Пожарно-спасательная машина, рама опорного основания, установленные на ней цистерна, подъемно-поворотное устройство, пожарно-спасательная лестница и система ее выдвигания

Группа изобретений относится к пожарно-спасательной технике. Технический результат пожарно-спасательной машины - сокращение сроков развертывания и уменьшение парка машин, пожарно-спасательной лестницы - универсальность при проведении работ, цистерны с огнетушащим составом - улучшение эксплуатации при отрицательной температуре. На соединенном с шасси машины опорном основании размещены бункеры для оборудования, опоры, опорно-поворотное устройство, лестница с узлами крепления оборудования и подъемного крана, цистерна и пожарный насос в отапливаемой кабине. Полиспастная система лестницы приводится в действие посредством подвижной каретки с блоками, соединенными тросами с блоками лестницы. Тетива колена образована швеллерами с закрепленными на полках верхними и нижними трубами и роликами, взаимодействующими с полкой и трубой смежного колена. Цистерна содержит бак для воды и емкость для пенообразователя, приемный патрубок насоса выполнен в виде короба, соединенного с днищем бака пластинами. Дренажная система содержит компенсатор давления, выполненный в виде установленной на баке емкости с трубкой. 6 н. и 17 з.п. ф-лы, 23 ил.

 

Группа изобретений относится к противопожарной и спасательной технике, предназначенной для проведения спасательных работ при тушении пожаров и в чрезвычайных ситуациях.

Из уровня техники известны пожарные и спасательные машины, оснащенные пожарно-спасательной лестницей и цистернами для огнетушащих средств.

Так, из описания изобретения к патенту РФ №2196627 С1, МПК А 62 С 27/00, дата публикации 20.01.2003 г., [1] известен автомобиль аварийно-технической службы, содержащий колесное шасси с многоместной кабиной и кунг, выполненный с перекрываемыми снаружи сдвижными облицовочными панелями с замковыми механизмами, внутри которого размещены цистерна, насос, электрогенератор, отсеки с узлами для крепления спасательного оборудования и инструментов, а также съемная лестница и мачта для прожектора. Недостатком аварийно-спасательной машины [1] является отсутствие противопожарного снаряжения, что ограничивает ее функциональные возможности.

В описании изобретения к патенту РФ №2236271 С2, МПК А 62 С 27/00, дата публикации 20.09.2004 г., [2] представлена пожарная машина, содержащая колесное шасси с кабиной водителя, соединенное с опорным основанием, на котором размещена кабина для боевого расчета, бункер для пожаротехнического оборудования, пульт управления, выдвижные передние и задние опоры, опорная стойка пакета колен, опорно-поворотное устройство и привод пожарно-спасательной лестницы. Пожарно-спасательная лестница выполнена телескопической, содержит узлы крепления с подъемно-поворотным устройством, механизм выдвигания пакета колен, кинематически связанный с механизмом выдвигания посредством полиспастной системы, содержащей блоки, установленные на концевых участках соответствующего колена, охватываемые тросом последовательно блока предыдущего колена, установленного в его конце, и далее блока, установленного в начале следующего колена. Представленное в описании [2] изобретение принято за наиболее близкий аналог пожарно-спасательной машины и установленной на ней пожарно-спасательной лестницы.

Недостатком известной [2] пожарной машины является ее выполнение без цистерны для огнетушащих средств и другого оборудования, используемого при проведении спасательных работ и тушения пожара, что ограничивает ее функциональные возможности и приводит к необходимости использовать другие транспортные средства, оснащенные спасательным и противопожарным оборудованием.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины, представленная в изобретении [2], оснащена парой лонжеронов, каждый из которых соединен с соответствующим силовым лонжероном рамы шасси, узлами установки опорно-поворотного устройства и пожарно-спасательной лестницы. Недостатком изобретения [2], принятого за наиболее близкий аналог платформы опорного основания пожарно-спасательной машины, является отсутствие мест расположения кабины боевого расчета и насоса, что приводит к недостаточно высокому коэффициенту использования занимаемого пространства.

Из описания изобретения к патенту Европейского патентного ведомства №1034815 В1, МПК А 62 С 27/00, дата публикации 25.06.2003 г., [3] известна установленная на колесном шасси цистерна для огнетушащего состава, содержащая бак для воды и емкость для пенообразователя, пожарный насос, гидравлически соединенный с баком, средство образования огнетушащего состава. Недостатком изобретения [3], принятого за наиболее близкий аналог цистерны, является размещение пожарного насоса и смесителя в неотапливаемой части машины, что ограничивает ее применение при эксплуатации при отрицательных температурах, а также неэффективное использование пространства и использование лишних деталей.

Подъемно-поворотное устройство пожарно-спасательной машины, представленное в изобретении [2], содержит установленные на платформе основание стрелы выдвижной лестницы, а также гидроприводы поворота и подъема, и пульт управления. Однако отсутствие механизма регулирования взаимного положения закрепленных на раме и на подъемно-поворотном устройстве ведущей и ведомой шестерен редуктора привода поворота приводит к погрешностям при повороте подъемно-опорного устройства и отклонению вершины лестницы от расчетного положения.

Выполнение каждого колена представленной в изобретении [2] пожарно-спасательной лестницы, оснащенной тетивой в виде концентрично расположенных труб коробчатого сечения, обеспечивает возможность выдвижения лестницы на большую высоту посредством пневмопривода, однако, для обеспечения жесткости короб выполняется с большой площадью поперечного сечения. Это увеличивает вес лестницы и приводит к увеличению энергозатрат при использовании лестницы, что является ее недостатком.

Система выдвигания пожарно-спасательной лестницы, представленная в изобретении [2], содержит раму, соединенную с блоками полиспастной системы выдвигания и сдвигания колен лестницы, и привод перемещения тросов полиспастной системы. Недостаток - большой диаметр блоков в связи с использованием в каждой ветви по одному тросу, что приводит к увеличению габаритов (и веса) полиспастной системы, системы выдвижения и пожарно-спасательной лестницы.

Решаемой технической задачей является повышение функциональных возможностей машины при проведении спасательных работ при тушении пожара и в чрезвычайных ситуациях.

