.

Из уровня техники известен способ эксплуатации судна, предназначенного для транспортировки наливных грузов, в том числе нефти с морских месторождений (см. RU 2144611 С1, 20.01.2000, Е 21 В 43/01, В 63 В 22/02), причем используемое судно выполнено в виде транспортного танкера, который соединяется с погрузочным буем, или транспортного танкера, который соединяется с погрузочными рукавами, протянутыми по палубе танкера.

Также известен способ транспортировки наливных грузов, в том числе нефти в танкере, при котором наливные грузы транспортируют в полностью заполненных танках, причем используемый танкер содержит палубу, грузовые танки, отстойно-грузовые и балластные танки и систему трубопроводов и клапанов. Балластные танки заполнены балластом во время балластного рейса, а во время транспортировки груза они пусты. Отстойно-грузовые танки во время рейса транспортировки содержат наливные грузы, например, нефть, а во время балластного рейса после разгрузки, если грузовые танки очищали водой, то балластные танки содержат смесь воды и нефти (RU 2103197, 27/01/1998, В 63 В 25/12).

Известен способ транспортировки груза, в том числе жидкого, заключающийся в размещении груза в танкерах, доставку и выгрузку (см. RU 2125947 С1, 10.02.1999, В 63 В 21/66, В 63 В 35/68), причем каждый используемый танкер выполняют открытым сверху, груз размещают в герметичных контейнерах, которые после загрузки в танкер крепят в нем, заполняют внутреннюю полость танкера водной средой и добиваются отрицательной плавучести танкера при общей положительной плавучести танкера с поплавками, а при выгрузке груза танкер поднимают тросами управляемых лебедок и удаляют воду из внутренней полости танкера до его всплытия на поверхность. Контейнеры для танкера выполнены размерами, которые позволяют их транспортировать наземным транспортом, например железнодорожным (RU 2112691, 18.01.1993, В 63 В 35/42).

Также известен танкер - нефтеналивное судно, содержащее корпус с грузовыми танками и грузовую систему, включающую грузовые и зачистные насосы с всасывающими и напорными трубопроводами, а также наливные трубопроводы, соединенные с грузовыми танками (SU 1191353, 15.11.1985, В 63 В 25/12).

Недостатком известных способов транспортировки является то, что при выгрузке, загрузке и транспортировке нефти указанными способами возможны большие потери нефти, а конструктивное решение используемых танкеров не обеспечивает достаточной аварийной остойчивости, из-за чего снижается живучесть, долговечность судна, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам при эксплуатации и, таким образом, увеличению стоимости транспортировки.

Задачей, на решение которой направлены оба варианта настоящего изобретения, является снижения потерь наливных грузов при загрузке/выгрузке и транспортировке и повышении экономичности транспортировки наливных грузов, в том числе в районы Заполярья.

Поставленная задача в части первого варианта решается за счет того, что способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, согласно изобретению, включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит носовую и кормовую оконечности, днище, второе дно, борта, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, расположенными порядно, и снабженный машинно-котельным отделением и грузовым оборудованием, включающим грузовую систему с грузовыми манифольдами, обеспечивающую возможность загрузки-выгрузки одновременно до четырех видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, причем борта танкера, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, размещенной в верхней трети высоты двойного борта, при этом внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства.

Предпочтительно использовать танкер, грузовая зона которого может быть образована, по крайней мере, восьмью грузовыми танками и дополнительно содержащий, по крайней мере, два отстойных танка, причем танки могут иметь, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков может составлять 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки могут быть размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет (2,0-4,0)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков.

Рекомендуется использовать однопалубный танкер, корпус которого может быть выполнен с вертикальными бортами с ледовым усилением, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны, наклонным носом и кормой.

Предпочтительно использовать танкер, ледовое усиление которого может включать усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства, которым также может быть снабжен используемый танкер, шпора, защищающего, по крайней мере, силовые элементы рулевого устройства, в том числе баллер, кронштейн и, по крайней мере, частично перо руля от ударов льда на заднем ходу танкера.

Предпочтительно использовать танкер, основные конструкции корпуса которого могут быть выполнены металлическими, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории А32, при этом корпус используемого танкера может быть снабжен ахтерштевнем и форштевнем, причем форштевень может быть изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка, а ахтерштевень и кронштейн руля могут быть выполнены литосварной конструкции, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства от ударов льда на заднем ходу танкера, изготовлен сварным, предпочтительно, из стальных листов.

Предпочтительно могут использовать танкер, в котором предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер может быть снабжен, по крайней мере, двумя врезными кнехтами и двумя клюзами, причем форма форштевня, по крайней мере, в надводной части танкера может быть выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов типа "Россия", "Таймыр", "Капитан Сорокин".

Используют танкер, грузовая система которого может включать систему подогрева груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44°С до 66°С в течение не более 4 суток, а также грузовая система может быть выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа, каждый танк используемого танкера может быть оборудован не менее чем одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном, причем устройство может быть выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.

