Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины



Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины
Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины
Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины
Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины
Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины
Явнополюсный ротор тяговой синхронной электрической машины

Владельцы патента RU 2289877:

Государственное предприятие завод "Электротяжмаш" (UA)

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к тяжелому электромашиностроению, и касается особенностей конструктивного выполнения явнополюсных роторов тяговых синхронных электрических машин с воздушным охлаждением. Сущность изобретения состоит в том, что явнополюсный ротор тяговой синхронной машины, содержащий катушки, съемные полюсные башмаки, имеющий зазоры между катушками и полюсными сердечниками, а также пазы в изоляционных рамках под полюсными башмаками, образующие единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру. Согласно данному изобретению в полюсных сердечниках ротора выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха. При этом упомянутые зазоры между катушками и полюсными сердечниками, пазы в изоляционной рамке и каналы подвода охлаждающего воздуха образуют единый вентиляционный канал для непосредственного охлаждения поверхности катушки по ее внутреннему контуру. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в улучшении теплоотдачи полюсных катушек путем повышения интенсификации теплоотдачи с поверхности катушек по их внутреннему контуру и в увеличении удельной мощности тяговых электрических машин. 6 ил.

 

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к крупным явнополюсным синхронным электрическим машинам, в частности тяговым синхронным генераторам.

Известен ротор явнополюсной электрической машины (а.с. СССР №633113 "Ротор явнополюсной электрической машины", МПК Н 02 К 1/24, опубл. 16.11.78), содержащий ступицу крестообразной формы, на выступах которой установлены полюсные наконечники, укрепленные осевыми шпонками, установленными в зубцах и пазах наконечника и выступа.

Недостатками этого аналога являются: повышенная трудоемкость изготовления ротора из-за необходимости высокой точности механической обработки мест сопряжения зубцов, выступов и пазов полюсных наконечников, а также пазов под осевые шпонки, и увеличенные массо-габаритные показатели из-за необходимости иметь, по условиям механической прочности, значительную толщину полюсных наконечников при размещении в них осевых шпонок. Указанная конструкция может быть использована в электрических машинах небольшой мощности и невысокой скорости вращения.

Известен явнополюсный ротор синхронной машины (а.с. СССР №748675 "Явнополюсный ротор синхронной машины", МПК Н 02 К 1/24, опубл. 18.07.80. Бюл. №26), содержащий ярмо с разделенными в продольном направлении на 2 части сердечниками полюсов, одна из которых выполнена заодно с ярмом, а вторая - отъемная и снабжена хвостовиком, размещенным в пазу ярма и скрепленным с последним посредством шпонок.

Недостатком этого аналога является, во-первых, высокая трудоемкость изготовления ярма и отъемных частей полюсных сердечников с их сложной конструкцией и конфигурацией узлов и необходимость высокой точности механической обработки мест сопряжения отъемных частей сердечников и скрепляющих шпонок, невозможность исключения зазоров по сопрягаемым плоскостям, необходимость индивидуальной подгонки цилиндрических шпонок, частей полюсных сердечников в части обеспечения совместных отверстий под шпонки. Во-вторых, не гарантируется надежное закрепление и фиксация катушек на полюсе, так как высота катушек, меньшая, по сравнению с размером от башмака до основания полюса, для возможности собираемости узла ротора, предполагает дальнейшее уплотнение катушек на собранном роторе, что практически не гарантируется. В условиях повышенных вибрационных нагрузок для железнодорожного транспорта приведенная конструкция неприемлема. В-третьих, конструкция неремонтопригодна, так как замена одной катушки на полюсе потребует выемки всех остальных катушек, увеличение же расстояния между катушками у их основания, для возможности съема одной из них, без съема соседней, приведет к значительному увеличению массы и габаритов ротора и всей электрической машины.

Ближайшим аналогом, который выбран за прототип, является явнополюсный ротор синхронной электрической машины (а.с. СССР №1274074, МПК Н 02 К 1/24, опубл. 30.11.86. Бюл. №44, патент Украины №3816, МПК Н 02 К 1/24, опубл. 27.12.94. Бюл. №6-1), в котором каждый из сердечников массивных полюсов ротора разделен относительно продольной оси машины в поперечном направлении на среднюю и торцевые части, из которых средняя часть выполнена заодно целое с ярмом, при этом торцевые части, скрепленные со средней частью, содержат радиальные проходные отверстия с крепежными элементами и полки, расположенные под катушками, а в полках выполнены радиальные резьбовые отверстия с установленными в них крепежными элементами, поджимающими катушки к полюсным башмакам. Катушки на сердечниках полюсов закреплены распорными элементами, размещенными в радиальных зазорах между внутренними поверхностями катушек и наружными сторонами сердечников, а образованные тем самым каналы, по которым проходит охлаждающий воздух, снабжены выходами в расточку статора.