Технический результат пожарно-спасательной машины состоит в сокращении сроков развертывания пожарно-спасательных средств в рабочее состояние на месте применения, а также в снижении затрат на содержание и эксплуатацию аварийно-спасательной техники.

Технический результат рамы опорного основания состоит в повышении эксплуатационных характеристик пожарно-спасательной машины.

Технический результат цистерны с огнетушащим составом состоит в повышении эксплуатационных характеристик и обеспечении использования в условиях отрицательных температур, а также повышении устойчивости при ее размещении на самоходном шасси.

Технический результат подъемно-поворотного устройства состоит в повышении удобства эксплуатации и технологичности его изготовления.

Технический результат пожарно-спасательной лестницы состоит в повышении универсальности для проведения спасательных работ путем ее оснащения узлами для крепления пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования и в снижении энергозатрат на ее выдвижение.

Технический результат системы выдвигания пожарно-спасательной лестницы состоит в повышении ее надежности.

Сущность группы изобретений состоит в следующем.

Пожарно-спасательная машина, как и в наиболее близком аналоге [2], содержит колесное шасси с кабиной водителя, соединенное с опорным основанием, бункеры для пожаротехнического оборудования, технические средства и агрегаты для хранения и подачи огнетушащих средств, пульты управления, выдвижные передние и задние опоры, опорную стойку пакета колен, опорно-поворотное устройство и привод выдвижной лестницы, но в отличие от наиболее близкого аналога [2] на опорном основании установлены цистерна с огнетушащим составом и кабина для боевого расчета, в которой размещен отопитель и пожарный насос, входы для подключения напорных и всасывающих рукавов размещены с левой и с правой сторон кабины для боевого расчета, на верхнем колене выдвижной лестницы установлены узлы крепления съемного оборудования, а на базовом колене - лебедочно-полиспастный грузоподъемный кран и фиксатор крюка крана, в бункерах - аварийно-спасательное оборудование, средства освещения и энергообеспечения.

Пожарно-спасательная машина характеризуется тем, что в состав съемного оборудования входят рабочая люлька с устройством для спасения людей, и/или, по меньшей мере, один прожектор, и/или пеногенератор, и/или управляемый лафетный ствол, пожарный насос установлен вблизи коробки отбора мощностей базового шасси и оснащен расположенными с обоих бортов шасси всасывающими и напорными фланцами для соединения с пожарными рукавами.

Пожарно-спасательная машина характеризуется тем, что кабина оснащена ступеньками и широкими дверными проемами с правого и левого борта, в полу кабины установлены съемные крышки в районе размещения коробки отбора мощностей базового шасси, сиденья для боевого расчета расположены под углом к оси автомобиля, в спинках сидений выполнены емкости для хранения индивидуальных средств защиты органов дыхания, а цистерна расположена над центром масс автомобиля.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины, как и в наиболее близком аналоге [2], оснащена парой лонжеронов, каждый из которых соединен с соответствующим силовым лонжероном рамы шасси, узлами установки опорно-поворотного устройства и пожарно-спасательной лестницы, но в отличие от наиболее близкого аналога [2] лонжероны рамы опорного основания в передней части выполнены с изгибом в вертикальной плоскости, указанные лонжероны соединены между собой в передней части трапецией передних опор, после изгиба - поперечиной, а в задней части - торцевой панелью опорного основания, с образованием платформы коробчатого сечения между поперечиной и торцевой панелью, и оснащена узлами крепления с задними телескопически выдвигаемыми опорами и с цистерной с пожаротушащим составом.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины характеризуется тем, что платформа коробчатого сечения рамы оснащена продольно встроенным маслобаком и бункерами для пожарно-технического вооружения.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины характеризуется тем, что база выдвинутых передних опор меньше базы выдвинутых задних опор, балки задних опор выполнены с возможностью горизонтального выдвижения и вертикального перемещения балок.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины характеризуется тем, что в задней части рамы размещен отсек для пожарно-технического вооружения, торцевая часть рамы выполнена в виде единого легкосъемного отсека, оснащенного лестницей для подъема на платформу и окном для доступа к органам управления опорами.

Цистерна с огнетушащим составом, как и в наиболее близком аналоге [3], содержит бак для воды и емкость для пенообразователя, пожарный насос, гидравлически соединенный с баком, средство образования огнетушащего состава, но в отличие от наиболее близкого аналога приемный патрубок насоса выполнен в виде короба, соединенного с днищем бака посредством пластин, установленных под углом к стенкам с образованием зазора между ними, в верхней части бака установлен, по меньшей мере, один компенсатор давления, выполненный в виде емкости, гидравлически соединенной с баком и оснащенной направленной вверх трубкой, а днище цистерны выполнено с уклоном вверх от центра.

Цистерна с огнетушащим составом характеризуется тем, что вдоль, по меньшей мере, одной стороны бака расположены средства крепления пластин составного волнореза.

При этом верхняя часть составного волнореза соединена со стенками цистерны посредством разъемного соединения, а нижняя часть составного волнореза установлена в соответствующем посадочном месте.

Цистерна с огнетушащим составом характеризуется тем, что в верхней части цистерны расположен, по меньшей мере, один герметичный люк.

Цистерна с огнетушащим составом характеризуется тем, что наружные стены соединены с панелями, содержащими материал с низкой теплопроводностью, и с облицовочными панелями.

Подъемно-поворотное устройство пожарно-спасательной машины, как и в наиболее близком аналоге [2], содержит основание стрелы выдвижной лестницы и приводы ее поворота и подъема с гидромотором и пультом управления, привод поворота содержит редуктор со встроенным тормозом, одна из шестерен редуктора соединена с основанием, а другая - с корпусом редуктора, при этом корпус редуктора соединения с основанием подъемно-поворотного устройства расположен с возможностью регулировки его положения относительно указанного основания.

Подъемно-поворотное устройство пожарно-спасательной машины характеризуется тем, что основание стрелы выдвижной лестницы выполнено в виде каркаса, соединенного с обшивкой из листового материала, а нижняя часть гидроцилиндров привода подъема стрелы посредством проушин закреплена на консольно-открытых концах оси, закрепленной на каркасе.

