Способ обучения младших школьников с речевыми нарушениями

Изобретение относится к области педагогики и касается приемов и средств, применяемых при работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, и обеспечивает возможность развития навыков правильной речи. На начальном этапе проведения занятий используют объединенный образ педагог-кукла путем размещения куклы перед педагогом с последующим постепенным разъединением образа педагог-кукла и проведением на заключительном этапе занятий без куклы. В языке куклы установлена упругая пластина, к концу которой сверху и снизу прикреплены тяги, выведенные через канал в полость на затылочной стороне. Тяги снабжены маркировкой, указывающей на движение языка вверх и вниз. Кукла имитирует тело человека с головой животного или сказочного персонажа. В местах расположения плечевых, лучезапястных, тазобедренных и голеностопных суставов конечностей и их элементов и головы в области шеи находятся крепления, обеспечивающие возможность движения. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к педагогике, а именно к области обучения, и касается приемов и средств, применяемых при работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Обучение детей (младших школьников) с нарушениями речи (логопаты) относится к логопедагогике и строится прежде всего на основе общей теории обучения, объектом изучения которой являются закономерности, принципы, методы, организационные формы и средства обучения и использование специальных приемов коррекционного обучения правильной речи и приемов перестройки личностных качеств ребенка с речевой патологией и его социального поведения. Логопедагогика - система специального обучения детей с речевыми нарушениями.

Речевые нарушения - это отклонения, дефекты, недоразвитие, расстройства, патология речи в сравнении с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Любые речевые нарушения отражаются в психической деятельности ребенка, выражаются в неразвитости коммуникативных способностей, восприятия, внимания, мышления, познавательных, эмоционально-волевых процессов, что порождает своеобразные личностные качества и особенности поведения, отражается в межличностных отношениях с окружающими. Кроме того, переход ребенка из детского сада в школу сопровождается личностными переживаниями ребенка, это выражается в нежелании идти в школу, в задержке на стадии игровой деятельности, в неуверенности в своих силах, страхе общения с окружающими. Перечисленные негативные факторы влияют на восприятие ребенком логопатом педагога - нового и незнакомого для него человека, что снижает эффективность обучения младших школьников с нарушениями речи.

В этой ситуации на помощь ребенку и педагогу могут прийти куклы. Они никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Куклы в жизни людей появились очень давно. С помощью кукол старшие обучали младших. Куклы веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и взаимопонимания.

Известны верховые перчаточные куклы. Они состоят из трехпалой перчатки скроенной по руке кукловода, плотно облегают руку кукольника, но в то же время не стесняют движения. На один из пальцев надевается голова, которая может быть плоской, объемной, жесткой или мягкой. Другие пальцы вводят в руки. Ноги куклы управляются другой рукой (Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001. - С.12-30). Такая кукла обладает речью и движением и может быть использована для постановки кукольных спектаклей. В учебном процессе их используют достаточно редко, так как выполняемые ими функции ограничены, они сводятся к созданию психологического комфорта и положительной мотивации на уроке и выступают в качестве сказочных персонажей и сюрпризных моментов. Кроме того, действия педагога при использовании перчаточной куклы затруднены, так как обе руки задействованы для управления куклой, а сам педагог скрыт за ширмой, поэтому невозможно от восприятия куклы ребенком приучить его к восприятию педагога.

Известны также люди-куклы. Кукловод надевает на себя костюм куклы, ее огромную голову, большие ботинки, перчатки. Она послушна воле кукловода, точно передает любое его движение. Кукла может быть одета в разные костюмы, выполняющие заданную функцию (Сорокина Н.Ф. Играем кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 1999. - С 115-116). С помощью этой куклы могут выполняться упражнения на развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Однако долго находиться внутри куклы человек не может, так как она сковывает движения и затрудняет доступ воздуха. Работать в ней можно лишь несколько минут.

Кукла не может быть использована при проведении длительного занятия продолжительностью 1-2 часа. Кроме того, такая конструкция не дает возможности соединить образ педагога и куклы первоначально в единое целое, а затем постепенно разъединить их и приучить ребенка к восприятию педагога.

Она не имеет приспособления для выполнения обучающих функций по логопедии и артикуляции.

