Способ контроля показаний при измерении параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном

Изобретение относится к измерению параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном и предназначено для контроля этих измерений. Способ контроля показаний при измерении параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном, содержащим штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, устройство определения ширины колеи со шкалой, устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, снабженное шкалами, соответственно, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником со шкалой и сопряженную со шкалой на штанге, заключается в том, что проводят контрольное измерение ширины колеи с помощью каретки, наконечник которой фиксируют относительно риски положения «контроль», нанесенной на наконечник. Затем перемещают каретку в сторону подвижного упора до контакта наконечника с боковой рабочей гранью головки рельса и по шкале каретки относительно риски положения «контроль ширины колеи», нанесенной на штангу, проводят контрольное снятие показаний ширины колеи. После этого проводят измерение ширины колеи известным способом, при этом разность между показаниями ширины колеи по известному способу и контрольному измерению не должна превышать погрешности шаблона. Определение соответствия показаний проводят сравнением показаний измерения ширины колеи и показаний измерения расстояния между сердечником и контррельсом или показаний измерения расстояния между усовиком и контррельсом, при этом разница между любыми величинами показаний ширины колеи и расстоянием между рабочими гранями сердечника и контррельса или расстоянием между рабочими гранями усовика и контррельса должна составлять фиксированные величины. В результате улучшается техническое обслуживание рельсовой колеи и повышается качество проводимых измерений. 5 ил.

 

Изобретение относится к измерению параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном и предназначено для контроля показаний этих измерений.

Известен путевой шаблон для измерения ширины колеи, содержащий штангу, подвижный и неподвижный упоры, рукоятку с поводком тяги (см. свидетельство на полезную модель Российской Федерации №15193 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 2000 г.).

Этот шаблон функционально ограничен.

Известен путевой шаблон, содержащий устройство для измерения ширины колеи, включающее неподвижный и недвижный упоры, устройство для измерения ординат и желобов стрелочного перевода, шкалы для определения расстояния от контррельса до сердечника крестовины и от контррельса сердечника крестовины (см. патент на изобретение российской Федерации №2091533 по кл. Е 01 В 35/02, опубл. 1997 г.).

В этом шаблоне не предусмотрен контроль правильности измеряемых показаний.

Известны многофункциональные путеизмерительные шаблоны, содержащие штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяга, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником, осуществляющие измерение ширины колеи, измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса, измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса (см. патент на полезную модель Российской Федерации №38779 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2005 г., патент на изобретение Российской Федераций №2196199 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2003 г.).

Эти шаблоны многофункциональны, но в них не предусмотрен контроль показаний при измерении параметров рельсовой колеи.

Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, устройство определения ширены колеи со шкалой, устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, снабженное шкалами, соответственно, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником со шкалой и сопряженную со шкалой на штанге, осуществляющий измерение ширины колеи установкой шаблона в рельсовую колею до касания неподвижным и подвижным упорами двух боковых рабочих граней головки рельсов и снятие показаний по шкале устройства определения ширины колеи, измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксированием неподвижного упора с внутренней рабочей гранью сердечника и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний на шкале отсчета расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксированием неподвижного упора с внутренней рабочей гранью усовика и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний на шкале отсчета расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса (см. патент на полезную модель Российской Федерации №36112 по кл. Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, опубл. 2004 г.).

Данное техническое решение принято за прототип.

Однако оно обладает недостатком.

Шаблон прототипа осуществляет многофункциональное измерение параметров рельсовой колеи, но при осуществлении замеров не предусмотрены контроль погрешностей измерений и определение соответствия показаний фиксированным величинам.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи улучшения технического обслуживания рельсовой колеи и повышения качества проводимых измерений за счет снижения погрешности измерения параметров и проверки соответствия полученных показаний фиксированным величинам.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что способ контроля показаний при измерении параметров рельсовой колеи реализуют путем проведения контрольных измерений и путем определения соответствия показаний при сравнении результатов измерений, проводимых многофункциональным шаблоном, содержащим штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, устройство определения ширины колеи со шкалой, устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, снабженное шкалами, соответственно, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником со шкалой и сопряженную со шкалой на штанге, заключающийся в том, что осуществляют измерение ширины колеи установкой шаблона в рельсовую колею до касания неподвижным и подвижным упорами двух боковых рабочих граней головки рельсов и снятие показаний по шкале устройства определения ширины колеи, измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксированием неподвижного упора с рабочей гранью сердечника и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний по шкале отсчета расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксированием неподвижного упора с рабочей гранью усовика и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний по шкале отсчета расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, проводят контрольное измерение и определяют соответствие показаний.