Пожарно-спасательная лестница, как и в наиболее близком аналоге [2], содержит узлы крепления с опорно-поворотным устройством, механизм выдвигания тетивы пакета колен, включающий полиспастную систему, содержащую блоки, установленные на концевых участках соответствующего колена, причем трос кинематически связывает блок предыдущего колена, установленный в его верхней части, с блоком, установленным в нижней части следующего колена, но в отличие от наиболее близкого аналога тетива каждого из колен содержит направляющие, выполненные в виде пары профилей швеллерного типа, обращенных полками навстречу друг другу, и, по меньшей мере, одной пары роликов, оси которых соединены соответственно с полкой и стенкой соответствующего профиля швеллерного типа, каждый из указанных профилей соединен с верхней и нижней трубой, верхняя труба закреплена на внешней поверхности верхней полки профиля швеллерного типа, а нижняя труба - на внешней поверхности нижней полки профиля швеллерного типа со смещением во внешнюю сторону от стенки профиля, при этом смежное колено выполнено с возможностью взаимодействия паза между полками профиля швеллерного типа с соответствующим роликом с горизонтальной осью вращения, а верхняя труба - с возможностью взаимодействия ее боковой поверхности с соответствующим роликом с вертикальной осью вращения.

Пожарно-спасательная лестница характеризуется тем, что ролик с вертикальной осью выполнен с возможностью регулирования положения его оси вращения.

Пожарно-спасательная лестница характеризуется тем, что тросы полиспастной системы, взаимодействующие с блоками при выдвигании колен, расположены ниже ступеней лестницы, а тросы, взаимодействующие с блоками при сдвигании колен, расположены между перилами лестницы.

Система выдвигания пожарно-спасательной лестницы, как и в наиболее близком аналоге [2], содержит размещенную на подъемно-поворотном устройстве раму с подвижной кареткой, соединенной с блоками полиспастной системы выдвигания и сдвигания колен лестницы, и привод перемещения каретки, но в отличие от наиболее близкого аналога [2] шток привода перемещения каретки, выполненного переменной длины, соединен с кареткой шарнирно, а корпус этого привода шарнирно соединен с каркасом основания подъемно-поворотного устройства.

Система выдвигания пожарно-спасательная лестницы характеризуется тем, что рама оснащена узлами крепления к двум гидроцилиндрам привода подъема стрелы подъемно-поворотного устройства, симметрично расположенным под острым углом к продольной оси пожарно-спасательной лестницы, при этом места установки болтов крепления стрелы к раме системы выдвигания расположены с разным шагом.

Система выдвигания пожарно-спасательной лестницы характеризуется тем, что шкивы блоков полиспастной системы выполнены, по меньшей мере, с двумя желобками, взаимодействующими с соответствующими параллельными тросами ветви тросовой системы.

Группа изобретений поясняется чертежами.

На фиг.1 показана пожарно-спасательная машина при виде сбоку.

На фиг.2 показан вид сбоку пожарно-спасательной машины со снятыми облицовочными панелями и без кабины для боевого расчета.

На фиг.3 показано в изометрии шасси пожарно-спасательной машины с рамой опорного основания и выдвинутыми передними и задними опорами.

На фиг.4 показано шасси с опорным основанием при виде сбоку.

На фиг.5 показан вид А на фиг.4.

На фиг.6 показан разрез Б-Б на фиг.4.

На фиг.7 показано опорно-поворотное устройство в изометрии.

На фиг.8 показана пожарно-спасательная лестница при виде сбоку.

На фиг.9 показана в изометрии система выдвигания колен пожарно-спасательной лестницы.

На фиг.10 показана рама системы выдвигания колен при виде сверху.

На фиг.11 показан разрез В-В на фиг.10.

На фиг.12 показан шкив блоков полиспастной системы.

На фиг.13 показан разрез Г-Г на фиг.8.

На фиг.14 показан вид Д на фиг.13.

На фиг.15 показан разрез Е-Е на фиг.14.

На фиг.16 показан вид Ж на фиг.8.

На фиг.17 показан разрез И-И на фиг.16.

На фиг.18 показан выносной элемент К на фиг.8.

На фиг.19 дан вид сбоку на полиспастно-лебедочный грузоподъемный кран.

На фиг.20 показана цистерна при виде сверху.

На фиг.21 показан разрез М-М на фиг.20.

На фиг.22 показан выносной элемент Н на фиг.21.

На фиг.23 показан выносной элемент П на фиг.21.

Пожарно-спасательная машина (фиг.1...4) содержит самоходное шасси 1 с кабиной водителя 2, рулевым управлением, двигателем, трансмиссией (не показаны) и рамой 3 опорного основания. На раме 3 опорного основания размещены кабина 4 для боевого расчета, бункер 5 для пожаротехнического оборудования (фиг.1), пульт управления, выдвижные передние 6 и задние 7 опоры, опорная стойка 8 пакета колен пожарно-спасательной лестницы 9, подъемно-поворотное устройство 10 с приводом 11 пожарно-спасательной лестницы 9 с узлами крепления съемного оборудования и лебедочно-полиспастного грузоподъемного крана, цистерна 12 для огнетушащего состава и пожарный насос 13 (фиг.2).

Рама 3 опорного основания (фиг.3, 4, 5) содержит раму, составленную из пары лонжеронов 14, каждый из которых соединен с соответствующим силовым лонжероном 15 рамы шасси 1. Лонжероны 14 рамы опорного основания 3 в передней части выполнены изогнутыми, соединены между собой трапецией 16, с которой соединены передние опоры 6 (фиг.6), после изгиба - поперечиной (не обозначена), а в задней части - торцевой панелью 17 рамы 3 опорного основания (фиг.5), с образованием платформы 18 коробчатого сечения (фиг.6) между поперечиной и торцевой панелью 17. На коробчатой части рамы 3 установлены узлы крепления цистерны 12 с пожаротушащим составом, бункеров 5 для пожаротехнического оборудования, продольно встроены маслобаки для гидравлической системы пожарно-спасательной машины, которые содержат в своих полостях пеналы под всасывающие рукава, входящие в состав пожарно-технического вооружения.

