Столик для транспортного средства

Изобретение относится к бытовому оборудованию, устанавливаемому на транспортных средствах. Складной столик содержит корпус с расположенным в нем с возможностью линейного перемещения подкосом. На подкосе установлена столешница. Имеется также механизм фиксации столика в выдвинутом положении. Столик снабжен упором рабочего положения столешницы. Упор шарнирно соединен с подкосом и с одним из концов столешницы. Другой конец столешницы подвижно связан с подкосом. Упор рабочего положения столешницы связан с механизмом фиксации столика в выдвинутом положении посредством троса. Технический результат - простота исполнения, легкость и надежность в эксплуатации. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к мебели, устанавливаемой на транспортных средствах, и может быть использовано в качестве бытового оборудования в кабинах экипажа пассажирских самолетов.

Из уровня техники известны устройства, предназначенные для установки контейнеров с напитками, размещаемые в панели автомашин или иных объектов.

Особенностью размещения подобных устройств является то, что они устанавливаются рядом с водителем в полости приборной доски или в полости подлокотника и выдвигаются горизонтально в положение уровня применения.

Потребность в наличии таких приспособлений возникает не только у пассажиров или водителя транспортного средства, но и у экипажей летательных аппаратов при длительных полетах.

Проведенный анализ уровня техники позволил выявить ряд решений, наиболее оптимальных с точки зрения удобства пользования, технологической, конструктора.

Так, в патенте США 2510545, кл. НКИ 211-74, опубл. 06.06.1950, описано подобное устройство. Устройство содержит установленный в направляющих горизонтальный лоток, связанный тросом с подставкой для поддержания емкостей. Лоток выдвигается горизонтально в положение применения. Одновременно с ним автоматически выдвигается и подставка для емкостей.

В патенте США 4792174, кл. В 60 R 7/06, опубл. 20.12.1988, раскрыто аналогичное устройство. Данное устройство представляет собой лоток, установленный в нише приборной доски. Ниша размещена на удобной для пользователя высоте. Лоток предназначен для размещения на нем контейнеров с пищей и напитками. В выдвинутом положении лоток фиксируется посредством рычажной системы.

Аналогичное устройство держателя представлено в патенте США 5379978, кл. А 47 F 5/00, опубл. 10.01.1995. В приборной доске автомобиля конструктивно предусмотрена ниша. В ней установлен столик с откидывающимся держателем для чашек. Столик установлен в направляющих. Оператор транспортного средства, потянув за ручку столика, выдвигает его из ниши. Сверху панели столика расположен держатель для напитков, он шарнирно связан с панелью столика. Оператор может поднять держатель, если будет необходимость поставить стакан с напитками. Для устойчивости держатель фиксируется.

В патенте США 5692658, кл. В 60 R 7/06, опубл. 02.12.1997, описана конструкция держателя контейнеров для напитков, предназначенного для автомашин. Держатель устанавливается в нише приборной доски в направляющих. Конструкция данного держателя состоит из корпуса, в полости которого расположены два держателя емкостей, соединенных между собой пружиной. В убранном положении держатели поджаты и находятся ближе друг к другу. В выдвинутом же положении держатели выходят из полости корпуса. В корпусе также расположена емкость для мелких предметов.

Похожее устройство описано в патенте США 5765736, кл. В 60 R 7/06, опубл. 16.06.1998. Выдвигающееся устройство держателя для напитков имеет корпус, установленный в приборной панели транспортного средства. В корпусе в направляющих расположена скользящая панель с приспособлениями для поддержки стаканов с напитками. Механизм перемещения скользящей панели состоит из установленной на корпусе направляющей, взаимодействующей со скользящим блоком, связанным через пружину со скользящей панелью. Перемещение скользящей панели держателя при ее выдвижении ограничено длиной пазов-направляющих корпуса, по которым перемещаются выступы, имеющиеся на панели.

Устройство для фиксации контейнеров с напитками, описанное в патенте США 3606112, кл. В 60 R 7/00, опубл. 20.09.1971, выполнено многосекционным, телескопическим. Направляющие устройства также выполнены многосекционными, что обеспечивает уменьшение габаритов устройства при его размещении на приборной доске автомобиля. При необходимости, потянув за наружную панель, водитель транспортного средства или пассажир выдвигают постепенно первую секцию - держатель для напитков, а затем вторую секцию - звено в виде короба, в направляющих которого перемещается держатель для напитков. Короб в свою очередь установлен в направляющих корпуса, расположенного в панели приборов. Перемещение каждой секции ограничено ограничителями, установленными в направляющих.