Рекомендуется использовать танкер, в котором наливная грузовая система может обеспечивать одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка в другой при помощи входящих в ее состав не менее чем четырех грузовых вертикальных центробежных насосов с электроприводами, производительностью каждый не менее 600 м3/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

Рекомендуется использовать танкер, грузовое оборудование которого может включать, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, имеющий минимальный вылет за борт не более 1,0 м при высоте гака от верхней палубы 10 м и максимальный вылет - не менее 5,75 м; по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 0,99 т с максимальным вылетом за борт не менее 3,0 м, а также, по крайней мере, одну кран-балку грузоподъемностью не менее 0,5 т.

Рекомендуется использовать танкер, который снабжен энергетической установкой, включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку и вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка может содержать не менее одного соединенного валопроводом с гребным движителем главного двигателя, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка может включать не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока напряжением предпочтительно 400 В и мощностью предпочтительно не менее 800кВт каждый, и не менее одного аварийного дизель-генератора мощностью не менее 200 кВт, при этом каждый дизель-генератор может состоять из соединенных, предпочтительно, эластичной муфтой и смонтированных на общем фундаменте дизеля и генератора; кроме того, в состав энергетической установки входит вспомогательная энергетическая установка, в том числе вспомогательная котельная установка, содержащая не менее двух котлов, производительностью каждый по меньшей мере 6 т/ч, предпочтительно 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, не менее чем один утилизационный котел производительностью предпочтительно около 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя на 85% от максимальной длительной мощности, по крайней мере, одна вакуумно-опреснительная установка производительностью предпочтительно не менее 25 т в сутки, по крайней мере, один инсинератор, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

Рекомендуется использовать танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер может снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами; кроме того, передвижение танкера осуществляют с использованием, по крайней мере, одного подруливающего устройства мощностью, предпочтительно, 645-700 кВт, которое смонтировано в трубе в носовой оконечности танкера; кроме того, танкер может быть оборудован: якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере одной моторной спасательной шлюпкой сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, по крайней мере одной моторной дежурной шлюпкой с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двумя сбрасываемыми спасательными плотами, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Рекомендуется использовать танкер, который может быть снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем может быть предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью, предпочтительно, не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке.

Рекомендуется использовать танкер, оборудованный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения; кроме того, используемый танкер может быть оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Поставленная задача в части второго варианта способа транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, согласно изобретению, включает загрузку и/или разгрузку груза из танкера, а также передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит носовую и кормовую оконечности, днище, второе дно, борта, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, расположенными порядно, и снабженный машинно-котельным отделением и грузовым оборудованием, включающим наливную грузовую систему с грузовыми манифольдами, предназначенную для загрузки-выгрузки до четырех видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, причем борта танкера, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, размещенной в верхней трети высоты двойного борта, при этом внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства.

Рекомендуется использовать танкер, грузовая зона которого может быть образована, по крайней мере, восьмью грузовыми танками и дополнительно содержащий два отстойных танка, причем танки могут иметь, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки могут быть размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет (2,0-4,0)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков.

Рекомендуется использовать однопалубный танкер, корпус которого может быть выполнен с вертикальными бортами с ледовым усилением, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны, наклонным носом и кормой.

Используют танкер, ледовое усиление которого может включать усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой, увеличенной относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, защищающего, по крайней мере, силовые элементы рулевого устройства, которым также может быть снабжен используемый танкер, в том числе баллер, кронштейн и, по крайней мере, частично перо руля от ударов льда на заднем ходу танкера; кроме того, основные конструкции корпуса танкера могут быть выполнены металлическими, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории A32, при этом корпус используемого танкера может быть снабжен ахтерштевнем и форштевнем, причем форштевень может быть изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка, а ахтерштевень и кронштейн руля могут быть выполнены литосварной конструкции, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства от ударов льда на заднем ходу танкера, изготовлен сварным, предпочтительно, из стальных листов.

Рекомендуется использовать танкер, в котором может быть предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер может быть снабжен, по крайней мере, двумя врезными кнехтами и двумя клюзами, причем форма форштевня, по крайней мере, в надводной части танкера может быть выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов типа "Россия", "Таймыр", "Капитан Сорокин".

Рекомендуется использовать танкер, грузовая система которого может включать систему подогрева груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44°С до 66°С в течение не более 4 суток, а также грузовая система может быть выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа, каждый танк используемого танкера может быть оборудован не менее чем одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном, причем устройство может быть выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.

Предпочтительно использовать танкер, в котором грузовая система танкера может обеспечивать одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка в другой при помощи входящих в ее состав не менее чем четырех грузовых вертикальных центробежных насосов с электроприводами, производительностью каждый не менее 600 м3/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

Рекомендуется использовать танкер, грузовое оборудование которого может включать, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, имеющий минимальный вылет за борт не более 1,0 м при высоте гака от верхней палубы 10 м и максимальный вылет - не менее 5,75 м; по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 0,99 т с максимальным вылетом за борт не менее 3,0 м, а также, по крайней мере, одну кран-балку грузоподъемностью не менее 0,5 т.