Известен «Способ Т.В. Зотовой педагогической коррекции дефектологических нарушений у школьников», Патент РФ №2216785, М. кл. 7 G 09 В 19/00, 11/00, 17/00, БИМП №32, 20.11.2003, с.608.

Способ обучения включает проведение курсов занятий в объеме программы общеобразовательной школы по изучаемому предмету, демонстрацию перед аудиторией школьников крупногабаритных, дополнительных крупногабаритных демонстрационных средств, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных приспособлений путем переноса пишущими средствами информации на носитель, проговаривание вслух при переносе информации на носитель с произношением слов так, как они пишутся, выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, навыков ориентации в пространстве и во времени.

Данный известный способ повышает эффективность обучения и обеспечивает коррекцию дефектологических нарушений у школьников, однако он не рассчитан на корригирование таких логопедагогических нарушений у детей логопатов младшего школьного возраста, как несформированность личностной мотивационной готовности, эмоциональной депривации и страха общения с окружающими.

Наиболее близким является способ обучения детей с речевыми нарушениями, включающий использование педагогом куклы с головой животного, имеющей на лицевой стороне раскрывающийся рот, образованный носом с верхней челюстью и нижней челюстью, расположенный во рту подвижный язык, зубы и выполненную на затылочной стороне головы полость, соединяющуюся каналами с носом, языком и нижней челюстью (Патент США №5662477, Кл. G 09 В 19/04, 1997).

Однако этот способ не позволяет осуществлять корригирующее воздействие на эмоциональную депривацию и страх общения с окружающими. Конструкция куклы не позволяет развивать мелкую моторику, пространственное ориентирование.

Задачей изобретения является повышение эффективности обучение детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, формирование личностной мотивации к учению, навыков правильной речи, устранение посредством корригирующего воздействия эмоциональной депривации и страха общения с окружающими.

Поставленная задача достигается способом обучения детей с речевыми нарушениями, включающим использование педагогом куклы с головой животного, имеющей на лицевой стороне раскрывающийся рот, образованный носом с верхней челюстью и нижней челюстью, расположенный во рту подвижный язык, зубы и выполненную на затылочной стороне головы полость, соединяющуюся каналами с носом, языком и нижней челюстью. На начальном этапе проведения занятий используют объединенный образ педагог-кукла путем размещения куклы перед педагогом с последующим постепенным разъединением образа педагог-кукла и проведением на заключительном этапе занятий без куклы. В языке куклы установлена упругая пластина, к концу которой сверху и снизу прикреплены тяги, выведенные через канал в полость на затылочной стороне, тяги снабжены маркировкой, указывающей на движение языка вверх и вниз. Кукла имитирует тело человека с головой животного или сказочного персонажа. В местах расположения плечевых, лучезапястных, тазобедренных и голеностопных суставов конечностей и их элементов и головы в области шеи находятся крепления, обеспечивающие возможность движения, верхние конечности снабжены элементами, имитирующими кисть в виде перчатки с пальцами с ногтями, имеющими возможность выполнять функцию кисти человека. Нижние конечности снабжены элементами, имитирующими обувь и выполнены полыми без задника с держателем для ноги. Кукла имеет средство крепления, а ее высота составляет 1,5-2,0 м.

Способ обучения включает выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, упражнений для артикулярного аппарата, навыков ориентации в пространстве и во времени.

Для выполнения физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, одежда куклы имеет карманы, застежки в виде замков-молний, пуговицы, кнопки, а обувь - шнурки.

Материал для изготовления куклы выбирают из ряда: велюр, бархат, плюш, искусственный мех, трикотаж.

В карманах одежды размещают задания, вопросы, сюрпризы.

Средство для крепления, находящееся на плечах и/или поясе куклы, и держатель в области задников обуви выполнены в виде петли, и/или ремня с регулируемой длиной, и/или ленты «Велкро».

Новизна способа обучения заключается в следующем:

- на начальном этапе проведения занятий используют объединенный образ педагог-кукла путем размещения куклы перед педагогом, с последующим постепенным разъединением образа педагог-кукла и проведением на заключительном этапе занятий без куклы;

- в особенностях конструкции куклы, имитирующей тело человека с головой животного или сказочного персонажа, снабженной средствами крепления;

- способ включает выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, упражнений для артикулярного аппарата, навыков ориентации в пространстве и во времени, для этого одежда куклы имеет карманы, застежки в виде замков-молний, пуговицы, кнопки, а обувь - шнурки.

