Устройство для индикации поворота вала

Изобретение относится к области автоматики, а именно к приспособлениям для указания и регистрации положения вращающихся элементов. Устройство содержит соосно расположенные корпус с осевым отверстием, поворачиваемую деталь, соединенную с валом, фиксатор ее исходного положения, узел предотвращения поворота устройства, элементы индикации, размещенные в корпусе. В верхней части корпуса выполнен горизонтальный паз, сообщающийся с его осевым отверстием, внутри горизонтального паза размещены элементы индикации, выполненные в виде подпружиненных перпендикулярно продольной оси корпуса инерционных элементов. Поворачиваемая деталь выполнена в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса заостренного на конце поршня со штоком, выполненным с возможностью образования при соединении с валом плоскостной кинематической пары. Поверхность осевого отверстия корпуса со стороны его основания снабжена цилиндрическим выступом, относительно которого подпружинен поршень поворачиваемой детали, фиксатор ее исходного положения выполнен в виде соответственно расположенных дополнительного выступа на поверхности осевого отверстия корпуса и паза на наружной поверхности поршня, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза корпуса после поворота вала, при этом длина поворачиваемой детали выбрана из условия обеспечения фиксации конечного положения инерционных элементов заостренным концом поршня после поворота вала, на верхней торцевой поверхности корпуса выполнена горизонтальная выемка, сообщающаяся с горизонтальным пазом корпуса, предназначенная для визуального наблюдения за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня. Заявляемое устройство позволяет фиксировать (указывать положение, состояние) факт поворота вала (по положению заостренного конца поршня) и при этом определять направление и уровень инерционной нагрузки, ее наличие, визуально наблюдая за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня. 1 ил.

 

Изобретение относится к области автоматики, а именно к приспособлениям для указания и регистрации положения вращающихся элементов.

При испытаниях на одновременное воздействие квазистатической нагрузки и углового перемещения в некоторых случаях необходимо иметь подтверждение факта поворота штока клапана при заданной нагрузке (например, подтверждение поворота штока клапана при инерционном нагружении).

Известен указатель положения клапана, с помощью которого определяют, открыт клапан или закрыт (см. патент Великобритании №2254128, МПК5 F 16 K 37/00, опубл. 30.09.92), который имеет корпус, разъемно взаимодействующий с корпусом клапана, например газового клапана. В корпусе расположена поворотная втулка с прикрепленным к ней с помощью резьбы указателем. Наружная поверхность корпуса снабжена надписями, характеризующими положение клапана. Поворот штока клапана вызывает поворот втулки, приводящий к продольному перемещению указателя, установленного на уровне соответствующей надписи на наружной поверхности корпуса.

Известно устройство для индикации угла поворота вала (см. а.с. СССР №440093, МПК 2 G 01 B 5/24, опубл. 05.02.79. Бюл. №5), содержащее корпус, на котором расположены два концентрических диска с внутренним зубчатым зацеплением и шкалами, внутренний диск, жестко связанный с валом и через шестерню с внешним диском, рычажно-кулачковый тормоз для фиксации внутреннего диска и узел предотвращения поворота устройства, два сменных фиксатора, размещенных в гнездах по числу делений шкалы внешнего диска, расположенных на корпусе равномерно по окружности, концентрично шкале внешнего диска, причем внешний диск выполнен с кольцевой канавкой и перегородкой. Данное устройство выбрано в качестве прототипа.

Однако известные устройства не позволяют одновременно производить индикацию (регистрацию) поворота вала и уровня инерционной нагрузки. Данные ситуации возникают при работе или испытаниях сложных механических систем, когда необходимо быть уверенным, что поворот вала произошел и произошел при заданном уровне инерционной нагрузки.

Изобретение направлено на создание устройства, позволяющего одновременно фиксировать факт поворота вала (указывать его положение, состояние), а также направление и уровень инерционной нагрузки.

Поставленная задача решается заявляемым устройством для индикации поворота вала.

Устройство для индикации поворота вала содержит соосно расположенные корпус с осевым отверстием, поворачиваемую деталь, соединенную с валом, фиксатор ее исходного положения, узел предотвращения поворота устройства, элементы индикации, размещенные в корпусе.

От прототипа заявляемое устройство отличается тем, что в верхней части корпуса выполнен горизонтальный паз, сообщающийся с его осевым отверстием, внутри горизонтального паза размещены элементы индикации, выполненные в виде подпружиненных перпендикулярно продольной оси корпуса инерционных элементов. Поворачиваемая деталь выполнена в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса заостренного на конце поршня со штоком, выполненным с возможностью образования при соединении с валом плоскостной кинематической пары. Поверхность осевого отверстия корпуса со стороны его основания снабжена цилиндрическим выступом, относительно которого подпружинен поршень поворачиваемой детали, фиксатор ее исходного положения выполнен в виде соответственно расположенных дополнительного выступа на поверхности осевого отверстия корпуса и паза на наружной поверхности поршня, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза корпуса после поворота вала, при этом длина поворачиваемой детали выбрана из условия обеспечения фиксации конечного положения инерционных элементов заостренным концом поршня после поворота вала. На верхней торцевой поверхности корпуса выполнена горизонтальная выемка, сообщающаяся с горизонтальным пазом корпуса, предназначенная для визуального наблюдения за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня.