База выдвинутых передних опор 6 меньше базы выдвинутых задних опор 7 (фиг.5, 6). Балки задних опор 7 выполнены с возможностью горизонтального выдвижения и вертикального перемещения опор. Торцевая панель 17 платформы 18 выполнена в виде единого съемного узла (фиг.5, 6) с окном для доступа к органам управления выдвижными опорами 6, 7. На платформе 18 установлены лестница для подъема на платформу 18, пульт с органами управления опорами и места для размещения бункеров 5 с пожарно-техническим вооружением и спасательным оборудованием (не обозначено). При этом каждый узел, элемент пожарно-технического вооружения и оборудования вписан в конструкцию таким образом, чтобы максимально использовать весь объем машины.

Кабина 4 для боевого расчета выполнена со ступеньками, широкими проемами и дверями с правого и левого борта, оснащена обогревателем, сиденьями с емкостями для хранения и средствами крепления индивидуальных средств защиты личного состава. В кабине 4 боевого расчета вблизи коробки отбора мощностей базового шасси 1 установлен пожарный насос 13 (фиг.2), оснащенный расположенными с обоих бортов шасси 1 всасывающими и напорными магистралями 19 (фиг.1) для соединения с пожарными рукавами. В полу кабины 4 установлены съемные крышки в районе размещения коробки отбора мощностей базового шасси (не обозначены). Сиденья могут устанавливаться под углом к продольной оси пожарно-спасательной машины, что позволяет экипажу сидеть вполоборота к выходу.

Крыша кабины боевого расчета имеет продольный проем, используемый для размещения колен пожарно-спасательной лестницы. Цистерна 12 с огнетушащим составом размещена в районе центра масс пожарно-спасательной машины (фиг.2) и закрыта облицовочными панелями 20, соединенными с опорным основанием 3 (фиг.1).

Подъемно-поворотное устройство 10 пожарно-спасательной машины содержит установленные на платформе 18 с возможностью поворота основание 21 (фиг.7) стрелы лестницы 9, а также приводы ее подъема 11 и поворота (фиг.2), содержащие гидромотор и пульт управления (не показано). Привод поворота содержит редуктор (который может быть планетарным, червячным и т.п.) со встроенным тормозом. Одна из шестерен 22 редуктора соединена с основанием 21, а другая шестерня 23 - с корпусом 24 редуктора. Корпус 24 редуктора соединен с основанием 21 с возможностью перемещения относительно основания 21 (фиг.7) посредством разъемного, например, болтового соединения 25, расположенного в пазах (не показано). Каркас 26 основания 21 соединен с обшивкой 27 из листового материала, нижняя часть гидроцилиндра подъема стрелы посредством проушин крепится на консольно-открытых концах оси 28, закрепленной на каркасе 26 подъемно-поворотного устройства 10 (фиг.7), и оснащен узлами 29 шарнирного соединения 30 с лестницей 9.

Пожарно-спасательная лестница 9 (фиг.8) выполнена телескопической, содержит подрамник, включающий механизм выдвижения и соединенный с опорно-поворотным устройством 10 (фиг.1, 2, 9), механизм выдвигания пакета колен, оснащенный полиспастной системы, содержащей охватываемые тросом блоки, установленные на верхнем и нижнем концевых участках соответствующего колена. Механизм выдвигания содержит раму 31, кинематически связанную с ней подвижную каретку 32, соединенную со штоком 33 привода механизма выдвигания посредством шарнира 34, блоки сдвигания 35 и выдвигания 36, соединенные с кареткой 32 и взаимодействующие с соответствующими тросами полиспастной системы (фиг.9, 10, 11). Привод механизма выдвигания выполнен переменной длины, например, в виде корпуса 37 и штока 33, одним концом, например штоком 33, соединен с кареткой 32, а другим, например корпусом 37, шарнирно соединен с каркасом 26 основания 21. Рама 31 механизма выдвигания посредством шарнирного соединения 30 крепится к узлам 29 на каркасе 26 подъемно-поворотного устройства и со стрелой лестницы 9 взаимодействует посредством болтового соединения 38, расположенного с разным шагом, учитывая распределения нагрузки на него. Шкивы 39 блоков 35, 36 полиспастной системы выполнены, по меньшей мере, с двумя желобками 40, каждый из которых взаимодействует с соответствующим тросом ветви тросовой системы (фиг.12). В задней части рамы 31 механизма выдвижения расположен редуктор с барабаном для грузоподъемного крана.

Тетива 41 каждого из колен содержит направляющие, выполненные с профилем швеллерного типа, например, в виде пары швеллеров 42, имеющих стенку 43, и обращенные навстречу друг другу полки 44. С внешними поверхностями верхней и нижней полок 44 соединены соответственно верхняя 45 и нижняя 46 трубы коробчатого профиля, причем обращенные навстречу друг другу поверхности верхних труб 45 тетивы 41 каждого колена выполнены плоскими, а нижние трубы 46 смещены во внешнюю сторону от стенки 43 соответствующего швеллера 42 (фиг.13). Полка 44 швеллера 42 и трубы 45 и 46 взаимно усиливаются в связи с увеличением суммы толщин полки 44 и стенок труб 45, 46, что повышает прочность и жесткость тетивы 41.

Для обеспечения возможности перемещения относительно друг друга на стенке 43 каждого швеллера 42 закреплена горизонтальная ось, по меньшей мере, одного ролика 47, а на полке 44 каждого швеллера 42 установлен, по меньшей мере, один ролик 48 с вертикальной осью 49 (фиг.13). При этом ролики 47 взаимодействуют с полками 44 смежного колена, а ролики 48 - с боковой поверхностью верхней трубы 45. Ролик 48 соединен с полкой 44 швеллера 42 посредством кронштейна 50 (фиг.14), обеспечивающего возможность эксцентричного (ступенчатого) изменения положения его оси 49, например, посредством выполнения в основании кронштейна 50 ряда соединительных отверстий, либо выполнения хвостовика 51 оси 49 ролика 48 с эксцентриситетом относительно оси симметрии ролика 48 при закреплении оси хвостовика 51 в посадочном гнезде 52 кронштейна 50 (фиг.15).