Способ обучения детей с использованием образа педагог-кукла и конструктивные особенности куклы в прототипе не используются. Таким образом, заявленный способ соответствует критерию изобретения - «новизна».

Сравнение заявленного решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в этой области не выявило решений, обладающих признаками, сходными с признаками выявленных отличий, направленных на достижение технического результата изобретения.

Занятия полностью с использованием объединенного образа педагог-кукла проводят на протяжении 2 месяцев, с 3-го месяца проводят разъединение образа педагог-кукла. С 4 месяца образ педагог-кукла используют эпизодически на 10-15 мин урока для артикуляционного показа логопедических упражнений, либо для объяснения учебного материала, либо для демонстрации переноса информации на индивидуальный носитель, либо для показа демонстрационных средств, либо для создания психологического комфорта на уроке, эмоциональной отзывчивости, либо для создания игровой ситуации на уроке.

Кукла дает возможность соединить образ педагога и куклы первоначально в единое целое, что обеспечивает восприятие этого синтезированного образа ребенком логопатом и способствует повышению эффективности обучения, коррекции психоречевого развития, эмоционального восприятия, страхов и депривации, через игровую деятельность, так как игра у ребенка логопата младшего школьного возраста остается ведущим видом деятельности. Обучение с помощью объединенного образа педагог-кукла позволяет полнее и качественнее донести обучающую информацию до сознания ребенка, а затем позволяет постепенно разъединить эти образы и приучить ребенка уже к восприятию педагога и излагаемой им информации.

Данные педагогического мониторинга, проведенного нами в ходе исследования, показали, что в течение двух месяцев у 100% детей (задействованных в эксперименте), через образ педагог-кукла формируется мотив к учению, кроме того, посредством объединенного образа дети привыкают к речи учителя, разным характеристикам голоса учителя - тембру, высоте, громкости, темпу, интонационной окрашенности, у них формируется устойчивое внимание. Также данные мониторинга показали, что период адаптации к школе, к непривычным условиям средового развития проходит незаметно и безболезненно за двухмесячный срок. С целью постепенного перехода к взаимодействию учитель - ученик на третьем месяце обучения происходит разъединение образа педагог-кукла за счет сокращения времени взаимодействия учащихся с образом педагог-кукла и увеличением времени взаимодействия учитель - ученик.

Конструкция куклы представлена на Фиг.1-3.

На Фиг.1 изображен внешний вид куклы.

На Фиг.2 показаны элементы куклы и их соединение.

На Фиг.3 показан разрез головы куклы.

Мягконабивная кукла ростом 1,5-2,0 метра, имитирующая тело человека 1 с верхними 2 и нижними 3 конечностями, с головой 4 животного или сказочного персонажа. Кукла снабжена средством крепления для удерживания в виде ремня 5 с регулируемой длиной, прикрепленного к плечам куклы. Ремень можно закрепить и на поясе куклы. Средство крепления можно выполнить из ленты «Велкро», что позволяет также регулировать его длину. Можно выполнить просто петлю из ткани или резинки.

Голова 4 животного имеет: на лицевой стороне раскрывающийся рот, образованный носом с верхней челюстью 6 и нижней челюстью 7, снабженных зубами 8 и подвижным языком 9.

На затылочной стороне головы 4 выполнена полость 10, соединяющаяся каналами с носом 6, нижней челюстью 7 и подвижным языком 9. В языке установлена упругая пластина 11. К концу пластины 11 сверху и снизу прикреплены тяги 12, выведенные через канал в полость 10 на затылочной стороне головы 4. Тяги 12 снабжены маркировкой, указывающей на движение подвижного языка 9 вверх и вниз.

Верхние конечности 2 снабжены элементами, имитирующими кисть человека 13, которые выполнены в форме перчатки с пальцами с имитацией ногтей 14. Элемент, имитирующий кисть 13, может выполнять функции кисти человека. В местах расположения плечевых, лучезапястных, тазобедренных и голеностопных суставов находятся крепления, обеспечивающие возможность движения в виде шнуров (Фиг.2).