Контрольное измерение ширины колеи проводят с помощью каретки, наконечник которой фиксируют относительно риски положения «контроль», нанесенной на наконечник, затем перемещают каретку в сторону подвижного упора до контакта наконечника с боковой рабочей гранью головки рельса и по шкале каретки относительно риски положения «контроль ширины колеи», нанесенной на штангу, проводят контрольное снятие показаний ширины колеи, после этого проводят измерение ширины колеи известным способом, при этом разность между показаниями ширины колеи по известному способу и контрольному измерению не должна превышать погрешности шаблона, а определение соответствия показаний проводят сравнением показаний измерения ширины колеи и показаний измерения расстояния между сердечником и контррельсом или показаний измерения расстояния между усовиком и контррельсом, при этом разница между любыми величинами показаний ширины колеи и расстоянием между рабочими гранями сердечника и контррельса или расстоянием между рабочими гранями усовика и контррельса должна составлять фиксированные величины.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".

За счет реализации отличительных признаков изобретения (в совокупности с признаками, указанными в ограничительной части формулы) достигаются важные новые свойства объекта.

В предложенном техническом решении улучшено техническое обслуживание рельсовой колеи и повышено качество проводимых измерений за счет снижения погрешности показаний ширины колеи путем использования при измерении ширины колеи каретки и снятия контрольных показаний по шкале каретки, сопряженной со шкалой штанги, и за счет проверки соответствия снятых показаний ширины колеи и расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса или расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксированным величинам.

Заявителю не известны какие-либо публикации, которые содержали бы сведения о влиянии отличительных признаков изобретения на достигаемый технический результат. В связи с этим, по мнению заявителя, можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:

на фиг.1 - устройство определения ширины колеи;

на фиг.2 - устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса;

на фиг.3 - шкала на каретке, сопряженная со шкалой на штанге;

на фиг.4 - наконечник;

на фиг.5 - многофункциональный шаблон, общий вид.

Многофункциональный шаблон содержит:

Штангу 1.

Неподвижный упор 2.

Подвижный упор 3.

Рукоятку 4,

- поводок тяги 5.

Устройство определения ширины колеи 6,

- шкалу отсчета ширины колеи 7,

- указатель (шкалы 7) 8.

Устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 9,

- указатель шкал "усовик" и "контррельс" 10,

- шкалу отсчета расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса 11,

- шкалу отсчета расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 12.

Каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса 13,

- шкалу (на каретке 13) 14,

- наконечник 15,

- риску положения "контроль" (на наконечнике 15) 16,

- прижимной винт 17,

Шкалу на штанге (сопряженную с кареткой 13) 18,

- риску положения "контроль ширины колеи" (на шкале 18) 19.

Шаблон содержит штангу 1, с одной стороны которой жестко закреплен неподвижный упор 2 для взаимодействия с рельсом, с другой размещен подвижный упор 3 для взаимодействия с другим рельсом колеи.

На штанге 1 расположены рукоятка 4 с поводком тяги 5. Между рукояткой 4 и подвижным упором 3 расположены: устройство определения ширины колеи 6 и устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 9. Устройство определения ширины колеи 6 содержит шкалу отсчета ширины колеи 7, например в интервале 1510-1550 мм, и указатель 8. Устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 9 содержит шкалу отсчета расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса 11, например в интервале 1460-1500 мм, шкалу отсчета расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса 12, например в интервале 1420-1460 мм, и указатель шкал «усовик» и «контррельс» 10.

На штанге 1 установлена каретка 13 для контрольного измерения ширины колеи и для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса. На каретке 13 закреплен наконечник 15, положение наконечника 15 фиксируется прижимным винтом 17.