В заявке ФГР 19908130, кл. В 60 К 37/04, опубл. 31.08.2000, предложено устройство держателя посуды с напитками, а также контейнеров с едой или мелких предметов. Данное устройство устанавливается на панели приборной доски транспортного средства. Выдвигается оно горизонтально.

В патенте США 4417764, кл. А 47 С 7/62, опубл. 29.11.1983, представлен столик, выдвигающийся горизонтально в рабочее положение. Рассматриваемый столик размещен в подлокотнике кресла транспортного средства. Столик содержит корпус, в котором размещена полка. Полка установлена в направляющих корпуса. При выдвижении полка скользит в направляющих, имеется механизм стопорения столика в выдвинутом положении. Полка может быть выполнена с нишами для размещения канцелярских принадлежностей - бумаги, ручки, карандаша и т.п., либо с отверстиями с опорами для фиксации емкостей с напитками.

Недостатком известных устройств является то, что они требуют при своем размещении на приборной доске место на уровне их применения и не могут быть использованы при создании столика для летчика в кабине самолета с боковой ручкой управления, т.к. на приборной доске в зоне применения столика установлены пилотажные индикаторы, а располагать столик рядом с летчиком нельзя, т.к. при его выдвижении будут закрыты оперативные органы управления самолетом, установленные на боковых пультах.

Известны технические решения, предусматривающие выдвижение столика из наклонного или вертикального относительно уровня применения положения.

В патенте США 5297709, кл. В 60 R 7/06, опубл. 29.03.2005, описан столик-держатель, устанавливаемый в приборной доске транспортного средства. Этот столик применим в тех конструкциях, где не удается расположить держатель горизонтально в приборной доске. Столик имеет корпус, установленный в полости приборной панели. В корпусе расположен вкладыш, в направляющих которого установлена полка. В полке выполнены отверстия для удержания стаканов с жидкостью. Для установки в рабочее положение столик выдвигают полностью вверх, а затем поворачивают в положение применения. При этом упор, обеспечивающий горизонтальное положение полки, устанавливается в месте разворота столика.

Такая конструкция столика требует наличия места под ногами для размещения его в убранном состоянии. Подобная конструкция не позволяет разместить столик в зоне расположения ног водителя, что необходимо при размещении столика на самолете с боковой ручкой управления самолета.

Известно устройство для размещения контейнеров с напитками, описанное в патенте США 5692718, кл. А 47 F 5/00, опубл. 02.12.1997. Данное устройство содержит корпус, установленный наклонно в приборной доске транспортного средства. В корпусе расположены элемент скольжения с направляющими, держатель напитков, основание и механизм возврата из выдвинутого положения в убранное. Элемент скольжения выполнен в виде рамы, у передней стенки которой на ее боковых сторонах шарнирно установлен держатель напитков. На боковых сторонах рамы элемента скольжения выполнены прорези для углубления в них боковых стенок держателя. Держатель напитков связан с основанием посредством штырей, перемещающихся в прорезях основания. При выдвижении всей конструкции и установки ее в рабочее положение одна из стенок основания является поддерживающей опорой для стаканов. Основание также шарнирно установлено на боковых стенках элемента скольжения.

Механизм возврата из выдвинутого положения в убранное шарнирно установлен на боковых стенках элемента скольжения и связан с держателем напитков.

При выдвижении конструкции столика в рабочее положение элемент скольжения скользит в направляющих до упора. Достигнув максимального положения, рама элемента скольжения стопорится в выдвинутом положении. Держатель напитков и основание в сложенном состоянии расположены внутри элемента скольжения. Потянув вниз за переднюю панель держателя, водитель или пассажир поднимает держатель до горизонтального положения. При этом, когда поднимается держатель, основание опускается вниз. Фиксация открытого положения обеспечивается упором, снабженным пружиной кручения, которая при приложении усилия, превышающего упругость пружины, ослабляет упор. Держатель для напитков имеет отверстие, диаметр которого обычно равен диаметру стандартного стакана. В держатель можно поставить емкость с напитком, дно емкости поддерживается основанием. Когда в держателе нет необходимости, он складывается, при этом держатель и основание убираются внутрь рамы скользящего элемента, а он сам задвигается в корпус.

