Шариковый замок

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину. Шариковый замок содержит шток, закрепленный на одном из объектов, втулку с первым рядом радиальных отверстий, установленную на другом объекте, запорное кольцо и первую группу запорных шариков, установленных в первом ряду радиальных отверстий втулки и взаимодействующих с запорным кольцом и со штоком, рабочая часть которого выполнена, например, в виде сферической головки. На внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для удержания первой группы запорных шариков в свободном состоянии. Во втулке выполнены внутренний бурт, продольный паз и второй ряд радиальных отверстий. Во втулке с одной стороны бурта установлен толкатель, жестко соединенный с запорным кольцом штифтом, установленным в продольном пазу с возможностью перемещения. С другой стороны бурта установлен запорный вкладыш с профилированной кольцевой канавкой. Во втором ряду радиальных отверстий втулки установлена вторая группа запорных шариков, взаимодействующих с профилированной кольцевой канавкой запорного вкладыша и с поверхностью запорного кольца. Толкатель и запорный вкладыш поджаты пружинами сжатия с опорой на бурт. На внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для его фиксации второй группой запорных шариков. В результате улучшаются эксплуатационные характеристики устройства. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано, например, для спуска вставного погружного насоса в скважину.

Известен соединительно-разъединительный механизм (Патент РФ №2135848), в котором соединительный элемент, соединяющий две соосно установленные детали, соединен с приводом, размещенным в совмещенных кольцевых канавках, выполненных на граничных поверхностях соединяемых деталей. Первый элемент закреплен внутри второго элемента так, что первый элемент не может перемещаться вдоль оси. Устройство имеет большие радиальные размеры. Недостатком также является необходимость подачи под давлением энергоносителя от внешнего источника для фиксации одного объекта относительно другого.

Наиболее близким техническим решением является шариковый замок для автоматической стыковки объектов (Авт. св. СССР №685851, МПК F 16 B 21/18, 1979 г.), содержащий шток с рабочей частью и опорным буртом, закрепленный на одном объекте, запорную обойму с рабочей частью, закрепленную на втором объекте. На штоке установлена пружина, взаимодействующая с опорным буртом штока. В запорной обойме установлена втулка с радиальными отверстиями и установленными в них запорными шариками. Втулка имеет внутреннюю торцевую поверхность. Шарики взаимодействуют с запорной обоймой и со штоком в соединенном положении объектов. Конец штока, соединенный с одним из объектов, выполнен в виде сферического шарнира, а взаимодействующая с шариками втулки рабочая часть штока - в виде сферической головки. На внутренней поверхности запорной обоймы выполнена проточка для удержания шариков в свободном состоянии.

Недостатком шарикового замка является необходимость подачи под давлением сжатого газа или любого другого энергоносителя от внешнего источника для размыкания замка, то есть для разъединения двух объектов.

Техническая задача, решаемая с помощью предлагаемого соединительно-разъединительного механизма, заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства за счет обеспечения выполнения размыкания замка без применения сжатого газа или иного энергоносителя.

Техническим результатом, получаемым при использовании изобретения, является обеспечение возможности выполнения устройством размыкания замка за счет конструктивных особенностей исполнения устройства, то есть обеспечение возможности автоматического разъединения объектов механическими средствами без подвода сжатого газа или другого энергоносителя от внешнего источника.

Указанный технический результат достигается тем, что в шариковом замке, содержащем шток, закрепленный на одном из объектов, втулку с первым рядом радиальных отверстий, установленную на втором объекте, запорное кольцо и первую группу запорных шариков, установленных в первом ряду радиальных отверстий втулки и взаимодействующих с запорным кольцом и со штоком, рабочая часть которого выполнена, например, в виде сферической головки, на внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для удержания первой группы запорных шариков в свободном состоянии, во втулке выполнен внутренний бурт, продольный паз и второй ряд радиальных отверстий, во втулке установлен толкатель, жестко соединенный с запорным кольцом штифтом, установленным в продольном пазу с возможностью перемещения, а с другой стороны бурта установлен запорный вкладыш с профилированной кольцевой канавкой, причем во втором ряду радиальных отверстий втулки установлена вторая группа запорных шариков, взаимодействующих с профилированной кольцевой канавкой запорного вкладыша и с поверхностью запорного кольца, толкатель и запорный вкладыш поджаты пружинами сжатия с опорой на бурт, а на внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для его фиксации второй группой запорных шариков.