Выполнение поворачиваемой детали в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса заостренного на конце поршня со штоком, выполненным с возможностью образования при соединении с валом плоскостной кинематической пары, снабжение поверхности осевого отверстия корпуса со стороны его основания цилиндрическим выступом, относительно которого подпружинен поршень поворачиваемой детали, выполнение фиксатора ее исходного положения в виде соответственно расположенных дополнительного выступа на поверхности осевого отверстия корпуса и паза на наружной поверхности поршня, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза корпуса после поворота вала, позволяет фиксировать факт поворота вала.

Выполнение в верхней части корпуса горизонтального паза, сообщающегося с его осевым отверстием, размещение внутри горизонтального паза элементов индикации, выполненных в виде подпружиненных перпендикулярно продольной оси корпуса инерционных элементов, а поворачиваемой детали в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса заостренного на конце поршня со штоком, выполненным с возможностью образования при соединении с валом плоскостной кинематической пары, снабжение поверхности осевого отверстия корпуса со стороны его основания цилиндрическим выступом, относительно которого подпружинен поршень поворачиваемой детали, выполнение фиксатора ее исходного положения в виде соответственно расположенных дополнительного выступа на поверхности осевого отверстия корпуса и паза на наружной поверхности поршня, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза корпуса после поворота вала, выбор при этом длины поворачиваемой детали из условия обеспечения фиксации конечного положения инерционных элементов заостренным концом поршня после поворота вала, выполнение на верхней торцевой поверхности корпуса горизонтальной выемки, сообщающейся с горизонтальным пазом корпуса, предназначенной для визуального наблюдения за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня, позволяет определить направление и уровень инерционной нагрузки.

Использование всей совокупности признаков позволяет одновременно фиксировать (указывать положение, состояние) факт поворота вала (по положению заостренного конца поршня) и при этом определять направление и уровень инерционной нагрузки, ее наличие, визуально наблюдая за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня.

На чертеже схематично показан разрез устройства.

Устройство для индикации поворота вала содержит соосно расположенные корпус 1 с осевым отверстием, поворачиваемую деталь 3, соединенную с валом 4.

В верхней части корпуса 1 выполнен горизонтальный паз 5, сообщающийся с его осевым отверстием 2, внутри горизонтального паза 5 размещены элементы индикации, выполненные в виде подпружиненных при помощи пружин 21 перпендикулярно продольной оси корпуса 1 инерционных элементов 6, выполненных в данном примере в виде шаров (могут быть выполнены в виде кубиков или др. формы). Горизонтальный паз 5 заглушен снаружи пробками 22.

Поворачиваемая деталь 3 выполнена в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса 2 заостренного на конце поршня 7 со штоком 8, выполненным с возможностью образования при соединении с валом 4 плоскостной кинематической пары. В данном примере выполнения поршень 7 и шток 8 выполнены полыми для уменьшения материалоемкости устройства.

Поверхность осевого отверстия 2 корпуса 1 со стороны его основания снабжена цилиндрическим выступом 9, относительно которого посредством пружины 10 подпружинен поршень 7 поворачиваемой детали 3.

Фиксатор исходного положения поворачиваемой детали 3 выполнен в виде соответственно расположенных дополнительного выступа 11 на поверхности осевого отверстия 2 корпуса 1 и паза 12 на наружной боковой поверхности поршня 7, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза 5 корпуса 1 после поворота вала 4. Дополнительный выступ 11 на поверхности осевого отверстия 2 корпуса 1 может быть выполнен в виде выступающего из выполненного на боковой поверхности корпуса 1 устройства сквозного паза 13 конца винта 14.

Длина поворачиваемой детали 3 выбрана из условия обеспечения фиксации конечного положения инерционных элементов 6 заостренным концом поршня 7 после поворота вала 4. На верхней торцевой поверхности корпуса 1 выполнена горизонтальная выемка 15, сообщающаяся с горизонтальным пазом 5 корпуса, предназначенная для визуального наблюдения за положением инерционных элементов 6 и заостренного конца поршня 7. От поворота в данном примере выполнения устройство предохраняют болты 16.