Такая конструкция может быть размещена в нижней части приборной доски самолета в зоне над ногами летчика. Однако использовать подобную конструкцию для столика летчика нельзя, т.к. она не содержит жесткого фиксатора открытого положения и не может быть оборудована для работы с технической документацией. Известное устройство сложно по конструкции и не защищает от складывания при случайном воздействии на поверхность устройства.

Предлагаемое изобретение направлено на создание компактного столика простой конструкции, размещаемого в приборной доске самолета, выдерживающего повышенные нагрузки от вибрации и легкого в использовании (число движений, необходимых для выдвижения-уборки столика, должно быть минимальным).

Поставленная задача решается тем, что конструкция складного столика состоит из корпуса, расположенного в нем с возможностью линейного перемещения подкоса с установленной на нем столешницей, а также механизма фиксации столика в выдвинутом положении. Столик снабжен упором рабочего положения столешницы, шарнирно соединенным с подкосом и с одним из концов столешницы. Другой конец столешницы подвижно связан с подкосом. Упор рабочего положения столешницы связан с механизмом фиксации столика в выдвинутом положении.

Механизм фиксации рабочего положения столика выполнен в виде фиксатора, шарнирно установленного на подкосе, связанного с одной стороны с упором рабочего положения, а с другой с упругим элементом, закрепленным также на подкосе.

В сложенном положении столика рабочая поверхность столешницы расположена параллельно оси наклона подкоса, а ось шарнирного соединения столешницы и упора расположена выше оси шарнирного соединения упора с подкосом.

В подкосе выполнена полость для размещения установленной на столешнице емкости для документации.

Столешница выполнена из двух шарнирно связанных между собой частей.

Подкос установлен в направляющих качения, расположенных на корпусе.

Предлагаемое изобретение далее иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - столик в выдвигаемом положении;

на фиг.2 - механизм фиксации столика в выдвинутом положении;

на фиг.3 - вид столика с поднятой в рабочее положение столешницей;

на фиг.4 - форма кронштейна столешницы;

на фиг.5 - вид столика с нишей для документации.

Предлагаемый складной столик содержит (см. фиг.1, 2, 3) корпус 1, расположенный в нем с возможностью линейного перемещения подкос 2. На подкосе 2 установлена столешница 3. Складной столик содержит также механизм фиксации 4 в выдвинутом положении (см. фиг.2).

Упор 5 рабочего положения столешницы 3 шарнирно соединен (см. фиг.1, 3) с подкосом 2 и с одним из концов столешницы 3. Другой конец столешницы 3 подвижно связан с подкосом 2. На этом конце столешницы 3 на нижней ее поверхности закреплен кронштейн 6 с осью 7. Концы оси 7 (цапфы) установлены в направляющих, выполненных в виде пазов в стенках подкоса 2 (фиг.1). Ось 7 установлена в кронштейне 6 шарнирно (с возможностью поворота). Шарнирные соединения упора 5 рабочего положения столешницы 3 с подкосом 2 и со столешницей 3, а также подвижная связь столешницы 3 с подкосом 2 обеспечивают складывание столика. Одна из возможных форм кронштейна 6 приведена на фиг.4. В предпочтительном варианте исполнения подкос 2 в поперечном сечении выполнен в виде швеллера.

Упор 5 рабочего положения столешницы 3 связан с механизмом фиксации 4 столика в выдвинутом положении.

Механизм фиксации 4 рабочего положения столика выполнен (см. фиг.2) из фиксатора 8, шарнирно установленного на подкосе 2. Фиксатор 8 связан через трос 9 и механизм натяжения 10 троса 9 с упором 5 рабочего положения столешницы 3 (см. фиг.3). Также фиксатор 8 шарнирно соединен с упругим элементом 11, который может быть закреплен на подкосе 2. В приведенном на графических материалах примере упругий элемент 11 закреплен на стенке подкоса 2. Упругий элемент 11 выполнен в виде пружины, работающей на растяжение. Фиксатор 8 имеет выступ (зуб) криволинейной формы. В подкосе 2 и соответствующей стенке корпуса 1 выполнены отверстия, при совмещении которых в процессе выдвижения столика зуб фиксатора 8 опускается в образуемое углубление и, таким образом, фиксирует столик (см. фиг.2).

В сложенном положении столика рабочая поверхность столешницы 3 расположена параллельно оси наклона подкоса 2, а ось шарнирного соединения столешницы 3 и упора 5 рабочего положения столешницы 3 расположена выше оси шарнирного соединения упора 5 рабочего положения столешницы 3 с подкосом 2 (см. фиг.1). Выполнение мест крепления упора 5 рабочего положения столешницы 3 с другими элементами конструкции столика разнесенными позволяет в кинематической схеме устройства избежать мертвой точки в работе всего механизма.