Подпружиненный запорный вкладыш с профилированной кольцевой канавкой, установленный во втулке, и вторая группа запорных шариков, установленных во втором ряду радиальных отверстий втулки и взаимодействующих с профилированной кольцевой канавкой запорного вкладыша и с запорным кольцом, обеспечивают надежное соединение объектов.

Подпружиненный толкатель, установленный во втулке и жестко соединенный с запорным кольцом штифтом, установленным в продольном пазу втулки, позволяет разъединить объекты без подвода сжатого газа или иного энергоносителя.

На фиг.1 приведен чертеж шарикового замка в замкнутом состоянии (при соединенном положении объектов). Разрез.

На фиг.2 приведен чертеж шарикового замка в разомкнутом состоянии (при разъединенном положении объектов). Разрез.

Шариковый замок содержит втулку 1 с первым рядом радиальных отверстий 2, закрепленную на первом объекте 3, например, элементе подъемного устройства вставного погружного насоса (см. фиг.1). На втором объекте 4, например, вставном погружном насосе, закреплен шток 5 с рабочей поверхностью 6 на утолщенной его части, выполненной, например, в виде сферической головки. На втулке 1 выполнены второй ряд радиальных отверстий 7, внутренний бурт 8, продольный паз 9. Втулка 1 может быть выполнена составной и содержать ввинчивающуюся в ее верхнюю часть заглушку, торцевая поверхность которой выполняет роль внутренней торцевой поверхности втулки. На втулке 1 установлено запорное кольцо 10, а в первом ряду радиальных отверстий 2 установлен первый ряд запорных шариков 11, взаимодействующих с запорным кольцом 10 и со штоком 5. Во втором ряду радиальных отверстий 7 установлена вторая группа запорных шариков 12. Во втулке 1 с одной стороны бурта 8 установлены толкатель 13, жестко соединенный с запорным кольцом 10 штифтом 14, установленным в продольном пазу 9 втулки с возможностью перемещения. С другой стороны бурта 8 установлен запорный вкладыш 15 с профилированной кольцевой канавкой 16. При этом второй ряд запорных шариков 12 взаимодействует с запорным кольцом 10 и профилированной канавкой 16 запорного вкладыша 15. Запорный вкладыш 15 поджат пружиной сжатия 17, а толкатель 13 поджат пружиной сжатия 18. Обе пружины 17 и 18 установлены с опорой на бурт 8. На внутренней поверхности запорного кольца 10 выполнена проточка 19 для удержания первой группы шариков 11 в свободном состоянии, а также проточка 20 - для фиксации запорного кольца 10 второй группой запорных шариков 12.

В исходном замкнутом состоянии шарикового замка, то есть при соединенном положении объектов 3 и 4 (см. фиг.1), шток 5 взаимодействует своей рабочей поверхностью 6 с первой группой запорных шариков 11. Запорное кольцо 10 удерживается пружиной 18 посредством толкателя 13 и штифта 14 в своем крайнем (наиболее удаленном от бурта 8) положении и взаимодействует одновременно с первой и второй группами запорных шариков 11 и 12. При этом запорный вкладыш 15 зафиксирован второй группой запорных шариков 12, контактирующих с профилированной кольцевой канавкой 16. Пружина 17 находится в сжатом состоянии.