Рекомендуется использовать танкер, который может быть снабжен энергетической установкой, включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку и вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка может содержать не менее одного, соединенного валопроводом с гребным движителем главного двигателя, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка может включать не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока напряжением, предпочтительно 400 В, и мощностью, предпочтительно не менее 800 кВт каждый, и не менее одного аварийного дизель-генератора мощностью не менее 200 кВт, при этом каждый дизель-генератор может состоять из соединенных, предпочтительно, эластичной муфтой и смонтированных на общем фундаменте дизеля и генератора; кроме того, в состав энергетической установки может входить вспомогательная энергетическая установка, в том числе вспомогательная котельная установка, содержащая не менее двух котлов, производительностью каждый по меньшей мере 6 т/ч, предпочтительно 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, не менее чем один утилизационный котел производительностью предпочтительно около 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя на 85% от максимальной длительной мощности, по крайней мере, одна вакуумно-опреснительная установка производительностью предпочтительно не менее 25 т в сутки, по крайней мере, один инсинератор, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

Рекомендуется использовать танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер может быть снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами; кроме того, передвижение танкера могут осуществлять с использованием, по крайней мере, одного подруливающего устройства мощностью, предпочтительно, 645-700 кВт, которое может быть смонтировано в трубе в носовой оконечности танкера; кроме того, используемый танкер может быть оборудован: якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями; швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых может быть расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой; шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства могут включать, по крайней мере, одной моторной спасательной шлюпкой сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, по крайней мере, одной моторной дежурной шлюпкой с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двумя сбрасываемыми спасательными плотами, а спасательные средства могут включать спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Могут использовать танкер, который может быть снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем может быть предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков может быть снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью, предпочтительно, не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке.

Предпочтительно использовать танкер, оборудованный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения; кроме того, используемый танкер может быть оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Технический результат, обеспечиваемый как первым, так и вторым вариантом изобретения, состоит в повышении экономичности транспортировки наливных грузов - нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, за счет оптимально разработанных и отрегулированных по пропускной способности для многоцелевой загрузки/выгрузки и перевозки различных наливных грузов и их сочетаний системой манифольдов, оборудованных как у бортов, так и оконечностей танкера, а также конструктивной системы корпуса танкера, разработанного с обеспечением возможности ледового плавания и имеющего оптимальную для указанных операций и выполнения ледового плавания систему элементов жесткости корпуса, набора бортов, выполненных с разработанным в изобретении ледовым усилением набора, оптимальным для восприятия динамических воздействий льдин при проходе танкером покрытых льдом участков акватории.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - танкер - вид сбоку с сечением по диаметральной плоскости ниже конструктивной ватерлинии;

на фиг.2 - узел А на фиг.1;

на фиг.3 - верхняя палуба танкера в плане с частичными вырезами;

на фиг.4 - танкер, вид сверху с сечением по танкам;

на фиг.5 - поперечный разрез танкера в грузовой зоне, вид на нос танкера;

на фиг.6 - палуба бака.

Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей включает загрузку и передвижение танкера 1 к месту доставки груза и разгрузку груза из танкера 1, при этом используют танкер 1, корпус 2 которого содержит носовую и кормовую оконечности соответственно 3 и 4, днище 5, второе дно 6, борта 7, верхнюю палубу 8, грузовую зону 9 с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками 10, расположенными порядно и снабженный машинно-котельным отделением 11 и грузовым оборудованием 12, включающим грузовую систему 13 с грузовыми манифольдами 14, предназначенную для загрузки-выгрузки до четырех видов наливных грузов с любого борта 7 и любой оконечности 3 и 4 танкера 1.

Борта 7 танкера 1 на большей части длины грузовой зоны 9 выполнены двойными и содержат внешнюю 15 и внутреннюю 16 переборки, образующие междубортное пространство 17, разделенное по высоте верхней между бортной платформой 18, размещенной в верхней трети высоты двойного борта 7, при этом внутренняя переборка 16 борта 7 конструктивно совмещена с продольными переборками 19 части грузовых танков 10. Указанные продольные переборки 19 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками на участке от второго дна 6 до верхней междубортной платформы 18 и с продольными ребрами 21 на участке от верхней междубортной платформы 18 до верхней палубы 8 с расположением набора внутри междубортного пространства 17.

Грузовая зона 9 танкера 1 образована восьмью грузовыми танками 10 и содержит два отстойных танка 22, причем танки 10 и 22 имеют продольные 19 и поперечные 23 переборки и днище 24 плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков 10 составляет 22232,0 м3. Отстойные танки 22 размещены между крайними в рядах по ходу танкера 1 грузовыми танками 10 и машинно-котельным отделением 11 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 10.