Устройство работает следующим образом. Корпус устройства для индикации поворота вала закрепляют на корпусе 17 испытываемого объекта при помощи крепежных винтов 16, собирают плоскостную кинематическую пару, в данном примере выполнения плоский выступ штока 8 поворачиваемой детали 3 вставляют в соответственно выполненный паз 19 вала 4, в данном случае вала 4 двигателя 20 внутри корпуса 17 объекта испытания (т.е. вал расположен внутри корпуса 17 объекта испытания, он не виден снаружи корпуса 17).

При нагружении всей конструкции перегрузками в перпендикулярном направлении относительно продольной оси устройства для индикации поворота вала происходит горизонтальное смещение шариков 6 в сторону действия перегрузки.

При повороте вала 4 (при включении двигателя 20) происходит поворот штока 8 поворачиваемой детали 3. В результате дополнительный выступ 11 на поверхности осевого отверстия 2 корпуса 1 перемещается вдоль паза 12, который выполнен соответственно выступу 11 на наружной боковой поверхности поршня 7. Под действием пружины 10 поршень 7 перемещается в направлении горизонтального паза 5 корпуса 1 происходит фиксация конечного положения инерционных элементов 6 заостренным концом поршня 7.

В выполненную на верхней торцевой поверхности корпуса 1 горизонтальную выемку 15, сообщающуюся с горизонтальным пазом 5, производят визуальное наблюдение за положением инерционных элементов 6 и заостренного конца поршня 7.

Конечное положение элементов устройства остается без изменения и после снятия приложенной нагрузки. В исходное положение устройство для индикации поворота вала приводят после его отсоединения от корпуса 17 объекта испытания.

Таким образом, заявляемое устройство позволяет фиксировать (указывать положение, состояние) факт поворота вала (по положению заостренного конца поршня) и при этом определять направление и уровень инерционной нагрузки, ее наличие, визуально наблюдая за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня.

Устройство для индикации поворота вала, содержащее соосно расположенные корпус с осевым отверстием, поворачиваемую деталь, соединенную с валом, фиксатор ее исходного положения, узел предотвращения поворота устройства, элементы индикации, размещенные в корпусе, отличающееся тем, что в верхней части корпуса выполнен горизонтальный паз, сообщающийся с его осевым отверстием, внутри горизонтального паза размещены элементы индикации, выполненные в виде подпружиненных перпендикулярно продольной оси корпуса инерционных элементов, поворачиваемая деталь выполнена в виде перемещаемого внутри осевого отверстия корпуса заостренного на конце поршня со штоком, выполненным с возможностью образования при соединении с валом плоскостной кинематической пары, поверхность осевого отверстия корпуса со стороны его основания снабжена цилиндрическим выступом, относительно которого подпружинен поршень поворачиваемой детали, фиксатор ее исходного положения выполнен в виде соответственно расположенных дополнительного выступа на поверхности осевого отверстия корпуса и паза на наружной поверхности поршня, выполненного с возможностью обеспечения перемещения поршня в направлении горизонтального паза корпуса после поворота вала, при этом длина поворачиваемой детали выбрана из условия обеспечения фиксации конечного положения инерционных элементов заостренным концом поршня после поворота вала, на верхней торцевой поверхности корпуса выполнена горизонтальная выемка, сообщающаяся с горизонтальным пазом корпуса, предназначенная для визуального наблюдения за положением инерционных элементов и заостренного конца поршня.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств, а именно к оборудованию для измерения углов установки колес автомобиля. .

Изобретение относится к области измерительной техники, точнее - к приборам для измерения двугранного угла. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения угла конуса иглы распылителя дизельной топливной аппаратуры. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам контроля соосности поверхностей вращаемых цилиндрических деталей, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при монтажных работах для контроля соосности машин, соединяемых в агрегат. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия. .

Изобретение относится к способам технической диагностики рулевого управления транспортных средств и может найти применение при их эксплуатации. .

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния транспортных средств. .

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении. .

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к клапанам с электромагнитным приводом, и может быть использовано в конструкциях вакуумных систем, в устройствах дистанционного управления потоками газа и жидкости.

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для герметичного перекрытия транспортирующих жидкости трубопроводов, использующихся в нефтяной и в любой другой промышленности.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для управления запорной арматурой в различных отраслях промышленности. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а более конкретно к электромагнитным клапанам, имеющим сигнализаторы конечных положений запорного органа. .
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к регулирующей и запорной арматуре. .
Изобретение относится к области диагностики, преимущественно к способам оценки технического состояния и остаточного ресурса пневмогидравлических агрегатов. .

Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики, в частности к авиационным гидравлическим, топливным и масляным системам. .
Изобретение относится к способу контроля эксплуатационной готовности арматуры, причем определяют по меньшей мере одно измеренное значение для специфичной для арматуры величины и сравнивают с ранее установленным значением.

Изобретение относится к системам приема воздуха газотурбинных двигателей, в частности к байпасным клапанам воздухозаборных камер. .

Изобретение относится к конденсационным горшкам
Наверх