Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с кольцевой рабочей камерой, имеющей впускное и выпускное окна, с расположенными в ней двумя парами лопастей, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью и установленных на соосных валах, соединенных с выходным валом механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса. Зубчатые колеса механизма синхронизации, закрепленные на валах ротора и выходном валу, имеют специальную форму делительной поверхности, обеспечивающую гармонический, например синусоидальный, закон изменения угловой скорости роторов при равномерном вращении вала отбора мощности. Повышается надежность, экономичность и технологичность изготовления двигателя. 3 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям, точнее к той их разновидности, которую обычно называют роторно-лопастными двигателями (Бирюков Б.Н. От водяного колеса до квантового ускорителя. М.: Машиностроение, 1990, с.66-68). Принцип действия таких двигателей состоит в следующем. На валах, проходящих по оси цилиндрического корпуса, вращаются два двухлопастных ротора, лопасти которых делят полость корпуса на четыре замкнутых объема. Роторы кинематически связаны между собой специальным механизмом связи (синхронизации), который обеспечивает неравномерность вращения роторов при равномерном вращении выходного вала (вала отбора мощности). При этом замкнутые объемы между лопастями изменяются и в них могут протекать рабочие циклы двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известен роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания (RU 2043521 C1, 10.09.1995), содержащий корпус с цилиндрической полостью, в которой с образованием камер переменного объема установлены поворотные лопасти, связанные с выходным валом через механизм преобразования движения, имеющий две пары эллиптических зубчатых колес.

Основными недостатками конструкции являются: несоответствие эллиптической формы зубчатых колес условию постоянства межосевого расстояния при вращении вокруг центров симметрии без проскальзывания (в зацеплении), большое значение угла зацепления (угла давления), особенно при значительной (более 40°) разности хода лопастей, что увеличивает нагрузку в зацеплении, снижает надежность конструкции, ограничивает величину разности хода лопастей, то есть рабочий объем и мощность.

Известен также роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, наиболее близкий по технической сути к предложенному и принятый за прототип (RU 2063526 C1, 10.07.1996). Он содержит корпус с рабочей камерой в виде полутора, в которой на соосных валах расположены поршни в виде диаметрально противоположных секторов, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью благодаря механизму синхронизации, содержащему две пары симметричных зубчатых колес переменного радиуса (параболических).

Причиной, препятствующей получению высокой эффективности двигателя, является ограниченность разности хода лопастей на уровне 40-50° допустимыми значениями угла зацепления (угла давления) зубчатых колес переменного радиуса в мертвых точках. Кроме того, использование в механизме связи одинаковых зубчатых колес переменного радиуса приводит к несимметричности функции передаточного отношения, то есть к неоправданно большому с точки зрения получения достаточной разности хода лопастей значению углового ускорения роторов, что в свою очередь увеличивает инерционные нагрузки на детали двигателя. Несимметричность функции передаточного отношения приводит также к неуравновешенности инерционных моментов роторов и к увеличению неравномерности крутящего момента двигателя.

Задачей данного изобретения является разработка конструкции высокоэффективного, экономичного, надежного и долговечного двигателя, имеющего высокие эксплутационные характеристики и технологичного в изготовлении.

Указанная задача достигается тем, что в роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с кольцевой рабочей камерой, имеющей впускное и выпускное окна, с расположенными в ней двумя парами лопастей, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью и установленных на соосных валах, соединенных с выходным валом механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса, согласно изобретению зубчатые колеса механизма синхронизации, закрепленные на валах ротора и выходном валу, имеют специальную форму делительной поверхности, обеспечивающую гармонический, например синусоидальный, закон изменения угловой скорости роторов при равномерном вращении вала отбора мощности, которая (форма) задается уравнениями:

R1=L(1+0,5αРCos2ϕ1)/(2+0,5αРCos2ϕ1)

R2=L-R1=L/(2+0,5αРCos2ϕ1), ϕ21+0,25αРSin2ϕ1,

где R1, ϕ1, - полярные координаты делительной поверхности зубчатого колеса, расположенного на валу отбора мощности, R2, ϕ2, - расположенного на валу ротора, L - межосевое расстояние, αP - разность хода лопастей (максимальный угловой размер одной камеры в радианной мере).

Использование в механизме связи некруглых зубчатых колес указанной формы позволяет увеличить разность хода лопастей (а следовательно, и рабочий объем, и мощность) при допустимых значениях угла зацепления. Например, при К=0,5 разность хода достигает ≈60° при максимальном угле зацепления ≈45° (при стандартном значении угла зацепления производящей рейки 20°).

При этом бóльшая разность хода достигается при меньших (по сравнению с прототипом) значениях угловых ускорений.

Симметричность функции передаточного отношения обеспечивает уравновешенность инерционных моментов роторов и снижает неравномерность крутящею момента двигателя.

Все это уменьшает нагрузки на детали двигателя, снижает требования к их прочности, повышает долговечность, технологичность изготовления, экономичность производства и эксплуатации.

На фиг.1 приведен продольный разрез, на фиг.2 - поперечный разрез предложенного двигателя, на фиг.3 изображены зубчатые колеса.