Недостаток прототипа в том, что особенностью современных высоконагруженных электрических машин является большая величина потерь, отнесенных к единице площади тех поверхностей машины, которые отдают тепло в окружающую атмосферу. Для предупреждения чрезмерного повышения температуры частей машины ее необходимо интенсивно охлаждать. В большинстве случаев охлаждение электрических машин осуществляется потоком воздуха. Охлаждение электрических машин посредством потока воздуха при любой конструктивной форме решения подачи воздуха в машину и омывания им нагретых частей машин принято называть вентиляцией электрических машин.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования вентиляции явнополюсного ротора тягового синхронного генератора путем повышения интенсификации теплоотдачи с поверхности полюсных катушек по внутреннему контуру, что позволяет, в сочетании с наружным охлаждением полюсных катушек, улучшить теплоотдачу последних и повысить удельную мощность, снимаемую с поверхности ротора.

Поставленная задача решается тем, что в явнополюсном роторе тягового синхронного генератора, который содержит катушки, съемные полюсные башмаки, имеется зазор между полюсными сердечниками и катушками, а также пазы в изоляционных рамках под полюсными башмаками, образующие единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру, в полюсных сердечниках ротора выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха к внутренним теплоотдающим поверхностям полюсных катушек.

Такая конструкция устройства обеспечивает свободный вход охлаждающего воздуха, в результате чего увеличивается расход воздуха через зазоры и повышается, по сравнению с прототипом, теплоотдача с внутренней поверхности катушек для непосредственного охлаждения поверхности катушки по внутреннему контуру, что, в отличие от прототипа, позволяет повысить удельную мощность, снимаемую с поверхности ротора.

На фиг.1 изображен продольный разрез явнополюсного ротора тяговой синхронной электрической машины; на фиг.2 - поперечный разрез явнополюсного ротора; на фиг.3 - поперечный разрез полюса; на фиг.4 - торцевая часть сердечника полюсного, вид со стороны башмака полюса; на фиг.3 - рамка изолирующая; на фиг.6 - явнополюсный ротор с несколькими каналами подвода охлаждающего воздуха.

Явнополюсный ротор тяговой синхронной машины включает ярмо 1 (фиг.1, 2) из колец с выступами 2 на наружном диаметре, образующими средние части сердечников полюсов, торцевые части 3, прикрепленные к торцам выступов 2 и образующие, совместно с ними, сердечники полюсов, полюсные башмаки 4, полюсные катушки 5 на изолированном металлическом каркасе 6.

В торцевых частях 3 полюсных сердечников выполнены радиальные проходные отверстия для элементов крепления (шпилек) 7, ввинченных в башмаки 4, с гайками 8, удерживающих через башмаки катушки 5.

Также в торцевых частях 3 полюсных сердечников под катушками 5 имеются полки 9 (фиг.2, 4) с радиальными резьбовыми отверстиями 10 (фиг.4). Установленные в отверстиях 10 крепежные элементы 11 (фиг.2) поджимают полюсные катушки 5 к башмакам 4.

Между сердечниками полюсов и металлическими каркасами 6 полюсных катушек 5 выполнен зазор 12 (фиг.1-3), в указанном зазоре установлены распорные элементы 13 (фиг.3), в изолирующих рамках 14 полюсных катушек 5 со стороны башмаков 4 выполнены пазы 15 (фиг.1, 2, 5), образующие с зазором 12 между каркасом 6 и полюсными сердечниками вентиляционные каналы. В сердечнике ротора выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха 16 (фиг.1, 3, 6).

Зазоры между катушками 5 и сердечниками 2 в промежутках между распорными элементами 13, пазы 15 в изоляционной рамке 14 и каналы подвода охлаждающего воздуха 16 (фиг.6) образуют единый вентиляционный канал для непосредственного охлаждения поверхности катушки по внутреннему контуру.

Перемещение потока охлаждающего воздуха происходит в результате действия центробежных сил в зазоре между катушками и сердечниками полюсов (вентиляторного эффекта зазора).

Выполнение каналов 16 обеспечивает свободный вход охлаждающего воздуха в зазоры между катушками 5 и сердечниками 2, в результате чего увеличивается расход воздуха через зазоры и повышается теплоотдача с внутренней поверхности катушек.

Ярмо 1 с полюсными сердечниками, катушками, башмаками и элементами крепления устанавливается на сварно-литом корпусе, включающем втулку с валом 17, фланец 18 (фиг.1).