Используют однопалубный танкер 1, корпус 2 которого выполнен с вертикальными бортами 7, выполненными с ледовым усилением 25 на большей части длины грузовой зоны 9, наклонным носом 26 и кормой 27.

Ледовое усиление 25 танкера 1 включает усиление (не показано) бортов 7 в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой (не показано) увеличенной относительно обшивок (не показано) других конструкций танкера 1 толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 28, которым также снабжен используемый танкер 1, шпора 29, защищающего силовые элементы 30 рулевого устройства 28, в том числе баллер 31, кронштейн 32 и частично перо 33 руля 34 от ударов льда на заднем ходу танкера 1.

Основные конструкции корпуса 2 танкера 1 выполнены металлическими из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории А32, при этом корпус 2 используемого танкера 1 снабжен ахтерштевнем 35 и форштевнем 36, причем форштевень 36 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки (не показана) на каркасе и из круглого прутка (не показан), а ахтерштевень 35 и кронштейн 32 руля 34 выполнены литосварной конструкции, шпор 29 защищающий силовые элементы 30 рулевого устройства 28 от ударов льда на заднем ходу танкера 1 изготовлен сварным из стальных листов.

В танкере предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер 1 снабжен двумя врезными кнехтами (не показаны) и двумя клюзами 37, причем форма форштевня 36 в надводной части 38 танкера 1 выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов типа "Россия", "Таймыр", "Капитан Сорокин".

Грузовая система 13 танкера 1 включает систему подогрева груза в грузовых 10 и отстойных танках 22 до температур от 44°С до 66°С в течение не более 4 суток. Также грузовая система 13 выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых 10 и отстойных танков 22 за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков 10 и 22 при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков 10 и 22 ниже 3,5 кПа. Каждый танк 10 и 22 используемого танкера 1 оборудован одним высокоскоростным газовыпускным устройством (не показан) и вакуумным клапаном (не показан), причем устройство (не показано) выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка 10 и 22 со скоростью не менее 30 м/с.

Грузовая система 13 танкера 1 обеспечивает одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка 10 в другой при помощи входящих в ее состав четырех грузовых вертикальных центробежных насосов 39 с электроприводами (не показано), производительностью каждый не менее 600 м3'/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

Грузовое оборудование 12 танкера 1 включает один электрогидравлический кран 40 грузоподъемностью 10 т, имеющий минимальный вылет за борт 7 один м при высоте гака от верхней палубы 8 - десять м и максимальный вылет - 5,75 м; один электрический тельферный кран (не показан) грузоподъемностью 0,99 т с максимальным вылетом за борт 7 - три м, а также одну кран-балку (не показан) грузоподъемностью 0,5 т.

Танкер 1 снабжен энергетической установкой 41, включающей силовую энергетическую установку 42, электроэнергетическую установку (не показана) и вспомогательную установку (не показана).

Силовая энергетическая установка 42 содержит не менее одного, соединенного валопроводом 43 с гребным движителем 44 главного двигателя 45, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка (не показано) включает три автоматизированные дизель-генераторы (не показано) переменного тока напряжением 400 В и мощностью 800 кВт каждый, и один аварийный дизель-генератор (не показан) мощностью 200 кВт. Каждый дизель-генератор (не показан) состоит из соединенных эластичной муфтой (не показано) и смонтированных на общем фундаменте (не показано) дизеля и генератора; кроме того, в состав энергетической установки 41 входит вспомогательная энергетическая установка (не показано), в том числе вспомогательная котельная установка (не показано), содержащая два котла (не показано) производительностью каждый по 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, один утилизационный котел (не показано) производительностью 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя 45 на 85% от максимальной длительной мощности, одна вакуумно-опреснительная установка (не показана) производительностью 25 т в сутки, один инсинератор (не показано), а также вспомогательные механизмы и аппараты (не показаны), обслуживающие энергетическую установку 41.

Используют танкер 1, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства 28, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль 34 полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер 1 снабжен электрогидравлической рулевой машиной (не показана) с двумя силовыми агрегатами (не показаны). Кроме того, передвижение танкера 1 осуществляют с использованием одного подруливающего устройства 46 мощностью 645 кВт, которое смонтировано в трубе 47 в носовой оконечности 3 танкера 1.

Используемый танкер 1 оборудован якорным устройством 48 с двумя якорями 49, соединенными с танкером 1 якорными цепями (не показаны); швартовным устройством 50 с двенадцатью швартовными лебедками 51 с разъемными барабанами 52 и двумя аварийными буксирными устройствами (не показаны), одно из которых расположено в носовой оконечности 3, а другое - в кормовой 4; шлюпочными устройствами 53 и спасательными средствами (не показаны).