Роторно-лопастной двигатель содержит корпус 1, рабочая полость которого выполнена в виде кольцевой камеры и имеет впускное 4 и выпускное 5 окна. В рабочей полости расположены лопасти 6, в которых выполнены канавки для уплотнений 13. Лопасти установлены на валах 8 ротора, соединенных с выходным валом 12 механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса 11, установленные на валах ротора 8 и выходном валу 12. При такой конструкции механизма синхронизации между лопастями 6 ротора образуются камеры переменного объема, в каждой из которых за один оборот выходного вала и ротора совершается полный 4-тактный цикл ДВС. В зоне окончания такта сжатия в стенке рабочей камеры имеется отверстие 14 для запального устройства или свеча зажигания 15.

Двигатель работает следующим образом: при равномерном вращении выходного вала 12 в соответствии с переменным передаточным отношением механизма синхронизации лопасти 6 ротора имеют переменную скорость вращения, что приводит к изменению объема камер между лопастями при их неравномерном вращении в одном направлении. Увеличение объема происходит в зоне расположения впускного окна 4, через которое всасывается свежий заряд или воздух. В это же время в увеличивающейся камере с противоположной стороны ротора происходит расширение продуктов сгорания рабочей смеси - рабочий ход. В конце такта всасывания, когда объем камеры достигает максимального значения, впускное окно закрывается передней кромкой «отстающей» лопасти и начинается такт сжатия. С противоположной стороны ротора в этот момент задняя кромка «опережающей» лопасти открывает выпускное окно и начинается выпуск. В конце такта сжатия происходит воспламенение рабочей смеси запальным устройством 14 или свечой зажигания 15 и при переходе через мертвую точку начинается рабочий ход.

Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с кольцевой рабочей камерой, имеющей впускное и выпускное окна, с расположенными в ней двумя парами лопастей, имеющих возможность совершать вращательное движение с переменной скоростью и установленных на соосных валах, соединенных с выходным валом механизмом синхронизации, содержащим зубчатые колеса переменного радиуса, отличающийся тем, что зубчатые колеса механизма синхронизации, закрепленные на валах ротора и выходном валу, имеют специальную форму делительной поверхности, обеспечивающую гармонический, например синусоидальный, закон изменения угловой скорости роторов при равномерном вращении вала отбора мощности, которая (форма) задается уравнениями

R1=L(1+0,5αРCos2ϕ1)/(2+0,5αРCos2ϕ1);

R2=L-R1=L/(2+0,5αРCos2ϕ1), ϕ21+0,25αРSin2ϕ1,

где R1, ϕ1, - полярные координаты делительной поверхности зубчатого колеса, расположенного на валу отбора мощности; R2, ϕ2 - расположенного на валу ротора; L - межосевое расстояние; αP - разность хода лопастей (максимальный угловой размер одной камеры в радианной мере).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с неравномерным движением рабочих органов в кольцевой рабочей камере. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к двигателестроению. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано на автотранспортных средствах, в насосах, в авиации, а также в любой другой отрасли как силовой агрегат.

Изобретение относится к области роторных двигателей. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в производстве ДВС. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на транспорте, в энергетике и в любой отрасли народного хозяйства. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с неравномерным движением рабочих органов в кольцевой рабочей камере. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роторным машинам, и может использоваться в качестве двигателя, пневмо- или гидромашины. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к буровой технике, а именно к забойным двигателям, предназначенным для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в том числе для привода миксеров. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано на автотранспортных средствах, в насосах, в авиации, а также в любой другой отрасли как силовой агрегат.

Изобретение относится к области моторов и насосов, осуществляющих подачу среды к месту ее потребления, и может быть использовано для измерения расхода этой же подаваемой среды.

Изобретение относится к машине с вращающимся поршнем, содержащей корпус с призматической камерой, поперечный разрез которой образует овал нечетного порядка, состоящий из чередующихся дуг первого, меньшего, и второго, большего, радиусов кривизны, которые непрерывно и дифференцируемо переходят одна в другую и образуют при этом соответственно первые и вторые цилиндрические части внутренней стенки камеры; призматический вращающийся поршень, боковая поверхность которого имеет диаметрально противоположные цилиндрические части, которые имеют первый радиус кривизны и одна из которых располагается с возможностью вращения в соответствующей первой цилиндрической части внутренней стенки камеры, а другая прилегает к противоположной части внутренней стенки камеры, так что вращающийся поршень в любом положении делит камеру на два рабочих пространства, объемы которых при вращении поршня попеременно увеличиваются и уменьшаются, причем цилиндрические части боковой поверхности вращающегося поршня определяют срединную плоскость, в которой расположены мгновенные оси вращения вращающегося поршня, проходящие вдоль осей цилиндрических частей его боковой поверхности; средства для периодического впуска рабочего тела в рабочие пространства и выпуска его оттуда, причем на каждом участке движения вращающийся поршень первой из диаметрально противоположных частей своей боковой поверхности поворачивается в первой части внутренней стенки камеры, вращаясь вокруг соответствующей мгновенной оси вращения, проходящей вдоль оси цилиндрической поверхности первой части внутренней стенки камеры, а второй частью скользит вдоль противоположной второй части внутренней стенки камеры к следующей по направлению вращения первой части внутренней стенки камеры, где он достигает крайнего положения участка движения, после чего мгновенная ось вращения поршня скачком переходит в измененное положение, определяемое упомянутой следующей частью внутренней стенки и соответствующее другой оси вращения поршня, для последующего участка движения вращающегося поршня; и средства сцепления ведущего или ведомого вала с вращающимся поршнем
Наверх