При изготовлении ротора электрической машины на заводе-изготовителе сборка ротора осуществляется следующим образом.

Кольца с выступами-сердечниками 2 ярма 1 вырезаются газовой резкой из толстолистового стального проката. Из отходов стального проката, остающихся от средней части указанных колец ярма 1 и промежутков между соседними кольцами, вырезаются торцевые части полюсного сердечника 3.

В торцовых частях сердечников 3 механической обработкой получаются радиусные части, соответствующие радиусным частям полюсных катушек, выполняются отверстия для элементов крепления 7, полки 9 с резьбовыми отверстиями 10.

В кольце с выступами 2 ярма 1 круговой механической проточкой выполняют каналы для подвода охлаждающего воздуха 16.

Кольца с выступами-сердечниками 2 свариваются непрерывным сварным швом по внутреннему диаметру. К выступам сердечниками 2 колец привариваются торцевые части полюсных сердечников 3. Сваренное указанным выше способом ярмо с полюсными сердечниками механически обрабатывается по местам прилегания полюсных башмаков и по внутреннему посадочному диаметру. Полюсные катушки 5 собираются на изолированном металлическом каркасе 6 совместно с нижними и верхними изоляционными рамками 14, пропитываются в эпоксидном компаунде (типа композиции "Монолит-2"), запекаются и, как готовый узел, надеваются на сердечники полюсные с установкой между металлическим каркасом 6 полюсной катушки и сердечником полюсным распорных элементов 13. Устанавливаются полюсные башмаки 4 с ввернутыми шпильками 7, затягиваются гайки 8. Затем полюсные катушки окончательно поджимаются болтами 11 к полюсным башмакам 4. Таким образом, осуществляется надежное закрепление полюсных катушек от любых перемещений при воздействии центробежных сил и вибрационных нагрузок. Зазоры 12 между полюсными сердечниками и внутренними каркасами катушки, пазы 15 в изоляционных рамках 14 под полюсными башмаками 4, каналы для подвода охлаждающего воздуха 16 в кольце с выступами сердечника ротора образуют единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру, что позволяет, в сочетании с наружным охлаждением полюсных катушек, улучшить теплоотдачу последних и увеличить удельную мощность тяговых электрических машин.

Явнополюсный ротор электрической машины, содержащий катушки, съемные полюсные башмаки, имеющий зазоры между полюсными сердечниками и катушками, а также пазы в изоляционных рамках под полюсными башмаками, образующие единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсификации теплоотдачи с поверхности катушек по внутреннему контуру, в полюсных сердечниках ротора выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха к внутренним теплоотдающим поверхностям полюсных катушек.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно касается технологии изготовления статора бесщеточного электродвигателя постоянного тока и особенностей его конструктивного выполнения.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - конструкциям роторов магнитоэлектрических машин, содержащих плоские постоянные магниты и пакеты магнитопровода с полюсными наконечниками, размещенные в корпусе из немагнитного материала, и может быть использовано при производстве роторов, например, для генераторов, электродвигателей и различных энергетических установок, в частности, электростанций, сварочных агрегатов, механизированного инструмента и оснастки, приводных мотоблоков и т.п.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям крупных электрических машин, в частности, мощных турбогенераторов. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономном электрооборудовании в качестве источника постоянного или переменного тока (вентильные генераторы (ВГ) постоянного или переменного тока), а также в качестве электромеханической части вентильных двигателей постоянного или переменного тока.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям и технологии изготовления узла статоров электродвигателей. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям и технологии изготовления узла статоров электродвигателей. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины.

Изобретение относится к области электротехники, а именно касается технологии изготовления статора бесщеточного электродвигателя постоянного тока и особенностей его конструктивного выполнения.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - конструкциям роторов магнитоэлектрических машин, содержащих плоские постоянные магниты и пакеты магнитопровода с полюсными наконечниками, размещенные в корпусе из немагнитного материала, и может быть использовано при производстве роторов, например, для генераторов, электродвигателей и различных энергетических установок, в частности, электростанций, сварочных агрегатов, механизированного инструмента и оснастки, приводных мотоблоков и т.п.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям крупных электрических машин, в частности, мощных турбогенераторов. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономном электрооборудовании в качестве источника постоянного или переменного тока (вентильные генераторы (ВГ) постоянного или переменного тока), а также в качестве электромеханической части вентильных двигателей постоянного или переменного тока.

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям и технологии изготовления узла статоров электродвигателей. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям и технологии изготовления узла статоров электродвигателей. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при создании статоров двухполюсных электрических машин, например турбогенераторов
Наверх