Ветви тросов полиспастной системы, взаимодействующие с блоками 35 и 36 при выдвижении колен, расположены ниже ступеней 53 лестницы 9 (фиг.12), а ветви тросов, взаимодействующие с блоками 35 и 36 при сдвигании колен, расположены между перилами 54 лестницы (фиг.13, 16, 17). Блоки полиспастной системы, установленные на коленах лестницы 9, выполнены со шкивами 39 с двумя желобками 40 аналогично блокам 35 и 36 (фиг.12).

Верхнее колено 55 лестницы 9 может оснащаться узлами 56, 57, 58 крепления соответственно съемной рабочей платформы 59, управляемого лафетного ствола 60 или пенопровода и пеногенератора, что позволяет дистанционно управлять потоком огнетушащих средств и использовать пожарно-спасательную машину в качестве пеноподъемника и осветительной мачты 61 (фиг.18). Базовое колено 62 (фиг.19) может оснащаться узлом 63 крепления полиспастно-лебедочного подъемного крана 64, в котором крюк 65 с поворачивающейся кассетой 66 с блоками полиспаста крепится в транспортном положении посредством фиксатора 67, установленного на нижней поверхности базового колена 62.

Цистерна 12 для огнетушащего состава (фиг.2) содержит бак 68 для воды и емкость 69 для пенообразователя (фиг.21), гидравлически соединенную с баком 68, всасывающий патрубок, выполненный в виде перевернутого короба 70 (вверх дном) для образования пожаротушащего состава (фиг.21, 22), гидравлически связанный с баком 66 и емкостью 69, в котором размещен приемный патрубок насоса 13. Днище бака 68 имеет небольшой уклон вверх от центра, что позволяет выбирать весь запас воды. Объем емкости 69 для пенообразователя составляет не более 0,1 объема бака 68.

Гидравлическая связь короба 70 с емкостью 69 для пенообразователя может быть выполнена в виде трубопровода с управляемым клапаном (на фиг. не показано), а с баком 68 - в виде каналов между пластинами 71, закрепленными на днище 72 бака 68 (фиг.22). Расстояние между пластинами 71 выбрано из соображений предотвращения попадания крупного мусора в приемный патрубок насоса 13, а высота пластин 71 - из условия предотвращения возникновения воздушной воронки.

Бак 68 и емкость 69 оснащены дренажными системами (фиг.20, 21), оснащенными, по меньшей мере, одним компенсатором давления. Дренажная система бака 68 выполнена в виде установленных в верхней части бака 68 компенсатора давления, обеспечивающего соединение внутреннего объема бака 68 с атмосферой и представляющего собой емкость 74, соединенную с баком 68 каналом и дренажной трубкой 73 с (фиг.21, 23). Дренажная система емкости 69 содержит, по меньшей мере, одну дренажную трубку 76, соединяющую внутренний объем емкости 69 с атмосферой (фиг.20). При этом в дренажной системе бака 68 и емкости 69 трубки 76 и 75 оснащены оголовками 77.

Цистерна 14 оснащена волногасителями, выполненными в виде пластин 78, установленных, по меньшей мере, вдоль одной из сторон бака 68. Волногасители установлены вдоль продольной оси машины с установленной на ней цистерной 14 для предотвращения раскачивание машины. Соединения пластин 78 (имеющих, как правило, ребра жесткости) волногасителя со стенками 79 бака 68 могут выполняться как разъемными, так и неразъемными.

В верхней части цистерны 14 расположен, по меньшей мере, один герметично закрывающийся люк 80 для осмотра и обслуживания бака 68, емкости 69 и короба 70. Стенки 79 бака 68 и/или облицовочные панели 20 цистерны 14 могут соединяться с панелями 81 из материала с низкой теплопроводностью (фиг.20).

Пожарно-спасательная машина работает следующим образом.

Боевой расчет, прибывший на пожарно-спасательной машине на место пожара или иной чрезвычайной ситуации, разворачивает пожарно-спасательное оборудование.

Сначала выставляются передние 6 и задние 7 опоры, затем отводится в сторону и опускается стрела, на которой устанавливается требуемое по условиям обстановки оборудование. При пожаре из бункеров 5 разворачиваются бухты пожарных рукавов, достаются из отсеков всасывающие рукава, и подсоединятся к нагнетательным и/или всасывающим магистралям 19 пожарного насоса 13 (фиг.1). На узлах 56 и/или 57 верхнего колена 55 в зависимости от ситуации устанавливаются рабочая платформа 59 и/или управляемый лафетный ствол 60, или пенопровод, и/или пеногенератор (фиг.19).

При проведении спасательных операций в чрезвычайных ситуациях на узле 58 верхнего колена 55 устанавливаются прожектора 61 и/или снимается с фиксатора 65 крюк 63 полиспастно-лебедочного грузоподъемного крана 62, установленного на базовом колене 60 лестницы 9. Имея возможность использовать технические компоненты в зависимости от сложившейся ситуации на объекте, например, тушения очага возгорания можно проводить с помощью только воды, либо применять дополнительно пенообразователь, при эвакуации людей использовать рабочую платформу 59, при разборке завалов применять кран 62. Функциональные возможности пожарно-спасательной машины на месте применения можно наращивать, используя пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование, размещенное в бункерах 5.

Размещение в отапливаемой кабине 4 для боевого расчета встроенных в спинку индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, сокращает время их приготовления к использованию и позволяет исключить ожог легких при использовании холодного кислорода в зимнее время. Наличие патрубков для подключения напорных и всасывающих рукавов с левой и с правой сторон кабины повышает удобство использования и сокращает время на установку машины на месте применения. Съемные крышки люков в полу кабины обеспечивают доступ для обслуживания и ремонта коробки передач базового шасси. Большие дверные проемы и ступеньки обеспечивают удобство пользования автомобилем расчетом, особенно в полной экипировке пожарных и спасателей. Установленный в кабине пожарный насос 13 находится в тепле, что предотвращает замерзание воды в нем в холодное время года. Кроме того, расположенный в непосредственной близости от коробки отбора мощности пожарный насос 13 не требует соединения с помощью длинной карданной передачи привода пожарного насоса при расположении его, например, в задней части автомобиля.

В результате пожарно-спасательная машина обеспечивает решение комплексных задач, что придает ей универсальность. Это приводит к сокращению сроков развертывания пожарно-спасательных средств в рабочее состояние на месте применения, а также снижает затраты на содержание и эксплуатацию парка аварийно-спасательной техники.