На штанге 1 нанесена шкала 18. Каретка 13 имеет возможность перемещения вдоль штанги 1 и содержит шкалу 14, например в интервале 0-100 мм, для отсчета значений ординат переводных кривых относительно рисок шкалы 18.

На наконечнике 15 выполнена риска положения «контроль» 16. На штанге 1 выполнена риска положения «контроль ширины колеи» 19 для контроля показаний ширины колеи.

Контроль показаний при измерении параметров рельсовой колеи с помощью многофункционального шаблона осуществляют следующим образом.

Контрольное измерение ширины колеи проводят с помощью каретки 13, наконечник 15 которой фиксируют относительно риски положения «контроль» 16, нанесенной на наконечник 15, затем перемещают каретку 13 в сторону подвижного упора 3 до контакта наконечника 15 с боковой рабочей гранью головки рельса и по шкале 14 каретки 13 относительно риски положения «контроль ширины колеи» 19, нанесенной на штангу 1, проводят контрольное снятие показаний ширины колеи.

Измерение ширины колеи производят, например, на уровне 16 мм от верха головок рельсов. Ширину колеи фиксируют подвижным 3 с измерительной поверхностью В и неподвижным 2 с измерительной поверхностью Г упорами. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 с измерительной поверхностью В плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 2 измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Проверив, что упоры 2 и 3 касаются рельсов, и шаблон находится в перпендикулярном положении к оси колеи, производят отсчет по шкале 7.

Разность между показанием на шкале ширины колеи 7 и контрольным измерением не должна превышать погрешности шаблона.

Измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксируют неподвижным 2 с измерительной поверхностью Г и подвижным 3 с измерительной поверхностью Б упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают неподвижным упором 2 к внутренней рабочей грани сердечника перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 3 с измерительной поверхностью Б на поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 5, прижимают подвижный упор 3 измерительной поверхностью Б к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса на шкале 11.

Измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксируют неподвижным 2 с измерительной поверхностью А и подвижным 3 с измерительной поверхностью Б упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают измерительной поверхностью А неподвижного упора 2 к внутренней рабочей грани усовика перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 3 с измерительной поверхностью Б на поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 5, прижимают подвижный упор 3 измерительной поверхностью Б к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса по шкале 12.

Определение соответствия показаний на шкалах 7, 11 или 12 проводят сравнением показаний измерения ширины колеи и показаний измерения расстояния между сердечником и контррельсом или показаний измерения расстояния между усовиком и контррельсом по указателям 8 и 10, Разница между любыми величинами показаний на этих шкалах 8 и 10 должна составлять фиксированную величину.

Измерение ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса фиксируют неподвижным упором 2 и наконечником 15 на каретке 13. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 3 с измерительной поверхностью В плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 2 измерительной поверхностью Г к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси рельса. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 5 и подвижный упор 3 измерительной поверхностью В прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Дальнейшие измерения осуществляют следующим образом:

- для измерения ординат переводных кривых отпускают прижимной винт 17 на каретке 13 и опускают наконечник 15 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 13, обеспечивают контакт наконечника 15 с внутренней рабочей гранью головки рельса и производят отсчет ординаты переводной кривой;

- для измерения ширины желобов предварительно переустанавливают наконечник 15, повернув его на 180°. Отпускают прижимной винт 17 на каретке 13, опускают наконечник 15 на поверхность катания головки рельса. Затем, перемещая каретку 13, обеспечивают контакт наконечника 15 с внутренней рабочей гранью контррельса или усовика. Производят отсчет ширины желобов по шкале 14 каретки 13 относительно совпадающего с ней шкалы 18 штанги 1;

- для измерения бокового износа головки рельса предварительно переустанавливают наконечник 12, повернув его на 180°. Наконечник 15 опускают в крайнее нижнее положение и зажимают винтом. Перемещают каретку 13 до соприкосновения плоской грани наконечника 15 с внутренней рабочей гранью головки рельса. Производят отсчет по шкале 14 каретки 13 относительно шкалы 18 на штанге 1 с обозначением "износ рельса" (не показано). При неизношенности рельса положение риски соответствует нулевому значению на шкале 14 каретки 13.