Шлюпочные устройства 53 включают одну моторную спасательную шлюпку 54 сбрасываемого типа вместимостью тридцати человек, одну моторную дежурную шлюпку (не показана) с дизельным двигателем (не показан), а также два сбрасываемые спасательные плота (не показаны), а спасательные средства (не показаны) включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Танкер 1 снабжен системой мойки танков 10 и 22, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер 1. Предусмотрена возможность мойки танков 10 и 22 как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков 10 и 22 снабжена одним насосом центробежного типа (не показан) с электроприводом производительностью 150 м3/ч, одним подогревателем производительностью 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков 10, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке 10.

Используют танкер 1, оборудованный системой обнаружения пожара (не показана), а также системами пожаротушения (не показана), включающими систему водяного пожаротушения с двумя пожарными насосами (не показаны) и одним аварийным пожарным насосом (не показаны) с самовсасывающим устройством (не показаны), систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения.

Кроме того, используемый танкер 1 оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды (не показаны).

Другой вариант изобретения иллюстрируется теми же чертежами с использованием тех же позиций.

По другому варианту изобретения способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным транспортом (не показано), перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища (не показаны), оборудованного трубопроводами (не показаны) и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов (не показаны), загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер 1, корпус 2 которого содержит носовую и кормовую оконечности соответственно 3 и 4, днище 5, второе дно 6, борта 7, верхнюю палубу 8, грузовую зону 9 с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками 10, расположенными порядно, и снабженный машинно-котельным отделением 11 и грузовым оборудованием 12, включающим грузовую систему 13 с грузовыми манифольдами 14, предназначенную для загрузки-выгрузки до четырех видов наливных грузов с любого борта 7 и/или любой оконечности 3 и 4 танкера 1.

Борта 7 танкера 1 на большей части длины грузовой зоны 9 выполнены двойными и содержат внешнюю 15 и внутреннюю 16 переборки, образующие междубортное пространство 17, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 18, размещенной в верхней трети высоты двойного борта 7, при этом внутренняя переборка 16 борта 7 конструктивно совмещена с продольными переборками 19 части грузовых танков 10. Указанные продольные переборки 19 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками на участке от второго дна 6 до верхней междубортной платформы 18 и с продольными ребрами 21 на участке от верхней междубортной платформы 18 до верхней палубы 8 с расположением набора внутри междубортного пространства 17.

Грузовая зона 9 танкера 1 образована восьмью грузовыми танками 10 и дополнительно содержит два отстойных танка 22, причем танки 10 и 22 имеют продольные 19 и поперечные 23 переборки и днище 24 плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков 10 составляет 22232,0 м3. Отстойные танки 22 размещены между крайними в рядах по ходу танкера 1 грузовыми танками 10 и машинно-котельным отделением 11 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 10.

Используют однопалубный танкер 1, корпус 2 которого выполнен с вертикальными бортами 7, выполненными с ледовым усилением 25 на большей части длины грузовой зоны 9, наклонным носом 26 и кормой 27.

Ледовое усиление 25 танкера 1 включает усиление (не показано) бортов 7 в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой (не показано) увеличенной относительно обшивок (не показано) других конструкций танкера 1 толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 28, которым также снабжен используемый танкер 1, шпора 29, защищающего силовые элементы 30 рулевого устройства 28, в том числе баллер 31, кронштейн 32 и частично перо 33 руля 34 от ударов льда на заднем ходу танкера 1.

Основные конструкции корпуса 2 танкера 1 выполнены металлическими из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории A32, при этом корпус 2 используемого танкера 1 снабжен ахтерштевнем 35 и форштевнем 36, причем форштевень 36 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки (не показана) на каркасе и из круглого прутка (не показано), а ахтерштевень 35 и кронштейн 32 руля 34 выполнены литосварной конструкции, шпор 29, защищающий силовые элементы 30 рулевого устройства 28 от ударов льда на заднем ходу танкера 1, изготовлен сварным из стальных листов.

В танкере предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер 1 снабжен двумя врезными кнехтами (не показаны) и двумя клюзами 37, причем форма форштевня 36 в надводной части 38 танкера 1 выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов типа "Россия", "Таймыр", "Капитан Сорокин".

Грузовая система 13 танкера 1 включает систему подогрева груза в грузовых 10 и отстойных танках 22 до температур от 44°С до 66°С в течение не более 4 суток. Также грузовая система 13 выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых 10 и отстойных танков 22 за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков 10 и 22 при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков 10 и 22 ниже 3,5 кПа. Каждый танк 10 и 22 используемого танкера 1 оборудован одним высокоскоростным газовыпускным устройством (не показано) и вакуумным клапаном (не показано), причем устройство (не показано) выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.

Грузовая система 13 танкера 1 обеспечивает одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка 10 в другой при помощи входящих в ее состав четырех грузовых вертикальных центробежных насосов 39 с электроприводами (не показано), производительностью каждый не менее 600 м3/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

Грузовое оборудование 12 танкера 1 включает один электрогидравлический кран 40 грузоподъемностью 10 т, имеющий минимальный вылет за борт 7 один м при высоте гака от верхней палубы 8 - десять м и максимальный вылет - 5,75 м; один электрический тельферный кран (не показано) грузоподъемностью 0,99 т с максимальным вылетом за борт 7 - три м, а также одну кран-балку (не показано) грузоподъемностью 0,5 т.