В подкосе 2 может быть выполнена полость для размещения емкости для документации, установленной на столешнице 3 со стороны нижней ее поверхности. Пример столика с нишей для документации приведен на фиг.5.

Столешница 3 может быть выполнена из двух шарнирно связанных между собой частей (на чертежах не показано).

Подкос 2 установлен в направляющих качения, расположенных на корпусе 1 (конструкция не показана на чертежах). Использование направляющих качения позволяет облегчить процесс выдвижения/уборки столика.

Следует отметить, что подкос 2 может быть выполнен в виде балки со швеллерным поперечным сечением, в виде лотка и в виде жесткой рамы, чтобы избежать перекосов конструкции. С той же целью - избежать различных перекосов при монтаже столика и эксплуатации - предпочтительно выполнение упора 5 рабочего положения столешницы 3, а также кронштейна 6 столешницы в виде целых единых элементов, П-образных в поперечных сечениях. Кроме того, при выполнении упора 5 рабочего положения столешницы 3 П-образной формы столешница 3 более устойчива, т.к. площадь опоры увеличивается. К тому же опорные точки разнесены между собой относительно оси симметрии столика. Для исключения перекосов соединения столешницы 3 с подкосом 2, упора 5 рабочего положения столешницы 3 со столешницей 3 и с подкосом 2 должны быть выполнены соосными.

Сам столик, его корпус, размещается наклонно в приборной панели, параллельно нижней стенке приборной панели.

Используется описанная конструкция следующим образом.

Для установки столика в рабочее положение оператор (в нашем случае летчик), беря за ручку 12 столешницы 3, движением на себя выдвигает столешницу 3 с подкосом 2 из ниши в приборной доске 13 (см. фиг.1).

Выдвинув в крайнее положение подкос 2 и столешницу 3, летчик, воздействуя через ручку 12 на столешницу 3 параллельно плоскости пола, приподнимает столешницу 3 в горизонтальное положение, которая одновременно тянет за собой упор 5 рабочего положения столешницы 3. Упор 5 рабочего положения столешницы 3, поворачиваясь на оси 14, поднимается в рабочее положение, при этом ось 7, которая соединяет столешницу через кронштейн 6 с подкосом 2, перемещается по пазу 15 подкоса 2 в крайнее правое положение, сдвигая столешницу 3 в сторону приборной доски. Опираясь на упомянутую выше ось 7 и на упор 5 рабочего положения столешницы 3, столешница 3 фиксируется в рабочем положении (см. фиг.3).

При полном выдвижении подкоса 2 отверстие, выполненное в нем для фиксатора 8, совмещается с отверстием корпуса 1.

Одновременно с переводом столешницы 3 в горизонтальное положение упор 5 рабочего положения столешницы 3, выходя из сложенного положения, перемещает ось закрепления троса 9 на упоре 5 вперед относительно оси крепления 14 упора 5 рабочего положения столешницы 3 с подкосом 2, чем ослабляет натяжение троса 9 (см. фиг.1). При этом упругий элемент (пружина) 11 (см. фиг.2), воздействуя на фиксатор 8, разворачивает его по часовой стрелке, вводя в зацепление с отверстием, выполненным в корпусе 1, тем самым фиксируется положение подкоса 2 относительно корпуса 1, закрепленного на приборной доске 13.

Для уборки столика летчик, потянув на себя за ручку 12, укладывает столешницу 3 параллельно подкосу 2. Ось 7 перемещается по пазам подкоса 2 в сторону летчика, упор 5 рабочего положения столика из вертикального положения укладывается внутрь подкоса 2. Фиксатор 8 выводится из зацепления с отверстием корпуса 3. Дальнейшим движением летчик параллельно направлению подкоса 2 вдвигает столик в приборную доску 13.

В опущенном положении столешница 3 расположена параллельно подкосу 2, упор 5 рабочего положения столешницы 3 располагается внутри подкоса 2. При этом трос 9, связывающий упор 5 рабочего положения столешницы 3 через механизм натяжения 10 с фиксатором 8, натянут и, преодолевая усилие пружины 11, разворачивает фиксатор 8 против часовой стрелки, обеспечивая свободное перемещение подкоса 2 внутри корпуса 1.