Предложенный способ контроля показаний при измерении параметров рельсовой колеи с помощью многофункционального шаблона, изготовленного промышленным способом на заводе "Измерон", осуществлен при испытании опытной партии, и это обуславливает, по мнению заявителя, его соответствие критерию "промышленная применимость".

Использование заявленного решения обеспечивает улучшение технического обслуживания рельсовой колеи и повышение качества проводимых измерений за счет:

- снижения погрешности показаний ширины колеи путем использования при измерении ширины колеи каретки, снабженной наконечником с риской, и снятия контрольных показаний по шкале каретки относительно риски на штанге;

- проверки соответствия снятых показаний ширины колеи и расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса или расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксированным величинам.

Способ контроля показаний при измерении параметров рельсовой колеи многофункциональным шаблоном, содержащим штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, устройство определения ширины колеи со шкалой, устройство определения расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, снабженное шкалами, соответственно, каретку для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, снабженную наконечником со шкалой и сопряженную со шкалой на штанге, заключающийся в том, что осуществляют измерение ширины колеи установкой шаблона в рельсовую колею до касания неподвижным и подвижным упорами двух боковых рабочих граней головки рельсов и снятие показаний по шкале устройства определения ширины колеи, измерение расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса фиксированием неподвижного упора с рабочей гранью сердечника и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний по шкале отсчета расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса и измерение расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса фиксированием неподвижного упора с рабочей гранью усовика и подвижного упора с рабочей гранью контррельса и снятие показаний по шкале отсчета расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса, проводят контрольное измерение и определяют соответствие показаний, отличающийся тем, что контрольное измерение ширины колеи проводят с помощью каретки, наконечник которой фиксируют относительно риски положения «контроль», нанесенной на наконечник, затем перемещают каретку в сторону подвижного упора до контакта наконечника с боковой рабочей гранью головки рельса и по шкале каретки относительно риски положения «контроль ширины колеи», нанесенной на штангу, проводят контрольное снятие показаний ширины колеи, после этого проводят измерение ширины колеи известным способом, при этом разность между показаниями ширины колеи по известному способу и контрольному измерению не должна превышать погрешности шаблона, а определение соответствия показаний проводят сравнением показаний измерения ширины колеи и показаний измерения расстояния между сердечником и контррельсом или показаний измерения расстояния между усовиком и контррельсом, при этом разница между любыми величинами показаний ширины колеи и расстоянием между рабочими гранями сердечника и контррельса или расстоянием между рабочими гранями усовика и контррельса должна составлять фиксированные величины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерений рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи. .

Изобретение относится к устройствам для измерения отклонений геометрических параметров рельсов при эксплуатации, ремонте и строительстве железнодорожных путей. .

Изобретение относится к устройствам для измерения положения железнодорожного пути при его эксплуатации и ремонте. .

Изобретение относится к устройствам для измерений параметров рельсового пути и может быть использовано для замеров параметров железнодорожной колеи в зоне стрелочных переводов.

Изобретение относится к устройствам измерения радиуса кривой поворота рельсового пути в плане и может быть использовано в передвижных контрольно-измерительных лабораториях железнодорожного и другого транспорта и в его системах управления.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов

Изобретение относится к области строительства

Система предназначена для измерения и контроля геометрических параметров железобетонных шпал, влияющих на прочность и надежность работы рельсового пути. На каркасе установлена линейная направляющая, с перемещаемой кареткой. На каретке закреплены лазерные профилометры с возможностью их перемещения для смены позиции конвейером. В качестве лазерных профилометров используют закрепленные на кронштейне лазерные сканеры с одним лазерным излучателем и двумя приемниками отраженного сигнала, которые установлены в лазерных сканерах. Приемники считывают отраженный сигнал одновременно одного и того же поперечного сечения железобетонной шпалы. На каретке закреплены как минимум два лазерных сканера для одновременного измерения двух и более железобетонных шпал. Достигается упрощение системы и процесса измерения и повышение производительности и эффективности работы системы за счет обеспечения возможности измерения параметров двух и более шпал одновременно. 2 ил.
Наверх