Рама опорного основания пожарно-спасательной машины работает следующим образом.

Использование передней части рамы 3 опорного основания обеспечивает компактность размещения пожарно-спасательного оборудования при заданных габаритных размерах всей машины и обеспечивает необходимую жесткость конструкции опорного контура.

Выдвижные передние 6 и задние 7 опоры отличаются друг от друга конструкцией. Выполнение базы в выдвинутом состоянии передних опор 6 передней части замкнутого опорного контура меньшей, чем база задних опор 7, не уменьшает устойчивость машины и приводит к упрощению конструкции передних опор. Такое решение дает возможность улучшить компоновку передней части рамы опорного основания. Балки задних опор 7 выдвигаются горизонтально, а затем опускаются и выравнивают машину до горизонтального уровня. С помощью опор и дополнительных подкладок (подушек) машина может устанавливаться на местности с уклоном до 5 град., что позволяет выполнить требования нормативных документов и исключить применение механизма выравнивания лестницы. Задние опоры 7 при необходимости можно разместить под препятствием, например выставить под автомобиль (фиг.3), если площадка опорного контура во время развертывания машины занята каким-либо грузовиком. Доступ к пеналам с пожарными рукавами осуществляется через двери отсеков с декоративной обшивкой. Задняя торцевая часть платформы выполнена в виде единого узла, в который входят лестницы для подъема на платформу, пульт с органами управления опорами и места для ПТВ. Этот узел целиком съемный, что при снятии его обеспечивает доступ к задним опорам 7 при их ремонте и обслуживании.

В результате повышаются эксплуатационные характеристик пожарно-спасательной машины.

Подъемно-поворотное устройство пожарно-спасательной машины работает следующим образом.

Подъемно-поворотное устройство 10 выполнено с каркасом 26 из профильной трубы с обшивкой листовым материалом 27. Этим достигается жесткость на кручение, что позволяет равномерно распределить нагрузки на элементы крепления с опорно-поворотным устройством. Редуктор (планетарный, червячный и т.п.) со встроенным тормозом обеспечивает плавность поворота стрелы (телескопической лестницы). Выполнение редуктора с регулировочными болтами 35 дает возможность выбирать зазор между ведущей шестерней 23 и венцом 22 опорно-поворотного устройства 10, исключая люфт во время поворота стрелы. Крепление нижней части гидроцилиндров 11 подъема стрелы производится посредством проушин на консольно-открытых концах оси 28, закрепленной у основания подъемно-поворотного устройства. Это обеспечивает удобство при ремонте, упрощает конструкцию в связи с уменьшением количества деталей, уменьшает количество мест скопления грязи. В результате повышается удобство эксплуатации.

Пожарно-спасательная лестница работает следующим образом.

С пульта управления на подъемно-поворотном устройстве (на фиг. не показан) гидроприводом поднимается стрела выше мешающих ее повороту препятствий, разворачивается опорно-поворотное устройство 10 и поднимается пакет колен пожарно-спасательной лестницы 9. Штоком 33 механизма выдвигания вдоль рамы 31 перемещается каретка 32. Ветви тросов полиспастной системы, взаимодействующие с установленными на каретке 32 блоками 35, 36, пакет колен раздвигается в пожарно-спасательную лестницу 9.

Выполнение тетивы 41 каждого из колен лестницы 9 составленной из соединенных ступенями 53 швеллеров 42, усиленных верхней 45 и нижней 46 трубами, увеличивают ее прочность, что сказывается на общей прочности колен особенно на кручение, при этом тетива 41 работает на сжатие, а перила 9 - на растяжение. Оснащение верхнего и нижнего участков каждого колена блоками, взаимодействующими с тросом полиспастной системы, обеспечивает возможность поступательного перемещения колен друг относительно друга. Наличие роликов 47 и 48, оси которых соединены со стенкой 43 и полкой 44 швеллеров 42 и катящихся соответственно по полке 44 и боковой поверхности верхней трубы 45 смежного колена, снижает силы трения при взаимном перемещении колен и тем самым уменьшает энергопотери в полиспастной системе. Участвующие в заделке колен ролики 48, расположенные по одному справа и слева в задней (нижней) части, обеспечивают возможность изменения зазора с помощью эксцентриковых хвостовиков 51 осей 49 и удержание необходимого положения колен телескопической лестницы при выдвигании. Выполнение блоков со шкивами 39 с двумя желобками 40 позволяет уменьшить диаметр троса за счет выполнения двух ветвей, что делает полиспастную систему более компактной. Соединение вертикальной оси 49 ролика 48 с полкой 44 посредством кронштейна 50 с эксцентриситетом относительно оси симметрии гнезда в кронштейне 50 позволяет регулировать соосное положение колен относительно друг друга, что снижает боковое отклонение верхнего колена 55 лестницы в выдвинутом положении.

Благодаря использованию в механизме выдвижения блоков со шкивом с 2-мя желобками и малому диаметру тросов уменьшаются габариты лестницы 9. Это позволяет размещать тросы выдвигания напротив блоков выдвигания на вершине базового колена и исключает использование отклоняющих роликов на нижней плоскости пакета колен, как у аналога. Выполнение полиспастной системы с расположением тросов раздвигания под ступеньками 53, а тросов сдвигания - по бокам межу перилами 54 исключает помехи для передвижения человека по выдвинутой лестнице 9.

Наличие узлов 56, 57, 58 на верхнем колене 55 обеспечивает широкие эксплуатационные возможности при использовании лестницы в качестве пеноподъемника, пеногенератора, места установки лафетного ствола 60 при установке рабочей платформы 59 для спасения людей, а также установки прожекторов 61 повышают эксплуатационные характеристики лестницы 9 при тушении пожаров и проведении спасательных работ.

Установка на вершине базового колена исполнительной части лебедочно-полиспастного грузоподъемного крана 64 позволяет использовать пожарно-спасательную машину при разборе завалов, погрузке аварийных легковых автомобилей, хозяйственных работах и т.д.

Таким образом, оснащение пожарно-спасательной лестницы 9 узлами для крепления пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования повышает ее универсальность при проведении спасательных работ при пожаре и в чрезвычайных ситуациях.