Нижние конечности 3 снабжены элементами, имитирующими обувь 15.

Обувь 15 выполнена полой, без задника, в области задника расположен держатель 16 в виде резинки, или ленты «Велкро», или ремня с регулируемой длиной.

Кукла одета в одежду, имеющую: несколько карманов (от 8 до 16), застежки в виде пуговиц, замки-молнии, кнопки, а также обувь, снабженную шнурками.

Кукла выполнена из материала, приятного на ощупь, выбранного из ряда: велюр, бархат, плюш, искусственный мех, трикотаж. Это привлекает детей, вызывает у них приятные ощущения, напоминает шерстку домашних животных - кошки, собаки.

Использование объемной крупногабаритной конструкции в виде куклы при проведении занятий для детей логопатов младшего школьного возраста с помощью создания объединенного образа педагог-кукла позволяет повысить эффективность обучения, откорректировать логопедические нарушения, облегчить адаптацию к школьным условиям и обеспечить психологический комфорт, сформировать личностную мотивационную готовность к обучению и межличностные взаимоотношения между сверстниками.

Способ осуществляется следующим образом.

Объединенный образ педагог-кукла создают на занятии путем размещения перед педагогом куклы, имеющей средство крепления. Средство для крепления к телу преподавателя выполнено в виде петли, и/или ремня с регулируемой длиной, и/или ленты «Велкро», прикрепленных к плечам и/или к поясу куклы. Петлю надевают на шею педагога. Если средство крепления находится на поясе куклы, то ремень застегивают на поясе педагога. Воссоздание образа возможно за счет того, что кукла имеет высоту 1,5-2,0 метра и скрывает тело педагога, так как размещается перед ним. Ребенок общается как бы только с куклой. В течение проведения курсов занятий в объеме программы общеобразовательной школы по изучаемому предмету преподаватель через объединенный образ педагог-кукла излагает программный материал, демонстрирует крупногабаритные, дополнительные крупногабаритные демонстрационные средства, осуществляет демонстрационный показ переноса информации с помощью пишущих средств на индивидуальный носитель, проговаривает вслух произношение слов, звуков, слогов, выполняет физические упражнения на развитие мелкой и общей моторики, показывает артикуляционные упражнения. Школьники выполняют движения, показанные педагогом-куклой, телом, артикуляционным аппаратом, конечностями, мимикой движения. На протяжении 2 месяцев занятия в течение всего времени проводятся с использованием образа педагог-кукла. Затем на протяжении 3-го месяца обучения преподаватель разъединяет образ педагог-кукла, начиная с 5 минут, когда преподаватель проводит занятия без куклы. Это время постепенно увеличивается в течение 3-го месяца, таким образом разъединяется образ педагог-кукла. Для того чтобы разъединение прошло незаметно для ребенка, необходимо его начинать с заключительного этапа урока. С 4-го месяца обучения образ педагог-кукла разъединен, занятия проводит только педагог, он дифференцирует использование куклы, определяя ее функциональное назначение на уроке. Педагог-кукла используется уже эпизодически на уроке 10-15 мин для артикуляционного показа логопедических упражнений, либо для объяснения учебного материала, либо для демонстрации переноса информации на индивидуальный носитель, для демонстрации демонстрационных средств, либо для создания психологического комфорта на уроке, эмоциональной отзывчивости, либо для создания игровой ситуации на уроке, размещая в карманах одежды куклы вопросы, загадки, закодированные и декодированные задания.

Педагог, обучающий детей, надевает ремень и/или петлю 5 себе на шею и кукла размещается перед ним, почти полностью скрывая его от детей.

Одну руку педагог вставляет в полость 10 на голове 4, продвигая пальцы в каналы, расположенные в носу 6, нижней челюсти 7 и подвижном языке 9. Этой рукой он манипулирует головой и челюстями.