Пол кабины самолета расположен параллельно строительной горизонтали самолета. Поскольку корпус 1 установлен наклонно к полу кабины, самопроизвольного выдвижения вверх подкоса 2 из корпуса 1 не происходит и столик надежно расположен внутри приборной доски 13.

Описанную конструкцию отличает простота в исполнении, легкость использования. Выдвижение столика, как и его уборка происходят за два движения летчика.

1. Складной столик, содержащий корпус, расположенный в нем с возможностью линейного перемещения подкос с установленной на нем столешницей, а также механизм фиксации столика в выдвинутом положении, отличающийся тем, что столик снабжен упором рабочего положения столешницы, шарнирно соединенным с подкосом и с одним из концов столешницы, другой конец которой подвижно связан с подкосом, а упор рабочего положения столешницы связан с механизмом фиксации столика в выдвинутом положении.

2. Складной столик по п.1, отличающийся тем, что механизм фиксации столика в выдвинутом положении выполнен в виде фиксатора, шарнирно установленного на подкосе, связанного с упором рабочего положения и соединенного с упругим элементом, закрепленным также на подкосе.

3. Складной столик по п.1 или 2, отличающийся тем, что в сложенном положении столика рабочая поверхность столешницы расположена параллельно оси наклона подкоса.

4. Складной столик по п.3, отличающийся тем, что в сложенном положении столика ось шарнирного соединения столешницы и упора расположена выше оси шарнирного соединения упора с подкосом.

5. Складной столик по п.4, отличающийся тем, что в подкосе выполнена полость для размещения установленной на столешнице емкости для документации.

6. Складной столик по п.5, отличающийся тем, что столешница выполнена из двух шарнирно связанных между собой частей.

7. Складной столик по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что подкос установлен в направляющих качения, расположенных на корпусе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к кабинам транспортных самолетов. .

Изобретение относится к бытовому оборудованию, устанавливаемому на транспортных средствах с ограниченным объемом помещения на одного человека, в частности, в кабине небольшого самолета со штурвальным постом управления.

Изобретение относится к бытовому оборудованию самолетов. .

Изобретение относится к области транспорта, используется преимущественно для крепления пассажирских кресел и может быть использовано при креплении различных грузов.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к сиденью транспортного средства, оснащенного механизмом, несущим раскладываемый столик, снабженный листом с текстовой или графической информацией, которую может видеть пассажир, а также к листу с текстовой или графической информацией, предназначенному для указанного столика.

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано преимущественно для крепления кресел или других грузов к балкам пола самолета. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для фиксации элементов, которые соединяются или навешиваются в транспортных средствах, например облицовочных панелей в пассажирской кабине самолета.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов для транспортировки грузов, а также к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для транспортировки грузов в транспортных средствах для размещения личных вещей пассажиров внутри самолета, а также для отделения классов в пассажирской кабине.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к настилам и полам летательных аппаратов, и может использоваться при переоборудовании грузовых кабин в пассажирские, а также может быть использовано на морских и сухопутных транспортных средствах.
Изобретение относится к области средств транспорта, предпочтительно наземного. .

Изобретение относится к элементам конструкции транспортных средств, а именно к электрооборудованию. .

Изобретение относится к бытовому оборудованию, устанавливаемому на транспортных средствах с ограниченным объемом помещения на одного человека, в частности, в кабине небольшого самолета со штурвальным постом управления.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к электрооборудованию. .

Изобретение относится к устройству, предназначенному для опирания и удержания, для сохранения равновесия пассажиров любого роста в общественном пассажирском транспорте.

Изобретение относится к переносным вспомогательным опорным приспособлениям, предназначенным для помощи человеку при выходе из моторного транспортного средства и при посадке в него.

Изобретение относится к сиденью транспортного средства, оснащенного механизмом, несущим раскладываемый столик, снабженный листом с текстовой или графической информацией, которую может видеть пассажир, а также к листу с текстовой или графической информацией, предназначенному для указанного столика.

Изобретение относится к столовым принадлежностям, а именно к одноразовым стаканам для приготовления горячей пищи и напитков и может быть использовано на автотранспорте, морском, авиационном и железнодорожном транспорте.

Изобретение относится к бытовым приборам, которые могут быть использованы для подогрева полуфабрикатов, приготовления первых блюд из концентратов и кипячения воды, и может быть применено в транспортных средствах гражданского назначения, а также в воинских частях.

Изобретение относится к профилю рамы для каркаса рамы стеллажа, распределительного шкафа, стола или конструкции стола, а также к каркасу рамы, стола или конструкции стола с таким профилем рамы.
Наверх