Система выдвигания пожарно-спасательной лестницы работает следующим образом.

Гидроцилиндр выдвигания, расположенный за пределами рамы 31 и закрепленный в ее передней части штоком 33, перемещает каретку 31 вперед и назад, тем самым обеспечивает выдвигание или сдвигание телескопической лестницы 9. Рама 31 механизма выдвигания является несущим элементом стрелы. Места установки болтового соединения 38 расположены с разным шагом, учитывая распределения нагрузки на них. Для уменьшения рабочих диаметров блоков 35 и 36, с целью их компактного размещения в коленах телескопической лестницы, используется более тонкий трос, но для достижения необходимой прочности блоки выполнены со шкивами 39 с двумя желобками 40. В результате система выдвигания повышает надежность пожарно-спасательной лестницы.

Цистерна для огнетушащего состава работает следующим образом.

Включается размещенный в отапливаемой кабине 4 пожарный насос 13, и через приемный патрубок пожаротушащий состав поступает в подсоединенные к магистралям 19 пожарные рукава. Благодаря выполнению приемного патрубка в виде короба 70, стенки которого соединены с днищем 72 бака 68 для воды посредством пластин 71 с каналами между ними, предотвращается образование воронки и попадание в насос 13 мусора. Наличие дренажных систем бака 68 и емкости 69 предотвращает создание в них разряжения при разгрузке и давления при загрузке. Наличие компенсатора давления, выполненного в виде емкости 74, установленной над баком 68, и гидравлически связанного с ним, предотвращает расплескивание воды при полном баке 68 и не позволяет закупориться льдом дренажной трубке 73 при отрицательной температуре воздуха. Для контроля уровня воды и пенообразователя устанавливаются промышленные датчики уровня. Цистерна закреплена к платформе 18 опорного основания 3 кронштейнами, расположенными на ребре жесткости днища, с применением усиливающих накладок, обеспечивающих достаточный запас прочности конструкции. При установке цистерны 12 на пожарно-спасательной машине во время движения волнорезы предотвращают боковое опрокидывание при поворотах и продольные удары при торможении и разгоне машины.

Таким образом, в условиях отрицательных температурах предотвращается замерзание воды, что повышает эксплуатационные характеристики цистерны и пожарно-спасательной машины в условиях отрицательных температур.

Степень раскрытия группы изобретений позволяет их разработать и изготовить на любом специализированном предприятии и использовать как в комплексе на аварийно-спасательной машине, так и по отдельности при установке пожарно-спасательной лестницы и/или цистерны для огнетушащего состава на специализированной пожарной машине.

1. Пожарно-спасательная машина, содержащая колесное шасси с кабиной водителя, соединенное с опорным основанием, бункер для пожаротехнического оборудования, пульты управления, выдвижные передние и задние опоры, опорная стойка пакета колен, опорно-поворотное устройство и привод выдвижной лестницы, отличающаяся тем, что на опорном основании установлены цистерна с огнетушащим составом и кабина для боевого расчета, в которой размещен пожарный насос, на верхнем колене выдвижной лестницы установлены узлы крепления съемного оборудования, а на базовом колене - лебедочно-полиспастный грузоподъемный кран и фиксатор крюка крана, входы для подключения напорных и всасывающих рукавов размещены с левой и правой сторон кабины для боевого расчета.

2. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что в состав съемного оборудования входят рабочая люлька с устройством для спасения людей, и/или, по меньшей мере, один прожектор, и/или пеногенератор, и/или управляемый лафетный ствол.

3. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что пожарный насос установлен вблизи коробки отбора мощностей базового шасси и оснащен расположенными с обоих бортов шасси всасывающими и напорными фланцами для соединения с пожарными рукавами.

4. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что кабина оснащена ступеньками и широкими дверными проемами с правого и левого бортов, в полу кабины установлены съемные крышки в районе размещения коробки отбора мощностей базового шасси, сиденья для боевого расчета расположены под острым углом к оси автомобиля, в спинках сидений выполнены емкости для хранения индивидуальных средств защиты органов дыхания, а цистерна расположена над центром масс машины.

5. Рама опорного основания пожарно-спасательной машины, оснащенная парой лонжеронов, каждый из которых предназначен для соединения с соответствующим силовым лонжероном рамы шасси, узлами установки опорно-поворотного устройства и пожарно-спасательной лестницы, отличающаяся тем, что лонжероны рамы опорного основания в передней части выполнены с изгибом, указанные лонжероны соединены между собой в передней части трапецией передних опор, после изгиба поперечиной, а в задней части - торцевой панелью опорного основания с образованием платформы коробчатого сечения между поперечиной и торцевой панелью.

6. Рама опорного основания по п.5, отличающаяся тем, что она оснащена узлами крепления с задними телескопически выдвигаемыми опорами и с цистерной с пожаротушащим составом.

7. Рама опорного основания по п.5, отличающаяся тем, что платформа коробчатого сечения рамы оснащена продольно встроенным маслобаком и бункерами для пожарно-технического вооружения.

8. Рама опорного основания по п.5, отличающаяся тем, что база выдвинутых передних опор меньше базы выдвинутых задних опор, балки задних опор выполнены с возможностью горизонтального выдвижения и вертикального перемещения балок.

9. Рама опорного основания по п.5, отличающаяся тем, что в задней части рамы размещен отсек для пожарно-технического вооружения, торцевая часть рамы выполнена в виде единого легкосъемного отсека, оснащенного лестницей для подъема на платформу и окном для доступа к органам управления опорами.

10. Цистерна для огнетушащего состава, содержащая бак для воды и емкость для пенообразователя, пожарный насос, гидравлически соединенный с баком, средство образования огнетушащего состава, отличающаяся тем, что приемный патрубок насоса выполнен в виде короба, соединенного с днищем бака, в верхней части бака установлен, по меньшей мере, один компенсатор давления, выполненный в виде емкости, гидравлически соединенной с баком и оснащенной направленной вверх трубкой, а днище цистерны выполнено с уклоном вверх от центра.

11. Цистерна по п.10, отличающаяся тем, что короб соединен с днищем бака посредством пластин, установленных под углом к стенкам с образованием зазора между ними.