При размыкании шарикового замка, то есть при разъединении объектов (см. фиг.2), перемещают один из объектов, например, 3, навстречу другому объекту, например, 4, при этом шток 5 перемещается в осевом направлении, соприкасается с толкателем 13 и перемещает его, сжимая пружину 18. Штифт 14 движется в пазу 9 в направлении бурта 8, перемещая при этом запорное кольцо 10. Проточка 19 запорного кольца 10 устанавливается напротив первой группы запорных шариков 11. Первая группа запорных шариков 11 освобождается, запорные шарики перемещаются в радиальных отверстиях 2 и удерживаются в проточке 19 запорного кольца 10. Проточка 20 запорного кольца 10 устанавливается напротив второй группы запорных шариков 12, и запорные шарики перемещаются в радиальных отверстиях 7 и удерживаются в проточке 20. Запорный вкладыш 15 больше не удерживается второй группой запорных шариков 12 и под действием пружины 17 перемещается до упора во внутреннюю торцевую поверхность втулки 1, запирая изнутри вторую группу запорных шариков 12, которые входят в проточку 20 запорного кольца 10 и фиксируют запорное кольцо 10 в его крайнем положении. Шток 5 больше не удерживается первой группой запорных шариков 11, и он свободно выходит из зацепления.

Таким образом, наличие в устройстве подпружиненных подвижных запорного вкладыша и толкателя позволяет обеспечить механическое размыкание шарикового замка (разъединение объектов) без подвода сжатого газа или другого энергоносителя, что улучшает эксплуатационные характеристики устройства.

Шариковый замок, содержащий шток, закрепленный на одном из объектов, втулку с первым рядом радиальных отверстий, установленную на другом объекте, запорное кольцо и первую группу запорных шариков, установленных в первом ряду радиальных отверстий втулки и взаимодействующих с запорным кольцом и со штоком, рабочая часть которого выполнена, например, в виде сферической головки, на внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для удержания первой группы запорных шариков в свободном состоянии, отличающийся тем, что во втулке выполнены внутренний бурт, продольный паз и второй ряд радиальных отверстий, во втулке с одной стороны бурта установлен толкатель, жестко соединенный с запорным кольцом штифтом, установленным в продольном пазу с возможностью перемещения, а с другой стороны бурта установлен запорный вкладыш с профилированной кольцевой канавкой, причем во втором ряду радиальных отверстий втулки установлена вторая группа запорных шариков, взаимодействующих с профилированной кольцевой канавкой запорного вкладыша и с поверхностью запорного кольца, толкатель и запорный вкладыш поджаты пружинами сжатия с опорой на бурт, а на внутренней поверхности запорного кольца выполнена проточка для его фиксации второй группой запорных шариков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к винтовым передачам с самоустанавливающейся гайкой, и может применяться, в частности, в нагруженных передачах винтовых подъемников.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для удержания в сложенном положении развертываемых конструкций космического аппарата (антенн, штанг и т.д.).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к замковым соединениям, которые могут быть использованы для закрепления автомобильных колес к валу балансировочного станка.

Изобретение относится к морской технике, а именно к буям. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для замыкания двух элементов конструкции. .

Изобретение относится к морской технике и главным образом к самодвижущимся объектам (торпедам, подводным ракетам и т.п.), размещаемым внутри несущих их контейнеров. .

Изобретение относится к системам стыковки космических кораблей и их частей и может быть использовано для быстрого разъединения элементов космического аппарата. .

Изобретение относится к системам стыковки космических кораблей и может быть использовано для быстрого разъединения элементов космического аппарата. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам. .

Изобретение относится к безрезьбовым соединениям деталей машин и предназначено для крепления маховиков и рукояток на валах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным устройствам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для соединения цилиндрических деталей. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях устройств крепления декоративного колпака относительно ступицы колеса автомобиля.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам осевой фиксации на валах, штоках или осях втулок, поршней, подшипников и других деталей, воспринимающих радикальные и осевые нагрузки.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для осевой фиксации деталей на валах и в отверстиях корпусов. .

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину
Наверх