Ноги педагог вставляет в полую обувь 15 куклы и с помощью держателя 16 в виде резинки, надеваемой на пятку, закрепляет их. Педагог-кукла, таким образом, может действовать, двигаться, подчиняясь действиям педагога. Она скрывает педагога, и все внимание детей сосредотачивается на ней. Дети с речевыми отклонениями не воспринимают речь учителя. Кукла помогла решить данную проблему. Теперь учебный материал излагает как бы кукла, дети через игру лучше усваивают материал, повышается их эмоциональная восприимчивость, они более раскрепощены, смелее отвечают на вопросы. Таким образом, кукла выполняет психологическую функцию. Она служит для снятия эмоционального перенапряжения, для преодоления страхов перед учителем, неизвестности. Способствует созданию психологически комфортного климата в классе.

Рукой, введенной в полость 10 на затылочной стороне головы 4, поднимают или опускают голову, сжимают и разжимают кисть этой руки, так как кукла мягкая, таким образом можно изобразить на лицевой части соответствующую мимику, отражающую эмоции (смущение, радость, одобрение - киванием, удивление и т.п.). Двигая пальцами руки, расположенными в каналах носа 6 и нижней челюсти 7, можно открывать и закрывать рот, двигать подвижным языком 9. Перемещают тяги 12, поднимая или опуская кончик упругой пластины 11, и соответственно языка 9. При этом педагог-кукла выполняет логопедические функции. С ее помощью можно корректировать функции артикулярного аппарата, показывая детям правильное положение языка, зубов и такие упражнения, как «заборчик», «качели», «гармошка», «маляр», «барабанщик».

Рукой, вставленной в элемент 13 в виде перчатки, имитирующей кисть руки человека, можно, изменяя положение руки, жестикулировать, объясняя материал, так как кукла мягкая, а суставы подвижны. Из множества карманов, расположенных на одежде, можно доставать различные задания, вопросы, сюрпризы или поощрения для детей. Это вносит элемент игры, неожиданности и сюрпризов, привлекает детей и вовлекает их в процесс обучения, т.е. педагог-кукла выполняет обучающую функцию.

Кукла совершенно не обременяет педагога. Он вместе с ней легко перемещается среди детей, объясняет, показывает технологические приемы изготовления изделий, если это урок «Технологии», он может показывать приемы вырезывания ножницами, показывать демонстрационные устройства.

Застежки-молнии, пуговицы, кнопки, шнурки в одежде куклы предназначены для развития мелкой моторики, смекалки, а также пространственной ориентировки. Педагог прячет в карманах одежды куклы задания и предлагает учащимся по четко им заданной инструкции найти спрятанное задание, что развивает навыки ориентации в пространстве.

Кукла использовалась для обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Эти дети имели некоторые отклонения психических процессов, речевых функций, эмоционально-волевых процессов, испытывали комплекс неуверенности в своих знаниях, умениях и навыках, а также были социально не адаптированы, преподаватель ими не воспринимался - посторонний человек, что-то от них требующий. Для преодоления этого логопедагогического нарушения создан способ, использующий прием объединения образа преподавателя и куклы. Кукла используется для маскировки педагога и создания у детей иллюзии сказки и игры для улучшения восприятия, создания психологического комфорта на занятии, коррекции речевых функций.

Ниже приводим пример реализации изобретения.