12. Цистерна по п.10, отличающаяся тем, что вдоль, по меньшей мере, одной стороны бака расположены средства крепления пластин составного волнореза.

13. Цистерна по п.12, отличающаяся тем, что верхняя часть составного волнореза соединена со стенками цистерны посредством разъемного соединения, а нижняя часть составного волнореза установлена в соответствующем посадочном месте.

14. Цистерна по п.10, отличающаяся тем, что в верхней части цистерны расположен, по меньшей мере, один герметичный люк.

15. Цистерна по п.10, отличающаяся тем, что наружные стены соединены с панелями, содержащими материал с низкой теплопроводностью, и с облицовочными панелями.

16. Подъемно-поворотное устройство пожарно-спасательной машины, содержащее основание стрелы выдвижной лестницы и приводы ее поворота и подъема, отличающийся тем, что привод поворота содержит редуктор со встроенным тормозом, одна из шестерен редуктора соединена с основанием, а другая - с корпусом редуктора, при этом корпус редуктора предназначен для соединения с основанием подъемно-поворотного устройства с возможностью регулировки его положения относительно указанного основания.

17. Подъемно-поворотное устройство по п.16, отличающееся тем, что основание стрелы выдвижной лестницы выполнено в виде каркаса, соединенного с обшивкой из листового материала, а нижняя часть гидроцилиндров привода подъема стрелы посредством проушин закреплена на консольно-открытых концах оси, закрепленной на каркасе.

18. Пожарно-спасательная лестница, содержащая узлы крепления с подъемно-поворотным устройством, механизм выдвигания тетивы пакета колен, включающий полиспастную систему, содержащую блоки, установленные на концевых участках соответствующего колена, причем трос кинематически связывает блок предыдущего колена, установленный в его верхней части, с блоком, установленным в нижней части следующего колена, отличающийся тем, что тетива каждого из колен содержит направляющие, выполненные в виде пары профилей швеллерного типа, обращенных полками навстречу друг другу, и, по меньшей мере, одной пары роликов, оси которых соединены соответственно с полкой и стенкой соответствующего профиля швеллерного типа, каждый из указанных профилей соединен с верхней и нижней трубами, верхняя труба закреплена на внешней поверхности верхней полки профиля швеллерного типа, а нижняя труба - на внешней поверхности нижней полки профиля швеллерного типа со смещением во внешнюю сторону от стенки профиля, при этом каждое колено выполнено с возможностью взаимодействия паза между полками профиля швеллерного типа с соответствующим роликом с горизонтальной осью вращения, а верхняя труба - с возможностью взаимодействия ее боковой поверхности с соответствующим роликом с вертикальной осью вращения.

19. Пожарно-спасательная лестница по п.18, отличающаяся тем, что ролик с вертикальной осью выполнен с возможность регулирования положения его оси вращения.

20. Пожарно-спасательная лестница по п.18, отличающаяся тем, что тросы полиспастной системы, взаимодействующие с блоками при выдвигании колен, расположены ниже ступеней лестницы, а тросы, взаимодействующие с блоками при сдвигании колен, расположены между перилами лестницы.

21. Система выдвигания пожарно-спасательной лестницы, содержащая размещенную на подъемно-поворотном устройстве раму с подвижной кареткой, соединенной с блоками полиспастной системы выдвигания и сдвигания колен лестницы, и привод перемещения каретки, отличающаяся тем, что шток привода перемещения каретки, выполненного переменной длины, соединен с кареткой шарнирно, а корпус этого привода шарнирно соединен с каркасом основания подъемно-поворотного устройства.

22. Система выдвигания по п.21, отличающаяся тем, что рама оснащена узлами крепления к двум гидроцилиндрам привода подъема стрелы подъемно-поворотного устройства, симметрично расположенным под острым углом к продольной оси пожарно-спасательной лестницы, при этом места установки болтов крепления стрелы к раме системы выдвигания расположены с разным шагом.

23. Система выдвигания по п.21, отличающаяся тем, что шкивы блоков полиспастной системы выполнены, по меньшей мере, с двумя желобками, взаимодействующими с соответствующими параллельными тросами ветви тросовой системы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике пожаротушения, преимущественно, при отрицательных температурах окружающей среды в условиях северных широт. .

Изобретение относится к устройствам для поливки и мойки и может быть использовано в машинах для мойки дорожных покрытий, а также в пожарных машинах. .

Изобретение относится к оборудованию, используемому при проведении пожароспасательных работ, для подъема пожарных и средств тушения пожаров, а также эвакуации людей из зданий и сооружений при аварийных и чрезвычайных ситуацях.

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям вертолетов, применяемых для пожаротушения. .

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к техническим способам и средствам, предназначенным для предотвращения замерзания запаса воды, находящейся в цистерне пожарного автомобиля, при помощи тепла, образующегося иначе, чем в результате сгорания топлива.

Изобретение относится к противопожарной технике, предназначенной для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях. .

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с пожарами, преимущественно лесными, в том числе расположенными в труднодоступных местах.

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. .

Изобретение относится к способам и устройствам для спасения жизни и противопожарной технике, а именно к доставке противопожарного и аварийно-спасательного оборудования от транспортных средств или мест хранения до мест применения (использования) при тушении пожаров и других аварийно-спасательных работах, требующих сосредоточения различных видов оборудования за малое время, а также эвакуации пострадавших и материальных ценностей

Изобретение относится к устройствам генерирования пены и может быть использовано на различных объектах, преимущественно на объектах ядерно-топливного цикла

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к пожарным автомобилям

Изобретение относится к средствам нагревания для получения горячей или перегретой воды, в частности используемым при пожаротушении, а именно на установках пожаротушения, размещаемых на автомобильных шасси

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при тушении пожаров в жилых и производственных помещениях, в том числе для тушения развитых (интенсивных) пожаров в них

Изобретение относится к области спецтехники, в частности пожарной техники, и может быть использовано при производстве и эксплуатации специальных, в частности, пожарных автомобилей

Изобретение относится к области пожарной техники, а конкретно к средствам пожаротушения в труднодоступных районах

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для прокладки защитных минерализованных полос, а также тушения низовых пожаров грунтом, особенно в безводных лесных массивах
Наверх