Танкер 1 снабжен энергетической установкой 41, включающей силовую энергетическую установку 42, электроэнергетическую установку (не показано) и вспомогательную установку (не показано).

Силовая энергетическая установка 42 содержит не менее одного соединенного валопроводом 43 с гребным движителем 44 главного двигателя 45, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением; электроэнергетическая установка (не показано) включает три автоматизированные дизель-генераторы (не показано) переменного тока напряжением 400 В, и мощностью 800 кВт каждый, и один аварийный дизель-генератор (не показано) мощностью 200 кВт. Каждый дизель-генератор (не показано) состоит из соединенных эластичной муфтой (не показано) и смонтированных на общем фундаменте (не показано) дизеля и генератора.

Кроме того, в состав энергетической установки 41 входит вспомогательная энергетическая установка (не показано), в том числе вспомогательная котельная установка (не показано), содержащая два котла (не показано) производительностью каждый по 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, один утилизационный котел (не показано) производительностью 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя 45 на 85% от максимальной длительной мощности, одна вакуумно-опреснительная установка (не показана) производительностью 25 т в сутки, один инсинератор (не показано), а также вспомогательные механизмы и аппараты (не показаны), обслуживающие энергетическую установку 41.

Используют танкер 1, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства 28, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль 34 полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер 1 снабжен электрогидравлической рулевой машиной (не показана) с двумя силовыми агрегатами (не показаны). Кроме того, передвижение танкера 1 осуществляют с использованием одного подруливающего устройства 46 мощностью 645 кВт, которое смонтировано в трубе 47 в носовой оконечности 3 танкера 1.

Используемый танкер 1 оборудован якорным устройством 48 с двумя якорями 49, соединенными с танкером 1 якорными цепями (не показаны); швартовным устройством 50 с двенадцатью швартовными лебедками 51 с разъемными барабанами 52 и двумя аварийными буксирными устройствами (не показаны), одно из которых расположено в носовой оконечности 3, а другое - в кормовой 4; шлюпочными устройствами 53 и спасательными средствами (не показаны), причем шлюпочные устройства 53 включают одну моторную спасательную шлюпку 54 сбрасываемого типа вместимостью тридцати человек, одну моторную дежурную шлюпку (не показана) с дизельным двигателем (не показан), а также два сбрасываемые спасательные плота (не показаны), а спасательные средства (не показаны) включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Танкер 1 снабжен системой мойки танков 10 и 22, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер 1, причем предусмотрена возможность мойки танков 10 и 22 как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков 10 и 22 снабжена одним насосом центробежного типа (не показан) с электроприводом производительностью 150 м3/ч, одним подогревателем (не показано) производительностью 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками (не показано) для мойки танков 10, производительностью 45-65 м3/час, размещаемыми в каждом грузовом танке 10.

Используют танкер 1, оборудованный системой обнаружения пожара (не показана), а также системами пожаротушения (не показано), включающими систему водяного пожаротушения с двумя пожарными насосами (не показаны) и одним аварийным пожарным насосом (не показаны) с самовсасывающим устройством (не показаны), систему углекислотного пожаротушения (не показано), а также систему пенотушения (не показано).

Кроме того, используемый танкер 1 оборудован системами жизнеобеспечения экипажа (не показаны), поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

1. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает транспортировку их от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза посредством грузового оборудования в танкер и передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит носовую и кормовую оконечности, днище, второе дно, борта, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, расположенными порядно, и снабженный машинно-котельным отделением и грузовым оборудованием, включающим грузовую систему с грузовыми манифольдами, обеспечивающую возможность загрузки-выгрузки одновременно до четырех видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, причем борта танкера, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, размещенной в верхней трети высоты двойного борта, при этом внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства.

2. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, грузовая зона которого образована, по крайней мере, восемью грузовыми танками и дополнительно содержащий, по крайней мере, два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет (2,0-4,0)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков.

3. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют однопалубный танкер, корпус которого выполнен с вертикальными бортами с ледовым усилением, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны, наклонным носом и кормой.

4. Способ транспортировки наливных грузов по п.3, отличающийся тем, что используют танкер, ледовое усиление которого включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства, которым также снабжен используемый танкер, шпора, защищающего, по крайней мере, силовые элементы рулевого устройства, в том числе баллер, кронштейн и, по крайней мере, частично перо руля от ударов льда на заднем ходу танкера.

5. Способ транспортировки наливных грузов по п.4, отличающийся тем, что используют танкер, основные конструкции корпуса выполнены металлическими, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно категории A32, при этом корпус используемого танкера снабжен ахтерштевнем и форштевнем, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка, а ахтерштевень и кронштейн руля выполнены литосварной конструкции, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства от ударов льда на заднем ходу танкера, изготовлен сварным, предпочтительно из стальных листов.

6. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, в котором предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер снабжен, по крайней мере, двумя врезными кнехтами и двумя клюзами, причем форма форштевня, по крайней мере, в надводной части танкера выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов.

7. Способ транспортировки наливных грузов по п.2, отличающийся тем, что используют танкер, грузовая система которого включает систему подогрева груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 сут, а также грузовая система выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа, каждый танк используемого танкера оборудован не менее чем одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном, причем устройство выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.

8. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, в котором наливная грузовая система обеспечивает одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка в другой при помощи входящих в ее состав не менее чем четырех грузовых вертикальных центробежных насосов с электроприводами, производительностью каждый не менее 600 м3/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

9. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, грузовое оборудование которого включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, имеющий минимальный вылет за борт не более 1,0 м при высоте гака от верхней палубы 10 м и максимальный вылет не менее 5,75 м, по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 0,99 т с максимальным вылетом за борт не менее 3,0 м, а также, по крайней мере, одну кран-балку грузоподъемностью не менее 0,5 т.

10. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен энергетической установкой, включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку и вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного, соединенного валопроводом с гребным движителем главного двигателя, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением, электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока напряжением предпочтительно 400 В и мощностью предпочтительно не менее 800 кВт каждый и не менее одного аварийного дизель-генератора мощностью не менее 200 кВт, при этом каждый дизель-генератор состоит из соединенных предпочтительно эластичной муфтой и смонтированных на общем фундаменте дизеля и генератора, кроме того, в состав энергетической установки входит вспомогательная энергетическая установка, в том числе вспомогательная котельная установка, содержащая не менее двух котлов, производительностью каждый, по меньшей мере, 6 т/ч, предпочтительно 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, не менее чем один утилизационный котел производительностью предпочтительно около 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя на 85% от максимальной длительной мощности, по крайней мере, одна вакуумно-опреснительная установка производительностью предпочтительно не менее 25 т в сутки, по крайней мере, один инсинератор, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

11. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами, кроме того, передвижение танкера осуществляют с использованием, по крайней мере, одного подруливающего устройства мощностью предпочтительно 645-700 кВт, которое смонтировано в трубе в носовой оконечности танкера, кроме того, танкер оборудован якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями, швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой, шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, по крайней мере, одну моторную дежурную шлюпку с преимущественно дизельным двигателем, по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

12. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков, как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков производительностью 45-65 м3/ч, размещаемыми в каждом грузовом танке.

13. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что используют танкер, оборудованный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения, кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

14. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает загрузку и/или разгрузку груза из танкера, а также передвижение танкера к месту доставки груза, причем используют танкер, корпус которого содержит носовую и кормовую оконечности, днище, второе дно, борта, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, расположенными порядно, и снабженный машинно-котельным отделением и грузовым оборудованием, включающим наливную грузовую систему с грузовыми манифольдами, предназначенную для загрузки-выгрузки до четырех видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, причем борта танкера, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, размещенной в верхней трети высоты двойного борта, при этом внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства.

15. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, грузовая зона которого образована, по крайней мере, восемью грузовыми танками и дополнительно содержащий два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет (2,0-4,0)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков.

16. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют однопалубный танкер, корпус которого выполнен с вертикальными бортами с ледовым усилением, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны, наклонным носом и кормой.

17. Способ транспортировки наливных грузов по п.16, отличающийся тем, что используют танкер, ледовое усиление которого включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, защищающего, по крайней мере, силовые элементы рулевого устройства, которым также снабжен используемый танкер, в том числе баллер, кронштейн и, по крайней мере, частично перо руля от ударов льда на заднем ходу танкера, кроме того, основные конструкции корпуса танкера выполнены металлическими, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно категории А32, при этом корпус используемого танкера снабжен ахтерштевнем и форштевнем, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка, а ахтерштевень и кронштейн руля выполнены литосварной конструкции, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства от ударов льда на заднем ходу танкера, изготовлен сварным, предпочтительно из стальных листов.

18. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, в котором предусмотрена возможность передвижения его с использованием другого судна, в том числе буксировка ледоколом, для чего используемый танкер снабжен, по крайней мере, двумя врезными кнехтами и двумя клюзами, причем форма форштевня, по крайней мере, в надводной части танкера выполнена с обеспечением возможности сопряжения с кормовым буксирным вырезом ледоколов.

19. Способ транспортировки наливных грузов по п.15, отличающийся тем, что используют танкер, грузовая система которого включает систему подогрева груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 сут, а также грузовая система выполнена с обеспечением возможности инертизации грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч, а для отвода газов из танков при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа, каждый танк используемого танкера оборудован не менее чем одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном, причем устройство выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.

20. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, в котором грузовая система танкера обеспечивает одновременную загрузку груза и слив балласта, а также разгрузку груза и заполнение балластом, а также перекачку груза из одного танка в другой при помощи входящих в ее состав не менее чем четырех грузовых вертикальных центробежных насосов с электроприводами, производительностью каждый не менее 600 м3/ч при напоре 1,4 МПа каждый.

21. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, грузовое оборудование которого включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, имеющий минимальный вылет за борт не более 1,0 м при высоте гака от верхней палубы 10 м и максимальный вылет не менее 5,75 м, по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 0,99 т с максимальным вылетом за борт не менее 3,0 м, а также, по крайней мере, одну кран-балку грузоподъемностью не менее 0,5 т.

22. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен энергетической установкой, включающей силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку и вспомогательную установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного, соединенного валопроводом с гребным движителем главного двигателя, предпочтительно дизеля, например, типа 6S50MC-C, двухтактного крейцкопфного реверсивного с газотурбинным наддувом с дистанционным автоматизированным управлением, электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока напряжением предпочтительно 400 В и мощностью предпочтительно не менее 800 кВт каждый и не менее одного аварийного дизель-генератора мощностью не менее 200 кВт, при этом каждый дизель-генератор состоит из соединенных предпочтительно эластичной муфтой и смонтированных на общем фундаменте дизеля и генератора, кроме того, в состав энергетической установки входит вспомогательная энергетическая установка, в том числе вспомогательная котельная установка, содержащая не менее двух котлов, производительностью каждый по меньшей мере 6 т/ч, предпочтительно 8 т/ч, при рабочем давлении не ниже 0,8 МПа, не менее чем один утилизационный котел производительностью предпочтительно около 0,9 т/ч в режиме работы главного двигателя на 85% от максимальной длительной мощности, по крайней мере, одна вакуумно-опреснительная установка производительностью предпочтительно не менее 25 т в сутки, по крайней мере, один инсинератор, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.

23. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, передвижение которого осуществляют с применением рулевого устройства, содержащего один полубалансирный полуподвесной руль полой конструкции, для перекладки которого используемый танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами, кроме того, передвижение танкера осуществляют с использованием, по крайней мере, одного подруливающего устройства мощностью предпочтительно 645-700 кВт, которое смонтировано в трубе в носовой оконечности танкера, кроме того, используемый танкер оборудован якорным устройством с, по крайней мере, двумя якорями, соединенными с танкером якорными цепями, швартовным устройством с, по крайней мере, двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами и, по крайней мере, двумя аварийными буксирными устройствами, одно из которых расположено в носовой оконечности, а другое - в кормовой, шлюпочными устройствами и спасательными средствами, причем шлюпочные устройства включают, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, по крайней мере, одну моторную дежурную шлюпку с преимущественно дизельным двигателем, по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота, а спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

24. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, который снабжен системой мойки танков, используемой до погрузки или после выгрузки наливных грузов в танкер, причем предусмотрена возможность мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего система мойки танков снабжена, по крайней мере, одним насосом центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч, по крайней мере, одним подогревателем производительностью около 200 м3/ч, подогревающим моечную воду до 60°С, а также стационарными полностью программируемыми машинками для мойки танков производительностью 45-65 м3/ч, размещаемыми в каждом грузовом танке.

25. Способ транспортировки наливных грузов по п.14, отличающийся тем, что используют танкер, оборудованный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, систему углекислотного пожаротушения, а также систему пенотушения, кроме того, используемый танкер оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и строительству, в частности к созданию конструкции борта корабля с двойной обшивкой. .

Изобретение относится к конструктивным элементам, имеющим многослойную структуру, и особенно к элементам, которые могут быть использованы в применениях для несущих конструкций, например для замены стальных плит с ребрами жесткости.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в судовых корпусных конструкциях, надстройках и т.д. .
Изобретение относится к судостроению и касается технологии повышения сопротивления подводных аппаратов к ударным волновым нагрузкам. .
Изобретение относится к судостроению и касается способа повышения несущей способности корпуса к ударной нагрузке. .
Изобретение относится к судостроению, к способам повышения ударостойкости обечаек - открытых с торцов конических или цилиндрических барабанов, являющихся заготовками для производства изделий из листового материала.

Изобретение относится к судостроению, в частности к бортовым нерекрытиям судна. .

Изобретение относится к установке и способу защиты баков на борту танкера посредством экранирующего газа. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к нефтеналивным судам. .

Изобретение относится к судостроению и перевозке жидких грузов водным транспортом. .

Изобретение относится к судостроению и касается строительства новых и модернизации устаревших танкеров, а также переоборудования сухогрузных судов в наливные. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей. .

Изобретение относится к судостроению, к конструкции корпусов судов, перевозящих жидкие и сыпучие грузы. .

Изобретение относится к судостроению, к корпусам нефтеналивных судов. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при проектировании, строительстве, ремонте и модернизации судов, перевозящих жидкие и сыпучие грузы.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям переборок танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов, в том числе танкерами

Наверх