Программа общеобразовательной школы по предмету трудовое обучение включала проведение курса занятий по «Технологии» в объеме программы. Курс проводился в течение года, продолжительность занятий 1-2 часа. Занятия проводились с группой 10-15 человек. Обучение младших школьников осуществлялось через объемную крупногабаритную конструкцию куклы в виде сказочного персонажа - волка. Кукла-волк выполняла логопедическую, психологическую, обучающую и воспитывающую функции. В течение 1-го, 2-го месяца обучения перед занятием педагог создавал объединенный образ педагог-кукла, путем размещения перед собой куклы, ростом 1,5-2,0 метра, надевая ремень, прикрепленный к плечам куклы на свою шею. Свои руки и ноги педагог размещал в конечностях куклы-волка. Через объединенный образ педагог-кукла приветствовал детей на занятии, здоровался за руку, гладил по голове, способствовал таким образом, созданию игровой ситуации и психологической комфортности на уроке. Затем педагог через объединенный образ педагог-кукла излагал программное содержание изучаемого, демонстрируя перед аудиторией школьников основные крупногабаритные демонстрационные устройства с изображением по теории и практике изучаемого предмета. Информацию на основные крупногабаритные демонстрационные устройства, например доску, педагог, не разъединяя образ педагог-кукла (конструкция позволяет), наносил мелом и другими пишущими материалами, затем осуществлял показ выполнения индивидуальных пооперационных действий по изготовлению аналога изучаемого объекта, анализировал изучаемый объект в целом (дал общую характеристику: размер, форма, материал), его составные части (пропорциональное соотнесение), внешний вид (цвет, дизайн). Объяснение теоретического материала с практическим показом педагог-кукла завершал выполнением упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнения показывались с использованием педагогом куклы в образе волка, педагог, размещая кисть руки в полости затылочной части головы, четыре пальца кисти руки в носовой части и один (большой) в нижней челюсти, показывал упражнение «заборчик», «гармошка». С помощью тяги осуществлял показ артикуляционных упражнений на развитие мышц языка - «киска сердится», «загнать мяч в ворота», «сделать язык лопаткой», «маляр». Показ артикуляционных упражнений завершался совместной продуктивной деятельностью педагога и учащихся - выполнением практического задания. Школьники выполняли показанные упражнения. Педагог-кукла последовательно выполнял этапы задания, пользовался необходимыми инструментами и материалами, которые искал и доставал из волшебных карманов, привлекал к поискам детей, в карманах одежды куклы они искали необходимые материалы и инструмент. Данный вид деятельности детей (поиск) способствует развитию мелкой моторики кистей рук, так как карманы снабжены застежками, пуговицами, кнопками, замками молния, кроме того, они разные по размерам. После показа алгоритма (этапы) выполнения практического задания педагог-кукла предлагал детям повторить систему последовательных этапов и приступить к самостоятельной продуктивной деятельности. В процессе самостоятельной продуктивной деятельности детей педагог-кукла осуществляет дифференцированную помощь, индивидуальный показ этапов выполнения задания, показывает приемы работы с инструментами (при необходимости), постоянно мотивирует их деятельность, используя словесные и тактильные приемы. В заключительной части урока педагог-кукла проводил анализ продуктивной деятельности учащихся и продукта их деятельности, при правильно выполненной работе вместе с ребенком выполнял танцевально-ритмические движения. За двухмесячный период проведения занятий при помощи созданного образа педагог-кукла дети привыкали к речи учителя, к его личностным характеристикам, адаптировались к школе, обучение для них было интересной игрой.

Затем на третьем месяце обучения происходило разъединение образа с целью формирования взаимоотношений учитель - ученик. Для чего на первой неделе третьего месяца обучения, начиная с 5 минут, на заключительном этапе урока, педагог проводил занятие без куклы. При взаимодействии учитель - ученик проводился анализ результатов деятельности учащихся на уроке и уборка рабочего места.

На второй неделе третьего месяца учитель проводил занятия в образе педагог-кукла 25 мин и 10 минут без куклы, взаимодействие учитель - ученик осуществлялось в ходе первой части урока - это организационный момент. Учитель просил проверить учащихся наличие необходимых предметов и материалов на столе, их правильное размещение в соответствии с предложенной схемой, приветствовал учащихся, просил вспомнить материал предыдущего урока и сообщал тему предстоящего занятия. Затем учитель создавал образ педагог-кукла, посредством которого объяснял программный материал, осуществлял показ предстоящей продуктивной деятельности, оказывал дифференцированную помощь в ходе практической деятельности учащихся.

На третьей неделе третьего месяца обучения взаимодействие учитель - ученик составляло 17 мин - это первая и вторая части урока, то есть организационная и объяснение нового теоретического материала, при этом учитель создавал игровой момент, размещая куклу на своем стуле, и сообщал детям о том, что волк хочет вместе с ними учиться, узнать новый интересный материал. Объяснение практического задания, анализ его выполнения, анализ результатов продуктивной деятельности учащихся и продукта их деятельности происходило через объединенный образ.

На четвертой неделе месяца взаимодействие учитель - ученик составляло 27 мин, через объединенный образ начиналась организационная часть урока, а затем учитель размещал куклу-волка за партой с одним из учеников, чтобы создать игровую ситуацию и при необходимости воспользоваться куклой. Учитель объяснение программного материала частично строил через диалог с куклой, задавая ей вопросы или просил подтвердить правильность информации. К началу четвертого месяца обучения образ педагог-кукла был полностью разъединен.

На четвертом месяце обучения педагог-кукла использовался эпизодически по мере необходимости на уроке в течение 10-15 мин, через образ показывались артикуляционные логопедические упражнения либо объяснялся новый программный материал, практический показ алгоритма продуктивной деятельности, демонстрировался перенос информации на индивидуальный носитель, создавалась игровая ситуация.

Нами проводилось сравнение обучения предложенным способом через образ педагог-кукла и традиционным способом при изложении материала преподавателем. Исследования проводились в двух специализированных школах для детей логопатов города Новокузнецка, получены следующие результаты: успеваемость младших школьников с речевыми нарушениями при использовании заявленного способа повысилась на 50%, показатели логопедической коррекции улучшились на 20%, у 100% детей сформировалась мотивационная готовность к учению, исчез страх общения с учителем, сложились дружеские межличностные взаимоотношения, то есть повысился уровень психологической комфортности в классе.

Полученные данные в ходе диагностического мониторинга доказали то, что педагогически правильно организованная учебная деятельность школьников с выделением ведущей формы обучения - игровая деятельность - позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями познания программного материала и окружающей среды.

Таким образом, способ согласно изобретению позволяет при проведении занятий для детей логопатов младшего школьного возраста повысить эффективность обучения, откорректировать логопедические нарушения, облегчить адаптацию к школьным условиям и обеспечить психологический комфорт, сформировать личностную мотивационную готовность к обучению и межличностные взаимоотношения между сверстниками.

1. Способ обучения детей с речевыми нарушениями, включающий использование педагогом куклы с головой животного, имеющей на лицевой стороне раскрывающийся рот, образованный носом с верхней челюстью и нижней челюстью, расположенный во рту подвижный язык, зубы, и выполненную на затылочной стороне головы полость, соединяющуюся каналами с носом, языком и нижней челюстью, отличающийся тем, что на начальном этапе проведения занятий используют объединенный образ педагог-кукла путем размещения куклы перед педагогом с последующим постепенным разъединением образа педагог-кукла и проведением на заключительном этапе занятий без куклы, при этом в языке куклы установлена упругая пластина, к концу которой сверху и снизу прикреплены тяги, выведенные через канал в полость на затылочной стороне, тяги снабжены маркировкой, указывающей на движение языка вверх и вниз, причем кукла имитирует тело человека с головой животного или сказочного персонажа, в местах расположения плечевых, лучезапястных, тазобедренных и голеностопных суставов конечностей и их элементов и головы в области шеи находятся крепления, обеспечивающие возможность движения, верхние конечности снабжены элементами, имитирующими кисть в виде перчатки с пальцами с ногтями, имеющими возможность выполнять функцию кисти человека, а нижние конечности снабжены элементами, имитирующими обувь, и выполнены полыми без задника с держателем для ноги, при этом кукла имеет средство крепления, а ее высота составляет 1,5-2,0 м.

2. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что он включает выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, упражнений для артикулярного аппарата, навыков ориентации в пространстве и во времени.

3. Способ обучения по п.2, отличающийся тем, что для выполнения физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, одежда куклы имеет карманы, застежки в виде замков-молний, пуговицы, кнопки, а обувь - шнурки.

4. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что материал для изготовления куклы выбирают из ряда велюр, бархат, плюш, искусственный мех, трикотаж.

5. Способ обучения по п.3, отличающийся тем, что в карманах одежды размещают задания, вопросы, сюрпризы.

6. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что средство для крепления, находящееся на плечах и/или поясе куклы, и держатель в области задников обуви выполнены в виде петли, и/или ремня с регулируемой длиной, и/или ленты «Велкро».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания. .
Изобретение относится к области игр, в том числе и обучающих, и средствам обучения и может найти применение в игорных заведениях в качестве интеллектуальной игры на ставки, может быть реализовано в виде викторины или телевизионного шоу, компьютерной игры, а также при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка.

Изобретение относится к техническим средствам обучения. .

Изобретение относится к способу и устройству для обучения языкам и, в частности, иностранным языкам. .

Изобретение относится к медицинской технике. .

Изобретение относится к педиатрии и касается приемов и средств развития голосовой активности детей грудного возраста
Наверх